Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования профессиональной культуры менеджера по управлению человеческими ресурсами в системе высшего профессионального образования'

Педагогическая модель формирования профессиональной культуры менеджера по управлению человеческими ресурсами в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА / УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PROFESSIONAL CULTURE SPECIALIST / HUMAN RESOURCES MANAGEMENT / THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL MODEL / THE ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилюкова Светлана Николаевна

Обоснована актуальность формирования профессиональной культуры менеджера по управлению человеческими ресурсами в рамках его подготовки в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Представлена дидактическая модель формирования профессиональной культуры менеджера в системе высшего профессионального образования, обеспечивающая формирование у обучающихся значимых для будущей профессиональной деятельности личностных качеств, а также знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей в сфере управления человеческими ресурсами. В спроектированной педагогической модели показана вся система работы по управлению процессом формирования профессиональной культуры будущих менеджеров в процессе их подготовки в вузе, в которой нашли отражение новое содержание, формы, методы и современные педагогические технологии высшего образования, учитывающие особенности обучения взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилюкова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the urgency of formation of professional culture of a Manager in human resources management within the framework of its training in educational institutions of higher professional education. Presents a didactic model of formation of professional culture Manager the system of higher professional education, ensuring the formation of students ' significant for future professional activities personal qualities, knowledge, skills, abilities, ensure the implementation of functional responsibilities in the field of human resources management. In designed pedagogical model that shows the whole system works on the formation of professional culture of future managers in the process of their preparation in high school, in which are reflected the new content, forms, methods and modern teaching technologies in higher education considering the features of adult learning.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования профессиональной культуры менеджера по управлению человеческими ресурсами в системе высшего профессионального образования»

In this article the stages of establishment of the network system of business education are presented, and conceptual scheme of marketing projecting of such a network as the complex of relations between its agents is described. Moreover, it is shown that distanced education is manageable group of organizations and connections between them.

Key words: distanced education, network model, marketing project.

Przhedetskaya Natalia Vitovna, doctor of economic science, professor, Department of Economic Theory, [email protected], Rostov government economical university

УДК 378.1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СИСТЕМЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Н. Пилюкова

Обоснована актуальность формирования профессиональной культуры менеджера по управлению человеческими ресурсами в рамках его подготовки в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Представлена дидактическая модель формирования профессиональной культуры менеджера в системе высшего профессионального образования, обеспечивающая формирование у обучающихся значимых для будущей профессиональной деятельности личностных качеств, а также знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей в сфере управления человеческими ресурсами. В спроектированной педагогической модели показана вся система работы по управлению процессом формирования профессиональной культуры будущих менеджеров в процессе их подготовки в вузе, в которой нашли отражение новое содержание, формы, методы и современные педагогические технологии высшего образования, учитывающие особенности обучения взрослых.

Ключевые слова: профессиональная культура специалиста, управление человеческими ресурсами, система высшего профессионального образования, педагогическая модель, организационно-педагогические условия.

Профессиональная культура менеджера по управлению человеческими ресурсами является частью общей культуры личности, характеризующей повседневность его проявления в профессионально-управленческой сфере деятельности. Она отражает единство теоретической подготовки специалиста и его практической способности к успешному выполнению задач профессиональной деятельности: выделять, точно формулировать, целостно и глубоко анализировать проблемы развития организации; разрабатывать программы организационного развития; обеспечивать их реализацию, используя современные методы управления сотрудниками с применением знаний социально-экономических, социально-культурных и социально-психологических факторов поведения людей в организации.

Формирование и развитие профессиональной культуры менеджера по управлению человеческими ресурсами является необходимым условием его профессиональной подготовки и продиктовано потребностью современного рынка в конкурентоспособном специалисте, стремящемся к самосовершенствованию, саморазвитию, владению знаниями и умениями, необходимыми для осуществления управления на уровнях самоуправления, управления, соуправления [4, а 23].

