Научная статья на тему 'Мотивация учения средствами музыки в условиях учебно-образовательного комплекса „Культура моего народа и народов мира“'

Мотивация учения средствами музыки в условиях учебно-образовательного комплекса „Культура моего народа и народов мира“ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация учения средствами музыки в условиях учебно-образовательного комплекса „Культура моего народа и народов мира“»

музыки, который дает возможность охватить музыкально-просветительной работой многие школы города, выявить

музыкально одаренных детей, способных продолжить учебу в средних и высших учебных заведениях.

В. В. ИЩУК, декан педагогического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского

А. А. САВЕЛЬЕВ, зам. директора школы N9 17 г. Ярославля

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА „КУЛЬТУРА МОЕГО НАРОДА И НАРОДОВ МИРА“

В настоящее время практиков школьного образования особенно волнуют проблемы мотивации учения. Это связано со многими факторами, но прежде всего с тем, что в государстве активно проводятся процессы демократизации, реформирования различных сфер жизнедеятельности, в том числе и в образовании. Все больше внимания педагоги стали уделять индивидуально каждому человеку, конкретному ребенку, отдельно взятой личности. Основная учительская задача сегодня заключается в том, чтобы создать такие условия в школе, в которых ребенок чувствовал бы себя комфортно, был индивидуально-ориентированным на собственные возможности и желания: чтобы ему нравилось учиться в школе, хотелось в нее постоянно ходить, чтобы он ощущал радость от учения и сотрудничества со взрослым.

Можно ли всего этого достичь и какие средства воздействия и педагогические условия необходимы для формирования целостной мотивации учения?

Попытаемся ответить на поставленные вопросы, используя примеры из собственной практики, а также попробуем теоретически обосновать отдельные подходы к формированию мотивации учения

с опорой на музыкальную деятельность школьников. На наш взгляд, особенно эффективно это можно делать на уроках синтезирующего учебного комплекса „Культура моего народа и народов мира“, включающего в себя такие учебные дисциплины, как история, литература, изобразительное искусство, музыка с элементами пластики и театрализации.

Данный учебный комплекс был разработан доцентом кафедры филологии Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского Н. Н. Пайковым в 1991 г. и внедрен в практику средней школы № 17, а с 1992 г. — школ № 39, 71, 8 г. Ярославля, Гаври-лов-Ямской школы, учебных заведений Тулы, Ульяновска, Белгородской и Ивановской областей, а также школ Карелии. Были сформулированы концепция и программа комплекса, которые предусматривают создание гуманитарно-ориен-тированной средней общеобразовательной школы всех ступеней (начальной, неполной, средней). В настоящее время базовая школа № 17 г. Ярославля работает в режиме инновационной экспериментальной деятельности на уровне первой и второй ступеней, т. е. со 2-го по 9-й классы.

© В. В. Ищук, А. А. Савельев, 1998

50

*

Что же представляет собой концепция четырехпредметного учебно-образо-вательного комплекса (далее именуемого ЧПУОК), как эта программа влияет на формирование мотивов ученря, что в ней нового?

Особенность и достоинство программы, на наш взгляд, состоит в обновлении содержания учебного материала, расширении познавательной деятельности учащихся на предметах художественноэстетического цикла. При этом особое внимание уделяется изучению взаимоотношений между основными видами деятельности учащихся — познавательной, от которой непосредственно зависит результат учения, и гуманитарно-эстетиче-ской, имеющей ярко выраженную художественную направленность.

Для педагогического изучения взаимосвязи познавательной и художественной деятельности в учебном процессе важным основанием, по мнению видного отечественного ученого Г. И. Щукиной, является их общий принцип: научное и художественное освоение мира не сводятся одно к другому и не вытекают друг из друга, а взаимодополняющая. Их объединяют сущностные свойства деятельности, среди которых главные — преобразующий характер, целеполагание, а также общее построение с взаимообусловленностью основных компонентов (цель — мотивы — способы —результат).

В чем же потенциал авторской программы?

Несомненно, что прежде всего это ее творческий и игровой аспект, а также взаимоотношения между различными преподаваемыми дисциплинами.

