УдК 398 (517)
ББК Ш3(5мо)-33
Татьяна Максаровна Дугаржапова,
доктор филологических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
об изучении проблем поэтики стиха монголоязычных народов
Автор утверждает, что возросший интерес к проблемам поэтики и стиля не является случайным. Развитие литературного процесса и эволюция поэтических жанров находит свое отражение в стиле. Только писатель, обладающий зрелым стилем, может убедительно показать изменения не только в обществе в целом, но и в духовном мире отдельного человека.
Исследование поэтики и стиля раскрывает творческие возможности художника слова.
С этой точки зрения стилевые поиски в поэзии монголоязычных народов, особенно новые тенденции, сложившиеся в последние годы, дают богатый материал для определенных размышлений и выводов по становлению поэтики и стиля непосредственно на национальной литературной почве.
Ключевые слова: художественный мир, литературная почва, поэтика художественного текста, эволюция поэтических жанров, творческие поиски, новаторские приемы, национально-поэтическое своеобразие.
Tatiana Maksarovna Dugarzhapova,
Doctor of Philology, Professor, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
To the Problem of Poetics of the Mongolian Speaking People Poetry
The increasing interest to the problems of poetics and style is not accidental. The development of literary process and evolution of poetic genres finds its reflection in style. Only the writer, having the mature style, can convincingly show the changes not only in society itself, but in the spiritual world of every single person.
The studying of poetics and style represents the creative abilities of the author. From this point of view, the style searches in the poetry of Mongolian speaking people, especially new tendencies, formed during the last years, give rich material for thinking and conclusions on the problem of poetics and style, based on the national literature.
Keywords: artistic world, literary basis, poetics of the literary text, evolution of poetical genres, creative search, innovative methods, national poetical originality.
Изучение проблем поэтики и стиля является одной из важнейших задач современного литературоведения. Особенно возрастает интерес к методике и методологии исследования художественного произведения - к структурным, семиотическим, вероятностностатистическим и другим вопросам поэтики. «Проблема, однако, стучится в дверь. Можно иронизировать над гуманитарием, кокетничающим с математикой, можно (и нужно) полемизировать с крайностями, но нельзя не видеть под этой пеной достаточно сильной струи, которая настойчиво рвется в общественные науки, и в частности - в литературоведение, в поэтику. Вопросы структурализма, вопросы изучения искусства как знаковой системы занимают ныне философскую, эстетическую мысль во всём мире ... Наступает, а
вернее, уже наступил момент, когда наша теоретическая мысль должна сказать обо всем своё вразумительное слово» [4, с. 190].
Ещё в ранние века (от Аристотеля, Горация и до теоретика классицизма Буало) термином «поэтика» обозначилось учение о словесном искусстве в целом, то, что в настоящее время называется теорией литературы. Позже, на протяжении последнего столетия поэтикой (греч. poietike - поэтическое искусство) стали называть раздел литературоведения, предмет которого - состав, строение и функции произведений, а также роды и жанры литературы [31, с. 143].
В литературоведении обычно различаются поэтики нормативные (ориентирующиеся на опыт одного из литературных направлений
© Т. М. Дугаржапова, 2012
195
и его обосновывающие) и общая поэтика, уясняющая универсальные свойства словеснохудожественных произведений [27, с. 25-26].
Слово «поэтика» в сочетании с определением «историческая» обрело дополнительный смысл: «Это дисциплина в составе литературоведения, предмет которой - эволюция словесно-художественных форм (обладающих содержательностью), а также творческих принципов писателей: их эстетических установок и художественного миросозерцания» [31, с. 143-145, 172].
Начало истории поэтики обычно связывают с исследованием древнегреческого философа Аристотеля «Об искусстве поэзии» или «Поэтика», в котором рассматривались как природа творческого процесса вообще, так и природа различных форм литературных видов и жанров, как особенности поэтической речи, так и проблемы стихосложения. Всё это непосредственно занимало и русское литературоведение на протяжении всей истории его развития, начиная с работ А. А. Потебни, у которого интерес к проблемам лингвистики отличался такой же глубиной анализа и широтой охвата изучаемого материала, как и интерес ко многим литературоведческим проблемам. Так, в фундаментальных трудах «Мысль и язык», «Из лекций по теории словесности», «Из записок по теории словесности», «Эстетика и поэтика» А. А. Потебня излагает стройную теорию слова и образа. «Поэзия, - писал он - есть преобразование мысли... посредством конкретного образа, выраженного в слове» [22]. Данную теорию иносказательности не всегда правильно интерпретировали, на что обратил внимание бурятский учёный С. Ш. Чагдуров, исследователь поэтики эпоса: «Поэтический образ каждый раз, когда воспринимается и оживляется понимающим, говорит ему нечто иное и большее, чем то, что в нём непосредственно заключено. Таким образом, поэзия есть всегда иносказание ... в обширном смысле слова» [23].
