Научная статья на тему 'Санитарная охрана территории Российской Федерации: современное нормативно-методическое, организационное и научное обеспечение'

Санитарная охрана территории Российской Федерации: современное нормативно-методическое, организационное и научное обеспечение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1042
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ / НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА / НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SANITARY PROTECTION OF A TERRITORY / NORMATIVE AND METHODOLOGIC BASIS / SCIENTIFIC SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Онищенко Г. Г., Кутырев В. В., Кривуля С. Д., Федоров Ю. М., Топорков В. П.

В результате реформы органов исполнительной власти Российской Федерации государственная функция по обеспечению санитарной охраны возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и соответственно скорректирована ее нормативно-методическая база. Дальнейшее совершенствование санитарной охраны связано с внедрением на национальном уровне и в целом в странах СНГ Международных медико-санитарных правил (2005 г.), с реализацией решений Санкт-Петербургского саммита «Группы восьми» в области борьбы с инфекционными болезнями, с разработкой и внедрением инновационных технологий и направлено на повышение эффективности санитарной охраны государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Онищенко Г. Г., Кутырев В. В., Кривуля С. Д., Федоров Ю. М., Топорков В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sanitary Protection of the Territories of the Russian Federation: Up-Dated Normative and Methodologic, Organizational and Scientific Support

Due to the reformation of the bodies of the RF Executive Authorities, the state function of ensuring sanitary protection was assigned to the Federal Service of Consumers' Rights and Human Welfare Protection, with appropriate corrections being made in its normative and methodologic bases. Further improvements in the system of sanitary protection (both on the national level and in the CIS countries as a whole) might entail the introduction and realization of the principles of International Health Regulations (2005) and the decisions of the Saint-Petersburg Summit of the Group of Eight to impose control upon infectious diseases, as well as with the development and introduction into practice of innovation technologies that could facilitate more effective sanitary protection of the countries.

Текст научной работы на тему «Санитарная охрана территории Российской Федерации: современное нормативно-методическое, организационное и научное обеспечение»

Г.Г.Онищенко1, В.В.Кутырев2, С-Д.Кривуля1, Ю.М.Федоров1, В.П.Топорков2

САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Москва; 2Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», Саратов

В результате реформы органов исполнительной власти Российской Федерации государственная функция по обеспечению санитарной охраны возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и соответственно скорректирована ее нормативно-методическая база. Дальнейшее совершенствование санитарной охраны связано с внедрением на национальном уровне и в целом в странах СНГ Международных медико-санитарных правил (2005 г.), с реализацией решений Санкт-Петербургского саммита «Группы восьми» в области борьбы с инфекционными болезнями, с разработкой и внедрением инновационных технологий и направлено на повышение эффективности санитарной охраны государств.

Ключевые слова: санитарная охрана территории, нормативно-методическая база, научное обеспечение.

Санитарная охрана территории Российской Федерации является органичной частью мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в случае заноса и распространения опасных для человека инфекционных болезней, завоза и реализации товаров, биологических, химических веществ, радиоактивных материалов, отходов, других грузов (Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В условиях глобализации инфекционных болезней, развития торговли санитарная охрана территорий становится главным инструментом противодействия глобальным негативным тенденциям и прежде всего распространению новых возникающих и возвращающихся инфекционных болезней, отрицательно влияющих на международные сообщения.

Именно это концептуальное положение составляет основу новых Международных медикосанитарных правил (2005 г.), на него ориентируется глобальная стратегия борьбы с инфекционными болезнями, разработанная и представленная по инициативе Российской Федерации в решениях Санкт-Петербургского саммита «Группы восьми» (15-17 июля 200б г.).

На актуальность проблем санитарной охраны указывает эпидемиологическая конъюнктура, свидетельствующая о сложности и нестабильности эпидемиологической обстановки в Российской Федерации, государств-участников СНГ и в мире.

За 12 мес. 2006 г. в Российской Федерации зарегистрировано более 29,1 млн случаев инфекционных заболеваний более чем по 50 нозологическим формам.

По сравнению с аналогичным периодом 2005 г. снизилось количество заболеваний туляремией (в 13,1 раза), бруцеллезом (-14,5 %), клещевым весенне-летним энцефалитом (-22,7 %), лептоспирозом (-12,2 %), бешенством (-10 случаев), сибирской язвой (-6 случаев), геморрагическими лихорадками (-0,3 %), в том числе с почечным синдромом (-1,3 %), клещевым боррелиозом (болезнь Лайма) (-0,3 %) и число впервые выявленных случаев маля-

рии (-28,9 %). В то же время, по данным Роспотребнадзора, отмечается рост числа заболеваний риккет-сиозами (+3,2 %).