Одним из активнейших стимуляторов учения является детское музыкальное творчество. О важности этого вида деятельности для детей говорили еще в 20-е годы выдающиеся музыканты Б. Л. Яворский и В. В. Асафьев. Детскому музыкальному творчеству уделяли и уделяют большое внимание создатели прогрессивных музыкально-педагогиче-ских систем в нашей стране и за рубежом (3. Кодаи, К. Орф, Л. А. Баренбойм, Н. А. Ветлугина, А. А. Никитин и др.). „Музыка — воображение — фанта-зия — сказка — творчество — такова дорожка, по которой идет ребенок, развивая свои духовные силы“, — писал

В. А. Сухомлинский, как бы подтверждая сказанное нами выше.

В нашей работе вопросы творчества детей, творческие подходы имеют наиглавнейшее значение, так как именно они определяют значительную часть содержания экспериментальной методики. Часто это делается в любимой для детей форме — игровой.

Игра является самым доступным для детей видом музыкального и художественного творчества, деятельности вообще. Детская игра — союзник учителя музыки. Ведь именно в игре полнозвучно заявляют о себе детская активность и эмоциональность. Направить эту активность в нужное русло — долг и весьма нелегкое для педагога-музыканта дело, заключающееся в том, чтобы создать образно-игровые ситуации, требующие от школьников перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения. Развивая определенные личностные качества ученика, мы тем самым вселяем в него веру в свои силы и возможности, что в конечном счете положительно влияет на его учебную деятельность, формирует положительные учебные мотивы, развивает познавательный интерес. Не случайно в нашей программе на всех ступенях обучения (на всех предметах) особое внимание уделяется методу игровой деятельности: от ролевых и художественных игр в младшем и среднем школьном возрасте до деловых игр в старшем звене.

Однако все это невозможно реализовать в учебном процессе без учета взаимосвязей между предметами. Как известно из дидактики, реализация межпредметных связей служит важным дидактическим условием активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирования их интересов и оценочных умений. Поэтому в предлагаемой методике этот аспект педагогики наиболее четко представлен и является весьма значимым для понимания содержательной стороны. Остановимся на ней подробнее.

Проведенные нами исследования показали, что в массовой школьной практике данная проблема успешно решается лишь незначительной частью учителей, да и эти педагоги оказываются сильно ограниченными рамками программы и озабочены в основном тем, чтобы вовремя ее „пройти“ При этом, естественно,

затруднен индивидуальный подход к учащимся, часто формально оцениваются их знания. Стандартизация обучения, жесткая его регламентация, по нашему мнению, обедняют процесс учения, тормозят активную деятельность обучаемого в учебном процессе, что в итоге не позволяет реализовать главную функцию и назначение обучения — формировать са-моразвивающуюся личность, необходимую обществу.

Предложенные 7 лет назад экспериментальная программа и методика обучения, апробированные на базе многих школ Ярославля и других регионов, показали правильность выбранного пути и дали хорошие результаты по формированию положительной мотивации учения. Мы определили, что эффективность обучения зависит от многих факторов, однако первоочередными выделили следующие: развитие интереса школьника к учению, формирование желания совместного общения в коллективе и с учителем и пр.

Настоящий ЧПУОК ставит своей задачей предложить принципиально новое решение вставших перед обществом и педагогическими коллективами задач. В отличие от многих других современных программ он не имеет своей целью заявить очередной вариант школьной программы по литературе, изобразительному искусству, истории или музыке. Его цель состоит в попытке изменить способ построения школьного образования: на смену мозаичному типу так называемого „политехнического“ образования, когда каждый специалист вне всякой связи с другими коллегами преподает учащимся основы своей области знания (иногда просто декоративно обозначая „межпредметные связи“), ввести тип синтезирующего, комплексного, общекультурного образования.

