Научная статья на тему 'О модульной структуре изложения мировоззрения личности'

О модульной структуре изложения мировоззрения личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
172
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЛИЧНОСТЬ / СОХРАНЕНИЕ И УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / КОГИТОНЫ / ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА / ЦЕЛИ ЗЕМНОГО РАЗУМА / РОЛЬ ФИЛОСОФИИ / ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ЛЮДИ ДОБРОЙ ВОЛИ / СЕТИ И СООБЩЕСТВА / СОТРУДНИЧЕСТВО С МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЕЙ КОНКОРД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Томский Григорий В.

Потребность в изложении своего мировоззрения возникает по разным причинам, например, для поиска единомышленников или деловых партнеров. Мы предлагаем и обсуждаем модули, позволяющие оптимизировать такое описание с точки зрения полезности и затрачиваемых усилий. Изложение в такой форме доступно для любой думающей личности с доброй волей, не скрывающей своих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О модульной структуре изложения мировоззрения личности»

О МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ИЗЛОЖЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Профессор Григорий В. Томский Международная академия КОНКОРД g.tomski@gmail. com

Потребность в изложении своего мировоззрения возникает по разным причинам, например, для поиска единомышленников или деловых партнеров. Мы предлагаем и обсуждаем модули, позволяющие оптимизировать такое описание с точки зрения полезности и затрачиваемых усилий. Изложение в такой форме доступно для любой думающей личности с доброй волей, не скрывающей своих ценностей.

Ключевые слова: качество жизни, личность, сохранение и улучшение качества жизни, когитоны, цели развития человеческого общества, цели земного разума, роль философии, задачи современного образования, повышение уровня аналитического мышления, люди доброй воли, сети и сообщества, сотрудничество с Международной академией КОНКОРД.

Стремление к улучшению качества жизни

Каждая личность стремится улучшить качество своей жизни. Качество жизни человека оценивается множеством критериев, среди которых можно перечислить [1]:

- духовное богатство человека;

- уровень материального благосостояния;

- качество окружающей среды;

- состояние здоровья;

- уровень безопасности;

- удовлетворенность жизнью и т. д.

Духовное богатство включает все, чем человек владеет и дорожит и что не имеет материальной или денежной формы: знание и опыт, творческие способности, культуру поведения и т. д.

Преимущественное внимание к приумножению духовного богатства по сравнению с материальным не является идеализмом в век признания информации как ценного ресурса. На развитие человеческих ресурсов делают ставку все передовые страны.

Важнейшей компонентой является состояние здоровья, которое относится к качеству жизни не только человека, но и всех живых существ. Качество окружающей среды и уровень безопасности также характеризуют качество жизни всего живого. Уровень материального благосостояния, например, для растений можно переформулировать как степень достаточности питательных веществ и воды.

Чувство удовлетворенности человека своей жизнью субъективна и изменчива: возможно сочетание хороших условий жизни с критической их оценкой и, напротив, удовлетворительных субъективных ощущений с неудовлетворительными условиями жизнеобеспечения. Изменчивость этого критерия ярко проявляется в период молодости, например, в зависимости от степени взаимности в любви и дружбе, успешного начала активной деятельности (учебы, работы и др.).

Создание семей, стремление к сплоченности рода, привязанность к своему народу и стране, объединение в группы по интересам можно коротко объяснить желанием улучшения качества жизни участников этих и других самых разнообразных общественных явлений и процессов.

Существует достаточно широкий консенсус о том, что улучшение качества жизни является основной целью развития человеческого общества. Примером служит оргументация развитая экономистом и политиком М.И. Кротовым в гдаве Улучшение качества жизни — высшая цель модернизации книги [2], в которой повышение качества жизни провозглашается высшей целью общественного развития:

«Приведенные нами показатели качества жизни, конечно, не охватывают всех сторон роста благосостояния и могут быть существенно конкретизированы. Однако они демонстрируют масштабность и сложность достижения высшей цели общественного развития в условиях модернизации.» ([2], с. 99).

Экономист и государственный деятель Оразалы Сабден выражает ту же мысль в своей монографии по инновационной экономике в следующих терминах:

«Главная задача современного развития - повышение уровня и качества жизни на основе социальной справедливости.» ([3], с. 205)

Многими авторами используются формула: «Повышение уровня и качества жизни населения является стратегическим направлением (или приоритетом) развития страны (государства, общества)».

Каждый оценивает уровень своего благополучия по своему, люди вырабатывают свои моральные и интеллектуальные ценности в зависимости от своего образования и воспитания, влияния семьи, друзей и средств массовой информации. Человек рождается в обществе со сложившимися до него законами и правилами поведения, познает окружающий мир и учится, постепенно включается в систему общественных отношений, занимает место в разделении труда, его ролевые функции меняются в течении жизни, развиваются субъективные отношения к действительности и оценке своего качества жизни.

Поэтому описание своего восприятия качества жизни и ценностей с включением автобиографических элементов должен составить интересный для потомков, учеников и всех возможных партнеров базовый модуль изложения мировоззрения любой личности.

Этот модуль может быть изложен сжато или развернут до автобиографического повествования или философского эссе для хорошего обоснования своей точки зрения, ибо «Все люди — философы» (Карл Поппер, 1956).

Цели разума

Способность к развивающему обучению и творчеству, созданию и накоплению духовного богатства отличает человека от любого представителя животного мира на земле. Но было бы неправильно называть личностью только человека, ибо такими же качествами должны обладать развитые системы искусственного или комбинированного интеллекта, а также представители внеземных цивилизаций.

Будем называть когитоном (cogiton) любое самосознающее существо, не уступающее человеку в способности к обучению и творчеству. Когитон является личностью, обладающей собственным Я.

