Научная статья на тему 'Об итогах работы управления Росздравнадзора по Ростовской области за 2008 год'

Об итогах работы управления Росздравнадзора по Ростовской области за 2008 год Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
19
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об итогах работы управления Росздравнадзора по Ростовской области за 2008 год»



АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Об итогах работы Управления Росздравнадзора по Ростовской области за 2008 год

Трепель В.Г., руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ростовской области, г. Ростов-на-Дону

Управлением Росздравнадзора по Ростовской области (РО) подведены итоги деятельности за 2008 год.

В рамках полномочий, определенных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 № 205 «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации (Управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации)», в 2008 году проведено более 2000 проверок, из них:

• 1258 проверок деятельности организаций здравоохранения;

• 292 проверки деятельности организаций в сфере социальной защиты населения;

• 115 проверок контроля качества лекарственных средств;

• 291 проверка возможности выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности;

• 37 проверок возможности выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности;

• 35 проверок возможности выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

• 92 проверки деятельности организаций, осуществляющих производство, оборот и использование изделий медицинского назначения;

• 190 проверок реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе:

- по вопросам обоснованности назначения лекарственных препаратов при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи - 64 проверки ЛПУ РО (58 плановых проверок и 6 внеплановых), в том числе 1 - по заданию Прокуратуры РО, 1 совместная проверка с МЗ РО по вопросам формирования заявки на поставку лекарственных средств, 4 - по информации в СМИ;

- по вопросам организации реализации программы ОНЛС отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи - 57 проверок (27 проверок в ЛПУ, 27 проверок в аптечных учреждениях, 2 проверки в организациях оптовой торговли, 1 проверка МЗ РО). Из 57 проверок было проведено 35 плановых и 22 внеплановых (3 - по заданию Прокуратуры РО, 9 - совместные проверки с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, 8 - по информации в СМИ, 1 - по поручению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, 1 - по факту поступления в Управление Росздравнадзора по РО обращений граждан);

- по факту поступления в Управление Росздравнадзора по РО обращений граждан - 69 проверок.

Проверка МЗ РО была проведена в соответствии с заданием Росздравнадзора в части реализации программы обеспечения лекарственными средствами по семи высокозатратным нозологиям. В ходе проверочных мероприятий нарушения выявлены не были.

При проведении проверок ЛПУ по вопросам обоснованности назначения лекарственных препаратов при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, были выявлены следующие системные нарушения:

• назначение льготного лекарственного препарата без осмотра больного;

• назначение лекарственного препарата без проведения дополнительных методов обследования, предусмотренных стандартом медицинской помощи;

• отсутствие записи консультаций узких специалистов, подтверждающих целесообразность выбора лекарственного препарата;

• назначение льготного лекарственного препарата без указания способа приема;

• необоснованное назначение лекарственного препарата без достаточных показаний.

По факту завершения проверок по вопросам обоснованности назначения лекарственных препаратов было составлено 64 предписания в адрес юридических лиц об устранении выявленных нарушений, а также направлено 38 информационных писем, в том числе 23 - главам администраций муниципальных образований области, 7 - в органы исполнительной власти области (МЗ РО), 7 - в управления здравоохранения городов области.

В ходе 58 проверок в рамках осуществления контроля реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», а также пилотных проектов были выявлены следующие основные нарушения: несоответствие лицензионным требованиям и условиям первичной подготовки специалистов, несвоевременное прохождение повышения квалификации за последние 5 лет, осуществление медицинской деятельности без лицензии на виды работ и услуг, соответствующих поступившему оборудованию и медицинской технике, несоблюдение правил хранения вакцин.

Управлением проведено 93 проверки соблюдения стандартов качества медицинской помощи. Данные проверки были внеплановыми и проводились в соответствии со ст. 7 Федерального Закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ (ред. от 30.12.2006 с изм. от 22.12.2008) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Основаниями для проведения внеплановых проверок являлись: поручение прокуратуры (35%), поручение Росздравнадзора (24%), обращения граждан (41%). Одна проверка проводилась совместно с прокуратурой. В 14% случаев результаты проверок направлялись в прокуратуру, в 13% - в МЗ РО.

В результате проверок было установлено осуществление безлицензионной деятельности, в связи с чем составлены предписания и направлены в суд два про-

№1-2(17)*2009

www.akvarel2002.ru

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

ГКРАЧ

токола об административном правонарушении. Всего по результатам проверок соблюдения стандартов качества медицинской помощи составлено 6 протоколов.

