ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ Абдуллаев А.Н.1, Останов К.2, Пошоходжаева Г.Д.3
1Абдуллаев Абубакр Нарзуллаевич - доцент, кандидат технических наук, кафедра информационных технологий;
2Останов Курбон - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории вероятностей и математической статистики, математический факультет, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд;
3Пошоходжаева Гулнора Джаббархоновна - PhD, доцент, кафедра математики и информационных технологий, Фискальный институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: система работы учителя математики в современных условиях должна быть направлена на развитие обучающихся: их мировоззрения, творческих способностей, познавательной активности. Обучение для всех должно быть интересным и увлекательным. Компетентностный подход в обучении математике заставляет учителя постоянно пересматривать арсенал средств обучения и воспитания, выбирая наиболее эффективные формы и разрабатывая их совместно с учениками, опираясь на знания и опыт учеников, полученные на уроках математики. Использование компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся. В статье раскрываются особенности применения на уроках информационно-коммуникативных технологий как средства развития креативных способностей учащихся. Ключевые слова: математика, информационно-коммуникативные технологии, компьютер, урок математики, интерактивная доска, презентации, план урока, функция, интерес, креативные способности.
Изучаемый в школе учебный предмет математика может внести весомый вклад в реализацию поставленных перед школой задач, так как деятельность учителя математики направлена на развитие творческих умений и навыков пространственного воображения, логического мышления - словом, развитие интеллекта. При изучении математики можно применять различные педагогические технологии: модульное обучение, проектную деятельность, информационно-коммуникационные технологии. Но при этом обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, использование меж предметных связей, развитие самостоятельности. Другими словами, система работы учителя математики в современных условиях должна быть направлена на развитие обучающихся: их мировоззрения, креативных способностей, познавательной активности. Обучение для всех должно быть интересным и увлекательным.
Современный компетентностный подход в обучении математики принуждает учителя постоянно пересматривать арсенал средств обучения и воспитания, выбирая наиболее эффективные формы и разрабатывая их совместно с учениками, опираясь на знания и опыт учеников, полученных на уроках математики. Использование компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся. Например, использования интерактивной доски в школе позволяет выделить следующие направления ее использования в учебном процессе: презентации, демонстрации и создание моделей, при использование которого необходимо программное обеспечения и ресурсов. Это позволяет улучшить понимание новых идей, так как интерактивная доска помогает учителям излагать новый материал очень живо и увлекательно, кроме того она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упростить
5
объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме, изучить ее максимально подробно.
Интерактивная доска позволяет активному вовлечению учащихся в изучение учебного материала. Они, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Работа с интерактивной доской может помочь учителю проверить знания учащихся, развить дискуссию для прояснения изучаемого материала, что позволяет ученикам лучше понять материал.
Надо подчеркнуть, что она создает необходимый темп и течение занятия, а также может улучшить планирование, темп и проведение урока. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. При этом тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут проведению урока хороший тон. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Можно всегда открыть для повторения пройденного материала и файлы, использованные на предыдущих уроках.
Использование в целом интерактивной доски гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором, так как поскольку имеет следующие преимущества: обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени; развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов; предоставление больших возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям); обеспечение хорошего темпа урока; предоставление возможности сохранения использованных файлов в школьной сети для организации повторения изученного материала; упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов; обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом; стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.
Чтобы заинтересовать учащихся математике, необходимо использовать на уроках и дополнительных занятиях информационные технологии, позволяющие формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, способствует улучшению чёткости в организации работы класса или группы учащихся, позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и склонностей учащихся, а также сформировать у школьников коммуникативные умения.
Например, при практическом использовании информационных технологий на уроках математики рассмотрим описание урока алгебры и начал анализа в 11 классе «Повторение материала по теме «Логарифмическая функция». Решение неравенств графическим способом».
Основными дидактическими целями этого урока были: повторить свойства показательной функции и способы их применения при решении уравнений и неравенств; научить учащихся применять информационные технологии для решения математических задач; повышать графическую культуру учащихся.
При планировании урока ставится следующие задачи: организационный момент, озвучивание целей урока и плана работы; выступления учащихся: логарифмическая функция и её свойства; решение логарифмических уравнений; решение логарифмических
6
неравенств; объяснение графического способа решения уравнений и неравенств; закрепление новых знаний - устное решение неравенств графическим способом по готовым чертежам; письменное решение логарифмического уравнения и лоагрифмического неравенства; составление и запись алгоритма решения неравенства графическим способом; повторение приёмов построения графиков в приложении MS Excel (сообщение учащегося); советы по технической безопасности, практическое задание в MS Excel с использованием инструкционных материалов - решение логарифмического уравнения графическим способом; самостоятельная практическая работа для закрепления пройденного материала; проведение теста; подведение итогов урока и домашнее задание.
Список литературы
1. Останов К. и др. Инновационные технологии в обучении математики // Инновационные подходы в современной науке, 2019. С. 605-610.
2. Абдуллаев А.Н., Инатов А.И., Останов К. О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики // Молодой ученый, 2017. № 14. С. 583-585.
3. Останов К., Махмудов Х.Ш.О., Ботиров З.Ш. Повышение эффективности усвоения знаний и творческой активности студентов в учебном процессе // Academy, 2021. № 2 (65). С. 33-34.
4. Останов К., Хайитмурадов Ш. Использование инновационных технологий в процессе обучении школьного курса математики // Научные исследования, 2020. С. 15.
5. Абдуллаев А.Н., Инатов А.И., Останов К. Роль и место использования современных педагогических технологий на уроках математики // Символ науки, 2016. № 2-1.
6. Абдуллаев А.Н., Инатов А.И., Останов К. & Усанов Р. (2016). Повышение эффективности применения интерактивных технологий в процессе обучения математике. Молодой ученый (8). 891-893.
ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА И СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Приставко Е.Н.
Приставко Елена Николаевна - учитель математики высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 1, г. Полярные Зори, Мурманская область
Аннотация: в статье, учитывая принцип преемственности в формировании метапредметных УУД у учащихся начальной и основной школы, специфику учебного предмета «Математика», конкретизируются регулятивные и познавательные метапредметные умения, развиваемые у школьников на нижней границе основной школы при обучении математике.
Ключевые слова: метапредметные умения, виды универсальных учебных действий, принципы отбора заданий, математическое моделирование.
Принципы выбора и составления заданий, формирующих УУД на уроках математики
В связи с введением ФГОС ООО изменились приоритеты в образовании: на смену знаниевой парадигме образования приходит личностная, в которой образование понимается как достояние личности, как средство ее самореализации в жизни. Целью школьного образования становится развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Эта целевая установка ориентирует участников образовательных