Научная статья на тему 'ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2001 г. И ЗАДАЧАХ НА 2002 г.'

ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2001 г. И ЗАДАЧАХ НА 2002 г. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2001 г. И ЗАДАЧАХ НА 2002 г.»

Проблемные статьи

© Г. Г. ОНИШЕНКО. 2002 УДК 6М.З/.4(470)

Г. Г. Ончщенко

ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2001 г. И ЗАДАЧАХ НА 2002 г.

Минздрав России, Москва

В 2001 г. специалисты государственной санитарно-эпидемиологической службы (ГСЭС) Российской Федерации приняли активное участие в подготовке проектов федеральных законов "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации и "Об охране окружающей среды", принятых в 2001 г., а также в разработке проектов федеральных законов "О питьевой воде", "О санитарной охране территории Российской Федерации". В 2001 г. разработано 23 нормативно-методи-ческих документа, в том числе 8 санитарных правил и норм и гигиенических нормативов.

В 2001 г. завершена подготовка национального плана действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001—2003 гг., одобренного Правительственной комиссией по охране здоровья граждан.

В октябре 2001 г. проведен IX Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей.

Активная законодательная деятельность осуществлялась и в субъектах Российской Федерации, где специалисты ГСЭС Российской Федерации приняли участие в разработке 162 региональных законов, из которых 76 были приняты органами законодательной власти, в том числе в 6 территориях законы "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Органами исполнительной власти регионов рассмотрено 1556 вопросов обеспечения санэпидблагополучия населения, особенно активно работали в этом направлении центры Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) в Кемеровской, Курской, Кировской, Сахалинской, Тульской областях, Алтайском крае, республиках Адыгея, Бурятия, Северная Осетия (Алания).

Улучшилось финансирование федеральных и региональных программ, направленных на обеспечение санэпидблагополучия населения — в регионы поставлялись холодильные камеры, термоконтейнеры, диагностические тест-системы, современные препараты для лечения туберкулеза, видеоклипы, буклеты, памятки, в 2001 г. впервые за счет средств федерального бюджета в полном объеме закуплены вакцины календаря профилактических прививок.

Всего в 2001 г. реализовывалось 10 247 региональных и местных программ, на реализацию которых затрачено 24 млрд 684 млн руб. Особенно активно работали в этом направлении в Воронежской, Курской, Московской, Ростовской, Свердловской областях. Краснодарском крае, Ханты-Мансийском автономном округе.

Несмотря на недостаточное бюджетное финансирование, кадровый потенциал врачей остается в

целом стабильным. В учреждениях ГСЭС Российской Федерации работает более 29 тыс. врачей и других специапистов с высшим образованием и 59 тыс. средних медработников, 50 специалистов являются докторами наук, более 500 — кандидатами наук, 753 — имеют почетное звание "Заслуженный врач Российской Федерации".

Однако имеют место факты сокращения численности персонала за счет текучести кадров из-за неудовлетворительной работы по их закреплению. Так, из ЦГСЭН в Республике Тыва только за последние 2 года уволились 25 работников, в том числе 17 врачей. В трех ЦГСЭН должности главных врачей занимают средние медработники. В республиканском ЦГСЭН нет ни одного заместителя главного врача, заведующих отделами соцгигмонито-ринга, гигиены труда, гигиены детей и подростков и лабораторных подразделений. Если в целом в учреждениях службы 67% врачей и 29% средних медработников имеют сертификат специалиста, то в Республике Тыва 28,5% врачей и 3% средних медработников.

Департаментом Госсанэпиднадзора (ГСЭН), Федеральным центром Госсанэпиднадзора (ФЦГСЭН) в 2000—2001 гг. осуществлено 15 комплексных проверок деятельности учреждений ГСЭС Российской Федерации в регионах.

