ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ МЕДИКО-САНИТАРНЫМ ПРАВИЛАМ (2005) В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.Ю. Водяницкая, Н.Р. Телесманич, В.И. Прометной, Н.Л. Пичурина, Ю.В. Рыжков, Н.Г. Олейник, Ю.М. Пухов
TRAINING OF ROSPOTREBNADZOR'S SPECIALISTS ON INTERNATIONAL HEALTH REGULATIONS (2005) WITHIN THE SYSTEM OF ADVANCED PROFESSIONAL EDUCATION
S.Yu. Vodyanitskaya, N.R. Telesmanich, V.I. Prometnoy, Yu.V. Ryzhkov, N.G. Oleynik, Yu.М. Pukhov
ФГУЗ «Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт» Роспотребнадзора, Управление Роспотребнадзора по Ростовской области
В 2008 г. в Ростовском-на-Дону противочумном институте было подготовлено 59 специалистов управлений Роспотребнадзора по ММСП (2005) и санитарной охране территории РФ. При подготовке специалистов были реализованы инновационные педагогические технологии последипломного образования. Проведенные тематические циклы повысили квалификацию специалистов Роспотребнадзора, оказали им помощь в организационной и научно-практической работе, привели к совместным научным исследованиям.
In 2008 in Rostov-on-Don antiplague institute 59 specialists of Rospotrebnadzor's institutions were taught International health regulations (2005) and sanitary protection of the RF territory. Innovative educational technologies of advanced studies were used in the process of specialists' training. Organized subject series of lectures improved Rospotrebnadzor's specialists' qualification, helped them in organizational and theoretical and practical work, led to joint scientific researches.
Важным принципом последипломного медицинского образования является непрерывность повышения квалификации на протяжении всей профессиональной деятельности [1]. В РФ установлен порядок, по которому каждый врач, пришедший в учреждения Роспотребнадзора для работы в области эпидемиологии и санитарной охраны территории, обязан пройти первичную специализацию (профессиональную переподготовку) на курсах по программе, содержащей свыше 500 учебных часов. В дальнейшем каждые пять
лет — повышение квалификации (более 100 ч). Третья форма подготовки специалистов — краткосрочные курсы стажировки по различным, но актуальным темам (диагностика и профилактика холеры и др.).
Важным аспектом непрерывного профессионального образования является принцип преемственности до- и последипломной подготовки эпидемиологов, который должен быть не только провозглашен, но и реализован на практике (Б.Л. Черкасский) [2]. И здесь возникает необходимость дифференциации
предмета до- и последипломного обучения. Естественно, что на этапе додипломного образования акцент делается на основах общей эпидемиологии (учение об эпидемическом процессе, фундаментальные принципы борьбы с инфекциями и их профилактика), а также на начальных знаниях об особенностях эпидемиологии, включенных в программу инфекционных и паразитарных болезней, о стратегии и тактике профилактики и борьбы с ними. А на этапе последипломного образования акцент должен ставиться на научных и организационных основах эпидемиологического надзора, а также на современных правовых, нормативных и организационных регламентациях в отношении профилактических мероприятий и противоэпидемической работы в очаге. В связи с этим изменяются требования к объему и характеру знаний, практических навыков и умений специалистов-эпидемиологов, что также диктует необходимость целенаправленного совершенствования образовательного процесса на последипломном этапе.
2007 г. ознаменовался важным событием -на территории РФ вступили в силу международные медико-санитарные правила (2005), содержащие ряд новых и беспрецедентных инноваций. Цель и сфера применения новых правил - «в предотвращении международного распространения болезней, предохранении от них, борьбе с ними и принятии ответных мер на уровне общественного здравоохранения, которые соизмеримы с рисками для здоровья населения и ограничены ими и которые не создают излишних препятствий для международных перевозок и торговли» [3].
