ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК БАЗОВОЙ КАТЕГОРИИ ДЛЯ АНАЛИЗА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ
Профессор Григорий В. Томский Международная академия КОНКОРД g.tomski@gmail. com
Статья посвящена обоснованию возможности и целесообразности выбора категории качества жизни, как базовой категории для анализа основных общественных явлений и процессов, ибо сохранение и улучшение качества жизни считается основной целью развития общества.
Ключевые слова: качество жизни, функция качества жизни (Воин А.М.), цели развития человеческого общества, человеческий капитал, когитоны, цели земного разума.
Качество жизни личности
Каждая личность стремится улучшить качество своей жизни. Качество жизни человека оценивается множеством критериев, среди которых можно перечислить [1]:
- духовное богатство человека;
- уровень материального благосостояния;
- качество окружающей среды;
- состояние здоровья;
- уровень безопасности;
- удовлетворенность жизнью и т. д.
Духовное богатство включает все, чем человек владеет и дорожит и что не имеет материальной или денежной формы: знание и опыт, творческие способности, культуру поведения и т. д. Преимущественное внимание к приумножению духовного богатства по сравнению с материальным не является идеализмом в век признания информации как ценного ресурса. На развитие человеческих ресурсов делают ставку все передовые страны.
Духовное богатство и информация не уменьшаются, если им поделиться с другими. Профессиональные знания и полезные навыки не исчезают, если их передать и привить интересующимся и нуждающимся. Позитивные убеждения и культура поведения легко передаются и способствуют улучшению таких важнейших компонентов качества жизни, как качество окружающей среды и уровень безопасности. Информация рассматривается в настоящее время как не менее ценный ресурс, чем энергия и сырье. Но результативная деятельность может быть только при творческом подходе, при всемерном развитии своего потенциала.
Важнейшей компонентой является состояние здоровья, которое относится к качеству жизни не только человека, но и всех живых существ. Качество окружающей среды и уровень безопасности также характеризуют качество жизни всего живого. Уровень материального благосостояния, например, для растений можно переформулировать как степень достаточности питательных веществ и воды.
Чувство удовлетворенности человека своей жизнью субъективна и изменчива: возможно сочетание хороших условий жизни с критической их оценкой и, напротив, удовлетворительных субъективных ощущений с неудовлетворительными условиями жизнеобеспечения. Изменчивость этого критерия ярко проявляется в период молодости, например, в зависимости от степени взаимности в любви и дружбе, успешного начала активной деятельности (учебы, работы и др.).
Анализ различных представлений о качестве жизни приведен в работах [19]. Например, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает оценивать качество жизни по следующим параметрам:
- Физические: энергичность, усталость, физический дискомфорт, сон и отдых.
- Психологические: самооценка, концентрация, положительные эмоции, негативные переживания, мышление.
- Степень независимости: повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения.
- Жизнь в обществе: повседневная активность, социальные связи, дружеские связи, принятие человека в обществе и его общественная значимость, профессионализм
- Окружающая среда: жилище и быт, безопасность, досуг, доступность информации, экология (климат, загрязненность, густонаселенность).
- Духовность и личные убеждения.
На этой основе разработаны субъективные тестовые методики для оценки качества жизни.
Оценка качества жизни населения проводится на основе индикаторов, для расчета которых используются данные публикуемой официальной статистики. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» использует 61 показатель, которые объединены в 10 групп:
- уровень доходов населения,
- жилищные условия населения,
- обеспеченность объектами социальной инфраструктуры,
- экологические и климатические условия,
- безопасность проживания,
- демографическая ситуация,
- здоровье населения и уровень образования,
- освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры,
- уровень экономического развития,
- развитие малого бизнеса.
По каждому показателю каждой группы определялся рейтинговый балл (от 1 до 100), внутри группы рейтинговые баллы складывались с весами, определяющими вклад показателя в итоговый критерий качества жизни. Позиции субъектов РФ в рейтинге качества жизни определялись в результате агрегирования рейтинговых баллов регионов по всем анализируемым группам
[7].
Таким образом получаются усредненные количественные показатели, служащие усредненным показателем качества жизни индивида, живущего в рассматриваемом регионе.
Приведенные группы показателей отражают следующие критерии качества жизни личности:
- уровень материального благосостояния оценивается «уровнем доходов населения», «обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры», «уровнем экономического развития» и степенью «развития малого бизнеса»;
- качество окружающей человека среды отражается в группах показателей «жилищные условия населения», «экологические и климатические условия», а также «освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры»;
- уровень безопасности отражен в группе критериев «безопасность проживания»;
- состоянию здоровья соответствуют часть показателей из групп «здоровье населения и уровень образования» и «демографическая ситуация»;
- к оценке духовного богатства человека имеют отношение только некоторые показатели из группы «здоровье населения и уровень образования».
В 2013 году была исключена из рейтинга группа показателей «удовлетворенность населения», что было обусловлено отсутствием в открытом доступе данных для расчета. Поэтому можно было бы добавить количественные показатели развития культурной жизни и сделать другие дополнительные попытки оценки духовного богатства населения рассматриваемого региона.
Основная цель развития человеческого общества
Существует достаточно широкий консенсус о том, что улучшение качества жизни является основной целью развития человеческого общества. В качестве примера приведем оргументацию развитую экономистом и политиком М.И. Кротовым в гдаве Улучшение качества жизни — высшая цель модернизации книги [8].
«Подытоживая анализ основных направлений роста благосостояния, отметим главные параметры системы показателей качества:
1. Душевой ВВП, отражающий производство социально необходимых товаров и услуг ...
2. Производство и потребление основных продуктов питания в соответствии с обоснованными нормами ...
3. Обеспечение высокого качества товаров и услуг на национальном рынке, конкурентоспособности отечественной продукции, ее соответствия мировому уровню.
4. Достижение дифференцированных по регионам и гарантированных законом социальных стандартов обеспеченности комфортным, достаточным (более одной комнаты на члена семьи) и доступным (по отношению к среднему доходу) жильем, услугами охраны здоровья, культуры, транспорта, связи и т. д. ...
5. Гарантированный уровень минимальной оплаты труда, пенсий, пособий, соответствующий новому прожиточному уровню, учитывающему расходы на оплату услуг ЖКХ, аренду жилья, воспитание детей.
6. Достижение нового уровня образования, квалификации, информационного обеспечения и инновационной активности граждан ...
7. Обеспечение необходимого уровня качества окружающей среды ...
8. Здоровье населения ...
9. Забота о детях и матерях:
10. Культура и физическое воспитание.
11. Общественная безопасность ...
12. Антикоррупционная деятельность ...
13. Качество политической системы ... » ([8], с. 94-98).
Эти группы показателей соответствуют следующим критериям качества жизни личности:
- уровень материального благосостояния оценивается показателями 1-5;
- качество окружающей человека среды отражено в показателях 4, 7;
- состоянию здоровья соответствуют показателей 8, 9, 10;
- уровень безопасности отражен в показателях 11-13;
- к оценке духовного богатства человека имеет отношение показатели 6,
10.
