Научная статья на тему 'Эволюция взаимоотношений ОАО «ТрансКредитБанк» с основным клиентом и стратегическим партнером - ОАО «РЖД»'

Эволюция взаимоотношений ОАО «ТрансКредитБанк» с основным клиентом и стратегическим партнером - ОАО «РЖД» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОАО "ТРАНСКРЕДИТБАНК" / JSC "TRANSCREDITBANK" / ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" / JSC "RUSSIAN RAILWAYS" NON-CORE ASSET / НЕПРОФИЛЬНЫЙ АКТИВ / ТРАНСПОРТНАЯ МОНОПОЛИЯ / КЛИЕНТ БАНКА / ДОСТАТОЧНОСТЬ КАПИТАЛА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР / THE TRANSPORT MONOPOLY / THE CUSTOMER OF THE BANK / CAPITAL ADEQUACY / STRATEGIC PARTNER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плячкайтене И.М.

Статья посвящена взаимоотношениям ОАО «ТрансКредитБанк» (контрольный пакет акций принадлежит Банку ВТБ) с основным клиентом и стратегическим партнером ОАО «РЖД». Основным стимулом покупки опорного банка железнодорожников Банком ВТБ является обслуживание финансовых потоков основного клиента ТрансКредитБанка ОАО «РЖД». Для достижения поставленной цели группе ВТБ необходимо вести грамотную политику во взаимоотношениях с транспортным монополистом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF RELA "TRANSCREDITBANK" WITH KEY CLIENTS AND STRATEGIC PARTNER - OAO "RZD"

The article is devoted to the relationship of "TransCreditBank" (a majority stake owned by VTB Bank) with the main customer and strategic partner OAO "RZD". The main impetus supporting the bank's purchase of railroad VTB Bank is the maintenance of financial flows TransCreditBank major customer JSC "RZD". To achieve this goal VTB Group to conduct a competent policy in relations with the transport monopoly.

Текст научной работы на тему «Эволюция взаимоотношений ОАО «ТрансКредитБанк» с основным клиентом и стратегическим партнером - ОАО «РЖД»»

Проблемы экономики и менеджмента

И.М. Плячкайтене

аспирант, кафедра «Банковское дело», ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОАО «ТРАНСКРЕДИТБАНК»

С ОСНОВНЫМ КЛИЕНТОМ И СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПАРТНЕРОМ -

ОАО «РЖД»

Аннотация. Статья посвящена взаимоотношениям ОАО «ТрансКредитБанк» (контрольный пакет акций принадлежит Банку ВТБ) с основным клиентом и стратегическим партнером - ОАО «РЖД». Основным стимулом покупки опорного банка железнодорожников Банком ВТБ является обслуживание финансовых потоков основного клиента ТрансКредитБанка - ОАО «РЖД». Для достижения поставленной цели группе ВТБ необходимо вести грамотную политику во взаимоотношениях с транспортным монополистом.

Ключевые слова: ОАО «ТрансКредитБанк», ОАО «Российские железные дороги», непрофильный актив, транспортная монополия, клиент банка, достаточность капитала, стратегический партнер.

I.M. Plyachkaitene, Postgraduate department of «Banking» Rostov State Economic University «RINH»

EVOLUTION OF RELA "TRANSCREDITBANK" WITH KEY CLIENTS AND STRATEGIC PARTNER - OAO "RZD"

Abstract. The article is devoted to the relationship of "TransCreditBank" (a majority stake owned by VTB Bank) with the main customer and strategic partner - OAO "RZD". The main impetus supporting the bank's purchase of railroad VTB Bank is the maintenance of financial flows TransCreditBank major customer -JSC "RZD". To achieve this goal VTB Group to conduct a competent policy in relations with the transport monopoly.

Keywords: JSC "TransCreditBank", JSC "Russian Railways" non-core asset, the transport monopoly, the customer of the bank, capital adequacy, a strategic partner.

В настоящее время довольно частым явлением стало образование крупными предприятиями дочерних коммерческих банков. Одним из таких банков является ОАО «ТрансКредитБанк», который был образован крупным транспортным монополистом -ОАО «Российские Железные Дороги» (далее ОАО «РЖД»).

ОАО «ТрансКредитБанк» (далее ТКБ) было образовано в 1992 году (лицензия Банка России № 2142 выдана 02.12.1992 г.). За истекший период времени с момента образования ТКБ стал одним из крупнейших банков в России и в настоящее время входит в топ-15 банков по активам (Таблица 1).

В связи с тем, что ТКБ был образован транспортным монополистом - ОАО «РЖД» банк занимает лидирующие позиции в сфере предоставления услуг для транспортной и смежных с ней отраслей.

