Научная статья на тему 'ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ'

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕР / УРОК МАТЕМАТИКИ / ПРЕЗЕНТАЦИИ / МЕДИА-РЕСУРСЫ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаев А., Останов К., Усанов Р.Ш.

урок математики с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающегося, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН, при этом для учащегося он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досугового (игрового) средства. В статье раскрываются особенности использования компьютерных технологий при изучении математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллаев А., Останов К., Усанов Р.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ»

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

МАТЕМАТИКИ Абдуллаев А.1, Останов К.2, Усанов Р.Ш.3

1Абдуллаев Абубакр Нарзуллаевич - кандидат технических наук, доцент, кафедра информационных технологий; 2Останов Курбон - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории вероятностей и математической статистики, математический факультет, Самаркандский государственный университет;

3Усанов Рашид Шарофович - преподаватель, школа № 15, г. Самарканда, Республика Узбекистан

Аннотация: урок математики с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающегося, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН, при этом для учащегося он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досугового (игрового) средства. В статье раскрываются особенности использования компьютерных технологий при изучении математики.

Ключевые слова: математика, информационно-коммуникативные технологии, компьютер, урок математики, презентации, медиа-ресурсы, компьютерная поддержка, электронные средства обучения, компьютерные тренажеры.

Урок математики с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Целями ИКТ в процессе обучения математики являются : формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей; подготовка личности «информационного общества»; возможность дать ребёнку так много учебного материала, сколько он может усвоить; формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для учащегося он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Основными средствами ИКТ при изучении математики считаются: компьютер как универсальное устройство обработки информации; принтер - устройство, позволяющее фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся; мультимедийный проектор как устройство, проецирующее изображение на экран посредством сигнала, полученного от компьютера, видеомагнитофона, CD или DVD-плеера, видеокамеры или телевизионного тюнера, который радикально повышает уровень наглядности в работе педагога, даёт возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу; экран как устройство для проецирования изображения с компьютера; интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор, специальное программное обеспечение для которых позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами.

Использование средств ИКТ - необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

Преимуществами представления информации в виде презентации над информацией в виде речи: высвобождается большое количество времени, но презентация должна соответствовать темпу усвоения, записи учащихся; компьютер позволяет показать сложный опыт безопасно, объяснить его сущность, но это должно дополнять, а не заменять. Презентация значительно облегчает управление уроком, организацию работы учащихся, но требует от учителя уверенного владения техникой, знания программ, готовности к работе в обычном режиме.

При необходимости в процессе обучения учащийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя, например: с доски формула стёрта, и если ученик её не успел записать, то учителю придётся прервать рассказ и вернуться опять к формуле. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, учитель может подробнее остановиться на определённых моментах. Например, при изучении темы «Простые и составные числа» можно познакомить учащихся с построением решета Эратосфена, применяя презентацию. Это заинтересует учащихся, и они сами смогут попробовать построить решето Эратосфена у себя в тетрадях.

Презентации - опросы: вопросы, задачи, которые активизирует учащихся на дальнейшую работу на уроке, создают благоприятный климат. Так при повторении темы «Обыкновенная дробь» в начале урока можно повторить теоретический материал, используя презентацию, и тут же проверить правильность выполнения.

Презентации для организации как фронтальной, так и групповой работы. С помощью презентаций также можно создавать маршруты для учащихся, т.е. виден конечный результат их деятельности. Например, составление карты путешествий, или игры по станциям.

Применение презентаций на уроках тем хорошо, что затрачивается меньше времени на уроке, ученики видят результат сразу; продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений; продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты; достичь оптимального темпа работы ученика; повысить уровень наглядности в ходе обучения; изучить большее количество материала; показать ученикам красоту геометрических чертежей; повысить познавательный интерес; внести элементы занимательности, оживить учебный процесс; ввести уровневую дифференциацию обучения; подтолкнуть учеников использовать домашний ПК для изучения математики; достичь эффекта быстрой обратной связи.

Компьютерные тренажеры на уроках математики можно использовать тренажеры, как в классной, так и в домашней работе. Они представляют собой систему заданий по темам и идут, как электронное к УМК. Особенности и недостатки тренажёров: программы, снабженные справочными материалами и большим количеством задач, упражнений, вопросов; моделирование реальных процессов, лабораторных опытов; освобождение учителя от рутинной работы; обратная связь, обнаружение ошибок, подсказки, примеры решения задач; ученики имеют возможность работать дома; ученики чувствуют себя менее сковано и благодаря этому «пробуют себя»; возможность объективно оценивать успехи ученика; возможность фиксировать и анализировать ответы ученика и группы учащихся, но не формируются навыки устной и письменной речи.

ИКТ во внеурочное время можно использовать в виде : виртуальные экскурсии, творческие домашние задания: составить кроссворд, анаграммы, ребусы, вопрос; работа с тестами; ученические конференции.

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на занятиях, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

Исходя из вышеуказанного, можно сказать, что компьютерные технологии - одно из лучших средств, которое помогает человеку качественно приобретать знания и их использовать. А также позволяет создавать условия для повышения процесса обучения. А если учащийся сам участвовал в процессе создания презентации, проектов, то это только удваивает эффект приобретения новых знаний. Поэтому необходимо более масштабное внедрение информационных технологий в образовательный процесс как средство повышения качества образования.

Список литературы

1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр "Академия", 2003.

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий, 2005.

3. 3Абдуллаев А.Н., Инатов А.И., Останов К. О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики // Молодой ученый, 2017. № 14. С. 583-585.

4. Останов К., Махмудов Х.Ш.О., Ботиров ЗШ. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Academy, 2021. № 2 (65). С. 33-34.

5. Останов К., Хайитмурадов Ш. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ // НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, 2020. С. 15.

6. Абдуллаев А.Н., Инатов А.И., Останов К. Роль и место использования современных педагогических технологий на уроках математики // Символ науки, 2016. № 2-1.

7. Абдуллаев А.Н., Инатов А.И., Останов, К. & Усанов, Р. (2016). Повышение эффективности применения интерактивных технологий в процессе обучения математике. Молодой ученый. (8). 891-893.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.