Научная статья на тему 'Анализ педагогического эксперимента по формированию культуры управления персоналом у будущих менеджеров'

Анализ педагогического эксперимента по формированию культуры управления персоналом у будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / CULTURE OF PERSONNEL ADMINISTRATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / МЕНЕДЖЕР / MANAGER / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Анна Васильевна

В статье освещены вопросы опытно-экспериментальной работы по формированию культуры управления персоналом, организованной на базе Донбасского государственного педагогического университета в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров. Результаты педагогического эксперимента подтвердили целесообразность введения предложенных педагогических условий в процесс профессиональной подготовки будущих менеджеров с целью формирования культуры управления персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON FORMATION OF THE PERSONNEL ADMINISTRATION''S CULTURE OF FUTURE MANAGERS

The article deals with the questions of experimental work to form the culture of the personnel administration that has been organized at Donbass State Pedagogical University during the process of the future managers’ professional training. The results of the pedagogical experiment have confirmed the expediency of the introduction of the proposed pedagogical conditions in the process of forming the future managers’ professional training to form the culture of the personnel administration.

Текст научной работы на тему «Анализ педагогического эксперимента по формированию культуры управления персоналом у будущих менеджеров»

УДК 378.147:005.95-051

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

© 2015

А. В. Попова, старший преподаватель кафедры менеджмента Донбасский государственный педагогический университет, Славянск (Украина)

Аннотация: В статье освещены вопросы опытно-экспериментальной работы по формированию культуры управления персоналом, организованной на базе Донбасского государственного педагогического университета в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров. Результаты педагогического эксперимента подтвердили целесообразность введения предложенных педагогических условий в процесс профессиональной подготовки будущих менеджеров с целью формирования культуры управления персоналом.

Ключевые слова: эксперимент, культура управления персоналом, профессиональная подготовка, менеджер, педагогические условия.

Постановка проблемы в общем виде. Важными задачами современного профессионального менеджмент-образования являются выполнение гуманистических функций воспитания, личностного формирования и социализации будущих специалистов, привития культуры в ее разнообразных проявлениях. Приобщение личности к миру культуры интенсивней всего происходит в процессе образования, не исключением является и профессиональная подготовка будущих менеджеров в высшем учебном заведении.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы формирования в высшей школе различных видов культуры будущих специалистов управленческого профиля поднимались многочисленными российскими и украинскими исследователями, среди которых необходимо отметить О. Ершову [1], Е. Ефимову [2], М. Нюшенкову [3], О. Остапенко [4], Ю. Сытникову [5], Э. Ященко [6]. Формируя профессиональную, управленческую, предпринимательскую, коммуникативную культуру в процессе подготовки будущих менеджеров, ученые разрабатывали различные способы обеспечения ее культурологической направленности. Тем не менее, несмотря на имеющееся научно-педагогическое наследие, остается слабо изученной проблема формирования культуры управления персоналом будущих менеджеров, что и определило вектор данного научного исследования.

Таким образом, целью данной статьи является анализ содержания и результатов педагогического эксперимента по формированию культуры управления персоналом у будущих менеджеров.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Культура управления персоналом - это особенная составляющая профессиональной культуры менеджера, которая проявляется в соответствующей сфере управленческой деятельности в определенном уровне владения специалистом системой профессиональных, куль-туро-ориентированных знаний, культуротворческих умений и выражается в развитой интеллектуальной, мотивационно-ценностной, коммуникативной, эмоционально-волевой сферах личности.

Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры управления персоналом будущих менеджеров предполагала поэтапное развертывание педагогического эксперимента. На первом, разведывательном этапе обрабатывались исходящие теоретико-практические основы исследования с целью получения дополнительной информации о предмете, объекте научного поиска, также уточнялись и корректировались его задачи, гипотеза.

Следующий этап предполагал организацию констатирующего эксперимента, в процессе которого разработан критериальный аппарат оценки сформированности культуры управления персоналом, выбрана необходимая шкала, подобран целесообразный методический инструментарий, организована диагностика исследуемого явления, проведен количественный и качественный

анализ полученных эмпирических данных. Культура управления персоналом будущих менеджеров оценивалась по когнитивному, операционно-технологическому, личностному критериям при помощи четырехуровневой шкалы, предполагающей наличие высокого, достаточного, недостаточного и низкого уровней сформирован-ности данного педагогического явления.

В процессе эксперимента были использованы ряд диагностических методов исследования: анкетирование, тестирование, экспертные оценки, самооценка, наблюдение, интервью, математические, статистисти-ческие и др. Также применялся разнообразный методический инструментарий, как составленный автором самостоятельно (комплекс тестовых заданий, «банк ситуаций», индивидуальные учебно-исследовательские задания, опросник «Ценностные ориентации» и др.), так и валидные психодиагностическое методики («КОС» В. Синявского, Б. Федоришина, вербальный тест Торренса «Исследование уровня креативности», методики изучения учебных и профессиональных мотивов Б. Додонова, К. Замфир и др.). Результаты констатирующей диагностики показали преимущественно низкий и недостаточный уровень сформированности культуры управления персоналом у студентов как экспериментальной, так и контрольной выборок по всем критериям.