Сотрудниками Управления Росздравнадзора по РО в 2008 году по фактам выявленных нарушений соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности составлено и направлено в суд 234 протокола об административном правонарушении, в том числе 63 - за грубые, 45 - за негрубые нарушения лицензионных требований и условий, 126 протоколов - за осуществление безлицензионной медицинской деятельности, в том числе за осуществление медицинской деятельности, не предусмотренной имеющейся лицензией. В ходе проведенных проверок выявлено 33 учреждения, осуществляющих деятельность без специального разрешения (лицензии).

В 2008 году по поручению Росздравнадзора осуществлены 4 проверки учреждений ГУФСИН России по РО, в том числе 2 проверки совместно с органами

прокуратуры. В ходе проверок выявлены нарушения, связанные с осуществлением медицинской деятельности по специальностям, не предусмотренным имеющейся лицензией, с привлечением специалистов, в ряде случаев не имеющих сертификата специалиста, а также нарушения, связанные с невыполнением стандартов оказания медицинской помощи. Так, в нарушение статьи 45 Приказа Министерства Юстиции РФ от 17.10.2005 № 190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» в ходе проведения профилактических осмотров в ряде случаев не обеспечивается определение остроты зрения и слуха, не проводятся исследования крови, электрокардиографические исследования. Медицинская документация не содержит записей о проведении объективного исследования по органам и системам.

По результатам проведенных проверок составлено 6 протоколов об административном правонарушении, а также 4 предписания об устранении нарушений.

Итоги деятельности противотуберкулезной службы Ставропольского края в 2008 году

Одинец В.С., к.м.н., заслуженный врач РФ; Куц Т.А., к.м.н.; ГУЗ «Краевой клинический противотуберкулезный диспансер», г. Ставрополь

24 марта весь мир вспоминает о туберкулезе, именно этот день является Всемирным Днем борьбы с этим коварным недугом. В преддверии этого дня уместно подвести итоги прошедшего профессионального года.

Глобально он ознаменовался тем, что в связи с мировым финансово-экономическим кризисом в стране приобрели большую остроту социальные факторы распространения туберкулеза (рост числа безработных, миграция, инфляция, снижение заработной платы), возникли сложности с финансированием, в том числе и противотуберкулезных учреждений. В 2008 году не были осуществлены поставки противотуберкулезных препаратов в рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 гг.)», подпрограммы «Туберкулез».

Ведомственная целевая программа, подраздел «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Ставропольском крае», в 2008 году за счет краевого бюджета профинансирована в сумме 13 млн 672,3 тыс. рублей (2007 год - 12 млн 171 тыс. рублей). Из местных бюджетов территорий на противотуберкулезные мероприятия выделено 7 млн 24,1 тыс. рублей (2007 год - 5 млн 992 тыс. рублей).

Завершилась реализация Проекта МБРР «Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа». В общей сложности в наш край в рамках этого проекта поставлено оборудования, противотуберкулезных медикаментов, проведено обучение специалистов на общую сумму в 25,5 млн рублей, 33 учреждения ОЛС и 8 учреждений противотуберкулезной службы получили комплекты лабораторного оборудования стоимостью 276 тысяч 130 рублей.

По грантам Программы Глобального Фонда «Развитие стратегии лечения населения Российской Федерации, уязвимого к туберкулезу» в течение истекшего 2008 года в Ставропольский край получено оборудование для усиления мер инфекционного кон-

троля в противотуберкулезных учреждениях, финансовые средства для обеспечения социальной поддержки больных с целью повышения их мотивации к лечению, оборудование для двух кабинетов тестирования и консультирования ВИЧ-инфицированных пациентов в Ставрополе и Пятигорске. Общая сумма полученных в край средств составила почти 1,5 млн рублей.

Продолжается совместная работа с прокуратурой по привлечению к обследованию и лечению лиц, страдающих бациллярными формами туберкулеза. И хотя в правовом отношении еще много нерешенных проблем, положительный результат эта работа, безусловно, приносит.

С 2009 года запланировано внести в приоритетный национальный проект «Здоровье» вопросы оказания противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации.

А теперь кратко о самых важных показателях, характеризующих работу противотуберкулезной службы Ставропольского края в 2008 году.

Эффективность работы противотуберкулезной службы в Российской Федерации определяется по таким стратегическим показателям, как ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы «Туберкулез» федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)».

Основные эпидемиологические показатели по туберкулезу в Ставропольском крае в 2008 году таковы.

Территориальный показатель заболеваемости в 2008 году составил 70,5 на 100 тысяч населения, в 2007 - 67,6. То есть произошел рост показателя на 4%. Прогноз по России - 7%.

Показатель заболеваемости туберкулезом всех локализаций постоянного населения края в 2008 году составил 56,9 случаев на 100 тысяч населения (в 2007 году - 54,1).

www.akvarel2002.ru

N°1-2(17)*2009

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.