Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ'

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / интернет / урок / интерактивная доска / электронный конспект / наглядные и теоретические ресурсы.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Останов Курбон, Tоллиев Иброхим, Tвбоев Жавохир

в этой статье рассматривается некоторые вопросы развития компетентности учителя математики по использованию информационных технологий на уроках. Кроме того, здесь даны методические рекомендации по применению некоторых средств современных электронных технологий, таких как интерактивная доска, мультимедийные средства, а также их способы использования для развития математических способностей учащихся школ и академических лицеев. Имея это в виду, показана цель цифрового учебного ресурса облегчить дистанционное обучение. Это инновационная модель удобного для студентов онлайн-обучения из любого места, где есть доступ в Интернет. Учебную среду можно использовать на любом компьютере или современном мобильном устройстве с выходом в глобальную сеть Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ»

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ Останов К.1, Толлиев И.2, Товбоев Ж.3

1Останов Курбон - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории вероятностей и прикладной математики, математический факультет, Самаркандский государственный университет;

2Толлиев Иброхим - преподаватель;

3Твбоев Жавохир - преподаватель, кафедра точных наук, Академический лицей Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается некоторые вопросы развития компетентности учителя математики по использованию информационных технологий на уроках. Кроме того, здесь даны методические рекомендации по применению некоторых средств современных электронных технологий, таких как интерактивная доска, мультимедийные средства, а также их способы использования для развития математических способностей учащихся школ и академических лицеев. Имея это в виду, показана цель цифрового учебного ресурса - облегчить дистанционное обучение. Это инновационная модель удобного для студентов онлайн-обучения из любого места, где есть доступ в Интернет. Учебную среду можно использовать на любом компьютере или современном мобильном устройстве с выходом в глобальную сеть Интернет.

Ключевые слова: цифровые технологии, интернет, урок, интерактивная доска, электронный конспект, наглядные и теоретические ресурсы.

Использование учителем цифровых технологий в обучении математике должно быть более разнообразным, ведь учитель распространяет свой педагогический опыт не только на учеников. Использование цифровых технологий в образовании - это не только веление времени, но и необходимость профессионального развития и самосознания педагога [1].

Для определения целей и задач цифровых технологий в работе учителя математики необходимо знать определение цифровых технологий, чем эти технологии отличаются от понятия ЭОР (электронные образовательные ресурсы).

Цифровые технологии представляют собой совокупность учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств компьютерных технологий для совершенствования работы педагогов, а также для образовательного процесса детей (развития, диагностики, коррекции) и регулярного использования соответствующей ИКТ-техники и это зависит от знаний учителей по своему предмету, от того, как использовать ресурсы ИКТ и общаться с ними. Цифровые технологии позволяют учителям самостоятельно учиться по своим предметам, предоставляя доступ к обновленным и дополнительным учебным ресурсам.

Эффективное использование цифровых технологий на уроках математики повышает уровень подготовки учителей и потребность в профессиональном развитии и может стать важным инструментом, помогающим удовлетворить растущий спрос, предоставляя доступ к большему количеству и лучшему образовательному контенту, предоставляя модели и симуляции эффективных методов обучения математике и поддержки студентов, способный обеспечить дистанционное обучение, а также в режиме реального времени или асинхронно.

Успешные модели профессионального развития можно разделить на три этапа: начальная служба, которая фокусируется на начальной подготовке; знание предметов, навыки управления и использования различных средств обучения; включает структурированные возможности очного и дистанционного обучения, основанные на предшествующем обучении и непосредственно связанные с потребностями учителей; постоянная формальная и неформальная педагогическая и техническая поддержка ИКТ для учителей, ориентированных на повседневные потребности и проблемы.