В 2006 г. зарегистрирован рост заболеваемости Крымской геморрагической лихорадкой (КГЛ). В Республике Калмыкия, Ставропольском крае, Астраханской, Ростовской и Волгоградской областях выявлено 200 случаев КГЛ (против 138 в 2005 г.). Отмечено расширение ареала распространения инфекции: случаи заболеваний выявлены в 6 районах Ростовской, 1 - Волгоградской и 1 - Астраханской области, где в предыдущие годы заболевания не регистрировались.

В 2005 г. отмечено 150 случаев заболевания лихорадкой Западного Нила (36 окончились смертью), из них: в Ростовской области - 15, в Астраханской области наблюдалась наиболее крупная вспышка с 75 больными и 2 умершими.

В 2006 г. в России отмечено 6 случаев сибирской язвы. В данном году зарегистрирован завоз возбудителя сибирской язвы на «Кунцевский рынок» Москвы из Пензенской области с 12 тушами крупного рогатого скота.

Напряженной остается обстановка и по малярии, ежегодные ее заносы, преимущественно из Таджикистана и Азербайджана, а также из стран Азии и Африки в Российскую Федерацию вместе с местными случаями, составляют сотни больных в год: в 2005 г. - 205, в 2006 г. - 145.

Эпизоотическая активность природных очагов чумы, расположенных в Российской Федерации, остается невысокой. В 2006 г. эпизоотии чумы отмечены в 5 очагах, общей площадью 1257,11 кв.км: Прикаспийском песчаном, Горно-Алтайском высокогорном, Тувинском горном, Дагестанском равнинно-предгорном и Центрально-Кавказском. Выделен 161 штамм чумного микроба. Эпизоотии чумы зарегистрированы в 15 природных очагах стран СНГ - Казахстан, Узбекистан и Армения. Общая площадь эпизоотий составляет 29887 кв.км. Выделено 164 штамма чумного микроба.

В 2006 г. в мире зарегистрировано 1370 (1174 подозрительных) случаев заболевания чумой, в том

числе в Демократической Республике Конго 1368 (1174 подозрительных) случаев легочной чумы (75 с летальным исходом), а также в США - 2 случая септической формы чумы (1 с летальным исходом).

В мире в 2006 г. (по неполным данным ВОЗ) выявлено 138029 случаев заболевания холерой (4421 с летальным исходом). Подавляющее большинство случаев холеры, по-прежнему, регистрируется на Африканском континенте (98,7 % общего числа зарегистрированных больных в мире). Наиболее крупные вспышки зарегистрированы в Анголе (более 60 тыс. больных) и Судане (более 25 тыс.). Значительные вспышки (с числом больных от 3 до

11 тыс.) отмечены в Гвинее, Демократической Республике Конго, Замбии, Либерии, Малави, Мозамбике и Танзании.

Эпидемиологическая ситуация по холере в России остается стабильной.

В 2006 г. отмечено 9 случаев заболевания желтой лихорадкой в 4 странах: Бразилии, Кот

д'Ивуаре, Того и Центрально-Африканской Республике. Зарегистрирован завозной случай лихорадки Ласса в Германию из Сьерра-Леоне.

В 2003 г. зарегистрирована новая вирусная инфекционная болезнь - тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС), выявленная впервые на юге Китая и в течение нескольких месяцев получившая глобальное распространение, поразив 32 страны мира. Общее число заболевших достигло 8422, из них погибло 916. Лабораторно подтвержденный случай заноса ТОРС зарегистрирован и в Российской Федерации в Благовещенске. Новых случаев заболевания к настоящему моменту не выявлено.

В 10 странах мира в течение 2006 г. продолжали регистрироваться случаи заболевания людей, обусловленные вирусом гриппа птиц (Н5Ш). Всего зарегистрировано 116 больных (80 смертельных исходов). По состоянию на 5 февраля 2007 г. в мире начиная с 2003 г. выявлен 271 случай заболевания людей гриппом птиц, вызванным высокопатогенным вирусом Н5Ш (165 закончились летально), из них в Индонезии в январе 2007 г. зарегистрировано 6 заболеваний с 5 смертями и по 1 случаю с летальным исходом в Египте и Нигерии.

