Научная статья на тему 'ОБ УЧАСТИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ'

ОБ УЧАСТИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ / NATIONAL BANK OF RUSSIA / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапьян А.В., Чих Н.В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулирование участия Банка России в развитии транспортного комплекса страны, проблемы и перспективы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICIPATION OF THE RUSSIAN CENTRAL BANK IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN TRANSPORT SYSTEM

The article is devoted to the questions concerning legal regulation of the National Bank participation in the development of transport system of the country, some problems arising in this sphere and solutions to these problems.

Текст научной работы на тему «ОБ УЧАСТИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

И. Парахулев

Терроризм как угроза транспортной безопасности РФ

The article takes a look at terrorism as one of the biggest threats to transport system. It also dwells on various factors ans conditions which can lead to the decrease of transport safety, damage to the national safety and dimension of stability in transportation system.

УДК 34

А. В. Сапьян, студент ФБОУВПО «ВГАВТ»

Н.В. Чих, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой, доцент, ФБОУ ВПО «ВГАВТ»

603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

ОБ УЧАСТИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Ключевые слова: Центральный банк России, транспорт

В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулирование участия

Банка России в развитии транспортного комплекса страны, проблемы и перспективы

их решения.

Эффективность экономики, экономический рост, устойчивость развития отраслевых комплексов, внешнеэкономической деятельности определяется функционированием транспорта.

Сочетание различных видов транспорта, обслуживающих население, предприятия и организации представляет собой транспортный комплекс.

В развитии транспортного комплекса нашей страны участвуют различные органы государственной власти. Центральный банк РФ также участвует в развитии транспортного комплекса государства. Банк России является особым государственным органом управления, разрабатывающий и осуществляющий во взаимодействии и по поручению федеральных органов исполнительной власти единую государственную денежно-кредитную политику1. Банк России, выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления.

В настоящее время в стране приняты различные федеральные целевые программы, направленные на развитие транспортной системы России, и утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года». Центральное место в развитии транспортного комплекса занимает Государственная программа Российской Федерации - «Развитие транспортной системы», которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года2. Государственная программа подготовлена с учетом роли и места транспорта в реше-

1 О правовом статусе Центрального банка Российской Федерации См: Игнатьева С.В. Еще раз об организационно-правовой форме Банка России // Адвокат, 2009, № 6; Пастушенко Е.Н. Особенности публично-правового статуса Центрального банка Российской Федерации и его роль в финансовой деятельности государства (вопросы финансово-правовой теории и нормативно-правового регулирования). // Финансовое право, 2010, № 4.

2 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (утвердить до 31 декабря 2012 г. основные государственные программы Российской Федерации, в том числе и «Развитие транспортной системы»). Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2600-р).

нии приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Цели государственной программы отражают конечные результаты решения транспортных проблем социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Целями государственной программы являются: ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повышение доступности транспортных услуг для населения; повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Кроме того и многие другие федеральные целевые программы направлены на развитие транспортного комплекса России, если не прямо то косвенно1.

Данные федеральные целевые программы финансируется в основном за счет средств федерального бюджета и участие ЦБ в этих программах сводится к бюджетным полномочиям по исполнению федерального бюджета, а если быть наиболее точными, то к обслуживанию счетов федерального бюджета2. В соответствии со статьей 6 БК РФ, единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Банка России отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. Банк России осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов3.

Развитие транспортного комплекса России достигается путем реализации крупнейших российских проектов в области транспорта.

К современным крупнейшим проектам в области транспорта являются: Строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге (доля частных инвестиций 51%); Строительство Орловского тоннеля под Невой в рамках развития Волго-Балтийского водного пути (доля частных инвестиций 35%); Строительство скоростной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке 15-58-й км (доля частных инвестиций 53%); Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально -сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области ( доля частных инвестиций 87%); другие4.

Участниками реализации инновационной политики регионов, к которой относится и развитие транспортной системы и транспортной инфраструктуры России, наряду с государственными структурами, финансовыми компаниями, финансово -промышленными группами страховыми и инвестиционными фондами относятся и банки, надзор за деятельностью которых осуществляется Банком России.

1 Постановление Правительства РФ от 9 августа 2006 г. № 478 «О федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы» (с изменениями и дополнениями); Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 1481 «О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» (с изменениями и дополнениями); Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (с изменениями и дополнениями); другие.