«Нумерация групп показателей отнюдь не говорит об их значимости. В конкретных исторических условиях роль этих показателей меняется. Для России основным приоритетом является забота о детях и окружающей среде. Особую подсистему качества жизни, по мнению ряда ученых, образуют социальные ценности, разделяемые обществом: честность, взаимность, выполнение обязательств. В отличие от этических ценностей, они имеют осязаемую стоимость. Степень соблюдения социальных норм проявляется в уровне преступности, прочности брака, выполнении родительских обязанностей, участии граждан в общественной жизни. Поэтому, как и способности и знания людей (человеческий капитал), социальные ценности образуют социальный капитал. Этот капитал, наряду с человеческим капиталом, является одновременно и целью, и фактором инновационного развития. О социальном капитале можно судить по показателям 9, 11, 12, а также частично по некоторым другим из приведенных показателей качества.» ([8], с. 98).
Повышение качества жизни провозглашается высшей целью общественного развития:
«Приведенные нами показатели качества жизни, конечно, не охватывают всех сторон роста благосостояния и могут быть существенно конкретизированы. Однако они демонстрируют масштабность и сложность достижения высшей цели общественного развития в условиях модернизации.» ([8], с. 99).
Экономист и государственный деятель Оразалы Сабден выражает ту же мысль в своей монографии по инновационной экономике в следующих терминах:
«Главная задача современного развития - повышение уровня и качества жизни на основе социальной справедливости.» ([10], с. 205)
Многими авторами используются формула: «Повышение уровня и качества жизни населения является стратегическим направлением (или приоритетом) развития страны (государства, общества)».
Социально-философские аспекты
Способность человека улучшать качество своей жизни зависит от уровня его жизненных сил. Философ и социолог В.Н.Турченко пишет:
«Категория жизненных сил человека позволяет выражать сущностные силы человека в измеряемых показателях физических и психических сил, объективных показателей здоровья, продолжительности жизни, что не представляет особых трудностей. Духовные, в том числе нравственные, познавательные, творческие силы проявляются в поведении людей, поступках, в продуктах трудовой деятельности. Задачи количественной оценки таких феноменов гораздо сложнее, но в принципе, как показывает опыт, также разрешимы, Здесь большую роль играет профессионализм, в том числе философская культура социолога. Надо подчеркнуть: во многих случаях достаточными могут быть исследования на качественном уровне, опирающиеся на исторические аналогии, интуицию и данные официальной статистики.» ([11], с. 148-149).
«Какой может быть общая цель социологов, различающихся по проблематике исследований, мировоззренческим и политическим позициям... В конечном счете - сохранение и гармоничное развитие физических, психических и духовных сил каждого человека. Все остальные цели - эффективность экономики, увеличение материального богатства, успехи на ниве науки, искусства, политики, спорта и т.п. имеют смысл только в том случае, если способствуют достижению главной общей цели. Поэтому социология жизненных сил человека служит выражением общей фундаментальной основы всех гуманистически и демократически (в подлинном смысле этого слова) ориентированных направлений современной социологии» ([11], с. 149-150).
Поскольку человек развивает жизненные силы для улучшения своего качества жизни, то понятие качества жизни может использоваться как базовая категория для анализа основных общественных явлений и процессов.
Создание семей, стремление к сплоченности рода, привязанность к своему народу и стране, объединение в группы по интересам можно коротко объяснить желанием улучшения качества жизни участников этих и других самых разнообразных общественных явлений и процессов.
Каждый оценивает уровень своего благополучия по своему, люди вырабатывают свои моральные и интеллектуальные ценности в зависимости от своего образования и воспитания, влияния семьи, друзей и средств массовой информации. Это усложняет достижение консенсуса в понимании основной цели развития человеческого общества.
Человек рождается в обществе со сложившимися до него законами и правилами поведения, познает окружающий мир и учится, постепенно включается в систему общественных отношений, занимает место в разделении
труда, его ролевые функции меняются в течении жизни, развиваются субъективные отношения к действительности и оценке своего качества жизни. Большинство жизненных ценностей заимствуется у родителей, от которых наследуются не только духовные и материальные ценности, но и многие стереотипы и алгоритмы поведения. Все больше количество людей приобретают знания при посредничестве средств массовой информации, а не при помощи собственного опыта.
В современных условиях существует изобилие информационных материалов и ресурсов — в частности, в Интернете, — различающихся по степени точности, надежности и ценности. Система образования без грамотного взаимодействия со СМИ не может теперь эффективно решать свои задачи. В.Н.Турченко пишет:
«Философский способ познания начинается, как известно, с сомнения в истинности или достаточной обоснованности «незыблемых» представлений, ценностей и норм, утверждая необходимость проводить четкое различие общепринятого (мнения) и истинного (знания). Принцип сомнения, критичности выражает не категорическое отрицание общепринятых мнений, а требование их проверки логикой и фактами в качестве необходимого шага на пути к истине. Это - первый из необходимых и достаточных критериев, позволяющих считать ту или иную систему утверждений философией. Великий математик и философ Рене Декарт даже определял философию как искусство систематического сомнения. Второй критерий - логическая согласованность всех утверждений с исходными (постулируемыми) посылками. Третий критерий - установка на познание сущности предмета.» ([11], с. 61).
В этом плане заслуживает особого внимания единый метод обоснования научных теорий А.М.Воина [9, 12-14]. В работах Александра Мироновича понятие качества жизни широко используется в качестве базовой категории и мы намерены попросить его написать обзорную статью по этому вопросу. В ожидании этого приведем несколько общирных цитат:
«Итак, как и раньше, не строя самой модели, я заявляю лишь, что система - человеческое общество может быть описана (имеется в виду достаточно адекватно описана) моделью, в которой этические постулаты будут изменяемыми параметрами. Естественно, в этой, модели будут фигурировать и другие параметры, которые в зависимости от нужд рассмотрения мы сможем принимать и за изменяемые и за неизменяемые (точнее, условно фиксированные), а также связи между параметрами. Имея параметры и связи, мы можем образовать различные функции от них, как, например, была образована интегральная оценка свободы общества из параметров-свобод и ограничений на них. В данном случае меня будет интересовать функция, которую я условно назову качеством жизни общества, и которая может быть построена по тому же принципу, как была построена интегральная мера свободы общества, но с внесением туда помимо свобод еще и таких параметров, как справедливость, достоинство, увлекательность, вкус жизни, качество
человеческих отношений (как-то - наслаждение любовью и дружбой или азартом борьбы), полнота душевной и духовной жизни и, наконец, степень физических наслаждений, включая материальный уровень жизни. Причем все это, естественно, не в данный фиксированный момент, а проинтегрированное по всему периоду жизни общества или какой-то части его.» ([9], с. 139).