Из сказанного выше очевидно, что главным клиентом и стратегическим партнером ОАО «ТрансКредитБанк» является ОАО «Российские железные дороги», которому в настоящее время принадлежит 21,81%. В 2010 году в состав акционеров ТКБ вошел ОАО «Банк ВТБ», и на сегодняшний день его доля в уставном капитале банка состав-

108

№ 8 (12) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

ляет 77,79% (таблица 2).

Таблица 1 - Рейтинг банков России по активам 2012 г. [4]

№ Банк Размер активов (млрд руб.)

1 ОАО «Сбербанк России» 10427.1

2 ОАО «Банк ВТБ» 4129.6

3 ОАО «Газпромбанк» 2385.4

4 ОАО «Россельхозбанк» 1399.2

5 ОАО «Банк Москвы» 1205.5

6 ЗАО «Банк ВТБ 24» 1170.2

7 ОАО «Альфа-банк» 916.7

8 ОАО «Юникредит банк» 875.0

9 ОАО «Росбанк» 594.8

10 ОАО «Райффайзенбанк» 563.9

11 ОАО «Промсвязьбанк» 562.0

12 ОАО «ТрансКредитБанк» 500.9

13 ОАО «Номос-банк» 451.6

14 ОАО «Банк Уралсиб» 420.9

15 ОАО «МДМ банка» 343.3

Возникает несколько вопросов, на которые автор в данной статье попытается дать ответы: почему ОАО «РЖД» решил продать ОАО «ТрансКредитБанк»? Останется ли ОАО «РЖД» клиентом и стратегическим партнером ОАО «ТрансКредитБанка»?

Изначально ОАО «ТрансКредитБанк» был «карманным» банком группы ОАО «РЖД». О планах ОАО «ТрансКредитБанк» выйти на открытый розничный рынок стало известно в 2010 году, и было во многом связано приходом в банк новой команды менеджеров - Вениамин Полянцев, Михаил Пожидаев и Алексей Елагин. Решение о смене менеджеров было принято для того, чтобы повысить рыночную капитализацию ТКБ. Это было необходимо сделать, так как группа ОАО «РЖД» объявило о продаже своих непрофильных активов, одним из которых является ОАО «ТрансКредитБанк». ОАО «РЖД» должно было финансировать свои крупные инвестиционные проекты и в связи с этим у транспортной монополии не было возможности вкладывать значительные средства в непрофильные активы. Именно поэтому ОАО «РЖД» приняло решение продать финансовую организацию, которая по объему активов занимает место в два-

№ 8 (12) - 2012

109

Проблемы экономики и менеджмента

дцатке крупнейших российских банков.

Таблица 2 - Состав акционеров ОАО «ТрансКредитБанк» [6]

№ Акционеры Доля участия в уставном капитале ОАО «ТрансКредитБанк»

1 Банк ВТБ (открытое акционерное общество) 77,78223045

2 Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» 21,80976783

3 Прочие акционеры (физические и юридические лица) 0,40800172

Итого 100%

Спустя непродолжительное время после прихода новой команды менеджеров стало известно о переговорах ТКБ с группой ВТБ. По мнению автора данной статьи, интерес к ОАО «ТрансКредитБанку» группой ВТБ во многом обусловлен наличием у ТКБ такого крупного клиента как ОАО «РЖД».

Изначально бизнес ТКБ строился на обслуживании компаний, входящих в группу ОАО «РЖД». У ОАО «ТрансКредитБанк» около 2 млн зарплатных клиентов группы ОАО «РЖД» и порядка 75% розничного портфеля - это кредиты сотрудникам группы.

По сообщениям различных источников, интерес главы ВТБ Андрея Костина к опорному банку железнодорожников появился несколько лет назад. В 2007 году, когда он вошел в состав совета директоров ОАО «РЖД», ОАО «Транскредитбанк» уже интересовался возможностью привлечения внешних инвесторов для участия в своем капитале.

Со временем проблема внешнего инвестора для ОАО «ТрансКредитБанк» становилась все более актуальной: чтобы сохранить рост своего бизнеса, ТКБ требовалось поддерживать норматив «Достаточности капитала». В феврале 2008 года норматив Н1 («Достаточность капитала») ОАО «ТрансКредитБанк» снизился до отметки 10,61% (при минимальном уровне норматива, установленном ЦБ РФ в 10%). Проблема была решена при помощи пенсионных денег. Так, в июне 2008 года один из крупнейших фондов РФ - НПФ «Благосостояние», учредителями которого также являются структуры ОАО «РЖД» (а именно, ОАО «Торговый дом РЖД», Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей и ОАО «ТрансКредитБанк»), выкупил дополнительную эмиссию ТКБ по 8 руб. за одну акцию, тем самым, получив 20% акций ОАО «ТрансКредитБанк». Капитал ТКБ возрос до 2,25 млрд руб., а доля главного акционера ОАО «РЖД» в итоге данной допэмиссии снизилась до 55%.