Для надлежащего соблюдения и выполнения международных медико-санитарных правил (ММСП) важно, чтобы весь связанный с этой работой персонал как в национальных учреждениях, так и в ВОЗ, был ознакомлен с новыми обязательствами и процедурами, представленными в правилах, и корректно их понимал [4]. Для обеспечения гармонизации национальной нормативно-методической базы с международными медико-санитарными правилами (2005) была разработана программа подготовки специалистов Роспотребнадзора по санитарной охране территории РФ, утвержденная руководителем федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Выполнение программы обеспечили пять противочумных институтов Российской Федерации, которым выданы лицензии Мини-
стерством образования РФ на деятельность в сфере профессионального образования. Они и проводят сертификацию лиц с высшим образованием по эпидемиологии и другим специальностям.
Специалистами европейского регионального бюро воз с 12 по 14 марта 2008 г. в г. Саратов был проведен обучающий семинар для преподавателей по ММСП, где два сотрудника Ростовского-на-Дону научно-исследовательского противочумного института (РостНИПЧИ) прошли стажировку и приобрели практические навыки и умения для последующего преподавания. В соответствии с письмом федеральной службы № 01/322-8-32 от 25.01.2008 г. в РостНИПЧИ были проведены два цикла тематического усовершенствования по ммсп (2005) и санитарной охране территории Российской Федерации.
Специалисты РостНИПЧИ работали по программе, использующейся в едином образовательном пространстве в системе дополнительного профессионального образования специалистов по санитарной охране территории, которая включала теоретическую и практическую подготовку. Программа рассчитана на очное 74-часовое обучение на цикле тематического усовершенствования специалистов Роспотребнадзора с выдачей свидетельства государственного образца о краткосрочном прохождении повышения квалификации, защиту реферата и аттестацию специалиста на признание компетентности в заявленной области. К практической работе были привлечены специалисты отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории управления Роспотребнадзора по Ростовской области.
Особенности современного учебно-методического обеспечения образовательного процесса — в интеллектуалоемком характере предметной области, высокой степени индивидуализации преподавания, быстром «старении» методического материала в условиях усложнения знаний, возрастании темпа изменения знаний и потока новой информации, потребности в аудиовизуализации и информационном обеспечении [5; 6; 7; 8]. Все это потребовало от специалистов РостНИПЧИ модернизации имеющейся программы путем внесения дополнений, сформированных на основе компетентного подхода в действующий образовательный стандарт по санитарной охране территории [9].
Теоретическая часть программы предусматривала освоение знаний по следующим основным разделам:
— новизна и содержание международных медико-санитарных правил;
— законодательная, нормативная и методическая база в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ;
— организация и проведение мероприятий по санитарной охране территории РФ;
— конъюнктура опасных инфекционных болезней, определяемых санитарно-эпидемиологическими правилами по санитарной охране территории РФ;
— санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ;
— санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по локализации и ликвидации эпидемических очагов инфекционных болезней, значимых для санитарной охраны территории;
— эпизоотологический мониторинг в природных очагах, селитебной зоне и на территории пунктов пропуска международного транспорта;
— эпидемиология особо опасных инфекционных болезней;
— организация мониторинга и контроля за перевозимыми санитарно-опасными грузами в пунктах пропуска транспортных средств.
Вступительная лекция была посвящена истории и будням Ростовского-на-Дону противочумного института, последним достижениям сотрудников института в области эпидемиологии и микробиологии особо опасных инфекций, актуальным проблемам науки и практики.
Особое внимание было уделено новизне и содержанию ММСП (2005), рассмотрению и подробному разбору схемы принятия решений и оценки уведомления о событиях, представляющих чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также разъяснению положений санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318—08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации», ознакомлению с СП 3.4.2366—08 «Изменения и дополнения № 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам «Санитарная охрана территории Российской Федерации СП 3.4.2318—08», определяющими перечень инфекционных болезней, контролируемых на национальном уровне.