Институт, являясь провайдером высшего профессионального образования менеджеров, обеспечивает подготовку компетентных специалистов в сфере управления, формирование основ профессиональной культуры управления человеческими ресурсами в соответствии с требованиями современного рынка к уровню подготовки специалиста, к уровню профессиональной культуры выпускника на основе системного подхода к теоретической и практической подготовке специалистов, использования нетрадиционных форм и методов организации процесса обучения. Эти требования обусловлены социально-экономической реальностью, региональными особенностями, спецификой предприятий региона, местом и ролью менеджера в производственной системе.

Именно в период обучения в вузе осуществляется становление основ профессиональной культуры менеджера, именно вузовский этап создает фундамент для дальнейшей систематической работы специалиста по ее саморазвитию в профессиональной деятельности.

В данной статье рассматривается проблема организации профессиональной подготовки, направленной на наиболее эффективное решение задач формирования профессиональной культуры управления человеческими ресурсами будущего специалиста в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, реализующих образовательную программу по направлению подготовки 080200 «Менеджмент».

На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы [1; 2; 3], анализа практики работы учреждений высшего профессионального образования, в рамках проводимого исследования были выявлены специфика и значимость формирования основ профессиональной культуры, выявлены ее структурные составляющие, проанализированы основные методологические подходы, позволившие раскрыть проблему формирования профессиональной культуры выпускников вуза, специфику ее формирования у студентов, обучающихся по профилю «Управление человеческими ресурсами», определены образующие факторы и условия формирования профессиональной культуры менеджеров в процессе их обучения в вузе (рис. 1).

Для выявления возможностей вуза в формировании профессиональной культуры менеджеров на базе Тульского института управления и бизнеса им. Н.Д.Демидова были изучены ГОСТ ВПО, учебные планы, программы обучения, воспитательный процесс вуза, проведены встречи и беседы с преподавателями, специалистами баз практик, работодателями, вы-

пускниками вуза, работающими по специальности. На основе систематизации полученных материалов разработана модель, позволяющая стимулировать процесс формирования в вузе профессиональной культуры специалистов по направлению подготовки «Менеджмент» (рис. 2).

Рис. 1. Факторы и условия формирования профессиональной культуры менеджера по управлению человеческими ресурсами в процессе обучения в вузе

Для осуществления целостного педагогического процесса, интегрирующего различные составляющие процесса формирования профессиональной культуры менеджера по управлению человеческими ресурсами в процессе профессиональной подготовки, содержание, формы и методы организации процесса обучения в институте управления и бизнеса должны осуществляться в соответствии с разработанной теоретической моделью.

Разработанная модель формирования профессиональной культуры менеджера по управлению человеческими ресурсами, реализуемая в процессе профессиональной подготовки студентов, позволяет в формализованном виде представить целостную систему работы по управлению процессом формирования профессиональной культуры в вузе и представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых модулей, объединенных для реализации образовательных целей и задач.

Целевой модуль: формирование основ профессиональной культуры управления человеческими ресурсами студентов с учетом потребностей рынка труда н требований работодателей

Содержа тел ьный модул ь:

ГОСТВПО:

- учебные дисциплины;

- практика;

- самостоятельная раб от а студента

i_^

Внеаудиторная работа:

- олимпиады;

- конкурсы;

- студенческие конференции;

- встречи с руководит елями предприятий

Орга низа иион н о-техн ол огич ескии модул ь :

Интеграция ИПТ вклю- Применение Адаптивность

содержания чает: поста- интерактив- к внутренней

дисциплин новку целн: ных форм и среде органи-

учебного определение методов обу- зации через

плана осу- задач поиск чения: ситуа- различные

ществляется эффектив- ционный ана- виды практик

по горизон- ных спосо- лиз; индиви- учебно-

тали - меж- бов осу- дуальный ана- ознакоми-

ду дисци- ществления лиз; операци- тельнаЯ; эко-

плинами на учебн. - онные ЖРЫ; номическая и

одном этапе про фес. Дея- имитационные практика ме-

обучения н тельности, нгрЫ; ролевые неджмента;

вертикали - оценку по- и деловые иг- преддиплом-

между дис- знаватель- ры ная

циплинами ных возмож-

разных эта- ностей ана-

пов обуче- лиз резуль-

ния татов

Критериально-оценочный модуль:

мониторинг результатов сформированностн профессиональной культуры управления человеческими ресурсами студентов

