А.О. Кирьянова, А.А. Логинова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
УДК 372.811.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. В статье рассматриваются современные электронные средства обучения иностранному языку на примере английского языка и их использования в работе учителя начальных классов для организации эффективного и качественного обучения. Подробно исследованы приложение Web 2.0 на примере сервиса LearningApps и интерактивная онлайн доска Миро.
Ключевые слова: электронные средства обучения, личностно-ориентированное обучение, мотивация, приоритизация, Сервис Web 2.0, интерактивная доска.
USE OF ELECTRONIC LEARNING TOOLS IN FOREIGN LANGUAGE
TEACHING
Abstract. The article discusses modern electronic means of teaching a foreign language on the example of the English language and their use in the work of a primary school teacher to organize effective and high-quality teaching. The Web 2.0 application was studied in detail using the example of the LearningApps service and the Miro interactive whiteboard.
Keywords: E-learning tools, student-centered learning, motivation, prioritization, Web 2.0 service, interactive whiteboard.
В связи с введением ряда ограничительных мер в 2020 году, связанных с распространением коронавирусной инфекции, возникла острая необходимость в использовании различных электронных средств в педагогическом процессе. Важность исследования связана с необходимостью в продолжении обучения школьников и студентов в дистанционном формате.
Известно, что иностранный язык является одним из специфичных учебных предметов из-за отсутствия естественной языковой среды. Поэтому именно этот предмет нуждается в более широком применении разнообразных технических средств в процессе обучения в целях создания искусственной языковой среды. Грамотное использование современных электронных средств обучения может дать учителю возможность повлиять на качество образования, его доступность и продуктивность [1; 2]. Сказанное определяет актуальность выбранной темы.
Целью настоящего исследования являются современные электронные средства обучения иностранному языку (на примере обучения английскому языку) и их использование в работе учителя начальных классов.
Сегодня современная система образования ставит перед учителем и учеником задачу творческого развития, креативного мышления, приобщение обучающихся к достижениям информационного общества, внедрению
256
новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных подходов к обучению [1]. Поэтому необходимо уже в начальной школе развивать у ребенка информационную компетентность.
Использование электронных ресурсов при обучении иностранному языку в начальной школе позволяет осуществить личностно-ориентированное обучение. Разнообразие тем, красочность, увлекательность программ вызывают огромный интерес у учащихся. Все это в конечном итоге влияет на приобретение новых языковых навыков у учащихся, и, самое главное, влияет на мотивацию к обучению.
Традиционно к электронным средствам обучения относятся: электронные учебники; электронные учебные пособия; образовательные сайты Интернета; электронные образовательные ресурсы [3; 4].
На сегодняшний день в изучении иностранного языка используются новейшие электронные средства, которые позволяют создать виртуальную социальную среду, направленную на формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
Среди таких средств особое внимание уделяется социальным сетевым сервисам Веб 2.0. Этот сетевой сервис позволяет пользователям совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа-информацию. Основными преимуществами таких сервисов являются эффективность и простота применения. Используя шаблоны и оболочки сервисов, учителя и обучающиеся могут создавать тематические форумы, блоги, записывать аудио- и видеоматериалы и размещать их в сети Интернет [5].
Особую популярность в педагогической среде получил онлайн-сервис LearningApps. Он представляет собой приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей, приложений и упражнений. Данный онлайн-сервис позволяет создавать, сохранять, редактировать и использовать такие модули в процессе обучения. Он очень прост и удобен в использовании и самостоятельном обучении. Для работы с сервисом необходимо пройти короткую регистрацию, которая позволит сохранять собственные задания и для учителя статистические данные учеников о выполненных заданиях. Родной язык сервиса - немецкий, однако на сайте реализована мультиязычная поддержка, которая также представлена на русском, английском, итальянском, французском и испанском языках.
Для создания собственных упражнений доступны шаблоны, с помощью которых можно создавать интерактивные упражнения для учеников самых разных видов: викторины, заполнение пропусков в тексте, кроссворды и игры с буквами на составление слов, пазлы, подбор пар и многое другое [5].
