Научная статья на тему 'Об интеграции эпидемиологии и гигиены в учебном процессе'

Об интеграции эпидемиологии и гигиены в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инфекция и иммунитет
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Здольник Т.Д., Кирюшин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об интеграции эпидемиологии и гигиены в учебном процессе»

2012, Т. 2, № 1-2

Профессиональная подготовка специалистов

та, учащихся школ и профтехучилищ, работников лечебно-профилактических учреждений, промышленных предприятий, предприятий общественного питания, торговли, пищевой промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства.

Это касается проведения эпидемиологической экспертизы проектов планировки и застройки населенных мест, проектов детальной планировки микрорайонов, строительства промышленных, пищевых и других объектов разных форм собственности, медицинских, учебно-воспитательных и оздоровительных учреждений для детей и подростков, зон отдыха, частных владений.

Совместно с гигиенистами врач-эпидемиолог осуществляет контроль соответствия противоэпидемическим требованиям материалов, веществ, продовольственного сырья, пищевых продуктов, изделий и другой продукции разных форм собственности, технологии их изготовления, с точки зрения их эпидемиологической безопасности.

Велика роль врача-эпидемиолога во взаимодействии с гигиенистами в решении вопросов эпидемиологической оценки новых видов продуктов питания, пищевого сырья, пищевых добавок, а также посуды, тары, инвентаря, упаковочных материалов, покрытий для технологического, холодильного и торгового оборудования пищевого назначения;

Без достаточной подготовки в области гигиены врач-эпидемиолог не может профессионально грамотно решать вопросы обследования природных и хозяйственных объектов и составлять соответствующие документы.

Адекватная оценка эпидемиологической ситуации и выяснение причины ее возникновения и неблагополучия во многом зависит от знания эпидемиологом гигиенических критериев качества той или иной среды (питьевая вода, продукты питания, воздушная среда).

Знание санитарных норм и правил позволяет эпидемиологу адекватно оценивать эпидемиологическую ситуацию и точно выделять объект, требующий пристального исследования.

Основываясь на гигиенических знаниях, врач-эпидемиолог участвует в разработке управленческих решений, планирует и организует выполнение мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Важную роль в подготовке эпидемиолога играют государственные образовательные стандарты, в которых предусматривается преемственность, интеграция образовательного процесса на до- и последипломных этапах, определены квалификационные требования, критерии и принципы учебного процесса. Успешная их реализация во многом определяется состоянием учебно-методической базы кафедры, зависит от форм и глубины взаимодействия кафедры с базами Управления Роспотребнадзора как на стадии додипломной, так и последипломной подготовки специалиста. Особенно это касается первичной специализации (интернатуры). В обучении должны реализовываться принципы самостоятельности. Значительное время должно отводиться выполнению научно-практических работ, решению разноплановых ситуационных задач.

Необходимо разрабатывать новые формы образовательного процесса с использованием интенсивных технологий, путем компактного, ускоренного доне-

сения всевозрастающего объема информации. Речь идет о внедрении дистанционного и модульного форм обучения по очно-заочной схеме с использованием сетей Internet, широкого внедрения в учебный процесс информационных компьютерных технологий, разработке тестовых заданий полифункционального характера и ситуационных комплексных задач на электронных носителях информации.

Конечной целью обучения на цикле является подготовка врачей-эпидемиологов, владеющих навыками популяционной (эпидемиологической) диагностики для выявления причин и условий возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения, обоснования, организации и проведения системы противоэпидемических мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения, снижение инфекционной и соматической заболеваемости.

Следует подчеркнуть необходимость интеграции в учебном плане последипломной подготовки специалистов в области социально-гигиенического мониторинга гигиенического и эпидемиологического подходов, что позволяет готовить специалистов способных проводить системный анализ санитарно-эпидемиологической обстановки для организации адекватной и территориально ориентированной программы профилактики инфекционной и неинфекционной патологии на популяционном уровне.

ОБ ИНТЕГРАЦИИ ЭПИДЕМИОЛОГИИ И ГИГИЕНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Т.Д. Здольник, В.А. Кирюшин

ГБОУ ВПО РязГМУ Минздравсоцразвития России, г. Рязань

Гигиеническая наука и санитарно-эпидемиологическая практика в пр оцессе развития разделились на ряд гигиеническихдисциплин и эпидемиологию, но при этом остались целостной системой научных знаний и их практического применения в профилактике нарушений состояния здоровья населения. Единство и целостность санитарно-эпидемиологической практики должны учитываться при подготовке соответствующих специалистов. Существующая дифференциация медико-профилактических дисциплин предполагает их координацию и интеграцию. Одним из инструментов интеграции гигиены и эпидемиологии является эпидемиологический метод, использование которого позволяет установить закономерности возникновения и распространения патологических состояний среди людей и выявить причинно-следственные связи между явлениями, касающимися здоровья населения, в том числе, между здоровьем и состоянием окружающей среды, а также судить об эффективности профилактических мероприятий.