Как справедливо заметил С. Ш. Чагдуров, анализируя эту цитату, многие ученики и последователи А. А. Потебни видели сразу же «нечто иное», а «нечто большее» не замечали. Между тем именно это «большее», по мнению С. Ш. Чагдурова, было важно у А. А. Потебни, поскольку «смысловая реальность слова, благодаря условиям его функционирования в составе художественно организованного целого, очень часто включает многие дополнительные смыслы, нюансы, различные ассоциативные наслоения... В
условиях мастерства и шлифовки из формул вырастает не нечто иное, а нечто большее. Это не «преобразование», а обогащение мысли» [23].
Фундаментальные работы основоположника исторической поэтики академика
А. Н. Веселовского основываются на конкретном материале славянских и других языков и литератур, на данных фольклора народов разных стран. В частности, он рассматривал историческую поэтику как «эволюцию поэтического сознания и его форм» [6].
Среди исследований, посвящённых изучению структуры форм художественного произведения, наиболее значительными по глубине анализа и широте охвата материала представляются труды М. М. Бахтина «Вопросы литературы и эстетики» (М., 1975), «Эстетика словесного творчества» (М., 1979), «Проблема текста» (Собр. соч. Т. 5. М., 1996. С. 306-326), В. В. Виноградова «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика» (М., 1963), «Поэтика русской литературы» (М., 1976),
Н. К. Гея «Художественность литературы. Поэтика. Стиль» (М., 1975), В. М. Жирмунского «Теория литературы. Поэтика. Стилистика» (Л., 1977), Ю. Н. Тынянова «Поэтика. История литературы» (М., 1977), Д. С. Лихачёва «Поэтика древнерусской литературы» в книге «Избранные работы» (Л., 1988), Ю. М. Лотмана «Лекции по структуральной поэтике» (Тарту, 1964), «Структура художественного текста» (М., 1970), М. А. Ворониной «Поэтика классического японского стиха» (М., 1978), Я. Му-каржовского «Исследования по эстетике и теории искусства» (М., 1994), «Структуральная поэтика» (М., 1996) и др.
Также представляют несомненный интерес монографические исследования, посвящённые поэтике отдельных поэтов и писателей - С. Бочарова «Поэтика Пушкина» (М., 1974), М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» (М., 1972), В. Громова «Поэтика М.Рыльского (1910-1929)» (Киев, 1972),
А. Марченко «Ностальгия по настоящему» (О поэтике А.Вознесенского) в журнале «Вопросы литературы» (М., 1978), Л. Тимофеева «О поэтике Маяковского», «О поэтике Блока» в книге «Советская литература» (М., 1964), А. Чудако-ва «Поэтика Чехова» (М., 1971) и др.
Прослеживаемая тенденция изучения проблем поэтики в тесной связи с природой художественного творчества, методикой изучения разных жанров и видов послужила основой для более широкого рассмотрения исследуемых вопросов. Думается, что поэти-
ка должна изучать не только структуру литературных произведений разных жанров и систему эстетически-изобразительных средств, используемых в этих произведениях: определенные её достижения должны содействовать развитию как художественного творчества, так и литературного процесса в целом.
И хотя объект изучения и грани поэтики понимаются исследователями по-разному, а сама наука отождествляется то с теорией литературы, то с теорией поэтической речи, несомненны и её тесная связь с искусством слова, и её плодотворное влияние на развитие изобразительных средств поэтической речи [21, с. 55].
Именно словесно-изобразительное мастерство писателя является основным средством в создании литературных образов. «Литература, - писал А. М. Горький, - это искусство пластического изображения посредством слова» [10, с. 387]. Отношение поэта к окружающему миру определяется через образы в словесно-изобразительном (языковом) выражении. Средством выражения образного мышления поэта является национальный язык, «творчески обработанный писателем» для его «авторских» замыслов.
Значимость именно слова в стихотворном тексте особо выделял Л. Тимофеев: «В лирике, где характер выступает в индивидуальном переживании, то есть в принципе и в особенности с предельной напряженностью, это выражается и в особой экспрессивности речи, в «зычном голосе», в той весомости слова, которую мы ощущаем в стихе. Потому-то можно сказать больше, чем в прозе» [26, с. 62-63].
По В. В. Виноградову, «нет слов и языковых словоформ, которые не могут стать материалом для образа. Необходимо лишь, чтобы применение их в целях художественной образности было стилистически и эстетически оправдано» [7, с. 119].
Итак, основной категорией художественного произведения является образ, в создании которого принимает участие язык - материал словесного искусства. Следовательно, могучая сила поэтического слова выражается в его образности.
