Научная статья на тему 'Влияние заторов на психоэмоциональное состояние водителя'

Влияние заторов на психоэмоциональное состояние водителя Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
293
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛЬ / ТРАНСПОРТНОЕ / СРЕДСТВО / УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ТРАНСПОРТНЫЙ ЗАТОР

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Днистренко Н. С., Королёва Л. А., Кущенко С. В.,

Рост интенсивности движения транспортных средств приводит к нарушению правил дорожного движения водителями. Рассмотрено влияние заторов на поведение водителей. Приведены показатели агрессивного поведения водителей в транспортных заторах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние заторов на психоэмоциональное состояние водителя»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

УДК 656.021.24 Н.С. Днистренко студент 3 курса БГТУ им. В.Г. Шухова,

г. Белгород, РФ E-mail: [email protected] Л.А. Королёва магистрантка 1 курса БГТУ им. В.Г. Шухова,

г. Белгород, РФ E-mail: [email protected] С.В. Кущенко

канд. тех. наук, доцент БГТУ им. В.Г. Шухова,

г. Белгород, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Л.Е. Кущенко канд. тех. наук, доцент БГТУ им. В.Г. Шухова,

г. Белгород, РФ E-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ЗАТОРОВ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДИТЕЛЯ

Аннотация

Рост интенсивности движения транспортных средств приводит к нарушению правил дорожного движения водителями. Рассмотрено влияние заторов на поведение водителей. Приведены показатели агрессивного поведения водителей в транспортных заторах.

Ключевые слова:

Водитель, транспортное, средство, улично-дорожная сеть, дорожно-транспортное происшествие,

транспортный затор.

С каждым годом рост автомобильного парка стремительно увеличивается. В настоящее время в крупных городах участники дорожного движения теряют много своего времени из-за низких скоростей движения и простоев в транспортных заторах. Из-за высокой загруженности улично-дорожной сети (УДС) скорость общественного пассажирского транспорта снизилась. В итоге автомобильные заторы приобрели статус одной из наиболее острых проблем крупных российских городов [1].

Увеличение транспортных заторов на УДС, высокая плотность и интенсивность движения транспортных средств (ТС) практически всегда приводят к ухудшению психофизиологического состояния водителей ТС, их неадекватному поведению на дороге и как следствие способствует увеличению количества дорожно-транспортных происшествий [1].

На психоэмоциональное состояние водителя на дороге оказывает воздействие ряд факторов (рис. 1):

1) несоблюдение рядности и постоянное перестроение из полосы в полосу без включения знаков сигнала поворота;

2) проезд на запрещающий сигнал светофора;

3) превышение разрешенной скорости движения на УДС или же движение со скоростью, не обеспечивающей безопасность дорожного движения;

4) несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги (остановка и стоянка в запрещенных местах);

5) опережение и обгон ТС.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

Рисунок 1 - Нарушение ПДД водителями

Большинство водителей пренебрегают ПДД с мыслью, что они окажутся безнаказанны и поступают так, как им удобно, не думая о других участниках дорожного движения, создавая им неудобное положение. В связи с этим водители становятся раздраженными, что приводит к агрессивному поведению на УДС.

К показателям агрессивного поведения водителей в транспортных заторах можно отнести:

1) сигнализирование в случае отсутствия опасности для водителя;

2) попытки объезда препятствий и стоящих в транспортном заторе автомобилей;

3) движение по полосам, выделенным для движения городского пассажирского общественного транспорта;

4) въезд на перекресток и создание помех ТС, движущихся по другим направлениям;

5) несоблюдение бокового интервала и сведение его до минимума;

6) отсутсвие желания пропустить водителей ТС, выезжающих с других примыканий [2]. Агрессивное поведение водителя непосредственно влияет и на пешеходов. Согласно п.14.1 ПДД РФ «Водитель

транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода» [2]. Но водители зачастую нарушают ПДД не только в транспортных заторах, но и игнорируют пешеходов, не предоставляя им преимущество.