Федеральное бюджетное финансирование увеличилось с 1 321 464 тыс. рублей в 1998 г. до 2 513 093 тыс. в 2001 г. — т. е. в 1,6 раза. При этом более 97% этих средств расходуется на оплату труда. Недостаточный рост бюджетного финансирования привел к тому, что доля средств, полученных из других источников в структуре консолидированного бюджета, в 2000 г. достигла 60% и в 2001 г. вновь несколько увеличилась. В Москве, Московской области, Ханты-Мансийском автономном округе этот показатель составляет 80—86%, а в 11 субъектах Российской Федерации — менее 30%. Самый низкий показатель отмечен в Корякском автономном округе — менее 5%. Консолидированный бюджет учреждений ГСЭС Российской Федерации в расчете на 1 жителя составил 35 руб. 16 коп. В 40 территориях этот показатель превышал средний уровень, а в 12 был выше в 2—3 раза.

Департаментом ГСЭН в конце 2000 г. направлены "Методические рекомендации по финансированию центров Госсанэпиднадзора". В 2001 г. ФЦГСЭН проведено 7 выездных семинаров по вопросам экономики и нормирования деятельности ГСЭС для главных врачей, специалистов, главных бухгалтеров и экономистов. Это позволило во многих регионах знедрить нормирование деятельности

ЦГСЭН и плавно перейти на казначейское обслуживание учреждений Службы. По имеющимся данным, в настоящее время расчеты трудозатрат для экономического обоснования производственной деятельности используются в Воронежской, Липецкой, Сахалинской, Самарской, Пермской, Смоленской областях, Республике Башкортостан и др.

В 2001 г. продолжалась работа по активному внедрению системы социально-гигиенического мониторинга (СГМ) и использованию его результатов при принятии управленческих решений в интересах обеспечения санэпидблагополучия населения.

За 2 года со временем выхода Приказа Минздрава России от 27.08.99 № 334 "Об организации работ по II этапу социально-гигиенического мониторинга" осуществлена корректировка показателей, расширен список заболеваний, уточнены социально-экономические показатели. Это позволяет проводить более углубленный анализ связи заболеваемости с загрязнением окружающей среды. Для реализации этой системы разработан и направлен в регионы программный модуль. База данных СГМ подключена к \УеЬ-сайту ФЦГСЭН, что позволяет осуществить доступ к этой информации не только органам управления здравоохранением, организациям ГСЭС, но и научным и учебным учреждениям.

Результаты внедрения I и II этапов СГМ в территориях уже сейчас позволяют выделить приоритетные региональные медико-гигиенические проблемы, оценить значение и вклад конкретных неблагоприятных факторов окружающей среды и потерю здоровья населения, провести гигиеническое ранжирование населенных пунктов по степени риска здоровью населения и на этой основе начать внедрение региональных систем управления качеством среды обитания.

Вместе с тем вопросы организационно-методи-ческой работы в условиях сочетания традиционных форм СЭН и новых технологий, связанных с системой СГМ, решаются в Службе медленно. Недостаточно отработаны стандарты деятельности Службы в условиях освоения СГМ, отсутствуют единые унифицированные программы для ЦГСЭН разного уровня по сбору, обработке и хранению первичной информации с заложенными гигиеническими характеристиками по физхимии и бактериологии. Департамент ГСЭН и ФЦГСЭН должны ускорить решение этих вопросов.

За минувший год не произошло существенного улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, в ряде субъектов Российской Федерации по-прежнему имеют место серьезные недостатки в организации и проведении санэпиднадзора.

Согласно данным предварительного анализа за 2001 г., в 40 территориях продолжается регистрация содержания вредных веществ в атмосферном воздухе, превышающих 5 ПДК, увеличилось количество проб с превышением нормативов более чем в 5 раз в Челябинской, Иркутской, Кемеровской, Ростовской, Нижегородской, Самарской областях, Красноярском крае, Республике Башкортостан, Ханты-Мансийском автономном округе. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что в ряде территорий крайне недостаточно проводятся исследования атмосферного воздуха (Белгородская

область — 155 исследований, Республика Карелия — 200, Мурманская область — 602, Архангельская область — 672). В ряде территорий учреждениями СЭС вообще не проводились исследования атмосферного воздуха вдоль автомагистралей (Ульяновская, Камчатская, Белгородская, Ивановская, Мурманская области).

