Научная статья на тему 'Об инновационных методах подготовки кадров в отраслевом вузе'

Об инновационных методах подготовки кадров в отраслевом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесовский Б. Ф., Лесовская О. В.

В статье излагается подход авторов к совершенствованию управления образовательным процессом на основе повсеместного внедрения современных инновационных методик в отраслевом обра-зовательном учреждении. Анализируется современное состояние этих вопросов в системе профессионального образования России. Показано, что комплексный характер проблем современного от-раслевого высшего профессионального образования подтверждает необходимость создания системы повышения эффективности и ка-чества обучения на основе синтеза различных аспектов изучения учебной, научной, практической, экономической деятельности и вне-аудиторной работы со студентами, а также внешних условий среды. Обосновывается концепция совершенствования учебно-воспита-тельного процесса в образовательном учреждении, в центре кото-рой стоят задачи выявления готовности педагога изменить сте-реотипное мышление о системе образования после многолетней работы в условиях советской высшей школы; поиска более эффек-тивных форм, методов и средств обучения на основе овладения со-временными технологиями обучения; оптимизации учебного процесса и повышения качества образования; применения экономических ме-тодов управления, для того чтобы не только преподаватель, но и любой сотрудник вуза имел мотивацию работать эффективно и ка-чественно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лесовский Б. Ф., Лесовская О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об инновационных методах подготовки кадров в отраслевом вузе»

УДК 658.336+37

ОБ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДАХ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОТРАСЛЕВОМ ВУЗЕ

Б.Ф. Лесовский; О.В. Лесовская, Дальрыбвтуз, Владивосток

В статье излагается подход авторов к совершенствованию управления образовательным процессом на основе повсеместного внедрения современных инновационных методик в отраслевом образовательном учреждении. Анализируется современное состояние этих вопросов в системе профессионального образования России.

Показано, что комплексный характер проблем современного отраслевого высшего профессионального образования подтверждает необходимость создания системы повышения эффективности и качества обучения на основе синтеза различных аспектов изучения учебной, научной, практической, экономической деятельности и внеаудиторной работы со студентами, а также внешних условий среды. Обосновывается концепция совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, в центре которой стоят задачи выявления готовности педагога изменить стереотипное мышление о системе образования после многолетней работы в условиях советской высшей школы; поиска более эффективных форм, методов и средств обучения на основе овладения современными технологиями обучения; оптимизации учебного процесса и повышения качества образования; применения экономических методов управления, для того чтобы не только преподаватель, но и любой сотрудник вуза имел мотивацию работать эффективно и качественно.

Успешное развитие рыбохозяйственной отрасли невозможно представить без качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, профессионализм и компетентность которых позволит успешно решать социально-экономические задачи. ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз» позиционируется сегодня как базовый отраслевой вуз - современное учебное заведение, занимающее прочные позиции и развивающее инновационную деятельность, и стремится завоевать на рынках образовательных услуг и наукоемкой продукции России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона достойное место. Отраслевое образование в университете реализуется в рамках российской образовательной политики, главные задачи которой обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и

перспективным потребностям личности, отрасли и государства, интеграция в мировую систему.

В основе образовательного процесса всегда были знания, за обладание которыми ставили высокие баллы, выдавали медали; их наличие как у обучаемого, так и у педагога являлось оценкой их деятельности. При этом система все больше приходила в противоречие с жизнью, затратами на образование как государственными, так и личными усилиями студентов. В настоящее время работодателей больше интересуют толерантность, творческий опыт и компетенции, которыми можно овладеть только в условиях креативного образования.

Очевидно, что образовательные услуги запаздывают с вхождением в рынок, слабо восприимчивы к требованиям экономики, а система высшего образования пока может гарантировать выпускнику только диплом и статус фундаментально образованного человека, а не современные компетенции и квалификации, востребованные рынком. Как следствие, застой в системе, явное отставание образования от жизни, которая динамичнее, чем педагогика и образование.

В этой связи в настоящее время весьма актуальна проблема опережающей функции образования, которое должно предвидеть жизненные тенденции и своевременно на них реагировать, компетентно, в соответствии со временем, и даже опережая его, решать системные вопросы профессиональной подготовки специалистов отрасли. Ответы на них требуют пересмотра парадигмальных основ и ценностей, целей, содержания, технологий деятельности и общения в педагогическом процессе. Необходимость смены парадигмы также обусловлена социокультурными трансформациями, вызванными постиндустриальной, информационной культурой, изобилующей источниками информации и требующей от обучаемых умения и желания добывать ее, а не получать в готовом виде, умения ею творчески пользоваться.

