Научная статья на тему 'Интеграция медиаобразования в систему повышения квалификации учителей мировой художественной культуры'

Интеграция медиаобразования в систему повышения квалификации учителей мировой художественной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / УЧИТЕЛЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоминова М. А.

Кафедра эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования осуществляет повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических кадров, работающих в сфере художественно-эстетического образования (учителя музыки, мировой художественной культуры, педагоги театральных дисциплин и т.п.) в условиях тенденции к минимизации учебного времени, отводимого на образовательную область «Искусство». Поэтому одна из важнейших задач сегодня освоение интерактивных педагогических технологий и технологий открытого образования. С задачами одной их таких технологий (технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо») смыкаются задачи, лежащие в основе медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция медиаобразования в систему повышения квалификации учителей мировой художественной культуры»

Практика медиаобразования

Интеграция медиаобразования в систему повышения квалификации учителей мировой художественной культуры

М.А. Фоминова, кандидат педагогических наук, доцент

Кафедра эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования осуществляет повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических кадров, работающих в сфере художественно-эстетического образования (учителя музыки, мировой художественной культуры, педагоги театральных дисциплин и т.п.) в условиях тенденции к минимизации учебного времени, отводимого на образовательную область «Искусство». Поэтому одна из важнейших задач сегодня - освоение интерактивных педагогических технологий и технологий открытого образования. С задачами одной их таких технологий (технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо») смыкаются задачи, лежащие в основе медиаобразования. Под медиаобразованием, интегрированным в содержание предмета «Мировая художественная культура», мы понимаем:

• включение в контекст самого предмета знаний по основам экранной культуры;

• развитие навыков «прочтения» художественной информации, передаваемой по различным каналам связи (пресса, радио, телевидение, видео, компьютерные программы, интернет и т. п.);

• художественное развитие школьников за счет использования медиатехнологий в процессе освоения содержания предмета;

• реализацию максимальной самостоятельности школьников в процессе изучения мировой художественной культуры в ситуации активизации художественно-продуктивной деятельности (медиаобразование как инструмент развивающего обучения);

• развитие информационной культуры школьников и педагогов как необходимого элемента общей культуры и навыка в условиях становления информационного общества.

К сожалению, и в сложившейся системе образования, и в системе повышения квалификации педагогических кадров решение этой проблемы еще далеко от потребностей современной цивилизации. По мере возникновения системы преподавания нового предмета -«Мировая художественная культура», - экспериментальные площадки

(школы, отдельные институты усовершенствования учителей, методические кабинеты) разрабатывали аудиовизуальное обеспечение курса и методику работы с ним. Созданы учебно-дидактические комплекты с методическим обеспечением к предмету, разработана система переподготовки учителя (прежде всего гуманитарно-эстетического профиля). Тем не менее, аудиовизуальное оснащение курса выполняло, прежде всего, информативную функцию, зрительно дополняя представления о своеобразии той или иной художественной эпохи. Иллюстративные комплекты первого поколения не ставили задачи организации художественно-практической деятельности на основе имеющегося зрительного и звукового дидактического ряда. А искусство кино было включено в программу как блок образовательной информации для составления наиболее полной картины искусства XX века, тогда как развитие аудиовизуальной грамотности в процессе освоения экранной культуры (а не только истории киноискусства) позволяет использовать ее возможности в самостоятельной художественно-продуктивной деятельности, делающей процесс приобщения к художественной культуре не только более осмысленным, но и личностно значимым.

Кроме того, принципиально изменившаяся социально-экономическая ситуация не позволяет достаточно эффективно использовать наработки прошлых лет, а специальных занятий по освоению экранной культуры для школьников проводится явно недостаточно (хотя очаги кинообразования в школах движения существовали и существуют в Воронеже, Екатеринбурге, Москве, Иркутске, Кургане, Омске, Ростове, Самаре, Санкт-Петербурге, Таганроге, Твери, Томске, Челябинске и ряде других городов, более подробно об этом можно прочесть на сайте Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России

http://www.edu.of.ru/mediaeducation). Отсюда возникает дополнительная проблема, - как в ситуации развития информационного общества преподавать в школе такие серьезные и актуальные темы в курсе «Мировая художественная культура», как «Кино», «Телевидение», «Видео», «Массовая культура», не имея соответствующей подготовки, современного технического и аудиовизуального обеспечения?