По данным Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознад-зор), в 2006 г. заболевание птиц гриппом зарегистрировано в 93 неблагополучных населенных пунктах на территории 11 субъектов Южного федерального округа и 4 - Сибирского федерального округа.

Растет число паломников от мусульман Российской Федерации, выезжающих в хадж к исламским святыням Мекки и Медины. В 2003 г. выехали около 7,5 тыс., в 2004 - около 10 тыс., в 2005 - 13 тыс., в 2006 - 14,5 тыс. и на начало 2007 г. - 18 тыс. российских граждан.

Что касается товаров и грузов, потенциально опасных в отношении возможности возникновения чрезвычайных санитарно-эпидемиологических ситуаций, то в 2005-2006 гг. осуществлялся запрет на ввоз мяса птицы из неблагополучных по гриппу птиц (Н5Ш) стран. Отмечается рост объемов международных перевозок химических веществ, радиоактивных материалов, отходов. В России удельный вес минеральных продуктов и продукции химиче-

ской промышленности в структуре импортируемой продукции составляет около 26 %. В связи с объективными неизбежными потерями химических веществ в процессе перевозки, перегрузки, складирования и реализации возрастает воздействие интегрального химического фактора на здоровье населения и окружающую среду.

Санитарная охрана территории Российской Федерации - это прежде всего ее нормативная база, регламентирующая адекватную защиту от внешних и внутренних угроз биологической безопасности, и соответствующая структурно-функциональная организация, позволяющая осуществлять на системной, высокотехнологичной основе надежное мониториро-вание, предупреждение, раннее выявление, оперативное реагирование, целенаправленное противодействие и ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных санитарно-эпидемиологических ситуаций, интродуцированных или местных.

Список основных правовых, нормативнометодических документов, регламентирующих санитарную охрану территории Российской Федерации, включает:

1. Закон Российской Федерации «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52 -ФЗ.

2. Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (в редакции Федеральных законов ... от 30.12.2006 г. № 266-ФЗ).

3. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.

4. Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. № 569).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 60 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» (с изменениями от 31 октября 1998 г., 2 февраля 2000 г.).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. № 312 «О паспортах пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. № 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина)».

8. Приказ Минздравсоцразвития России от

31.05.05 № 376 «О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарноэпидемиологического характера».

9. Санитарно-эпидемиологические правила «Санитарная охрана территории Российской Федерации». СП 3.4.1328-03.

10. Методические указания «Санитарно-карантинный контроль в морских и речных портах, открытых для международных сообщений». МУ 3.4.1127-02.

11. Методические указания «Санитарно-карантинный контроль в аэропортах, открытых для международных сообщений». МУ 3.4.1180-02.

12. Методические указания «Санитарно-каран-

тинный контроль на автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации». МУ 3.4.1179-02.

13. Международные медико-санитарные правила (2005 г.), принятые на 58-й сессии ВАЗ.

14. Санитарные правила и нормы «Санитарная охрана территорий государств-участников Содружества Независимых Государств» (утверждены на XVII заседании Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ 3-4 июня 2005 г., Душанбе, Республика Таджикистан).

В указанном списке нормативных ссылок регламентирован перечень инфекционных болезней, товаров и грузов, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации (стран СНГ), перечень чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, требующих представления внеочередных донесений, порядок информационного обеспечения мероприятий по санитарной охране, осуществления санитарно-карантинного контроля и межведомственного взаимодействия в пунктах пропуска через Государственную границу на всех видах транспорта и при проведении ограничительных (карантинных), противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий по локализации и ликвидации эпидемических очагов особо опасных инфекционных болезней.

Вместе с тем с вступлением в силу Международных медико-санитарных правил - ММСП (2005 г.) в 2007 г. в международную практику вводится алгоритм интегральной оценки чрезвычайных ситуаций в общественном здравоохранении, имеющих международное значение, прежде всего в расчете на неожиданные новые, возникающие, неизвестные и трудно диагностируемые биологические угрозы, требующие неотложного уведомления ВОЗ.