Специалисты Службы не проявляют должной настойчивости в решении вопросов, связанных с проживанием населения в санитарно-защитных зонах промпредприятий. В 2001 г. переселение жителей из санитарно-защитных зон не проводилось в Пензенской, Нижегородской, Оренбургской, Саратовской, Ульяновской областях, республиках Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Чувашия.

Продолжаются строительство и реконструкция очистных сооружений по устаревшим технологиям без соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу. В 2001 г. в стране реконструировалось всего 339 сооружений по очистке выбросов в атмосферу, тогда как в 2000 г. — 603. Не применяются меры административного воздействия в случаях загрязнения атмосферного воздуха в Камчатской, Курганской, Мурманской, Пензенской, Омской областях, республиках Карелия, Бурятия, Северная Осетия (Алания), Удмуртской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе.

За минувший год существенно не изменилось качество питьевой воды: количество проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по сани-тарно-химическим показателям, составило 19,5% (2000 г. — 20,3%), по бактериологическим — 9,1% (2000 г. - 9,37%).

Разработанные с участием специалистов Службы целевые программы по улучшению водоснабжения населения не финансируются во Владимирской, Кемеровской областях, республиках Бурятия, Коми, Ямаю-Ненецком, Бурятском, Таймырском автономных округах, в крайне низких объемах они финансируются в Вологодской, Курганской, Новгородской, Тамбовской областях, Республике Мордовия, Кабардино-Балкарской Республике. До сих пор не разработаны или не утверждены такие программы в Астраханской, Ивановской, Смоленской, Тверской, Омской областях и Красноярском крае, где неудовлетворительно решаются вопросы обеспечения населения доброкачественной питьевой водой.

По сравнению с предыдущим годом еще более ухудшилось качество воды централизованных систем питьевого водоснабжения по микробиологическим показателям в Республике Карелия, Карачаево-Черкесской Республике, Вологодской, Рязанской, Омской, Саратовской, Ульяновской областях, Ямало-Ненецком и Коми-Пермяцком автономных округах, при этом количество "нестандартных" проб в этих территориях в 1,5—2 раза больше, чем в среднем по стране.

Несмотря на неудовлетворительное качество воды и интенсивное загрязнение водоисточников, в Смоленской, Вологодской, Астраханской, Владимирской, Рязанской, Тюменской областях. Республике Марий Эл, Карачаево-Черкесской Республике количество наложенных СЭС штрафов сократилось по сравнению с предыдущим годом. В 2001 г. вновь увеличилось количество водных вспышек дизентерии и вирусного гепатита В (2001 г. — 36, 2000 г. — 29). Наиболее крупные из них в 2001 г.

зарегистрированы в Республике Саха (Якутия) и Удмуртской Республике, Сахалинской, Омской областях и Краснодарском крае.

В 2001 г. была проведена значительная организационная и практическая работа в области гигиены питания и прежде всего в обеспечении безопасности пищевых продуктов. Впервые в России разработана компьютерная унифицированная программа "Система учета результатов мониторинга за безопасностью пищевых продуктов", подготовлен проект приказа о введении показателей безопасности продуктов питания в общую систему СГМ.

В большинстве субъектов Российской Федерации улучшились санитарно-химические показатели содержания контаминантов в пищевых продуктах. Особенно существенное улучшение этих показателей отмечается в Хабаровском крае. Ивановской области, Карачаево-Черкесской Республике, Таймырском автономном округе.

Исследовано 81,2 тыс. образцов спирта и алкогольных напитков, при этом удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, снизился с 6,3% в 2000 г. до 3,3% в 2001 г. — это самый низкий показатель за последние 5 лет.

Из общего количества исследованных проб наибольшее число не отвечающих гигиеническим нормативам отмечено в Астраханской и Кемеровской областях, Республике Дагестан и в Агинском Бурятском автономном округе.

Удельный вес проб пищевых продуктов, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, с 1996 г. стабильно находится на уровне 7—8%, из них импортируемые в пределах 4—5%.