Сопоставление целей художественного образования и воспитания и медиаобразования позволяет вычленить общие подходы, которые могут способствовать решению задач, обозначенных предметом «Мировая художественная культура»:

Цели медиаобразования Цели художественного образования и воспитания

-приобретение знаний по основам коммуникаций и СМИ; -ориентация в мире информационных технологий; -формирование навыков критического и аналитического мышления при восприятии различных видов информации, предлагаемой через различные источники; -формирование умений перекодирования информации в вербальную или визуальную знаковые системы; -развитие понимания скрытого смысла, целей и направленности информационных потоков -знакомство учащихся с основами мировой художественной культуры на материале произведений искусства, наиболее характерных для определенной исторической и художественной эпохи; -развитие умений «чтения» произведений искусства, используя современные образовательные технологии (в том числе информационные); -формирование умений общения в процессе изучения предмета (ученик-произведение искусства - учитель) в условиях вариативности программ; -активизация художественно-познавательной деятельности в условиях многообразии форм и методов проведения урока на основе принципов художественной педагогики;

-формирование умений анализа медиатекстов различных видов и жанров -формирование умений анализа произведений искусства, максимально актуализируя их личностную значимость (в условиях отработки модели современного урока, построенного на принципах сотворчества, отказа от авторитарности, на принципах развивающего и воспитывающего характера обучения); -развитие художественного вкуса в процессе художественно-продуктивной деятельности.

При сопоставлении этих целей выделяется то общее, что определяет их достижение не наличием стандартизированного объема знаний, а движением за счет развития, определяемым формированием ряда умений и навыков. Приоритет знаний уступает приоритету развития, осуществляемому практико-ориентированной

художественной деятельностью.

Для интеграции медиаобразования в систему художественно-эстетического образования необходимо учитывать изменение информационного контекста современного образования, выраженного в следующем:

- школа утратила позицию основного источника информации в пользу усиления влияния «параллельной школы» во всём многообразии её составляющих;

-вариативность образования привела к отсутствию монополии на создание учебно-методических и дидактических комплектов (учитель должен научиться выбирать источники и средства обучения); -значительная часть информации передаётся на современных носителях, что создаёт возможность расширения информационного потока, но оказывает мощное психологическое воздействие на учащихся и дистанцирует их от природной среды.

Основная цель интеграции медиаобразования в содержание предмета «Мировая художественная культура» - формирование и развитие функционально грамотного читателя, зрителя, слушателя, способного адекватно воспринимать художественный образ, создаваемый на языках разных искусств, и «декодировать» смыслы образов искусства, созданных на невербальном уровне.

Включение элементов медиаобразования в систему повышения квалификации учителей, преподающих в школе мировую художественную культуру, является первым звеном в цепи «учитель -ученик». Овладевая современными методами и технологиями освоения предметного материала, педагоги проецируют новый уровень профессионализма на свою последующую педагогическую практику.

Возможные методы интеграции медиаобразования:

• развитие информационной компетенции: изучение и анализ существующей информации по содержанию тематических блоков, составляющих предмет «Мировая художественная культура», поступающей как через официальные каналы (педагогические издательства - учебно-дидактические и методические пособия в поддержку преподавания предмета и т.п.), так и через каналы масс-медиа (пресса, Интернет, телевидение и т.п.); освоение информационных технологий;

• развитие аудиовизуальной грамотности с целью формирования устойчивого навыка «прочтения» невербальной информации, поступающей по различным каналам связи;

• развитие коммуникативной компетенции (термин, введенный Е.И.Пассовым, применяемый для обозначения интенсивных методов обучения иностранным языкам на основе общения).

Определение подходов к интеграции медиаобразования в систему

повышения квалификации учителей мировой художественной культуры строится на педагогическом анализе назначения области «Искусство» в современной школе.

