Am 7universum.com
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Терещенко Анна Владимировна
канд. пед. наук, доцент Волгоградского государственного социальнопедагогического университета, РФ, г. Волгоград
E-mail: [email protected]
Мясина Галина Тихоновна
учитель начальных классов МОУ СОШ № 6 г. Волгограда,
РФ, г. Волгоград E-mail: myasina [email protected]
METHODS OF DEVELOPMENT OF GENERAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS WITH THE INTERACTIVE TOOLS OF LEARNING AT THE LESSONS IN PRIMARY SCHOOL
Tereshchenko Anna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of Volgograd state social-
pedagogical University, Russia, Volgograd
Myasina Galina
the teacher of initial classes of Volgograd school № 6, Russia, Volgograd
АННОТАЦИЯ
Представлены приемы работы с интерактивным оборудованием (интерактивной доской и документ-камерой), направленные на развитие общеучебных универсальных действий. Все приемы описываются на практическом материале.
Терещенко А.В., Мясина Г.Т. Приемы развития общеучебных универсальных действий с помощью интерактивных средств обучения на уроках в начальной школе //
Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 2 (3) .
URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/955
ABSTRACT
There are presented the methods of work with interactive equipment (interactive whiteboard and document camera), aimed at the development of General universal educational actions. All of the techniques described on the practical material.
Ключевые слова: стандарт второго поколения, универсальные учебные действия, методический стиль учителя, интерактивная доска, школьное интерактивное оборудование.
Keywords: the standard of the second generation, universal educational actions, methodical style of teachers, interactive whiteboard, interactive school equipment.
В последние несколько лет научные исследования, связанные с методикой преподавания различных предметов в начальной школе, так или иначе рассматривают вопрос о внедрении федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС). Самым сложным во внедрении стандарта является переход к новой парадигме образования, перенос цели образования на новое явление в российской педагогике — развитие компетенций ученика.
Несомненно, данная революция в образовательной системе России зрела давно. Она продиктована противоречием между накопленным объемом знаний мировой науки, требующим освоения ребенком за школьную жизнь, и традиционной методикой обучения, направленной на усвоение им лишь определенного объема знаний, а также некоторого набора умений, действий в определенных ситуациях. При этом ограниченность объема усвоенного материала является следствием психологической особенности мозга любого человека. Это противоречие породило концепцию необходимости неуниверсального выпускника среднего учебного заведения. Согласно данной концепции, дети, обучающиеся по стандартам первого поколения, на выходе из школы имеют некоторый одинаковый для всех набор знаний, умений и навыков. Однако индивидуальный потенциал каждого ученика не раскрыт
по максимуму, ребенок несет объемный «багаж» знаний, который никогда в жизни не использует. Исправить данную ситуацию призван стандарт второго поколения, лозунгом которого явились слова В.А. Сухомлинского: «Учить учиться». Эти слова являются столь всеобъемлющими, что охватывают множество действий ученика, направленных на самоорганизацию и самообучение. ФГОС предполагает, что формирование данных действий является основной задачей современной школы, а знаниевая сторона обучения должна строиться, исходя из соблюдения индивидуальных траекторий развития и обучения каждого ученика.
Данная концепция, названная концепцией развития универсальных учебных действий (УУД), предполагает несколько блоков видов УУД: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный [1, с. 28]. Несмотря на целостность и стройность научной теории, лежащей в основе ФГОС, педагогу-практику предстоит тяжелый переход к новой концепции. Возникает множество вопросов о том, как по-новому преподать тот знаниевый материал, который всегда изучался за тот же период времени, в чем заключается новизна методики преподавания, как задействовать скрытые резервы мозга каждого ученика, чтобы построить, а затем и следовать индивидуальной траектории его развития.
Мы придерживаемся мнения о том, что раскрытие потенциала учащихся, стремление к выполнению новой цели образования возможно только с использованием новых средств [2, с. 404]. Мы также считаем, что невозможно учителю сразу, мгновенно перейти на «чистое» исполнение ФГОС, у каждого педагога будет своеобразный адаптационный период, на протяжении которого он будет трансформировать свой методический стиль под новые условия деятельности. Исходя из утверждения о том, что интерактивные средства обучения способствуют повышению активности учащихся на уроке [2, с. 404], мы построили систему методических приемов формирования УУД с помощью интерактивного оборудования. При построении данной системы мы опирались на несколько положений:
• для активизации учащихся необходимо специально, целенаправленно включать в урок работу с интерактивным оборудованием;
• каждый урок невозможно развивать сразу все УУД на одном уровне, все равно необходимо выбирать одно универсальное действие как цель занятия;
• в период адаптации учителя к ФГОС наилучшим объектом экспериментов являются познавательные УУД как некий «мостик» между знаниевой и компетентностной парадигмами образования.
