Научная статья на тему 'ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В ТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ'

ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В ТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКОВ / INVESTMENT PRACTICE OF BANKS / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ничипоренко Д. В., Соколов С. А.

Статья содержит основные проблемы, связанные с инвестиционной деятельностью банков с государственным участием в транспортном комплексе России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT PRACTICE OF BANKS WITH PARTIAL STATE OWNERSHIP IN TRANSPORT SYSTEM OF RUSSIA

The article highlights major problems concerning investment practice of banks with partial state ownership in transport system of Russia.

Текст научной работы на тему «ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В ТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ»

В.Г. Николаев

Об особенностях отнесения земель водного траснпорта к категориям земель

[2] Правовой режим земель водного транспорта / Земельное право. В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин, В.В. Нахратов, Д.В. Литвинов. М., 2010.

[3] Сиваков Д.О. О правовом регулировании водно-земельных отношений // Журнал российского права. - № 1. - 2002.

[4] Сиваков Д.О. Право землепользования организаций внутреннего водного транспорта //Законодательство и экономика. - № 1. - 2004.

THE PECULIARITIES OF REFERRING WATER TRANSPORT LANDS TO LAND CATEGORIES

V. G. Nikolaev

Key words: land, land categories, water transportation, water transport lands.

The article takes a look at the peculiarities of referring water transport lands to land categories. The corresponding legal framing is analyzed.

УДК 34

Д.В. Ничипоренко, студентка ФБОУВПО «ВГАВТ» С.А. Соколов, к.ю.н., доцент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В ТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

Ключевые слова: инвестиционная деятельность банков, транспорт

Статья содержит основные проблемы, связанные с инвестиционной деятельностью

банков с государственным участием в транспортном комплексе России

Обсуждая деятельность банков с государственным участием, целесообразно определиться о каких конкретно банках идет речь. Прежде всего, необходимо отметить, под «государственным участием» необходимо понимать не только участие Российской Федерации, но и ее субъектов, поскольку они также распоряжаются государственным имуществом, а также муниципальных образований , поскольку принципы распоряжения государственным и муниципальным имуществом едины. Возможность участия субъектов РФ и муниципальных образований в капиталах кредитных организаций предусмотрена ст. 124 ГК РФ1 и ст. 11 ФЗ «О банках и банковской деятельности»2. Таким образом, под банками с государственным участием могут пониматься банки с участием государства, субъектов Федерации или муниципальных образований в уставных капиталах.

Среди российских банков с участием государства доминирующие позиции занимают два банка - Сбербанк и Внешторгбанк.

ОАО «Сбербанк России» - на данный момент наикрупнейший банк Российской

1 См. ст.124 «Гражданский Кодекс РФ» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (действующая редакция от 01.03.2013).

2 См. ст.11 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (действующая редакция от 19.05.2013).

Федерации, а так же Европы (Центральной и Восточной), зарегистрирован как открытое акционерное общество. Более двухсот тысяч лиц, как юридических, так и физических - акционеры банка. Банк имеет колоссальную долю участия капитала иностранных инвесторов и частного капитала.

Филиальная сеть «Сбербанка России» на данный момент самая развитая и уникальная. Так как только его филиальная сеть имеет две тысячи филиалов (структурных подразделений) по всей России,а концепция развития Банка одобрена 2007 года

19 июля Правлением Сбербанка России и утверждена Комитетом наблюдательного совета.

Сбербанк активно участвует в инвестировании транспортного комплекса России.

Волго-Вятский банк Сбербанка России и «Русские автобусы - Группа ГАЗ» достигли договоренности о финансировании производства автобусов для организации транспортного обслуживания пассажиров во время XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. Сумма кредитной линии составит 5,4 млрд рублей сроком до конца 2013 года.1

Сбербанк профинансирует строительство моста через Каму в Удмуртии, Сбербанк и его лизинговая «дочка» - ЗАО «Сбербанк Лизинг» - финансируют поставку скоростных трамваев к Универсиаде в Казани.

Московский банк Сбербанка предоставил 7,48 млрд рублей компании «НефтеТ-рансСервис» на покупку ООО «ЕвразТранс».

Сбербанк предоставит ООО «Мостострой-12» (входит в группу компаний «Фоника») банковскую гарантию в размере более 4,5 млрд рублей в рамках проекта по строительству многоуровневой транспортной развязки в Тюмени.

