Научная статья на тему 'Гражданекое образование - путь к демократическому обществу'

Гражданекое образование - путь к демократическому обществу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданекое образование - путь к демократическому обществу»

щита может проводиться только с разрешения ВАК России);

- невозможность защиты докторской диссертации без защиты кандидатской.

2. Выразить сомнения в целесообразности таких новых норм Положения, как

- введение вместо кандидатского экзамена по философии экзамена по философии науки;

- необходимость согласования создания советов с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в условиях функционирования ВАК в структуре Минобразования РФ;

требовагтс лшготяривантшго ходатай-ствования перед ВАК о возможности защиты диссертации, написанной не на русском языке (целесообразнее оставить действующий в настоящее время порядок).

3. Считать необходимым добавление в п. 7 проекта Положения, предусматривакшщй возложение оплаты расходов, связанных с рассмотрением и защитой диссертаций, на организации, где функционируют диссертационные советы, возможности компенсации учреждению понесённых на проведение защит диссертаций затрат.

4. Высказать поддержку сформулированным членами НМС в ходе обсуждения предложениям

- о необходимости скорейшей разработки нового положения о диссертационных советах;

- о целесообразности организации специального фонда под условным названием «Молодые исследователи» для финансовой поддержки деятельности молодых учёных, в том числе компенсации расходов по защитам диссертаций либо в виде самостоятельной структуры, либо в рамках РФФИ, РГНФ, Федеральной программы «Интеграция» и т.д.;

- о необходимости пересмотра сети диссертационных Советов при условии уточнения номенклатуры специальностей и поддержки региональной деятельности по аттестации научных кадров вплоть до формирования укрупнённых межрегиональных диссертационных советов;

- о целесообразности активизации деятельности информационного центра ВАК в области оперативной информации.

5. Направить предложения и замечания членов НМС по проекту Положения в адрес ВАК РФ.

Т. Б. Перфилова

Гражданское образование - путь к демократическому обществу

В течение двух лет ярославская региональная группа в составе проректора по НИР и международному сотрудничеству профессора М. В. Новикова, доцентов Т. Б. Перфиловой и Н. Ф. Бабуриной работала над реализацией проекта «Содержание и методика преподавания обществоведческих дисциплин в школе» в рамках международной программы «Гражданское образование», учреждённой МО РФ. а также Министерствами образования четырёх европейских стран: Австрии, Бельгии, Нидерландов, Великобритании. За это время нам удалось изучить и систематизировать российский и зарубежный опыт в сфере гражданского образования в средних общеобразовательных учреждениях, определить цели и содержание учебного курса по граждановедению на историческом факультете (ИФ) ЯГПУ и включить его в учебный план, подготовить видеофильм «Парламентские дебаты» с использованием ¿истинны.4-методов обучения, создать банк данных монографической, учебно-методической, докум -н тальной литературы обществоведческой чг правленности, привлечь внимание обдаст« -•!: института повышения квалификации \ ы .. и руководителей методических объ >< учителей истории к проблемам, связанным с преподаванием гражданского образования.

Проделанная работа получила высокую оценку экспертов Северо-Западного региона России, международного центра образовательных инноваций (МЦОИ) Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, что позволило нам выдвинуть свой проект на конкурс региональных моделей гражданского образования, организованный Британским Советом. Из двенадцати конкурсных проектов было выбрано семь. Ярославль оказался в числе победителей конкурса, став участником новой международной образовательной программы «Гражданское образование - путь к демократическому обществу».

Стартовая международная конференция команд-победителей из Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Красноярска, Иркутска, Самары, Ярославля (60 человек) состоялась в С.-Петербурге 21-25 ноября 1999 г. Её организаторами стали Британский Совет в России, МЦОИ РГПУ при содействии Посольства США

в России и Генерального Консульства США в С.-Петербурге.