Образное слово - важнейшая проблема стилистики художественной речи как науки, которая изучает словесное мастерство писателей, роль выразительных средств языка, «секреты» создания образно-художественной речи с помощью неистощимых и весьма изобретательных приёмов употребления как красочных, так и стилистически нейтральных,
лишённых этого качества речевых средств [7, с. 97]. И прежде всего в этом оформлении мы видим тесную связь стилистики (языка художественной литературы) с поэтикой и теорией поэтической речи.
Стилистикой художественной речи плодотворно занимались такие известные ученые, как Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. В. Томашевский, А. И. Ефимов, Г. Н. Поспелов и др.
Проблемам, связанным с образными возможностями слова в художественной литературе, посвящена работа академика В. В. Виноградова «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика» (М., 1963). По его мнению, образ, во-первых, может состоять из слова, сочетания слов; из абзаца, главы или целого литературного произведения. Именно образ является эстетически организованным элементом стиля литературного произведения. Поэтому образы в художественном произведении могут быть в определённой связи друг с другом, образуя как бы «сплав» образов или «многоплановый» образ. Во-вторых, в художественном произведении слово, с одной стороны, относится к общенародному языку, а с другой - к тому миру действительности, который творчески создаётся или воссоздается в художественном тексте. Именно слово является строительным элементом для построения художественного текста и соотнесено с другими элементами его (текста - Т. Д.) конструкции или композиции. Его смысловая структура расширяется и обогащается теми художественноизобразительными «приращениями смысла», которые развиваются в системе целого эстетического объекта [7, с. 208].
В. Кожинов в работе «Художественный образ и действительность» (М., 1962) тоже учитывает эти два аспекта изучения образа и приходит, в частности, к заключению, что «... в художественном образе отражается и претворяется объективная действительность» [18, с. 587].
Итак, «словесный образ» - это отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа, часть литературного произведения или даже целое художественное произведение как эстетически организованный элемент поэтической речи. Именно словесные образы наглядно показывают нам, как писатель видит и художественно воспроизводит окружающий мир, «одухотворяет» природу, отражает душевное состояние человека. Литературные образы и всё художественное произведение в целом создаются из словесных образов.
Образное слово обладает не только смысловой, но и эстетической функцией. Именно эстетические взгляды поэта находят отражение в его стихотворениях. В частности, М. Б. Храпченко заключает, что «... своеобразие творчества талантливого писателя как эстетической системы состоит в том, что каждое его новое произведение несёт с собой образное раскрытие либо ещё не исследованных художниками процессов жизни, духовного мира человека, либо важных сторон тех явлений, которые уже были объектами художественных обобщений» [33, с. 61].
Эстетическое воздействие поэтического слова в том, что оно творчески создается писателем и творчески воссоздаётся читателем. Поэтический образ не только воспринимается, но и переживается. Читатель не только читает писателя, но и творит вместе с ним, подставляя в его произведения всё новое и новое содержание. И в этом смысле можно смело говорить «о сотворчестве» читателя автору [7, с. 94-129].
Ю. Н. Тынянов видел одну из основных качеств художественного слова в том, что это слово характеризуется не определённым (т. е. постоянным), а «колеблющимся» семантическим признаком. Эти колеблющиеся признаки дают «слитный групповой смысл» - «подвижную» семантику связного текста. Неустойчивое по своему значению, гибкое художественное слово вступает в связи с разными рядами слов, благодаря чему возникают различные планы повествования: текст и подтекст (т. е. другое осмысление, скрытый смысл), которые взаимодействуют друг с другом, создавая выпуклый, «стереоскопический» образ. То есть слово образно определяется Тыняновым как «... хамелеон, в котором каждый раз возникают не только разные оттенки, но иногда и разные краски» [29, с. 292].
Главным является необычность, многоплановость значений поэтического слова, которые предоставляют благоприятную возможность «творчески» осмыслить, более того, воссоздать образ наших представлений, вызывая соответствующие эмоции. Следовательно, художественный образ в стихотворных произведениях призван помочь не только осмыслить, но и воссоздать душевное состояние, внутренний мир человека. В отличие от прозаического поэтический текст строго регламентирован строением строфы, рифмой, ритмом, размером и т. д. То есть слово в стихотворении не только содержит смысл, но и зависит от целого
ряда формальных моментов. Поэтому основной целью поэта является то, чтобы читатель схватывал смысл образа. «Читая (или слушая) стихотворение, читатель одновременно воспринимает его логический смысл и магию его поэтической речи ощущает различные, сменяющиеся оттенки его ритма, его языка и стиха, которые находятся в определённом, более или менее сложном взаимодействии со смыслом» [30, с. 18].
У каждого поэта есть свои излюбленные композиционные и стилевые приёмы. Так, монголоязычные, в частности, бурятские поэты искали в стихе прежде всего музыкальность. Это выражалось в плавных, напевных ритмах их лирики.
