Научная статья на тему 'Об итогах работы Управления Росздравнадзора по Ростовской области за 2007 г'

Об итогах работы Управления Росздравнадзора по Ростовской области за 2007 г Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об итогах работы Управления Росздравнадзора по Ростовской области за 2007 г»

чю

ОФИЦИАЛЬНО

дачу государства - сбережение нации. А эта задача - общая. Проект «Здоровье» должен стать национальной идеей всех россиян. Надеемся, что 2008 год позволит нам укрепить

достижения прошедших лет и выйти на новый, более высокий уровень оказания профилактической и лечебной помощи жителям области.

Об итогах работы Управления Росздравнадзора по Ростовской области за 2007 г.

Трепель В.Г., руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ростовской области, г. Ростов-на-Дону

Управлением Росздравнадзора по Ростовской области подведены итоги деятельности за 2007 г. В настоящее время в структуру Управления входят:

• отдел организации государственного контроля медицинской деятельности;

• отдел организации государственного контроля фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

• отдел контроля качества медико-социальной помощи населению и контроля за реализацией приоритетных национальных проектов;

• административно-финансовый отдел.

Прошедший год был достаточно сложный, так как у большинства лицензиатов заканчивался срок действия лицензий как на фармацевтическую деятельность, так и на медицинскую. Управлением Росздравнадзора по Ростовской области в 2007 г выдано 869 лицензий, из них на медицинскую деятельность - 449, на фармацевтическую - 320, на деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, - 130. В течение года проведено более 1 000 проверок соискателей лицензий, 274 плановые проверки лицензионных требований и условий. Также проводились проверки по другим направлениям работы:

• контроль порядка производства медицинской экспертизы,

• осуществление судебно-медицинских и су-дебно-психиатрических экспертиз,

• соблюдение стандартов качества медицинской помощи,

• порядок организации и осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов,

• соблюдение государственных стандартов социального обслуживания и др.

По выявленным нарушениям составлялись протоколы об административных правонарушениях. Арбитражным и мировыми судами приняты решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности в виде административного штрафа и административного приостановления действия лицензии. Так, ООО «Д-Алекс» (г. Таганрог) осуществляло

медицинскую деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, при отсутствии действующего санитарно-эпидемиологического заключения, с использованием медицинской техники, не прошедшей технического обслуживания и поверки, а также с привлечением медицинских работников, не имеющих соответствующей подготовки. В отношении указанной организации вынесено решение суда об административном приостановлении деятельности сроком на 30 суток. ООО «Госпиталь святой Екатерины» (г Ростов-на-Дону) осуществлялась медицинская деятельность при отсутствии документов, подтверждающих законность права пользования медицинским оборудованием, при отсутствии действующего санитарно-эпидемиологического заключения, с несоблюдением требований комплексного технического обслуживания медицинской техники и нарушением порядка предоставления платных медицинских услуг. В отношении данной организации также вынесено решение суда об административном приостановлении деятельности.

Учреждения, осуществляющие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III, лицензионные требования и условия нарушают в части:

• соблюдения правил хранения и ведения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

• наличия документов, подтверждающих право собственности, или иное законное использование помещений для осуществления деятельности.

Перечисленные нарушения были выявлены в МУЗ «Районная больница» Азовского района Ростовской области, МУЗ «ЦРБ» Октябрьского района Ростовской области, ГУП РО Аптеке №173 (ст. Тацинская) и др. Все лицензиаты привлечены к административной ответственности в виде штрафа: МУЗ «Районная больница» Азовского района Ростовской области -400 МРОТ, ГУП РО Аптека №173 (ст. Тацинская) - 100 МРОТ и т.д.

№1(13) 2008

www.akvarel2002.ru

ОФИЦИАЛЬНО

Т^РАЧ

Кроме того, при проведении проверок сотрудниками Управления Росздравнадзора было установлено, что ГУП РО «Таганрог Фармация», ГУП РО Аптека №110 (с. Ремонтное), ООО «Но-вофарм» (г Новочеркасск) осуществляли фармацевтическую деятельность без лицензии. По составленным протоколам об административных нарушениях указанные предприятия были привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 400 МРОТ. ГУП РО Аптека №137 (ст. Боковская), МУЗ «ЦРБ» Ка-шарского района, МЛПУЗ «Родильный дом №2» (г Ростов-на-Дону), осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, без лицензии, также привлечены к административной ответственности в виде штрафа: ГУП РО Аптека №137 (ст. Боковская) - в размере 400 МРОТ, остальные - 100 МРОТ По результатам проведенных проверок:

• дано 188 предписаний в адрес главных врачей ЦГБ, ЦРБ, руководителей аптечных учреждений по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок;

• направлено 13 писем Главам Администраций муниципальных образований для привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения;

• направлены письма министру здравоохранения Ростовской области.

В рамках контрольно-надзорных мероприятий Управлением Росздравнадзора по Ростовской области проведены проверки учреждений, обеспечивающих социальную защиту населения. Проверены 3 дома-интерната и 4 дома ребенка.

По результатам проверок составлены 2 протокола об административных правонарушениях и 6 предписаний по устранению замечаний. Направлены информационные письма министру здравоохранения РО и министру труда и социального развития о неудовлетворительном качестве оказания медицинской помощи детям в данных учреждениях.