В официальной церемонии открытия приняли участие: В. А. Болотов - заместитель министра образования РФ, Г. А. Бордовский -ректор РГПУ, С. Уоллес-Шаддад - заместитель директора Британского Совета в России, П. Смит - генеральный консул США в С.Петербурге, Т. Лири - консул США по вопросам культуры и связям с прессой в С.Петербурге, Э. Уайт - директор Британского Совета в С.-Петербурге, Н. В. Гороховатская -директор МЦОИ РГПУ, Е. А. Ленская - заместитель директора Британского Совета в России по вопросам образования и обучения английскому языку, И. Д. Фрумин - эксперт Всемирного банка реконструкции и развития.

Цель конференции заключалась в поддержке существующих и стимулировании новых проектов в области гражданского образования в регионах России, а также в координации инноваций в сфере гражданского образования, реального объединения результатов отечественных и зарубежных специалистов для их взаимного использования.

Работа международной конференции была построена по следующему плану: I. Презентация российско-британского проекта «Переподготовка педагогов для реализации программ гражданского образования в Красноярском крае» и российско-американских проектов: «Создание учебно-методических центров по гражданскому образованию» и «Гражданское образование в информационный век»; 2. Обучение участников конференции на курсах «Проектирование», «Скрытые реальрюти школы», «Ведение переговоров и разрешение конфликтов», «Активные методы обучения», «Паспорт молодого гражданина», «Проблемно-рефлексивный подход в решении задач гражданского образования», «Критическое мышление», «Построение правового пространства в школах; 3. Представление региональных проектов; 4. Уточнение региональными командами собственных замыслов и задач на семинар; 5. «Круглый стол» по проблемам гражданского образования организаторов, гостей и участников конференции.

Простое перечисление организаторов, учредителей, участников, направлений работы конференции позволяет говорить о её масштабности, грандиозности замыслов её руководителей, серьёзности и перспективности поставленных задач. Действительно, она стала важным событием не только в образовательной полити-

ке РФ, но также и в общественно-политической жизни России, открыла новый этап в процессе превращения гражданского образования в новую модель школьного и вузовского исторического образования.

Отличия международной конференции в С.-Петербурге от других, предыдущих, также посвященных гражданскому образованию, значительны. Они заключаются:

- в увеличении числа её участников и, как сказала Н. В. Гороховатская, в «расширении горизонтов сотрудничества», благодаря появившейся возможности вступить в контакт с экспертами и преподавателями США: профессором Гарвардского университета Ж. Вайлант, профессором, зам. директора центра разработки учебных программ при университете штата Гавайи Ф. Поттенжером, зам. директора образовательного центра Пунахоу М. Ханнингто-ном;

- в появлении новых задач перед её участниками и активных форм сотрудничества: монологи экспертов, сопровождавшиеся раздаточным материалом, сменились тренингами в «мастерских» по гражданскому образованию, обменом опытом и достижениями, заинтересованным обсуждениям региональных проектов с целью их корректировки и усовершенствования;

- в расширении региональных групп за счёт включения в состав авторских коллективов учителей истории и обществоведения. Таким образом, создавались условия для формирования преемственности вузовского и школьного исторического и обществоведческого образования, для подготовки нового поколения учителей, способных решать проблемы современного образования и воспитания молодёжи;

- впервые российские участники конференции узнали о проблемах гражданского образования за рубежом. Во всеуслышанье, с высоких трибун, зарубежные участники признались в проблемах, существующих при обучении обществоведческим дисциплинам, у них на родине: локальность курсов, оторванность от жизни и предметов учебного цикла, перегруженность граждановедения теориями и схемами. С удовлетворением для себя мы узнали, что отечественные модели гражданского образования и опыт российских учителей обладают ценностью для зарубежных коллег. Это открывало путь к подлинному сотрудничеству, совместному поиску решений;

- своеобразием ноябрьской конференции явился также целенаправленный выбор в каче-

стве объекта реформирования школы: содержание обществоведческих дисциплин, базовые компоненты гражданского образования, устройство и жизнь школы, школьное образовательное и воспитательное пространство, повышение квалификации учителей, подготовки будущего учителя школы, взаимодействия школы и семьи, школы и социально-экономического климата города;

- ещё одной особенностью конференции было присутствие здесь различных донорских организаций: представителей Совета Европы, Американской федерации учителей, Российской фонда правовых реформ, Всемирного Банка.

