Научная статья на тему 'Формирование базовых составляющих профессиональной компетентности преподавателя в рамках ФГОС'

Формирование базовых составляющих профессиональной компетентности преподавателя в рамках ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1109
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE UNIVERSITY LECTURER / EXPERTISE / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Игорь Николаевич, Лисиенко Светлана Владимировна

В статье представлен методологический подход к формированию профессиональной компетентности преподавателя университета в контексте перехода системы высшего образования к реализации стандартов третьего поколения на примере работы ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз». Обозначен комплекс базовых составляющих, определяющих профессиональную компетентность преподавателя вуза, раскрыта их сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ким Игорь Николаевич, Лисиенко Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the basic components of the professional competence of the lecturers of higher educational institutions

There is a need in obtaining high level of professional competence by the university lecturers for the purpose of training specialists who meet the requirements of the labor market. This article describes a methodological approach to forming the professional competence of the university lecturer by the example of the industry-specific (fisheries) university. This article specifies a set of basic components defining the lecturers' expertise and reveals its content with specific reference to FSSEI HPE Far Eastern State Technical Fisheries University's activities on the formation of professional competence of the higher-education teaching personnel.

Текст научной работы на тему «Формирование базовых составляющих профессиональной компетентности преподавателя в рамках ФГОС»

услуги. Сам процесс ее исполнения и тем более результат практически невозможно предсказать. Он может быть получен только по истечении всего срока обучения и соотнесен с моделью выпускника вуза. Адекватность этого соответствия в определенной мере гарантируется образовательными стандартами и существенно зависит от качества предоставляемых образовательных услуг. Поэтому ресурсное обеспечение рассматривается как предпосылка эффективной реализации образовательной программы. А его качество, понимаемое в указанном выше смысле, является необходимым условием обеспечения качества образовательной услуги в целом.

Таким образом, одним из основных направлений повышения качества образовательной услуги является установление баланса параметров сложности образовательной программы и ее ресурсного обеспечения, в полной мере адекватного целям и задачам подготовки обучающихся в рамках конкретного профиля.

Литература

1. Белоцерковский А.В. О «качестве» и «ко-

личестве» образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 3-10.

2. Рубин Ю.Б. Рынок образовательных услуг:

от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям (Ч. 3) // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 50-65.

KOLESNIKOV A. THE QUALITY OF EDUCATION PROGRAM RESOURCES PROVISION

The article deals with the problem of receiving quantitative quality rating of educational program resources provision based on match making between the indices of program’s complexity and its resources provision. Complexity evaluation methodology of education program resources provision is offered and the analysis of the ways of received indices use is carried out for the purpose of increasing the effectiveness of educational service’s suppliers and consumers interaction.

Key words: educational service, educational program,resources provision, quality, complexity, complexity evaluation methodology.

И.Н. КИМ, профессор, проректор по учебн о -методическойработе и кадровой политике С.В. ЛИСИЕНКО, доцент, начальник учебно-методического управления Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

Формирование базовых

составляющих

профессиональной

компетентности

преподавателя в рамках

ФГОС

В статье представлен методологический подход к формированию профессиональной компетентности преподавателя университета в контексте перехода системы высшего образования к реализации стандартов третьего поколения на примере работы ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз». Обозначен комплекс базовых составляющих, определяющих профессиональную компетентность преподавателя вуза, раскрыта их сущность.

Ключевые слова: профессиональная компетентность преподавателя вуза, компетенции, профессионализм, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

С целью повышения качества выпускаемых специалистов в системе ВПО осуществляется переход на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в которых концепция формирования гармонично развитой личности на основе знаний сменяется моделью компетентного, социально-ориентированного, высоконравственного профессионала, отвечающего запросам рынка труда [1-4]. Одновременно меняется и философия образования. На смену предметной подготовке приходит проблемная; выпускник вуза должен быть компетентным специалистом, способным не только решать профессиональные задачи, но и предвидеть их. А значит, необходим преподаватель, ориентированный на компетентностный подход [5-8].