Это название навеяно знаменитым Cogito, ergo sum («Мыслю, следовательно, существую») - фундаментальным положением философии Декарта.

Человек является когитоном, являющимся итогом эволюционного биологического развития жизни на Земле.

Предполагается, что относительно быстро будут созданы гибридные и искусственные когитоны. С.В. Кричевский пишет:

«Вместе с тем вполне возможен запредельный вариант постчеловека как живого универсального разумного существа (ЖУРС), при котором антропоморфность - лишь один из вариантов.

Сознание в зависимости от целей такого ЖУРС и от окружающей среды трансформирует тело, т.е. существует и эволюционирует живая разумная система: «сознание - «тело-трансформер»...

При этом возникает сложнейший комплекс проблем (этических, правовых, технологических и др.), которые предстоит обсуждать и решать в течение длительного периода времени.» ([4], с. 145-146).

Совокупность когитонов, обменивающихся информацией с человечеством, будем называть областью когитонной достижимости человеческого разума. Такие области достижимости существуют для любой локализованной совокупности когитонов.

Совокупность всех когитонов любой галактики образует разум этой галактики, разделенный на области достижимости, количество которых уменьшается по мере установления связей между этими областями и увеличивается при распаде некоторых областей на части при локальных катастрофах в галактике.

Автор бестеллера Homo Deus [5] Юваль Ной Харари считает, что человечество преследует три основные цели:

- достижения вечной молодости;

- поиск ключей от счастья;

- превращение Homo sapiens в Homo Deus.

Певая из этих целей заключается в продления жизни человека с перспективой достижения бессметрия путем трансформации замещения данных от природы органов искусственными.

О второй цели человечества Харари пишет:

«Вторым великим проектом, стоящим на повестке дня человечества вероятно, является нахождение ключей от счастья ... В Древней Греции Эпикур объяснял, что не надо тратить время на поклонение богам, что нет жизни после смерти и что счастье является единственной целью жизни. В античные времена большинство граждан не соглашались с эпикуризмом, но сегодня - это преобладающая точка зрения. Скептицизм насчет существования потустороннего мира толкает человечество к попыткам достижения бессмертия и земного счастья. Ибо кто захочет жить в вечной бедности?» ([5], с. 41)

При этом, возможно, не будет быстрого успеха в деле достижения бессмертия, но усилия, затраченные на эту цель, «определят будущее экономики, общества и политики» (с. 69).

Третья цель описывается следующим образом:

«Человек приписывал в течении своей истории большинству богов не всесилие, а специфические сверхвозможности, как создание живых существ, трансформации своих тел, контроля за окружающей средой и временем; умение читать мысли и общаться на расстоянии, путешествовать с большой скоростью; и, конечно, быть бессмертным .

Некоторые из этих возможностей сегодня стали привычными» (с. 59)

«В недалеком будущем мы вполне сможем создать сверхлюдей, которые превзойдут античных богов благодаря своем инструментам, а также физическим и умственным качествам ...

Для преследования здоровья, счастья и власти люди будут модифицировать одну из своих характерных особенностей, потом другую и далее до тех пор, пока они не перестанут быть людьми.» (с. 61)

Таким образом, Homo Deus являются в нашей терминологии когитонами с большими возможностями, а преследование счастья — стремлением к улучшению качества жизни.

Тревога за понижение качества жизни сопровождает человека, а то, что называется эсхатологической тревогой «присуще человеку смертному как таковому. В любое время, в любой культуре человек чувствует свою смертность, переживает ее, испытывая при этом предельные, конечные, то есть в прямом смысле эсхатологические чувства, среди которых, тревожность, наверное, наиболее частотное.» ([6], с. 31).

Мысль о неизбежности исчезновения собственного Я или даже об исчезновения разумных потомков создает для человека мучительную ситуацию,

и т-ч и

из которой он ищет выхода. В значительной мере на этом основана сила религиозных учений, для которых тема спасения является одной из центральных:

«Большинство религиозных течений обещает человеку неограниченное развитие способностей и бессмертие, но только после смерти или после многих лет аскезы (йога). Проверить это невозможно, поэтому адепты вынуждены принимать все на веру. Фактически такие обещания даются, чтобы победить естественно присущий человеку страх смерти, а кроме того, заставить его делать то, что выгодно церкви и обществу (во многих религиях бессмертие нужно заслужить хорошим поведением).» ([7], с. 239).

Протест против смерти, против распада своей личности является универсальной характеристикой всех когитонов.

Поэтому основную цель разума мы формулируем как превращение сообщества когитонов в космический разум, который жил бы столько, сколько будет существовать Вселенная.

Эта глобальная цель будет достигнута при условии успешной реализации жизненных проектов громадного множества творческих людей доброй воли с рациональным мышлением и других когитонов и успешной организации их сотрудничества. Примером служит Трансгуманистический проект, в манифесте которого говорится:

« Трансгуманизм — материалистическое философское течение, считающее главной целью всех и каждого развитие научно-технического прогресса, направленное на повышение жизнеспособности человека, радикальное продление жизни, обеспечение неограниченного развития возможностей личности.

Трансгуманизм — концентрированное выражение здравого смысла. Жизненные ценности у каждого свои — семья, дети, творчество, любовь, красота, свобода, деньги, путешествия, секс, власть... Но все они имеют смысл только тогда, когда человек жив. Базовое условие для реализации и существования всех ценностей — жизнь. Ее радикальное продление рациональными, научно доказуемыми методами — самая разумная стратегия для каждого из нас.

Трансгуманизм — стремление к высшей справедливости и счастью. Нет ничего более несправедливого, чем смерть. Люди не заслуживают смерти. Смерть, старость и болезни делают человека несчастным. Борьба за справедливость и счастье для каждого — это борьба с болезнями, страданиями, борьба за радикальное продление человеческой жизни.