По М. М. Бахтину, «поэтика - это прежде всего область эстетических исследований» [5]. К поэтике относится и система эстетических, стилевых средств как отдельного художественного произведения и автора, так и целого литературного направления. Под понятием «стиль», «стилистика» понималось своеобразие, художественная индивидуальность [19, с. 420].
В настоящее время понятию «стиль» дают следующее определение: «Это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определённой оригинальностью и выражающее некое содержание... Художественная форма представляет собой не набор или конгломерат отдельных приёмов, а содержательно обусловленную целостность; её выражением и является категория стиля. Слагаясь в стиль, все элементы формы подчиняются единой художественной закономерности, обнаруживают наличие организующего принципа. Он как бы пронизывает структуру формы, определяя характер и функции любого её элемента» [14, с. 352-354].
Именно в области поэтики интегрируются литературоведческий и лингвистический, эстетический (искусствоведческий) и стилистический подходы к изучению строения художественных произведений. Следовательно, поэтика - связующее звено между лингвистикой и эстетикой слова, а творческий аспект языка неотделим от специфики национальной культуры [11, с. 303].
Теория и методология, разработанные в русской стилистике, давно получили признание и в отношении других языков. Они имеют важное значение для развития поэтики, стилистики художественной речи монголоязычных народов, изучение которых находит-
ся ещё на начальном этапе. Поэтому исследование опыта в использовании богатств языка монгольских народов для создания художественных образов, накопленного талантливыми поэтами и прозаиками, является одной из основных задач современной бурят-монгольской стилистики и поэтики.
Исследование проблем поэтики и стиля необходимо для раскрытия самобытности творчества любого поэта, для более глубокого проникновения в его художественный мир, показа его творческих поисков и новаторских приёмов и выявления его роли в истории литературы.
В национальных литературах в последние годы развивается наука о художественноэстетических средствах, языковых, композиционных, типовых структурах литературных произведений, о жанрах и формах литературы.
В фундаментальных трудах известного башкирского учёного, академика Г. Б. Хусаи-нова «Пути развития башкирской поэзии» (Уфа, 1968), «Эпоха. Литература. Писатель» (Уфа, 1978), «Башкирская советская поэзия» (М., 1983) последовательно рассматриваются проблемы эволюции многообразных жанровых форм лирики, вопросы традиции и новаторства, национально-поэтического своеобразия башкирской литературы. Исследователь конструктивно анализирует вопросы изучения поэтики художественного текста; язык и стиль известных башкирских поэтов: М. Карима, Н. Наджми, С. Кудаша и других, «владеющих тончайшим искусством современного психологического анализа, способностью аналитического исследования сложных явлений действительности...» [35].
В работе К. Ахмедьянова «Теория литературы» (Уфа, 1971) предпринята попытка изучения национального своеобразия жанров (поэзии) на фоне общетеоретических положений [1].
В трудах М. Ф. Гайнуллина «Время. Конфликт. Характер...» (Уфа, 1974) и А. Н. Киреева «О жанровых особенностях эпической поэзии башкирского народа» (1964) более обстоятельно освещается развитие жанрово-стилевых направлений фольклора и драматургии [8, с. 114].
В содержательной монографии известного учёного Р Н. Баимова «Судьба жанра» (Уфа, 1984) рассматривается процесс формирования и эволюции жанров башкирской прозы, а конкретнее - романа [14]. Для нас в данной работе наибольший интерес пред-
ставляет глава «Стилевое многообразие и жанровое новаторство», где автор на высоком научно-теоретическом и методологическом уровне провёл анализ художественного текста и пришёл к выводу, что именно «плодотворные поиски обогащают нашу литературу новыми характерами, новыми средствами выразительности, многообразием стилей, в значительной степени определяют и эволюцию, степени развития башкирской прозы, уровень его творческого мастерства» [2, с. 251-298].
Исследования по поэтике в бурятской гуманитарной науке в основном касаются фольклора, эпоса «Гэсэр». Это труды С. Ш. Чагду-рова «Поэтика Гэсэриады» (Иркутск, 1993), М. И. Тулохонова «Героический эпос бурят: вопросы поэтики и стиля» (Улан-Удэ, 1993), Е. О. Хундаевой «Бурятский эпос о Гэсэре: связи и поэтика» (Улан-Удэ, 1999).
Фундаментальное монографическое исследование известного бурятского учёного С. Ш. Чагдурова «Поэтика Гэсэриады» состоит из пяти глав, последовательно связанных между собой единой методологической концепцией многопланового изучения эпоса бурятского народа. В специальной главе даётся глубокая и разносторонняя характеристика общих проблем поэтики и связи с возможностями образного слова и единством содержания и формы поэтики эпоса.