Особенностью сервиса является и то, что есть возможность выбора по уровню сложности заданий (задания для начальных классов, средней школы, старшей школы, профессионального образования).
Выполняя предложенные учителем задания учащиеся имеют возможность мгновенно проверить свои теоретические знания по учебной теме, оценить свои возможности, предпринять меры для устранения пробелов в
257
знаниях, добиться корректного прохождения задания, что будет стимулировать повышение уровня собственной самооценки. Таким образом, учащиеся получают обратную связь о своем собственном продвижении, насколько он хорошо разобрался в данном учебном материале, понятна ему эта тема или нет. Получив обратную связь, учащиеся ставят перед собой цели для повышения собственных знаний и мотивации к учебе.
Учитель также имеет возможность получения обратной связи. Для этого учитель создает свой виртуальный кабинет, а в нем создает классы со списком учеников. При этом сервис автоматически генерирует логины и пароли для учащихся. Авторизованные учащиеся входят в свою классную комнату и выполняют задания, предложенные учителем. С помощью инструмента «Статистика» преподаватель имеет возможность отследить, кто из учащихся выполнил задания, кто нет, а кто столкнулся с трудностями при их выполнении.
Еще один инструмент сервиса LearningApps - это возможность обмена личными сообщениями. Эта возможность выручает в случаях, если учащиеся болеют и не имеют возможности присутствовать на занятиях. Учитель может написать таким учащимся личные сообщения, в которых рекомендует просмотреть различные наглядные пособия и выполнить задания. Таким образом, все учащиеся имеют возможность получить знания в доступной форме, оценить свои возможности и повысить собственный уровень обучения.
При выполнении интерактивных заданий у учащихся повышается уровень восприятия и запоминания информации, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как - устойчивость внимания, умение его распределять; способность анализировать, классифицировать.
С переходом в 2020 году на дистанционный формат обучения увеличился интерес у преподавателей к виртуальным доскам. Особенность формата заключается в том, что он напоминает привычную школьную доску и не требует специальных знаний для начала работы, при этом за счёт множества шаблонов и дополнительных приложений помогает создать приятный глазу результат и дополнительно открывает еще ряд возможностей [6].
Рассмотрим наиболее популярную сейчас виртуальную доску Miro.
Миро - это стартап Real Time Board Пермских разработчиков. Есть техподдержка, видеоинструкции.
В Миро есть бесплатная и платная версии. В бесплатном тарифе предлагается пять досок. И этого вполне достаточно для работы в классе. Интерфейс сервиса представлен на английском языке. Для подсказок используются всплывающие окна. Доска Миро - это возможность для учителя сделать урок более интерактивным, собрать в одном месте все необходимые для урока материалы так, чтобы ученики могли работать и видеть, что они делают в реальном времени [6].
Для начала работы нужно зарегистрироваться и учителю, и ученикам. Это возможно через личные аккаунты Google, Facebook, Slack, Microsoft или с помощью почты. В дальнейшем переход на доску происходит по ссылке,
258
которую направляет учитель. Учитель видит, на какой части экрана находится студент (видит курсор студента и имя, а также все действия) и может сориентировать и подсказать, куда смотреть и как выполнить то или иное действие. Панель инструментов для создания контента располагается слева. Доска является бесконечной. Ее можно растягивать и добавлять необходимое количество материалов, и все они будут сохранены на доске.
Например, можно загрузить PDF документ или картинку на доску, просто перетянув их на нужное место. При помощи панели можно передвигать файлы на доске (нажав на стрелку), рисовать, добавлять стикеры, писать текст, комментарии, работать всем классом одновременно на одной доске. При помощи панели снизу, можно открыть чат, включить режим презентации.
Миро имеет следующие форматы и возможности для работы:
1. Интерактивный учебник. Учителю можно наполнить доску материалами урока, с помощью скриншеринга управлять вниманием учеников, таймером ограничивать время на выполнение заданий.