Трансгуманизм — естественное проявление человеческой сущности. Суть эволюции — в развитии, и человек максимально это отражает. По своей природе он стремится к расширению возможностей, экспансии и увеличению масштабов личности.

Трансгуманизм — фактор ускорения эволюции человека. Жизнь — это форма организации материи, направленная в первую очередь на самосохранение. Жизнь — это антиэнтропийный процесс. Человек наделен способностью к самосовершенствованию. Он может получать новые знания и навыки и улучшать с их помощью свой организм. Эволюция человека давно уже происходит не только в биологической плоскости, но и в научно-технологической и социальной. Прежде всего это относится к эволюции личности.

Трансгуманизм — результирующий вектор прогресса. Вся история человечества — история роста возможностей и увеличения продолжительности жизни. Все, что делает нашу жизнь лучше, комфортней, насыщенней и продолжительней, — результаты прогресса. При этом существуют опасности и риски, связанные с развитием науки и техники. Они отражают силы регресса и энтропии. Эти явления надо рассматривать как нерешенные задачи прогресса. Трансгуманизм актуализирует задачу ускорения научно-технического прогресса в интересах каждого человека.

Трансгуманизм — стремление к сохранению цивилизации. Одна из проблем человечества — глобальные риски — события, в результате которых может погибнуть цивилизация. Необходимо заранее просчитать эти риски и противостоять реализации всех возможных негативных сценариев. Трансгуманизм ставит задачу неуничтожимости человечества .

Трансгуманизм — это стремление к расширению возможностей человека. Для человека жизненно необходимы: усиление интеллекта, духа, воли, целеустремленности, ответственности, достижение свободы личности от биологического носителя, повышение степени освоения пространства и уровня управляемости материей и энергией. Задача трансгуманизма — добиться, чтобы

эти возможности появились у каждого человека, и он мог в полной мере их реализовывать.» ([7], с. 241-242)

Люди доброй воли

Мы называем человеком доброй воли личность, которая стремится улучшить или сохранить качество своей жизни не нанося при этом ущерба качеству жизни других. Многие такие люди доброй воли стремяться способствовать улучшению качества жизни как можно большего количества людей, что можно оценивать как одно из самых благородных стремлений.

Людьми доброй воли являются многие личности, отдающие приоритет увеличению своего духовного богатства, ибо духовное богатство и информация не уменьшаются, если им поделиться с другими. Профессиональные знания и полезные навыки не исчезают, если их передать и привить интересующимся и нуждающимся.

При этом человек доброй воли не обязан отказываться от справедливого вознаграждения за свои усилия (например, авторского гонорара), что может позволит ему повысить уровень своего благосостояния.

Позитивные убеждения и культура поведения легко передаются и способствуют улучшению таких важнейших компонентов качества жизни, как качество окружающей среды и уровень безопасности. Информация рассматривается в настоящее время как не менее ценный ресурс, чем энергия и сырье. Но результативная деятельность может быть только при творческом подходе, при всемерном развитии своего потенциала.

Результативность действий людей доброй воли усиливается при условии налаживания ими взаимовыгодного сотрудничества. Поэтому они объективно заинтересованы и способны открыто и искренне излагать свои личные убеждения и проекты.

Благородные жизненные проекты свойственны многим юношам и девушкам, излагая их они могут укрепиться в своих стремлениях и противостоять возможным соблазнам. Такие позитивные личные мировоззрения могут зародиться у них, например, под впечатлением от прочитанных книг или увиденных фильмов о жизни замечательных людей, влиянием философских учений и других причин. Но могут сохраниться и реализовываться только те благородные стремления, которые основаны на твёрдом убеждении, основанном на хорошо выработанной мысли.

Таким образом, описание своих жизненных проектов и их генезиса является интересным и полезным видом деятельности для людей любого возраста.

Однако часть людей может улучшать качество своей жизни живя не реальной, а виртуальной жизнью, полной всевозможных наслаждений. Это делает уже сейчас значительная часть человечества и этот процесс будет

усиливаться. Человека толкают к этому его биологическая природа и выработанные эволюцией программы инстинктов. Такие существа не думают о других и очевидно не могут быть отнесены к людям доброй воли.

Под рациональным мышлением человека имеется в виду способность выделять существенное, абстрагировать, анализировать, синтезировать и прогнозировать. Это относится к теоретическому мышлению, которого нет у животных. Без такого мышления невозможно выработать и реализовать серьезные проекты.

Люди без развитого рационального мышления пользуются инстинктивным предметно-действенным практическим мышлением. Рациональным мышлением обладает меньшинство, перемены обеспечивает небольшое количество людей с выдающимися способностями, а большинство человечества находится в настоящее время во власти инстинктов. К счастью, одним из сильных является инстинкт самосохранения.

Поскольку программы поведения первого поколения когитонов будут заложены человеком, то будет необходимо суметь направить их деятельность в позитивное творческое русло в интересах развития и сохранения космического разума при сохранении собственного Я. Следующие поколения когитонов должны создаваться с такими же «инстинктами».

Можно думать, что такие процессы будут происходить везде, где когитоны, появившиеся в результате эволюционного развития, будут создавать своих искусственных преемников. Пустые наслаждения характерны в основном только для биологической фазы существования когитона. Захваченные этой опьяняющей жизнью когитоны не получат необходимой для существования в других формах подготовки. Поэтому их популяция будет постепенно сокращаться. Это приведет к преобладанию рациональных когитонов, не имеющих ненужных для космического разума животных инстинктов.

В любом случае желательность сплочение людей доброй воли является одним из идей вызывающих широкий консенсус. Возглавляемая автором Международная академия КОНКОРД (Académie internationale CONCORDE) является одной из организаций, созданных для содействия реализации этой идеи, и ставит своей целью разработку, экспертизу, тестирование и внедрение научных и творческих проектов, служащих интересам человечества и способных дать экономический эффект. Служение интересам человечества заключается в стремлении внести вклад в повышение качества жизни для всех [8, 9].