Под компетентностью понимают свойства личности, способствующие качественной реализации деятельности в определенной области [9, 10]. Помимо понятия «компетентность», в печати широко используется термин «компетенция » - для обозначения области деятельности, где специалист хорошо осведомлен, обладает знанием и опытом.

Следует отметить, что отказ от понятия «знание» в пользу «компетентности » является общемировой тенденцией. Она связана с тем, что феномен нарастания когнитивных, знаниевых начал в современном производстве не объясняется традиционными ЗУНами. К тому же для нынешнего специалиста важны не столько знания, сколько способность применять их для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и в жизни. При таком подходе знания трактуются как познавательная база компетентности специалиста.

Профессиональная компетентность преподавателя формируется на основе знаний, умений и способностей, составляющих основу его деятельности. В настоящее время отсутствует общепринятая классификация ключевых компетенций преподавателя вуза, однако существует некий их набор, без которого немыслима работа любого педагога. Наиболее важными компетенциями, с нашей точки зрения, являются:

- научно-предметная;

- психолого-педагогическая;

- коммуникативная;

- социально-организационная (управленческая);

- креативная;

- информационная.

Научно-предметная компетентность. Совершенно очевидно, что научно-предметные знания и умения в сфере преподаваемых дисциплин, характеризующие научную квалификацию преподавателя, должны находиться на высоком уровне. Для поддержания данного уровня ему следует постоянно обновлять и совершенствовать свои знания, заботиться о профессиональном росте, развивать индивидуальные нюансы педагогической деятельности. При этом каждый преподаватель должен иметь четкое представление о месте своей дисциплины в комплексе формируемых компетенций выпускника.

Для поддержания необходимого профессионального уровня ППС в нашем вузе осуществляется управление служебной карьерой преподавателей, которая заключается в их подготовке по двум основным направлениям - научно-исследовательскому и учебнометодическому. Безусловный приоритет отдается первому направлению, т.к. идеальным является образование на

основе науки [7]. В Дальневосточном государственном техническом рыбохозяйственном университете данная стратегия эффективно реализуется в условиях научно-экспериментального центра марикультуры (бухта Северная, Славянский залив Приморского края), где преподаватели кафедр «Водные биоресурсы и аквакультура» и «Биоэкология» совместно со студентами и аспирантами проводят научные исследования по восстановлению таких ценных морских популяций, как гребешок, серый еж и дальневосточный трепанг [11].

На сегодняшний день уровень подготовки ППС в университете таков, что позволяет большинству преподавателей быть компетентными специалистами в своей научно-предметной области и при этом эффективно применять современные информационные технологии и даже быть в какой-то мере популяризаторами использования этих технологий. Преподаватели стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень самыми разными способами: написанием монографий и учебных пособий, выполнением научных исследований и защитой диссертационных работ, разработкой электронных учебно-методических комплексов дисциплин, а также участием в конференциях, симпозиумах и совещаниях различного уровня.

В качестве положительного примера хотелось бы отметить работу научной школы профессора кафедры «Промышленное рыболовство» В.И. Габрюка, в рамках которой разработаны математические модели различных рыболовных систем, что значительно повысило эффективность их использования на промысле. При этом методы математического моделирования рыболовных систем, как своеобразная визитная карточка Дальрыбвтуза, пре-

подаются как магистрам, так и бакалаврам и являются составной частью практически всех диссертаций, выполненных на кафедре «Промышленное рыболовство».

Однако есть у нас и негативные моменты. Можно констатировать, что преподавание в нашем вузе, как и в большинстве других вузов, в целом до сих пор носит «учительский» характер, поскольку не ориентировано на массовое использование активных и интерактивных методов обучения. Более того, многие преподаватели в своей деятельности даже не пытаются ставить и тем более решать актуальные научные проблемы, что обусловлено не очень высоким уровнем их осведомленности в своей области.