S fe s &

к i g 1

1 ? = М

t £ II

= ь ¡ ¡

CL X

X и

cd c¡_

I &

8 Б

И «

л

I

V s- g П ? 5

О о

5 о

05 tí 505 Ч

X (и

К 3S

í

а с

Р_ С

1= к

CJ

2 ш

-

£

та =

° —

s I

О

И g

■в- Р

3 I

- s

£ и

№ =

.Рис. 2. Модель процесса формирования профессиональной культуры менеджера по управлению человеческими ресурсами

Функционально-целевой модуль модели учитывает социальный заказ на выпускника с высоким уровнем профессиональной культуры; мотивацию к профессиональной деятельности; актуализацию личностного смысла по овладению основами профессиональной культуры; инновационную направленность образовательного процесса, подразумевающую формиро-

вание профессиональной культуры студентов в течение всего периода обучения специально выбранными для этого формами и методами обучения.

Реализация содержательного модуля модели формирования профессиональной культуры менеджеров включает в себя следующие блоки: освоение студентами необходимых ценностных ориентаций в профессии, нравственное воспитание управленцев, освоение основ управленческого общения, организации производственного процесса, моделей и принципов управления с последующим непосредственным применением в ходе различных видов практики, в курсовом и дипломном проектировании.

Организационно-технологический модуль включает интегративную проектную технологию, обеспечивающую формирование основ профессиональной культуры менеджеров. Интегративная проектная технология основана на использовании интерактивных форм и методов обучения. Используемые формы: ситуационный анализ, индивидуальный анализ, коллективный анализ ситуаций, сочетание индивидуального анализа ситуаций с различными типами взаимодействий (преподаватель - студент; студент - студент; преподаватель - студенческая группа); дидактические игры; операционные игры, помогающие отрабатывать выполнение конкретных специфических операций (например, методики написания бизнес-плана, проведения управленческих консультаций и т.д.) и моделирующие соответствующий рабочий процесс; имитационные игры, позволяющие имитировать деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, события, конкретную деятельность людей (например, деловое совещание, обсуждение стратегического плана, анализ внутренней и внешней среды и т.д.), обстановку и условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет директора фирмы, зал заседаний и т.д.), и др. Наиболее эффективно использование следующих методов: деловая игра; мозговой штурм; анализ конкретных ситуаций; инновационная игра; дискуссия; различные организационные формы обучения (экскурсии, турниры, олимпиады, соревнования, практики). Данные методы можно отнести не только к методам профессионального обучения, но и к специфическим методам формирования профессиональной культуры студентов. Выстроенные в определенной методической последовательности, по логической цепочке (от занятия к занятию), эти методы являются показателем дидактического уровня преподавания, качества обучения студентов.

Контрольно-оценочный модуль включает мониторинг профессионально-личностного роста студента и динамики сформированности уровня профессиональной культуры управления человеческими ресурсами в процессе подготовки в вузе. Мониторинг является важной структурной составляющей образовательного процесса, и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должен осуществляться на протяжении всего педагогического процесса.

Мотивационно-профессиональный этап реализации модели формирования профессиональной культуры менеджера по управлению человеческими ресурсами предполагает анализ уровня сформированности компонентов профессиональной культуры студентов, их учебных возможностей, личностных особенностей; определение возможностей базовых профессиональных учебных дисциплин и спецкурсов в плане формирования профессиональной культуры; планирование действий по организации процесса формирования профессиональной культуры будущих менеджеров; проектирование содержания и форм преподавания базовых профессиональных учебных дисциплин и спецкурсов; подбор ресурсов.

Операционно-технологический этап включает непосредственно осуществление преподавателями вуза действий по формированию профессиональной культуры будущих менеджеров.

Практико-ориентированный этап направлен на оценку динамики развития профессиональной культуры студентов - будущих менеджеров и корректировку действий по организации данного процесса в вузе.

