Научная статья на тему 'Об итогах работы по проекту «История в начальной школе» в 1997-98 учебном году'

Об итогах работы по проекту «История в начальной школе» в 1997-98 учебном году Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. И. Кочешкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об итогах работы по проекту «История в начальной школе» в 1997-98 учебном году»

во-первых, это тенденция к объединению профессиональных кругов и сотрудничеству специалистов различных стран в области преподавания иностранных языков;

во-вторых, официальное партнёрство со специализированными кафедрами педагогических университетов в области переподготовки учительских кадров, то есть объединение усилий российских специалистов и соответствующих организаций страны изучаемого языка, таких, как, например, Немецкий культурный центр им. Гёте;

в-третьих, тенденция к использованию учебно-дидактических материалов, подготовленных профессионалами из стран изучаемого языка, носителями языка с обязательной региональной адаптацией используемых учебных материалов;

в-четвёртых, тенденция к закономерному увеличению удельного веса самостоятельной работы и самообразования при повышении квалификации, отход от традиционной системы строго регламентированных методических указаний по организации процесса обучения;

в-пятых, унификация уровня профессиональных знаний, умений и навыков учителей иностранных языков и создание единой системы международной сертификации;

в-шестых, тенденция к более широкому использованию нехарактерных ранее для нашей системы образования и переподготовки кадров форм квалификационных испытаний, в частности, тестирования, в том числе и лингводидактического тестирования.

Развитие данных тенденций, несомненно, сопровождается решением значительного количества чисто практических задач, связанных с признанием и «легализацией» новых форм переподготовки учительских кадров, которые должны соответствовать актуальным потребностям современной российской школы, её развитию в период вхождения в общеевропейское образовательное пространство. Перед началом программы нам пришлось пройти путь согласования её осуществления с департаментом образования администрации Ярославской области. Был подготовлен необходимый пакет документов, разработаны Положение о проведении курсов и Положение о проведении квалификационных испытаний. Приказом по департаменту от 26.03.97 инициатива кафедры немецкого языка была одобрена и организуемые курсы признаны официальной формой повышения квалификации с последующей рекомендацией присвоения учителям соответствующей квалификационной категории. Однако финансовой поддержки реализация проекта не

получила. Курсы смогли начать свою работу только благодаря поддержке ректората нашего университета и его дальновидной политике. Именно поэтому в сентябре 1998 года новая группа учителей вновь придёт на кафедру немецкого языка, чтобы принять участие в Международном проекте повышения квалификации учителей немецкого языка.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Информацию о Международном проекте заочного повышения квалификации учителей немецкого языка см. также: Ярославский педагогический вестник. 1996. N° 2. С. 16; 1997, N° 4. С. 19.

М. С. Колесникова

Об итогах работы по проекту «История в начальной школе» в 1997-98 учебном году

На протяжении трех последних лет на базе исторического факультета нашего университета осуществлялась работа по проекту «История в начальной школе». Она проходила на основании приказа областного департамента образования и предполагала разработку и апробирование экспериментальной методики, направленной на развитие самостоятельного мышления и творческих способностей учащихся 2-3 классов начальной школы. Курс, который был разработан, получил название «Моя история». Работа над его созданием строилась во многом под влиянием идей в области преподавания истории, которые разрабатывает талантливый педагог, преподаватель университета г. Эксетера (Великобритания) Дж. Никол. Российские участники проекта адаптировали эти идеи к реальной ситуации, сложившейся в области преподавания истории в начальной школе в нашей стране, и разработали авторский курс, основанный на материалах по истории нашего отечества.