«В природу человека общую для всех людей входят, прежде всего, его физиологические потребности: попить, поесть, поспать, удовлетворить половой инстинкт. Но также потребности в интересной жизни: развлечения, приключения, риск. Потребность в свободе. Наконец, душевные (семья, родственники, друзья, любимые животные и т. д. и т. п.) и духовные (служение надличному: народу, Родине, Богу, истине, красоте и т. п.) потребности. По поводу последних может быть спор, т. к. не все их ощущают в себе, но я показываю, что они есть и обладают значительным потенциалом.
Природу общества я ввел в модель через те связи, которые не зависят от строя, уровня технологии и т. п., а обусловлены самим фактом общественной жизни, необходимостью во взаимодействии людей, ведущих общественную жизнь (в отличие от жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове).
В модель входят также моральные параметры, соответствующие моральным нормам типа: «не убий» и «не укради», но представленные не как категорические указания, а как переменные величины, которые можно варьировать для отыскания оптимума и сравнивать друг с другом. Например, вместо «не укради» в модель входит «воровать не хорошо»...
Далее используется проторенный в естественных науках путь для отыскания оптимума. Строится функция цели, в данном случае функция качества жизни, выражаемая через степень удовлетворения рассмотренных выше потребностей человека в среднем по обществу. Функция эта имеет вид:
F =!Щ>!к(у) 107
Здесь
Щ) - числовой коэффициент, отражающий значимость, важность соответствующей ^ - той) потребно-сти, из числа перечисленных выше.
к(у) - функционал, отражающий связь между ьтой потребностью и j-тым параметром модели, в частности, некой моральной нормой.
Конечно, в отличие от естественных наук в гуманитарной сфере мы не можем найти количественные значения коэффициентов f и к. Распространено даже мнение, что мы не можем вообще соизмерять параметры, входящие в функцию качества жизни. Мол, как можно соизмерять моральные нормы со свободой или физическими потребностями? На самом деле, это не только возможно, но и делается в постоянной практике...
Но точных количественных значений указанных параметров мы, конечно, дать не можем, поскольку нет, и принципиально не может быть единиц
измерения, вроде килограммов или метров, для таких параметров, как свобода, справедливость, дух, любовь и т. д. И это не позволяет нам применить здесь математический аппарат, предназначенный для решения задач на оптимум в естественных науках. Но ведь математика - это лишь форма записи соответствующих логических построений. Логику же решения задач на оптимум, выработанную в естественных науках, мы можем применить и здесь в виде качественного варьирования переменных ...
Что касается полученных из этого рассмотрения выводов, то, естественно, они не могут претендовать на абсолютную точность ... Тем не менее, и та точность, которую можно достичь при качественном (без числовых значений коэффициентов) построении функции качества жизни и качественном же решении задачи на оптимум (с помощью качественного варьирования параметров), позволяет получить важные теоретически и практически выводы. Они таковы.
Во-первых, доказана сама возможность рационального обоснования оптимальной морали. Смысл оптимальности здесь в том, что если общество принимает оптимальную мораль и придерживается ее, то качество жизни его членов, при прочих равных, будет выше, чем при принятии им любой неоптимальной морали. Естественно, речь идет не о качестве жизни каждого члена общества в отдельности, а о среднем для данного общества качестве жизни.» ([12], с. 107-109).
«Всегда найдутся люди, которым наплевать на среднее в обществе качество жизни и которых интересует только их персональное счастье. Но если это вдохновит большинство людей, то остальные вынуждены будут присоединиться вопреки их желанию ... Понятно, что не одной моралью жив человек и обеспеченность его физиологических потребностей зависит, прежде всего, от состояния экономики, а обеспечение потребности в свободе - от того, живет ли он в демократическом или тоталитарном обществе и т. д. Но и от принятой морали тоже зависит качество жизни в конкретном обществе, при прочих равных.» ([13], с. 188).
Для повышения качества жизни для максимально больщой части населения имеют решающее значение развитие образование с целью повышения человеческого капитала, что подчеркивает О. Сабден:
«Инвестиции в образование не только важный способ наращивания человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического роста. Они имеют и собственную ценность, поскольку образование расширяет кругозор людей, обеспечивает им возможность самореализации, способствует их материальному благополучию и здоровому образу жизни. Именно поэтому уровень образования человека является одним из важнейших показателей качества жизни в стране.» ([10], с. 26).
Влияние образования
Продолжаем цитировать В.Н.Турченко:
«Интуитивно, на уровне здравого смысла мудрые люди от жрецов Древнего Востока и Конфуция до Ломоносова и Гегеля понимали, что судьбы народов в огромной мере зависят от того, насколько государство заботится о системе образования и как ее использует. Причем, в современных условиях судьбоносносная роль этой системы неизмеримо возросла. То, что в прежние времена делалось с помощью наследственности, традиций, семейных и народных преданий, теперь может быть достигнуто, подчеркивает Э. Ренан, только с помощью образования. Философы-просветители от Вольтера и Радищева до Фейербаха, абсолютизируя значимость этой сферы, рассматривали ее в качестве главной причины социальных изменений.» ([11], с. 266-267).
«Однако фундаментальные ценностные ориентации, политические взгляды и установки в современном обществе формируются не столько образовательными учреждениями, сколько другими социальными институтами: семьей, церковью, искусством, литературой, а в современных условиях - более всего средствами массовой информации, демонстрирующими невиданные ранее возможности манипулирования общественным сознанием. И, самое главное, содержание идеологий и ценностных ориентаций определяется, в конечном счете, бытием - конкретным содержанием и формами материально-производственной деятельности, природными, техническими, социально-экономическими и политическими условиями жизни людей. С учетом сказанного, возможности образования для осуществления необходимой «революции сознания» (Д. Медоуз) и, следовательно, возможности его влияния на судьбы человечества могут представляться довольно скромными.
Однако, имеется немало оснований утверждать обратное. Во-первых, образование в современных условиях - наиболее универсальный социальный институт, так или иначе охватывающий в большинстве стран, в том числе и в России, практически всех членов общества; во-вторых, воздействие этого института на формирование человека наиболее систематизировано и опирается на достижения науки; в-третьих, деятельность систем образования обеспечивает воспроизводство квалифицированной и развитой рабочей силы; в-четвертых, роль образования как фактора научно-технического прогресса, экономического роста, социально-культурного развития и военно-политического потенциала непрерывно растет и становится решающей; в-пятых, возможности системы образования используются пока в очень малой степени. Все это дает серьезные основания предполагать, что образование может быть именно тем ключевым фактором, который позволит решить весь комплекс глобальных проблем современности, предотвратить надвигающуюся катастрофу.» ([11], с. 272-273).
Образование способствует повышению всех компонент качества жизни человека. Его можно отождествить в основном с процессом приобретения духовного богатства: познанием ценностей наук, изобразительного искусства, музыки, литературы и поэзии, приобщением к культуре поведения и творчеству, получением знаний и выработкой полезных умений и навыков.