Этапы реализации модели соответствуют академическим годам обучения, что облегчает диагностирование уровней сформированности у будущих специалистов основ профессиональной культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такая градация модулей и этапов реализации модели формирования профессиональной культуры менеджера по управлению человеческими ресурсами в ходе его профессиональной подготовки основана на педагогических принципах: принципе регионализации; единства и преемственности содержания циклов профессиональной подготовки; использования научно обоснованных методов при формировании профессиональной культуры; централизации руководства с предоставлением широкой инициативы студентам в осуществлении образовательных и профессиональных действий; осознанности и мотивированности при решении образовательных задач; согласованности действий всех субъектов, принимающих участие в формировании профессиональной культуры менеджеров; личностно и профессионально ориентированной организации деятельности; адаптивности будущих менеджеров к реализации управленческих функций в работе с кадровым потенциалом организации.

Модель процесса формирования профессиональной культуры менеджеров в процессе профессиональной подготовки строится на основе определения структурно-логических межпредметных связей учебных дисциплин в части изучения содержания профессиональной деятельности менеджера, интеграции социокультурной, экономической, правовой и специальной подготовки студентов к работе в управленческой сфере. Эффективность процесса формирования профессиональной культуры менеджера обеспечивается как междисциплинарными связями, так и практической направленностью специальных дисциплин на формирование отдельных компонентов профессиональной культуры, способствующей

интеграции знаний объективных законов, закономерностей, принципов организации, функционирования и совершенствования систем управления человеческими ресурсами, позволяющей развить способности принятия эффективных управленческих решений в профессиональной деятельности менеджеров. В результате отработки узловых тем преподаваемых специальных дисциплин, в ходе которых студентом проводится анализ задач и поиск их решений в сфере профессиональной деятельности менеджера, прогнозирование результатов и возможных последствий собственных решений при выполнении профессиональных задач, идет формирование базовых профессиональных компетенций и «сквозных умений» по всем компонентам, составляющим профессиональную культуру менеджера.

С целью апробации, экспериментальной проверки модели формирования профессиональной культуры управления человеческими ресурсами у бакалавров по направлению подготовки «Менеджмент» в системе высшего профессионального образования, для проверки эффективности содержательно-технологического обеспечения разработанной модели в НОУ ВПО «Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова» в период с 2009 по 2014 годы была организована опытно-экспериментальная работа.

Цель опытно-экспериментальной работы - проверить эффективность модели формирования профессиональной культуры управления человеческими ресурсами менеджеров в условиях вуза.

В ходе экспериментальной работы осуществлялось:

- выявление реального состояния профессиональной культуры студентов разных уровней подготовки, его положительных и отрицательных тенденций;

- проектирование системной модели формирования профессиональной культуры менеджеров в НОУ ВПО «Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д.Демидова»;

- проверка эффективности системной модели процесса формирования профессиональной культуры менеджеров в системе высшего профессионального образования при ее практической реализации;

- разработка и апробация в ходе формирующего эксперимента модульных учебных программ и технологий, способствующих формированию профессиональной культуры менеджеров;

- промежуточная и заключительная диагностика критериев эффективности процесса формирования профессиональной культуры и её сфор-мированности;

- системный педагогический анализ динамики сформированности профессиональной культуры менеджеров;

- уточнение основных направлений и путей совершенствования исследуемой педагогической проблемы в системе высшего профессионального образования.

Критериями эффективности опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной культуры менеджеров в процессе их подготовки в вузе являются:

- повышение степени полноты и системности теоретических знаний в области управления и формирование потребностей анализа собственной профессиональной деятельности на основе принятых ценностей профессиональной культуры;

- степень овладения профессиональными умениями и навыками (практические умения культуры управленческой деятельности);

- степень развитости общих и профессиональных способностей будущего менеджера;

- степень развитости профессионально важных качеств.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа.

На констатирующем этапе эксперимента определялись исходные уровни сформированности компонентов профессиональной культуры студентов: активности и мотивации студентов при изучении дисциплин, их профессиональных интересов и склонностей; выявление уровня знаний, умений и навыков, необходимых в сфере управленческой деятельности; определение склонностей студентов к принятию профессиональной культуры, необходимой для профессиональной деятельности.

Учитывая объективную необходимость формирования профессиональной культуры управления человеческими ресурсами будущих менеджеров и в целях получения достоверных результатов для проведения контрольных замеров и экспериментальных оценок были взяты группы всех форм обучения (очной, заочной) по направлению подготовки «Менеджмент», профиль «Управление человеческими ресурсами» Тульского института управления и бизнеса. В эксперименте приняли участие 250 студентов: экспериментальную группу составили 120 человек, контрольную группу - 130 человек, обучающихся по данному профилю.