НПФ «Благосостояние» оказал поддержку ТКБ, не только тем, что выкупил часть пакета акций, но также тем, что разместил в ТКБ субординированные займы (по российскому законодательству при расчете величины собственного капитала банка

110

№ 8 (12) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

данные депозиты могут учитываться). Таким образом, ТКБ в виде длинных депозитов получил около 13 млрд руб. пенсионных денег.

Переговоры между акционерами ОАО «ТрансКредитБанк» и ВТБ начались в середине 2010 года, но только летом 2011 года появились комментарии руководителей двух банков относительно предстоящего объединения. В ВТБ открыто заявляли, что одним из основных моментов приобретения контрольного пакета акций ТКБ является обслуживание финансовых потоков основного клиента банка - ОАО «РЖД». Так, глава наблюдательного совета ОАО «ТрансКредитБанк» и в прошлом министр финансов Алексей Кудрин объяснял: «В данном случае мы получим крупного клиента. Это банк, который обслуживает много отделений железной дороги, кредитует железную дорогу. Это приобретение бизнеса» [1]. Таким образом, одной из основных задач ВТБ является получение контроля над финансовыми потоками транспортной монополии. Поэтому в соглашении между банками было предусмотрено, что ОАО «РЖД» не будет выводить счета в период интеграции ОАО «ТрансКредитБанк», а также не станет приобретать или открывать собственные банки.

Несмотря на это, из опубликованной ТКБ отчетности по МСФО за три квартала 2011 года видно, что при значительном росте всех основных показателей банка некоторые из них претерпели серьезные структурные изменения. А именно, в третьем квартале существенно - на 33,7 млрд руб.- сократился объем средств, размещенных в ТКБ ОАО «РЖД». Таким образом, если в начале 2011 года средства железнодорожного монополиста и связанных с ней компаний составляли 48,6% от пассивной базы ТКБ (134,4 млрд руб.), то по окончании третьего квартала 2011 года - только 32% (91,3 млрд руб.). Частично отток средств ОАО «РЖД» в третьем квартале заместила группа ВТБ за счет размещения на депозитах ТКБ 44,8 млрд руб. И именно в этом же третьем квартале ОАО «РЖД» уступило контроль над ТКБ группе ВТБ.

Уменьшение фондирования ТКБ со стороны структур ОАО «РЖД» удивило многих участников рынка. Ведь согласно, договоренностям сторон по этой сделке, обнародованным ранее, утрата транспортным монополистом контроля над ТКБ не должна была сопровождаться сокращением объема размещенных в ТКБ средств. Ведь, как уже было отмечено выше, интерес группы ВТБ к приобретению ОАО «ТрансКредитБанк» в большей степени был вызван наличием у банка такого клиента, как ОАО «РЖД».

Впрочем, по комментариям различных источников, близких к ТКБ, речь шла о сохранении доли свободных средств ОАО «РЖД», размещенных в ОАО «Транскредитбанке», а не об абсолютном объеме этих средств. Условие о доле соблюдается, но точный ее размер не разглашается. В ВТБ заявили, что сокращение средств ОАО «РЖД» и его дочерних структур, размещенных в ТКБ, не стало для группы неожиданностью. По сообщениям в пресс-службе ВТБ «РЖД необходимы средства для дальнейшего развития» [2]. В связи с отсутствием доступа к внешнему финансированию на фоне глобальной нестабильности в третьем-четвертом кварталах 2011 года практически все крупные заемщики сократили остатки на счетах в банках, при этом значительно увеличилась до-

№ 8 (12) - 2012

111

Проблемы экономики и менеджмента

ля заимствований в кредитных организациях [2].

Необходимо отметить, что доля кредитования ОАО «РЖД» в портфеле ТКБ не столь значима. По словам главы ОАО «ТрансКредитБанк» Юрия Новожилова, она составляет порядка 13%: «Если раньше доля ОАО «РЖД» в бизнесе банка достигала 5060%, то сейчас она составляет не больше 30%» [6].

Итак, чтобы удержать клиентов присоединяемого ТКБ и прежде всего ключевого клиента и партнера - ОАО «РЖД» руководству группы ВТБ необходимо предпринять определенные меры по удержанию ключевых менеджеров, от которых во многом зависит сохранение клиентской базы.