Повышение уровня образования человека ведет обычно к росту его материального благосостояния. На этом эффекте основано понятие человеческого капитала в узком смысле. Корчагин Ю.А. пишет:
«Г. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Издержками образования считались как прямые затраты, так и альтернативные издержки -упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил как отношение доходов к издержкам, получив 12-14% годовой прибавки доходов для работников с высшим образованием.» ([15], с. 52).
«Г.Беккер в рамках теории человеческого капитала исследовал структуру распределения личных доходов, возрастную их динамику, неравенство в оплате мужского и женского труда и т.д. Он доказал и политикам и предпринимателям на обширном статистическом материале, что образование является фундаментом увеличения доходов и наемных работников, и работодателей, и государства в целом. В результате финансисты, предприниматели, политики стали рассматривать вложения в образование как перспективные капиталовложения, приносящие доход. И это ускорило процессы развития.» ([15], с. 54).
Таким образом, по Беккеру:
Человеческий капитал (НС) человека = дополнительный доход за счет повышения уровня образования.
Человеческий капитал в таком первоначальном узком смысле называется также образовательным НС.
«В США оценки норм отдачи начального образования достигали 50-100%, среднего - 15-20%, высшего - 10-15%. Неодинаковы нормы отдачи для различных категорий работников, у мужчин, например, они выше, чем у женщин.» ([14], с. 54).
Частью образования является формирование здорового образа жизни — главного фактора, определяющего здоровье человека. Качество окружающей среды и уровень безопасности зависят опосредованно от уровня образования человека, ибо высокая квалификация обеспечивает относительную свободу выбора своего местожительства. Поэтому:
«На втором этапе в состав НС (расширенное определение) постепенно включили (сделали это, в том числе, эксперты Всемирного банка при оценках НС и национального богатства стран мира) инвестиции в воспитание, образование,
науку, в здоровье людей, в информационное обслуживание, в культуру и искусство.
На третьем этапе развития социально-экономической категории НС были добавлены инвестиции в составляющие, обеспечивающие безопасность людей (выделена из качества жизни населения по причине особой важности, особенно для России и других развивающихся стран). В подготовку эффективной элиты, в формирование и развитие гражданского общества (ГО). В повышение эффективности институционального обслуживания НС, а также инвестиции в повышение качества жизни и в приток капитала извне в данную страну.
В широком определении национальный человеческий капитал - это культура, знания, здоровье, профессионализм, законопослушность и инновационная креативность специалистов, их социальный капитал, а также высокое качество жизни и труда.» ([15], с. 58).
Развитие творческих способностей
Результативная деятельность по улучшению качества жизни может быть только при творческом подходе, при всемерном развитии человеком своего потенциала.
В условиях «информационного взрыва» среди качеств интеллекта на первое место выходит уже не эрудированность и твердое усвоение знаний, а способность к творческому мышлению, к критической переоценке общепризнанного и самостоятельному поиску истин.
Корчагин Ю.А. объясняет, что с точки зрения инновационной экономики и процессов развития человеческий капитал (НС) можно определить следующим образом:
«Человеческий капитал — это часть креативных трудовых ресурсов (креативный класс), их материальное высококачественное обеспечение, накопленные качественные знания, интеллектуальные и высокие технологии, создающие ежегодно долю инновационной и наукоемкой продукции в ВВП, конкурентоспособную на мировых рынках.
Стоимость накопленного НС рассчитывается в этом случае суммированием долей инновационной продукции, услуг и наукоемкой продукции в ВВП за среднюю трудовую жизнь поколения (для России 30 лет).» ([15], с. 58).
«Кратко: Человеческий капитал - это креативные профессионалы, интеллект, знания, качественный и высокопроизводительный труд и высокое качество жизни.
Засилье коррупции и криминала обесценивает знания, подавляет креативность и созидательную энергию людей, снижает качество, эффективность и накопленную стоимость НС. Превращает синергию в отрицательный фактор развития, в его тормоз.» ([15], с. 58).
«Огромные преимущества в создании стабильных условий для роста качества жизни, создания и развития экономики знаний, информационного общества, развития гражданского общества имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом.
То есть страны с образованным, здоровым и оптимистичным населением, конкурентоспособными профессионалами мирового уровня во всех видах экономической деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах.
Выбор НС в качестве главного фактора развития для развивающейся страны буквально диктует системный и комплексный подход при разработке концепции и стратегий, как самого человеческого капитала, так и новой парадигмы, концепции и стратегии развития страны. Требует увязки с ними всех других документов стратегического планирования.
Диктат этот следует из сущности национального НС как синтетического и сложного фактора развития. Причем этот диктат особо выделяет высокое качество и производительность труда, высокое качество жизни, работы и инструментария специалистов, определяющих креативность и созидательную энергию НС.» ([15], с. 60).
Человеческий капитал (НС) по степени креативности, созидательности и эффективности, как производительного фактора, можно разделить:
«- на отрицательный НС (активно мешающий процессам развития),
- пассивный НС — чисто потребительский, некреативный, не участвующий в инновационных процессах,
- положительный — созидательный, креативный, инновационный НС.
Между этими составляющими совокупного НС существуют промежуточные по эффективности составляющие НС.» ([15], с. 66).
Творчество человека направлено на улучшение качества его жизни, показателем положительности продукта этого творчества может служить его вклад в улучшение качества жизни других людей. Если в результате создания продукта индивидуального творчества происходит улучшение качества жизни этого индивида, но при этом ухудшается качество жизни большого количества других людей, то такое творчество является отрицательным:
«В положительную часть НС вносят существенную долю трудоголики, специалисты высокого уровня.
В отрицательную часть HC вносят свои доли коррупционеры, преступники, наркоманы, уклоняющиеся от работы, здоровые иждивенцы и т.д.
Отрицательный накопленный человеческий капитал формируется на базе негативных сторон менталитета нации, на низкой культуре населения, включая её рыночные составляющие (в частности, этику труда и предпринимательства).
Вносят в него свой вклад негативные традиции государственного устройства и функционирования государственных институтов на базе несвободы и неразвитости гражданского общества, на базе инвестиций в псевдовоспитание, псевдообразование и псевдознания, в псевдонауку и псевдокультуру.» ([15], с. 66).
Качество жизни и эсхатологическая тревога
Тревога за понижение качества жизни сопровождает человека, а то, что называется эсхатологической тревогой «присуще человеку смертному как таковому. В любое время, в любой культуре человек чувствует свою смертность, переживает ее, испытывая при этом предельные, конечные, то есть в прямом смысле эсхатологические чувства, среди которых, тревожность, наверное, наиболее частотное.» ([16], с. 31).
Такая тревога часто препятствует сохранению душевного равновесия и внутреннего спокойствия, является одним из факторов снижение качества жизни: «Крайнее выражение эсхатологической тревоги можно найти у Гоголя и Леонтьева - очень близких духовно, психологически и даже биографически фигур. Их обоих всю жизнь преследует эсхатологический ужас, вызывающий мощный аскетический удар по жизни, творчеству и культуре. Ужас - это, как правило, ужас смерти.» ([16], с. 33).