Одна из важных тенденций развития культуры XX, а теперь уже и XXI века - тяготение к синтезу и взаимопроникновению культур. На этот процесс оказало сильнейшее влияние распространение средств массовой информации. Стало реальным фактом ускорение процесса восприятия информации, формирование «клипового мышления». Наиболее массовым источником информации стало телевидение, постепенно уступающее место всемирной паутине, откуда современный человек узнает обо всем на свете, в том числе об искусстве. Специфика подачи телевизионной информации состоит в ее дискретности, процесс синтеза осуществляется непосредственно в сознании человека. Поэтому возрастает роль способности человека к синтезу, к обобщению, становится важным воображение, умение соотносить разнородный материал, способность сознания гармонизировать мир, воспринимать его картину целостно.

Именно эти способности развиваются у человека прежде всего за счет предметов эстетического цикла. Как никогда возрастает роль образовательной области «Искусство».

Структура области «Искусство» Федерального формата дает возможность фиксирования необходимых для каждого школьника этапов ее освоения:

Изобразительное искусство Музыка

Начальная школа Начальный этап освоения языка искусства; развитие художественно-творческих способностей в процессе деятельности, (рисование, лепка и т.д.); развитие воображения Развитие художественно-творческих способностей в процессе деятельности (пение, танец, музицирование), формирование навыков слушания, восприятия музыкальных образов

Основная школа Углубление знаний о своеобразии языка визуальных искусств, развитие художественных навыков в процессе художественно-практической деятельности Углубление знаний о своеобразии языка музыки, развитие художественных навыков в процессе освоения музыкальных форм, развитие навыка слушания музыки

Старшая школа Мировая художественная культура: Развитие навыков анализа и синтеза на материале произведений искусств, критического осмысления; обобщения знаний, полученных по предметам гуманитарного цикла (история, литература) на уровне смысловой интеграции; развитие ассоциативных связей, позволяющих увидеть степень понимания художественного образа; степень понимания причинно-следственных связей, не только объясняющих появление новых стилей и художественных направлений, но и непосредственно выраженных в искусстве своего времени

Итогом освоения области «Искусство» становится развитое художественное воображение; способность к адекватному восприятию произведений искусства при помощи освоения его языка (в том числе терпимость к разным культурам, к так называемым «непонятным» произведениям искусства), сформированные умения художественно-практической деятельности; способность к анализу и синтезу, умения обобщать и видеть целостную картину мира в его многоцветии и многозвучии звуко-пластических образов.

Современное общество, перенасыщенное информацией, все чаще отсылает человека к пониманию смысла через образ, выраженный в символе, знаке, звуке, пиктограмме и т. п. Развитое художественное восприятие, воображение, наличие ассоциативных рядов позволяет современному человеку:

• «прочитать» скрытый смысл, не проявленный в форме выражения;

• сформировать критическое восприятие информационного потока, позволяющее вычленить наиболее личностно значимое;

• адекватно понимать язык искусства (в том числе и современного);

• творчески моделировать конкретную ситуацию (предметную среду, процесс).

Современное искусство (музыка, визуальные искусства, вплоть до видеоарта и т. п. форм, мультимедиапродуктов) опирается на предшествующий опыт, на сформированный язык того или иного вида искусства (необходимо, чтобы современные учащиеся смогли увидеть и почувствовать эту корневую связь). Само содержание современного искусства и явлений культуры содержит множество прямых отсылок к художественным образам классического искусства (сюжеты (библейские и мифологические), герои и персонажи мирового искусства и истории в повседневной среде, рекламе, в компьютерных играх и программах, интерактивных игрушках и т. п.

Интеграция медиаобразования в систему повышения квалификации ориентирует учителя, работающего в современной школе, на тот информационно-культурологический контекст, который определяет пути обновления не только содержания образования, но и педагогических технологий, обеспечивающих реализацию принципов развивающего обучения.

В данном случае объектом развития становятся способности, которые могут быть разделены на: 1) способности к познавательной деятельности:

- способности перцептивного уровня (избирательность, предметность и осмысленность восприятия);

- способности моделирующего уровня (анализ и синтез, формулировка понятий, воображение, в частности, познавая чужую культуру, способность к созданию собственной модели этой культуры);

2) способности к эмоционально-оценочной деятельности (выражение чувств, различных видов оценки, эмпатия);

3) способности, необходимые для функционирования деятельностно-преобразующей сферы:

- способности осуществлять репродуктивные действия;

- способности осуществлять продуктивные действия.