Позволю себе воздержаться здесь от подробного изложения основных идей курса, поскольку они нашли свое отражение в публикации, осуществленной в журнале «Преподавание истории в школе». Замечу лишь, что курс «Моя история»

предполагал не систематическое изложение отечественной истории в хронологическом порядке и в доступной для детей форме, а создание на каждом уроке такой ситуации, при которой ученик выступал как историк-исследователь и овладевал элемен -тарными навыками исторического творчества. При строгом учете возрастных особенностей дети работали с настоящими историческими источниками, при этом развивалось их творческое критическое мышление. Специалисты и учителя, знакомые с курсом, неоднократно отмечали его общие черты с другими системами творческого обучения, существующими в российской школе. Курс «Моя история» создавался на базе школ № 39 и 75 г. Ярославля, а также школы-интерната № 7 г. Переслав-ля. Итоги и основные направления работы неоднократно обсуждались на семинарах учителей, наиболее важный из них состоялся в Ярославском пе-дуниверситете в мае 1997 г.

В 1997-98 учебном году работа была продолжена учителями начальных классов в ряде школ Ярославля и области. Все они получили для работы необходимые методические материалы, в январе 1998 г. был проведен промежуточный семинар, на котором обсуждались итоги и перспективы работы. В предлагаемой вашему вниманию публикации представлены опыт, выводы и рекомендации некоторых учителей — участников проекта.

А. Б. Соколов

Пропедевтический курс истории в Ростовской гимназии я веду четвертый год. Три предыдущих года в 3-4 классах преподавание велось по пособию А. И. и Е. В. Саплиных «Путешествие в историю», которое приходилось адаптировать к возрастным особенностям младших школьников. Курс интересный, но сложностей при работе с ним немало: обилие материала для усвоения, трудный текст самого пособия, многие темы даже в адаптированном виде третьеклассниками усваивается слабо. Кроме того, содержание курса не предусматривает межпредметных связей с курсом литературы в 5-м классе, поэтому приходилось включать дополнительные вопросы при и так большом учебном материале. Тем не менее опыт работы накоплен немалый, что позволяет творчески использовать содержание учебного пособия, сохраняя основные подходы к преподаванию истории, используемые в методике Саплиных. Вступление это я

делаю для того, чтобы было ясно: мне есть с чем сравнивать курс, о котором пойдет речь.

С 1997/ 98 уч. года во вторых классах в рамках областного эксперимента я начала работу по курсу «Моя история». Подзаголовок названия — «практические навыки исторического исследования» — передает саму суть методико-дидактичес-кой стороны этого варианта пропедевтического курса.

Были ли сомнения? Да. Методика отличалась от привычной, в которой учитель был главным источником знаний и во многом связан материалом учебного пособия, в которой дети были обязаны усвоить необходимый объем материала и время на самостоятельную творческую работу приходилось выкраивать. Курс не имеет учебного пособия, что тоже было непривычным.

Но установочные (обучающие) семинары, проведенные в ЯГПУ, помогли понять главное в методике и технологии нового курса. Создателями программы были составлены методические рекомендации к каждому уроку и подготовлен раздаточный материал. С этой начальной базы можно было начинать преподавание, варьируя содержание, находя новые варианты решения того или иного урока. Это было очень интересно, так как каждый учитель выступал в роли творца нового учебного курса, и к его рекомендациям, находкам внимательно и заинтересованно относились те, кто создал программу. Такая совместная работа была взаимообо-гащающей, интересной, полезной и, думаю, результативной.

Что показал почти год работы по данному курсу?

— предмет «Моя история» активизирует познавательную активность учащихся: они сами добывают знания, исследуя тот или иной исторический источник, что само по себе представляет для детей интерес, учитывая их любознательность, привычку к игре даже в учебном процессе, живость поведения и мышления. Учитель на уроке — соучастник посильного исторического исследования, он — вместе, рядом с детьми (а не над ними), он советует, помогает, направляет, и совместная работа дает больший эффект и удовлетворение;

— методика проведения уроков развивает у учащихся умения устно и письменно излагать свои мысли, делать выводы, отстаивать самостоятельное мышление, логику и свою точку зрения;

— не ограничивая тематику исторического содержания, курс дает возможность расширить кругозор учащихся в разных областях (не только в истории, но и в культуре, искусстве, географии и т.д.).