По итогам диагностики составлялись индивидуальные карточки учёта и диаграммы уровней сформированности профессиональной культуры студента, определялся потенциал образовательного пространства в формировании профессиональной культуры менеджеров.

На формирующем этапе эксперимента было реализовано содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования у студентов профессиональной культуры.

При проведении опытно-экспериментальной работы в ходе учебной деятельности студентов внимание акцентировалось на системе творческих заданий с элементами научного исследования (участие в спецкурсах и семинарах исследовательского характера, составление аналитических отчетов, выполнение курсовых работ и т.д.), поскольку они являются эффективным путем освоения методологии управленческой деятельности. Специфика творческих заданий заключается в том, что структурно упорядочивается

учебный материал отдельных дисциплин, объединенный одной научной идеей и методом познания, а затем результат экстраполируется на другие аналогичные экономические системы и ситуации. Базовым элементом при этом являлась опора студентов на предыдущие знания, преемственность в содержании излагаемого материала, сближение содержания дисциплин учебного плана, развитие приоритетных научных идей и направлений, которые являются основой управленческой деятельности, влияющей на качество производственной среды организации, показатели экономического роста, определяющие рыночную устойчивость организации, успешность ее функционирования, перспективы стратегического развития.

В ходе выполнения задания студенты осуществляли выработку умений и навыков исследовательской деятельности; поиск эффективных способов анализа экономической информации; определение путей и средств реализации управленческих решений в конкретной ситуации в сфере профессиональной деятельности менеджера; прогнозирование результатов и возможных последствий собственных решений. При выполнении задания использовались специальные программы и программное обеспечение для проведения количественного анализа экономических параметров субъектов рынка, выработки и принятия управленческих решений, презентации результата. Выполнение творческих заданий позволило активизировать учебную деятельность студентов, способствовало развитию профессионального мышления и обеспечило в процессе профессиональной подготовки поэтапное освоение студентами основных структурных компонентов профессиональной культуры.

Одновременно на формирующем этапе проводится оценка эффективности отдельных факторов, вводимых в процесс профессиональной подготовки студентов, влияющих на уровень их профессиональной культуры, проявляющийся в готовности выпускников по направлению «Менеджмент» к реализации управленческих функций в организации, разработке, созданию, максимально эффективному использованию и контролю социально-экономических систем, путем принятия и реализации обоснованных управленческих решений.

Выявление специфики процесса формирования профессиональной культуры менеджеров в вузе, разработка его модели и апробация ее на студентах по направлению подготовки «Менеджмент» НОУ ВПО «Тульский институт управления и бизнеса им Н.Д. Демидова» потребовало особого внимания к организации различных видов практик, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. В ходе проведения учебной и производственной практики в качестве одной из задач, определенных вузом, является задача формирования основ и развитие профессиональной культуры.

На заключительном этапе работы у выпускников экспериментальной и контрольной групп проведена итоговая диагностика качественных

характеристик проявления компонентов профессиональной культуры. Как и на начальном этапе эксперимента, в процессе диагностики использованы те же методы многофакторного исследования направленности личности и оценки проявления основных компонентов профессиональной культуры.

Графическая интерпретация результатов диагностики показателей сформированности компонентов профессиональной культуры приведена на рис. 3.

Рис. 3. Динамика показателей сформированности компонентов профессиональной культуры управления человеческими ресурсами

Как в экспериментальных, так и в контрольных группах более существенное развитие получили мотивационно-ценностный и когнитивный компонент профессиональной культуры, менее значимое приращение прослеживается в регулятивном компоненте, наименьшее значение - у деятель-ностного компонента профессиональной культуры, что можно объяснить изначально более высоким уровнем данного компонента у студентов вуза.