Главным в методике становится не информативная основа подачи материала, а развитие способности к восприятию и пониманию художественной информации, передаваемой языком искусства, пониманию роли искусства в жизни людей. Вся методика преподавания предмета «Мировая художественная культура» основана на законах восприятия искусства и направлена на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир общением с Прекрасным.

«Мировая художественная культура» - дисциплина, имеющая дело не с набором знаний в области истории культуры, а с художественными образами. Задача предмета - развить в детях способность адекватного понимания («прочтения») образного строя искусства и эстетического восприятия действительности.

«Мировая художественная культура» (МХК) - это предмет интегративный, объединяющий разные виды искусства и представляющий художественную культуру в ее развитии. Курс МХК раскрывает историю не одного или нескольких видов искусства разных стран и народов, даже не историю стилей и жанров, не отдельные проблемы видов художественного творчества, а взаимосвязи между явлениями искусства, проблемами, теориями, видами искусства и шире

- связи между целыми сферами гуманитарного знания. Принципиальное отличие этого предмета от других учебных дисциплин гуманитарного цикла состоит в его полипредметной основе, дающей возможность выхода к интеграции учебных дисциплин, смысл которой состоит в объединении этих знаний в единое целое на основе общего подхода.

Необходимо целенаправленно способствовать возникновению у старшеклассников обобщенных представлений о художественной культуре различных эпох, о вечном и исторически преходящем в развитии искусства, о постоянно меняющейся и все же единой в своих глубинных общечеловеческих основах художественной картины мира. Важной задачей предмета является развитие у школьников творческих способностей и побуждение их к самостоятельной эстетически-

творческой деятельности. Именно творческая практика (выражение и разнообразное оформление собственных впечатлений от произведений искусства, создание сценариев, иллюстраций, стилизаций, инсценирование, проектная деятельность на материале мировой художественной культуры и т.д.) может обеспечить новые условия для развития специальных способностей и возникновения устойчивой потребности в самостоятельных занятиях искусством.

Информационное общество провоцирует создание новых моделей обучения, позволяющих использовать современные технологии, решающих задачи не только усвоения больших объемов знаний, но и широту охвата и понимания материала, междисциплинарного по своему содержанию. В этом смысле практикующему учителю необходимо составить ясное представление о системности собственной профессиональной деятельности в конкретных условиях.

На курсах повышения квалификации учителей реализация принципов медиаобразования может осуществляться поэтапно:

Первый этап: мониторинг педагогической деятельности учителя мировой художественной культуры; изучение вариативных программ курса, определение учебно-методических комплексов, позволяющих формировать медиаобразовательные умения и навыки с учетом современных технологий образования.

Второй этап: разработка проблемно-тематических блоков с интегрированными в них конкретными медиаобразовательными задачами. Система знаний, лежащих в основе курса повышения квалификации, строится на современной технологии реализации содержания этих знаний. Формирование медиаобразовательных умений и навыков в этом случае становится неотъемлемой составляющей образовательных технологий как в реализации курса повышения квалификации, так и в дальнейшей педагогической практике слушателя курсов. Содержательный компонент курса включает в себя наполнение тематических блоков с учетом вариативности программы по предмету «Мировая художественная культура» и методические приёмы его реализации.

1. Первый тематический блок: формирование устойчивого навыка анализа программ по мировой художественной культуре в условиях вариативного образования (Технология реализации: семинары-тренинги по выявлению минимума содержания по предмету «Мировая художественная культура», определению принципов отбора материала, поиску аргументов в пользу сделанного выбора. На существующих примерах отрабатывается механизм отбора программного материала и его сочетаемость с учебно-дидактическим обеспечением; отбор содержательных блоков курса по вычленению

ведущей проблемы, обозначенной программой). Этот этап направлен на дальнейшую работу учителя, связанную с формированием навыков критического мышления у школьников, формированием принципов и подходов к пониманию основных понятий и представлений, составляющих основу мировой художественной культуры.

При решении вопроса выбора программы формируются медиаобразовательные умения, основанные на анализе предложенных источников информации с целью выбора такого источника, который наиболее точно и полно соответствует конкретной педагогической задаче.