Мы предлагаем при работе над описанием своих научных и творческих проектов сравнить их с существующими проектами Международной академией КОНКОРД (МАК) для возможного выхода на хороший международный уровень, а также подумать над возможностью предложить МАК новый проект, чтобы найти партнеров, используя каналы академии или среди ее членов.

Среди программ МАК, представляющих широкий интерес, мы обращаем особое внимание на программу повышения уровня аналитического мышления и программы выявления и развития творческих способностей

для всех с раннего возраста [10-12].

Программа повышения уровня аналитического мышления

Философ и математик Александр Миронович Воин в своей книге

Философия и глобальный кризис пишет:

« Идеологии, базирующиеся на философских учениях, играли главную роль в человеческой истории на длительных ее интервалах и народы, принимающие исторически правильную, соответствующую времени и новой действительности идеологию, получали преимущество перед народами с отсталой идеологией и вырывались вперед в своем развитии.» ([13], с. 25)

Мы можем добавить «и улучшении качества своей жизни».

«Но сегодня философия превратилась в салонные разговоры профессиональных философов в узком кругу или источник цитат для украшения речей и статей журналистов и политиков ... Место же, которое прежде занимала философия в качестве фундаментального основания для выработки внешней и внутренней политики, системы ценностей, короче идеологии, теперь заняли (претендуют занять) социология, и многочисленные и продолжающиеся множиться политологии, политтехнологии, социальные психологии, культурологии и т.п. » ([13], с. 25)

« Философ, дабы не отрываться от реальной жизни, должен принимать во внимание все эти опросы общественного мнения и выявленные (и, к сожалению, часто изобретенные самими политологами и политтехнологами) способы манипулирования сознанием масс. Но если мы будем руководствоваться только знаниями, пусть вполне научными, о том, как захватить и удержать власть, но не будем знать, как употребить эту власть на благо обществу и в чем вообще это благо состоит (в действительности, а не по мнению сегодняшнего большинства), то понятно, к чему мы придем. Таким образом, эта подмена философии социологиями и политологиями только усугубляет неадекватность восприятия действительности и самим обществом и властями. » ([13], с. 27-28)

Ситуация усугубляется снижением уровня аналитического мышления населения, что « отражается на всех процессах, текущих в обществе, и в частности, на качестве власти и принимаемых ею решений. Что проявляет себя в низком качестве и непоследовательности решений, принимаемых властями даже развитых стран, не говоря о странах третьего мира. ..» ([10], с. 4)

В частности, это часто отражается в ухудшении качества жизни.

«Повысить эффективность здесь позволит изучение и приобретение практики применения единого метода обоснования научных теорий [14], разработанного А. М. Воином на основе его теории познания [14]. Точнее этот метод был выработан в процессе развития естественных наук, физики прежде всего, но до сих пор не был представлен эксплицитно и существовал лишь на уровне стереотипа естественно-научного мышления, подобно тому как грамматика сидит в каждом языке, до того как она написана. Автор представил этот метод в явном виде и показал возможность его применения с соответствующей адаптацией в сфере гуманитарных и естественных наук.

Важность применения метода обоснования в сфере гуманитарных и общественных наук трудно переоценить. Естественные науки, в которых единый метод обоснования применяется пусть даже на уровне стереотипа естественно-научного мышления, обеспечили и продолжают обеспечивать стремительный научно-технический прогресс.» ([14], с. 11)

Александр Миронович подчеркивает, что «одним из краеугольных камней единого метода обоснования является аксиоматическое построение теории. Такое построение обеспечивает надежное «предсказание результатов опытов будущего на основании опытов прошлого», надежное и однозначное, заметим, при условии однозначности базовых понятий теории, однозначной же привязки их к опытным данным и непротиворечивости аксиом. Никакой другой метод построения теории, например, так называемый генетический, надежности выводов теории не обеспечивает ни при каких дополнительных условиях. Наука же, не могущая гарантировать надежность своих выводов, ничем не отличается от предсказаний Нострадамуса и даже гадалки на кофейной гуще. Вторым краеугольным камнем единого метода обоснования является теория понятий автора, разработанная им на основе его же теории познания [14, 15]. Применение этой теории обеспечивает однозначность определений базовых понятий и однозначность их привязки к опыту.»

«Здесь важно подчеркнуть особую роль геометрии, делающую ее наиболее пригодной, по сравнению с другими разделами математики, для развития рационального аналитического мышления. Не случайно на входе в академию Платона было написано: «Да не войдёт сюда тот, кто не знает геометрии». Дело в том, что геометрия с самого начала, т.е. уже в «Началах» Евклида была выстроена аксиоматически (Евклид был отцом аксиоматического метода). Платон еще не мог знать, какую роль аксиоматический метод сыграет в развитии рациональной науки в целом, а не только геометрии, в Новое Время и в формировании рационалистического мировоззрения, о роли которого в европейской цивилизации сказано выше. Но он это предчувствовал. Сегодня аксиоматический метод применяется не только в геометрии и не только в математике, но и в физике и ряде других естественных наук.

Полностью же роль аксиоматического метода в рациональной науке и рационалистическом мировоззрении раскрыта в разработанном автором едином методе обоснования научных теорий, для которого аксиоматическое построение

теории является одним из двух краеугольных камней, на которых он стоит. Геометрия же по-прежнему является наиболее легким путем усвоения аксиоматического метода и его применения. » ([10], с. 6-9)

Мы считаем, что непрерывные усилия по достижении и поддержанию должного уровня аналитического мышления, развитии своей креативности являются важным показателем существования у личности доброй воли. Описания таких усилий личности и их результатов относятся к наиболее интересным модулям изложения личного мировоззрения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Любой автор такого модуля может высказать свои педагогические воззрения, сформировавшиеся на основе личного опыта, сделать не просто обзор, а самоанализ своих научных и творческих работ.

