Научная статья на тему 'Об изменениях, внесенных в П. 14. 1 Правил дорожного движения 10 мая 2010 г'

Об изменениях, внесенных в П. 14. 1 Правил дорожного движения 10 мая 2010 г Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
243
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД / ПЕШЕХОД / ВОДИТЕЛЬ / ROAD TRAFFIC REGULATIONS / PEDESTRIAN CROSSING / A PEDESTRIAN / A DRIVER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Городокин Владимир Анатольевич, Гайфуллин Владислав Махмутьянович

Рассматриваются практические вопросы установления соответствия действий водителей транспортных средств требованиям Правил дорожного движения при проезде нерегулируемых пешеходных переходов. Авторы приходят к выводу о нецелесообразности замены в п. 14.1 Правил дорожного движения словосочетания «уступить дорогу» термином «пропустить».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About amendments to the Article 14.1 of the Road Traffic Regulations of May 10, 201012

The authors analyze practical issues of matching the drivers' behavior to the Road Traffic Regulations when crossing the zebra crosswalks. The authors conclude that change of the words "make way" into term "let pass" in Article 14.1 of the Road Traffic Regulations was inexpedient.

Текст научной работы на тему «Об изменениях, внесенных в П. 14. 1 Правил дорожного движения 10 мая 2010 г»

УДК 351.81

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, ВНЕСЕННЫХ

В п. 14.1 ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 10 МАЯ 2010 г.

В. А. Городокин, кандидат юридических наук, начальник Экспертно-кримина-

листического центра ГУВД по Челябинской области, доцент кафедры эксплуатации автомобильного транспорта ЮУрГУ

В. М. Гайфуллин старший преподаватель кафедры эксплуатации автомобильного

’ транспорта ЮУрГУ

Рассматриваются практические вопросы установления соответствия действий водителей транспортных средств требованиям Правил дорожного движения при проезде нерегулируемых пешеходных переходов. Авторы приходят к выводу о нецелесообразности замены в п. 14.1 Правил дорожного движения словосочетания «уступить дорогу» термином «пропустить».

Ключевые слова: Правила дорожного движения, пешеходный переход, пешеход, водитель.

Развитие автомобильного транспорта, несоответствие ему развития улично-дорожной сети влекут за собой не только снижение пропускной способности, но и неизбежный в этом случае конфликт интересов между всеми участниками дорожного движения, приводящий к дорожно-транспортным происшествиям. В общем случае под дорожно-транспортным происшествием (далее - ДТП) понимают событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Жертвами ДТП становятся чаще всего молодые люди. По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель смертности в результате ДТП для наиболее молодой части населения занимает ведущее место наряду с такими причинами смерти, как сердечно-сосудистые заболевания, рак, туберкулез и инфекционные болезни. Среди пострадавших в результате ДТП в последние годы пешеходы составляют 35-40 %, водители -около 30 %, пассажиры - 26-32 %, иные участники движения - до 3 %. Иными словами, наезд на пешехода является одним из основных видов ДТП в России. Вместе с тем, как показал анализ причин ДТП, свыше трех четвертей всех происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. При этом две трети всех ДТП явились результатом нарушений Правил дорожного движения водителями легковых автомобилей.

Наибольшую тревогу вызывают ДТП с участием пешеходов как наименее защищенной (физически и технически) категории участников движения. Эта категория участников дорожного движения является не только самой уязвимой, но и многочисленной. За последние восемь лет численность пешеходов, погибших в ДТП, увеличилась на 30 %. Всего за этот период погибло свыше 100 000 и ранено свыше 500 000 пешеходов. Крайне низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на состояние аварийности в России. Решение вопросов безопасности дорожного движения зависит от совершенствования всех составляющих системы «водитель - автомобиль - дорога -среда» (ВАДС). Главнейшим звеном этой системы остается человек-водитель. Однако в общем случае элемент «водитель» в рамках системы следует рассматривать не только в качестве оператора технического механизма, но и как «человека», причем эту же роль играет и человек-пешеход, и человек-пассажир, как и любой другой участник дорожного движения, от действий которого в значительной степени зависит уровень безопасности всей системы.