Перейдем от индивидуальной эсхатологии к глобальной. Для того, чтобы человечество сохраняло и улучшало достигнутое качество жизни необходимо хорошо подготовиться к возможным глобальным для Земли угрозам.
Например, в статье [17] Артема Лучко перечислены некоторые из них: солнечные бури, супервулканы, глобальная пандемия, истощение ресурсов, ядерный холокост и менее осознанные:
Гамма-всплеск. Эти электромагнитные явления происходят во время вспышки сверхновой, когда массивная звезда коллапсирует, превращаясь либо в нейтронную или кварковую звезду, либо в чёрную дыру. Если гамма-всплеск произойдёт на расстоянии 10 световых лет, то на половине планеты всё живое будет истреблено мгновенно, а на второй половине чуть позже за счёт вторичных эффектов.
Серая слизь. С развитием технологий человечеству стоит опасаться, что технологии эти выйдут из-под контроля и уничтожат своих создателей. Одной из гипотетических угроз является то, что футурологи называют серой слизью (Grey
Goo) — самовоспроизводящуюся молекулярную нанотехнологию, которая не подчиняется человеку.
Впервые о возможности создания такой субстанции заговорил американский учёный Ким Эрик Дрекслер, которого называют «отцом нанотехнологий». Идею создания нанороботов учёный рассмотрел в своей книге «Машины создания». В оригинальной идее предполагалось, что микроскопические машины могут быть разработаны в лаборатории, но также могут получить свои свойства и случайным образом... Если в силу каких-то причин нанороботы попадут в биосферу и начнут бесконечно размножаться, используя в качестве материала для создания своих копий всё, до чего смогут добраться, фактически, они могут начать поглощать всё вокруг, включая саму планету. При этом гипотетическую «серую слизь» будет очень сложно уничтожить, так как будет достаточно одного сохранившегося репликатора, чтобы она заново начала размножаться. Если же такой робот попадёт в Мировой океан, то уничтожить его будет попросту невозможно.
Невежество и глупость. Наиболее недооценённой угрозой для любого общества является невежество в сочетании с пассивностью и ленью. Оба типа невежества вскармливаются средствами массовой информации — главными инструментами политиков и корпораций... В «сытые годы» невежество растёт, а важность и необходимость образования становятся менее очевидными. Молодое поколение, пользуясь выгодами системы, которая была построена их предками, постепенно забывает, как и зачем эта система была построена. В конце концов, некомпетентные люди получают власть при поддержке большинства, тем самым поставив основы самой системы под угрозу.
Является актуальной борьба против астероидно-кометной опасности [18]. Эти и другие глобальные риски подробно проанализированы в книге Алексея Турчина и Михаила Батина ([19], с. 196-209). Они считают, что одним из основных трендов развития человечества является — рост ценности жизни:
«Этот тренд выражается в снижении уровня насилия, культуре безопасности, заботе о жизни других людей и стремлении к продлению жизни.» ([18], с. 82).
«Основная дилемма будущего — будет ли достигнуто физическое бессмертие людей или произойдет глобальная катастрофа? Причина этой дилеммы в том, что технический прогресс открывает настолько большие возможности, что они могут привести как к очень хорошим, так и к очень плохим результатам. Более того, выбор между этими путями будет сделан в XXI веке.» ([19], с. 5).
Приведем формулировку сути трансгуманистического проекта из статьи И.В. Демина ([20], с. 43-44):
«В контексте трансгуманистического мировоззрения на первый план выходят задачи преодоления биологической обусловленности человеческого существа и достижения бессмертия. Эти сверхзадачи теснейшим образом
связаны между собой: человек смертен, поскольку субстратом его личности (сознания, разума) выступает биологический организм. Человек смертен вследствие своей биологической природы. Преодоление биологической обусловленности, предполагающее перенос сознания/личности/разума на небиологический носитель/субстрат (кибернетическое бессмертие), - это задача одновременно и более широкая и более узкая, чем преодоление смерти. В любом случае, речь идет о радикальном изменении, преображении, трансформации самой природы человеческого существа. В этом - суть трансгуманистического мировоззрения и трансгуманистического проекта будущего.»
Когитоны и их сообщества
Способность к развивающему обучению и творчеству, созданию и накоплению духовного богатства отличает человека от любого представителя животного мира на земле. Но такими же качествами должны обладать развитые системы искусственного или комбинированного интеллекта, а также представители внеземных цивилизаций.
Будем называть когитоном (cogiton) любое самосознающее существо, не уступающее человеку в способности к обучению и творчеству. Когитон является личностью, обладающей собственным Я.
Это название навеяно знаменитым Cogito, ergo sum («Мыслю, следовательно, существую») - фундаментальным положением философии Декарта.
Человек является когитоном, являющимся итогом эволюционного биологического развития жизни на Земле.
Предполагается, что относительно быстро будут созданы гибридные и искусственные когитоны. С.В. Кричевский пишет:
«Вместе с тем вполне возможен запредельный вариант постчеловека как живого универсального разумного существа (ЖУРС), при котором антропоморфность - лишь один из вариантов.
Сознание в зависимости от целей такого ЖУРС и от окружающей среды трансформирует тело, т.е. существует и эволюционирует живая разумная система: «сознание - «тело-трансформер»...
Таким образом, сознание является «идеальной» нематериальной и/или квазиматериальной структурой, при этом тело является материальной технической структурой, создаваемой и трансформируемой сознанием через мозг посредством психики...
Переход от сценария постчеловека как КБЧ (кибернетического бессмертия человека) к новому сценарию постчеловека как ЖУРС позволяет поставить и
решать проблему бессмертия на другом парадигмальном и технологическом уровне как две последовательных трансформации (1 и 2).
Трансформация 1 (ЧР - в КБЧ). Перенос жизни и сознания из тела живого земного ЧР на искусственные носители и создание КБЧ.
Трансформация 2 (КБЧ - в ЖУРС). Создание сознанием КБЧ нового тела ЖУРС, дальнейшие трансформации и перемещения тела.
При этом возникает сложнейший комплекс проблем (этических, правовых, технологических и др.), которые предстоит обсуждать и решать в течение длительного периода времени.» ([21], с. 145-146).
Совокупность когитонов, обменивающихся информацией с человечеством, будем называть областью когитонной достижимости человеческого разума. Такие области достижимости существуют для любой локализованной совокупности когитонов.
Совокупность всех когитонов любой галактики образует разум этой галактики, разделенный на области достижимости, количество которых уменьшается по мере установления связей между этими областями и увеличивается при распаде некоторых областей на части при локальных катастрофах в галактике.