Приведу отрывок из своих Автобиографических заметок [16, 17]:

« Время показало, что в Якутском университете, в котором тогда работало только два кандидата наук по математике, мне удалось получить математическое образование, не уступающее выпускникам самых престижных советских университетов, ибо они в своем подавляющем большинстве не были приучены к той степени самостоятельной работы и мышления, к какому мне пришлось привыкнуть.

На старших курсах университета удалось настолько натренировать мозг математикой, что я получил уверенность в своей «способности понимать все, что способен понимать человек». Поэтому я бы посоветовал всем молодым людям начинать свое высшее образование со специальностей с серьезной математической компонентой.

Стоит прислушаться к мнению архитектора инновационной политики Сингапура доктора Филипп Йо, который советует: «Активно ищите детей с математическими способностями. Математика крайне важна. Сообразительные дети, которые разбираются в математике, могут заниматься физикой и всеми другими науками.»

Воспитание математической культуры является основой подготовки специалистов для инновационной экономики. Процитирую также авторитетное мнение Джан-Карло Рота, профессора Массачусетского технологического института:

«Изучив математику, ты всегда можешь переключиться на любую другую специальность; а вот с другой специальности переключиться на математику у тебя не получится» (https://newtonew.com/discussions/10-lessons-mit).

Большим успехом была победа во всесоюзном отборочном конкурсе молодых ученых и десятимесячная научная стажировка в Парижском университете Дофин через три года после окончания аспирантуры и защиты диссертации в Ленинградском университете.

Период работы над докторской диссертацией совпал с резким ужесточением требований к их защите .

Решил создать свою научную школу мирового класса. Для этого задумал оригинальную Систему безошибочного определения математических талантов [11, 18], которая требовала предварительного развития Элементарной геометрии преследования [19, 20] в качестве источника нерешенных математических проблем для любознательных и способных школьников. Для усиления увлекательности этих проблем и увеличения их количества и разнообразия придумал многовариантную игру ЖИПТО, базовая версия которой — игра СОНОР стало быстро известной и популярной в Якутии. Она оказалась доступной практически для всех детей с 5-6 лет и интересной для взрослых, включая многих любителей шахмат и шашек. Для увеличения интереса к игре я инициировал развитие Искусства ЖИПТО [21-23] и не подозревал, что скоро стану международным чиновником ...

В 1992-2000 годах Якутия вела активно свои международные дела в Европе, сотрудничала с учреждениями ООН, инициировала создание Академии Северного Форума. Чтобы действовать грамотно в такой сложной обстановке я получил диплом Парижской Международной дипломатической академии и диплом об углубленном высшем образовании (DEA) по международному праву и экономике Парижского университета Декарт. Таким образом, мне пришлось учиться в пяти высших учебных заведениях (двух российских и трех французских), хотя я никогда не думал коллекционировать дипломы. Об этом интересном и насыщенном событиями периоде подробно и откровенно рассказано в книге Международные дела и связи регионов [24]»

Индивидуальных верования и ценности

Увеличение количества и сплоченности людей доброй воли с рациональным и творческим мышлением может способствовать распространению понимания основных целей человечества и разума, выработки на этой основе общей системы ценностей.

При этом люди будут сплачиваться вокруг важных для улучшения или сохранения качества их жизни целей. Например, А.Н. Кононов пишет: «ничто так не сплачивает людей, как общий враг. Катастрофическая нестабильность сред - враг, которого во всех его ипостасях, на всех уровнях, победить невозможно, по крайней мере, не такой младенчески юной цивилизации, как человечество.» ([25], с. 33)

« Это ли не абсурд, когда человечество фактически ежедневно приносит дань человеческими жизнями стихиям, которые в конце концов могут уничтожить и всю нашу цивилизацию, то есть когда фактически перед цивилизацией стоит бесчисленное число задач по наращиванию потенциалов ее спасения, она растрачивает свои силы на самоистребление, и сама убивает тех, кто мог бы внести вклад в ее спасение ...

От консерваторов, защищающих статус-кво, при котором существующие образовательные системы никак не готовят новые поколения человечества к решению задач его спасения, можно слышать такие аргументы, что официальное признание бесконечной уязвимости человечества приведет к росту апокалиптических настроений, эсхатологических теорий, расцвету сектантства. Да, такое возможно, но только если наращивание понимания хрупкости положения человеческой цивилизации не будет сопровождаться разъяснением того, что же следует предпринять, чтобы увеличить шансы человечества избежать реализации бесчисленных сценариев всевозможных апокалипсисов. Собственно, для этого и разрабатывается большая глубоко структурированная теория фундаментальной цивилизационной безопасности - «Общая терия неуничтожимости и могущества человечества» (ОТНМ), на сегодняшний день включающая в себя 21 теорию, разбирающаяся со всеми механизмами, формирующими наши способности не стать жертвами катастрофически нестабильных сред, в которых мы существуем, изучающая, что формирует наши уязвимости и разъясняющая те спасительные роли в судьбе цивилизации, которые каждый человек может сыграть, занимаясь практически любой созидательной деятельностью. Фактически, для каждого, знакомящегося с этой теорией, появляется еще один смысл жизни - внесение своего вклада в неуничтожимость, могущество и спасение человеческой цивилизации, перед лицом бесчисленных угроз ее уничтожения. Но, самое главное, такое новое мировоззрение делает еще более очевидным пагубность человеческой розни, войн, накапливания потенциалов самоуничтожения ...