Вместе с тем эти показатели существенно различаются по субъектам Российской Федерации: от 2—3% в республиках Адыгея, Марий Эл. Ростовской и Ярославской областях до 10—13% в Краснодарском крае, республиках Карелия и Тыва, Пермской области.

В Санкт-Петербурге зарегистирована крупная вспышка дизентерии, связанная со сливочным маслом производства Украины, которое по фальсифицированным документам было поставлено в город и распределено по детским дошкольным учреждениям. В 28 учреждениях зарегистрировано 624 случая.

Из года в год происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков. В период с 1992 по 2001 г. заболеваемость детей бронхиальной астмой, язвой желудка, болезнями костно-мышечной системы увеличилась более чем в 2 раза. Наряду с причинами социально-экономического и экологического характера немалую роль играет при этом несоблюдение санитарно-гигиенических требований к условиям их обучения и воспитания, увеличение учебных нагрузок.

В этой связи следует отметить необходимость усовершенствования нормативной базы по гигиене детей и подростков и прежде всего разработки санитарных правил "Гигиенические требования к учреждениям дополнительного образования", "Устройство и содержание дошкольных образовательных учреждений", "Гигиенические требования к организации туристских лагерей и организации режима работы в загородных лагерях". Необходимо пересмотреть нормативные документы по гигиенической оценке товаров для детей — одежды, обуви

и др. Департаменту ГСЭН совместно с соответствующими научно-исследовательскими институтами необходимо уже в текущем году решить эти вопросы.

Особого внимания требует организация летнего отдыха детей, где ежегодно оздора вливаете я более 6 млн человек.

В ряде территорий Российской Федерации специалисты ГСЭН участвуют в конкурсном отборе оздоровительных учреждений для летнего отдыха детей (республики Карелия, Калмыкия, Чувашия, Оренбургская, Ленинградская, Липецкая области).

Работа учреждений ГСЭС должна быть направлена на устранение влияния вредных факторов на здоровье детей и подростков, для чего необходимо обеспечить проведение совместно с заинтересованными организациями мероприятий, направленных на улучшение условий обучения, воспитания и отдыха детей и подростков, профилактику заболеваний, укрепление здоровья детей, пропаганду здорового образа жизни.

Высоким остается уровень профессиональной заболеваемости, в 2001 г. он увеличился на 17,4%. Диагноз профессионального заболевания (отравления) установлен у 11 224 работающих, в том числе у 2821 женщины, показатель составил 2,19 на 10 тыс. работников (2000 г. — 1,81). При этом, как известно, уровень профессиональной заболеваемости не отражает истинной ситуации из-за неполной и поздней выявляемости профессиональной патологии. Это является следствием несовершенства законодательства по охране труда, отсутствия правовых механизмов применения санкций экономического характера за сокрытие профессиональных заболеваний, недостатков в организации и низкого качества проведения профосмотров работающих.

Вместе с тем в результате усиления ГСЭН, принципиальной позиции специалистов Службы в части соблюдения санитарного законодательства вплоть до прекращения эксплуатации отдельных цехов, участков, оборудования в Белгородской, Калининградской, Липецкой, Самарской, Новосибирской, Саратовской, Ростовской областях, в Москве и Санкт-Петербурге удалось осуществить эффективные мероприятия по улучшению условий труда работающих.

В минувшем году значительное внимание уделялось выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. № 93 "О радиационно-гигиенической паспортизации территорий". Подведены итоги за 2000 г., подготовлен радиационно-гигиенический паспорт Российской Федерации и разослан во все субъекты Российской Федерации, 54 министерства и ведомства. Однако в республиках Бурятия и Ингушетия, большинстве автономных округов эта работа проводилась неудовлетворительно.