Сколько возможностей дает курс «Моя история» для развития воображения, фантазии, творчества! В работе с картиной Неврева «Торг», раскрашивая фрагмент картины, учащиеся создают свои небольшие произведения искусства; а какой интерес вызывает создание «ленты жизни» ученика или составление генеалогического древа!

— курс побуждает детей глубже усвоить исторический материал: они бегут в библиотеку, расспрашивают родителей, приобретают интересующие их книги, видеофильмы, то есть продолжают оставаться исследователями и после уроков;

— учащиеся прекрасно работают не только индивидуально, но и в группах;

— курс создает широкое поле для творчества самого учителя. Некоторые занятия я провожу в музее.

Родители позитивно относятся к преподаванию предмета «Моя история». Они с удовольствием посещают уроки истории, помогают детям выполнять творческие задания и поддерживают все наши начинания.

Конечно, хорошему усвоению материала помогает наличие печатных материалов, алгоритмы изучения той или иной темы. Практически все уроки проходят удачно, живо, динамично, с хорошей активностью учащихся. Прекрасно прошел урок изучения исторических источников, когда ребята выступали в роли «настоящих» детективов: по оставленным в автобусе вещам в сумке мы восстановили облик и привычки их владельца.

Я не только стимулирую активность и интерес учеников оценками, но и придумываю другие формы оценивания (значок «Лучшему детективу», книжки или иллюстрации на исторические темы). Лучшие работы представляются всему классу.

Курс не вызывает перегрузки учащихся домашними заданиями, носит в основном подготовительный характер; каждый урок отчасти предваряет тему следующего урока. Часто при выполнении заданий детям предлагается алгоритм его выполнения, что также облегчает работу учащихся. Освоение способов деятельности с историческими источниками — пошаговое, постепенное, не перегружающее детей на уроке и позволяющее менять виды деятельности, поддерживая интерес и работоспособность учащихся.

Нужны ли учебники? Думаю, нет. Учебно-методический комплекс по данному курсу лучше составлять из следующих компонентов:

1. Пособия для дополнительного чтения (рассказы по истории, тематически связанные и не связанные с уроками)

2. Методические пособия для учителя с предложением нескольких вариантов уроков.

3. Рабочие тетради для учащихся на печатной основе, где был бы представлен основной дидактический материал.

Курс заслуживает поддержки и одобрения. С удовольствием хотелось бы продолжить работу над ним в третьем классе (второй год обучения), а в будущем апробировать его не только в экспериментальном, но и в обычных классах.

Достоинствами методики является то, что она:

— дает представление о том, что такое история и для чего ее нужно изучать;

— воспитывает у учащихся интерес и любовь к исторической науке;

— вооружает учащихся способами получения исторических знаний.

В заключение хотелось бы отметить, что как учитель-практик, проработавшей в школе 20 лет, я согласна с мнением составителей данного курса, что данный предмет должен преподавать учитель начальных классов с историческим образованием или предварительной подготовкой.

Г. В. Федосеева

Многие годы не прекращается обсуждение необходимости ориентации на педагогическое сотрудничество в школе. Многообразие подходов к его практической реализации в процессе изучения конкретных предметов также является предметом дискуссий. Здесь мы предполагаем рассмотреть основные компоненты педагогического сотрудничества в ходе преподавания курса «Моя история (практические навыки исторического исследования)». Отправной точкой для этого является практический опыт авторов, полученный в результате изучения названного курса в начальном звене сред -ней школы № 7 г. Углича.

Прежде всего отметим, что под сотрудничеством в обучении следует понимать взаимодействие педагогов с учащимися, учащихся друг с другом и с внешней средой, характеризующееся общностью целей, совместным поиском и усилиями в процессе него, а также активно-положительным

стилем взаимоотношений. В процессе обучения сотрудничество не может выступать в качестве самоцели. Оно является средством формирования самостоятельности учащихся, способности их к самоорганизации и эффективной работе в большом коллективе, небольшой группе и индивидуально.