Последнее основывается, во-первых, на единой научно-педагогической концепции, охватывающей гуманитарный цикл школьных дисциплин, а в перспективе своего развития, в своей завершенной форме — все учебные дисциплины в целом; во-вторых, на единых научно-методических принципах изучения и преподавания материала ряда учебных предметов (в известном смысле — даже всех) и этапов их изучения; в-третьих,

на объединении (частичном или полном) дисциплин в один учебно-организационный комплекс, а учителей-предметни-ков — в единый организационно-творче-

ский коллектив.

Научная новизна данной комплексной программы заключается в идее, на наш взгляд вполне оправданной и перспективной, создания школы „гуманитарно-ориентированной“, а не конкретно-спе-циализированной (например, физико-ма-тематической, с углубленным преподаванием языков, естествознания, искусствоведения и пр.). Что это значит? Общегуманитарная ориентация, на деле решающая задачу гуманитаризации среднего базового образования, должна, по нашему убеждению, состоять не в увеличении количества уроков по литературе, истории, искусству, танцам и т. д., а в оптимизации способов преподавания как гуманитарных, так и негуманитарных учебных предметов, выделении методических принципов организации их изучения, распространении этих принципов на всю воспитательную и образовательную сеть — от школьных учреждений до вуза.

Исходя из означенных установок, настоящий программный комплекс базируется:

а) на особом учебном материале, прежде, к сожалению, в школьной практике практически отсутствовавшем, — истории материальной и духовной культуры в ее закономерном, типологическом аспекте и, с другой стороны, в последовательном, системном и качественном его представлении для изучения;

б) универсально используемом историко-хронологическом и генетико-функциональном содержании учебного материала и его преподавания, предполагающем формирование у учащихся представлений о фундаментальных основах определенной области знаний не только традиционным путем накопления „фактов“ науки, но и следуя логике исторического сложения данной предметной сферы (например, в связи с историческим становлением культуры и цивилизации человечества и т. п.);

в) показавшем высокую эффективность в педагогических экспериментах последних лет методе комплексного погружения в единую общекультурную и

конкретную научную реальность, в нашем случае — в определенную историко-культурную эпоху (хронологически, типологически, функционально, проблемно увязывающую изучаемые предметы, синхронизирующую усилия педагогов и восприятие учащихся);

г) типе учебной деятельности, предполагающем помимо традиционных форм обучения активное освоение изучаемой проблематики „изнутри“ предмета нетрадиционными способами — через имитационно-игровую и творчески-созида-тельную деятельность самих учащихся.

Практическая ценность созданного учебного комплекса заключается в том, что при явной радикальности лежащих в его основе идей он не предполагает жесткую перестройку работы конкретного педагогического коллектива, а наоборот, допускает достаточно „мягкий“ путь трансформации обычной школы в школу „гуманитарно-ориентированную“

В последнем случае педагогический коллектив учебного заведения сам определяет, ограничится ли он вначале переменами в преподавании гуманитарноэстетических дисциплин в старших классах или начнет работать по новой программе с 5-го или 1-го класса, коснутся ли изменения основного объема преподавания предмета в учебной сетке часов или будут задействованы имеющиеся у школы временные резервы, когда к гуманитарному учебному комплексу будет (и будет ли вообще) подключено преподавание остальных дисциплин в

соответствии с настоящей концепцией.

Пример школы № 17 показывает, что вовлечение в систему ЧПУОК возможно одновременно на нескольких уровнях: внедрение четырехпредметного комплекса в 5-м классе, новых программ по чтению во 2-м классе, природоведению и истории Отечества в 4-м классе, программ по национальной культуре в

3-м классе.

Исходя из имеющихся педагогических кадров и уровня их подготовленности, характера контингента учащихся, учителя и администрация могут избрать сокращенный или развернутый способ интерпретации учебного материала при сохранении, естественно, программной кон-

цепции и методических принципов авторов.

Учебные материалы, предлагаемые для внедрения в рамках ЧПУОК, рассчитаны на принципиальную тиражируемость. Обучение может осуществляться как в очной (обзорные методические лекции, индивидуальные консультации), так и в заочной (пакет материалов) форме.