О значении конференций, в том числе ноябрьской, посвящённых проблемам гражданского образования, красноречиво свидетельствовали выступления её учредителей.

С. Уоллес-Шаддад обратил внимание на то, что одной из задач Британского Совета является координация работы и усилий, направленных на создание демократического общества, в том числе построение подлинно гражданского общества в России: в ходе сотрудничества с МО РФ и шестью российскими регионами Британский Совет, распространяя образовательные и культурные программы, одновременно изучал опыт работы учителей, социальную адаптацию учащихся. Анализ опыта российских педагогов важен и для США, и для Великобритании, т.к. построение гражданского общества - не национальная, узкороссийская проблема, а общечеловеческая, заявил зам. директора Британского Совета в России.

П. Смит отметил, что правительство США начало уделять внимание гражданскому образованию в России с 1993 г. в связи с распадом СССР, изменением концепции образования и началом построения в РФ демократического общества. Понимая, что для России не существует готовых рецептов, американцы, привыкшие навязывать свои модели и идеи, выбрали иной путь: они обратились к «пилотным» школам в тех регионах России, которые оказались наиболее восприимчивыми к межвузовским образовательным программам, и, вместе с тем, выступили с новыми инициативами, связанными с распространением своего опыта построения гражданского общества в России. Хотя цели гражданского образования в России и США отличаются, по мнению П. Смита, значение международных конференций трудно переоценить: они нужны для обмена опытом, подведения итогов и определения задач для будущей

работы.

В. А. Болотов подчеркнул, что гражданское образование - это одна из ключевых проблем современной российской школы. Основную озабоченность МО РФ вызывает отсутствие достойного современному пониманию концепции гражданского образования учебника: они представляют собой либо переделанные зарубежные тексты, либо откорректированные учебники по обществоведению советского периода. Но даже появление нового учебника, самого достойного по содержанию, победившего на конкурсе учебной литературы, не сможет решить всех проблем гражданского образования, потому что - это не просто урок, но также устройство и жизнь школы, взаимодействие с родителями. Первый заместитель министра убеждён, что демократизация России должна начаться со школы, т.к. именно с ней так или иначе связана большая часть населения нашей страны. В. А. Болотов поблагодарил зарубежных организаторов конференции за помощь, оказываемую в решении российских проблем в сфере образования, а также за правильно выбранные методы сотрудничества: открытый диалог и совместный поиск решений вместо прослеживавшихся ранее поучительных и назидательных рекомендаций по типу «учитель-ученик».

Г. А. Бордовский, оценивая значение конференции, подчеркнул, что это не разовое мероприятие, а часть проекта, рассчитанного до 2002 г. Последовательность, настойчивость её организаторов и участников показывают, что конференция - это особое явление в жизни России, т.к. проблемы, поставленные на ней, волнуют каждого активного гражданина. Г. А. Бордовский отметил, что гражданское образование - это одновременно научно-академическая и, в этом смысле, вечная проблема, методическая, реализуемая в практике сегодняшней школы, политическая, приобретающая важное значение на фоне современного состояния России. Он видит причины экономических и политических неурядиц в РФ в неразвитости гражданского общества и опасается за то, что российская реальность представляет главную угрозу для распространения идей международной конференции. Его мысль близка к высказыванию В. А. Болотова о том, что путь к демократическому обществу в РФ не просто длинный, он - бесконечный...

Не впадая от этих слов в отчаяние, мы, напротив, с оптимизмом выразим мнение большинства её участников: конференция в

С.-Петербурге - одна из ступеней на этом бесконечном пути, вектор дальнейшего развития гражданского образования в России. Об этом позволяют судить результаты.