Преобразования в сфере труда и экономики также оказывают влияние на цели образовательных услуг и, соответственно, высшее образование. Конкурентоспособность специалиста определяется наличием у него высокого качества подготовки, отвечающего требованиям и запросам работодателей в сравнении с другими специалистами. Следовательно, продуктом современной системы высшего профессионального образования должен быть не унифицированный, усредненный специалист узкого профиля, а личность, обладающая индивидуальностью, высоким уровнем профессиональной подготовки, способная к совершенствованию и изменению способов своей профессиональной и социальной деятельности. Поэтому вполне обоснованно С. Адам - профессор Вестминстерского университета - называет проектирование результатов обучения вызовом Болонскому процессу [1].

Главные задачи профессионального рыбохозяйственного образования - научить студентов осуществлять поиск и технико-

экономическое обоснование использованию современной техники и передовой технологии при проектировании и ведении работ; обеспечивать высокие темпы вылова и воспроизводства акваресурсов и рост производительности труда, снижение производственных затрат, эффективное использование людских и материальных ресурсов; приобрести навыки творческого подхода к рыбохозяйственной деятельности, эффективных методов организации труда и управления; получить знания о методиках расчётов параметров процессов; принимать решения, обеспечивающие повышение эффективности и улучшение качества работ и т.д.

«Новые условия в сфере труда оказывают непосредственное воздействие на цели преподавания и подготовки в области высшего образования. Предпочтение следует отдавать образовательным технологиям, которые дают возможность приобретать такие качества, как инициативность, дух предпринимательства и приспособляемость, а также позволяют им более уверенно работать в современной производственной среде» [9].

В этой связи рыбохозяйственное образование как отрасль экономики должно активно развивать стимулирование инновационных программ и методов высшего, среднего и начального профессионального образования. В качестве стратегической педагогической и методической задачи отраслевой высшей школы современные исследования выдвигают проблему формирования и развития компетенций будущих специалистов. Под понятием «компетентность» чаще всего исследователями подразумевается готовность актуализировать знания на практике, способность применять свои знания и умения в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях, что характеризует способность человека (специалиста) реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности, т.е. это интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Очевидно, что формирование профессионала - это не только создание благоприятных внутренних и внешних условий деятельности, но также воспитание профессионала как личности.

Силина С.Н. [8] выделяет следующие стадии профессионального становления специалиста в образовательном процессе вуза:

1) начальной профессиональной ориентации на будущую деятельность;

2) формальной профессиональной идентификации, когда студент на основе первых формальных показателей отождествляет себя с будущей профессией;

3) вероятностного профессионального кризиса, когда происходит снижение интереса к будущей профессии вследствие рассогласования личностных представлений о профессии и столкновения с реальной профессиональной деятельностью на практике;

4) профессионального созревания, глубокого погружения в программу профессиональной подготовки специалиста и коррекции профессиональных знаний, представлений, умений и навыков, стабилизация приобретенных профессиональных показателей;

5) профессиональной готовности специалиста, сформированности устойчивой мотивационной установки на будущую профессиональную деятельность, наличие показателей, определенных ГОС. Здесь, по мнению автора, возможен личностный кризис профессионального самосознания в связи с предстоящей сменой учебно-профессиональной деятельности на профессионально-практическую деятельность и осознанием новых требований к личности специалиста.

Таким образом, можно сделать вывод, что только интерактивный процесс постепенного погружения студента в будущую профессию позволяет воспитать современного специалиста.

При этом вне зависимости от вида обучения основным методом преподавания при подготовке кадров является практическая реализация принципа сознательности и активности образования, которая осуществляется путем соблюдения определенных правил обучения. Прилагая усилия к воспитанию активности студентов, необходимо помнить, что активный сегодняшний студент - активный завтрашний производственник, член общества, и наоборот.

В этой связи главное - не предмет, которому обучает педагог, а личность, которую мы формируем. Поэтому целесообразно учить и воспитывать так, чтобы студент был не «дополнением» к учебной дисциплине, а наоборот - субъектом её активного освоения, поскольку не предмет формирует личность, а преподаватель своей деятельностью, связанной с изучением дисциплины. Помогая студентам овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, требуется постоянно учить их самостоятельности.