В соответствии со ст. 5.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 с 1 января 2008 г. полномочия по лицензированию медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения), деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями

оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения) осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако Управления Росздравнадзора по субъектам осуществляют контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

В ходе надзорных мероприятий по выполнению приоритетного национального проекта «Здоровье» наиболее часто отмечаются факты нарушения п./п. «д» п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30. По данным фактам составлено 18 протоколов об административных правонарушениях в отношении медицинских организаций и их руководителей в частности: МУЗ «ЦГБ» г. Звере-во, МУЗ «ЦРБ» Каменского района, МУЗ «ЦРБ» Волгодонского района, МУЗ «ЦРБ» Орловского района, МУЗ «ЦРБ» Мартыновского района, МУЗ «БСМП» г. Волгодонска, МУЗ «Районная больница» Белокалитвенского района, МУЗ ГБ №2 г. Новошахтинск, МУЗ Детская поликлиника №8 г. Ростов-на-Дону, МУЗ «ЦРБ» Цимлянского района, МУЗ «ЦРБ» Кашарского района, МУЗ «ЦРБ» Заветинского района, МУЗ «ЦРБ» Ремонтненского района.

Замечаний в целевом использовании автомобилей скорой медицинской помощи не выявлено, вместе с тем имеются факты нарушений при эксплуатации комплектности АСМП (использование расходных материалов с истекшим сроком годности) в следующих ЛПУ: МУЗ «ЦРБ» Орловского района, МУЗ «ЦРБ» Мартыновского района, МУЗ «ЦРБ» Заветинского района и МУЗ «ЦРБ» Ремонтненского района.

Все оборудование, полученное в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, используется по назначению.

В течение года проведено 49 проверок обоснованности назначения лекарственных средств и рационального использования бюджетных средств, выделяемых для обеспечения федеральных льготников, а также обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг при оказании дополнительной медицинской помощи. Из общего количества проведенных проверок 17 осуществлены совместно с Министерством здравоохранения Ростовской области и Ростовским областным фондом обязательного медицинского страхования.

www.akvarel2002.ru

№1(13) 2008

чю

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

При проверках отмечались следующие нарушения:

• назначение лекарственного препарата без проведения дополнительных методов обследований, предусмотренных стандартом медицинской помощи;

• отсутствие записи консультаций узких специалистов, подтверждающих целесообразность выбора лекарственного препарата;

• нерациональное комбинирование лекарственных средств;

• назначение на одного больного количества лекарственных препаратов, превышающего максимальную курсовую дозу приемов и др.

Указанные нарушения свидетельствуют о слабом контроле со стороны главных врачей ЛПУ.

По результатам проверок направлялись письма: заместителю Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, Министру здравоохранения области, Главам администраций муниципальных образований, начальникам управлений здравоохранением для привлечения лиц, допустивших нарушения, к дисциплинарной ответственности.

По результатам выявленных нарушений в прошлом году составлен 181 протокол об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов составила 2 350 000 рублей.

Формирование здорового образа жизни как основной фактор улучшения здоровья населения Чеченской Республики

Яндаров В.М., к.м.н., засл. врач ЧР; Джунаидов Л.А., начальник Департамента лечебно-профилактической помощи МЗ ЧР, г. Грозный

Здоровье населения является критерием благополучия нации, где концентрируются такие категории, как экономика, экология, культура и политика.

Приоритетной задачей системы здравоохранения Чеченской Республики, как и страны в целом, является формирование государственной политики охраны и укрепления здоровья населения. В настоящее время нами предпринимаются организационные меры перехода здравоохранения от системы, ориентированной на лечение болезней, к системе охраны здоровья граждан. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения - показатели здоровья в целом находятся на неудовлетворительном уровне.

Из Послания Президента РФ В.В. Путина к Федеральному собранию РФ известно, что по важнейшим показателям здоровья Россия уступает многим странам. А Чеченская Республика, пережившая социальную и экономическую катастрофу, на фоне общего кризиса страны после распада СССР находится в еще более сложной демографической ситуации.

Существующий в настоящее время принцип организации охраны здоровья, как нам кажется, себя не совсем оправдывает. При болез-нецентрическом устройстве здравоохранения вопросы диагностики и лечения больных существенно превалируют над профилактикой и активным сохранением здоровья.

Сегодняшняя система здравоохранения, ориентированная на борьбу с болезнью, не позволяет радикально улучшить состояние здоровья населения нашей страны. Это на-

глядно показывает анализ современной демографической ситуации в Чеченской Республике, которая остается сложной и характеризуется ухудшением состояния здоровья населения. При высоких показателях заболеваемости имеется тенденция к снижению средней продолжительности жизни. Население республики несет огромные потери из-за высокой заболеваемости вследствие снижения резервных возможностей, социально-психологических и физиологических механизмов адаптации.

Опережающий рост смертности от предотвратимых причин и «омоложение» смертности от них - свидетельство снижения внимания к профилактике и качеству лечения. Сложные экономические и социальные условия в республике, экологические потрясения, другие стрес-согенные факторы проявились в негативной динамике социально обусловленных болезней.

Продолжается рост заболеваемости населения болезнями системы кровообращения. Страдающих болезнями системы кровообращения - 11 610,2 на 100 тысяч населения. Количество больных артериальной гипертонией в возрасте старше 15 лет составляет 142 тысячи человек.

Большую актуальность представляет для республики проблема заболевания туберкулезом. Среди инфекционных болезней туберкулез представляет собой одну из основных причин смертности взрослого населения. Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу прогрессивно ухудшалась в Чеченской Республике с начала 90-х годов. На диспансерном учете насчитывается 18 154 больных, в том числе 2 364 детей.

№1(13) 2008 ф

www.akvarel2002.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.