Основным инструментом оценки состояния окружающей природной и производственной среды является лабораторный контроль. В 2001 г. санитарно-гигиеническими лабораториями Службы было выполнено 6 337 196 исследований против 5 840 149 в 2000 г. Санитарно-гигиеническими лабораториями в 2001 г. было исследовано 6 337 196 (2000 г. — 5 840 149) образцов продукции, проведено почти 22 млн исследований. Удельный вес сложных современных, физико-химических методов в 2001 г. составил 51,3% (в 2000 г. - 50,7%) от

общего числа выполненных исследований. Наибольшее количество исследований по-прежнему выполняется в лабораториях Краснодарского края. Свердловской, Московской и Ростовской областей - 820-930 тыс.

Одним из показателей действенности ГСЭН и эффективным средством санэпидблагополучия населения являются меры административного принуждения за нарушения санитарного законодательства. Вместе с тем, несмотря на продолжающееся неудовлетворительное санитарное состояние многих объектов, в течение 3 лет идет планомерное снижение показателей санкционированной активности. В 1999 г. был наложен 334 301 штраф, в 2000 г. — 304 701, 2001 г. — 260 701. Снизилось и количество штрафов, наложенных на юридических лиц. Суммы взысканных штрафов с физических и юридических лиц возросли с 831 и 8490 руб. в 2000 г. до 1248 и 124 000 руб. соответственно, однако они значительно меньше, чем предусмотрено ст. 55 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологичес-ком благополучии населения". В 2001 г. снизилось на 378 и число дел, переданных в следственные органы, при этом лишь 47% дел было принято к исполнению. Впервые за последние 5 лет сократилось число вынесенных постановлений о приостановлении эксплуатации объектов (на 5734 по сравнению с 2000 г.) и количество объектов, эксплуатация которых была приостановлена (на 4558 по сравнению с 2000 г.).

В минувшем году достигнуты значительные успехи в борьбе с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики. Прежде всего это явилось следствием достижения высокого охвата детей профилактическими прививками в установленные сроки. Охват детей профилактическими прививками в целом по стране превысил 95%, а по кори составил почти 97%. В 2001 г. заболеваемость корью снизилась на 57,6%, эпидемическим паротитом — в 1,5 раза, коклюшем — на 60%. Вместе с тем в Республике Дагестан, Ивановской области, Чукотском и Корякском автономных округах охват детей вакцинацией в соответствии с Национальным календарем прививок составляет менее 95%. В целом по стране недостаточным остается охват детей в возрасте 6 лет ревакцинацией — 85%, а в республиках Карелия и Марий Эл, Ставропольском, Краснодарском и Приморском краях, Архангельской, Белгородской, Вологодской, Московской, Магаданской, Нижегородской, Пермской областях, автономных округах — лишь 55—80%. В результате заболеваемость корью в Москве, республиках Алтай и Адыгея достигает 3,8—4,9 на 100 000 населения, Красноярском крае и Новосибирской области — 9—10.

Низкие показатели напряженности иммунитета к кори у детей от 3 до 6 лет (40—60%) имеют место в Астраханской, Калужской, Оренбургской областях, Хабаровском крае, Республике Хакасия.

Низким остается также охват ревакцинацией детей 6 лет против эпидемического паротита (в целом по стране 73%). Низкими темпами осуществляется иммунизация школьников и студентов по эпидемическим показаниям. Средства из местных бюджетов на эти цели практически не выделяются, специалисты ГСЭС не проявляют настойчивости в этом вопросе. Показатели заболеваемости этой инфекцией в 2001 г. в Республике Карелия, Амур-

ской, Владимирской, Томской областях в 3,5—7 раз выше, чем в целом по стране. Астраханской области — в 21 раз.

В 2001 г. заболеваемость дифтерией увеличилась по сравнению с 2000 г. на 19%. Однако это произошло в основном за счет Санкт-Петербурга, Ленинградской, Смоленской и Самарской областей. На их долю приходится 42% от общего количества больных. Наряду с этим в 52 регионах страны заболевания вообще не регистрировались, в 28 имели место менее 5 случаев. Департаменту ГСЭН необходимо рассмотреть с участием специалистов ЦГСЭН указанных субъектов Российской Федерации причины неблагополучия по дифтерии и принимаемые ими меры.

