Научная статья на тему 'ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ'

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / презентационное программное обеспечение / текстовые редакторы / Интернет / изображения / видеофайлы звуковые файлы / процессуальный компонент / содержательный компонент.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Останов Курбон, Усмонов Хушнуд Зокирович, Марданов Аслиддин Хасамиддинович

в этой статье рассматривается некоторые вопросы использования цифровых технологий в преподавании математики. Кроме того, здесь даны методические рекомендации по применению некоторых средств современных электронных технологий, таких как интерактивная доска, мультимедийные средства, а также их способы использования для развития математических способностей учащихся школ и академических лицеев. Создание электронных площадок с использованием новейших технических разработок позволяет организовать качественное онлайн-обучение. Пользоваться системой Moodle очень просто, она сочетает в себе грамотную структуру, гибкость и множество функций для организации дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Останов Курбон, Усмонов Хушнуд Зокирович, Марданов Аслиддин Хасамиддинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ»

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ

МАТЕМАТИКИ Останов К.1, Усмонов Х.З.2, Марданов А.Х.3

1Останов Курбон - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории вероятностей и прикладной математики, математический факультет, Самаркандский государственный университет;

Усмонов Хушнуд Зокирович - преподаватель;

Марданов Аслиддин Хасамиддинович - преподаватель, кафедра точных наук, Академический лицей Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается некоторые вопросы использования цифровых технологий в преподавании математики. Кроме того, здесь даны методические рекомендации по применению некоторых средств современных электронных технологий, таких как интерактивная доска, мультимедийные средства, а также их способы использования для развития математических способностей учащихся школ и академических лицеев. Создание электронных площадок с использованием новейших технических разработок позволяет организовать качественное онлайн-обучение. Пользоваться системой Moodle очень просто, она сочетает в себе грамотную структуру, гибкость и множество функций для организации дистанционного обучения.

Ключевые слова: цифровые технологии, презентационное программное обеспечение; текстовые редакторы; Интернет; изображения, видеофайлы звуковые файлы, процессуальный компонент, содержательный компонент.

Как известно, использование цифровых технологий является основным требованием во многих профессиональных областях. Это, конечно, относится и к образованию. Планшеты, iPad, мобильные телефоны, смарт-часы, очки виртуальной реальности прочно вошли в повседневную жизнь школьников сегодняшнего поколения. Наша цифровая жизнь стремительно развивается. Каждый современный педагог понимает необходимость учить по-новому, используя в учебном процессе инновационные компьютерные технологии. Созрела новая парадигма образования: обучение студентов самостоятельному обучению с помощью интернет-технологий. Учитель выступает в роли воспитателя, который направляет и корректирует деятельность учащихся.

Благодаря цифровым технологиям учителя теперь могут более эффективно преподносить материал, что значительно расширяет возможности обучения. На уроках могут быть использованы задания на сравнение при устном опросе, так как при сравнении с нарисованными стрелками трудно воспринять целостность информации, так как трудно перейти от одного предмета к другому, являющемуся его составной частью, и после сравнения информация на слайде будет иметь целостный вид. Конечно, результаты следует обсудить немедленно. Для этого правильный ответ должен быть показан на следующем слайде.

Создание электронных площадок с использованием новейших технических разработок позволяет организовать качественное онлайн-обучение. Пользоваться системой Moodle очень просто, она сочетает в себе грамотную структуру, гибкость и множество функций для организации дистанционного обучения. Moodle — это современное программное обеспечение, позволяющее учителю и ученику эффективно общаться в режиме онлайн. Цель цифрового учебного ресурса - облегчить дистанционное обучение. Это инновационная модель удобного для студентов онлайн-обучения из любого места, где есть доступ в Интернет. Учебную среду можно использовать на любом компьютере или современном мобильном устройстве с выходом в глобальную сеть Интернет. В нем учебный материал представлен в виде модуля, имеются методические рекомендации по изучению темы, наглядные и теоретические ресурсы и пояснения к практическим заданиям, ссылки на необходимую литературу. Создатель курса, ответственный за него преподаватель, постоянно следит за деятельностью студентов, общается со студентами. MTV предоставляет широкий спектр возможностей для общения с преподавателями и сокурсниками: форум, блоги, электронная почта, видеочат, онлайн-семинары. Большую часть тем слушатель изучает сам, но предусмотрены и лекции в режиме реального времени. В ходе курса проводятся систематические проверочные испытания, самостоятельная и контрольная работа. Они могут содержать от 30 до 70 вопросов и оцениваются. Освобождает время занятий от написания заданий или того, что можно сделать дома, прекрасно дополняет традиционные лекции, дает больше практики, повышает мотивацию учащихся.

