Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВИДОВ МОШЕННИЧЕСТВА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМИ'

АНАЛИЗ ВИДОВ МОШЕННИЧЕСТВА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОШЕННИЧЕСТВО / FRAUD / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / WATER TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Домнина О.Л., Хайруллин В.Д.

Статья посвящена анализу видов мошенничества на транспорте, выявлению особенностей мошенничества, характерных непосредственно для водного транспорта. В статье также предложены способы борьбы с мошенничеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE TYPES OF FRAUD ON WATER TRANSPORT AND WAYS OF COMBATING THEM

The article is devoted to the analysis of the types of fraud on transport, revealing the peculiarities of fraud specific to water transport. The article also proposed ways of fighting fraud.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВИДОВ МОШЕННИЧЕСТВА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМИ»

УДК 340.13

О.Л. Домнина, доцент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» В.Д. Хайруллин, студент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

АНАЛИЗ ВИДОВ МОШЕННИЧЕСТВА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМИ

Ключевые слова: мошенничество, водный транспорт

Статья посвящена анализу видов мошенничества на транспорте, выявлению особенностей мошенничества, характерных непосредственно для водного транспорта. В

статье также предложены способы борьбы с мошенничеством.

Актуальность темы

Сохранность перевозок является одним из основных показателей качества перевозок. Согласно статистическим данным, предоставленным страховыми компаниями, на первое место в сфере грузоперевозок выходят убытки, связанные с хищениями и мошенничеством. Кроме того, от умения борьбы с мошенничеством зависит эффективность работы транспортного предприятия. А для выработки способов защиты, необходимо понимать, каким образом может это мошенничество происходить. Потому рассмотрение данной темы является весьма актуальной.

Сравнение видов транспорта

Чаще всего, согласно статистике и данным криминальных новостей, подвергается риску краж и мошенничества - автомобильный транспорт. Это вполне понятно: отсутствие охраны, частые остановки и типовые маршруты делают этот вид транспорта самой легкой и заманчивой добычей.

Вторым по популярности в сфере хищений является железнодорожный транспорт. Но в отличие от автоперевозок здесь для злоумышленников существуют преграды. Товарный состав так просто, для досмотра, остановить невозможно. Особо ценные грузы перевозятся под усиленной охраной, да и штатный состав I поезда -целая бригада. А сферу железнодорожных перевозок курирует специально созданное подразделение полиции - транспортная полиция.

Морской и речной транспорт имеет свою специфику. При погрузке-разгрузке что-то украсть проблематично. Поэтому воровство происходит прямо из терминалов и складов в портах. Помощниками здесь выступают работники этих портов. Но порты являются объектами стратегического назначения. Соответственно, охрана здесь лучше, чем на простом складе. А работу перевозчиков курируют линейные отделы полиции морского и речного транспорта. Поэтому хищения груза происходят в сфере морских международных перевозок гораздо реже, чем в других отраслях.

Авиаперевозки - самый быстрый и самый дорогой вид грузоперевозок. Это позволяет избежать дополнительных рисков при доставке грузов. В аэропортах существует отлично налаженная система безопасности, видеонаблюдения, несколько степеней контроля груза.

Если при транспортировке груза используется мультимодальный вариант перевозки (несколько видов транспорта), риск хищения товара увеличивается в геометрической профессии. Смена транспортных средств влечет за собой погрузку-разгрузку, а значит; доступ посторонних лиц к перевозимым ценностям. Как правило, у преступных группировок есть осведомители на таможенных постах, в ГИБДД и других организациях, с помощью которых осуществляется процесс доставки груза.

Виды преступлений на водном транспорте

Изучение и анализ следственной практики свидетельствуют о необходимости вы-

деления следующих групп наиболее распространенных способов мошенничества на водном транспорте.

1) Хищения, совершаемые в процессе продажи активов под видом неликвидного имущества. Как правило, имущество и товарно-материальные ценности реализуются по заниженным ценам с незаконным получением вознаграждения лицом, уполномоченным для совершения сделки. Так, представитель ОАО «Корсаковский морской торговый порт» при реализации лома черных металлов вьетнамской фирме «Олбико» присвоил 12 млн. руб.

2) Хищения, совершаемые в процессе смены собственников. Так, генеральный директор судоходной компании ЗАО «ФРИМ» в ущерб компании с целью незаконного отчуждения теплохода СТ-1315 заключил заведомо невыгодный договор займа, а путем подделки документов - смену владельца компании. Причиненный ущерб составил 0,6 млн. долл.