Эффективное профессиональное развитие учителей должно быть максимально приближено к учебной среде. «Практическое» обучение использованию цифровых технологий необходимо, когда они считаются важным компонентом процесса обучения математике. Кроме того, мероприятия по профессиональному развитию должны моделировать эффективную практику и поведение, а также поощрять и поддерживать сотрудничество между учителями. Непрерывное профессиональное развитие на уровне школы с использованием доступных инструментов ИКТ считается ключевым фактором успеха, особенно когда речь идет о ресурсах и навыках, непосредственно связанных с повседневными потребностями и практикой учителей.

Применение ИКТ на уроках приведет к повышению познавательного интереса учащихся к математике. Познавательная активность школьника зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения уроков учителем.

Учитель в тесном сотрудничестве с учеником и компьютером сможет разрешить многие проблемы и противоречия обучения, связанные с потребностью воспринимать, перерабатывать, использовать научные данные и быстро развивающие новые знания.

На уроках целесообразно предлагать учащимся на различных этапах уроках составить интеллект - карты на понятия, пройденные на уроке. Это помогает учащимся увидеть пробелы, найти пути решения, закрепить новый материал. Интеллект - карты можно составлять как на бумаге, так и в электронном варианте. Помогут в этом программы XMind, Mind Map, FreeMind_. Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, контролирующие карточки, карточки - подсказки [1].

С помощью таких карт можно создать карточки по любому учебному материалу по любой теме. Очень удобно использовать интеллект-карты на этапе рефлексии.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет: эффективно решить проблему наглядности обучения, сделать урок более эстетичным; индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий; повысить производительность и плотность урока; использовать межпредметные связи; возможность тиражирования урока (копирование учащимся урок как раздаточный материал, возможность домашнего повторения); раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность; развивать информационную культуру учащихся - владение различными компьютерными программами, поисковыми системами сети Интернет; применять компьютер на всех этапах уроках - устные задачи на готовых чертежах, блиц-опрос, тестирования, расчетные задания с проверкой, исследования, задачи -проблемы и т.д.; творческая атмосфера урока и создание ситуаций успеха, вовлеченность всех учащихся в учебный процесс [2].

Данные индикаторы успешности использования ИКТ на уроках позволяют сделать вывод о развитии информационной компетентности учащихся и, как следствие, повышении познавательного интереса к предмету. Таким образом, ИКТ становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса, способствующей повышению качества образования.

На сегодняшний день развитие и повышение ИКТ-компетентности учителей довольно острая проблема. Ежегодно происходит очередной скачок в развитии информационно-коммуникационных технологий. Как всегда, у учителя актуальны вопросы: как достучаться до ученика? Как разнообразить урок? Как привлечь к себе внимание? И т.д.

Под ИКТ-компетентностью учителя понимается процесс, направленный на обновление системы образования, одним из главных направлений которого является подготовка и переподготовка педагогических кадров к осуществлению педагогической деятельности на информационной основе.Например, GeoGebra — свободно распространяемая динамическая геометрическая среда, которая даёт возможность создавать чертежи в планиметрии, в частности, для построений с помощью циркуля и линейки, а также у программы богатые возможности работы с функциями (построение графиков, вычисление корней, экстремумов, интегралов и т. д.) за счёт команд встроенного языка [3].

В отличие от других программ для динамического манипулирования геометрическими объектами, идея GeoGebra заключается в интерактивном сочетании геометрического, алгебраического и числового представления. Можно создавать конструкции с точками, векторами, линиями, коническими сечениями, а также математическими функциями, а затем динамически изменять их.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с помощью компьютеров (в педагогике третьего тысячелетия): Учебно-методическое пособие. М., 2002. 352 с.

2. Якушина Е.В. Электронно-образовательные ресурсы: педагогические качества, достоинства и недостатки // Народное образование, 2011. № 2. С. 151-155.

3. Налётова Н.Ю., Троицкая Л.М. Использование цифровых технологий на уроках математики. Проблемы современного образования, 2020. № 6. С. 188-198.

4. Высшее образование в немецкой и русской традициях: колл. моногр. / М.В. Богуславский, Е.В. Неборский, В.В. Неборская [и др.]; под общ. ред. М.В. Богуславского. Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2016. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.