В рамках данной статьи мы сузим объект рассмотрения до общеучебных универсальных действий, так как процесс именно их формирования остался не до конца раскрытым в книге А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», определяющей деятельность педагога при внедрении ФГОС [1, с. 90—108].
Рассмотрим приемы работы с интерактивным оборудованием последовательно для каждого общеучебного универсального действия.
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Работа ведется с помощью технологии проблемного диалога, при этом на интерактивной доске располагаются рисунки, сменяющие один другой.
Рисунок 1. Изображения для поддержки проблемного диалога
1 рисунок.
• С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились с экосистемой озера).
• Как вы помните, круговорот веществ в озере не полностью замкнут. Это значит, что живые организмы не успевают использовать некоторые
вещества.
2 рисунок.
• Они накапливаются, и условия в озере меняются. Как? (Растения покрывают не только берега, но и дно).
3 рисунок.
• Опишите, что происходит дальше. (Растения покрывают не только дно, но и поверхность озера. Корнями растения прочно сплетаются друг с другом, образуя сплошной ковёр-сплавнину. Бывшее озеро по прошествии многих лет превращается в другую экосистему — болото).
• Сформулируйте, что мы будем изучать сегодня. (Мы будем изучать экосистему болота, в которую превратилась экосистема озера.)
Рисунки наложены друг на друга и убираются в корзину в процессе диалога. Данный ход (перемещение объекта в корзину) является, на наш взгляд, наиболее грамотным приемом удаления объекта при освоении нового содержания, так как учащиеся лучше осваивают материал при наглядной манипуляции с объектом.
2. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний
Работают два устройства: документ-камера и интерактивная доска. Текст высвечивается на доску через документ-камеру. Текстовыделителем, цветными карандашами показываются необходимые фрагменты в тексте. Например,
работа по формированию читательских умений по рассказу В. Бианки «Несл ышимка».
Задание. Дедушка — старый учёный, любил и знал природу. Приведите примеры из текста, которые подтверждают это.
1. Обращал внимание внучки на крик птиц, их песни, полёт.
2. Научил внучку различать по голосам певчих птиц (она знала уже около 20, а он, значит, гораздо больше).
3. Знал название горбатенькой птички. И т. д.
Ответ выделяется маркером.
Задание. Автор перечисляет в рассказе разные незаметные нашему слуху «маленькие звуки», например, шелест травы. Найдите в тексте ещё не менее трёх «маленьких звуков», выделите их. (Шорох мышей, звон капель, тихое пение ручейка)
Предупредительный диктант со зрительной подготовкой.
Задание. Найдите слова с орфограммой «Безударные гласные буквы в корне», подчеркните ее. Найдите другие орфограммы в словах, объясните их написание. Обозначьте орфограммы.
Следует отметить, что данный вид работ предполагает деятельность каждого ученика. Поэтому работа на доске строится параллельно с работой с раздаточным материалом.
3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Задание. Расположите части так, чтобы получился связный текст. Озаглавьте.
Каждая часть на интерактивной доске выделена цветом. Части можно перемещать, используя стилус.
Задание. Составьте и запишите предложение из слов, используя предложенную схему.
Слова под чертой настроены на множественное клонирование, поэтому могут выбираться сколько угодно раз.
Н > , И ■■••• * ,, Л",- 'I , , ll.'.f*» // Г i. . J 1, И 1|
« , . Miti-vu I , ч , к ичы ( .‘кмилг., и > л/' i 'iivuw
1И»М It. ЛМ
< hi /*.1. Mi, я* *■ ii итц it * л. л f’H ни //».i tr:*j ,. i • щ , , r iw i. irynrj. .jrf.'i, и i niii u,au« ij.amij'i, rf, i, я i nui.ifti.
i,4.i H)
1- 1 = 0 >0 .O- ]■
2- [ О ■ О О - =]■
про ■ iiciiyjiCH в В щеп. io.icn.iii мохма I i-iii Сердитым избушки Мохнатым Толстым иола
сердитым шмель
Рисунок 2. Примеры заданий для построения речевых высказываний
4. Выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий
Рисунок 1. По условию задачи необходимо выбрать наиболее эффективную краткую запись. Какая же будет более эффективной? Та, что дает наглядное представление о способе решения задачи.
Рисунок 2. Предложите способ решения задачи.
Каждое из чисел на схеме настроено на множественное клонирование. Таким образом, выясняя последовательно способы решения задачи, «с места» вытягиваются необходимые данные, схема «оживает», включается восприятие движения.
Рисунок 3. Знаки при записи способа решения задачи проставляем вручную с помощью карандаша. Так включаем моторную память.