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы безопасности дорожного движения, является Федеральный закон «О безопасности движения» от 10 января 1995 г. № 196-ФЗ, согласно которому участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного закона и издаваемых в соот-

ветствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности на дорогах. Одним из таких нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения участников движения, являются Правила дорожного движения (в дальнейшем - Правила). Они определяют действия его участников в типичных ситуациях в зависимости от работы технических средств организации движения, в том числе сигналов светофоров, дорожных знаков и разметки, а также содержат нормативные положения, касающиеся технического состояния находящихся в эксплуатации транспортных средств. По мере развития автомобилизации изменяются требования безопасности, внедряются новые методы организации дорожного движения, поэтому Правила постоянно совершенствуются, дополняются и изменяются.

Проведенный анализ аварийности показал, что значительная часть (около трех четвертей всех ДТП) происходит в результате нарушений участниками дорожного движения требований Правил. Однако некоторые действия участников происшествий противоречили требованиям Правил не в связи с умыслом, направленным на нарушение закона, а вследствие некорректности некоторых требований, формулировок, противоречий и недостаточно проработанной терминологии, содержащихся в этом документе.

С целью устранения указанных недостатков Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2010 г. № 316 были внесены изменения в постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090. Однако проблему удалось решить не в полной мере.

В настоящей статье проанализируем изменения, которым подвергся п. 14.1 Правил дорожного движения.

В действовавшей до внесенных изменений редакции Правил п. 14.1 выглядел следующим образом: «Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, по нерегулируемому пешеходному переходу». В новой редакции данный пункт принял следующий вид: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода».

В Правилах существует термин «уступить дорогу». Его разъяснение, пусть и не совсем

технически грамотное, есть. В новой редакции используется термин «пропустить». Официальных пояснений по поводу нового термина не дано. Непонятно, как он соотносится с требованием «уступить дорогу». В каком случае действия водителя, связанные с выполнением данного требования, должны считаться выполненными, разъяснений также нет.

Следующий вопрос: почему в п. 14.1 термин «уступить дорогу» заменен на термин «пропустить», а в других пунктах Правил (3.2, 4.7, 8.3, 8.4, 8.8, 11.7, 13.1, 13.4, 13.5, 13.6, 13.8, 13.11, 13.12, 14.6, 17.3) продолжают использовать прежний термин? При этом в п. 13.1, 13.8, 14.6 и 17.3 речь также идет о предоставлении преимущественного права на движение пешеходам по отношению к водителям транспортных средств.

Кроме этого, непонятен подход к использованию самого термина «пропустить», неясно, в чем именно законодатель увидел его принципиальное отличие от термина «уступить дорогу». Рациональность предложенной замены вызывает большое сомнение по причинам, указанным ниже.

В словарях имеются следующие толкования указанных терминов.

1. «Уступить» - отказаться добровольно от чего-нибудь в пользу кого-нибудь, предоставить, отдать что-нибудь. Уступить дорогу кому-нибудь - пропустить кого-нибудь мимо себя, дать кому-нибудь дорогу1.

2. «Уступить» - добровольно представить в пользу кого-нибудь (уступить дорогу кому-нибудь)2.

3. «Уступить» - отказываться добровольно от кого- или чего-либо3.

4. «Уступить» - поступать (поступить) великодушно, благородно, добровольно отказываясь от чего-либо в пользу другого лица; поступить в соответствии с желанием, требованием другого, перестав сопротивляться, противиться кому-, чему-либо; признавать (признать) над собой чей-либо верх, перевес, превосходство, вести себя в соответствии с желаниями, требованиями другого4.

В свою очередь:

1. «Пропустить» - посторониться, дать дорогу кому-, чему-нибудь, разрешить кому-нибудь вход или въезд куда-нибудь, дать пропуск5.

2. «Пропустить» - дать дорогу кому-, чему-нибудь, разрешить пройти, проехать куда-нибудь6.

Проблемы и вопросы конституционного и административного права

3. «Пропустить» - позволять пройти, давать дорогу кому- или чему-либо, разрешать войти или пройти куда-либо; давать возможность поступить куда-либо, войти в состав кого-либо; не препятствовать продвижению кого-либо куда-либо7.

4. «Пропустить» - позволять (позволить) кому-либо войти или въехать, пройти или проехать куда-либо8.

Если проанализировать вышеприведенные толкования двух терминов, можно сделать вывод о том, что, во-первых, все действия, входящие в семантику (смысл) словосочетания «уступить дорогу» (например, «отказаться», «предоставить», «отдать»), характеризуются (ограничиваются) признаком добровольности, т.е. зависят от желания субъекта действий. «Добровольный» - совершаемый по собственному желанию, не принудительный3.