Вполне очевидно, что педагогическое сотрудничество складывается из нескольких компонентов. Первым из них можно считать осознанную общность целей педагога и ученика и их взаимную заинтересованность в ее достижении. В рамках курса «Моя история (практические навыки исторического исследования)» такими целями являются:

— приобретение знаний о прошлом человечества;

— овладение навыками, позволяющими эти знания получить.

Почти каждый урок начинается с мысли о том, что мы (учитель и ученик) не знаем, как жили люди в прошлом, чем они были похожи (не похожи) на нас; но у нас есть исторические источники (непременно подлинные), из которых можно узнать об этом. Для чего? Для того, чтобы понять, почему мы так живем сейчас. Что для этого нужно? Нужно заставить источник «говорить», научиться извлекать из него то знание, которое мы хотим получить. Так общность целей трансформируется в общность интереса к ее достижению.

Второй компонент сотрудничества — высокий уровень организации совместной познавательной деятельности ее участников и взаимная ответствен -ность за результаты этой деятельности. Здесь ведущая роль принадлежит преподавателю. На стадии подготовки к уроку нам приходилось тщательно отбирать тот материал, с которым предстоит работать, прогнозировать возможные варианты его обсуждения на уроке, продумывать различные способы активизации внимания учащихся и поддержания рабочей обстановки. Ответственность такого рода со стороны преподавателя в сочетании с пониманием общности целей породили осознанную ответственность (конечно, несколько иного уровня и характера) учеников. Так, попытка двух девочек на одном из уроков обсудить «внешкольные проблемы» во время чтения отрывка из «Домостроя» вызвала явное неодобрение соседей («Прослушаете! Ничего не поймете!»), а создание рисунка — реконструкции русского быта XVII в. повлекло за собой множество вопросов на тему: «А может быть, мы не нарисовали чего-то еще, что обычно находилось в русской избе того времени?»

Третьим компонентом педагогического сотрудничества является активно-положительный стиль взаимоотношений учащихся и учителя при решении учебных задач. Мы стремились максимально ориентироваться на взаимное доверие в отношениях с учащимися. Поиск решения очередной проблемы, встающей в ходе работы с историческими источниками, возможен лишь при условии поддержания авторитета преподавателя не на основе статуса обучающего, а на признании за учителем большей компетентности. Для этого педагог должен восприниматься в качестве наставника, всегда готового прийти на помощь в трудную минуту. Так, работая с картиной Н. Неврева «Торг», учащиеся предлагали множество версий того, как связаны между собой ее персонажи. И только в тот момент, когда школьники оказались в недоумении, узнав, что предметом торга является молодая женщина, преподаватель «выручает» учеников, рассказывая о крепостном праве, существовавшем в России.

Следующим компонентом сотрудничества в обучении можно считать методику, стимулирующую интерес, самостоятельность и познавательную инициативу. Здесь мы в первую очередь ориентировались на доступность предлагавшегося материала. К примеру, младшие школьники вряд ли способны понять особенности политического и экономического уклада России XVII века, но вполне успешно воспринимают особенности бытовой жизни людей той эпохи, к тому же, узнав, как люди жили «тогда», школьники с удовольствием рисуют «собственные» избы XVII века. Работа такого типа не только интересна, но и вызывает энтузиазм. При этом информация, необходимая для реконструкции прошлого, не дается в готовом виде, а «извлекается» учениками путем постановки вопросов, поиска ответов на них, предположений (которые, конечно, корректирует преподаватель). Вместе с этим, педагог не обладает монополией на интерпретацию знаний — каждый школьник создает «свою историю», что невозможно при отсутствии самостоятельности мышления.