Цели разума
Избежание глобальной катастрофы зависит от ценностей:
«только цивилизация, поставившая своей целью неуничтожимость, может сохраниться. Человечество может быть раздавлено слепым развитием технологий. Те варианты ИИ (искусственного интеллекта), которые будут созданы без учета ценностей человека, почти наверняка будут недружественными и представлять опасность для человечества. Для достижения бессмертия и избежания глобальной катастрофы главной ценностью должна стать идея самосохранения.» ([19], с. 83).
Турчин и Батин предупреждают:
«главным вопросом в отношении сверхинтеллектуальной машины является ее система целей — как сделать, чтобы она служила человеку и не причиняла ему вреда. Нетривиальность этого вопроса состоит в том, что невозможно предсказать поведение сверхинтеллектуальной машины, поскольку то, что нам кажется удачной системой целей и команд, может привести к чудовищным непредусмотренным последствиям... Примером опасной системы команд может служить такой анекдот: астронавт попросил робота удалить из комнаты все круглые предметы, и тот оторвал ему голову...
С безопасностью ИИ связано много заблуждений.
1. Некоторые полагают, что достаточно отключить разбушевавшийся ИИ от питания. Однако это не поможет. ИИ сначала «утечет» в Интернет, а потом только даст знать, что с ним что-то не так. До этого он будет притворяться правильным, если в него заложен закон самосохранения.
2. Другие считают, что ИИ может быть опасен только там, где есть компьютерные сети, по которым он может распространяться. Однако ИИ, который превосходит человека, сможет манипулировать и управлять людьми с помощью денег, угроз и обмана. Кроме того, он может создать собственную производственную инфраструктуру, например, вырастив подчиненное себе биологическое существо, способное к быстрой репликации. Сверхчеловеческий ИИ может иметь много других способов установить свою власть за Земле, если он этого захочет.
3. Некоторые полагают, что любой разум должен быть по природе своей добр или что с ним можно договориться, или у ИИ не будет общих точек пересечения с людьми, так как он будет осваивать космос.
Однако представим себе такую гипотетическую ситуацию: некий ученый создал ИИ и заложил в него следующую задачу: посчитать число ж с максимальной точностью. Такой интеллект поймет, что наиболее эффективно он может решить эту задачу, только если превратит все вещество Земли в новые компьютеры. Для этого ему надо захватить власть на Земле, уничтожить людей, чтобы они ему не мешали, и потратить все вещество Земли на выполнение этой бессмысленной задачи. При этом он может понимать, что эта задача бессмысленна, но его система целей будет настолько жестко закреплена, что не позволит ее модифицировать...
Юдковски полагает, что, выйдя в Интернет, ИИ мог бы подчинить его себе за несколько часов. Кроме того, он мог бы создать собственную нанотехнологическую инфраструктуру, заказав в лабораториях с доставкой необходимые ДНК-ингридиенты и создав простейшую биологическую искусственную жизнь с возможностью радиоуправления. Это заняло бы от нескольких дней до недель. И после этого он установил бы полную власть над миром. ([19], с. 124-125).
Существует много проектов, как разум может выжить после исчезновения солнца, которое ожидается примерно через пять миллиардов лет. Многие смотрят еще дальше. Вот что пишет Юберт Реевес (Hubert Reeves), подчеркивая, что его прогнозы основаны на сегодняшней науке и что новые открытия могут изменить представления о будущем Вселенной и разума:
«Нет никаких оснований думать, что мы знаем все природные силы ...
Наши далекие предки жили охотой, рыбалкой и сбором ягод... В эту эпоху, восемь или десять тысяч лет назад, человек перестал быть пассивным потребителем природы. Он стал активно организовывать доступность своих
источников питания. Это преобразование (переход от палеолита к неолиту) привел к значительному увеличению количества людей на нашей планете.
По отношению к небу мы, как древние люди, являемся пассивными потребителями. Мы довольствуемся получением энергии и информации, исходящих от небесных объектов.
Но наш переход к небесному неолиту уже начался...
Нет недостатка в проектах. Некоторые астероиды, проходящие близко от Земли, содержат большое количество ценных для технологии металлов. Земные месторождения истощаются. Планируется повернуть эти астероиды от их естественных орбит.
Привести их на нашу планету будет задачей будущих десятилетий. При нынешнем темпе технологического прогресса трудности могут быть быстро преодолены.
Целью других проектов является увеличение нашей добычи солнечных фотонов при помощи выведенных на орбиту уловителей. Солнечный ветер вызывает подобный интерес. Его энергия и его атомы будут очень полезны. Как это сделать? Я доверяю нашим инженерам; у них нет недостатка воображения.
Требуется хорошее воображение, чтобы представить, что будет через тысячу миллиардов лет, когда потухнут звезды. Но мы уже знаем, что делать...
Как древние пастухи, каждая биосфера должна будет тщательно выбрать массу черных дыр, которые следует поймать и поместить на орбите на нужном расстоянии...
«Поймать звезды.» «Поместить черные дыры на орбите.» Это действительно грандиозные проекты, которые сегодня кажутся научной фантастикой. Но, однако, они публикуются в серьезных научных журналах...
Что будет потом? Другие опасности появятся на горизонте (после решения проблемы продолжения существования разума, когда потухнут звезды) . Может ли разум существовать в космической материи без нуклонов, которые возможно могут распасться?» ([22], с. 162-166).
Турчин А.В. и Батин М.А. описывают аналогичные проекты на стр. 246250 своей книги и пишут:
Существует несколько моделей смерти Вселенной:
- тепловая смерть;
- распад протонов и испарение черных дыр в бесконечном пространстве;
- сжатие Вселенной;
- Большой разрыв, подобный новому Большому взрыву, связанный с тем, что предметы во Вселенной удаляются друг от друга со все возрастающей скоростью под действием так называемой «темной энергии».
Например, Франк Типлер в книге «Физика бессмертия» (1994) рассматривает сценарий пульсирующей Вселенной. Он полагает, что сверхцивилизация может за конечное время покорить всю материю во Вселенной, и к тому времени, когда Вселенная начнет сжиматься, цивилизация сможет подготовиться к этому событию.
Сжатие Вселенной по Типлеру будет происходить неравномерно, и в районе окончательного сжатия произойдет бесконечно много осцилляций сжимающейся Вселенной, которые дадут этой сверхцивилизации бесконечно много энергии и субъективного времени для вычислений. Это завершение физического времени, сопровождающееся одновременно экспоненциальным ростом интеллекта сверхцивилизации, Типлер называет точкой Омега.
По логике Ли Смолина, цивилизации способны управлять свойствами новых возникающих вселенных. Они могут создавать определенные черные дыры, внутри которых возникают новые вселенные и, возможно, передавать туда информацию. Есть и другие гипотетические варианты: сверхцивилизация может эвакуироваться в параллельную Вселенную или в виртуальный мир с растянутым временем.
Конец жизни Вселенной — это главный вызов существованию сверхцивилизации, но, как мы видим, и это еще не окончательный финал.» ([19], с. 255-256).