В процессе подготовки специалиста медико-профилактического профиля фрагментарное обучение использованию эпидемиологического метода в гигиенической практике осуществляется на кафедрах гигиенических дисциплин специальности, однако целостного представления о возможности и практике применения этого универсального метода исследования в гигиене выпускники медико-профилактического факультета не получают. С учетом данного обстоятельства на кафедре эпидемиологии Рязанского медицинского университета при участии сотрудников гигиенических кафедр

Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.

Инфекция и иммунитет

внедрен курс по выбору «Использование эпидемиологического метода в гигиенических исследованиях». Программа курса включает использование описательно-оценочного методического приема эпидемиологического метода для характеристики и оценки состояния здоровья отдельных групп населения и объектов окружающей среды и аналитического методического приема с характеристикой видов эпидемиологического исследования, используемых для установления связи между состоянием здоровья населения и факторов окружающей среды. В завершение курса студенты осваивают оценку риска неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на здоровье. Изучение всех тем курса предполагает использование оригинальных задач с описанием гигиенических ситуаций, требующих для своего разрешения применения приемов эпидемиологического метода.

Изучение курса помогает студентам получить представление о единой системе медико-профилактических дисциплин специальности и санитарно-эпидемиологической практики и приобрести навык применения эпидемиологического метода для исследования и оценки влияния факторов среды на здоровье населения. Материалы данного курса могут быть использованы и в последипломном образовании специалистов медико-профилактического профиля.

ОСВОЕНИЕ ПРИНЦИПОВ КЛИНИЧЕСКОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-КЛИНИЦИСТА

Н.М. Коза, М.Г. Меньшикова, В.И. Сергевнин, С.Д. Новгородова

ГБОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера МЗиСР РФ, г. Пермь

Для оценки лечебно-диагностического процесса врачам клинического профиля необходимо владеть приемами эпидемиологического метода и биостатистики. Это возможно лишь при изучение основ клинической эпидемиологией как методологии доказательной медицины. В связи с этим для студентов лечебного факультета по данной теме предусмотрена обзорная лекция и электив. На лекции посвященной клинической эпидемиологии студенты знакомятся с основными приемами оценки диагностики, лечения и индивидуальной профилактики заболеваний.

Электив по клинической эпидемиологии (6 лекционных часов и 12 часов семинарских занятий) проводится в соответствии с разработанной на кафедре учебной программой. На лекциях подробно разбирается эпидемиологический метод исследования, его роль в совершенствовании клинико-диагностического процесса и индивидуальной профилактики.

На семинарских занятиях при решении ситуационных заданий студенты самостоятельно осваивают понятия о норме и патологии, диагнозе и факторах риска, прогнозе исходов заболевания, оценке эффективности лечения и профилактики. При этом изучаются критерии оценки диагностических тестов по чувствительности, специфичности и воспроизводимости. Студенты знакомятся с видами причин (необходимая, достаточная, составляющая), факторами риска с позиций генетической предрасположенно -сти, внешних воздействий, образа жизни, а также

статистическими показателями связи (добавочные, относительные, индивидуальные и популяционные риски). В процессе решения ситуационных задач по факторам риска осваиваются аналитические приемы эпидемиологического метода: «случай — контроль», когортное исследование с расчетом величины абсолютного и относительного риска. Прогноз исхода заболевания и оценка эффективности лечения строятся на основе решения заданий, предполагающих проведение контролируемых клинических испытаний.

При разборе вопросов профилактики заболеваемости рассматриваются ее уровни (преморбидная, первичная, вторичная, третичная), методические подходы к оценке ее эффективности (потенциальной и фактической). Кроме того, студенты приобретают навыки поиска данных о научно-обоснованных методах диагностики, средствах лечения и профилактики, знакомятся с возможностями использования систематических Кокрановских обзоров.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ-ЭПИДЕМИОЛОГОВ

Т.А. Кондратенко1, А.Б. Мазрухо2, Н.Г. Тютюнькова1, Н.Л. Пичурина2, Ф.В. Логвин1, Р.И. Кондратенко1

1ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России; 2ФКУЗ «Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт» Роспотребнадзора

Введение Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060 105 «Медико-профилактическое дело», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 847; расширяет возможности в подготовке конкурентоспособных специалистов-эпидемиологов, обладающих достаточными общекультурными и профес-сиональнымикомпетенциями,которыеформируются на основе дисциплинарных компетенций.

В тоже время подготовка специалиста-эпидемиолога невозможна без взаимодействия с будущими работодателями — учреждениями Роспотребнадзора. Учитывая это кафедра эпидемиологии Ростовского государственного медицинского университета ведет планомерную работу с ФКУЗ «Ростовский-на-Дону противочумный научно-исследовательский институт» Роспотребнадзора по подготовке специалистов противочумной службы. Подготовка таких специалистов требует знаний по статистическим методам обработки информации, владением компьютерными технологиями и умением экстраполировать данные для оценки влияния факторов риска на здоровье популяции. Профессиональная ориентация студентов медико-профилактического факультета начинается со знакомства с историей противочумного института, обсуждения проблем региональной природно-очаговой патологии, что позволяет отбирать студентов, интересующихся проблемами ООИ и научно-исследовательской работой в целом. Следующим этапом является участие ведущих специалистов противочумной службы в совместной подготовке научно-исследовательских работ и выступлений студентов на различных научных конференциях. Профессионально ориентированные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.