2 Ст. 155 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (БК РФ).

3 Ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями).

4 Рощина Л.Н. Государственное финансирование инновационной деятельности: цели и направления, формы и инструменты, региональные особенности/ Финансы и кредит, 2012, №14, С. 11.

Банки с целью реализации российских проектов в области транспорта предоставляют целевые кредиты. Банк России является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.

Одними из самых активных банков на данный момент, осуществляющих кредитование в области развития транспортного комплекса России является Сбербанк России и Транскредитбанк. Основным акционером Сбербанка России является Банк России, владеющий 50% уставного капитала и плюс одна голосующая акция. В соответствии с этим, представляется, ЦБ определяет основные направления и сферы кредитования, осуществляемые Сбербанком России.

Сбербанк активно осуществляет кредитование в области транспорта. Например, Северо-Западный банк Сбербанка России открыл группе компаний «Содружество» кредитную линию на сумму 117 млн долл. Как сообщает пресс-служба банка, средства предназначены для приобретения парка железнодорожных вагонов-зерновозов1; Волго-Вятский банк Сбербанка России и ООО «Русские автобусы - Группа ГАЗ» заключили контракт о кредитовании производства автобусов. По условиям соглашения Сбербанк предоставит кредитную линию в размере 5,4 млрд. рублей сроком до конца 2013 года, контракт подразумевает поставку 709 автобусов для организации транспортного обслуживания пассажиров в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в Сочи2. В 2011 году ОАО «Современный коммерческий флот» и Сбербанк России в ходе Петербургского международного экономического форума подписали соглашение о сотрудничестве в области финансирования судостроительных проектов.

Транскредитбанк один из крупнейших российских коммерческих банков, контролируемый государственными корпорациями группой «ВТБ» и «РЖД». Банк специализируется преимущественно в сегменте услуг для транспортной и смежных с ней отраслей. На данный момент у Банка более 35 000 корпоративных клиентов. Основным клиентом является ОАО «РЖД», а также все 16 железных дорог России, имеющие статус филиалов ОАО «РЖД».

Согласно опубликованной финансовой отчетности Транскредитбанка на 30 сентября 2012 года3, банк имел концентрацию кредитов, предоставленных ОАО «РЖД» и его связанным сторонам, которая составляла 15 904 150 тыс. руб., или 4,04% от совокупного кредитного портфеля (на 31 декабря 2011 года: 16 619 827 тыс. руб. или 4,95%). Также Транскредитбанк предоставил кредиты на развитие железнодорожного транспорта и прочие виды транспорта 70 721 302 тыс. рублей.

В тоже время данному банку оказывал финансовую поддержку путем кредитования Банк России. Так, Транскредитбанк получил кредиты от ЦБ РФ по договорам прямого «репо». В соответствии с законом договором «репо» признается договор, по которому одна сторона (продавец по договору «репо») обязуется в срок, установленный этим договором, передать в собственность другой стороне (покупателю по договору «репо») ценные бумаги, а покупатель по договору «репо» обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (первая часть договора «репо») и по которому покупатель по договору «репо» обязуется в срок, установленный этим договором, передать ценные бумаги в собственность продавца по договору «репо», а продавец по договору «репо» обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора «репо»)4. В настоящее время соглашение «репо» условно может рассматриваться как краткосрочный заем под залог ценных бумаг. Сделки «репо» часто совершаются с целью креди-

1 http://top.rbc.ru. 28 марта 2013 г.

2 http://www.klerk.ru/bank/news/308466/

3 Примечание к промежуточной сокращенной консолидированной финансовой отчетности за девять месяцев по 30 сентября 2012 года/ http://www.tcb.ru.

4 ч.1 ст. 51.3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями).

тования участников рынка деньгами либо ценными бумагами. В этом случае доход кредитующей стороны сделки реализуется через разницу цен первой и второй части. Механизм операций «репо» подразумевает, что на срок предоставления средств, выступающие в качестве обеспечения ценные бумаги переходят в собственность к кредитору, что упрощает разрешение ситуаций при неисполнении обязательств заемщиком и снижает кредитный риск. Сделкой прямого «репо» называется сделка продажи с обязательством обратной покупки.