Интерес присутствующих вызвали совместные российско-американские проекты, которые привлекали оригинальностью концепции, подходов и технологий и оба были основаны на красноярском опыте.

Руководитель проекта «Создание учебно-методических центров по гражданскому образованию» Ж. Вайлант начала презентацию с изложения своих представлений о целях и структуре гражданского образования. По её мнению, целью гражданского образования является формирование «подлинного гражданина», и хотя в каждой стране в это понятие, изменяющееся к тому же во времени, вкладывается своё содержание, никто не может отрицать, что подлинный гражданин - это будущее любой страны, её надежды. В отличие от истории, направленной на овладение информацией, гражданское образование нацелено на изменение поведения обучающихся.

Так, в России, по представлениям Ж. Вайлант, гражданское образование должно пробудить в детях осознание своих поступков и поведения, помочь им чётко идентифицировать хорошее и плохое, сформировать ответственность как за свою позицию, так и за будущее странь!, заинтересовать их в активном отношении^ окружающей действительности. Существенной проблемой, влияющей на гражданское образование в РФ, является экономическая и политическая нестабильность. Среди главных компонентов гражданского образования Ж. Вайлант назвала знания, понимание, умения и навыки, личную позицию, опыт и практику. К сожалению, в России отсутствует опыт гражданского образования, поэтому Ж. Вайлант полагает, что в современной России самое пристальное внимание должно быть обращено на подготовку учителей. Система высшего образования должна быть сориентирована на формирование у студентов критического мышления, способности разрешать конфликты и умения работать в группах сотрудничества. Основными средствами обучения должны стать учебные образцовые семинары с последующим повторением проблемных заданий и технологий. Секрет успеха заключается в приобретении опыта во время тренингов молодыми участниками и корректировка результатов работы имеющих опыт экспертов в учебно-мето-дических центрах по гражданскому образова-

нию.

Участники проекта, российские и американские специалисты, как абсолютно равные партнёры проводили шестинедельные тренинги в штате Индиана, по два семинара в Москве и Красноярске. Они пришли к осознанию необходимости сначала сформировать у учащихся знания и убеждения и поэтому заявили о потребности создания комплекта учебно-методических материалов по гражданскому образованию для учащихся 7-11 классов. Одновременно, работая в школах РФ, американские участники проекта поняли, что моделирование воображаемых ситуаций применения законов по защите прав и свобод является недостаточно эффективным не только из-за оторванности от реальных жизненных обстоятельств, но, прежде всего, из-за отсутствия правового пространства в школе, неуважения к закону и правовому поведению в реальном социальном окружении ребёнка. Не случайно поэтому Ж. Вайлант поддержала проект Русского фонда правовых реформ «Правовое образование в школе» и проявила интерес к проекту «Построение правового пространства в школе», инициированного директором московской «Школы самоопределения» № 734, кандидатом педагогических наук А. Н. Тубельским, полагая, что это и есть первые шаги по бесконечно долгому пути к демократическому обществу в России.

Руководитель проекта «Реформа правового образования» В. В. Спасская, дополняя Ж. Вайлант, высказала предположение о том, что право может выполнять роль интегрирующего начала в курсе гражданского образования, т.к. его компоненты: политология, социология, экономика, экология, психология и другие - не объединены никакой идеей. По её мнению, правом проникнуты все дисциплины обществоведческого цикла, т.к. эта дисциплина формирует правовое сознание и правовую культуру, т.е. инструментарии гражданской активности, не позволяющие перерасти свободе в анархию. Учебно-методический комплекс «Основы правовых знаний», состоящий из хрестоматии, практикума, методического пособия, видеофильмов и уже проходящий апробацию в 25 «пилотных» школах, построен на комбинации двух подходов: ситуативного и отвлечённо-теоретического, позволяющего обобщить и систематизировать практические знания. Отличие данного учебно-методического комплекса от всех ему предшествующих заключается в том, что акцент перенесён с обязанностей гражданина по отношению к государству на меха-

низм реализации учащимся его прав.