Таким образом, существует вера, что сообщество когитонов станет космическим разумом и будет жить столько, сколько будет существовать Вселенная. Без «такого идеала не стоит жить» ([23], с. 16). Мысль о неизбежности исчезновения собственного Я или даже об исчезновения разумных потомков создает для человека мучительную ситуацию, из которой он ищет выхода. Даже для бессмертного в нормальных условиях когитона исчезновение разума во Вселенной означает его смерть. Протест против смерти, против распада своей личности является универсальной характеристикой всех когитонов.
При этом часть когитонов может улучшать качество своей жизни живя не реальной, а виртуальной жизнью, полной всевозможных наслаждений. Это делает уже сейчас значительная часть человечества и этот процесс будет усиливаться. Человека толкают к этому его биологическая природа и выработанные эволюцией программы инстинктов.
Под рациональным мышлением человека имеется в виду способность выделять существенное, абстрагировать, анализировать, синтезировать и прогнозировать. Это относится к теоретическому мышлению, которого нет у животных. Люди без развитого рационального мышления пользуются инстинктивным предметно-действенным практическим мышлением. Рациональным мышлением обладает меньшинство, перемены обеспечивает небольшое количество людей с выдающимися способностями, а большинство
человечества находится во власти инстинктов[13]. К счастью, одним из сильных является инстинкт самосохранения.
Поскольку программы поведения первого поколения когитонов будут заложены человеком, то необходимо суметь направить их деятельность в позитивное творческое русло в интересах развития и сохранения космического разума при сохранении собственного Я. Следующие поколения когитонов должны создаваться с такими же «инстинктами».
Можно думать, что такие процессы будут происходить везде, где когитоны, появившиеся в результате эволюционного развития, будут создавать своих искусственных преемников.
Поэтому пустые наслаждения могут быть характерны только для биологической фазы существования когитона. Захваченные этой опьяняющей жизнью когитоны не получат необходимой для существования в других формах подготовки. Поэтому их популяция будет постепенно сокращаться. Это приведет к преобладанию рациональных когитонов, не имеющих ненужных для космического разума животных инстинктов.
При оценке качества жизни когитона следует иметь в виду, что уровень их материального благосостояния будет определяться по совершенно другим критериям, чем у человека. Биологическая природа человека требует много затрат на поддержание оптимальных для жизни условий, сложносоставного питания, удовлетворения его инстинктов.
Для постчеловеческих когитонов все будет оптимизировано в интересах развития космического разума, для которого они будут составными элементарными частицами, сохраняющими собственную индивидуальность.
Когитон будет выбирать свое тело в зависимости от окружающей среды для существования и перемещения в нем. Используя тело и другие внешние структуры, когитон может трансформировать окружающую среду, заниматься различной полезной для развития разума творческой деятельностью. Он может отдать часть своей долговременной памяти в общие хранилища духовного богатства.
Мы предлагаем называть когитоникой совокупность всех направлений исследований, имеющих отношение к когитонам.
Заключение
Мы согласны с утверждением, что сохранение и повышение качества жизни является высшей целью общественного развития. Поэтому Международная академия КОНКОРД интересуется вопросами продолжения эволюции человека в связи с феноменом НБИКС - конвергентного развития нано-, био-, инфо-, а также когнитивных и социогуманитарных технологий [24]:
«Мы находимся в начале новой технологической революции, которая может быть названа НБИКС-революцией. Речь идет не только о возросшем уровне развития науки и техники, новых отраслях экономики и способах организации производства, но и о новых формах социальности, ценностных ориентирах, о новом понимании сущности и природы человека. Обсуждение подобных перспектив уже идет, оно представлено в разных публикациях - здесь и академические работы, и публицистика, и политические программы. Конвергирующие технологии задают новую стратегию развития цивилизации и в этом качестве нуждаются в адекватном гуманитарном осмыслении в широком смысле слова...
Насколько возможно предвидеть грядущие изменения? Может ли общество подготовиться к ним? Как зависит наше будущее от действий тех или иных лиц, групп, организаций? Как оно зависит от нас самих? Примечательно, что даже критики идеологии НБИК-конвергенции видят в работах ее приверженцев приглашение социальных наук к анализу технобудущего, к обсуждению вопроса о том, как, кто и в каких условиях конструирует будущее и управляет им [Кирнс, Макнагтен 2006]. В последние годы наблюдается значительный рост интереса философов и социологов науки и техники в США, Великобритании и Германии к социально-антропологическим аспектам развития нанотехнологий и НБИК. Появились публикации российских философов по этой тематике.»
Мы начинаем участвовать в развитии Общей теории неуничтожимости человечества (ОТН) и объединяемых ею специальных теорий в сотрудничестве с основателем этой теории Александром Анатольевичем Кононовым [25]:
Теория катастрофически нестабильных сред.
Теория конкурентоспособности человечества:
- Теория цивилизационных сверхзадач;
- Теория конкурентоспособности наций;
- Теория супернаций;
- Общая теория безопасности, как конкурентоспособности;
- Теория безопасности развития.
Общая теория виктимности:
- Теория уязвимостей человеческой природы;
- Теория пределов возможностей;
- Теория идеологической безопасности;
- Теория критериальных рисков;
- Теория деструктивных смыслов.
Теория спасительности и спасимости;
- Теория множественности путей спасения;
- Теория спасительных смыслов;
- Теория спасительности созидательности;
- Теория спасительных ролей;
- Резурекционная теория.
Теория этического фильтра.
«Чрезвычайно важно развивать в новых поколениях новое мировоззрение - мировоззрение спасительства, раскрывающее истину, которую уж точно не стоит от них скрывать - от каждого может зависеть судьба человечества, возможно даже, судьба разума в Мироздании: будет он в нем существовать или нет. Каждый может оказаться в ситуациях, и, возможно, не раз и не два, а, может быть, даже сотни и тысячи раз, когда от того, как он поступит, будет зависеть, спасется человечество или нет.» ([25], с. 35)
Много интересных тем существует в области футурологических исследований. Например, Турчин А.В. и Батин М.А. перечисляют в своей книге приоритетные направления таких исследований в ближайшие годы ([19], с. 257258), среди которых:
- получить убедительные доказательства продления жизни человека, чтобы задача борьбы со старением стала мейнстримом науки;
- разработать вненациональные системы управления, ответственные за судьбы планеты и за предотвращение глобальных рисков;
- убедить человечество признать задачу неуничтожимости цивилизации одной из главных.
Таким образом, для обеспечения своего выживания и будущего разума человечество должно предпринять огромный обьем важнейших, не терпящих отлагательств исследований силами людей доброй воли с выскоким уровнем аналитического мышления.
Мы давно ведем исследования по проблеме взаимоотношения науки и религии, ибо от этого зависит будущее человечества. Мы считаем, что новые или модернизированные рациональные религии должны быть совместимы с научным мировоззрением, должны способствовать развитию творчества и методов повышения уровня аналитического мышления [14, 26]. Они должны объединять людей, вовлекая их к участию в совместных действиях, способствующих повышению качества их жизни. Повышение культуры мышления будет отражаться на принятии решений на всех уровнях, независимо от той или иной формы организации власти [27].