Крайне напряженной остается эпидемиологическая обстановка по краснухе. В 2001 г. показатель заболеваемости возрос в 1,9 раза и составил 394 на 100 000 населения, а в Республике Саха (Якутия), Амурской, Кемеровской, Саратовской, Сахалинской областях — 1000—1900.

В 2001 г. в Национальный календарь профилактических прививок введена ревакцинация детей в возрасте 6 лет и иммунизация девочек 13 лет. Минздравом России закуплена вакцина в необходимом объеме для этих целей, однако поставки ее проведены в поздние сроки, охват прививками остался низким. В текущем году необходимо сделать все, для того чтобы переломить создавшуюся ситуацию с иммунизацией и заболеваемостью этой инфекцией.

В 2001 г. документация по сертификации Российской Федерации как страны, свободной от полиомиелита, была представлена и принята Европейской региональной сертификационной комиссией (Копенгаген, 15—16 февраля 2001 г.). В стране достигнут и поддерживается высокий уровень охвата детей плановой иммунизацией, значительно улучшились основные качественные показатели эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП. На данном этапе также актуальна реализация Национального плана действий по обеспечению лабораторной изоляции "диких"полиовирусов и Национального плана действий на случай завоза "дикого" полиовируса.

В 2001 г. зарегистрирован самый низкий эпидемический подъем заболеваемости гриппом за последние 10 лет, в большинстве регионов отмечался лишь 1,5-кратный и ниже прирост заболеваемости. Это в значительной мере результат того, что в минувшем и текущем году продолжается циркуляция "старых" антигенных вариантов вируса гриппа А (Н1N1 и H3N2) и вируса гриппа В (ВГВ). Как уже отмечалось. Минздрав России ежегодно увеличивает поставки в регионы гриппозных вакцин. Закупки их проводились также за счет региональных бюджетов в Вологодской, Липецкой, Пензенской, Амурской, Новгородской областях и других субъектах Российской Федерации. Наряду с этим в Московской, Архангельской, Саратовской, Тульской, Нижегородской, Иркутской, Омской, Ярославской областях, в Москве и Санкт-Петербурге в 2001 г. прививалось лишь 2—9% населения (в целом по стране 12%).

В 2001 г. вновь увеличился уровень заболеваемости вирусным гепатитом А (ВГА) — в целом по стране на 38%, показатель составил 78 на 100 000 населения, а в Ивановской, Амурской, Костромской, Смоленской, Ленинградской областях, рес-

публиках Карелия и Тыва, Карачаево-Черкесской и Ингушской республиках, Приморском крае — 140—280, Читинской области — 961. Происходит смещение максимальных показателей заболеваемости на более старшие возрастные группы (11 — 14, 15—29 лет). Если ранее удельный вес детей до 14 лет составлял более 60%, то в 2001 г. — 41%. Это в значительной степени явилось результатом резкого сокращения числа детей, посещающих дошкольные учреждения, и количества этих учреждений, где нередко все еще имеются условия для реализации контактно-бытового пути передачи инфекции. Распространению ВГА, безусловно, способствуют недостатки в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой. В 2000—2001 гг. в 2—5% проб воды в местах водозаборов обнаруживались возбудитель кишечных инфекций и антигены ВГА.

В связи с внесением вакцины против ВГА в календарь профилактических прививок, проводимых по эпидемическим показаниям, введена иммунизация против этой инфекции. Однако ассигнования на закупку этой вакцины из местных бюджетов не выделяются даже в субъектах Российской Федерации, где уровень заболеваемости в 3—5 раз выше, чем в среднем по стране.

В 2001 г. впервые за 10 лет произошло снижение заболеваемости ВГВ на 17%. В целом по стране показатель составил 34,9 на 100 000 населения, а в Приморском крае, Ивановской, Мурманской, Самарской, Новосибирской, Тюменской, Кемеровской, Новгородской областях, в Санкт-Петербурге он был в 1,5—2 раза выше.

