ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В _5-Х КЛАССАХ: АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Мудракова Ольга Александровна
канд. физ.-мат. наук, доцент Российский государственный социальный университет, г. Москва
Короб Татьяна Александровна
бакалавр направления «Педагогическое образование профиль «Информатика»» Российский государственный социальный университет, г. Москва USING THE INTERACTIVE WHITEBOARD IN MATHEMATICS LESSONS 5 TH GRADE: AN ANALYSIS OF THE PEDAGOGICAL EXPERIMENT
Mudrakova Olga Alexandrovna, Cand. Fiz.-Mat. Sciences, associate Professor Russian state social University, Moscow Korob Tatiana Alexandrovna, bachelor of direction "Pedagogical education profile "Informatics" of Russian state social University, Moscow
АННОТАЦИЯ
Использование интерактивной доски на уроках математики позволяет более эффективно вырабатывать у обучающихся универсальные учебные действия и повышение интереса к математике, является средством развития творческих способностей учителя.
ABSTRACT
The Use of interactive whiteboards in mathematics lessons allows you to more effectively develop students ' universal educational actions and the increasing interest in mathematics, is a means of development of creative abilities of the teacher.
Ключевые слова: интерактивная доска; повышение интереса; математика; средняя школа.
Keywords: interactive whiteboard; to increase interest in mathematics; high school.
Современный период развития общества связывают с условиями интенсивного развития компьютерных технологий, порождающих новые процессы общественной жизни, путем проникновения во все сферы человеческой деятельности. В связи с этим в образовании происходят изменения связанные с развитием творческой личности уже на начальной ступени обучения. В настоящее время в России идет становление новой системы образования в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, ориентированных на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Создаются новые подходы к обучению с применением компьютерных технологий. Компьютерные технологии выступают средством повышения качества образования, основными задачами которого являются: овладение учащимися рядом компетенций, необходимых им для успешной реализации своих возможностей в дальнейшем обучении и в жизни.
В настоящий момент используется лишь малая часть компьютерных технологий, которая предназначена для обучения. Зачастую уроки проводятся в стандартной форме, хотя кабинет оснащен электронной доской с мультимедиа проектором, ноутбуками, МФУ, веб-камерой для документов и аудиосистемой. Иногда учителя школы не в силах самостоятельно разобраться с программами для поставляемого оборудования, да и сами программы не всегда отвечают нужным требованиям полностью. Это связано с недостаточностью разработанности методических материалов для учителей в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Существуют разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в преподавании математики. Классно-урочная и лек-
ционно-семинарская форма обучения существуют практически в неизменном виде очень давно. И учебный процесс, и даже усвоение учебного материала при этом подвержены влиянию профессиональных и личных качеств учителя. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности. Необходимы новые средства и методы обучения.
В настоящее время - время информации - уже в средней школе дети хорошо разбираются в смартфонах и в гаджетах - и на плечи учителей ложится довольно сложная задача - сформировать урок так, чтобы вовлечь учащегося в обучающий процесс. Интерактивная доска на сегодняшний момент стала неотъемлемой частью образовательного пространства и имеет большие дидактические возможности для сферы образования.
Преподаватель Джаджа В.П. отмечает следующие методы, приемы и формы использования интерактивной доски - визуальное предъявление разнообразной информации; применение при фронтальной работе на уроке готовых учебно-дидактических материалов, выполненных на электронных носителях; использование наглядных динамических моделей при введении новых понятий и решении задач; сочетание фронтальной и индивидуальной работы на готовых чертежах и графиках и т.п. [2].
В центре любого образовательного процесса стоит ученик. Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. В младших классах на уроках математики школьники привыкли работать с интерактивной доской на разных этапах урока. Поэтому целе-
сообразно продолжать использовать интерактивную доску на уроках математики и в 5-х классах, т. к. впечатление от подачи материала будет намного приятнее для школьников, ведь она реализует главный принцип - принцип визуализации.
Математика - всегда была самым сложным предметом в школе, так как именно на этих уроках увеличивается умственная нагрузка учащихся. Интерактивная доска позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес, активность и пытливость учащихся 5-х классов, а также сделать данный предмет намного понятнее [4].