В свете сформировавшихся интернаучных подходов и методов (системного, информационного, компьютерного моделирования и др.) в процессе занятий представляется важным определять

индивидуальную обучаемость каждого студента. Одной из главных функций педагога и особенно выпускающей кафедры Дальрыбвтуза является качественное решение образовательно-воспитательных задач на основе диагностики учебно-познавательных способностей и других индивидуальных свойств обучаемых студентов. В развитых странах мира широкое развитие получила экспертно-аналитическая деятельность научно-педагогических кадров образовательных учреждений. Считается, что профессорско-преподавательский состав должен обладать всем спектром педагогического мастерства, в основе которого лежат способности аналитика и диагноста учебно-воспитательного процесса. Преподаватель в ходе проведения анализа должен постоянно изучать причины и формы проявления ошибок, просчётов, противоречий, т.е. всего того, что называется типовыми

проблемами, выяснять причины их возникновения, искать пути устранения.

Современный образовательный процесс не ограничивается аудиторными занятиями и аттестациями - это процесс формирования нового уровня теоретических знаний, практических умений, навыков и компетенций, осуществляемый путем организации активной познавательной деятельности обучающихся. Отсутствие в настоящее время системного подхода к анализу этой взаимосвязи приводит только к тактическому мышлению, решению проблемы улучшения качества обучения на уровне частных задач.

Реализуемое в настоящее время снижение аудиторной нагрузки студентов призвано развить у них компетенции, связанные с навыками самостоятельной работы, - поиск информации, отбор и освоение нового материала. Этот процесс должен быть поддержан преподавателями, как минимум, в двух формах: повышения времени внеаудиторного общения и задания письменных работ с одновременным увеличением удельного веса индивидуальных и групповых консультаций (тьюторства), организуемых вне регулярных аудиторных занятий и проводимых как в присутственные часы преподавателя на кафедре, так и в процессе он-лайнового общения, через личные форумы или посредством электронной почты. Сегодня существенным вкладом в организации самостоятельной работы студентов стало использование ресурсов Интернета, который позволяет выйти за пределы ограниченного набора книг и журналов, приобретенных университетской библиотекой, и облегчает доступ к источникам, на которые предъявляется повышенный спрос, снимая проблему тиражности издания и очередей за нужной книгой. Кроме этого, у преподавателей появляется возможность рекомендовать самые свежие исследовательские статьи, намечающие передовые рубежи изучаемой дисциплины, что особенно важно на программах магистерской подготовки, где значительная часть усилий должна направляться на выработку у студентов исследовательских компетенций и умения работать с современной литературой. При этом преподаватель, как правило, включает электронные источники в число основной (обязательной) литературы. Таким образом осуществляется развитие одной из важных компетенций, связанных с самостоятельной работой, - мотивированной способности студента работать с электронными базами статистических данных и периодических изданий. К сожалению, не все студенты готовы к самостоятельной работе и не все преподаватели в достаточной мере ее контролируют. По видимому, решение проблемы кроется не только в перераспределении учебной нагрузки в пользу консультаций и проверки письменных работ, но и в целенаправленной учебно-методической работе, позволяющей стимулировать способности студентов к самоорганизации своего времени и самостоятельному вложению творческих усилий.

Современная педагогика знает уже несколько направлений оптимизации процесса обучения и воспитания. Сегодня быстро набирает силу и популярность компьютерное обучение, и высшее профессиональное образование переходит на качественно новый этап применения информационных технологий в образовательном процессе. За последние несколько лет отечественные и зарубежные авторы все больше сходятся во мнении, что главным назначением информационных и коммуникационных технологий является повышение эффективности управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых.

При обучении в первую очередь должна быть компьютеризирована процедура контроля знаний, умений и навыков как основ управления познавательной деятельностью студентов. Речь идет как об установлении исходного уровня обученности, позволяющего адекватно планировать процесс обучения, так и о текущей проверке качества усвоения знаний и развития умений и навыков, дающей возможность преподавателю рационально управлять учебным процессом. Это, в свою очередь, выдвигает проблему оборудования всех аудиторий мультимедийной техникой, создания компьютерных программ и курсов, которые наиболее полно отражали бы принципы педагогического управления и выступали бы дидактическим средством, обеспечивающим эффективность обучения.