В отдельных главах исследованы системы поэтических идей, иносказательный образный строй, а также конкретные вопросы, связанные с изучением гармонии стиха, напева, сюжетосложения и композиции. По мнению учёного, поэтику Гэсэриады удобнее представлять в двух частях, а именно, внутренней (содержательной): а) идея борьбы Гэсэра в защиту Человека; б) целостная система иносказаний: намеков, символов, аллегорий, гротесков, основанных на ассоциативной сути образного мышления; и внешней (формальной): а) структура стабильных улигерных формул хэб, включающих в себя постоянные эпитеты и образные или экспрессивно окрашенные имена, глаголы; б) силлабические формы улигерного стиха и соответствующие им формы напева; в) архитектоника текста.
В монографии отмечается, что природа эпоса Гэсэр является гимном Человеку, гимном Земле - во имя спасения жизни на ней. Учёный видит основное её отличие от поэтики остальных, более поздних письменных (монгольских, тибетских и др.) редакций в том, что бурятскими певцами - улигершинами
разработана своя система иносказательных приёмов и традиций этого величественного эпического гимна: «... бурятская Гэсэриада своим идейным и образным содержанием и соответствующими ему единицами эпической формы вносит свою определённую лепту в мировую народнопоэтическую сокровищницу» [36].
В монографии «Стихосложение Гэсэриа-ды» С. Ш. Чагдуров на конкретном материале анализирует устоявшиеся законы эпической симметрии и формы народного ритма, обнаруживая в них две стороны одних и тех же древних художественных традиций [37].
В исследовании «Героический эпос бурят: вопросы поэтики и стиля» М. И. Тулохо-нов через комплекс изобразительно-выразительных средств и стилевых приёмов языка раскрывает всю полноту и многообразие эпической картины мира [28, с. 50].
Работа Е. О. Хундаевой «Бурятский эпос о Гэсэре: связи и поэтика» посвящена проблемам поэтики бурятской и монгольской Гэ-сэриады. При этом автор уделяет большое внимание лексическим, фразеологическим и грамматическим средствам бурятского языка при создании эпической образности. Также рассматриваются вопросы фоноэстетических слов, гипонимии, конверсивов, своеобразных парадигматико-синтаксических отношений в эпосе о Гэсэре [34, с. 164].
Исследования по поэтике в бурятском литературоведении никак не обходят стороной проблем стихосложения. В трудах А. М. Хам-гашалова «Опыт исследования бурят-монгольского стихосложения», Г. О. Туденова «Бурятское стихосложение», В. И. Золхоева «Средства ритмической организации бурят-монгольского языка», И. А. Кима «О рифме в бурятской поэзии» на большом фактическом материале устанавливается ритмическое правило как фольклорного (улигерного), так и современного стихосложения. Отметим далее несомненную значимость трудов по стихосложению не только бурятского, но и других монгольских народов. В частности, исследователь монгольского стиха Л. Г. Герасимович подчёркивает большой вклад бурятских стиховедов в научный и систематический анализ метрики стиха монгольских народов и считает, что многие выводы обстоятельно аргументированы и интересны [9, с. 127].
По стилистике бурятского литературного языка имеются исследования, анализирующие, в основном, язык и стиль писателей, их отдельные произведения [13; 32; 39; 24; 25].
Работа Л. Д. Шагдарова «Функциональностилистическая дифференциация бурятского литературного языка» (Улан-Удэ, 1974) является первым монографическим исследованием функциональных стилей бурятского литературного языка. В данной монографии последовательно рассматриваются проблемы развития бурятского литературного языка в стилистическом аспекте. В главах всесторонне изучены стилистические возможности лексики и фразеологии, синтаксиса, морфологии и словообразования бурятского языка. Автор приходит к выводу, что в становлении бурятского литературного языка, его стилистической системы приняли участие три самостоятельные языковые системы: бурятский разговорный язык, и прежде всего хоринский диалект; старописьменный монгольский и русский языки.
По мнению учёного, в настоящее время в составе бурятского национального литературного языка сформировались четыре разновидности языка или функциональных стиля: 1) художественно-литературный,
2) общественно-публицистический ,
3) научно-педагогический (или учебный) и
4) литературно-разговорный. Именно на основе данных стилей автором выделяются многочисленные речевые стили, в том числе индивидуальные стили писателей [38, с. 242]. Безусловно, это глубокое исследование известного бурятского учёного Л. Д. Шагдарова является серьезной основой в разработке сложных проблем стилистики не только бурятского, но и монгольских языков.