Дальневосточный банк ОАО «Сбербанк России» в 2012 году принял участие в саммите АТЭС во Владивостоке и стал одним из кредиторов строек. Через банк финансировались стратегически важные для столицы Приморья объекты: мост через бухту Золотой Рог, международный пассажирский терминал аэропорта Владивосток, автомагистрали от аэропорта до центра города и другие. Из общего объема инвестиций 47 миллиардов рублей - контракты, сопровождаемые Сбербанком России. В настоящее время Дальневосточный банк Сбербанка России оказывает поддержку 700 инвестиционным проектам. Дальневосточный банк много лет финансирует строительство новых и реконструкцию действующих дорог, мостовых переходов. В их числе также федеральные трассы Хабаровск-Владивосток и Амур-Чита, Хабаровск-Лидога-Ванино, автодороги Селихино-Николаевск-на-Амуре.2

Группа ВТБ - это банк ВТБ, его дочерние (доля ВТБ - более 50% голосующих акций/долей) кредитные и финансовые организации.

Вместе дочерние банки и финансовые организации называются компаниями группы ВТБ.

Группа ВТБ сегодня обладает уникальной для российских банков международной сетью, которая насчитывает более 30 банков и финансовых компаний более чем в

20 странах мира. На российском банковском рынке группа ВТБ занимает второе место по всем основным показателям.3 ВТБ работает с более чем 200 стратегическими партнерами во всех транспортных сегментах. Каждый из этих клиентов имеет годовую выручку не менее $30-50 млн и является связующим звеном между несколькими крупными поставщиками и покупателями промышленной продукции. Получается, что, содействуя повышению конкурентоспособности и росту бизнеса транспортных компаний, Внешторгбанк способствует развитию их партнеров и в конечном итоге -всей экономики России.

ВТБ - один из самых опытных и профессиональных банков России в области работы с предприятиями судостроения и водного транспорта. Об этом убедительно го-

1 Электронный ресурс: Banki.ru

2 Павлова А. Деятельность Сбербанка //Коммерсантъ (Хабаровск), 2012.

3 Электронный ресурс: http://vtbjournal.ru

Д.В. Ничипоренко, С.А. Соколов

Об инвестиционной деятельности банков с государственным участием в транспортном...

ворит тот факт, что к числу его партнеров относятся почти все отечественные компании данной отрасли. Среди клиентов ВТБ все российские перевозчики - такие значимые, как «Совкомфлот», а также небольшие компании. Все, начиная с крайнего востока России - «Сахалинского морского пароходства» и заканчивая крайним западом - «Выборгским судостроительным заводом».1

ВТБ интересны и водные пути. Одним из крупнейших завершенных проектов банка в сфере водного транспорта стало содействие «Лукойл-Арктик-Танкеру» в строительстве морских танкеров ледового класса (таких судов в России до тех пор не было). Сделка была разбита на два этапа. Сначала банк выделил своему клиенту $11,5 млн на 1 год - первые пять танкеров были построены в Германии,затем «Лукойл- Арктик-Танкер» получил $80 млн на три года. Эти деньги пошли на оплату еще пяти танкеров, которые были построены в Петербурге на Адмиралтейских верфях. Сейчас эти суда работают на трассах Северного морского пути, обслуживая месторождения компании в Тимано-Печоре.

Дальневосточное морское пароходство пользуется поддержкой ВТБ на $24 млн по контрактам строительства контейнеровозов и на $37 млн - при покупке железнодорожных платформ. Оперирующие большими финансовыми потоками судовладельцы также размещают временно свободные средства на депозитах ВТБ.

Банк весьма заинтересован в работе с компанией «Российские железные дороги», эксплуатирующей всю рельсовую инфраструктуру в стране, Внешторгбанк одним из первых предоставил РЖД значительный кредит ($100 млн) и к концу года установил на компанию лимит кредитования в объеме $350 млн в рублевом эквиваленте, который активно работал до настоящего времени. Впрочем, во взаимодействии двух гигантских организаций есть один нюанс. Обе они принадлежат одному собственнику (государству), но их взаимоотношения определяют рыночные факторы.