3) Хищения, совершаемые в процессе использования объектов водного транспорта, находящихся в государственной собственности. Так, руководитель Департамента эксплуатации ледокольного флота и руководители ОАО «Мурманское морское пароходство», в период 1998-2004 гг. не перечисляли в доход государства денежные средства от коммерческого использования переданного им в доверительное управление федерального имущества (восемь атомных ледоколов, два дизель-электрических ледокола, атомный лихтеровоз и др.). Ущерб государству составил более 7 млн. долл.

4) Присвоение или растрата денежных средств совершается путем: завышения отработанных часов в отчетных документах, являющихся основанием для начисления заработной платы; хищение из выручки от продаж билетов пассажирам теплохода с подделкой в учетных документах (уменьшение выручки путем исправления, подчистки, травления записей с последующей допиской нужного текста, уничтожение подлинных приходных документов в изготовление подложных); хищение денежных средств, в том числе выделенные из бюджета для модернизации флота.

5) Кражи имущества граждан и юридических лиц совершаются путем: тайного похищения имущества пьяных в 40% случаев или спящих лиц в 25% случаев; тайного похищения на время оставленного неохраняемого имущества в 20% случаев; тайного похищения путем свободного доступа в 20% случаев.

6) Хищение грузов с использованием различных инструментов и технических приспособлений: в зависимости от рода упаковки грузы похищаются из досчатых ящиков, из фанерных ящиков, из картонных ящиков (коробок), из кип, в которых перевозится шерсть, ткани, из мягкой упаковки (мешки, тюки), из бочкотары, из контейнеров; на борту судна преступники совершают хищения путем подъема крышек люков трюмов без нарушения при этом пломб, путем открытия крышек трюмов посредством разрыва металлического кольца, путем просверливания дыр в трюмах судов.

7) Практика показывает, что для организации лжеэкспорта злоумышленниками часто используется морской транспорт. Механизм хищения основан на использовании льгот, предоставляемых законодательством организациям-экспортерам и заключающихся в применении к вывозимой за рубеж партии товаров нулевой ставки НДС. Так как фирмы-посредники, приобретая товар с целью поставок на экспорт, не являются производителем, то суммы НДС, уплаченные в бюджет на этапах производства и перепродажи товара, подлежат возмещению. Право на возмещение НДС связывается с уплатой суммы НДС покупателем поставщику при оплате товара. Поэтому все претензии по неуплате НДС возникают не к фирме-экспортеру, а к ее поставщику, который, как правило, является «фирмой-однодневкой». Таким образом, фирма-экспортер получает право требования фактически ранее не уплаченных сумм НДС из бюджета.

8) Хищение грузов на водном транспорте совершается также с использованием транспортных документов.

Остановимся более подробно на этом виде хищений. Во-первых, это хищение с помощью составления фиктивных коммерческих актов, в которых указывают вы-

мышленные причины недостачи или порчи грузов. Например, бой и течь груза (на вино-водочные изделия, спирт, растительное масло, соки, сиропы, консервы и др.); указанная в коммерческих актах недостача груза, хотя ее могло и не быть, или завышенная действительная недостача под видом порчи скоропортящихся грузов; переложение вины за хищение груза на работников порта или судна при наличии попутного коммерческого акта или акта общей формы, составленного в пути следования.

Во-вторых, часть хищений возможна с помощью фальсификации отметок в накладных о недостаче груза в пределах норм естественной убыли. Таким образом расхитители создают неучтенные излишки грузов и похищают их. Особенно часто такие отметки делают при массовых перевозках зерна, овощей и фруктов.

В-третьих, часть хищений возможна путем сокрытия излишков груза, обнаруженных при разгрузке судов. В таких случаях согласно правилам, действующим на транспорте, на обнаруженные при разгрузке грузов излишки должны быть составлены коммерческие акты. Расхитители из числа работников водного транспорта в таких случаях коммерческих актов не составляют, а установленные излишки похищают и реализуют.

В-четвертых, следующим используемым способом хищений является занижение или завышение веса груза. К этому способу расхитители прибегают в тех случаях, когда вес груза определяют с помощью замера судна по его осадке. Расхитители из порта отправления вступают в сговор с расхитителями в порту назначения, грузополучателем и членами команды судна, искусственно завышают осадку судна, создавая тем самым излишки груза, которые затем похищают. Возможно также подкладывание на весы посторонних металлических предметов. В результате подобных действий на судне, из которых было совершено хищение, возникает недостача, а на базе или складе грузополучателя образуются неучтенные излишки, похищаемые расхитителями.