Сегодня часто об использовании инновационных технологий судят по количеству компьютеров на кафедре вуза. При этом методологические аспекты и количество преподавателей и студентов, постоянно проходящих занятия в инновационных средах, остаются неоцененными. Традиционно для вузов наиболее распространенными формами (видами) обучения являются лекции, практические занятия, семинары, зачеты, экзамены. Инновационные технологии, традиционные педагогические методы подготовки, основанные на прямых контактах, заменяют информационными методами. Они представляют собой изменение акцента от «преподавания» к «обучению», который ориентируется, прежде всего, на студента, в противоположность традиционному подходу, ориентированному на преподавателя. Студентоцентрированное обучение берет за основу не отношение «преподавание-обучение-оценивание», а фундаментальные связи между проектированием, постановкой и измерением обучения [6]. При этом необходимо учитывать, что особенностью преподавания дисциплин при подготовке кадров для рыбохозяйственного комплекса, является то, что основные объекты изучения находятся в водах, т.е. вне зоны свободного доступа для осмотра, измерения и т.д.

Необходимо помнить, что творческое мышление можно развивать всесторонним анализом проблем, имеющихся в рыбохозяйственной отрасли, когда технологические задачи решаются несколькими логически различающимися способами, и, следовательно, требуется чаще практиковать творческие задания.

Исходя из личного опыта, можем сделать вывод, что учебно-воспитательный процесс целесообразно формировать на образах и примерах, имитации среды, в которой студенты живут, трудятся их родители; он должен содержать конкретные цели и задачи, обеспечивать формирование у студентов способности решать реальные практические вопросы - обучение не должно быть оторвано от условий реальной жизни. Важное место в личностно ориентированном образовании отводится психодиагностике, диалоговым лекциям, специальным тренингам, ролевым и имитационным играм, разрешению проблемных ситуаций. Широко используя в обучении практические ситуации, имеющие место на рыбохозяйственных предприятиях, необходимо требовать от студентов самостоятельного видения, понимания и осмысления различий между наблюдаемыми фактами и их научным объяснением - по настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто это на практике применяет.

С учетом специфики дисциплин по специальностям рыбохозяйственного комплекса важным мероприятием является реализация принципа наглядности обучения. Необходимо использовать в обучении тот факт, что запоминание технологических схем и другого материала, представленных в натуре (на мультимедийных картинках или моделях, тренажерах), происходит качественнее, чем запоминание того же материала, представленного в словесной, устной или письменной форме. Обучая и воспитывая, необходимо помнить, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях. Поэтому следует активно использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций.

Современная наглядность также позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу студентов. Применение средств компьютерных и телекоммуникационных технологий привносит определенную специфику в эти формы обучения. Применяя наглядные средства, можно воспитать у студентов внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению; при использовании наглядности, активизируется чувственный опыт учащихся, опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия. Поэтому наглядность необходимо применять как одно из средств связи с жизнью, реальными производственными процессами в рыбохозяйственной деятельности.

Технологий, приводящих к прочному усвоению знаний, много, что позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила: в современном обучении мышление преобладает над памятью. Чтобы освободить студентов от заучивания материала, имеющего вспомогательный характер, целесообразно приучать их пользоваться различными справочниками, энциклопедиями, поисковыми системами в

сети Интернет и т.п. Если учебный акцент сместится с умения запоминать на умение размышлять и действовать, то возникнет необходимость обращения к эффективным, в данном случае образовательным, технологиям: тьюторству, интерактивной образовательной среде и практико-ориентированным технологиям подготовки.

В настоящее время учебный процесс, реализующий принципы новой образовательной парадигмы, предполагает постоянное увеличение времени на самостоятельную и практическую работу студентов, что позволяет быть активным в творческом познании на семинарах, лабораторных занятиях, участвовать в дискуссиях, овладевать проектными методиками. При этом практические занятия являются важной формой упрочения знаний. Необходимо помнить, что эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой, а поэтому все методы обучения используют принцип связи теории с практикой. Основой данного принципа является центральное положение классической философии и современной гносеологии, согласно которому точка зрения жизни, практики - первая и основная точка зрения познания. Рассматриваемый принцип опирается на многие педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал:

- практика - критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения;

- правильно поставленное образование вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит студентов к активной преобразующей деятельности;

- эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней;

- эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку;

- чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности студентов, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки;