Кроме уже отмеченного, педагогическое сотрудничество предполагает и взаимодействие учащихся друг с другом, деловое общение. Уже на втором занятии они в парах анализировали предметы из «чьей-то сумки, найденной учителем». В ходе изучения темы «Вещи в истории» то же самое происходило уже с кремневыми и бронзовыми предметами быта и оружием, глиняной посудой. Работая над темой «Линия времени», группы по 4 человека сравнивали воинов разных эпох... И так из урока в урок. Деловое общение достаточно

быстро превратилось в норму взаимоотношений учащихся не только на уровне пар и небольших групп, но и внутри всего класса. Обсуждение различных предположений, версий, интерпретаций, споры и доказательства (пусть несложные, в два-три предложения) стали характерными атрибутами каждого урока.

Наконец, стоит обратить внимание и на то, что сотрудничество выходит за рамки урока. Для успешного выполнения домашних заданий ученики обращаются к родителям, друзьям, нередко к книгам. «Мы говорили о жизни людей в XVII веке, и я взяла в библиотеке книгу. Там сказано, что ....» Подобные фразы все чаще звучат на уроке и в перемену.

В заключение хотелось бы заметить, что педагогическое сотрудничество, характерное, как показано выше, для преподавания курса «Моя история (навыки исторического исследования)», может послужить отправной точкой для анализа возможностей и способов практической реализации сотрудничества в обучении по другим предметам.

А. Н. Гудков, О. Н. Гудкова

Особенностью того класса, с которым я работаю в течение последних двух лет, является то, что большая часть учеников — это дети, проживающие в социально неблагополучных семьях. Лишь у половины из них есть мать и отец, но даже в этих семьях дети не получают достаточного внимания и контроля, так необходимых ребенку для разностороннего развития и успешного усвоения школьной программы. Треть класса проживает в многодетных или неполных семьях, поэтому рассчитывать на активное участие родителей в процессе образования и развития детей не приходится. В подобных условиях велика роль учителя, который наряду с традиционно обучающими дисциплинами вводит новые предметы, позволяющие «разбудить» в ученике заложенные природой, но не развитые способности. Одним из таких предметов является курс «Моя история», нацеленный на формирование у школьников младших классов навыков исторического исследования. В ходе подготовительной работы у меня возникали серьезные сомнения в возможностях учеников, однако после первых же уроков они стали рассеиваться. Тематика курса, проблемные задания оказались не только посильными, но и вызвали большой интерес у детей.

Предлагаемый материал и нетрадиционная форма ведения урока стимулировали зарождение у учеников активной познавательной позиции. Одним из главных достоинств данной методики является то, что она создает условия, при которых каждый ребенок в меру своего интеллектуального развития получает возможность участвовать в реализации поставленных задач. Как это ни парадоксально, даже такой сложный методический прием, как вопросная техника, оказался доступным и интересным для детей. Ставить вопросы и пытаться находить на них ответы стало одним из любимых занятий учеников на моих уроках.

Работа с вопросами позволяет сформировать у учеников элементарные навыки исследования, применяемые при изучении различных предметов, явлений и событий, что само по себе важно, учитывая возраст и незначительный жизненный опыт детей. Ребенок учится формулировать вопросы и отвечать на них. Поскольку большая часть уроков носит дискуссионный характер, у детей развивается умение слушать других и активно участвовать в беседе.

Полноте, обдуманности и объективности ответов и суждений учеников способствовала работа в группах. Хотелось бы поделиться методикой формирования групп. На первоначальном этапе они состояли из четырех человек и были сформированы по принципу сильный — средний — средний — слабый.

Таким образом, более слабым детям отводилась пассивная роль. С одной стороны, они получали возможность выслушивать более обоснованные суждения сильных и средних учеников и, значит, существенно пополнить свой информативный запас. Но, с другой стороны, в такой группе «слабые» дети никогда не имели бы возможности занять более активную позицию. При таком построении групп одни ученики постоянно осуществляли бы функцию ведущих, а другие — ведомых. Рассуждения на сей счет натолкнули меня на идею создания групп учеников с «равными способностями»: объединить «сильных с сильными», «средних со средними», «слабых со слабыми». Такая методика позволила более эффективно использовать коллективную форму работы. Таким образом, при работе в группах «сильные» и «средние» ученики получали возможность обогащать свой интеллект посредством общения с «равными» и отбирать наиболее веские и аргументированные ответы. Таким образом, информативная функция групповой работы сохранялась, в то же время «слабые» ученики были поставлены в ситуацию, когда

максимальная активность с их стороны неизбежна. Наравне с другими они вынуждены участвовать в творческом процессе по разрешению поставленных перед ними задач. Опыт показал, что имен -но такая работа наиболее плодотворна.