М. Ханингтон и Ф. Поттенджер, представлявшие проект «Гражданское образование в информационный век» (СЕ1А), разработанный совместно с директором Красноярской университетской гимназии «Универс» № 1 В. В. Башевым, также не сомневается в том, что гражданское образование - «это знания, умения, оценка, а граждановедение - это то, что надо делать». Такое понимание учебного предмета позволило авторам проекта увидеть существенные недостатки в содержании и технологии обучения гражданойедению, присутствующие как в учебных заведениях США, так и в РФ. Традиционно в США и РФ гражданское образование сводилось к формированию понятий, отражающих государственный строй и деятельность государственных органов власти. В процессе обучения преобладали репродуктивные знания и дедуктивные способы обучения, связанные с анализом партийно-правовых документов. Ученик был объектом, а не субъектом учебного процесса, скучающим от обилия чуждой его пониманию информации, считают американские эксперты. При нетрадиционном подходе к гражданскому образованию курс обществоведческих дисциплин предполагается преподавать как серию социальных экспериментов, содержащих исследование и практическое действие, с тем, чтобы обеспечить становление школьников как активных и самостоятельных граждан государства. Программа курса, рассчитанного на учащихся 9-11 классов, предполагает изучать не только государство как институт современной цивилизации, механизмы и законы его функционирования, но также хозяйство, неправительственные и общественные структуры, идеологию, обычаи общества, опыт действующих в социальных структурах лиц (с различными профессиональными и общественными позициями), способы разрешения проблем и конфликтов, а также самоидентификацию ребёнка и его адаптацию к социальной среде. Таким образом, реализация данной программы позволяет, по мнению её авторов, сформировать систему теоретических и практических знаний, превращающих учащегося в социального исследователя, в субъекта принятия решений.

Для организации «комплексных способов гражданского действия» авторский коллектив предлагает рассматривать социальные проблемы через призму молодёжных интересов и возрастных потребностей, используя учебно-профессиональное и социальное эксперименти-

рование (например, изучение феномена дезертирства). Классифицируя выбранную методику как проблемно-рефлексивную, эксперты с уважением упомянули психологов, стоящих у её истоков: Дж. Дьюи, полагавшего, что «школа -это лаборатория демократии», а также Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, заложивших основы развивающего обучения, позволяющего превратить беспредметные и внеконтекстуальные знания (через глубокий анализ единичного случая и практического действия) в опыт реального и ответственного социального действия. Таким образом, в процессе обучения акцент сделан не на усвоение информации, а на овладение умениями, необходимыми для активного участия в современных демократических процессах; теоретические понятия не формируются учителем, а порождаются учениками в процессе рефлексии решения реальных проблем; занятия строятся как разворачивание ответов на вопросы, поставленные учениками. Учитель на таких уроках становится помощником и коллегой учащихся, который, умело комбинируя индивидуальную и групповую работу, строит содержательные противовесы радикальным точкам зрения, удерживает логическую линяю урока путём постановки аналитических, синтезирую щих вопросов, прививает учащимся технологи» разрешения конфликтов, принятия взвешенно решений.

Американские эксперты собираются ра ботать в Красноярске три года. Они уверены в том, что полученные результаты и опыт российских коллег будут использованы ими для изменения национальных стандартов гражданского образования в США.

Региональные команды также представили интересные и оригинальные проекты, подводящие итог теоретической и практической работы в сфере гражданского образования в отдельных областях РФ и одновременно формирующие новые перспективные задачи исследовательского и прикладного характера.