Résumé
Chaque individu tente d'améliorer la qualité de sa vie, mais on le comprend de façon bien différente. Sous l'influence de la famille, du système éducatif et des proches, des médias, l'individu définit ses valeurs morales et intellectuelles, élabore une méthode d'évaluation de la qualité de sa vie. Bien sûr, il est impossible de mesurer le bien-être général par un indicateur, par exemple le produit intérieur brut (PIB). En effet, cet indicateur évalue le niveau
d'activité économique ce qui ne reflète pas nécessairement le niveau de vie. Pour évaluer la qualité de la vie il faut tenir compte de plusieurs paramètres, en particulier :
- la richesse immatérielle ;
- le bien-être économique ;
- la qualité de l'environnement ;
- l'état de santé et l'espérance de vie ;
- la qualité de la vie sociale ;
- la stabilité politique ;
- le niveau de sécurité, etc.
La protection et l'amélioration de l'environnement, l'augmentation de la richesse immatérielle, la garantie d'un niveau convenable de bien-être économique, la stabilité politique, le niveau suffisant de sécurité sont les composantes importantes de la qualité de la vie pour tous. On peut intégrer tous les droits fondamentaux de l'homme dans le droit à la qualité de la vie.
La richesse immatérielle comprend le savoir-faire et le savoir-vivre personnels, la créativité, etc. Les Sakhas se tiennent à leur religion traditionnelle car elle les aide à améliorer leur qualité de la vie en contribuant à l'augmentation de leur richesse immatérielle, à la qualité de leur vie sociale.
La priorité accordée à la meilleure façon d'acquérir ou de générer cette ressource précieuse qu'est la richesse immatérielle, ne peut plus être considérée comme un idéalisme à l'époque où le savoir (qui inclut des notions telles que l'imagination, les valeurs, les images, la motivation, autant que les compétences techniques en tant que telles) joue un rôle de plus en plus central dans la vie économique et politique.
Le savoir et l'information ne diminuent pas si on les partage avec les autres. On peut ainsi transmettre le savoir-faire à ceux qui en ont besoin. Plusieurs personnes peuvent utiliser le même savoir et, ce faisant, ils ont une base de plus pour produire un supplément de savoir. Le savoir est par nature inépuisable et non exclusif, il est un multiplicateur de la richesse et de la force. Même les plus faibles et les plus pauvres peuvent l'acquérir. Le savoir sert à convaincre et même à transformer. Il permet de reconnaître et contourner les mauvaises situations, évitant, par là, le gaspillage de la force et de la richesse.
Les convictions positives et les savoirs de l'ordre de la culture générale se diffusent facilement et contribuent à l'amélioration des composantes essentielles de la qualité de la vie telles que la qualité de l'environnement, la stabilité politique et le niveau de la sécurité de la population.
Dans cet article nous montrons que la qualité de la vie est une des catégories principales dans les sciences sociales. On peut parler de la qualité de la vie de tous les êtres vivants et des coguitones (tous les êtres intelligents, y compris des extraterrestres, etc.).
Литература / Références
1.Томский Г.В. Категория качества жизни // CONCORDE, 2015, N 1, с. 3-15.
2. Хораськина Н.С. Качество жизни как социально-философская категория (диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук) - Чувашский государственный университет, 2009. - 148 с.
3. Филюков И. А. Качество жизни населения как показатель эффективности социально-экономического управления в регионе (диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук) - Российская академия государственной службы при Президенте Российской федерации, 2009. - 174 с.
4. Дагбаева С.Д-Н. Качество жизни населения в трансформирующемся обществе: социальные технологии анализа и управления (диссертация соискание ученой степени доктора социологических наук) - Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управлени, 2011. - 425 с.
5. Нагимова А. М. Социологический анализ качества жизни населения: региональный аспект. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. - 306 с.
6. Leplège A. Mesure de la santé perceptuelle et de la qualité de vie : méthodes et applications. - Paris, ESTEM, 2001. - 333 p.
7. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни. - М.: Группа РИА Новости, 2013. —
52 с.
8. Кротов М. И. Политико-экономические проблемы модернизации: опыт России и СНГ (очерки). — СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. — 292 с.
9. Воин А.М. Неорационализм - духовный рационализм. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 259 с.
10. Сабден О. Экономика: Избранные труды. Т. II (Инновационная экономика) -Алматы: ИЭ КН МОН. - 336 с.
11. Турченко В.Н. Фундаментальные основы современного социологического знания. - Барнаул-Новосибирск: Издательство «АзБука», 2004. - 496 с.
12. Воин А. М. Философия и глобальный кризис. - М.- Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 544 с.
13. Воин А.М. Единый метод обоснования научных теорий. - М. - Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 268 с.
14. Воин А.М. Проект программы повышения уровня аналитического мышления // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2018, N 3, с. 3-15.
15. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал — основной фактор развития инновационного общества // Bulletin de l'Académie internationale CONCORDE, 2014, N 1, p. 49-90.
16. Варава В.В. «Ужас тварности». Эсхатологическая тревога как исток русской философии // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015, №2 (14).
17. Лучко А. 8 реальных угроз для человечества, в которые никто не хочет верить // http://w15. ww.lookatme.ru/mag/live/inspiration-lists/206439-threats
18. Владимиров В.А., Рыхлова Л.В. Угроза с неба (астероидно-кометная опасность) // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования, 2014, том 4, N 2, с. 591-602.
18. Турчин А.В., Батин М.А. Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа? - М.: БИНОМ. Лабаратория знаний, 2013, - 263 с.
20. Демин И.В. Может ли бессмертие быть целью человеческих устремлений? (Осмысление идеи бессмертия в русском космизме и в трансгуманизме) // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства, 2015, № 1 (9), с. 41-55.
21. Кричевский С.В. Живое универсальное разумное существо, состоящее из сознания и тела-трансформера // Философия и космология, 2012, N 1, с. 144-146.
http://zmdosie.ru/pochta-zm/doslovno/2083-s-v-krichevskij-zhivoe-universalnoe
22. Reeves H. L'heure de s'enivrer : L'univers a-t-il un sens ? - Seuil, 1986. - 280 p.
23. Jodorovwsky A. Un Evangile pour guérir. - Les Editions du Relié, 2002.
24. Алексеева И.Ю., Аршинов В.И., Чеклецов В.В. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее человека // Вопросы философии, 2013, N 3, с.12-21.
25. Кононов А.А. Общая теория неуничтожимости человечества // CONCORDE, 2015, N 1, p. 30-67.
26. Томский Г.В. ТАНГРА: Пример модернизации древней религии для творческих людей доброй воли , 2016 (Amazon Kindle). - 399 c.
27. Воин А.М. Профессиональная демократия // Сайт «Проза.ру» https://www.proza.ru/2018/06/30/834