СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019
УДК 656.021.24 Н.С. Днистренко студент 3 курса БГТУ им. В.Г. Шухова,
г. Белгород, РФ E-mail: [email protected] Л.А. Королёва магистрантка 1 курса БГТУ им. В.Г. Шухова,
г. Белгород, РФ E-mail: [email protected] С.В. Кущенко
канд. тех. наук, доцент БГТУ им. В.Г. Шухова,
г. Белгород, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Л.Е. Кущенко канд. тех. наук, доцент БГТУ им. В.Г. Шухова,
г. Белгород, РФ E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ЗАТОРОВ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДИТЕЛЯ
Аннотация
Рост интенсивности движения транспортных средств приводит к нарушению правил дорожного движения водителями. Рассмотрено влияние заторов на поведение водителей. Приведены показатели агрессивного поведения водителей в транспортных заторах.
Ключевые слова:
Водитель, транспортное, средство, улично-дорожная сеть, дорожно-транспортное происшествие,
транспортный затор.
С каждым годом рост автомобильного парка стремительно увеличивается. В настоящее время в крупных городах участники дорожного движения теряют много своего времени из-за низких скоростей движения и простоев в транспортных заторах. Из-за высокой загруженности улично-дорожной сети (УДС) скорость общественного пассажирского транспорта снизилась. В итоге автомобильные заторы приобрели статус одной из наиболее острых проблем крупных российских городов [1].
Увеличение транспортных заторов на УДС, высокая плотность и интенсивность движения транспортных средств (ТС) практически всегда приводят к ухудшению психофизиологического состояния водителей ТС, их неадекватному поведению на дороге и как следствие способствует увеличению количества дорожно-транспортных происшествий [1].
На психоэмоциональное состояние водителя на дороге оказывает воздействие ряд факторов (рис. 1):
1) несоблюдение рядности и постоянное перестроение из полосы в полосу без включения знаков сигнала поворота;
2) проезд на запрещающий сигнал светофора;
3) превышение разрешенной скорости движения на УДС или же движение со скоростью, не обеспечивающей безопасность дорожного движения;
4) несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги (остановка и стоянка в запрещенных местах);
5) опережение и обгон ТС.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019
Рисунок 1 - Нарушение ПДД водителями
Большинство водителей пренебрегают ПДД с мыслью, что они окажутся безнаказанны и поступают так, как им удобно, не думая о других участниках дорожного движения, создавая им неудобное положение. В связи с этим водители становятся раздраженными, что приводит к агрессивному поведению на УДС.
К показателям агрессивного поведения водителей в транспортных заторах можно отнести:
1) сигнализирование в случае отсутствия опасности для водителя;
2) попытки объезда препятствий и стоящих в транспортном заторе автомобилей;
3) движение по полосам, выделенным для движения городского пассажирского общественного транспорта;
4) въезд на перекресток и создание помех ТС, движущихся по другим направлениям;
5) несоблюдение бокового интервала и сведение его до минимума;
6) отсутсвие желания пропустить водителей ТС, выезжающих с других примыканий [2]. Агрессивное поведение водителя непосредственно влияет и на пешеходов. Согласно п.14.1 ПДД РФ «Водитель
транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода» [2]. Но водители зачастую нарушают ПДД не только в транспортных заторах, но и игнорируют пешеходов, не предоставляя им преимущество.
Состояние транспортной инфраструктуры городов и элементов УДС также зачастую является факторами, влияющими на психоэмоциональное поведение водителей [4]:
1) несоответствие покрытия дорог нормативной документации;
2) отсутствие или переизбыток технических средств организации дорожного движения;
3) несоответствие ширины проезжей части современным градостроительным требованиям;
4) несоответствие режимов работы светофорной сигнализации реальным дорожным условиям;
5) недостаточная видимость;
6) переход проезжей части пешеходами в неположенном месте;
7) отсутствие единой системы управления дорожным движением в городах [5].
Таким образом, совершенствование организации дорожного движения, повышение пропускной способности УДС городов, создание благоприятных условий для движения ТС и пешеходов, внедрение центров управления дорожным движением в городах приведет к улучшению обстановки на УДС, а также позволит снизить количество транспортных заторов, улучшит психоэмоциональное состояние водителей и будет способствовать сокращению вероятности возникновения ДТП. Список использованной литературы:
1. Гай Л.Е., Шутов А.И., Воля П.А., Кущенко С.В. Заторовые явления. Возможности предупреждения // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2013. №3. С.166-169.
2. https://idaten.ru/bezopasnost-na-dorogah
3. https://lektsii.org/5-6793.html
4. Кущенко Л.Е. Чушкина В.В. Эмоциональное поведение водителя на дороге - одна из важнейших проблем на сегодняшний день // Сб. материалов VII Международного молодежного форума «Образование.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019
Наука. Производство», Белгород, 2015.
5. Организация дорожного движения / Кущенко Л.Е. [и др.]. - Белгород: Изд-во. БГТУ им. В. Г. Шухова, 2018. - 205 с.
© Днистренко Н.С., Королёва Л.А., Кущенко С.В., 2019
УДК 007.51
Л.Н. Чиркова
магистрант 1 курса направления подготовки «Прикладная информатика»,
доцент, канд.пед. наук, САФУ имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, РФ
E-mail: [email protected]
О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ЛИЧНОСТНЫХ СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
В век информатизации общества большая роль в деятельности спортивного тренера должна отводиться использованию современных аппаратно-программных решений, направленных на обработку данных о развитии каждого спортсмена. В статье обосновывается необходимость разработки информационно-аналитической системы (ИАС), позволяющей собирать, хранить, анализировать результаты развития и спортивных достижений каждого участника команды, занимающегося в спортивной секции. ИАС позволяет тренеру не только эффективно управлять учебно-тренировочным процессом, но и принять объективное решение об отборе наиболее подготовленных участников команды на соревнования.
Ключевые слова
Автоматизированная информационно-аналитическая система, мониторинг спортивно-тренировочного
процесса, электронный дневник спортсмена.
Необходимость развития спорта, в том числе массового, обеспечение каждому человеку равных возможностей для занятия в спортивных секциях, определяется политикой государства, заинтересованного в сохранении здоровья граждан на фоне ухудшения экологической обстановки и развития гиподинамии у молодого поколения, связанного с широким применением компьютера в учебной и внеучебной деятельности.
Вместе с тем, информационные технологии предоставляют огромные возможности для развития различных областей деятельности человека, в том числе в спорте. Известно, что подготовка спортсменов происходит в условиях жесткой конкуренции. Для эффективного управления процессом тренировки и принятия решения о выборе кандидатов для участия в соревнованиях тренеру необходима достоверная информация не только о состоянии здоровья спортсмена, но и о результатах учебно-тренировочного процесса каждого участника команды. Поэтому большая роль в деятельности тренера должна отводится использованию современных аппаратно-программных решений сопровождения тренировочного процесса, призванных обрабатывать большое число данных о характеристиках и особенностях развития каждого спортсмена.
В связи с этим актуальными являются разработки отечественных ученых, в которых объектами исследования становятся:
- процессы проектирования информационно-аналитических и факторных методов анализа и