УДК 656.13
ВЛИЯНИЕ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
© О.Л. Чикалина1, Е.Н. Чикалин2, О.С. Прокофьева3
12 3
,, Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2ООО «ТрансСибЛогистик», 664081, Россия, г. Иркутск, ул. К. Либкнехта, 277.
Увеличение интенсивности транспортных потоков на улично-дорожных сетях городов ведет к росту уровня их загрузки. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что водители, с целью более быстрого достижения назначенного пункта, проявляют признаки агрессивного поведения. Такое состояние подвергает опасности других участников движения или их собственность. Выяснено, что к причинам агрессивного поведения водителей относятся не только психофизиологические особенности всех участников движения, но и плохая организация самого дорожного движения. Ил. 4. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: безопасность; дорожное движение; правила дорожного движения; транспорт; агрессивное поведение.
ROAD CONDITIONS EFFECT ON DRIVERS' PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE S.L. Chikalina, E.N. Chikalin, O.S. Prokofyeva
Irkutsk State Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
"TransSibLogistics" LLC,
277 K.Libkhekht St., Irkutsk, 664081, Russia.
Increased intensity of traffic flows in city road networks contributes to the growth of the level of street loading. As a result, drivers demonstrate the signs of aggressive behavior in order to achieve their destination point. Aggressive behavior jeopardizes either other traffic participants or their property. It is found that the reasons of drivers' aggressive behavior include psychophysiological features of all traffic participants as well as bad organization of traffic itself. 4 figures.7 sources.
Key words: safety; traffic; traffic rules; transport; aggressive behavior.
Одним из факторов, ухудшающих безопасность всех участников движения на дорогах, является увеличение интенсивности транспортных и пешеходных потоков на улично-дорожных сетях городов. В результате на улицах и дорогах образуются заторы и пробки. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что водители с целью более быстрого достижения назначенного пункта проявляют признаки агрессивного поведения.
Агрессивное поведение недавно было идентифицировано как одна из главных проблем на национальных дорогах США, Франции, Испании и других стран. Согласно исследованиям фонда безопасности американской автомобильной ассоциации количество подобных инцидентов ежегодно увеличивается на 7%, начиная с 1990 года. Министерство транспорта США идентифицировало проезд на красный свет как главную причину городских дорожно-транспортных происшествий (ДТП), приводящую ежегодно к травмирова-
нию более 1 миллиона участников дорожного движения. Тысячи людей погибают или получают ранения в дорожно-транспортных происшествиях из-за пренебрежения дорожными знаками «Уступите дорогу», превышения скорости на пересечениях, выяснения на дороге отношений и проявления агрессии за рулем [1, 6].
По мнению пресс-секретаря автомобильного клуба ACE Райнера Хильгертера, основными причинами гнева за рулем являются напряженный график труда и психологические стрессы, полученные в течение дня [7].
Национальная администрация БДД США определяет агрессивное поведение как манеру вождения, которая подвергает опасности, или может подвергнуть опасности, людей или их собственность. Это прогрессирующие незаконные действия водителей, которые включают:
1Чикалина Светлана Леонидовна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89027654741, e-mail: [email protected]
Chikalina Svetlana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: 8902654741, e-mail: [email protected]
2Чикалин Евгений Николаевич, кандидат технических наук, генеральный директор, тел.: 89025155218, e-mail: [email protected] Chikalin Evgeny, Candidate of technical sciences, Deputy Director General, tel.: 89025155218, e-mail: [email protected]
3Прокофьева Оксана Сергеевна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89086460247, e-mail: [email protected]
Prokofyeva Oksana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: 89086460247, e-mail: oksana.prok2701 @ gmail.com
- превышение максимально разрешенной скорости движения автомобиля или движение со скоростью, не соответствующей существующим дорожным условиям;
- резкое изменение полосы движения без попытки сигнализировать об этом намерении, будучи не уверенным, что это изменение может быть безопасным;
- несвоевременный обгон без попытки сигнализировать об этом намерении, используя аварийную полосу для обгона [1].
Агрессивное поведение водителей проявляется также в отношении пешеходов, переходящих проезжую часть. В п. 14.1 правил дорожного движения Российской Федерации говорится, что «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода» [5]. Од-
нако по различным причинам не все водители соблюдают этот пункт правил дорожного движения.
Согласно проведенному авторами исследованию, можно сказать, что «агрессивным» водителем называется водитель, нарушающий правила дорожного движения, но не совершивший при этом дорожно-транспортное происшествие. На рис. 1 и 2 представлены схема и фотография агрессивного поведения водителей на нерегулируемом пешеходном переходе.
По результатам проведенных авторами исследований доля «агрессивных» водителей от общего количества водителей транспортных средств, проезжающих через пешеходные переходы без искусственных неровностей, составляет в среднем 11,78 %, на переходах с искусственными неровностями - 8,19%. Такая разница объясняется тем, что на переходах с искусственной неровностью водители транспортных средств вынуждены снижать скорость движения.