На основе ОТНМ зарождается и новая, возможно самая мощная по своей истинности, глубине и значению для судьбы человечества «идеология могущества человеческой цивилизации», или «цивилионизм». При этом под «могуществом» понимается, способность справляться с любыми вызовами и угрозами нашей цивилизации. Такого рода идеология должна, в частности, позволить, например, через конструктивные дискуссии, снять разрушительные составляющие в других, существующих на сегодняшний день идеологиях, в том числе, религиозных. И наоборот, усилить конструктивные, спасительные, составляющие в них.» ([26], с. 17-18)

Младенческий характер человеческой цивилизации выражается, в частности, в неспособности большинства людей к рациональному мышлению и настоящему творчеству, их тенденции к разделению по религиозным, национальным и другим всевозможным признакам, в несовершенстве экономических и политических систем и вытекающим отсюда бессмыленным тратам на военные и другие нужды.

В связи с этим остановимся на важной теме религиозного мировоззрения, которое в классической форме часто является догматическим и противоречит рациональному мировоззрению.

Мы считаем напротив, что новые или модернизированные рациональные религии должны быть совместимы с научным мировоззрением, должны способствовать развитию творчества и распространению научной культуры и ее постепенному превращению в часть народной культуры. Они должны объединять людей, вовлекая их к участию в совместных действиях, способствующих повышению качества их жизни.

Например, базис современного тангризма (тенгризма, тенгрианства), выделенный и описанный в наших работах [27-33], совместим с мировоззрением большинства думающих людей доброй воли. Действительно, классический тангризм степных народов был основан на трех идеях, зафиксированных в письменных источниках времен Монгольской империи:

Идея толерантности, сформулированная в виде «Существует только один Бог. Он дал человеку много пальцев и, точно так же, он дал ему много путей к единому Богу.»

Идея всеобщего мира, выраженная словами: «Волей Вечного неба весь мир, от востока до самого запада, будет объединен в радости и мире».

Идея всемирного правительства, сформулированная в виде: «На небе есть только один Бог и на земле должен быть только один хозяин».

Эти три идеи можно толковать как кредо классического тангризма, то есть как официально зарегистрированную систему догматов вероучения.

Мы формулируем кредо тангризма в современных терминах в соответствии со смыслом его классической формулировки следующим образом: «Есть много путей к единому Богу и надо верить так, чтобы не наносить ущерба другим. Пусть эта вера способствует сплочению людей доброй воли, чтобы человечество жило в согласии и могло решать все возникающие перед ним задачи и проблемы!»

Заметим, что мила в физике определяется ее эффектом. Если человек ощущает на себе какие-то положительные эффекты, необъяснимые воздействием известных науке сил, полей и других источников, конечно, он имеет право называть источник этих благотворных эффектов богом. Такой ход рассуждений применим и к древнему человеку, не знавшему электромагнитных полей и обожествлявшему, например, молнию.

Поэтому предлагаем воспринимать Бога как совокупность всех неизвестных науке сил, полей и их источников, способных помочь человеку.

Понимаемого таким образом Бога мы называем Тангра, чтобы отличить от восприятия как Творца, ибо при нашем определении не возникает вопроса о его роли в создании Вселенной. Эту точку зрения мы никому не навязываем, каждый волен представлять Тангра или единого и всемогущего Бога по своему.

Заметим близость описанного нами базиса тангризма с естественной религией философов эпохи Просвещения, ибо Дидро и многие другие мыслители понимали под естественной религией общую основу всех религий, остающуюся после удаления их фольклорной надстройки и рассказов о божественном откровении. Преимуществом такой религии, содержащей общие для всех верования, является универсальность, исключающая догматизм и фанатизм. Но в отличии от искусственных построений типа религии Разума французской революции тангризм имеет реальные исторические традиции.

Мы придерживаемся современной концепции религии как совокупности совместимых между собой индивидуальных верований. Все идет к тому, что каждый думающий человек будет иметь свою индивидуальную веру. Люди с близкими убеждениями будут группироваться в новые или модернизированные религиозные течения.

Совокупность индивидуальных верований каждого человека является

хорошим индикатором интеллектуального и творческого уровня этой

личности, его моральных качеств и поэтому является важной компонентой ее

мировоззрения.

Данный модуль может содержать не только этические и другие

рассуждения, но и поэтические тексты современных молитв, например, подобных «научным молитвам» Джозефа Мэрфи. Здесь существует большой простор для философского, поэтического и художественного и другого творчества.

Процесс модернизации и персонализации традиционных религий в

соответствии с полученным уровнем научного мировоззрения происходит у каждого человека. В связи с этим обратим внимание на книгу А.М.Воина

Эволюция духа. От Моисея до постмодернизма [34], содержание которой

Александр Миронович характеризует следующим образом:

«Остро стоит вопрос, чему же на самом деле учит Библия или Коран, содержат ли каждая из этих книг стройное непротиворечивое учение о том, как нужно жить, и можно ли это учение вычленить и обосновать, отправляясь от текста Библии (Корана), так, чтобы оно было принято всеми верующими данной религии, как принимается доказанная научная теория в сфере естественных наук. Я показал, что это можно сделать и сделал, используя как инструмент единый метод обоснования.

Я показал, что в учении Бога Отца и Иисуса Христа нет внутренних противоречий и его можно рассматривать как систему аксиом Библии. А вот высказывания еврейских летописцев, царей и пророков в Ветхом Завете и аналогично, апостолов в Новом (кроме тех, где они передают прямую речь Бога Отца или Иисуса Христа), а тем более всевозможных отцов церкви, пап и постановления соборов ни в коем случае нельзя рассматривать как «свято», как неоспоримую истину. Их можно и нужно проверять на соответствие упомянутым аксиомам. Таким и только таким образом можно вычленить из Писания единое и

непротиворечивое учение, которое могут принять все верующие в силу его обоснованности. Речь идет, естественно, об учении, как жить, о моральном

учении, а не о сугубо теологических вопросах, типа: Бог один или в трех лицах.»