Сегодня к таким ситуациям относятся ТОРС, пандемия гриппа, вызванная высокопатогенным для человека вирусом-возбудителем, оспа и др. В соответствии с названными ММСП приоритет в предупреждении возникновения и распространения указанных чрезвычайных ситуаций является функцией национального эпидемиологического надзора при оперативном реагировании со стороны ВОЗ. Естественно, что алгоритм идентифицирования таких чрезвычайных ситуаций на национальных территориях предполагает определенный качественный уровень противоэпидемической готовности, обеспеченный инновационным технологическим потенциалом, включающим информационно-аналитическую, скрининго-мониторинговую, диагностическую, профилактическую, производственную биотехнологическую и кадровую составляющие. Указанный алгоритм предполагает последовательную оценку территориальной, региональной и национальной значимости чрезвычайных ситуаций на основе выработанных критериев. Такая оценка может быть построена на данных по паспортизации субъектов Российской Федерации в отношении рисков возникновения внешних и внутренних угроз биологической (химической) безопасности и распространения санитарно-эпидемиологических опасностей.

После реформы федеральных органов исполнительной власти функция санитарной охраны Россий-

ской Федерации возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляется в рамках единой государственной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пунктах пропуска через Государственную границу (санитарно-карантинный контроль) и непосредственно на территориях всех субъектов Российской Федерации, в том числе при осуществлении эпидемиологического надзора и контроля природно-очаговых и других особо опасных инфекционных болезней.

Эту функцию осуществляют управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации - 87, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации - 87, отделы управления по железнодорожному транспорту - 15, филиалы ФГУЗ на железнодородном транспорте - 143.

Мероприятия по санитарной охране территории Российской Федерации в пунктах пропуска через Государственную границу проводят 64 СКП на воздушном, 94 СКП на автодорожном, 35 ПСКП на железнодорожном и 79 СКО на водном (морском и речном) видах транспорта, являющихся производными управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и на железнодорожном транспорте.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации основных направлений деятельности Роспотребнадзора на 2006 г. разработано и Приказом Руководителя Роспотребнадзора от 18.09.2006 г. № 320 «О регламенте оснащения пунктов пропуска» нормативно закреплено материально-техническое оснащение санитарно-карантинных подразделений на государственной границе. Совершенствование санитарной охраны территории Российской Федерации происходит в процессе реализации мероприятий в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)».

Разработан Административный регламент Роспотребнадзора исполнения государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Разработан проект Ведомственной целевой программы «Санитарная охрана территории Российской Федерации» (Санохрана).

Проведение санитарно-карантинного контроля на границе совместно с другими видами государственного контроля - пограничного, таможенного, ветеринарного, фитосанитарного, иммиграционного, транспортного определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 60 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» (с изменениями от 31 октября 1998 г., 2 февраля 2000 г.), Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. № 312 «О паспортах пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации»

Взаимодействие на межведомственном уровне при проведении ограничительных (карантинных), профилактических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий координируется в соответствии с Постановлением Правительства

Российской Федерации от 19 августа 2005 г. № 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор».

Оперативное взаимодействие Роспотребнадзора с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления определено письмом Руководителя Роспотребнадзора от 18.11.2005 г. № 0100/10185-05-32 «Об оперативном взаимодействии территориальных управлений Федеральной службы с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления».

Вопросы комплексного планирования мероприятий по санитарной охране и взаимодействия в рамках межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссий, в том числе в расчете на новые возникающие и возвращающиеся инфекционные болезни представлены в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.07.2006 г. № 14 «Об обеспечении мероприятий по санитарной охране Российской Федерации». В соответствии с этим постановлением проведена паспортизация пунктов пропуска через Государственную границу, электронная база данных которой находится в Роспотребнадзоре.

Целенаправленное проведение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации по недопущению заноса и распространения эпидемических проявлений гриппа птиц регламентировано письмом Руководителя Роспотребнадзора от 20.03.2006 г. № 0100/2957-06-32 «Об усилении мероприятий по санитарной охране Российской Федерации».

При угрозе заноса и распространения новых инфекционных болезней, а также в случае актов биологического терроризма предусмотрено использование лабораторной базы системы Роспотребнадзора (территориального, регионального и федерального уровней) при взаимодействии с Минобороны России, МЧС, МВД, ФСБ, ФСО и Россельхознадзо-ром в процессе проведения противоэпидемических мероприятий (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.09.2005 г. № 21 «О совершенствовании государственного санитарно-эпидемиологического надзора по противодействию угрозе биотерроризма»).