Агрессивное поведение
(водитель продолжает движение) /_
Неагрессивное поведение (водитель пропустил пешехода)
Рис. 1. Схема проезда нерегулируемого пешеходного перехода в случаях агрессивного и неагрессивного поведения водителей
Рис. 2. Случай агрессивного поведения на нерегулируемом пешеходном переходе (водитель не пропустил пешехода, находящегося на проезжей части)
Агрессивность водителей проявляется не только на пешеходных переходах, но и на других участках улично-дорожной сети (рис. 3, 4). По мнению экспертов по транспорту компании BALTA, агрессивные водители [4]:
• не пользуются указателями поворота;
• не пускают на свою полосу движения транспортное средство, которое перестраивается из другой полосы;
• считают, что все должны их пропускать (см. рис. 3), а сами при этом не пропускают других;
• двигаются по третьей полосе (левый крайний ряд) даже в том случае, если свободны обе полосы движения справа;
• двигаются по полосе общественного транспорта;
• в часы самого оживленного движения выезжают на перекресток, блокируют движение других участников движения, в пробках пересекают сплошную линию и обгоняют других по встречной полосе;
• не смещаются в правую сторону шоссе в местах, где имеются полторы полосы в каждом направлении или есть так называемая „полоса обгона";
• останавливаются или стоят в местах, где это запрещено, мешая общему потоку движения;
• размещают свое транспортное средство на парковке так, как им удобно;
• совершают левый поворот там, где им необходимо, не учитывая дорожную разметку и дорожные знаки;
• во время интенсивного движения не торопятся начинать движение на регулируемом перекрестке на зеленый сигнал светофора (при этом разговаривают по сотовым телефонам);
• желтый цвет воспринимают как зеленый и не соблюдают сигналы светофора;
• двигаясь очень медленно, ищут место для остановки и стоянки даже тогда, когда за ними едут
другие транспортные средства;
• не оставляют в машине записку с номером телефона, если оставили свое транспортное средство в таком месте, где оно мешает другим;
• часто используют звуковые сигналы;
• выбрасывают через окно окурки даже тогда, когда за ними едут другие транспортные средства;
быстро раздражаются из-за любого пустяка и стараются проучить других водителей, например, резко тормозят перед другими транспортными средствами
[4].
Таким образом, можно сделать вывод, что причинами агрессивного поведения являются:
- завершение маневра другими водителями на красный сигнал светофора;
- резкое изменение траектории движения автомобиля, совершающего маневр без предупреждающих сигналов;
- агрессивное следование впритык к идущему впереди автомобилю на достаточно свободной дороге;
- грубые жесты других водителей;
- пешеходы, переходящие проезжую часть;
- женщины-водители;
- частые сигналы рядом двигающихся автомобилей;
- крик раздраженных водителей;
- обгон, медленно двигающихся автомобилей;
- постоянное мигание фарами, следующего за вами автомобиля;
- пешеходы, двигающиеся по краю проезжей части;
- водители, которые выезжают с второстепенной дороги, не учитывая скорость, транспортного средства, идущего по главной дороге, и создавая при этом аварийные ситуации;
- водители общественного транспорта, останавливающиеся на проезжей части, не заезжая в остановочный карман.
Рис. 3. Пример агрессивного поведения на дороге [3]
lamnl
Транспорт
Рис. 4. Движение по разделительной полосе [2]
Также к факторам, влияющим на поведение водителей, можно отнести и неудовлетворительное состояние организации дорожного движения в городах:
- узкие улицы;
- неудовлетворительное состояние дорожного покрытия;
- ненадлежащее содержание дорог;
- отсутствие разметки проезжей части;
- необорудованные пересечения;
- заторы на дорогах;
- плохо обозначенные или совсем не обозначенные пешеходные переходы;
- плохая видимость и др.
Проанализированные данные и проведенные исследования позволяют утверждать, что на агрессивность водителей, влияют не только психофизиологические особенности участников дорожного движения, но и состояние организации дорожного движения. А значит, своевременное применение мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения на участках улично-дорожной сети может привести к снижению количества агрессивных водителей, а следовательно, к снижению количества дорожно-транспортных происшествий.
Статья поступила 09.07.2014 г.
Библиографический список
1. Безопасность дорожного движения. Т. 1: Безопасность водителей и участников дорожного движения: учеб. пособие для слушателей курсов повышения квалификации специалистов по безопасности дорожного движения. Амбарцумян В.В. / под общ. ред. В.В. Сильянова. М., 2008. 350 с.
2. Бесконечная ложь [Электронный ресурс] www.liveinternet.ru/users/4165919.
3. В России каждого агрессивного водителя ждет наказание [Электронный ресурс] www.autoship.ru/upload/news/big/ 1_841.jpg
4. Как справиться с агрессивным водителем? [Электронный ресурс] www.balta.lv/ru/Kak-ukrotit-agressivnova-voditelja
5. Правила дорожного движения РФ [Электронный ресурс] http://www.gazu.ru/pdd/
6. 10 самых опасных водительских ошибок [Электронный ресурс] www.tomportal.ru/index.php?newsid=18828.
7. Woher die Wut am Steuerkommt [Электронный ресурс] www.berlmer-zeitung.de/auto/-aggressive-autofahrer-woher-die-wut-am-steuer-kommt,10808684,21544296.html