В качестве социокультурных результатов внедрения ЧПУОК в учебный процесс ожидается формирование в учебных заведениях реальных условий для принципиального подъема общего уровня духовной культуры учащихся, с одной стороны, и возникновения практической базы для полноценного воспитания нового духовно-интеллигентного слоя, нравственно-эстетического, философского костяка современного общества — с другой.

В профессионально-педагогическом отношении работа в комплексе должна побудить создание таких условий профессиональной деятельности учителя, которые существенно стимулировали бы привлечение в школу наиболее одаренных и культурно богатых личностей из числа педагогов, открывали бы простор для их самостоятельного и совместного с детьми творческого педагогического поиска, побуждали бы к расширению собственного культурного кругозора, а также к активным контактам со специалистами высшей школы и личному профессиональному совершенствованию.

Годы экспериментальной работы 17-й школы г. Ярославля показали, что стали решительно изменяться профессиональные установки учителей и учащихся, являвшихся участниками совместного эксперимента. На смену первоначальным опасениям и сомнениям относительно перегрузок, отвлеченности и непривычности нового материала пришел активный интерес к все более глубокому овладению новым материалом, оригинальным принципам его преподавания, нестандартным формам организации учебной деятельности, а также осознанная тяга к самостоятельному творческому поиску. Заметно выросла увлеченность учащихся предметами, вошедшими в экспериментальный комплекс. Дети стали с удовольствием играть на уроках обобщения, с нетерпе-

ниєм ждали этих игр, готовились к ним заранее, стали осмысленно рассуждать, опираясь на новый круг специальных понятий, указывали на закономерные связи фактов в каждой из изучаемых областей. Соревновательный характер разделения

учащихся в классе по командам стал вовлекать в орбиту учебного интереса и менее подготовленных учеников.

Ознакомимся с содержанием экспериментального четырехпредметного учебнообразовательного комплекса.

ПРЕДМЕТНАЯ СТРУКТУРА ЧПУОК

1. ОСНОВНОЙ ЧЕТЫРЕХПРЕДМЕТНЫЙ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

КОМПЛЕКС СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

(гуманитарно-эстетический цикл)

„Культура моего народа и народов мира“

5 — 11-й классы

История:

— история этноантропологического становления человечества;

— история хозяйственно-производственного развития мировой цивилизации;

— общественно-политическая история;

— история культурно-духовных движений и учений;

— основы исторических знаний (фактографический ряд и система исторических закономерностей);

— навыки исторического анализа и мышления.

Литература:

— процесс развития и основные формы отечественной и мировой литературы и театра;

— знакомство с отечественной и зарубежной классикой возрастного чтения для каждого класса;

— основы литературных и театроведческих знаний (основные понятия и литературные закономерности):

— основные навыки восприятия разных видов литературно-художественного анализа и филологического мышления;

— практика литературного и сценического творчества.

Изобразительное искусство:

— история развития и основные формы отечественной и мировой архитектуры, изобразительного и декоративноприкладного искусства;

— основы архитектурного, изобразительного и декоративно-прикладного творчества (основные понятия и закономерности);

— основные навыки восприятия и анализа архитектурного, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и искусствоведческого мышления;

— практика изобразительной и худо-жественно-прикладной творческой деятельности.

Музыка:

— история развития и основные формы отечественной и мировой музыки и танца;

— основы музыкального и пластического творчества (основные понятия и закономерности);

— основные навыки восприятия и анализа музыкального и пластического искусства, музыкального й пластического мышления;

— практика музыкальной и пластической творческой деятельности.

2. УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(культурно-пропедевтический цикл)

1 — 4-й классы

1-й класс. Ознакомление с окружающим миром (программа 1 — 2-го классов).

Обучение чтению (программа 1-го класса).

Изобразительное искусство (скор ректированная программа В. М. Немен ского для 2-го класса).

Музыка (программа Н. А. Ветлу

гиной).

2-й класс. Ознакомление с окружающим миром (скорректированная программа 3-го класса).

Чтение (экспериментальная программа) .

Изобразительное искусство (авторская экспериментальная программа).

Музыка (авторская экспериментальная программа).

3-й класс. Природоведение (скорректированная программа 4-го класса).