В 2006 г., руководство «Российских железных дорог» объявило одним из победителей тендера на поставку в лизинг подвижного состава дочернюю компанию Внешторгбанка - ОАО «ВТБ--Лизинг». Сумма сделки составила 10,1 млрд руб. сроком на 6,5 лет - финансировала ее, естественно, ВТБ.2 Кроме того, ОАО «РЖД» пользуется услугами депозитария банка, а ряд филиалов компании выплачивает заработную плату работникам с использованием пластиковых карт ВТБ.

Железные дороги не единственная транспортная сфера, в которой активен Внешторгбанк. Кредитно-финансовая организация финансирует подведомственные компании Федерального агентства воздушного транспорта, которые покупают навигационное оборудование, а также предоставляет денежные ресурсы для многих авиакомпаний, модернизирующих парк воздушных судов.

В сфере автомобильного транспорта специалисты ВТБ считают перспективным финансирование контрактов российских компаний на покупку импортной автотехники с привлечением кредитных ресурсов зарубежных банков. В том числе - под гарантию экспортных страховых агентств (ЭСА) Германии, Италии, Франции, Японии и других стран. При использовании покрытия ЭСА денежные ресурсы могут быть предоставлены на срок до 12 лет, а банк может профинансировать до 85%, а иногда и до 95% стоимости коммерческих контрактов.

Как видно, банки играют весьма значительную роль в сфере транспортного комплекса России. 3

Список литературы:

[1] Павлова А. Деятельность Сбербанка //Коммерсантъ (Хабаровск), 2012.

[2] Павлов О.Е. Банковские инвестиции // «Транспорт России» от 24.08.2012.

1 Павлов О.Е. «Банковские инвестиции» , газета «Транспорт России» от 24.08.2012.

2 Бахвалова М. Отношения с банком //Учет. Налоги. Право, 2012, №7, с. 10.

3 Серегин В. Мы знаем свою эффективность //Финансы, 2012, №9, с. 13.

[3] Бахвалова М. Отношения с банком //Учет. Налоги. Право, 2012, №7, с. 10.

[4] Серегин В. Мы знаем свою эффективность // Финансы, 2012, №9, с. 13.

INVESTMENT PRACTICE OF BANKS WITH PARTIAL STATE OWNERSHIP IN TRANSPORT SYSTEM OF RUSSIA

D. V. Nichipornko, S.A. Sokolov

Keywords: investment practice of banks, transport

The article highlights major problems concerning investment practice of banks with partial state ownership in transport system of Russia.

УДК 34

С.А. Осипов, кандидат юридических наук, доцент, ФБОУ ВПО «ВГАВТ» А.С. Лизунов, студент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ОБЪЕКТА КРАЖИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Ключевые слова: уголовное право, кража, транспорт

Анализируется проблематика квалификации объекта кражи на железнодорожном

транспорте.

В 2012 году число раскрытых краж Волго-Вятским управлением внутренних дел на транспорте на объектах транспортной инфраструктуры ПФО составило 1366, а число нераскрытых краж уменьшилось на 4,4% и составило 1017. Улучшились результаты работы по раскрытию краж, совершенных в пассажирских поездах дальнего следования и пригородного сообщения. Раскрыта 141 «поездная» кража (2011 г. -128; +10,2%), а нераскрытыми остались - 221 (2011 г. - 219; +0,9%), процент раскрываемости преступлений вырос и составил 38,95 % (2011 г. - 36,89 %) [1].

Кража, т.е. тайное хищение чужого имущества, как определяет это деяние законодатель [2], или действия лица, совершившего незаконное изъятие имущества в отсутствие собственника или иного владельца этого имущества, или посторонних лиц либо хотя и в их присутствии, но незаметно для них, как определяет это деяние Верховный Суд [3], является, пожалуй, самым распространённым преступлением в Российской Федерации.

Данное деяние совершается при различных условиях, поэтому кражи условно можно классифицировать на некоторые виды. Скажем, квартирные, карманные кражи, кражи транспортных средств, кражи на транспорте и другие. Особой спецификой обладают кражи, совершаемые на транспорте, неслучайно для раскрытия и расследования преступлений именно на транспорте государством созданы специализированные, как следственные, так и оперативные подразделения. Одним из ключевых видов транспорта, как с точки зрения огромного грузопотока и пассажиропотока, так и сточки зрения стратегического значения для государства является железнодорожный транспорт. Поэтому обратим внимание на проблемные моменты уголовно-правового аспекта краж, совершаемых на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.