К другим структурам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, обеспечивающим санитарную охрану территории Российской Федерации, относится система противочумных учреждений. Она включает Противочумный центр, противочумные станции - 12, противочумные институты - 5 (Российский НИПЧИ «Микроб», Волгоградский НИПЧИ, Иркутский НИПЧИ Сибири и Дальнего Востока, Ростовский-на-Дону НИПЧИ, Ставропольский НИПЧИ), специализированные противоэпидемические бригады - 15.

Конкретное участие в обеспечении указанной государственной функции со стороны противочумной системы заключается в осуществлении эпиде-

миологического надзора и контроля природноочаговых (зоонозных) и других особо опасных инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, других государств-участников СНГ, в представлении лабораторной базы, высококвалифицированных специалистов при проведении клинико-эпидемиологической и этиологической диагностики, оказании консультативно-методической помощи органам и учреждениям, уполномоченным осуществлять государственный санитарноэпидемиологический надзор (санитарно-карантинный контроль) при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, помощь в последипломной подготовке кадров, производстве медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики и профилактики особо опасных инфекционных болезней. Свою деятельность противочумные учреждения осуществляют в соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 17.11.2005 г. № 774 «Об организации и проведении мероприятий по профилактике чумы».

Поскольку чума является энзоотичной для России (и 9 стран СНГ) особо опасной инфекционной болезнью, входит в перечень нозологических форм, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации (СНГ), ключевыми мероприятиями в системе эпидемиологического надзора за чумой являются эпизоотоло-гическое обследование ее природных очагов, эпидемиологическое наблюдение за населением, проведение экстренных специфических и неспецифических профилактических мероприятий при возникновении реальной опасности заражения человека чумой. Противочумные учреждения вносят существенный вклад в обеспечение эпидемиологического благополучия населения страны.

С этой целью противочумные станции ежегодно осуществляют эпидемиологический надзор в 11 природных очагах чумы общей площадью более 25 млн га и населением более 30 млн чел. Эпизоото-логическое обследование ежегодно проводят на оперативной площади около 300 тыс. кв.км, для чего противочумные станции выставляют до 90 сезонных формирований, 25-30 % из которых составляют эпидотряды и 70-75 % - зоогруппы. В населенных пунктах обследуется ежегодно на наличие грызунов до 1300 кв.км, на наличие блох - до 150 кв.км. Мероприятия неспецифической профилактики на территории природных очагов чумы противочумные станции проводят по эпидпоказаниям, при этом объемы поселковой дезинсекции и дератизации сократились в 4 раза, полевой - в сотни раз.

На энзоотичной территории проживает более

4,5 тыс. чел., из них 42 % составляют контингент высокого риска заражения. Вакцинацию против чумы по эпидпоказаниям получают 5-10 тыс. чел. ежегодно. Под постоянным наблюдением противочумных станций так же, как и ветеринарных специалистов, находится более 4 тыс. верблюдов, из них 40 % - в частном секторе. Ежегодно отмечается падеж 20-40 голов, все трупы для исключения диагноза чумы обследуются лабораторно.

С целью предотвращения завоза и распространения чумы с грызунами и эктопаразитами через

международные транспортные узловые центры ежегодно проводится эпизоотологическое обследование территорий морских, речных портов, аэропортов, железнодорожных станций на площади до

6 млн. кв.м, а также до 300 иностранных судов и до

2,5 тыс. российских морских и речных судов.

Обеспечивая эпидемиологический надзор за холерой, противочумные учреждения осуществляют мониторинг за контаминацией патогенными вибрионами объектов окружающей среды, лабораторно исследуется 8-15 объектов, выделяется от 25 до 50 культур холерных вибрионов 01/0139. Периодические заносы холеры на территорию Российской Федерации требуют целенаправленного поддержания противоэпидемической готовности учреждений системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и лечебно-профилактических учреждений. Конкретные меры по этому вопросу в 2006 г. определены в письме Руководителя Роспотребнадзора от 15.05.2006 г. № 0100/5366-06-32 «О мероприятиях по профилактике холеры».

Совершенствование эпизоотологического мониторинга и эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется в соответствии с Ведомственной целевой программой «Стопинфекция» и Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:

от 24.02.2005 г. № 9 «О состоянии заболеваемости геморрагической лихорадки с почечным синдромом и мерах по предупреждению ее распространения»;

от 18.04.2005 г. № 15 «Об усилении мероприятий по предупреждению распространения бешенства в Российской Федерации»;

от 20.12.2005 г. № 33 «Об усилении мероприятий по предупреждению распространения туляремии в Российской Федерации»;

от 22.12.2005 г. № 34 «Об усилении надзора за клещевым вирусным энцефалитом и мерах по его профилактике»;

от 25.08.2006 г. № 26 «Об организации мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидсезоне 20062007 гг.»;

от 29. 08.2006 г. № 27 «О мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний в Российской Федерации»;

письмо № 0100-2459-05-32 от 06.03.06 «Об эпиднадзоре за Крымской геморрагической лихорадкой».