Уроки проводились таким образом, что первоначально дети получали навыки работы в группах, а уже затем в парах. Вполне закономерно, что переход к работе в парах прошел безболезненно и дал хорошие результаты.

Одним из важных преимуществ курса «Моя история» является то, что оригинальные приемы и методы, используемые на уроках-семинарах, позволяют ученикам усваивать исторический материал на более высоком уровне. Посредством работы с предметом, картиной, документом в памяти ученика фиксируются самые яркие и запоминающиеся факты, и у учителя появляется уверенность в том, что исследуемый материал будет храниться в памяти ребенка достаточно долго.

Несмотря на сложность учебного материала, я преднамеренно отказалась от попытки упрощения терминов и понятий, употребляемых на уроках. Любопытна реакция учеников: дети с интересом слушали учителя, пытались правильно понять услышанное, самостоятельно осмыслить значение неизвестных им слов, дать им свое объяснение.

С целью обмена опытом с коллегами мною был проведен открытый урок по теме «Работа с документами», на котором обсуждались отрывки из книги «Домострой», дошедшей до нас из XVI века. По заданию учителя ученики подготовили «рекомендации по воспитанию детей» для родителей. Эти маленькие творения свидетельствуют о том, что мысли детей, их впечатления об окружающем мире гораздо глубже, чем могли представить взрослые. Глубина высказываний детей, их советы, рассуждения — яркое свидетельство тому, что опасения насчет сложности курса «Моя история» безосновательны. Следует отметить значительность активности учеников на уроке. Смена задач, постановка проблем требуют, вынуждают школьника находиться в перманентном поиске верного решения или ответа. Понятие «активность ученика» приобретает, таким образом, иной оттенок. В то время, как на традиционном уроке символом активности ребенка является поднятая рука, в данном случае активность воплощается в стремлении обосновать свою точку зрения по тому или иному

вопросу, пусть несколько упрощенно, но самостоятельно и оригинально. Вот один из примеров. Учитель предлагает прочитать написанное на доске слово, обозначающее название учреждения, в котором хранятся древние книги, письма, документы. После прочтения слова «архив» перед учеником был поставлен вопрос: «Что может обозначать слово архивариус?» Детьми было предложено множество вариантов. Совершенно очевидно, что вопрос заинтересовал всех, ибо он был поставлен как вопрос-загадка, а поэтому абсолютное большинство учеников пыталось найти правильный ответ. Такие приемы, на мой взгляд, служат средством активизации познавательной деятельности учащихся.

Крайне важно, что в процессе обсуждения учитель не должен употреблять фразы: «Ты неправ» или «Твой ответ неверен», так они вселяют в ребенка неуверенность и служат определенным препятствием для продолжения дискуссии. Целесообразно направлять размышления детей в нужное русло, используя выражения: «Это твоя точка зрения. А кто думает иначе?»