Данная ситуация во многом сложилась из-за непродуманной политики государства: к преподавателям

предъявляются достаточно высокие требования, в то время как заработная плата предлагается на уровне прожиточного минимума [12]. Это приводит к тому, что формирование ППС осуществляется по остаточному принципу: преподавателями становятся не те, кто обладает высоким творческим потенциалом, а те, кто не попал во властные структуры или в реальный сектор экономики, где уровень заработной платы гораздо выше. Не имея предрасположенности к данному виду деятельности, эти преподаватели не занимаются серьезно наукой, не публикуют монографии и проблемные статьи. Как правило, их публикации подготовлены путем склеивания цитат и выдержек из различных работ и сведений, взятых в Интернете. Обычно они выходят в сборниках материалов различных конференций, в том числе и студенческих, а выполнены в основном под давлением заведующего кафедрой или заместителя директора института по науч-

ной работе, чтобы отчитаться за вторую половину дня.

В таких публикациях не может быть ни новых концептуальных, ни прикладных идей для дальнейшего развития или совершенствования научного направления. Для настоящего научного исследования необходим высокий уровень компетентности и наличие свободного времени, а вузовский преподаватель, особенно рядовой, получает нищенскую зарплату и потому вынужден подрабатывать на стороне. В круг подобных преподавателей, называемых в народе «ремесленниками», входят кандидаты и даже доктора наук, которые из-за своей чрезмерной «мобильности» - преподавания одновременно в нескольких вузах -годами не занимаются серьезной научной работой.

Как и в большинстве других вузов, у нас есть отдельные доктора и целый ряд кандидатов наук, не пополняющих список своих научных трудов «ВАКовскими» публикациями в течение нескольких лет. При этом они не стесняются участвовать в конкурсе на вакантную должность профессора или доцента. У них, к сожалению, есть магистры и даже аспиранты, которых они обучают в пределах своего разумения, т.е. взращивают таких же ремесленников.

Мы должны пересмотреть оценку деятельности преподавателей и наиболее ценными считать тех, кто не только имеет ученые степени и звания, но и систематически публикует результаты своих исследований, участвует в конференциях и семинарах, а также проводит лекционные, практические и иные занятия на высоком научно-методическом уровне, пробуждая в студентах творческое начало и вовлекая их в научную работу. Именно такие преподаватели составляют интеллектуальную элиту любого вуза, и именно они

обеспечивают непрерывное производство новых знаний, без чего невозможна никакая модернизация.

Психолого-педагогическая компетентность. В действующей системе оценки деятельности ППС приоритетное положение занимает научно-исследовательская работа и несколько недооценивается педагогическая. В этой связи многие преподаватели стараются сконцентрироваться на научно-исследовательской деятельности как более выгодной с точки зрения их служебного роста. Например, если в прежнее время для получения звания доцента необходимо было проработать в вузе в пределах 12-15 лет, то нынешние преподаватели становятся ими в течение 5-8 лет.

Между тем в условиях существующей конкуренции между учебными заведениями слабая педагогическая подготовка преподавателей негативно сказывается на привлечении студентов. В результате выигрывает тот вуз, преподаватели которого хорошо знакомы с психологическими особенностями обучающихся, умеют использовать эти знания в учебном процессе, профессионально ориентируются в современных достижениях педагогической науки и владеют разнообразными технологиями обучения, способствуя созданию условий для творческого саморазвития студентов.

Психолого-педагогические умения представляют собой совокупность самых различных способностей и навыков преподавателя. Из них к основным относятся умения:

■ видеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогической задачи;

■ отвечать на вопросы: чему учить, кого учить и как учить;

■ совершенствовать свою работу;

■ использовать приемы, способ-

ствующие установлению доверительного общения;

■ актуализировать и реализовывать свой творческий потенциал;

■ определять характеристики знаний, умений и навыков студентов в начале и в конце изучения учебной дисциплины, а также стимулировать их готовность к самообучению и непрерывному образованию;

■ вести воспитательную работу среди студентов.

Компетентный преподаватель непременно является и хорошим методистом [5, 7, 13]. Он владеет не только предметными знаниями и методами в области преподаваемой дисциплины, но и технологиями обучения этой дисциплине. Это позволяет преподавателю представить изучаемый материал в виде системы познавательных задач, последовательное решение которых приводит студента к овладению содержанием учебной дисциплины.