2. Обучающий вебинар. В специальном шаблоне можно наметить общий план работы, загрузить на доску полезные материалы. Собрать предложения учеников на стикерах, а потом с помощью этого же инструмента подвести итоги, скачать и разослать участникам.
3. Групповая работа. Можно предложить ученикам работу над проектом в группах, используя шаблоны для приоритизации задач, при этом следить за тем, кто проявил наибольшую активность. При необходимости можно корректировать работу в стикерах или комментариях.
Возможности сервиса - использование медиа-файлов, изображений, видео с You Tube и Vimeo, PDF-файлов и документов из Google Drive, подчёркивание важных деталей цветными маркерами и стикерами, а также геометрическими фигурами и связями, обсуждать в реальном времени, добавляя комментарии, совместно редактировать. Есть текстовый чат, голосовой и видеочат, а также демонстрация экрана. Есть визуальные библиотеки: таблицы и диаграммы, бизнес-шаблоны, шаблоны для дизайн-менеджмента, управления проектами, проведения мозговых штурмов [6].
Подытожив вышесказанное, считаем, что целесообразнее отдать предпочтение доске Миро. Онлайн-доска — отличный инструмент для того, чтобы смешать онлайн- и офлайн-обучение. Учителю не нужно быть в одном помещении с учениками, чтобы мотивировать и вовлекать их в процесс.
Проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.
Такие доски помогают провести увлекательное, интерактивное занятие в режиме реального времени, они являются инструментом для визуального объяснения учебного материала, способом проведения мозгового штурма, хорошо подходят для обсуждения любых идей, для совместной работы с учениками, в том числе в формате видеоконференций. Именно это
259
является одним из главных отличий доски Миро от ресурса LearningApps, и дает возможность закреплять речевые навыки.
В заключение следует отметить, что современные технологии развиваются, актуальность многих ресурсов утрачивается в довольно короткие сроки. Поэтому одной из основных задач современного учителя - непрерывное обучение и саморазвитие [1]. Ведь качественное образование с использованием новых возможностей и технологий сегодня - это востребованность рынком труда завтра, это конкурентно способность в профессиональной сфере в будущем.
Список использованной литературы
1. Балабанов В.Б., Максимик Е.В. Электронные средства обучения иностранным языкам как способ повышения эффективности усвоения иноязычного материала [Электронный ресурс] // Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования», 2015. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12110 (дата обращения 15.02.2021).
2. Nikitina G. A. Electronic teaching aids as a means of intensifying the process of foreign language teaching / G. A. Nikitina, N. V. Ternova // Perspectives of Science and Education. 2019. No 6(42). P. 435-444. DOI 10.32744/pse.2019.6.36.
3. Бородина О.М. Обеспечение и реализация дистанционного обучения по предмету «Английский язык» в образовательных организациях. Электронные образовательные ресурсы [Электронный ресурс]. // Фестиваль педагогических идей (педагогический форум) «Открытый урок 1 сентября», 2020. URL: https://urok.1sept.ru/articles/682229. (дата обращения 15.02.2021).
4. Макарова С.А., Сосновцева Т.И. Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. Материалы докладов XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 242-247.
5. Создание мультимедийных интерактивных упражнений LearningApps.org: [Электронный ресурс]. URL: https://learningapps.org/about.php. (дата обращения 15.02.2021).
6. Платформа для организации обучения We.stady: Раздел: Миро. Как пользоваться интерактивной доской для дистанционного обучения? Разбор от We.stady: [Электронный ресурс]. URL: https://we.study/blog/miro. (дата обращения 15.02.2021).
О.В. Кисель
Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова
УДК 372.881.1
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
КАК ОСНОВА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Аннотация. В статье рассматривается неразрывная связь между межкультурной коммуникацией и обучением иностранному языку. Акцент делается на основном содержании межкультурной коммуникации и проблемах, существующих в современной линг-