В завершении излагаемого алгоритма формирования профессиональной культуры менеджера следует отметить, что:

- одной из задач профессиональной подготовки менеджера по управлению человеческими ресурсами в вузе должна стать задача формирования его профессиональной культуры;

- описанная в приведенной статье дидактическая модель позволила авторам спланировать, организовать и реализовать экспериментальную ра-

боту по формированию профессиональной культуры менеджера в процессе его профессиональной подготовки в вузе, обеспечивающую формирование у обучающихся значимых для будущей практической деятельности знаний, навыков, умений, а также личностных качеств, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей;

- при разработке дидактической модели формирования профессиональной культуры менеджера, с целью выявления использования потенциальных возможностей вуза для формирования профессиональной культуры был проведен предварительный анализ образовательного процесса, в ходе которого выявлено его соответствие социально-экономическим изменениям, соответствие современным требованиям к образованию, к уровню профессиональной подготовки специалиста, к уровню его профессиональной культуры; проведен сравнительный анализ практической деятельности менеджера и содержания требований ФГОС ВПО по данному направлению, учебных планов вуза, рабочих программ учебных дисциплин; разработан комплекс содержательно-технологического обеспечения процесса формирования профессиональной культуры менеджера (содержание, способы осуществления учебно-профессиональной деятельности, формы и методы обучения) в системе высшего профессионального образования;

- в спроектированной педагогической модели представлена вся система работы по управлению процессом формирования профессиональной культуры будущих менеджеров в процессе их подготовки в вузе, в которой нашли отражение новое содержание, формы, методы и современные педагогические технологии высшего образования, учитывающие особенности обучения взрослых;

- проведенное исследование дало возможность, учитывая особенности профессиональной деятельности менеджера, ценностную составляющую каждого компонента в процессе формирования профессиональной культуры менеджера, спланировать процесс их развития от одного этапа образовательного процесса к другому, отследить эффективность этого процесса.

- анализ результатов, полученных в ходе экспериментальной проверки разработанной и теоретически обоснованной дидактической модели, подтвердил ее эффективность и показал, что реализация модели формирования профессиональной культуры менеджеров по управлению человеческими ресурсами в процессе профессиональной подготовки в вузе не только способствует положительной динамике уровней сформированности компонентов профессиональной культуры выпускников, но и позволяет повысить мотивацию личности студента, усилить ее профессиональную направленность.

Положительными результатами опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной культуры менеджеров в процессе их подготовки в вузе стали повышение системности и степени полноты теоретических знаний в области управления, формирование потребностей анализа собственной профессиональной деятельности на основе принятых ценностей профессиональной культуры, а также полнота овладения уме-

ниями и навыками в профессиональной области, умение практического их применения в управленческой деятельности, развитость общих и профессиональных способностей будущего менеджера, развитость профессионально важных качеств.

Список литературы

1. Блинов А. В. Модель обучения менеджера // Высшее образование в России. 1999. № 6. С. 64-75.

2. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М.: Педагогическое общество России, 2004. 192 с.

3. Данилова М.М. Исследование эффективности формирования профессиональной культуры менеджеров хозяйствующих организаций ту-риндустрии // Проблемы современной экономики. 2007. № 1. С. 21-39.

4. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: метод. пособие. М.: Высш. шк., 1990. 142 с.

5. Вербицкий А.А. Педагогические технологии и качество образования. Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2006.

Пилюкова Светлана Николаевна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Тула, Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова

THE PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF A MANAGER IN HUMAN RESOURCES MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF HIGHER

PROFESSIONAL EDUCATION

S.N. Pilyukova

In the article the urgency of formation of professional culture of a Manager in human resources management within the framework of its training in educational institutions of higher professional education.

Presents a didactic model of formation of professional culture Manager the system of higher professional education, ensuring the formation of students ' significant for future professional activities personal qualities, knowledge, skills, abilities, ensure the implementation of functional responsibilities in the field of human resources management. In designed pedagogical model that shows the whole system works on the formation of professional culture of future managers in the process of their preparation in high school, in which are reflected the new content, forms, methods and modern teaching technologies in higher education considering the features of adult learning.

Keywords: professional culture specialist, human resources management, the system of higher professional education, pedagogical model, the organizational-pedagogical conditions.

Pilyukova Svetlana Nikolaevna, senior lecturer, [email protected], Russia, Tula, Tula Institute of Management and Business named after N.D. Demidov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.