В бурятском литературоведении имеется немало работ, посвящённых истории развития национальной поэзии. Монография И. Л. Кима «Бурятская советская поэзия 20-х гг.» [17], изданная в Улан -Удэ в 1968 г., была первой научной работой, обстоятельно и полно анализирующей историю становления поэтической культуры бурятского народа. Исследователем проделана большая, кропотливая работа по собиранию и изучению произведений национальных поэтов первых послеоктябрьских лет, опубликованных в многочисленных источниках, газетах, литературно-художественных куриалах на бурятском и русском языках: «Очин», <^глеенэй бYPYYл» ( Утренние сумерки), «Товарищ» и др. Тема работы требовала от автора хороших знаний монгольского, бурятского и русского языков. Следует отметить, что исследование велось автором на фоне общего литературного процесса, происходящего в трудный пе-
риод развития национальной поэзии. Исследователь, опираясь на большой фактический материал, показывает зарождение бурятской советской поэзии, её истоки, опыт использования достижений устной народной поэзии, русской классической и советской литературы, дореволюционного рукописного периода развития национальной поэзии.
В монографии подробно рассматриваются произведения Солбонэ Туя, Б. Барадина, Д.-Р Намжилона, Ч.-Л. Базарона, X. Намса-раева, Г.-Д. Нацова, Д. Дашинимаева, Б. Базарона, Ж. Балдан-Жабона, Б. Абидуева, Г. Дугарова, Мунко Саридака (Б. Найдаков) и других писателей. И. А. Ким, объективно рисуя картину развития бурятской поэзии 20-х гг., умело показывает творческие поиски, раскрывает неудачи и достоинства произведений начинающих поэтов. Он ведёт дискуссию с критиками, разбирает причины имевшихся недостатков в творчестве поэтов. В своей работе И. А. Ким поднимает, на наш взгляд, важную проблему бурятского литературоведения, а именно - задачу изучения индивидуального стиля писателя, а разработка данной темы по-прежнему остаётся актуальной и в наши дни.
Монографические разделы «Истории бурятской советской литературы» [15] и «Истории советской многонациональной литературы» [16], написанные известными учёными
B. Ц. Найдаковым, И. А. Кимом, Г. О. Тудено-вым, Ц.-А.Дугар-Нимаевым и А. Б. Соктое-вым, обобщают многие стороны художественного творчества бурятских поэтов.
Особый интерес представляют содержательные статьи ученых-литературове-дов (В. Ц. Найдакова, Ц.-А. Дугарнимаева, И. А. Кима, Г. О. Туденова, С. Ж. Балданова,
C. Ш. Чагдурова, Т. И. Очировой, М. М. Хам-гушкеевой, Е. Е. Балданмаксаровой и др.), посвящённые проблемам развития бурятской поэзии.
Проблема традиции и новаторства достаточно широко изучена в бурятском литературоведении в монографии В. Ц. Найдакова «Традиция и новаторство в бурятской совет-
ской литературе» [20]. В ней обстоятельно прослеживается развитие бурятской литературы, её приемы и традиции, при этом выделяются элементы дореволюционной культуры бурятского народа, а также опыт и традиции русской культуры.
В содержательной монографии Е. Е. Бал-данмаксаровой «Бурятская поэзия: традиции и новаторство (20-80-е гг.)» [3] рассматривается проблема взаимодействия национальных и инонациональных (русской, восточной) художественных традиций, новаторских исканий, определивших идейные, жанровые особенности бурятской поэзии 20-80-х гг. Вместе с тем в бурятской поэзии наименее исследованными остаются проблемы поэтики и стиля.
Можно назвать из числа имеющихся у нас работы автора данной статьи, специально посвященной поэтике, - «Поэтика Д. Ул-зытуева», «Поэтика бурятского стиха» [12]. В них впервые в бурятском литературоведении даётся системный анализ художественновыразительных средств поэтики бурятского стиха. Творчество поэтов рассматривается в контексте достижений новаторских поисков, способствующих развитию стилистики современного бурятского стиха.
Целью дальнейшего исследования должно явиться создание особого научного направления в литературоведении монголоязычных народов - исследование проблем поэтики бурят-монгольского стиха, что обусловливает создание более полной картины поэзии монгольских народов в русле выявления основных её стилевых направлений.
Развитие и обогащение современной поэзии монголоязычных народов должно быть непосредственно прослежено в его стилистическом проявлении, в ходе поисков основных направлений в развитии, а также его ведущих жанрово-стилевых особенностей.
Значение исследования должно заключаться в том, что изучение проблем поэтики и стиля современной монголоязычной поэзии открывает возможности для создания особого направления - поэтической стилистики литературы монгольских народов.
Список литературы
1. Ахмедьянов К. Теория литературы. Общие сведения. Уфа : Башкнигоиздат, 1971. 388 с.
2. Баимов Р. Н. Судьба жанра. Уфа : Башкнигоиздат, 1984. 319 с.
3. Балданмаксарова Е. Е. Бурятская поэзия: традиции и новаторство (20-80-е годы). Улан-Удэ : Изд-во БГУ. 1999.
4. Барабаш Ю. Я. Вопросы эстетики и поэтики. М. : Иностр. лит-ра, 1961. 394 с.
5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
6. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940. 355 с.
7. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М. : Изд-во АН СССР, 1963. 255 с.
8. Гайнуллин М. Ф. Время. Конфликт. Характер. Уфа, 1974.
9. Герасимович Л. К. Монгольское стихосложение. Л. : Изд-во ЛГУ, 1975.
10. Горький А. М. Соч. : в 30 т. М. : Гослитиздат, 1955. Т. 26. 593 с.
11. Григорьев В. П. Поэтика слова (на материале русской советской поэзии). М. : Наука, 1979. 343 с.
12. Дугаржапова Т. М. Поэтика Д. Улзытуева. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 2001. 187 с. ; её же - Поэтика бурятского стиха. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. 180 с.
13. Дугаржапова Т. М. Язык поэтических произведений Д. Дашинимаева. Улан-Удэ : БНЦ СО РАН, 1993. 122 с.
14. Есин А. Б. Стиль // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М. : Академия, 1999.
15. История бурятской советской литературы. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во,
1967. 474 с.
16. История советской многонациональной литературы. М., 1970-1974.
17. Ким И. А. Бурятская советская поэзия 20-х годов. Улан-Удэ, 1968.
18. Кожинов В. И. Художественный образ и действительность // Теория литературы. М. : Изд-во АН СССР, 1952. 587 с.
19. Литературный энциклопедический словарь. М. : Сов. энциклопедия, 1987.
20. Найдаков В. Ц. Традиции и новаторство в бурятской советской литературе. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1976. 424 с.
21. Новиков А. Л. Искусство слова. М. : Педагогика, 1991.
22. Потебня А. А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.
23. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М. : Наука, 1975.
24. Санжина Д. Д. Лингвостилистическое исследование бурятских исторических романов (на материале произведений Б. Санжина, Ч. Цыдендамбаева, Д. Ба-тожабая) : дис. ... канд. филол. наук. Улан-Удэ, 1987. 188 с.
25. Санжина Д. Д. Язык бурятской художественной литературы (лингвостилистическое описание лексики). Улан-Удэ, 2000. 200 с.
26. Тимофеев Л. И. Поэтика В. Маяковского. М. : Сов. писатель, 1941.
27. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.; Л., 1931. 154 с.
28. Тулохонов М. И. Героический эпос бурят: вопросы поэтики и стиля (дис. ... в форме научного доклада). Улан-Удэ : БНЦ СО РАН, 1993.
29. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. М. : Сов. писатель, 1965. 301 с.
30. Фридлендер Г. М. О некоторых проблемах поэтики сегодня // Исследования по поэтике и стилистике. Л. : Наука, 1973.
31. Хализев В. Е. Теория литературы. М. : Высшая школа, 1999.
32. Хамгушкеева И. С. О языке бурятской советской литературы и задачах его изучения // Развитие литературных языков народов Сибири в советскую эпоху (материалы конф.). Улан-Удэ : БКНИИ, 1965.
33. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М. : Худ. лит-ра, 1977. 446 с.
34. Хундаева Е. О. Бурятский эпос о Гэсэре: связи и поэтика. Улан-Удэ : БНЦ СО РАН, 1999.
35. Хусаинов Г. Б. Пути развития башкирской советской поэзии. Уфа : Башкни-гоиздат, 1968. 402 с.
36. Чагдуров С. Ш. Поэтика Гэсэриады. Иркутск : Изд-во ИГУ, 1933. 367 с.
37. Чагдуров С. Ш. Стихосложение Гэсэриады. Улан-Удэ : БФ СО АН СССР, 1984. 125 с.
38. Шагдаров Л. Д. Функционально-стилистическая дифференциация бурятского литературного языка. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1974. 346 с.
39. Язык художественной литературы Бурятии. Улан-Удэ : БФ СО АН СССР, 1982. 134 с.
Spisok literatury
1. Ahmed'janov K. Teorija literatury. Obwie svedenija. Ufa : Bashknigoizdat, 1971. 388 s.
2. Baimov R. N. Sud'ba zhanra. Ufa : Bashknigoizdat, 1984. 319 s.
3. Baldanmaksarova E. E. Burjatskaja pojezija: tradicii i novatorstvo (20-80-e gody). Ulan-Udje : Izd-vo BGU. 1999.
4. Barabash Ju.Ja. Voprosy jestetiki i pojetiki. M. : Inostr. lit-ra, 1961. 394 s.
5. Bahtin M. M. Voprosy literatury i jestetiki. M., 1975.
6. Veselovskij A. N. Istoricheskaja pojetika. L., 1940. 355 s.
7. Vinogradov V. V. Stilistika. Teorija pojeticheskoj rechi. Pojetika. M. : Izd-vo AN SSSR, 1963. 255 s.
8. Gajnullin M. F Vremja. Konflikt. Harakter. Ufa, 1974.
9. Gerasimovich L. K. Mongol'skoe stihoslozhenie. L. : Izd-vo LGU, 1975.
10. Gor'kij A. M. Soch. : v 30 t. M. : Goslitizdat, 1955. T. 26. 593 s.
11. Grigor'ev V. P. Pojetika slova (na materiale russkoj sovetskoj pojezii). M. : Nauka,
1979. 343 s.