Иркутский проект «Интегративная модель гражданского образовательного пространства Иркутской области» предполагает объединение образовательных учреждений региона: Иркутского государственного педагогического университета, главного управления общего и профессионального образования, двух лицеев и учреждение дополнительного образования -станцию юных натуралистов с целью интеграции предметов, обеспечивающих получение знаний по. гражданскому образованию и вне-

школьной деятельности учащихся, что должно способствовать формированию их гражданской активности. Реализация проекта, по мнению его авторов, приведёт к превращению существующего образовательного пространства, в котором учащиеся рассматриваются лишь как «объект для внедрения», в пространство действия и взаимодействия его участников на основе принципов новых отношений между миром взрослых и миром детей, аналогов которым нет в сегодняшних образовательных учреждениях: принципа равенства, принципа свободы и ответственности, принципа единства и соразви-тия.

Санкт-Петербургский проект «Ученик в условиях выбора» имеет цель сформировать устойчивое позитивное отношение учеников к праву выбора основной и дополнительной образовательных программ, форм обучения и аттестации, форм ученического самоуправления, общественных молодёжных организаций, влияющих на систему управления и функционирование образовательного учреждения. Это должно, по мнению авторского коллектива, разрушить стереотипы авторитарной педагогики, помочь школьникам самоутвердиться и самореализоваться в образовательном процессе.

Архангельский проект «Модель вертикального и горизонтального взаимодействия образовательных учреждений г. Архангельска» был задуман в 1998 г. после анализа состояния дел в области детских правонарушений. Его участниками являются Поморский государственный университет, ИППК, «пилотная» школа № 35, разработавшая свой проект нравственно-гражданского воспитания учащихся с первого по одиннадцатый класс для снижения преступности в микрорайоне, и единственное пока в РФ профессиональное училище - первопроходец в сфере гражданско-правового образования.

Проект был предложен председателям советов директоров школ и профессиональных училищ для добровольного участия в нём заинтересованных лиц и создания, в свою очередь, локальных проектов во всех звеньях модели.

Проект «Гражданин» Самарского регионального центра гражданского образования направлен на решение проблем социализации учащихся, овладение ими достойными образцами поведения, формирование их жизненной позиции вследствие усвоения социального опыта. Проект представляет многоступенчатую социально-образовательную программу, состоящую из трёх этапов: «Моя малая родина», «Родному городу желаю...», «Наш пакет пред-

ложений кандидату в депутаты Государственной Думы». Реализация проекта, по замыслу его авторов, должна помочь учащимся создать представление о деятельности различных ветвей власти, о процедурах демократического принятия решений (референдум, выборы и др.), деятельности законодательных собраний, Думы, о механизмах принятия административных решений и одновременно сформировать навыки делового стиля общения, анализа материалов средств массовой информации.

Ярославская творческая группа, в состав которой на данном этапе работы, кроме преподавателей ЯГПУ, вошли учителя и руководители методических объединений учителей истории Кировского и Ленинского районов (М. В. Соколова, И. Н. Денисова, О. В. Медведева), разработала проект «Подготовка и переподготовка школьных учителей г. Ярославля в сфере образования». Целью проекта является систематизация российского и зарубежного опыта в сфере гражданского образования для создания концепции, целостной системы и программы по гражданскому образованию с учётом исторической специфики Ярославского региона. Задачами проекта являются:

- корректировка программ вузовских курсов по дисциплинам общекультурной, психолого-педагогической, предметной подготовки;

- включение в план подготовки учителей истории и обществоведческих дисциплин ИФ спецкурса и спецсеминара «Гражданское образование»,

- включение в программу педпрактик студентов ИФ заданий, связанных с гражданским образованием школьников и использованием материалов «мастерских» международных семинаров;

- корректировка программ переподготовки и повышения квалификации преподавателей истории и обществоведческих дисциплин, а также руководителей общеобразовательных учреждений г. Ярославля;

- проведение обучающих семинаров и тренингов с учителями, руководителями школьных методических объединений, с руководителями методических объединений учителей истории и обществоведческих дисциплин;

- проведение «открытых» уроков и внеклассных мероприятий по гражданскому образованию с целью накопления и распространения опыта в г. Ярославле;

- создание банка данных: материалов российских и международных семинаров по

проблемам гражданского образования, учебно-методических комплексов, учебно-методических материалов («открытые» уроки и др.);

- привлечение директоров школ города к активному сотрудничеству в рамках проекта.