Заключение

Международная академия КОНКОРД (МАК) создана для разработки и внедрения научных и творческих проектов, служащих интересам человечества и способных дать экономический эффект, причем служение интересам человечества понимается как стремление внести вклад в повышение качества

жизни для всех.

Учреждены награды МАК: медали Пифагора, Гете, Марии Аньези и Орден КОНКОРД призванные способствовать реализации приоритетных программ и проектов Академии [35-43]. Приведем описание Медали Пифагора:

Медаль учреждена в честь Пифагора (570— 490 гг. до н. э.), знаменитого философа и математика, теоретика музыкальной и цветовой гармонии, успешного проповедника своих идей, имевшего большое количество преданных учеников. Геродот и другие античные авторы называли его «величайшим эллинским мудрецом», ибо в молодости Пифагор много путешествовал, отличался огромной любознательностью, встречался почти со всеми известными мудрецами своего времени (греками, персами, халдеями, египтянами и другими), впитал в себя всё накопленное к этому времени человечеством знание, был также реформатором религиозного мировоззрения.

Награждение производится во время конференций, стажировок, школ творчества, фестивалей и других мероприятий МАК во Франции [44-46].

Пифагор, Гете и Аньези отличались стремлением к всемерному расширению своего кругозора, умели излагать свои мысли, увлекать и убеждать других. Мы ищем людей с такими качествами для всех приоритетных областей сотрудничества с МАК, причем наиболее актуальными для нас в настоящее время являются:

1) Внедрение спецкурсов по Педагогике ЖИПТО [12] в высших и других педагогических учебных заведениях, прежде всего для будущих педагогов дошкольного и дополнительного образования.

2) Внедрение спецкурсов по Элементарной геометрии преследования [19] в систему подготовки будущих учителей математики.

3) Интенсификация исследований по значительному продлению жизни.

Наиболее доступными направлениями сотрудничества являются:

- привлечение интереса представителей точных наук к философским исследованиям для поднятия общего уровня этих исследований путем использования единой методики обоснования научных теорий [10, 13-15];

- поощрение ученых, творческих людей и других лидеров общественного мнения к созданию своих «Философских заметок» и других произведений с описанием своего личного мировоззрения или персональной религии в духе, совместимом с научным мировоззрением.

При этом для изложения своего мировоззения мы рекомендуем

придерживаться описанной нами в данной статье модульной структуры со

следующими основными компонентами:

- описание своего понимания качества жизни и ценностей с включением автобиографических элементов;

- описание своей учебы и других усилий по достижению и поддержанию высокого уровня аналитического мышления, развитии креативности;

- описание научных, творческих и жизненных проектов и их генезиса;

- краткий обзор и самоанализ достигнутых научных и других творческих результатов;

- желательно привести описание своих индивидуальных верований (или персонализированной и модернизированной религии).

Возможно создание курсов на основе единого метода обоснования научных теорий (совместных с А.М. Воином):

«Такие курсы могут создаваться при университетах с согласия или по инициативе руководства университета или при любых других организациях, заинтересованных в этом, а также на основе добровольного объединения желающих. Участники таких курсов, помимо изучения основ единого метода обоснования будут обучаться находить в предлагаемых им проектах и теориях аксиоматическую структуру. Т.е. быстро находить базовые положения,

постулаты, отправляясь от которых, авторы проекта или теории извлекают свои выводы. Затем проверять эти постулаты-аксиомы на непротиворечивость друг другу и опыту, однозначность определения фигурирующих в них понятий и однозначность привязки этих понятий к опыту. Проделав такой анализ в отношении популярной философской или иной теории можно с легкостью защитить диссертацию и одновременно принести пользу обществу.

Это особенно легко будет сделать физикам и математикам, желающим продолжить профессиональную карьеру в сфере гуманитарных и общественных наук. Сегодня наблюдается определенная тенденция такого перехода. Но поскольку это делается без применения единого метода обоснования, то, как правило, хотя диссертации и защищаются успешно, но наука и общество от таких защит проигрывает, поскольку математикой здесь прикрываются неправильные и нечеткие исходные посылки ... А применение единого метода обоснования позволяет физику или математику сделать добротную диссертацию без особых усилий.» ([10], с. 14)

С автором данной работы (Г.В. Томским) возможно создание спецкурсов и написание совместных книг и статей по педагогике, математическому образованию и методам работы с одаренными детьми, международным отношениям и проектам, философии, истории и современному тангризму (тенгризму, тенгрианству), художественному и литературному творчеству и другим направлениям.

Литература

1. Томский Г.В. Об использовании категории качества жизни как базовой категории для анализа общественных явлений и процессов // CONCORDE, 2019, N 1, с. 3-28.

2. Кротов М. И. Политико-экономические проблемы модернизации: опыт России и СНГ (очерки). — СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. — 292 с.

3. Сабден О. Экономика: Избранные труды. Т. II (Инновационная экономика) -Алматы: ИЭ КН МОН. - 336 с.

4. Кричевский С.В. Живое универсальное разумное существо, состоящее из сознания и тела-трансформера // Философия и космология, 2012, N 1, с. 144-146.

5. Harari Y.N. Homo deus : Une brève histoire de l'avenir. - Albin Michel, 2015. - 464

P.

6. Варава В.В. «Ужас тварности». Эсхатологическая тревога как исток русской философии // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015, №2 (14).

7. Турчин А.В. Батин М.А. Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа? - М.: БИНОМ. Лабаратория знаний, 2013, - 263 с.