12. Dugarzhapova T. M. Pojetika D. Ulzytueva. Ulan-Udje : Burjat. kn. izd-vo, 2001. 187 s.; ejo zhe - Pojetika burjatskogo stiha. Ulan-Udje : Izd-vo BNC SO RAN, 2002. 180 s.
13. Dugarzhapova T. M. Jazyk pojeticheskih proizvedenij D. Dashinimaeva. Ulan-Udje : BNC SO RAN, 1993. 122 s.
14. Esin A. B. Stil' // Vvedenie v literaturovedenie. Literaturnoe proizvedenie: osnovnye ponjatija i terminy. M. : Akademija, 1999.
15. Istorija burjatskoj sovetskoj literatury. Ulan-Udje : Burjat. kn. izd-vo, 1967. 474 s.
16. Istorija sovetskoj mnogonacional'noj literatury. M., 1970-1974.
17. Kim I. A. Burjatskaja sovetskaja pojezija 20-h godov. Ulan-Udje, 1968.
18. Kozhinov V. I. Hudozhestvennyj obraz i dejstvitel'nost' // Teorija literatury. M. :
Izd-vo AN SSSR, 1952. 587 s.
19. Literaturnyj jenciklopedicheskij slovar'. M. : Sov. jenciklopedija, 1987.
20. Najdakov V. C. Tradicii i novatorstvo v burjatskoj sovetskoj literature. Ulan-Udje :
Burjat. kn. izd-vo, 1976. 424 s.
21. Novikov A. L. Iskusstvo slova. M. : Pedagogika, 1991.
22. Potebnja A. A. Iz zapisok po teorii slovesnosti. Har'kov, 1905.
23. Potebnja A. A. Jestetika i pojetika. M. : Nauka, 1975.
24. Sanzhina D. D. Lingvostilisticheskoe issledovanie burjatskih istoricheskih romanov (na materiale proizvedenij B. Sanzhina, Ch. Cydendambaeva, D. Batozhabaja) : dis. ... kand. filol. nauk. Ulan-Udje, 1987. 188 s.
25. Sanzhina D. D. Jazyk burjatskoj hudozhestvennoj literatury (lingvostilisticheskoe opisa-nie leksiki). Ulan-Udje, 2000. 200 s.
26. Timofeev L. I. Pojetika V. Majakovskogo. M. : Sov. pisatel', 1941.
27. Tomashevskij B. V. Teorija literatury. Pojetika. M.; L., 1931. 154 s.
28. Tulohonov M. I. Geroicheskij jepos burjat: voprosy pojetiki i stilja (Dis.v forme nauchnogo doklada). Ulan-Udje : BNC SO RAN, 1993.
29. Tynjanov Ju. N. Problema stihotvornogo jazyka. M. : Sov. pisatel', 1965. 301 s.
30. Fridlender G. M. O nekotoryh problemah pojetiki segodnja // Issledovanija po pojetike i stilistike. L. : Nauka, 1973.
31. Halizev V. E. Teorija literatury. M. : Vysshaja shkola, 1999.
32. Hamgushkeeva I. S. O jazyke burjatskoj sovetskoj literatury i zadachah ego izuchenija // Raz-vitie literaturnyh jazykov narodov Sibiri v sovetskuju jepohu (mat-ly konf.). Ulan-Udje : BKNII, 1965.
33. Hrapchenko M. B. Tvorcheskaja individual'nost' pisatelja i razvitie literatury. M. :
Hud. lit-ra, 1977. 446 s.
34. Hundaeva E. O. Burjatskij jepos o Gjesjere: svjazi i pojetika. Ulan-Udje : BNC SO RAN, 1999.
35. Husainov G. B. Puti razvitija bashkirskoj sovetskoj pojezii. Ufa : Bashknigoizdat,
1968. 402 s.
36. Chagdurov S.Sh. Pojetika Gjesjeriady. Irkutsk : Izd-vo IGU, 1933. 367 s.
37. Chagdurov S.Sh. Stihoslozhenie Gjesjeriady. Ulan-Udje : BF SO AN SSSR,
1984. 125 s.
38. Shagdarov L. D. Funkcional'no-stilisticheskaja differenciacija burjatskogo literaturnogo jazyka. Ulan-Udje : Burjat. kn. izd-vo, 1974. 346 s.
39. Jazyk hudozhestvennoj literatury Burjatii. Ulan-Udje : BF SO AN SSSR, 1982. 134 s.
Статья поступила в редакцию 28 февраля 2012 г.