Основная задача реализации этого модуля - дать педагогу алгоритм самостоятельного выбора и ориентации в программно-методическом обеспечении предмета. Так как новые программы и учебные пособия -как к конкретным программам, так и ко всему курсу и к отдельным его разделам - появляются практически ежегодно, педагог должен овладеть технологией рационального выбора программно-методического обеспечения.

3. Второй тематический блок: формирование представлений педагогов о принципах отбора содержания наполнения программы по мировой художественной культуре, адаптированной к условиям конкретного образовательного учреждения.

В этом блоке реализуется медиаобразовательные умения, направленные на критическое осмысление и анализ представленной информации. Используются упражнения и задания, способствующие вариативности понимания таких понятий, как художественное течение, стиль, художественный образ, выразительные средства языка искусства. В центре внимания виды искусства, составляющие основу любого варианта программы (пластические и экранные искусства, музыка, литература, театр). Основы понимания и интерпретации «художественной информации» как информации, которая передается через выразительные средства, составляющие художественный образ в исторической проекции.

Система упражнений по экранной культуре используется как медиаобразовательный материал, позволяющий интегрировать содержание и технологии масс-медиа в структуру курса мировой художественной культуры.

Первый блок строится как система упражнений и творческих заданий, формирующих медиаобразовательные умения, направленные на развитие аудиовизуальной грамотности, формирование навыков «чтения» художественной информации, транслируемой по каналам масс-медиа. Для упражнений отбираются фрагменты их художественных фильмов. Это направление связано с изучением истории кино в

контексте освоения предмета, а также с возможностью организации школьных киноклубов

Второй блок предполагает проведение семинаров-практикумов по отработке технологий масс-медиа, используемых в системе работы учителя МХК (работа над сценарием, репортажем, подготовка и проведение интервью, составление текстов для репортажа, работа над видеопособием и т.п.). Это направление связано как с изучением истории масс-медиа в культурологическом аспекте, так и с организацией школьных творческих объединений (школьное издательство, телецентр и т.п.).

Методика и технологии работы учителя мировой художественной культуры в условиях современного образовательного и информационного пространства

Современного образование характеризует активное внедрение поискового подхода, который преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся. Педагогические технологии направлены на создание такого учебного процесса, который инициируется учащимися как освоение нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью становится развитие у учащихся мотивации к самостоятельной познавательной деятельности. Ориентиром деятельности педагога и учащихся является совместное открытие новых знаний, способов действий, личностных смыслов. Возрастает роль освоения новых методик и технологий, направленных на развитие личности и построенных на принципах развивающего обучения. Медиаобразовательные навыки, необходимые педагогу, ведущему предмет «Мировая художественная культура» в старших классах, интегрируются во все этапы освоения технологии организации поисковой учебно-познавательной деятельности:

- исследовательской (отбор содержания, вычленение основной проблемы, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей, моделирование познавательной деятельности);

- дискуссионной (выявление и сопоставление разных точек зрения, позиций, подбор и предъявление аргументации на основе изучения и осмысления информации);

- моделирующей (разработка «маршрута», имитационно-игровой этап с аргументацией последовательности действий);

- рефлексивной (интеллектуальная и эмоционально-личностная рефлексия на основе критического осмысления результатов работы). В процессе освоения деятельностно-игровой методики учитель сам

получает определенную установку на продуктивную деятельность и проецирует ее на учащихся в реальном педагогическом процессе.

Сформированные медиаобразовательные умения и навыки позволяют создавать ситуацию освоения пространства мировой художественной культуры, осуществляемую с позиции «вхождения» в мир культуры через активное восприятие и деятельность.

Обобщить приобретенные навыки позволяет метод педагогического моделирования вариантов интерпретации учебного материала на основе использования элементов медиаобразования на уроках разного типа.

Прежде чем выстраивать собственную методическую систему работы учитель имеет возможность не только ознакомиться с предлагаемыми вариантами работы, но и смоделировать конкретную педагогическую ситуацию в условиях системы повышения квалификации. Тренинги по моделированию различных типов уроков, мастер-классы по определенной проблеме (в данном случае по возможностям интеграции медиаобразования в систему работы учителя мировой художественной культуры) дают возможность в активной форме ознакомиться с проблемой и вариантами ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.