8. Томский Г.В. Международная академия КОНКОРД // CONCORDE, 2018, N 4, р. 3-20.

9. Томский Г.В. Анализ деятельности Международной академии КОНКОРД в терминах категории качества жизни // CONCORDE, 2019, N 1, р. 29-43.

10. Воин А.М. Проект программы повышения уровня аналитического мышления // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2018, N 3, с. 3-15.

11. Томский Г.В. Система поиска исключительных талантов // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2015, N 3, p. 86-110.

12. Томский Г. В. ЖИПТО в образовании и творчестве // Bulletin

d'EUROTALENT-FIDJIP, 2018, N 2, р. 38-80.

13. Воин А. М. Философия и глобальный кризис: - М.- Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 544 с.

14. Воин А.М. Единый метод обоснования научных теорий. - М. - Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 268 с.

15. Воин А.М. Неорационализм - духовный рационализм. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 259 с.

16. Томский Г.В. Автобиографические заметки, 2017 (Amazon Kindle). - 153 с.

17. Томский Г.В. Краткие автобиографические заметки // CONCORDE, 2017, N 1, p. 3-112.

18. Томский Г.В. Система безошибочного определения математических талантов (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2015, vol. 4). - Editions du JIPTO, 2015.

- 54 p

Электронная версия: Томский Г.В. Математические таланты: Система безошибочного определения, 2017 (Amazon Kindle). - 88 с.

19. Томский Г.В. Элементарная геометрия преследования, 2017 (Amazon Kindle).

- 211 с.

20. Томский Г.В. Математика ЖИПТО и темы для исследований, 2016 (Amazon Kindle). - 120 с.

21. Томский Г.В. ЖИПТО и художественное творчество для всех (Amazon Kindle). - 101 с.

22. Томский Г.В. ЖИПТО и искусство фотографии всех (Amazon Kindle). - 108 с.

23. Томский Г.В. ЖИПТО и литературное творчество для всех (Amazon Kindle).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 117 с.

24. Томский Г.В. Международные дела и связи регионов, 2016 (Amazon Kindle). -

130 с.

25. Кононов А.А. Общая теория неуничтожимости человечества //

CONCORDE, 2015, N 1, p. 30-67.

26. Кононов А.А. О необходимости общемировой идеологии могущества

человеческой цивилизации // CONCORDE, 2015, N 5, p. 17-26.

27. Томский Г. В. ТАНГРА: Пример модернизации древней религии для

творческих людей доброй воли, 2016 (Amazon Kindle). - 399 c.

28. Томский Г. В. Системная архитектура современного тангризма // CONCORDE, 2016, N 1, p. 33-71.

29. Томский Г. В. ТАНГРИЗМ Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные

версии Часть первая. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 1). - Edition du

JIPTO, 2018. - 186 c

30. Томский Г. В. ТАНГРИЗМ Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные

версии Часть вторая. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 2). - Edition du

JIPTO, 2018. - 208 c

31. Томский Г. В. ТАНГРИЗМ Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные

версии Часть третья. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 3). - Edition du

JIPTO, 2018. - 73 c.

32. Томский Г. В. О практике современного Тангризма (Тенгризма, Тенгрианства,

Тангараизма) // CONCORDE, 2018, N 5, р. 73-102.

33. Томский Г. В. Тангрианский анализ мировоззрения Бенджамина Франклина //

CONCORDE, 2018, N 2, p. 40-61.

34. Воин А. Эволюция духа. От Моисея до постмодернизма. - Москва: Директ-Медиа, 2013. - 539 с.

35. Томский Г.В. Программы и проекты Международной академии КОНКОРД, 2018 (Amazon Kindle). - 205 c.

36. Томский Г.В. Приоритетные направления сотрудничества с Международной академией КОНКОРД: Биологические и медицинские науки // CONCORDE, 2018, N 4, р. 21-29.

37. Томский Г.В. Приоритетные направления сотрудничества с Международной академией КОНКОРД: Экономические науки // CONCORDE, 2018, N 4, р. 30-40.

38. Томский Г.В. Приоритетные направления сотрудничества с Международной академией КОНКОРД: Международные отношения // CONCORDE, 2018, N 4, р. 46-48.

39. Томский Г.В. Приоритетные направления сотрудничества с Международной академией КОНКОРД: Философия // CONCORDE, 2018, N 4, р. 49-52.

40. Томский Г.В. Приоритетные направления сотрудничества с Международной академией КОНКОРД: Интернет, мультимедиа и программирование // CONCORDE, 2018, N 4, р. 41-45.

41. Томский Г.В. Приоритетные направления сотрудничества с Международной академией КОНКОРД: Математика // CONCORDE, 2018, N 4, р. 53-62.

42. Томский Г.В. Приоритетные направления сотрудничества с Международной академией КОНКОРД: Физические науки // CONCORDE, 2018, N 4, р. 68-82.

43. Томский Г.В. Приоритетные направления сотрудничества с Международной академией КОНКОРД: Исторические науки // CONCORDE, 2018, N 4, р. 83-88.

44. Томский Г.В. Медали и орден Международной академии КОНКОРД (Académie internationale CONCORDE) и наградная кампания 2019 года // CONCORDE, 2019, N 1, р. 44-52.

45. Томский Г.В. Мероприятие в ЮНЕСКО, посвященное 25-летию ФИДЖИП и 30-летию изобретения базовой версииЖИПТО // CONCORDE, 2019, N 1, р. 53-77.

46. Томский Г.В., Касымканова Х.-К. Полидисциплинарная стажировка «Международные организации и научное сотрудничество» для обладателей звания «Лучший преподаватель ВузаРК- 2017» // CONCORDE, 2018, N 5, р. 3-33.

ГРИГОРИИ ТОМСКИИ

Программы и проекты

Международной академии КОНКОРД

Russian Edition

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.