В соответствии с системой эпидемиологического надзора воз за инфекционными болезнями, наряду с холерой, легочной формой
чумы, желтой лихорадкой и контагиозными вирусными геморрагическими лихорадками. Действие ММСП (2005 г.) распространяется также и на болезни, возникновение которых является необычным или неожиданным для международного здравоохранения (оспа, полиомиелит, вызванный диким полиовирусом, человеческий грипп, вызванный новым подтипом; тяжелый острый респираторный синдром — ТОРС), а также на болезни, представляющие особую национальную и региональную проблему (лихорадки Западного Нила, денге, долины Рифт и Крымская геморрагическая лихорадка) [3]. Подготовка специалистов Роспотребнадзора по эпидемиологии данных опасных инфекционных болезней была дополнена лекциями по малярии и менинго-кокковой болезни, т. к. в системе непрерывного медицинского образования пристальное внимание уделяется тем проблемам, которые имеют наибольшее эпидемиологическое и социально-экономическое значение для здравоохранения страны.
В лекциях по частной эпидемиологии специалисты РостНИПЧИ избегали справочных сведений о той или иной инфекции, поскольку это лишает возможности совершенствования практического эпидемиолога в его деятельности. Эпидемиология особо опасных инфекций всесторонне рассматривалась на суборганизменном, организменном и попу-ляционном уровнях [7; 8]. Это позволило специалистам Роспотребнадзора получить новый объем знаний, свободно ориентироваться в вопросах этиологии, патогенеза, сигнальных клинических признаков, классификации, диагностики, эпидемиологии и профилактики. В процессе тематического усовершенствования слушатели получили системное представление о вопросах организации и проведения мероприятий по санитарной охране территории, получили необходимые умения, позволяющие решать сложные профессиональные задачи.
Наряду с эпидемиологией особо опасных инфекций специалисты Роспотребнадзора ознакомились с вопросами обеспечения биологической безопасности и противодействия биологическому терроризму, с ускоренными методами микробиологической диагностики возбудителей особо опасных инфекционных болезней.
Аттестация на признание компетентности в области санитарной охраны территории после первого цикла показала, что вопросы общей эпидемиологии и эпидемиологическая
терминология требуют специального освещения, поэтому во втором цикле была введена лекция по общей эпидемиологии, которая структурировала имеющиеся знания специалистов Роспотребнадзора и дополнила недостающие.
Специалистам Роспотребнадзора была предоставлена возможность ознакомления с действующими законодательными и инструктивно-методическими документами, научной литературой по санитарно-эпидемиологической охране территории, а также возможность копирования материалов.
Инновационная деятельность специалистов РостНИПЧИ включала использование в учебном процессе современных аудиовизуальных и информационно-аналитических технологий. В частности, был продемонстрирован учебный фильм «специализированная противоэпидемическая бригада (СПЭБ): назначение, функции и задачи», посвященный проведению исследовательского тактико-специального учения по развертыванию и работе структурных подразделений модернизированной СПЭБ в полевых условиях.
При проведении практических занятий использовались активные методы обучения. Решение реальных ситуационных эпидемиологических задач и задач по сценариям ВОЗ с определением международной значимости чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в виде деловых игр, методической помощи при подготовке реферата, дискуссии, конференции и «круглые столы» по обмену опытом.
Решение задач происходило следующим образом: специалисты делились на группы, обсуждали возможные варианты, затем каждая группа аргументировано защищала свое мнение. В зависимости от типа задачи ее решение, как правило, подразумевало реализацию двух этапов: упрощенного и полного. Цель упрощенного этапа - освоение алгоритма решения задачи в соответствии с требованиями приложения II ММСП (2005). Второй (полный) этап был направлен на освоение навыка решения задачи с помощью аналитических средств профессионального уровня. Выбранный метод обучения способствовал улучшению усвоения и закреплению теоретического материала лекций и полностью соответствовал стратегии ВОЗ по реализации ММСП (2005).