В-пятых, практикуется уничтожение перевозочных документов или изменение их содержания. К такому способу прибегают весовщики, приемосдатчики, товарные кассиры, таксировщики и др. лица, имеющие дело с обработкой документов. Расхитители умышленно засылают грузы не по назначению в другие порты пристани сообщникам по хищению. Последние получают груз по фиктивной доверенности, а затем реализуют его. Такой способ хищения применяют, как правило, в тех случаях, когда совершаются хищения в особо крупных размерах.

В-шестых, похитителями может использоваться присвоение невостребованных и бездокументных грузов. Отдельные работники портов, пристаней, используя отсутствие должного контроля со стороны пароходства, похищают ценные товары. Чтобы скрыть следы преступления, они не составляют описей, в документах товары и вещи именуют как неизвестный груз. А иногда составляются фиктивные внутрискладские акты о том, что материальные ценности вследствие длительного хранения пришли в негодность и уничтожены и только после этого сообщают о таких грузах в финансовые органы.

В-седьмых, возможна фабрикация документов на получение груза. С целью хищения ценностей из портов расхитители используют незаконно приобретенные бланки ярлыков, коносаментов, накладных на вывоз, доверенности на получение грузов.

Необходимо также отметить, что для речного транспорта характерны в основном кражи. Для морского же транспорта характерны завладение грузом путем мошенничества с использованием подложных документов.

Если анализировать основные виды грузов, подвергающихся хищениям, то в первую очередь, это нефтепродукты. Масштаб воровства нефтепродуктов с судов, работающих на внутренних водных путях России, достигает $0,5-$0,6 с тонны или 1 танкер в сезон. Основными способами таких хищений являются перекачка нефтепродуктов в скрытые емкости при погрузке или выгрузке с последующим сливом при переходе, некорректные цифры замеров, сговор с береговыми службами грузоотправителя, замещение груза водой в грузовых танках.

Способы защиты от мошенничества

1) Грузовладелец может, или даже - должен застраховать свой груз, на время перевозки, от точки отправления до точки назначения. Это и есть самый надежный способ свести к минимуму убытки в случае повреждения или хищения груза. Особенно это актуально, при осуществлении сложных мультимодальных перевозок.

2) Требовать от транспортной компании, в целях контроля, присутствия ее представителей на месте погрузки, перегрузки и переупаковки товара.

3) В местах, где нет возможности обеспечить присутствие своего представителя, для осуществления контроля за всеми операциями с грузом - найм независимого эксперта. Он по окончании проверки, составит официальный рапорт в письменном виде о количестве и состоянии самого груза, качестве упаковки и креплении - на данной конкретной стадии перевозки.

4) Использование GPS/ГЛОНАСС-мониторинга и электронных средств контроля. Это современный способ увеличения не только безопасности грузоперевозки, но и способ предотвращения мошенничества на водном транспорте.

Список литературы:

[1] Мошенничество и хищения в структуре грузоперевозок // http://dispetcher-gruzoperevozok. info/moshennichestvo-i-xishheniya-v-strukture-gruzoperevozok/

[2] Тарасик Н.М. Методика расследования хищений, совершаемых на водном транспорте/ автореферат диссертации, 2006.

[3] Логвин С.В. Железнодорожный и водный транспорт/ http://www.licsecurity.ru/zheleznodo rozhniy-i-vodniy-transport

[4] Криминал в грузоперевозках, и в транспортной сфере в целом/ http://www.transport mm.ru/dopolnitelnyj-material/23-kriminal-v-gruzoperevozkax.html

[5] Информационный портал PortNews/ http://portnews.ru/news/171286/

[6] Домнина О.Л. Анализ безопасности внутреннего водного транспорта и законодательных мер, направленных на ее повышение/ Вестник ВГАВТ. - Н.Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2012. -Вып. 33. - с. 114-121.

ANALYSIS OF THE TYPES OF FRAUD ON WATER TRANSPORT AND WAYS OF COMBATING THEM

O.L. Domnina, K. Khairullin

Keywords: fraud, water transport

The article is devoted to the analysis of the types of fraud on transport, revealing the peculiarities of fraud specific to water transport. The article also proposed ways of fighting fraud.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.