Ежегодно на долю лиц в возрасте 15—19 и 20— 29 лет приходится 60—85% от общего числа больных ВГВ, уровень заболеваемости этих возрастных групп достигает 300—500 на 100 000 населения. Такая ситуация связана с резко увеличившейся частотой передачи возбудителя при инъекционном введении наркотиков и высокой распространенностью рискованного сексуального поведения. Эти причины действуют сильнее, чем меры, снизившие число случаев заражений при трансфузиях и парентеральных вмешательствах.

В соответствии с Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" прививки против гепатита В были включены в национальный календарь профилактических прививок, в 2001 г. в него внесены коррективы: вакцинация новорожденных должна осуществляться в первые 12 ч жизни, кроме того, введена иммунизация детей в возрасте 13 лет.

В 2001 г. было закуплено 4,5 млн доз, что дало возможность осуществить вакцинацию всех новорожденных в полном объеме. Кроме того, в Москве, Республике Татарстан, Оренбургской, Тюменской, Самарской, Свердловской, Челябинской областях и некоторых других регионах закупки вакцины осуществлялись за счет средств региональных бюджетов для иммунизации по эпидемическим показаниям медицинских работников и детей в возрасте 12—14 лет. Все это способствовало снижению заболеваемости ВГВ в 2001 г. на 17%, а в указанных субъектах Российской Федерации на 24-45%.

Крайне напряженной остается ситуация по ВИЧ/СПИД. В Российской Федерации по состоянию на 01.01.02 зарегистрировано 163 623 ВИЧ-ин-

фицированных, от ВИЧ-инфицированных матерей родился 1141 ребенок, в местах заключения содержится более 21 тыс. ВИЧ-инфицированных.

В настоящее время ВИЧ-инфицированные зарегистрированы в 87 из 89 субъектов Российской Федерации, при этом в 24 число случаев превысило 1000 человек. Наибольшее число больных зарегистрировано в Московской области (15 746 человек), в Москве (13 926), Свердловской (12 187), Иркутской (10 851), Челябинской (8155) областях и в Санкт-Петербурге (11 970).

Вирус иммунодефицита человека, попав в среду потребителей наркотиков внутривенно, продолжает стремительно распространяться. Большинство зараженных (75%) приходится на возрастную группу 15—29 лет, свыше 95% из которых употребляют психоактивные вещества инъекционным путем.

Резкий рост ВИЧ-инфекции является основной причиной широкого распространения инфекции среди доноров — 15,0 на 100 000 исследований в 2001 г., что в 7 раз больше по сравнению с 1998 г. В результате значительно возросла опасность заражения ВИЧ-инфекцией через донорскую кровь. В 2001 г. выявлено 11 случаев заражения пациентов стационаров ВИЧ-инфекцией через донорскую кровь, полученную от кадровых доноров (в Москве, Республике Саха (Якутия), Красноярском крае, Брянской, Кемеровской, Ульяновской областях).

Основными задачами ГСЭС Российской Федерации на предстоящий период и ближайшую перспективу являются:

— реализация федеральных и региональных целевых программ в области обеспечения санэпидб-лагополучия населения;

— активизация внедрения в учреждениях ГСЭС с представлением данных по II этапу СГМ;

— координация деятельности по ведению СГМ с другими министерствами и ведомствами;

— закупки компьютерного оборудования и программных средств, научных исследований и разработок документов по вопросам ведения СГМ;

— контроль за совершенствованием технологий производства продуктов питания, т. е. производство безопасных с высокой пищевой и биологической ценностью продуктов, обеспечение товаропроизводителями (особенно малой и средней мощности) производственного контроля на всех этапах технологического процесса переработки;

— проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику дефицита микронутри-ентов в питании населения, работы по профилактике йододсфицитных состояний;

— совершенствование системы вакцинации инфекционных заболеваний, достижение охвата детей иммунизацией более 95% в рамках национального календаря профилактических прививок;

— разработка на основе концепции профилактики внутрибольничных инфекций региональных целевых программ, осуществление организационных и практических мероприятий по их реализации;

— усиление организаторской деятельности по борьбе с природно-очаговыми болезнями, по проведению мероприятий, направленных на подавление численности резервуара и переносчиков инфекции;