Ставка по кредитам составляла 5,51%, а срок погашения наступала в октябре 2012 года. Справедливая стоимость ценных бумаг, полученных по данным договорам «репо», составляла 11 011 379 тыс. руб. Также Транскредитбанк получил кредит в размере 1 502 869 тыс. руб. от ЦБ РФ. Ставка по кредиту составляла 7,0%, а срок погашения наступал в ноябре 2012 года.

Таким образом, ЦБ как особый орган государственный власти также наряду с другими органами государственной власти участвует в развитии транспортного комплекса России, что проявляется в осуществлении бюджетных полномочий при выделении бюджетных средств на развитие транспортной системы России и осуществления кредитования.

Проблемным вопросом является активность кредитования банками государственных проектов в рамках государственно-частного партнерства, направленных на развитие транспортного комплекса страны, соответственно и активность ЦБ в области кредитования как кредитора последней инстанции.

Для этого необходимо поощрять со стороны Банка России банки, «специализирующиеся» в транспортной сфере путем выдачи им кредитов под минимальные проценты. На данный момент существует не так много банков осуществляющих «целенаправленное» кредитование в транспортной сфере. В число таких банков входят: Всероссийский банк развития регионов, Росавтобанк, Транспортный, Трансинвестбанк и самый успешный банк, входящий в данную группу, Транскредитбанк, состоящий в списке топ-15 российских банков на сегодняшний день1. Но, все же, самым активным банком осуществляющим кредитование транспортных проектов является Сбербанк России, основной акционер которого Банк России. Конечно, список весьма скромен. Необходимо увеличивать количество банков, «не равнодушных» к такой хозяйственной отрасли, как транспорт. Представляется, что установление данной практики стимулирует создание новых банков, которые будут осуществлять активное кредитование в сфере транспорта.

Список литературы:

[1] Игнатьева С.В. Еще раз об организационно-правовой форме Банка России // Адвокат, 2009, № 6

[2] Пастушенко Е.Н. Особенности публично-правового статуса Центрального банка Российской Федерации и его роль в финансовой деятельности государства (вопросы финансово-правовой теории и нормативно-правового регулирования) // Финансовое право, 2010, № 4.

[3] Рощина Л.Н. Государственное финансирование инновационной деятельности: цели и направления, формы и инструменты, региональные особенности/ Финансы и кредит, 2012, №14, С. 11.

[4] Примечание к промежуточной сокращенной консолидированной финансовой отчетности за девять месяцев по 30 сентября 2012 года [Электронный ресурс]: - режим доступа: / http://www.tcb.ru.

THE PARTICIPATION OF THE RUSSIAN CENTRAL BANK IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN TRANSPORT SYSTEM

1 http://www.banki.ru/banks/ratings/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign= Banki_Rossii

A.V. Sapyan, N.V. Chih

Keywords: National Bank of Russia, transport

The article is devoted to the questions concerning legal regulation of the National Bank participation in the development of transport system of the country, some problems arising in this sphere and solutions to these problems.

УДК 34

С.А. Соколов, к.ю.н, доцент ФБОУВПО «ВГАВТ» 603600, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ ОБЯЗАННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: транспорт, вооруженные силы, военно-транспортная обязанность.

В статье рассмотрены и исследованы основные нормы действующего федерального

законодательства о военно-транспортной обязанности в современной России.

Для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации устанавливается военно-транспортная обязанность.

Согласно ст. 8 ГК РФ из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, возникают гражданские обязанности. Следовательно устанавливается одна из них - военно-транспортная обязанность, т.е. представление в нужный срок транспортных средств. Под ними понимаются железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, гужевой и вьючный транспорт, мотоциклы, промысловые и специальные суда, тракторы, дорожно-строительные, подъемно -транспортные и другие машины и механизмы.

Военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств.

Под предоставлением транспортных средств понимается их поставка, передача и использование для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время.

Обязательства по военно-транспортной обязанности вытекают из законодательных актов, нормативных документов, юридических норм и правил, контрактов, положений, должностных инструкций, распоряжений и установок руководителей. Правовой основой военно-транспортной обязанности служат Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 № 31-Ф3 , Указ Президента РФ от 2 октября 1998 г. № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности», Постановление Правительства РФ от 14 июня 2000 г. № 449 «О государственной приемке кораблей и морских судов обеспечения» и другие нормативные акты.

Указом Президента РФ от 2 октября 1998 г. № 1175 военно-транспортная обязанность распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.