Совершенствование эпизоотологического мониторинга, эпидемиологического надзора и контроля инфекционных болезней в рамках санитарной охраны территории Российской Федерации предполагает создание и функционирование унифицированной системы сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации на основе географических информационных технологий (ГИС) и систем оценки эпидемиологического риска, совместимых с системами спутникового позиционирования ГЛАНАС и GPS. С учетом указанной основы целесообразно введение электронных паспортов

субъектов Российской Федерации.

Усовершенствование эпизоотологической работы в субъектах Российской Федерации планируется в следующих основных направлениях:

1) геоинформационное обеспечение мониторинга и прогнозирования эпизоотической активности природных очагов чумы и других особо опасных зоонозных инфекций;

2) создание методов краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозирования эпизоотической активности природных очагов чумы и других зоонозных инфекций;

3) изучение механизмов формирования сочетанных природных очагов особо опасных зоонозных инфекций;

4) совершенствование тактики и методики неспецифической профилактики особо опасных зоонозных инфекций.

Научно-методическое обеспечение мероприятий по санитарной охране Российской Федерации осуществляет Координационный научный совет по санитарно-эпидемиологической охране территории Российской Федерации - КНС (Приказ Роспотребнадзора и РАМН № 609/48 от 23.06.2005 г.). Головным учреждением является Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб».

КНС охватывает 7 ведомств (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Российская академия медицинских наук, Федеральное медико-биологическое агентство, Минобороны России, МЧС России, Россельхоз академия, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию) и включает 5 проблемных комиссий.

В 2006 г. представители КНС приняли участие в организации и проведении:

VII Межгосударственной научно-практической конференции государств-участников СНГ «Чрезвычайные ситуации международного значения в общественном здравоохранении, решения Санкт-Петербургского саммита «Группы восьми» и санитарная охрана территорий государств-участников Содружества Независимых Государств» (п. Оболенск, 3-4 октября, 2006 г.);

VII заседания Координационного совета по проблемам санитарной охраны территорий госу-дарств-участников СНГ от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней (п. Оболенск, 4 октября, 2006 г.);

совещания специалистов противочумных учреждений по проблеме «Холера и патогенные для человека вибрионы» (Ростов-на-Дону, 31 мая - 1 июня 2006 г.);

совещания работников отделов подготовки специалистов противочумных учреждений по пересмотру программ дополнительного профессионального образования (Саратов, 28-31 мая);

заседания рабочей группы Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) по охране здоровья и фармацевтическому делу в Москве (31 октября - 2 ноября 2006 г.);

Конференции «Глобальная угроза - глобальные действия, содействие реализации инициатив «Группы восьми» по борьбе с инфекционными болезнями» (Москва, 8 декабря 2006 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2006 г. утверждены на федеральном уровне:

Методические указания «Организация и проведение мероприятий по профилактике чумы в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации». МУ 3.4.2126-06,

Методические указания «Организация и проведение лабораторной диагностики заболеваний, вызванных высоковирулентными штаммами гриппа А (ВГПА), у людей». МУ 4.2.2136-06.

Руководство «Специфическая индикация патогенных биологических агентов». Москва, 2006. (утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11 июля 2006 г.)

Методические рекомендации «Организация мониторинга заносов и распространения гриппа птиц в природных условиях на территории Российской Федерации» (утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.11.2006 г. № 0100/12294-06-34).

В рамках КНС разработан новый принцип работы СПЭБ, определяющий его функционирование в виде комплекса автономных модулей на базе автотранспорта повышенной проходимости. Создана автолаборатория для эпидразведки. В материалах саммита «Группы восьми» в Санкт-Петербурге (1517 июня 2006 г.) указанная модернизация российских СПЭБ, предназначенных для использования и на международном уровне, представлена как крупная мера по укреплению глобальной сети противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.

Разработано (переработано) и утверждено Роспотребнадзором 10 образовательных программ первичной специализации и усовершенствования специалистов.