- чем лучше поставлены производительный труд и производственная практика студентов, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства;

- чем выше уровень политехнизма на лекционных и практических занятиях, тем действеннее знания студентов;

- чем больше приобретаемые студентами знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Практическая реализация принципа связи обучения с производственной деятельностью рыбохозяйственных предприятий основана на творческом воплощении ряда правил, впитывающих в себя как теоретические выводы, так и опыт высшей школы. Глубоко и убедительно раскрывая диалектическую связь теории с практикой, мы на конкретных примерах показываем, что наука развивается под влиянием практических потребностей. Проблемно-поисковые и исследовательские задания при проведении практических занятий и выполнении курсовых проектов - лучшее средство связи теории с практикой. В этой связи представляется целесообразным в учебных планах максимально увеличить объем учебных и производственных практик, а также находить возможность проведения практических занятий на предприятиях, используя принципы модульной системы.

Современному специалисту необходимо также иметь высокий уровень развития интеллектуальной компетентности, подразумевающей категориальность и обобщённость, гибкость и оперативность мышления при анализе производственных проблем, и коммуникативной компетентности как способности устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, обеспечивающей эффективную адаптацию человека к сложным ситуациям жизни. Очевидно, что речь идёт о таких факторах педагогического процесса, как воспитательная работа и психологическое сопровождение образовательного процесса. Исходя из этого, представляется актуально значимой для Дальрыбвтуза организация работы Координационного научно-прак-

тического центра психологической поддержки, предусматривающего решение следующих задач вышеобозначенного психологического сопровождения студентов:

- обеспечение реабилитационной помощи в преодолении трудностей адаптации курсантам, проходящим учебно-производственную практику на судах;

- оказание консультативной и психокоррекционной помощи студентам (курсантам), преподавателям и сотрудникам университета в разрешении психологических проблем личного характера;

- исследование особенностей проявления психолого-педагогических, социально-психологических, социологических закономерностей учебно-воспитательного процесса в Дальрыбвтузе от момента поступления в вуз до его завершения;

- разработка и реализация (издание) комплекса методологических и научно-методических рекомендаций для оптимизации учебной и воспитательной работы преподавателей университета;

- коммерческая деятельность (в том числе на хоздоговорной основе) по оказанию социально-психологической помощи морякам и рыбакам в процессе переадаптации, связанной с экстремальными условиями деятельности в море и послетрудовой адаптацией.

Сегодня очевидно, что необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях выдвигает задачи выявления готовности педагога изменить стереотипное мышление о системе образования после многолетней работы, поиска более эффективных форм, методов и средств обучения на основе овладения преподавателями современными технологиями обучения, оптимизации учебного процесса, повышения качества образования.

С использованием информационных технологий напрямую связано развитие и продвижение дистанционного образования как самостоятельной формы, так и в системе очного и очно-заочного образования. Если сейчас некоторые считают, что живое общение и практические навыки невозможно осуществить в режиме он-лайн, то завтра инновации в области трехмерного цифрового телевидения или прогресс в разработке имитаторов виртуального присутствия дадут нам возможность изучать практически все профессии, не выходя из дома. Уже сегодня дистанционное обучение самым активным образом применяется в таком консервативном и практико-ориентированном направлении, как медицина, и, например, в США дистанционные образовательные технологии, используемые во всех формах обучения, охватывают более

50 % общей численности студентов.

В контексте реализации инновационных методов подготовки кадров для рыбохозяйственной отрасли заслуживает внимания применяемая в ГУ-ВШЭ (г. Москва) модульная система как основной инновационный элемент, связанный с организацией учебного процесса, где вместо двух традиционных семестров было введено пять модулей, в конце каждого из которых студенты сдают определенное количество зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом. При этом необходимо помнить, что уровень педагогического мастерства преподавателя обусловлен степенью сформированности его умений как результата овладения комплексом знаний. Одним из вариантов возможности сформировать эти умения может быть применение технологии повышения квалификации через производственные стажировки на передовых предприятиях рыбной и пищевой отраслей и в инновационных образовательных учреждениях.