Интерактивная доска - сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, 1^ете^есурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика. Интерактивные доски позволяют уйти от распространенной чисто презентационной формы подачи материала, экономят время занятия за счет отказа от конспектирования. Ученики по окончании занятия могут получить файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК. Интерактивные доски повышают эффективность подачи материала [5].
Некоторые способы использования возможностей интерактивной доски учителем: проведение мультимедийных презентаций (подготовленных учителем и учащимися); показ геометрии в действии (например, вращая треугольник, проверяя равенство фигур наложением, прикосновением меняя форму геометрических фигур); иллюстрация теорем шаг за шагом; проведение устного счета; частичное закрывание экрана шторкой позволяет подавать информацию постепенно; заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером; учащиеся могут взаимодействовать с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки всего лишь одним пальцем (например, занимаясь группировкой); к сделанным записям всегда можно вернуться и откорректировать их; записывать дополнительные пояснения поверх уже имеющихся; цифровыми чернилами, маркером или пальцем, учащиеся могут выделить необходимое, записать урок, корректируя его прямо в классе в соответствии с вопросами учащихся; записать готовый урок для заболевших детей на флэш-накопители или прямо в компьютер для отправки по электронной почте, распечатать его в виде готового конспекта при помощи принтера и сохраненный урок.
Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски нами используется следующий алгоритм, следуя которому можно успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски:
• Определить тему, цель и тип занятия.
• Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.
• Продумать этапы, на которых необходима ин-
терактивная доска.
• Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства. Рассмотреть целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
• Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть все материалы, учесть их интерактивный характер.
• Составляется временная развертка (поминутный план) урока.
• Из найденного материала собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий.
• Заранее подготовить учащихся к восприятию занятия с использованием интерактивной доски. Апробация урока.
После изучения опыта других учителей и проведения самостоятельных занятий с учащимися были сделаны следующие выводы о преимуществах работы с интерактивными досками для преподавателей: позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории; поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений; позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их; вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся: делает занятия интересными и развивает мотивацию; предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Большой вклад в решение проблемы внедрения компьютерных технологий в обучение внесли российские и зарубежные ученые: О. И. Агапова, В. И. Гриценко, Г. Р. Громов, Г. Клейман, О. А. Кривошеев, С. Пейперт, Б. Сендов, , Б. Хантер, В. Ф. Шолохович и др. Различные дидактические проблемы применения компьютерных технологий в обучении в нашей стране нашли отражение в работах А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, Т. А. Сергеевой, И. В. Роберт. Методические - Э. Р. Баграмян, Э. Р. Барзунова, Б. С. Гершунского, Е. И. Машбица, А. А. Неврединова, Л. Г. Петерсон, П. Д. Рабинович, Н. Ф. Талызиной, И. В. Роберт и др. Из работ последних лет нельзя не отметить труды современных педагогов Е.И. Булин-Соколовой и Ю.А. Первина, в которых рассматриваются основные виды современных инструментов информационных и коммуникационных технологий. В области методики обучения математике вопросы формирования математических понятий рассматривались в исследованиях А.К. Артемова, Э. Р. Барзунова, Н.Б. Истоминой, Г.Л. Луканкина, А. А. Невретдинова, Л. Г. Петерсон, Г.И. Саранцева, П.М. Эрдниева и др.
Проблемы использования в современном учебном процессе интерактивной доски наиболее активно обсуждаются в Сети творческих учителей [6], рассматри-
вается многими преподавателями как обязательная составляющая обучения учителей [7]. Следует отметить, что наибольший практический опыт использования интерактивной доски накоплен учителями математики (Сычева Г.В., Еремеева М.В., Понятовская Ю.Н., Фазлеева О.Ю., Добрынина О.Н. и многие другие). Рассмотрим кратко некоторый опыт использования интерактивной доски. Еремеева М. В. использует интерактивную доску на уроках математики в 5 классе для первых уроков новой темы, причем на этапе введения в тему урока, который объединяет «Устный счет», «Повторение», «Формулирование темы урока». Она отметила: «Следствием проведения урока с помощью интерактивной доски было то, что учащиеся показывали достаточно высокую степень мобильности при проверке знаний на этапе введения новой темы, организованность и концентрированность восприятия при прослушивании вопросов». [1] Сычева Г.В. использует интерактивную доску Mimio Studio вместе со средой «Живая геометрия» на уроках геометрии в 7-8 классах. Исходя из своего опыта, она пришла к выводу, что интерактивная доска является ценным инструментом для обучения математике и увеличивает эффективность образования.