Кроме системы знаний и умений, в составе психолого-педагогической компетентности преподавателя целесообразно выделить следующие педагогические способности:

■ самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

■ доступно и вариативно излагать один и тот же учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение;

■ добиваться усвоения студентами значительного объема информации за сравнительно короткий срок обучения;

■ правильно планировать и организовывать различные виды занятий, совершенствуя свое педагогическое мастерство;

■ передавать свой опыт другим и самому учиться на их примерах;

■ эффективно самообразовы-

ваться, в том числе посредством творческой переработки необходимой информации и ее непосредственного использования в педагогической деятельности;

■ формировать у студентов мотивацию к активной учебно-познавательной деятельности.

При подборе кадрового состава кафедры заведующему надо помнить о значительном и непосредственном влиянии личности преподавателя на формирующуюся молодежь, поэтому следует интересоваться образом жизни педагога, широтой его кругозора, творческой активностью, уровнем профессиональной и общей культуры, а также принятой им системой ценностей и мировоззрением в целом [5, 7]. Как показывает практика, личностные качества преподавателя часто оказывают на студентов более существенное влияние, чем система целенаправленных воздействий в виде специальной учебно-воспитательной деятельности.

Коммуникативная компетентность. Считается, что преподаватель должен владеть рядом специальных коммуникативных умений и навыков, к которым относятся: познание человеком других людей, правильное восприятие и оценивание ситуации общения, а также умение вести себя по отношению к другим людям.

Кроме того, преподаватель обязан уметь выступать в студенческой или иной аудитории, вести беседу или дискуссию со студентами, всесторонне и объективно воспринимать человека -партнера по общению и при этом вызывать у него доверие и желание совместной деятельности [6]. Он должен обладать способностями предвидеть и разрешать или смягчать конфликты, конструктивно и тактично критиковать студента или коллегу по совместной деятельности, а также воспринимать и

учитывать критику в свой адрес, перестраивая собственное поведение и деятельность.

В структуре коммуникативной компетентности преподавателя, кроме отмеченных выше качеств, целесообразно выделить следующие профессионально важные личностные свойства: подлинный интерес к людям и к работе с ними; способность проявлять симпатию к людям; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой, своим психическим состоянием, голосом, мимикой, настроением и чувствами; умение прогнозировать возможные педагогические ситуации и последствия своих воздействий; богатство лексики и используемых языковых средств; способность к педагогической импровизации; умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, психическое заражение и др.).

Управленческая компетентность. Преподавателю довольно часто приходится выступать в роли руководителя или организатора, например, при проведении различных занятий, руководстве научно-исследовательской работой студентов, производственной практикой, курсовым и дипломным проектированием, в кураторской работе, общественной и других видах деятельности [10]. Для успешного выполнения этих функций преподаватель должен обладать организаторской компетентностью, которая включает в себя систему соответствующих знаний, умений, способностей и личностных свойств.

К примеру, умение преподавателя быть руководителем или организатором образовательного процесса выражается в следующих действиях: определение цели учебно-познавательной деятельности студентов; планирование содержания и методов обучения по

преподаваемой дисциплине; подготовка и проведение различных видов занятий в виде выдачи учебных заданий студентам, организации их совместной деятельности, контроля за выполнением работ и оценки результатов.

Креативная компетентность. Для обеспечения эффективной научно-педагогической деятельности преподаватель должен владеть креативной компетентностью [9, 10], которая включает систему знаний, навыков, умений, способностей и, что особенно важно, личностных качеств, необходимых для творчества преподавателя как педагога, научного руководителя, организатора, лидера. Творческий компонент может присутствовать в любом виде деятельности преподавателя, в том числе в педагогической, коммуникативной, организаторской.

В структуре креативной компетентности преподавателя выделяют следующие качества: способность к творчеству и со-творчеству, со-деятельнос-ти, т.е. к тому, что лежит в основе диалога [9]. Сюда же можно отнести способность к решению проблемных задач, изобретательность, гибкость, критичность, способность к анализу, синтезу, к предвосхищению различных ситуаций.