В различных толкованиях слова «пропустить» подобные ограничения отсутствуют. Следовательно, действия, связанные со словом «пропустить», могут как зависеть, так и не зависеть от желания субъекта этих действий, а это значит, что они носят для него (субъекта) более обязательный характер по сравнению с действиями, связанными со словом «уступить».

В рамках исследования замены слова «уступить» на слово «пропустить» необходимо также определить, что же делать водителю с этим более жестким требованием. В СМИ имеется информация о том, что с внесением изменений якобы все стало понятно. По большому счету опять ничего не изменилось, и решение о выполнении или невыполнении участниками дорожного движения требований нового термина (которому так и не дано определение) будет толковаться кем и как угодно. Вместе с тем следует напомнить, что термин «пропустить» использовался в Правилах и ранее. Он применяется и по настоящее время в п. 11.6, 14.5, 14.7 Правил. И если в п.

11.6 Правил речь идет о взаимоотношениях водителей транспортных средств, то в п. 14.5 - о том, что «во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью», а в 14.7 - «приближаясь к остановившемуся транспортному средству, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей». При этом то, что снижать скорость или останавливаться водитель дол-

жен «при необходимости», свидетельствует о том, что нормативных актов, регламентирующих исполнение указанного действия только путем остановки или снижения скорости, нет. Вместе с тем, несмотря на то что термин «пропустить» является более жестким по отношению к термину «уступить дорогу», его применение по отношению к детям и слепым пешеходам более рационально, чем иное.

В то же время непонятно, почему по отношению к пешеходам, пересекающим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, применили термин «пропустить», а по отношению к пешеходам, чью дорогу пересекает поворачивающий автомобиль, - нет. Также требование «уступить дорогу» предъявляется к водителю транспортного средства, начинающего движение на разрешающий сигнал светофора (п. 13.8 Правил). Логика в данном случае отсутствует.

Любой запрет или ограничение действий кого-либо, должны вводиться не вообще, а применительно к возникающей дорожно-транспортной ситуации. Поэтому абсолютно неправомерно требовать от водителя транспортного средства снижать скорость и тем более останавливаться просто так, только потому, что требования Правил или неверно сформулированы, или, что скорее всего, неверно истолкованы. Само по себе требование снижения скорости или остановки перед переходом не может пониматься буквально для всех вариантов взаимного расположения автомобиля и пешехода. В противном случае ситуацию можно довести до полного абсурда, при котором на многополосной дороге пешеход, пересекая проезжую часть справа налево по ходу движения транспортного средства, заканчивает переход на противоположной стороне проезжей части (попадая при этом в категорию как «переходящий» проезжую часть, так и «вступивший» на нее), а от водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, требуют остановиться и пропустить пешехода (т.е. выполнить предъявляемое к нему требование в полном объеме - снизить скорость и остановиться), располагаясь при этом совершенно с другой стороны проезжей части и никоим образом не препятствуя движению пешехода.

Если исходить из здравого смысла, то водитель не должен в обязательном порядке останавливаться перед пешеходным переходом или замедлять движение при наличии на нем пешеходов, переходящих проезжую часть или

вступивших на нее; следовательно, требование пропустить пешехода должно рассматриваться в зависимости того, каким образом относительно друг друга располагаются автомобиль и пешеход по мере приближения транспортного средства к пешеходному переходу. И как только такой подход будет признан правомерным, требование к водителю, приближающемуся к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться станет допустимым только в том случае и будет обращено только к тому водителю, чей въезд на пешеходный переход создаст помеху пешеходам и соответственно приведет к необходимости изменения ими скорости или направления движения, что и было заложено в действовавшей (до внесения изменений) редакции п. 14.1 Правил. Поэтому неважно, каким способом водитель будет выполнять возложенные на него обязательства

не создавать помех пешеходу: снижать при этом скорость, останавливаться, двигаться с равномерной скоростью или увеличивать скорость в рамках дозволенного. Возникает резонный вопрос: был ли тогда смысл (с учетом сказанного) заменять термин «уступить дорогу» на термин «пропустить» в п. 14.1 Правил?

1 Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М., 2005.

2 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2004.

■’ Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. М., 2006.

4 Большой словарь русских глаголов / под ред. Л. Г. Бабенко. М., 2009.

5 Ушаков Д. Н. Указ. соч. С. 796.

6 Ожегов С. И. Указ. соч. С. 608.

7 Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. М., 2006. С. 1093.

Статья поступила в редакцию 19 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.