Чтение (экспериментальная программа) .

Изобразительное искусство (экспериментальная программа).

Музыка (авторская экспериментальная программа).

4-й класс. Природоведение (экспериментальная программа).

История Отечества.

Чтение (экспериментальная программа) .

Изобразительное искусство периментальная программа).

Музыка (авторская тальная программа).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(экс-

эксперимен-

3. РАСШИРЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИН

(цикл гуманитарных, физико-математических, естественно-научных, спортив и профессионально-ориентирующих дисциплин, программы которых перестрс в соответствии с требованием преподавания основ знаний исторического

становления культуры и цивилизации)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1 — 9-й классы Начальная школа

1-й класс. Овладение исходными навыками и понятиями в области письма и чтения, художественного творчества непосредственной социокультурной ориентации в условиях комплекса.

2-й класс. Овладение дифференцированными представлениями о мире и человеке с естественно-научной, социокультурной и духовно-эстетической точки зрения.

Средняя

5-й класс. Изучение эпохи первобытности и древнейших цивилизаций как исторической стадии выработки начальных основ во всех областях знаний.

6-й класс. Изучение эпохи классических цивилизаций древности как исторической стадии формирования предмета и фундаментальных понятий во всех областях знания. Изучение эпохи средневековья как исторической стадии нормативно-рационалистического оформления всех областей знания.

7-й класс. Изучение эпохи интеллектуально-технической революции нового времени как исторической стадии

3-й класс. Овладение национальнокультурным образом мира с естественно-научной, социокультурной и духовно-эстетической точки зрения.

4-й класс. Знакомство со способом исторического рассмотрения социокультурного, духовно-эстетического и естественно-научного материала.

школа

формирования естественно-механической картины мира во всех областях знания.

8-й класс. Изучение эпохи индустриального развития как исторической стадии формирования „классической“ картины мира во всех областях знания. Изучение эпохи научно-технической революции как исторической стадии формирования „неклассической“ картины мира во всех областях знания.

9-й класс. Изучение эпохи постиндустриальной цивилизации как исторической стадии формирования новейших интегративных тенденций во всех областях знания.

Как видим, представленная авторская программа предусматривает ненасильственное объединение ряда предметов, их естественный синтез. Межпредметные связи в данном случае не надуманы, а естественны и выполняют свои основные задачи:

фект

чения;

повышают научность уровня обу-

обеспечивают тематичность и последовательность в изучении;

— формируют самостоятельность мышления;

— представляют широкое поле для развития активности и мотивации учения.

Через этот курс естественно и ненавязчиво реализуются идеи педагогики сотрудничества, осуществляются высокое духовное общение и поиск новых структур взаимодействия.

В профессионально-педагогическом общении создаются такие условия деятельности учителя, которые существенно стимулируют самостоятельный поиск, побуждают к расширению культурного кругозора, активным контактам со специалистами высшей школы, личному профессиональному совершенствованию через углубленную работу с различными источниками информации. В свою очередь, это благотворно действует на взаимную работу в системе „учитель — ученик“.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что музыка как один из видов учебной деятельности интересует большинство школьников, формирует у них устойчивый интерес и к другим предметам, который со временем имеет тенденцию повышаться. Другими словами, музыка является средством активизации учебной деятельности учащихся, воспитывает и формирует мотивы учения.

Статистический материал анкет и обследований что в

убедительно

показывает, результате освоения програм-

мы:

— активизируется мотивационное воздействие на обучаемых через новое содержание учебного материала;

— расширяется и формируется мотивационная сфера деятельности учащихся (особенно через игровую деятельность) ;

повышается

обучения;

наблюдаются

воспитательный эф-

позитивные измене-

ния в сознательном, нравственно-волевом компоненте мотивов.