Какой способ решения задачи наиболее эффективный? Тот, который поможет решить задачу быстрее, в котором меньше действий.
и
2)
3)
I ) 3 г. ♦ 3 г. ♦ 3 г. ♦ 3 г. * 3 г. ♦ 3 г.
2) (2 б. ♦ 2 б. ♦ 2 б.) • 3 г.
3) 3 м. • 2 б. • 3 г.
Рисунок 3. Кадры выбора наиболее эффективного способа решения задачи
Задание. Пройдите в центр лабиринта, используя некоторые из чисел-ворот и действие сложение. В сумме должно получиться 18. Найдите все возможные способы. Изменится ли количество способов, если можно было бы выполнять не только сложение, но и вычитание?
Каждый способ обозначается цветной линией с помощью карандаша. Неправильные способы удаляются с доски.
Рисунок 4. Математический лабиринт и вариант его прохождения
5. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Задание. Решите уравнение.
На любом этапе решения уравнения ребенок может получить помощь в виде неполного алгоритма, спрятанного в виде закладки за нижний край доски. Алгоритм вытаскивается пошагово, включая тот шаг, что забыл ребенок. Остальные шаги алгоритма остаются спрятанными. На закладку также можно поместить и правильное решение уравнения для контроля.
5. Рефлексия способов и условий ленствин. кон I роль и опенка процесса и роулыаюв .1ем1ельнос1м
54: х * IS
(&х = 1Л
X = 54: IS х ж 5
54:3 - IS is - IS
\ II I'jUl I ч |4'llk'4i(H \ I'.iHli! MU I С мофю на max ( t-, . X . л
2.|{ихожу част n nc.itv
★
★
★
Рисунок 5. «Закладка» — алгоритм для пошаговой рефлексии и «закладка»
для контроля решения уравнения
Задание. Распределите фигуры на два столбика.
Рисунок 1. Фигуры перемещаются из нижней части таблицы с помощью стилуса. Розовые поля остаются нетронутыми.
Рисунок 2. С помощью стрелочки-смайликов вытягиваем закладку, которая имеет прозрачный фон и правильные ответы для контроля (на розовых полях).
Рисунок 6. Использование полей в таблице для проверки выполнения
задания
6. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Задание. Для прочтения предлагается текстовый фрагмент.
— Как вы думаете, каким наиболее интересным способом мы можем прочитать этот текст? Ответ обоснуйте. (Так как в тексте много прямой речи, мы можем прочитать его по ролям)
Рисунок 1. Предлагается волчок, который случайным образом определит роль, исполняемую ребенком при чтении. Поле волчка может быть разбито на 4-10 частей, то есть можно определить до 10 ролей.
Рисунок 2.
Задание. Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые части. Поставьте эти части рядом с подходящими рисунками.
С давних времен люди обрабатывали землю своими руками. Вше нс было никакой техники, они боронили поля плугом, запрягая в него лошадь.
Потом также, вручную, сеяли пшеницу. Убирали урожай серпом, связывая его в снопы. Сажали картофель, свеклу, репу, и все тго делалось своими руками.
В период посадки и уборки культур, люди стараются как можно качественнее выполнить свою работу, чтобы урожай всегда был хорошим. Без участия людей в поле ничего не сможет произойти.
В наше время, с появлением техники, обработка нолей стала легче, чем раньше. Но все же без человеческого труда ничего на нале не вырастет. С ранней весны и до поздней осени можно заметить на нолях людей и технику.
Рисунок 7. Задания на смысловое чтение
7. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
При работе над данным универсальным действием удачно использование документ-камеры. Например, перед детьми ставится проблема: к праздничному концерту для ветеранов, который состоится завтра, класс попросили изготовить сувениры на память — цветы из бумаги. Необходимо выбрать цветок для изготовления, составить алгоритм работы, а также выполнить этот алгоритм необходимое количество раз. Алгоритмы и приемы работы могут предлагать как дети, так и учитель. Разработчик демонстрирует все манипуляции через документ-камеру на доску, проговаривая каждый шаг. Этапы работы попутно фиксируются на доске с помощью фотографий экранов. Таким образом, получим алгоритм работы в картинках.
Необходимо отметить, что рассмотренные методические приемы приведены в качестве примера и не являются единственным вариантом решения проблемы. Все описанные методические приемы подходят к реализации для большинства моделей интерактивных досок и документкамер, используемых в школах Российской Федерации.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/ пособ. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
2. Сабанова Л.В., Терещенко А.В. Использование интерактивной доски
при организации дидактических игр как средство активизации
деятельности учащихся/ Информация и образование: границы
коммуникаций (INFO’13): сб. науч. трудов/ Под ред. А.А. Темербековой, Н.П. Гальцовой. — Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013. — С. 404—406.