Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕР / УРОК МАТЕМАТИКИ / ПРЕЗЕНТАЦИИ / МЕДИАРЕСУРСЫ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаев А.Н., Останов К., Пошоходжаева Г.Д.

информационно-коммуникативная технология - это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя математики обосновано следующими факторами: снижение интереса к предмету; слабое развитие коммуникативных способностей учащихся; недостаток в разнообразии наглядности на уроке; неумение учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями. В статье рассматриваются некоторые методические аспекты использования информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

12 3

Абдуллаев А.Н. , Останов К. , Пошоходжаева Г.Д.

1Абдуллаев Абубакр Нарзуллаевич - доцент, кандидат технических наук, кафедра информационных технологий;

2Останов Курбон - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории вероятностей и математической статистики, математический факультет, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд;

3Пошоходжаева Гулнора Джаббархоновна - PhD, доцент, кафедра математики и информационных технологий, Фискальный институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: информационно-коммуникативная технология - это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя математики обосновано следующими факторами: снижение интереса к предмету; слабое развитие коммуникативных способностей учащихся; недостаток в разнообразии наглядности на уроке; неумение учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями. В статье рассматриваются некоторые методические аспекты использования информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения математике.

Ключевые слова: математика, информационно-коммуникативные технологии, компьютер, урок математики, презентации, медиа-ресурсы, компьютерная поддержка, электронные средства обучения, компьютерные тренажеры.

Внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий - вопрос жизненно важный для государства и общества в целом. Стремление использовать компьютерные технологии на уроках математики, продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами: во-первых, сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности обучения; компьютер значительно расширяет возможность предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения и активно вовлечь учащихся в учебный процесс [1].

Использование информационных технологий на уроках математики способствует повышению качества образования, что является главной целью для каждого педагога, а также и для меня.

Информационно-коммуникативная технология - это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата [2].

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя математики обосновано следующими факторами: снижение интереса к предмету; слабое развитие коммуникативных способностей учащихся; недостаток в разнообразии наглядности на уроке; неумение учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями [4].

В практике обучения математики в школе в настоящее время применяется в следующих направлениях: как средство контроля знаний; как средство проведения урока; как средство подготовки обучающихся к поступлению в вузы; как средство самообразования учащихся.

Возможности компьютера используются в обучении математике в следующих вариантах: фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; использование диагностических и контролирующих материалов; повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников; формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных [5].

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, могут быть организованы математические разминки и самопроверка, может осуществляться демонстрация примеров, исторических сведений, решение задач по готовым чертежам. Работа по схему, готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры устной математической речи, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Появляется возможность с помощью компьютерной анимации создавать на уроке ситуацию учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация к учению. При проведении таких уроков реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, урок-презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период.

Большое значение для повышения эффективности уроков имеет использование интернет-ресурсов, которые позволяют учащимся находить нужную информацию при подготовке докладов, рефератов, сообщений и т.д. Для этого им предоставляется большой объём информации; проверять и оценивать свои возможности, выполняя тестовые задания в режиме онлайн как в школе, так и в домашних условиях. В свою очередь ресурсы Интернета открывает возможность учителю пополнять банк материалов для проведения уроков.

Анализ уроков математики с применением информационно-коммуникативных технологий показывает эффективность использования компьютерных технологий для развития математических способностей при формировании и совершенствовании вычислительных навыков, закреплении и углублении числовых и геометрических понятий.

Каждый учитель использует на уроке наглядный материал, ставя перед собой цель - предъявить обучающемуся зрительные образы, чтобы ученик смотрел и видел то, что заложено в этих образах. Так, например, при изучении темы «Осевая симметрия» в 8-м классе можно применять мультимедийную презентацию. Урок-презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Наблюдая внимательно за тем, как выполняет построение компьютер, обучающиеся получают возможность выполнить задачи на построение, которые предлагает учитель, проверить, верно, ли выполнено построение.

Применение компьютера на уроке геометрии позволяет учителю продемонстрировать преобразования пространства или плоскости в динамике, что способствует не только лучшему запоминанию учебного материала, но и

обеспечивает оптимальное включение и адаптацию нового материала в имеющиеся у учащегося знания.

При изучении геометрического материала целесообразно использовать такие пакеты как «Живая геометрия», «Конструктор геометрических фигур». Сердцем программ является «Оживление чертежа». Ведущей линией курса является организация геометрической деятельности: наблюдение, экспериментирование и конструирование-в результате которой учащиеся самостоятельно добывают геометрические знания и развивают специальные качества и умения: геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.

Применение компьютерных технологий, например, на уроке алгебры, при объяснении темы «Преобразования графиков функций», есть возможность использовать компьютер не только как наглядное средство, но и детей привлечь к процессу построения. Использование программы ADVANCED grapher позволяет ученикам видеть простейшие преобразования в динамике. Когда график функции учащийся строит на бумаге, возникают существенные пространственные ограничения, так как правило, график изображается лишь в окрестности начала системы координат и в область ближайшей бесконечности должен продолжаться учащимися мысленно. Далеко не все учащиеся обладают необходимым пространственным воображением, в результате у него формируются поверхностные знания по такой важной математической теме, как графики. Для развития пространственного воображения и правильного формирования понятий, связанных с данной темой, компьютер становится незаменим.

Список литературы

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.

2. Останов К., Махмудов Х.Ш.О., Ботиров З.Ш. Повышение эффективности усвоения знаний и творческой активности студентов в учебном процессе // Academy, 2021. № 2 (65). С. 33-34.

3. Останов К., Хайитмурадов Ш. Использование инновационных технологий в процессе обучении школьного курса математики // Научные исследования, 2020. С. 15.

4. Абдуллаев А.Н., Инатов А.И., Останов К. Роль и место использования современных педагогических технологий на уроках математики // Символ науки, 2016. № 2-1.

5. Абдуллаев А.Н., Инатов А.И., Останов К. & Усанов Р. (2016). Повышение эффективности применения интерактивных технологий в процессе обучения математике. Молодой ученый, (8). 891-893.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.