В МКОУ «СШ № 3 им. О. А. Морозова» в 5-х классах одним из авторов статьи (бакалавр выпускного курса Педагогического направления профиль «Информатика» Короб Т.А.) был проведён педагогический эксперимент. Цель эксперимента: выявление уровня формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроках математики в 5-х классах. Задачи эксперимента: сравнить традиционный и инновационный методы обучения и доказать эффективность использования интерактивной доски на уроках математики. Короб Т.А. было проведено теоретическое обоснование использования возможностей интерактивной доски на уроках математики, в частности в 5-х классах, и разработана авторская методика. Были проанализированы и составлена таблица сравнения дидактических характеристик интерактивных досок разного типа. Были получены следующие результаты: уровень сформиро-ванности УУД у учащихся, где применялась интерактивная доска выше уровня УУД, где тема объяснялась традиционным способом.
В заключение важно отметить, что ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимся в рамках обучения информации, что представляется практически невыполнимой задачей без привлечения современных технологий, особенно в преподавании математики. С помощью интерактивных досок, без привлечения больших финансовых, а также временных затрат, вполне возможно решить эти и многие другие проблемы. Решения на базе подобного оборудования помогают использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффектив-
но и увеличить эффективность образования в целом.
Современная школьная доска должна быть интерактивной - к этому выводу приходит каждый, кто сталкивается со все возрастающими требованиями к организации и информационному наполнению процесса школьного обучения. Традиционная школьная меловая доска - важнейшее и незаменимое оборудование на уроке - уже не справляется с новыми функциями, класс приходится дополнительно оборудовать проекционными экранами для слайдов и видеоинфор-мации.[8] И теперь для многих школ становится реальностью доска, напрямую подключаемая к компьютеру, электронная школьная доска с интерактивными возможностями.
На основании школьной практики можно сделать вывод, что для того, чтобы добиться хороших результатов в обучении математике, необходимо повышать интерес к предмету. Для поддержания внимания учащимся очень важно видеть плоды своего труда, а так же иметь возможность оценить результат проделанной работы. Все это возможно при использовании интерактивной доски в обучении.
Литература:
1. Еремеева М. В. Математика на уроках и вне [Электронный ресурс] // Персональный сайт учителя математики МБОУ «СОШ №25» [сайт]. - URL: http:// matema.ucoz.ru/
2. Джаджа В.П. Метод тематического погружения при использовании мультимедийных технологий в обучении математике: на примере тригонометрии: Авто-реф... дис. канд. пед. наук: 13.00.02 Самара, 2005.
3. Калитин С. В. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах. - М.: Солон-Пресс, 2013. -192 с
4. Крымова Л.Н. Интерактивная доска на уроках математики // Математика в школе. - 2008. - № 10. - С. 31-39.
5. Мардакова Е. В., Мудракова О. А. Методика использования интерактивной доски на уроках математики в 3 классе // Средняя школа: современные проблемы обучения информатике и информатизации образования. - 2011. - С. 57-62. - URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=22726617
6. Мастер-класс для начинающих пользователей интерактивной доски А.Б.Розенфельда [Электронный ресурс] // Мировое сообщество «Сеть творческий учителей» [сайт]. - URL: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_ no=108426&tmpl=com
7. Мудракова, О.А. Информационные технологии в системе непрерывного образования на примере обучения будущих учителей информатики. //Ученые записки ИИО РАО, 2009, № 29-1. С.217-222
8. Янченко М. С., Ермолаева В. В. Использование интерактивных досок // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 26-29.