В процессе обучения работа учителя должна иметь целеполагание, а именно быть направлена на приобретение определенной суммы знаний, умений, навыков; развитие самостоятельности в познании, активности обучающихся в учебном процессе. Интерактивная доска - универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу реализовывать качественное образование, построить образовательный процесс так, Работая с интерактивной доской, учитель является средоточием класса, на него обращено

внимание учеников. Обращенный к учащимся лицом учитель поддерживает постоянный контакт с классом, что является основополагающим моментом для реализации поставленных целей.

Содержательный компонент предполагает отбор содержания учебного материала изучаемого предмета на основе построения структурно-логических схем междисциплинарных связей. Применение интерактивной доски дает преподавателю возможность использовать широкий спектр ресурсов для отбора учебного материала: презентационное программное обеспечение; текстовые редакторы; Интернет; изображения (фотографические изображения, таблицы, рисунки, диаграммы, схемы), видеофайлы (отрывки телевизионных программ, цифровой видеоряд); звуковые файлы (аудиокассеты, демозаписи, сделанные учениками или другими учителями); программное обеспечение для интерактивной доски; программное обеспечение, относящееся к различным предметам. Безусловно, материал, представляемый на занятии, должен быть тщательно отобран, логически выстроен и структурирован по страницам.

Целесообразно составить так называемый электронный конспект, который может содержать все вышеперечисленные ресурсы, при этом необходимо, чтобы он соответствовал реализации поставленных на уроке целей. Подготовка электронных конспектов делает подачу материала систематизированной, а разнообразное и динамичное использование ресурсов повышает мотивацию обучающихся. Если все учебные материалы подготовлены учителем заранее и легкодоступны, использование интерактивной доски обеспечивает нужный темп урока. истая страницы электронного учебника, показываем практическую значимость изучаемой темы). Электронный учебник содержит гиперссылки. Представление нового материала данного занятия производится с помощью электронной презентации с элементами анимации, которая воспроизводится в динамике.

Процессуальный компонент определяет методы обучения, направленные на формирование осознанности применения полученных знаний, метод, нестандартные методы проведения занятий, ориентированные на «погружение» обучающихся в различные ситуации (имитационные игры, дискуссии, тренинги), обучающие алгоритмы и методы систематизации изучаемого материала и другие. Благодаря интерактивному оборудованию изложение учебного материала можно вести из любой точки класса, а не только около доски на «учительском» месте. Это дает возможность контролировать работу обучающихся за партами, вовлекать их в процесс объяснения нового материала, так как интерактивная доска позволяет рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов не только преподавателю, но и учащимся. Таким образом, учащиеся при работе с интерактивной доской демонстрируют способность к импровизации и гибкость. Ученики могут экспериментировать с заданием и передвигать объекты, ошибаться и попробовать снова» Опираясь на изображения, представленные на интерактивной доске, можно провести дискуссию. Задавая вопросы, педагог помогает учащимся объяснить и продемонстрировать свое понимание теоретических положений и поделиться информацией со всем классом. На интерактивной доске не только легко передвигать объекты и надписи, но и удобно добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые объекты, используя при этом различные цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в нужный момент занятия. Для улучшения восприятия нового учебного материала на интерактивной доске можно открывать презентации, демонстрации, представлять создание тех или иных моделей процессов и явлений. В ходе изложения учитель и учащиеся могут свободно комментировать увиденное и изучать его обстоятельно и системно.

Интерактивная доска упрощает объяснение схем и помогает разобраться в сложной проблеме. Визуальное представление изучаемого материала делает занятие увлекательным и динамичным. Интерактивная доска позволяет сократить время за счет использования опции "IW Recorder", благодаря которой можно записать все действия с доской и сопровождающий голос учителя. Записанный материал целесообразно раздать обучающимся для того, чтобы они могли его использовать при выполнении самостоятельной работы дома, для изучения пропущенных уроков или подготовки собственных материалов к занятию. Записи и комментарии можно сохранять в локальной сети школы. Позже учащиеся смогут воспользоваться искомым файлом или распечатать его.

Список литературы

1. Ахметжанова Г.В. Цифровые технологии в образовании / Г.В. Ахметжанов, А.В. Юрьев // Науки об образовании, 2019. С. 334-336.

2. Вяткина И.С. Цифровые образовательные ресурсы в преподавании математики // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в высшей и средней школе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск: Немо-Пресс, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.