В ходе реализации проекта авторский коллектив будет использовать возможности ресурсного центра Британского совета г. Ярославля, ресурсного центра ИФ, созданного по программе «ТЕМПУС-История-1», привлечет специалистов кабинета истории и кафедры повышения квалификации руководящих работников школ при областном институте повышения квалификации учителей, факультета менеджеров образования ИПП, а также печатные издания ЯГПУ для создания городского центра по гражданскому образованию.

Функцию координации многочисленных усилий специалистов из различных регионов РФ берёт на себя Центр гражданского образования на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ (г. Москва), который предложил проект «Развитие и совершенствование гражданского образования в России». Концепция проекта заключается в разработке и реализации интеграционного подхода к определению содержания, организации и методики гражданского образования на основе согласованных усилий представителей различных групп и творческих коллективов (в рамках неправительственных организаций и структур), взаимодействующих с заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями и учреждениями. Содержательная задача проекта сводится к преодолению противоречия между вариативными подходами к гражданскому образованию и ограниченностью каждого из них, т.к. авторские группы порой вкладывают в содержание гражданского образования своё видение данной проблемы, её отдельные стороны. Организационная задача проекта предполагает создание центров гражданского образования в регионах РФ на базе инициативных, научно-исследовательских коллективов, консолидацию их усилий и организацию взаимодействия с государственными структурами образования. В методическом плане Центр гражданского образования при МО РФ предполагает подготовку и апробацию учебного пособия «Граждановеде-ние», разработку учебно-методического комплекса для всех уровней исторического образования, издание бюллетеня «Гражданское образование в России», создание единой WWW -странички ассоциации центров гражданского

образования в сети Интернет.

Таким образом, семинар в Санкт-Петербурге продемонстрировал разнообразие подходов к содержанию, организации и методике гражданского образования в различных регионах РФ, что позволяет увидеть всю многогранность данного явления, обеспечить равные возможности в выборе содержания гражданского образования родителями и детьми. Однако разнообразие точек зрения имеет и отрицательную сторону, которая выражается в том, что авторские региональные группы часто вкладывают в гражданское образование лишь своё видение данной проблемы, тем самым деформируя её суть. Задача международных семинаров заключается, на наш взгляд^ не только в признании наличия спектра мнений и вариативных подходов, но, что гораздо существеннее, в выработке единой концепции гражданского образования, которая будет отражать согласованную позицию преподавателей высшей школы, системы повышения квалификации учителей истории, педагогов школ и администраторов всех уровней при определении целей и задач гражданского образования, органчзаиконные и методические вопросы прогса^ л гражданского образования и воспитания.

Широкое обсуждение проб ч данского образования как среди сьс^с-. \ так и среди зарубежных специалист г, ■

вело к ряду позитивных тенденций . 1 с разработка стандартов в области препон к дисциплин цикла «Гражданское образование», усилилось движение в направлении гуманизации образования, создания в школах психологических служб и системы педагогической поддержки детей, появилось большое количество/учебных материалов по актуальным проблемам обществоведческого знания, созданных российскими и зарубежными исследователями.

В следующей статье мы проанализируем новую учебную литературу по гражданскому образованию, презентация которой произошла на международном семинаре в С.-Петербурге, и познакомим заинтересованных лиц с работой творческих «мастерских», являющихся образцами демократического образовательного пространства, призванных не только создать модели уроков или занятий по гражданскому образованию, но также путём тренингов научить экспертов активным методикам обучения, усовершенствовать навыки творческого и критического мышления с тем, чтобы они смогли выполнять функции тьюторов по гражданскому образованию в своих регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.