Научная статья на тему 'Выездной семинар МЦОИ в Ярославле — опыт плодотворного сотрудничества'

Выездной семинар МЦОИ в Ярославле — опыт плодотворного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выездной семинар МЦОИ в Ярославле — опыт плодотворного сотрудничества»

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СЕМИНАРА "ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА '

ЯРОСЛАВЛЬ, $8 НОЯБРЯ — ЗДВКАВРЯ 1Ш ИЩА

Выездной семинар МЦОИ в Ярославле — опыт плодотворного сотрудничества

С 30 ноября по 2 декабря 1998 года на базе Ярославского государственного педагогического университета им.К. Д. Ушинского в соответствии с планом работы Международного центра образовательных инноваций проводился международный семинар «Проблемы мотивации в преподавании предметов естественнонаучного цикла».

В работе семинара приняли участие более 80 преподавателей вузов и учителей школ г. Ярославля и Ярославской области. С докладами выступили эксперты из Австрии (проф. X. Стадлер), Нидерландов (проф. В. Бус-траан), а также ведущие специалисты Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля: проф. В. В. Афанасьев (ректор ЯГПУ), проф. А. Д. Суханов (МГУ), проф. В. А. Гусев (МПГУ), проф. Г. Л. Луканкин (МОПУ), проф. Ю. А. Го-роховатский (РГПУ), проф. М. С. Пак (РГПУ). В рамках семинара проводились мастерские «Активизация деятельности учащихся на уроке» (проф. X. Стадлер, Вена, Австрия), «Обучение через практику и наука думать» (проф.В.Бустра-ан, Амстердам, Нидерланды), «Мотивационно-стимулирующие ситуации» (руководители доц. И. А. Иродова, доц. Ю. П. Поваренков, Ярославль, ЯГПУ). Кроме этого, в рамках семинара были организованы дискуссии по проблемам мотивации в преподавании физики (руково-

дитель проф. Ю. А. Гороховатский, РГПУ), химии (руководитель проф. М. С. Пак, РГПУ), математики (руководитель проф. Е. И. Смирнов, ЯГПУ). По мнению участников семинара, заявленная к обсуждению тема является актуальной не только для России, но и для других стран, а проведение таких семинаров способствует выработке новых теоретических и практических выводов и рекомендаций для широкого круга преподавателей и учителей естественно-математического цикла.

Учитывая большой интерес, проявляемый педагогической общественностью России к указанной теме (напомним, что в 1997 году МЦОИ уже проводил такой же семинар на базе РГПУ им. А. И. Герцена и опубликовал тематический сборник материалов), министерства образования Австрии и Нидерландов выступили с предложением о проведении в 1999-2000 годах совместного российско-австрийс-ко-голландского проекта по разработке содержания и методики проведения уроков естественнонаучного цикла, направленных на повышение мотивации к изучению естественнонаучных дисциплин, для реализации чего предполагается создание шести творческих коллективов — трех в Санкт-Петербурге и трех в Ярославле с участием московских специалистов. Отбор коллективов для участия в проекте будет осуществлен на конкурсной основе Международным центром образовательных инноваций в 1999 году из числа поступивших в его адрес заявок. Обсуждение результатов проек-

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СЕМИНАРА «ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА» ЯРОСЛАВЛЬ, 30 НОЯБРЯ— 2 ДЕКАБРЯ 199$ ГОДА

та предполагается провести в конце 2000 года на итоговой конференции с привлечением ведущих российских и западных экспертов в указанной области. Хочется отдельно отметить, что вклад ярославских специалистов в проведение семинара «Проблемы мотивации в преподавании предметов естественнонаучного цикла» оказался весьма весомым и во многом определил успех как самого мероприятия, так и появление конкретной перспективы продолжения этой важной и полезной для российской системы образования проблематики. Однако не только научная сторона произвела на нас большое впечатление. Чрезвычайно отрадной была эмоциальная, заинтересованная и доброжелательная реакция участников семинара — учителей, методистов, преподавателей вузов — на все выступления и виды работ, которые предлагались их вниманию. На заключительном заседании приятно было слышать высокую оценку проведенного мероприятия и слова благодарности в адрес МЦОИ и министерств образования Австрии и Нидерландов за предоставленную возможность встретиться и обсудить совместно целый ряд животрепещущих образовательных проблем. Мы, со своей стороны, не можем не отметить высочайший организационный уровень проведения семинара, который обеспечили наши ярославские коллеги, и хотим выразить свою глубокую признательность ректору >1111У В. В. Афанасьеву, проректору по НИР М. В. Новикову и всем специалистам ЯГПУ, внесшим свой вклад в успех этого дела и проявившим поистине чудеса гостеприимства на замечательной ярославской земле.

Координатор австрийских образовательных программ в РФ Э. Праннер Научный руководитель семинара проф. Ю. А. Гороховатский.

И. А. Иродова, Л. Н. Мазаева

Учет мотивационного компонента учебной деятельности как средство совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей физики

Необходимость пересмотра содержания профессиональной подготовки будущих учителей, а также организационно-методических форм обучения обусловлена целым рядом объективных и субъективных причин, к которым, в первую очередь, относятся социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе.

Анализ современного состояния традиционной системы высшего педагогического образования показывает, что при обучении студентов доминирует упрощенный, утилитарно обезличенный взгляд на образование, недопустимо низкий уровень личностного начала в формах и методах обучения.

Долгие годы приоритетными являются вопросы стандартизации и оптимизации процесса обучения, уточнение того, какие знания и в каком объеме должны приобрести студенты.

Однако опыт показывает, что совершенствование учебных планов и программ не всегда способствует повышению эффективности учебного процесса. Отрыв обучения от требований реальной практической деятельности, формальный подход к процессу обучения препятствуют выработке профессиональных педагогических умений студентов.

Особенно важным в современных условиях становится вопрос не столько о том, чему учиться, сколько о том, как учить и кого учить.

В связи с этим существенную значимость в настоящее время приобрели проблемы мотивации учебной и профессиональной деятельности будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.