Задача повышения заинтересованности и мотивации каждого преподавателя, любого сотрудника вуза работать эффективно, обеспечивать требуемое качество образования может быть решена развитием и расширением использования методов материального стимулирования персонала вуза на основе индивидуального подхода. Реализуя экономические методы управления, необходимо выделять педагогов, которые стремятся повысить качество своего труда, осуществляют переход на новый технологический уровень образовательных услуг, т.е. нужно выделить инновационную составляющую деятельности, и таким преподавателям дополнительно платить за эту работу, тогда инновации будут реально работать, так как

высокая зарплата потребует другого качества труда. Это реальная возможность выхода на действительно инновационную траекторию развития профессиональной подготовки кадров для рыбохозяйственной отрасли.

Сложность такой постановки заключается в том, что управление образовательным учреждением - слабо структурированная, смешанная система, которая содержит как количественные, так и качественные элементы, причем последние, относящиеся именно к рассматриваемой проблеме, на современном этапе не всегда доминируют. При этом нельзя забывать, что известные процедуры оперативного управления образовательным процессом и, в особенности, качеством образования основаны на приемах, в которых отсутствует упорядоченная логическая процедура поиска решения. В своем большинстве это методы интуитивных догадок, как правило, основанные на прошлом опыте и типовых схемах решения вопросов, иногда без учета социальных последствий и экономических потерь. Разрабатываемые мероприятия по улучшение качества учебного процесса не всегда корректируют управленческую деятельность, методы организации работ не имеют обратной связи, основанной на анализе происшедшего, не учитывают экономическую заинтересованность исполнителей и не рассматривают мотивацию работника как активную составляющую процесса обеспечения качества процесса, а потому целиком зависят от руководителей. В этих условиях, по нашему мнению, наиболее эффективным является централизованное управление образовательным процессом.

Основные цели высшего рыбохозяйственного профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, а также удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

Преподаватель, не применяющий в своей работе инновационные обучающие технологии, в частности, проведение лекций в режиме презентаций, внедрение интерактивных методов обучения, не подходит под понятие современный преподаватель. Традиционные педагогические методы подготовки, основанные на прямых контактах, должны замещаться информационными методами. Поэтому главная задача отраслевого образования на ближайшее время - повсеместное внедрение современных инновационных методик, в том числе создание на сайте вуза специализированного открытого медиасервера, предназначенного для хранения и предоставления студентам доступа к цифровым мультимедийным учебно-методическим материалам, где все

преподаватели должны разместить необходимые методические материалы по каждому курсу.

В условиях формирования постиндустриального общества все более важными становятся не столько теоретические и практические знания, сколько готовность выпускников высших учебных заведений эффективно применить их на производстве, гибко реагировать на изменения, связанные с научно-техническим прогрессом, внедрением инновационных технологий и вне зависимости от вида обучения, основным методом является практическая реализация принципа сознательности и активности обучения

Поэтому внедрение инновационных методов подготовки кадров для рыбохозяйственной отрасли должно обеспечиваться на всех уровнях и органически входить в саму организацию образовательных услуг, а каждый преподаватель, как и любой сотрудник вуза, должен быть заинтересован, т.е. иметь мотивацию для эффективной работы, поддерживать требуемый уровень качества образования в целом.

Библиографический список

1. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изм. и доп., вступающими в силу с 16.12.2007).

2. Реформы и развитие высшего образования: Программный документ ЮНЕСКО, 1995. (Электронный ресурс.) Режим доступа: http://www.crsdod.ru/.

3. Теория и практика преподавания учебных дисциплин в техническом вузе: Сб. статей по проблемам высшей школы. Новочеркасск, 1996.

4. Бергенское коммюнике Конференции европейских министров образования (2005). http://www.bologna-bergen.no.

5. Болонская декларация (Bologna Joint Declaration) http://www.aic.lv/ ace/ace-disk/Bologna/maindoc/Lisb-conv.pdf. http://www.bologna-berlin2003. de/pdf/bologna-declaration.pdf.

6. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учеб-метод. пособие для вузов. М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004.

7. Силина С.Н. Профессиографический мониторинг. Становление специалиста в образовательном процессе педагогического вуза. Екатеринбург, 2002.

8. Карякин Ю.В. Учебный процесс. Сдвиг парадигмы // Повышение качества непрерывного профессионального образования: Матер. Всероссийской науч.-метод. конф.: В 2 ч. Ч. 2 / Под науч. ред. С.А. Подлесного; отв. за вып. Ю.С. Перфильев. Красноярск: иПц КГТУ, 2005.

9. Радаев В.В. Новые формы организации учебного процесса (опыт ГУ-ВШЭ). М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.