Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕР / УРОК МАТЕМАТИКИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ПРЕЗЕНТАЦИИ / ПЛАН УРОКА / ФУНКЦИЯ / ИНТЕРЕС / КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаев А.Н., Останов К., Пошоходжаева Г.Д.

система работы учителя математики в современных условиях должна быть направлена на развитие обучающихся: их мировоззрения, творческих способностей, познавательной активности. Обучение для всех должно быть интересным и увлекательным. Компетентностный подход в обучении математике заставляет учителя постоянно пересматривать арсенал средств обучения и воспитания, выбирая наиболее эффективные формы и разрабатывая их совместно с учениками, опираясь на знания и опыт учеников, полученные на уроках математики. Использование компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся. В статье раскрываются особенности применения на уроках информационно-коммуникативных технологий как средства развития креативных способностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллаев А.Н., Останов К., Пошоходжаева Г.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ Абдуллаев А.Н.1, Останов К.2, Пошоходжаева Г.Д.3

1Абдуллаев Абубакр Нарзуллаевич - доцент, кандидат технических наук, кафедра информационных технологий;

2Останов Курбон - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории вероятностей и математической статистики, математический факультет, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд;

3Пошоходжаева Гулнора Джаббархоновна - PhD, доцент, кафедра математики и информационных технологий, Фискальный институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: система работы учителя математики в современных условиях должна быть направлена на развитие обучающихся: их мировоззрения, творческих способностей, познавательной активности. Обучение для всех должно быть интересным и увлекательным. Компетентностный подход в обучении математике заставляет учителя постоянно пересматривать арсенал средств обучения и воспитания, выбирая наиболее эффективные формы и разрабатывая их совместно с учениками, опираясь на знания и опыт учеников, полученные на уроках математики. Использование компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся. В статье раскрываются особенности применения на уроках информационно-коммуникативных технологий как средства развития креативных способностей учащихся. Ключевые слова: математика, информационно-коммуникативные технологии, компьютер, урок математики, интерактивная доска, презентации, план урока, функция, интерес, креативные способности.

Изучаемый в школе учебный предмет математика может внести весомый вклад в реализацию поставленных перед школой задач, так как деятельность учителя математики направлена на развитие творческих умений и навыков пространственного воображения, логического мышления - словом, развитие интеллекта. При изучении математики можно применять различные педагогические технологии: модульное обучение, проектную деятельность, информационно-коммуникационные технологии. Но при этом обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, использование меж предметных связей, развитие самостоятельности. Другими словами, система работы учителя математики в современных условиях должна быть направлена на развитие обучающихся: их мировоззрения, креативных способностей, познавательной активности. Обучение для всех должно быть интересным и увлекательным.

Современный компетентностный подход в обучении математики принуждает учителя постоянно пересматривать арсенал средств обучения и воспитания, выбирая наиболее эффективные формы и разрабатывая их совместно с учениками, опираясь на знания и опыт учеников, полученных на уроках математики. Использование компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся. Например, использования интерактивной доски в школе позволяет выделить следующие направления ее использования в учебном процессе: презентации, демонстрации и создание моделей, при использование которого необходимо программное обеспечения и ресурсов. Это позволяет улучшить понимание новых идей, так как интерактивная доска помогает учителям излагать новый материал очень живо и увлекательно, кроме того она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упростить

5

объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме, изучить ее максимально подробно.

Интерактивная доска позволяет активному вовлечению учащихся в изучение учебного материала. Они, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Работа с интерактивной доской может помочь учителю проверить знания учащихся, развить дискуссию для прояснения изучаемого материала, что позволяет ученикам лучше понять материал.

Надо подчеркнуть, что она создает необходимый темп и течение занятия, а также может улучшить планирование, темп и проведение урока. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. При этом тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут проведению урока хороший тон. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Можно всегда открыть для повторения пройденного материала и файлы, использованные на предыдущих уроках.

Использование в целом интерактивной доски гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором, так как поскольку имеет следующие преимущества: обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени; развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов; предоставление больших возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям); обеспечение хорошего темпа урока; предоставление возможности сохранения использованных файлов в школьной сети для организации повторения изученного материала; упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов; обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом; стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.

Чтобы заинтересовать учащихся математике, необходимо использовать на уроках и дополнительных занятиях информационные технологии, позволяющие формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, способствует улучшению чёткости в организации работы класса или группы учащихся, позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и склонностей учащихся, а также сформировать у школьников коммуникативные умения.

Например, при практическом использовании информационных технологий на уроках математики рассмотрим описание урока алгебры и начал анализа в 11 классе «Повторение материала по теме «Логарифмическая функция». Решение неравенств графическим способом».

Основными дидактическими целями этого урока были: повторить свойства показательной функции и способы их применения при решении уравнений и неравенств; научить учащихся применять информационные технологии для решения математических задач; повышать графическую культуру учащихся.

При планировании урока ставится следующие задачи: организационный момент, озвучивание целей урока и плана работы; выступления учащихся: логарифмическая функция и её свойства; решение логарифмических уравнений; решение логарифмических

6

неравенств; объяснение графического способа решения уравнений и неравенств; закрепление новых знаний - устное решение неравенств графическим способом по готовым чертежам; письменное решение логарифмического уравнения и лоагрифмического неравенства; составление и запись алгоритма решения неравенства графическим способом; повторение приёмов построения графиков в приложении MS Excel (сообщение учащегося); советы по технической безопасности, практическое задание в MS Excel с использованием инструкционных материалов - решение логарифмического уравнения графическим способом; самостоятельная практическая работа для закрепления пройденного материала; проведение теста; подведение итогов урока и домашнее задание.

Список литературы

1. Останов К. и др. Инновационные технологии в обучении математики // Инновационные подходы в современной науке, 2019. С. 605-610.

2. Абдуллаев А.Н., Инатов А.И., Останов К. О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики // Молодой ученый, 2017. № 14. С. 583-585.

3. Останов К., Махмудов Х.Ш.О., Ботиров З.Ш. Повышение эффективности усвоения знаний и творческой активности студентов в учебном процессе // Academy, 2021. № 2 (65). С. 33-34.

4. Останов К., Хайитмурадов Ш. Использование инновационных технологий в процессе обучении школьного курса математики // Научные исследования, 2020. С. 15.

5. Абдуллаев А.Н., Инатов А.И., Останов К. Роль и место использования современных педагогических технологий на уроках математики // Символ науки, 2016. № 2-1.

6. Абдуллаев А.Н., Инатов А.И., Останов К. & Усанов Р. (2016). Повышение эффективности применения интерактивных технологий в процессе обучения математике. Молодой ученый (8). 891-893.

ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА И СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Приставко Е.Н.

Приставко Елена Николаевна - учитель математики высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 1, г. Полярные Зори, Мурманская область

Аннотация: в статье, учитывая принцип преемственности в формировании метапредметных УУД у учащихся начальной и основной школы, специфику учебного предмета «Математика», конкретизируются регулятивные и познавательные метапредметные умения, развиваемые у школьников на нижней границе основной школы при обучении математике.

Ключевые слова: метапредметные умения, виды универсальных учебных действий, принципы отбора заданий, математическое моделирование.

Принципы выбора и составления заданий, формирующих УУД на уроках математики

В связи с введением ФГОС ООО изменились приоритеты в образовании: на смену знаниевой парадигме образования приходит личностная, в которой образование понимается как достояние личности, как средство ее самореализации в жизни. Целью школьного образования становится развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Эта целевая установка ориентирует участников образовательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.