Состояние транспортной инфраструктуры городов и элементов УДС также зачастую является факторами, влияющими на психоэмоциональное поведение водителей [4]:

1) несоответствие покрытия дорог нормативной документации;

2) отсутствие или переизбыток технических средств организации дорожного движения;

3) несоответствие ширины проезжей части современным градостроительным требованиям;

4) несоответствие режимов работы светофорной сигнализации реальным дорожным условиям;

5) недостаточная видимость;

6) переход проезжей части пешеходами в неположенном месте;

7) отсутствие единой системы управления дорожным движением в городах [5].

Таким образом, совершенствование организации дорожного движения, повышение пропускной способности УДС городов, создание благоприятных условий для движения ТС и пешеходов, внедрение центров управления дорожным движением в городах приведет к улучшению обстановки на УДС, а также позволит снизить количество транспортных заторов, улучшит психоэмоциональное состояние водителей и будет способствовать сокращению вероятности возникновения ДТП. Список использованной литературы:

1. Гай Л.Е., Шутов А.И., Воля П.А., Кущенко С.В. Заторовые явления. Возможности предупреждения // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2013. №3. С.166-169.

2. https://idaten.ru/bezopasnost-na-dorogah

3. https://lektsii.org/5-6793.html

4. Кущенко Л.Е. Чушкина В.В. Эмоциональное поведение водителя на дороге - одна из важнейших проблем на сегодняшний день // Сб. материалов VII Международного молодежного форума «Образование.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

Наука. Производство», Белгород, 2015.

5. Организация дорожного движения / Кущенко Л.Е. [и др.]. - Белгород: Изд-во. БГТУ им. В. Г. Шухова, 2018. - 205 с.

© Днистренко Н.С., Королёва Л.А., Кущенко С.В., 2019

УДК 007.51

Л.Н. Чиркова

магистрант 1 курса направления подготовки «Прикладная информатика»,

доцент, канд.пед. наук, САФУ имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, РФ

E-mail: [email protected]

О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ЛИЧНОСТНЫХ СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В век информатизации общества большая роль в деятельности спортивного тренера должна отводиться использованию современных аппаратно-программных решений, направленных на обработку данных о развитии каждого спортсмена. В статье обосновывается необходимость разработки информационно-аналитической системы (ИАС), позволяющей собирать, хранить, анализировать результаты развития и спортивных достижений каждого участника команды, занимающегося в спортивной секции. ИАС позволяет тренеру не только эффективно управлять учебно-тренировочным процессом, но и принять объективное решение об отборе наиболее подготовленных участников команды на соревнования.

Ключевые слова

Автоматизированная информационно-аналитическая система, мониторинг спортивно-тренировочного

процесса, электронный дневник спортсмена.

Необходимость развития спорта, в том числе массового, обеспечение каждому человеку равных возможностей для занятия в спортивных секциях, определяется политикой государства, заинтересованного в сохранении здоровья граждан на фоне ухудшения экологической обстановки и развития гиподинамии у молодого поколения, связанного с широким применением компьютера в учебной и внеучебной деятельности.

Вместе с тем, информационные технологии предоставляют огромные возможности для развития различных областей деятельности человека, в том числе в спорте. Известно, что подготовка спортсменов происходит в условиях жесткой конкуренции. Для эффективного управления процессом тренировки и принятия решения о выборе кандидатов для участия в соревнованиях тренеру необходима достоверная информация не только о состоянии здоровья спортсмена, но и о результатах учебно-тренировочного процесса каждого участника команды. Поэтому большая роль в деятельности тренера должна отводится использованию современных аппаратно-программных решений сопровождения тренировочного процесса, призванных обрабатывать большое число данных о характеристиках и особенностях развития каждого спортсмена.

В связи с этим актуальными являются разработки отечественных ученых, в которых объектами исследования становятся:

- процессы проектирования информационно-аналитических и факторных методов анализа и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.