На базе Координационного научного совета по санитарно-эпидемиологической охране территории Российской Федерации с 2000 г. функционирует Координационный совет по санитарной охране территории государств-участников Содружества Независимых Государств от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней (КС). Информационное, нормативно-методическое и научнопрактическое обеспечение мероприятий по санитарной охране территорий государств-участников СНГ составляет основное направление работы КС.

За указанный период КС разработано и утверждено на межгосударственном уровне 10 нормативнометодических и программных документов, проведено

7 Межгосударственных научно-практических конференций и 7 заседаний Координационного совета.

В резолюции VII межгосударственной конференции, опубликованной на сайте Роспотребнадзора и сайте РосНИПЧИ «Микроб», отмечены прогрессирующая актуальность проблематики санитарной охраны территорий, трансформирование ее в методологию противодействия глобализации биологических угроз и санитарно-эпидемиологических опасностей, отрицательно влияющих на международные сообщения, торговлю, экономику. Структурно эта

сфера деятельности в общественном здравоохранении включает вопросы глобального и национального эпидемиологического надзора и контроля инфекционных болезней, эпидемиологического надзора на транспорте, санитарно-карантинного контроля товаров и грузов, вопросы биологической безопасности, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Таковы послереформенные организационные основы и нормативно-методическая база санитарной охраны территории Российской Федерации в современных условиях.

В связи с вышеизложенным важными чертами современного этапа развития санитарной охраны территории является неуклонное расширение ее содержания и трансформирование в ключевой инструмент нейтрализации рисков и противодействия глобализации наиболее опасных для общественного здравоохранения угроз. Важным достижением в совершенствовании санитарной охраны является плодотворное участие Российской Федерации в разработке ММСП (2005 г.) и их применении в реализации решений Санкт-Петербургского саммита «Группы восьми» в области борьбы с инфекционными болезнями, разработке методологии оперативного реагирования на вспышки инфекционных болезней, вызывающих кризис в общественном здравоохранении на национальном, региональном и глобальном уровнях за счет использования команд быстрого реагирования (в том числе российских специализированных противоэпидемических бригад).

Ближайшие задачи совершенствования санитарной охраны связаны с гармонизацией национальной правовой и нормативно-методической базы в области санитарной охраны территории Российской Федерации с Международными медико-санитарными правилами (2005 г.) и реализацией Решений Санкт-Петербургского саммита «Группы восьми» (15-17 июля 2006 г.).

Исходя из Концепции развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007-2008 годы и на период до 2010 года наиболее существенный вклад в совершенствование санитарной охраны территории Российской Федерации должен быть сделан на основе внедрения инновационных технологий на всех этапах и уровнях методологического процесса ее осуществления. Для внедрения информационно-аналитических технологий (ГИС-техно-логии, использование навигационных систем ГЛАНАС и GPS) в систему сбора, обработки, хранения и статистического наблюдения потребуется:

разработать и внедрить в практику единую автоматизированную систему регулярного представления отчетности о регистрируемых инфекционных и паразитарных болезнях на основе построения реляционных баз данных, содержащих формализованную информацию о каждом регистрируемом случае;

разработать систему паспортизации субъектов Российской Федерации по рискам возникновения внешних и внутренних угроз биологической (химической) безопасности, критериев достаточного уровня санитарной охраны и эффективного использования бюджетных средств.

G.G.Onischenko, V.V.Kutyrev, S.D.Krivulya, Yu.M.Feodorov, V.P.Toporkov

Sanitary Protection of the Territories of the Russian Federation: Up-Dated Normative and Methodologic, Organizational and Scientific Support

Federal Service of Consumers' Rights and Human Welfare Protection; Russian Anti-Plague Research Institute "Microbe", Saratov

Due to the reformation of the bodies of the RF Executive Authorities, the state function of ensuring sanitary protection was assigned to the Federal Service of Consumers' Rights and Human Welfare Protection, with appropriate corrections being made in its normative and methodologic bases. Further

improvements in the system of sanitary protection (both on the national level and in the CIS countries as a whole) might entail the introduction and realization of the principles of International Health Regulations (2005) and the decisions of the Saint-Petersburg Summit of the “Group of Eight” to impose control upon infectious diseases, as well as with the development and introduction into practice of innovation technologies that could facilitate more effective sanitary protection of the countries.

Key words: sanitary protection of a territory, normative and metho-dologic basis, scientific support.