— осуществление постоянного контроля за циркуляцией вирусов гриппа, своевременная дос-

- Ю -

тавка их в Федеральный центр по гриппу и включение новых видов вируса в состав противогриппозных вакцин;

— активизация деятельности по созданию постоянно действующей информационно-пропагандистской системы по соблюдению населением мер личной и общественной профилактики инфекционных болезней;

— принятие мер по укреплению материально-технической базы лабораторий лечебно-профилактических учреждений и ЦГСЭН, оснащению их современным оборудованием, внедрению новейших методов индикации возбудителей инфекционных заболеваний;

— интенсификация научных исследований в области диагностики, профилактики, клиники и лечения инфекционных и паразитарных заболеваний;

— расширение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке новых ускоренных методов и средств индикации возбудителей инфекционных заболеваний, созданию вакцины против краснухи и комплексной менин-гококковой вакцины;

— создание вакцин нового поколения, живых рекомбинантных вакцин на базе вирусных векторов, производимых с использованием методов генной инженерии, живых поливалентных противовирусных вакцин, ДНК-вакцин;

— разработка новых дезинфицирующих, инсек-то-акарицидных и репеллентных препаратов;

— создание технологий, оборудования и устройств для стерилизации медицинских инструментов, изготовленных из термолабильных материалов, новых средств контроля эффективности дезинсекции и стерилизации;

— техническое перевооружение и создание современной материально-технической базы лабораторных подразделений;

— работа со странами СНГ по гармонизации нормативных документов в области обеспечения санэпидблагополучия населения.

Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации, регионам на транспорте, министерств и ведомств:

3.1. Проанализировать состояние готовности учреждений ГСЭС Российской Федерации к весен-не-летнему сезону, обратив особое внимание на готовность специалистов к работе по предупреждению распространения острых кишечных инфекционных заболеваний и отравлений.

3.2. Обеспечить эффективный ГСЭН за подготовкой к летней оздоровительной компании.

3.3. Разработать и реализовать дополнительные мероприятия по контролю за производством и реализацией биологически активных добавок к пище, пищевых продуктов, содержащих генетически измененные источники пищи, установить контроль за их рекламой.

3.4. Активизировать работу по пропаганде здорового образа жизни, предупреждению курения, употребления алкоголя, особенно среди детей и подростков.

3.5. Продолжить систематическую работу, направленную на установление постоянных деловых контактов с предпринимателями, общественными организациями предпринимателей. Постоянно информировать органы власти и управления, юридических лиц, население о санитарно-эпидемиологической обстановке, работе ЦГСЭН, разъяснять требования санитарного законодательства. Активизировать работу со средствами массовой информации.

3.6. Повысить требовательность к руководителям и специалистам ЦГСЭН. Установить действенный контроль за соблюдением штатно-финансо-вой дисциплины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 08 04.2002

Гигиена окружающей среды и населенных мест

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2002 УДК 616.2-02:614.721-053.2

Н. Н. Шамсияров, К. А. Галеев, Р. Ф. Хакимова, Ф. Ф. Даутов, И. 3. Юсупова

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЙ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ ОСТРЫМИ РЕСПИРАТОРНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Казанская государственная медицинская академия — образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Во всех странах на долю респираторных заболеваний приходится больше случаев, чем на все остальные болезни, вместе взятые.

В патологии детского возраста респираторные заболевания занимают одно из ведущих мест и имеют наибольший удельный вес в структуре детской заболеваемости. Респираторную патологию у детей составляют как большая группа полиэтиологических острых заболеваний, так и хронические, нередко сопровождающиеся обструктивными про-

цессами, на течение которых острые респираторные заболевания оказывают отягощающее влияние.

Целью работы явилось изучение заболеваемости детей острыми респираторными инфекциями верхних дыхательных путей (ОРИВДП) на загрязненных территориях Казани и Альметьевска. Изучаемые нозологические формы, входящие в эту группу, определяли по МКБ (10-й пересмотр). При этом использовали показатели заболеваемости по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.