Безусловно, важную роль играют особые психологические качества: энтузиазм, одухотворенность, эмоциональный подъем, настроенность на решение задач, способность к ассоциативному мышлению, воображение, проницательность, толерантность, интуиция и др. Человек творческого склада ума должен обладать богатством воображения, т.е. способностью выходить за традиционные, стереотипные представления, а также уметь разрешать мыслительные тупики нестандартным способом.

К наиболее показательной состав-

ляющей креативности следует отнести изобретательство. Известно, что для задач, решение которых находится в пределах «парадигмы», профессиональные знания играют приоритетную роль. В случае же сложных междисциплинарных проблем такого рода знания лишь тормозят поиск решения, поскольку исследователь пытается найти ответ в рамках изученной области. На практике довольно часто данные задачи разрешаются именно изобретателями.

В настоящее время изобретательство является одним из показателей инновационного развития любого университета. В Дальрыбвтузе ему уделяется пристальное внимание, что позволило нашим преподавателям и сотрудникам за последние 20 лет получить 172 патента и создать 34 полезные модели. По данному показателю наш университет является одним из лидеров среди вузов Дальневосточного федерального округа. В настоящее время авторами изобретений являются 40 преподавателей и сотрудников, из которых пять человек, обладающих наиболее высокой изобретательской активностью, награждены дипломами Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов с присвоением им звания «Почетный член Общества».

Информационная компетентность. Использование новейших телекоммуникационных и компьютерных технологий и средств в учебном процессе кардинально изменили информационную среду практически всех учебных заведений [6]. Стало очевидным, что для обеспечения электронного обучения, особенно дистанционного, преподаватель должен предварительно пройти специальную подготовку по использованию компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе. Кстати, стандарты третьего по-

коления требуют, чтобы до 20% учебных занятий проводились в интерактивной форме с использованием мультимедийной техники. Именно поэтому информационно-коммуникационная компетенция является сегодня одной из ключевых составляющих профессиональной компетентности преподавателя вуза.

Для успешного функционирования Дальрыбвтуза как электронного университета усилиями преподавателей создана адекватная поддержка процесса обучения студентов, которая активно наполняется учебно-методической информацией, выходящей в университете на бумажных носителях. Это позволяет университету соответствовать требованиям, предъявляемым к современным вузам [11].

Реализация ФГОС ВПО требует формирования педагогической элиты вуза - профессионалов, подготовленных к работе в новых условиях, способных использовать современные технологии и принимать на себя ответственность за результаты учения. Смысл повышения квалификации преподавателей заключается не столько в «насыщении» их определенным объемом информации, сколько в развитии у них таких компетенций, как умение оперировать предметным содержанием знаний, проектировать и моделировать свою деятельность [6].

Стоит отметить, что в большинстве вузов до сих пор еще продолжает существовать система образования, построенная на модели «знания - умения

- навыки», которая исчерпала свои резервы совершенствования как по содержанию, так и по методам обучения. Ее альтернативой является компе-тентностный подход, однако разрабатываемые во многих вузах уже в тече-

ние нескольких лет варианты его реализации пока не приводят к кардинальному улучшению учебного процесса. Прежде всего это связано с тем, что компетентностный подход пытаются внедрить путем незначительной коррекции существующего пакета форм и методов вузовского обучения, сформировавшегося на основе прежней модели, чем и определяется «результативность» его применения на практике. Эффективная реализация современных образовательных стандартов возможна только в том случае, если преподавательский коллектив получит возможность освоить новые компетенции.

В этой связи в институте повышения квалификации Дальрыбвтуза в течение последних лет ведется планомерная подготовка преподавателей по всем основным аспектам образовательного процесса и педагогической деятельности в виде курсов повышения квалификации, различных семинаров, тренингов, конференций, круглых столов и других мероприятий.