Практические занятия, посвященные защите рефератов, проводились в виде «круглых столов» по обмену опытом. Была проведена
конференция с демонстрацией слайдов о буднях специалистов отделов надзора на транспорте управлений Роспотребнадзора и их проблемах: высокая нервно-эмоциональная и физическая нагрузка при обследовании судов, пребывание на судах с высокой степенью опасности травматизма (погрузочно-разгрузочные работы, ледовая обстановка, электро- и по-жароопасность, воздействие шума и вибрации), выезды на рейд, особенности ночного периода работы, общение с иностранными гражданами, необходимость самостоятельно принимать оперативное решение, наличие нестандартных ситуаций.
Активно обсуждались вопросы применения новых методических документов в области санитарной охраны территории РФ, вопросы контроля условий труда работающих под иностранным флагом.
При практической помощи начальника отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории управления Роспотребнадзора по ростовской области проведено выездное занятие в речном международном порту Ростова-на-Дону. В режиме повседневной деятельности была показана работа специалистов СКО, осмотрена акватория порта, санитарный рейд и оборудование санитарного причала.
В 2008 г. по международным медико-санитарным правилам (2005) и санитарной охране территории Российской Федерации в Рост-НИПЧИ было подготовлено 59 специалистов Управлений Роспотребнадзора по Архангельской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской и Ростовской областям, республике Карелия, г. Санкт-Петербург, осуществляющих санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска воздушного, водного и автомобильного транспорта; из них четыре специалиста противочумных учреждений, в т. ч. ФГУЗ «Северо-Кавказская противочумная станция».
При подготовке специалистов Роспотреб-надзора по международным медико-санитарным правилам (2005) и санитарной охране территории в Ростовском-на-Дону научно-исследовательском противочумном институте были реализованы инновационные педагогические технологии последипломного образования: индивидуальное моделирование учебной программы в зависимости от современных профессиональных требований, накопленного опыта работы и конкретных практических задач в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Эффективность подготовки специа-
листов Роспотребнадзора определялась базовой специальностью сотрудников института, высокой долей лекторов с высшей научной квалификацией, углубленным освещением тематики лекций, во многом связанных с тематикой защищенных диссертаций.
Проведенные циклы тематического усовершенствования в системе дополнительного профессионального образования повысили квалификацию специалистов Роспотребнадзора, оказали им помощь в организационной и научно-практической работе, привели к совместным перспективным научным исследованиям с использованием научного потенциала специалистов Ростовского-на-Дону научно-исследовательского противочумного института.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Филиппов А.А., Тихомирова Л.А., Че-лова Л.А. и др. Подготовка специалистов по особо опасным инфекциям в российской федерации //Координационный совет по пробл. сан. охр. тер-рии: матер. межгос. науч.-практ. конф. Алматы, 2001. С. 64-65.
2. Черкасский Б.Л., Симонова Е.Г., Лопухина Н.Г. Основные направления совершенствования послевузовской подготовки эпидемиологов //Эпидемиол. и инф. б-ни, 2003. № 2. с. 57-58.
3. Международные медико-санитарные правила (2005 г.). Женева, ВОЗ, 2006. 80 с.
4. Стратегия ВОЗ по реализации международных медико-санитарных правил (2005). ВОЗ. 2007.
5. Дятлов И.А., Кутырев В.В., Кокуш-кин А.М. Подготовка врачей по санитарно-эпидемиологической охране территории россии в системе дополнительного профессионального образования //Пробл. сан.-эпидемиол. охраны территории стран СНГ: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 1998. С. 52—53.
6. Киселев А.В. Социально-гигиенический монинторинг — подготовка кадров в системе последипломного образования // ЗНИСО, 2006. № 10. С. 18—23.
7. Маймулов В.Г., Чернякина Т.С., Якубова И.Ш. и др. Реализация стратегии развития последипломного образования по медико-профилактическим специальностям //ЗНИСО, 2008. № 9. С. 5—12.
8. Соколова Т.В. Преподавание в высшей школе проблемы вирусных гепатитов, возбудители которых передаются парентеральным путем //Эпидемиол. и инф. б-ни, 2003. № 2. С. 59.
9. Симонова Е.Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании специалистов эпидемиологического профиля // ЗНИСО, 2007. № 1. С. 42-45.