Между тем сотрудниками ОАО «ТрансКредитБанк» начали интересоваться крупнейшие российские банки, среди которых ОАО «Газпромбанк», ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Альфа-банк» и другие.

Проблема с кадрами может отрицательно сказаться на отношениях ВТБ и ключевого клиента ТКБ - ОАО «РЖД». Вся система отношений ТКБ с клиентами держится на региональных менеджерах, которые, не захотят работать на «вторых ролях», ограничившись только корпоративным сегментом и став, заместителем у главы регионального подразделения ВТБ. В итоге потери клиентской базы при интеграции ОАО «ТрансКредитБанк» в ВТБ могут превысить 50% [5].

Но, несмотря на все опасения, на данный момент сотрудничество ОАО «ТрансКредитБанк» и ОАО «РЖД» продолжается. Например, по словам первого вицепрезидента ОАО «ТрансКредитБанк» Дмитрия Олюнина банк планирует расширять сеть офисов на железнодорожных вокзалах страны [7].

«ТКБ сам активно сеть не развивает, у нас нет задачи экстенсивно расти. У нас есть отдельная задача - развития сети на вокзалах», - сообщил он [7].

А именно, по словам Дмитрия Олюнина, ТКБ недавно открыл офис нового формата на Ярославском вокзале в Москве. «У нас присутствие на вокзалах есть, но не такое масштабное, каким могло бы быть. Мы сейчас готовим в этом направлении отдельную программу» [7].

Дмитрий Олюнин также отметил, что ТКБ намерен заключить пакетное соглашение с Дирекцией железнодорожных вокзалов (филиал ОАО «РЖД»). ОАО «ТрансКредитБанк» в настоящее время готовит предложение, которое будет представлено в ОАО «РЖД» в текущем году.

В текущем году, по словам первого вице-президента ОАО «ТрансКредитБанк», будут открыты (без учета офисов на вокзалах) 2-3 новые точки продаж в России. В общей совокупности на данный момент сеть банка насчитывает около 290 точек продаж [3].

Подводя итог, можно сказать, что ОАО «РЖД» предстоят большие расходы для реализации инфраструктурных проектов. В связи с этим у транспортной монополии нет возможности вкладывать в непрофильные активы значительные средства. Одним из таких непрофильных активов является ОАО «ТрансКредитБанк». Поэтому ОАО «РЖД» было принято о продаже ОАО «ТрансКредитБанк» группе ВТБ. Для группы

112

№ 8 (12) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

ВТБ одним из основных моментов является обслуживание финансовых потоков основного клиента ТрансКредитБанка - ОАО «РЖД». Для достижения поставленной цели группе ВТБ необходимо вести грамотную политику во взаимоотношениях с ОАО «РЖД». И начать стоит с правильной кадровой политики в присоединяемом ТрансКредитБанке, а именно в отношении региональных менеджеров, от которых зависит сохранение клиентской базы.

Список литературы:

1. Локшина Юлия «Транскредитбанк не вышел стратегией» / Коммерсант /04.04.11

2. Транскредитбанк вычел РЖД. URL: http://bankir.ru/novosti/s/transkreditbank-vychel-rzhd-10012686/

3. Транскредитбанк намерен расширять сеть офисов на железнодорожных вокзалах. URL:

http://www.gazetastrela.ru/enter/indexx.php?id=1332216899&n=&s=1&i=1&page=11#dd

4. Рейтинг банков России по активам 2012. Топ-20 рейтинг банков по активам. URL: http://www.mafors.ru/rating/view/reyting-bankov-rossii-po-aktivam-2012-top-20-reyting-bankov-po-aktivam

5. Как Андрей Костин Транскредитбанк покупал. URL: http://www.rbcdaily.ru/2011/12/06/finance/562949982220178

6. Состав акционеров ТрансКредитБанка. URL: http://www.tcb.ru/about/shareholders/

7. На каждом вокзале появятся банки. URL: http://www.tcb.ru/about/press/media/2012/31/

List of references:

1. Lokshina Julia «came out Transcreditbank strategy» / Businessman / 04.04.11

2. http://bankir.ru/novosti/s/transkreditbank-vychel-rzhd-10012686/

3. http://www.gazetastrela.ru/enter/indexx.php?id=1332216899&n=&s=1&i=1&page=11#dd

4. http://www.mafors.ru/rating/view/reyting-bankov-rossii-po-aktivam-2012-top-20-reyting-bankov-po-

aktivam

5. http://www.rbcdaily.ru/2011/12/06/finance/562949982220178

6. http://www.tcb.ru/about/shareholders/

7. http://www.tcb.ru/about/press/media/2012/31/

№ 8 (12) - 2012

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.