Поступила 06.02.07.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

УДК 616.981.452(471)

Н.В.Попов1, В.Е.Безсмертный2, Н.Л.Новиков2, А.И.Удовиков1, В.В.Кутырев1

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ ЭПИЗООТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПРИРОДНЫХ ОЧАГОВ ЧУМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007 г.

1 Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», Саратов;

2Противочумный центр Роспотребнадзора, Москва

Выполнен анализ достоверности прогнозов эпизоотической активности природных очагов чумы на территории Российской Федерации на 2006 г. Обобщены данные по состоянию численности основных носителей и переносчиков возбудителя чумы в природных очагах различного типа и составлен прогноз их эпизоотической активности на 2007 г. Установлены основные особенности текущей и прогнозируемой эпизоотической обстановки в энзоотичных по чуме регионах Российской Федерации, выделены очаговые территории, представляющие повышенную эпидемическую опасность.

Ключевые слова: природные очаги чумы, эпизоотическая активность, численность носителей и переносчиков чумы, эпизоотологический прогноз.

Обзор подготовлен на основании годовых обзоров и прогнозов эпизоотического состояния природных очагов чумы, данных статистической отчетности по форме 20-санэпид и оперативных ежемесячных сводок о проведении профилактических противочумных мероприятий, представленных ФГУЗ «Противочумные станции» Роспотребнадзора за 2006 год.

На территории Российской Федерации действуют 11 природных очагов чумы сусликового (7), пес-чаночьего (2), полевочьего (1) и пищухового (1) типов с общей площадью 253590 кв. км. Природные очаги сусликового типа представлены ЦентральноКавказским высокогорным (01), Терско-Сунженским низкогорным (02), Дагестанским равнинно-предгорным (03), Прикаспийским Северо-Западным степным (14), Волго-Уральским степным (15), Тувинским горным (37) и Забайкальским степным (38), общая площадь которых составляет 138290 кв. км. Природные очаги песчаночьего типа представлены ВолгоУральским песчаным (16) и Прикаспийским песчаным (43) общей площадью 80650 кв. км. Площадь Восточно-Кавказского высокогорного природного очага (39) полевочьего типа составляет 23420 кв. км, Горно-Алтайского высокогорного природного очага (36) пищухового типа - 11230 кв. км.

Прогноз эпизоотического состояния природных очагов чумы, составленный на 2006 г., подтвердился не в полном объеме. В 2006 г. эпизоотии зарегистрированы на территории Центрально-Кавказского высокогорного (01), Дагестанского равнинно-предгорного (03), Горно-Алтайского высокогорного (36), Тувинского горного (37) и Прикаспийского песчаного

(43) природных очагов. Общая площадь эпизоотий составила 1077,11 кв. км (в 2005 г. - 1233,0 кв. км ). Эпизоотии выявлены в 28 секторах первичных районов природных очагов чумы (в 2005 г. - 23). От грызунов и их эктопаразитов изолирован 161 штамм чумного микроба (в 2005 г. - 104). При иммунодиаг-ностическом исследовании полевых материалов на наличие антител получено 99 положительных результатов, на наличие антигена - 6 (в 2005 г. соответственно 130 и 15). Прогноз на выявление в 2006 г. локальных эпизоотий чумы в Прикаспийском Северо-Западном степном, Волго-Уральском степном, Волго-Уральском песчаном, Восточно-Кавказском высокогорном и Забайкальском степном природных очагах чумы не оправдался. Последнее, по-видимому, явилось следствием значительного сокращения объемов обследовательских работ, а также наступления в ряде очагов межэпизоотических периодов.

Природные очаги чумы сусликового типа

Центрально-Кавказский высокогорный природный очаг чумы (01). Открыт в 1971 г. и характеризуется постоянной эпизоотической активностью, площадь - 4600 кв. км, площадь с эпизоотиями за весь период наблюдения - 85,9 %. В ХХ ст. заражения людей чумой не зарегистрированы. В 2006 г. эпизоотия чумы на площади 2 кв. км выявлена в ур. Перк Эльбрусского района Республики Кабардино-Балкария. Выделено 6 штаммов чумного микроба от блох двух видов, из них 5 штаммов из посевов Citellophilus tes-quorum (2 с очеса горного суслика и 3 из входов нор) и 1 штамм от Сtenophthalmus orientalis из входов нор. Кроме того, при иммунодиагностическом исследова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.