В процессе знакомства с «Домостроем» ученики пытались сравнивать принципы воспитания детей в XVI веке с современными. Отметив несомненное сходство отдельных воспитательных аспектов, мы более подробно остановились на различиях. «Почему изменился подход к воспитанию детей?» — такой вопрос был поставлен перед детьми в ходе обсуждения. В беседе был найден общий ответ: «Потому, что изменились условия существования человека, взаимоотношения человека и общества, а значит, и требования к воспитанию, применяемые в государстве». Для того, чтобы сравнение было наиболее ярким, детям была предложена аналитическая работа по картине В. Е. Маковского «Свидание». В ходе изучения картины возникло много вопросов: «Почему картина называется «Свидание»?». «Почему так странно выглядит мальчик?» «Сколько ему лет?» «Чем он занят?» Цепочка логических размышлений подвела класс к выводу, что мальчик (их ровесник) вынужден был работать подмастерьем, чтобы выжить и помочь семье, и что практические навыки, которые требовались детям в те далекие годы, значительно отличаются от современных. На заключительном этапе урока учителем был поставлен та-

кой вопрос: «Можно ли использовать в качестве наказания физическое воздействие?» Первой реакцией детей был отрицательный ответ. Следующий вопрос звучал так: «Меняется ли ваше поведение после того, как вас наказывают?» Ответ положительный. В процессе обсуждения проблемы о роли физического наказания в воспитании класс приходит к следующему выводу: ребенок должен контролировать свои поступки и пытаться правильно оценивать их, вносить коррективы в свое поведение и не ждать, когда его накажут. Физическое воздействие может служить причиной отчуждения, неприятия ребенком позиции родителей.

В ходе обсуждения моего открытого урока методика исследовательского подхода была оценена однозначно положительно. По мнению коллег, курс «Моя история» является важным средством формирования у школьников понятия об объективности исторического процесса, пробуждения интереса к истории.

У них вырабатывается умение слушать и говорить, формулировать вопросы и находить на них ответы. Все это имеет неоспоримое значение, ибо уже в начальной школе у детей подчас отмечается к учебному процессу равнодушие.

На мой взгляд, курс «Моя история» имеет большое будущее, и крайне важны совместные усилия учителей, работающих по этой программе, по распространению опыта преподавания.

Л. И. Кочешкова

Совещание Учебно-методического совета по естествознанию УМО по педагогическому образованию МОПО РФ и школы-семинара «Проблемы преподавания естествознания в вузе и школе»

Совещание состоялось в Ярославле 14-18 сентября 1998 г. на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушин-ского. В его организации приняли участие лаборатория региональных проблем естественнонаучного образования института педагогики и психоло-

гии ЯГПУ, физико-математический и естественно-географический факультеты ЯГПУ, руководство Ярославского педагогического университета, департамент образования администрации Ярославской области, Центр развития образования управления образования мэрии г. Ярославля, Центр дистанционного обучения школьников департамента образования администрации Ярославской области, отдел стандартов Института повышения квалификации работников образования Ярославской области. В работе совещания приняли участие члены Учебно-методического Совета по естествознанию УМО по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации — представители пе-дуниверситетов городов Москвы, С-Петербурга, Кирова, Воронежа, Омска и Ярославля.

Рабочее заседание совета, в котором участвовали также деканы, зав.кафедрами и преподаватели физико-математического и естественно-географического факультетов ЯГПУ, было посвящено обсуждению вопросов:

1. Составление типового учебного плана подготовки специалиста по направлению 030200 — «Естествознание».

2. Составление типового тематического планирования по дисциплинам образовательной области «Естествознание» в рамках действующего образовательного стандарта.

3. Анализ действующего образовательного стандарта подготовки специалиста по направлению 030200 — «Естествознание» и выработка рекомендаций по стандарту нового поколения.

Итоговым документом первого дня работы совещания явился определенный в ходе обсуждения «Обязательный минимум содержания образовательной программы подготовки лиц с высшим профессиональным педагогическим образованием по направлению 030200 — Естествознание»

Первый день работы совещания завершился выездным заседанием в Центре дистанционного обучения школьников Ярославской области, где директор Центра И. Е. Васильева рассказала о современных возможностях использования новых информационных технологий в естественнонаучной подготовке школьников, о взаимодействии Центра с преподавателями естественных факультетов ярославских вузов в разработке и реализации учебных проектов в системе Интернет регионального, федерального и международного уровней.

Второй и третий дни были посвящены работе школы-семинара, цель проведения которого —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.