Приобретение базовых педагогических компетенций преподавателей заложено в рамках программы «Педагогика высшей школы» объемом 502 часа, реализуемой в течение 2 лет. Выпускникам выдается диплом о профессиональной переподготовке. Кроме того, дополнительно осуществляется специализированная подготовка преподавателей в рамках повышения их квалификации объемом, как правило, 72 часа. Например, были реализованы программы «Воспитательная деятельность куратора академической группы вуза в контексте модернизации российского образования» и «Социальнопсихологические основы профориентационной работы в вузе».

В международном институте Даль-

рыбвтуза уже в течение 15 лет проходят обучение студенты из Китая, численность которых в текущем учебном году составляет около 300 человек. Принимая во внимание специфику обучения данного контингента студентов, преподаватели кафедры русского языка как иностранного, а также других кафедр систематически проходят соответствующие краткосрочные курсы и семинары, а в 2010 г. 26 преподавателей кафедры прошли повышение квалификации по программе «Психологопедагогическая компетенция преподавателя русского языка как иностранного».

При подготовке университета к переходу на уровневую систему обучения 35 преподавателей, в том числе директора всех учебных институтов, их заместители по учебной и учебно-методической работе, а также заведующие выпускающими кафедрами, прошли повышение квалификации по программе «Проектирование и реализация основных образовательных программ вуза при переходе на систему ФГОС». Также осуществлялась подготовка по программам «Подготовка внутренних аудиторов системы качества образования в университете» и «Повышение квалификации среднего звена управленческих кадров вузов». Последняя была реализована во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. Это позволило своевременно подготовить и утвердить на Ученом совете университета в июне 2011 г. основные образовательные программы по всему перечню направлений подготовки и специальностей, реализуемых в вузе. В течение ближайших лет мы продолжим подготовку и переподготовку преподавателей, направленную на повышение уровня их профессиональной компетентности.

Литература

1. Галимов А.М. Управление профессиональ-

ной подготовкой студентов вузов на основе повышения качества образования // Высшее образование сегодня. 2009. № 12. С. 42-48.

2. Жигалев Б.А. Организационные основы управления развитием вуза // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 3540.

3. Заболотский В.С. Наращивание кадрово-

го потенциала высшей школы на основе формирования исследовательской компетентности студентов // Высшее образование сегодня. 2011. № 5. С. 50-52.

4. Факторович А.А. Принципы управления

качеством образования в вузе в условиях реализации ФГОС // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 40-47.

5. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Повы-

шение квалификации научно-педагогических кадров: поиск новых организационных форм // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 27-31.

6. Копытова Н.Е., Макарова Л.Н., Шаршов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.А. Компетентностно-ориентирован-ное повышение квалификации препода-

вателей вуза // Высшее образование сегодня. 2011. № 1. С. 41-44.

7. Медведев В.Е. О повышении квалификации

преподавателей инженерных вузов // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 21-26.

8. Симонов-Емельянов И.Д. Подготовка на-

учно-педагогических кадров: опыт эффективного решения // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 56-62.

9. Ряузова О.Ю. Креативная компетентность

в структуре основных компетенций преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 9. С. 43-44.

10. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 1. С. 72-77.

11. Ким И.Н. Кадровая политика при переходе на ФГОС // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 9-15.

12. Масленникова О.А. Качество высшего профессионального образования и его основные составляющие // Пищевая промышленность. 2008. № 10. С. 16-18.

13. Савруцкая Е.П. Межпредметные связи в свете компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2011. № 3. С. 86-90.

KIM I, LISIENKO S. FORMATION OF THE BASIC COMPONENTS OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE LECTURERS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

There is a need in obtaining high level of professional competence by the university lecturers for the purpose of training specialists who meet the requirements of the labor market.

This article describes a methodological approach to forming the professional competence of the university lecturer by the example of the industry-specific (fisheries) university. This article specifies a set of basic components defining the lecturers’ expertise and reveals its content with specific reference to FSSEIHPE Far Eastern State Technical Fisheries University’s activities on the formation of professional competence of the higher-education teaching personnel.

Key words: professional competence of the university lecturer, expertise, professionalism, professional development, professional retraining.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.