В нашем исследовании мы пришли к заключению, что процесс формирования мотивации учения будет педагогически обеспечен, если:

во-первых, разработать и обосновать систему научных характеристик, включающих:

а) понятия, раскрывающие в совокупности исследуемое явление;

б) знание о целостных свойствах процесса обучения, являющегося основой формирования мотивации;

в) принцип мотивационного обеспечения учебного процесса;

во-вторых, разработать и экспериментально проверить:

а) комплекс диагностических методик;

б) примерную программу (прогноз) формирования мотивации;

в) систему педагогических средств и условий, способствующих формированию мотивации;

г) методы анализа результатов формирования мотивации учения.

Из результатов, полученных нами в процессе экспериментальной деятельности, включая анкетирование учащихся, психологические тестирования, медикопсихологические мониторинги по системе ДИАКОМС (японская методика), мы сделали вывод, что к педагогическим средствам, помогающим педагогу достичь целей воспитания мотивации, относятся:

1) обновление содержания учебного материала;

2) методы и формы теоретического обучения;

3) наглядные и технические средства;

4) личностные и профессиональные качества учителя;

5) общественное мнение коллектива.

Учитель всегда должен поддерживать

побуждающую функцию активности уча-ихся. Приемами и методами побуждения, по нашему мнению, являются:

— опосредованная оценка, замечание, согласие, одобрение, поощрение, создание ситуации успеха, уверенности;

— оказание помощи (учитель-фаси-литатор);

прием апперцепции (связь с жиз- этой интонации была ее исключительная

ненным опытом учеников, их интересами, склонностями);

— эмоциональный настрой урока.

Итак, изложим в сжатом виде суть проблемы формирования мотивации учения средствами музыки на конкретном примере.

Музыка порождает в человеке целую систему значимостей, которая составляет целостное субъективное отношение (интерес) к новому. В мотивационном плане эта система выступает как устойчиво-личностно-необходимая, но в то же время динамичная форма регуляции музыкальной деятельности. Большое значение в развитии интереса школьников к предмету (в нашем случае при помощи музыки) имеет стиль и характер изложения материала учителем. В этой связи напомним слова Н. К. Крупской, что „для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается ими совсем по-другому“, И если учитель музыки — мастер педагогического дела и хорошо знает свой предмет, свободно владеет инструментом, приемами композиции, эрудирован, то в центре его внимания всегда находятся ученики, их практическая и умственная деятельность, которую он сам стимулирует. Учитель при помощи игровой музыкальной деятельности, будь то просто игра на музыкальных инструментах, театральная импровизация или музыкально-интонационная работа, может вызвать у учащихся интерес и к другому предмету, знание материалов которого нужно на уроках музыки, т. е. он способен побудить учащихся к познавательной деятельности, формирующей учебную мотивацию. Вот яркое подтверждение этому из нашей практики.

При изучении в 5-м классе культуры Древнего Китая на уроке музыки был поставлен особый акцент на древней китайской интонации в стихах эпохи Тань (3 — 4-е тыс. до н. э.). Особенностью

музыкальность, песенность. Учащимся была предложена сочиненная учителем (в китайском стиле) песня данной эпохи, слова которой дошли до наших дней. При

и

детальном анализе этой песни и ее исполнении (пении) учитель вызвал неподдельный интерес у учащихся к китайской поэзии вообще, что побудило их на уроках литературы более подробно и детально изучить особенности стихов, на уроках истории — узнать об этой эпохе как можно больше, а на уроках изобразительного искусства — попытаться воспроизвести китайскую живопись, используя древний прием описания содержания картины средствами иероглифического письма. Так музыка помогла воздействию на эмоциональную и умственную сферы деятельности учащихся. И подобных примеров в нашей практике имеется достаточно много.

В заключение хочется привести замечательные слова В. А. Сухомлинского, которые как бы подтверждают вышесказанное: „Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств... слово, объяснение музыки было своеобразным эмоциональным стимулом, который побуждает чувствительность к музыке, как непосредственному языку души... Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке

Таким образом, можно сделать вывод, что характер отношений между учителем и учащимися в процессе музыкальной деятельности является важнейшим фактором, вызывающим проявление и укрепление не только музыкального, но и учебно-познавательного интереса как к своему, так и другим предметам четырехпредметного учебно-образовательного комплекса, о котором шла речь выше.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.