На этапе формирующего эксперимента в учебно-воспитательный процесс экспериментальных групп были введены новые факторы - специально разработанные педагогические условия, которые в соответствии с гипотезой исследования должны повысить эффективность профессиональной подготовки будущих менеджеров в направлении формирования культуры управления персоналом; в контрольных группах учебно-воспитательный процесс организовывался без изменений, по классической схеме. Таким образом, был внедрен комплекс следующих педагогических условий: обогащение содержания обучения по управлению персоналом дополнительной культуро-ориентированной тематикой; создание разнообразия форм и методов учебно-воспитательной деятельности в процессе подготовки будущих менеджеров в высшем учебном заведении; содействие развитию профессионализма педагогических кадров в целях достижения эффективности процесса формирования культуры управления персоналом будущих менеджеров.

Следует отметить, что педагогические условия внедрялись одновременно, чему предшествовала последовательная, систематическая работа: участникам эксперимента разъяснялись цели и задачи исследования, предоставлялось необходимое информационное, учебно-методическое обеспечение. Экспериментальная работа по формированию культуры управления персоналом, организованная на базе Донбасского государственного педагогического университета, охватила период обучения 2-5 курсы подготовки бакалавров и специалистов по специальности «Менеджмент организаций» на протяжении 2009-2013 г.г.

Первое педагогическое условие реализовывалось при

помощи последовательного введения в учебные дисциплины «Основы менеджмента» (2-3 курс), «Управление персоналом» (4 курс), «Менеджмент организаций» (5 курс) разработанного автором содержательного модуля «Культура управления персоналом» (ЗМКУП). Эти курсы были выбраны исходя из того, что они последовательно освещают различные аспекты управления персоналом, освоение которых способствует формированию компетентного специалиста для дальнейшей профессиональной деятельности в этой сфере. ЗМКУП разработан как самостоятельный тематический блок культуро-ориентированной информации, который имеет определенную функциональную нагрузку, достаточную для овладения будущими менеджерами системой профессиональных, культуро-ориентированных знаний, культу-ротворческих умений, а также для развития качеств личности, необходимых для работы в области управления персоналом. Смысловая конструкция данного модуля представлена разнообразными культуро-ориентирован-ными аспектами: сущность, структура, функции культуры управления персоналом, деятельностный, ценностный подходы к ее изучению; культура информационной деятельности менеджера, особенности ее реализации в сфере управления персоналом; культура организации исследований в области управления персоналом; культура коммуникативной деятельности менеджера в организации работы с персоналом; культуросообраз-ное коммуникативное поведение менеджера в решении конфликтов в коллективе; культура инновационной деятельности менеджера в сфере управления персоналом.

Данная форма реализации педагогического условия является обоснованной, так как в украинских высших учебных заведениях организация обучения осуществляется согласно кредитно-модульной системе, которая предусматривает его модульное построение и организацию. Внедрение содержательного модуля предполагало усовершенствование учебно-методического обеспечения вышеуказанных дисциплин: учебных и рабочих программ курсов, построенных по модульному принципу; опорных конспектов лекций; методических рекомендаций для проведения практических занятий, организации самостоятельной, индивидуальной работы, контроля знаний студентов.

Таким образом, нами обеспечено обогащение содержания профессионального обучения культуро-ори-ентированным контекстом и создано достаточное информационно-содержательное, учебно-методическое основание для параллельного введения следующего педагогического условия, которое предусматривало максимальное использование разнообразия форм и методов обучения и воспитания в процессе подготовки будущих менеджеров. При этом нас интересовала возможность интеграции традиционных форм обучения (лекций, семинаров, практических занятий и т.п.) с активными и интерактивными методами. Таким образом, на лекциях, семинарских, практических занятиях, в самостоятельной и индивидуальной работе студентов широко внедрялись различные элементы проблемного обучения: проблемные вопросы, задания, ситуации. Распространенными формами обучения стали лекции-дисскусии, проблемные, «сводное изложение» (лекция, организованная двумя специалистами), визуализации, с использованием мультимедийного оборудования. Во время семинарских, практических занятий широко применялись такие методы обучения, как анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), управленческие игры, инсценизации, организованные в подгруппах (метод «малых групп»), активно применялись тренинговые технологии. В процессе организации самостоятельной, индивидуальной работы студентов предусмотрены разнообразные виды деятельности: работа с первоисточниками; составление краткого конспекта по дополнительным вопросам темы; решение задач, ситуационно-расчетных упражнений; анализ кейсов; составление кроссвордов, структурно-ло-

гических схем по опорным сигналам темы; разработка моделей; выполнение индивидуальных учебно-исследовательских заданий.

Безусловное педагогическое влияние на формирование культуры управления будущих менеджеров имела воспитательная работа, организованная в следующих формах: круглые столы с яркими представителями управленческой профессии; выездные семинары на базе ведущих предприятий региона; привлечение менеджеров-практиков к участию в кураторских часах на профессиональную, культуро-ориентированную тематику, публичные конкурсные мероприятия «Лучший исследовательский проект» и др.

Таким образом, в результате реализации данного педагогического условия был максимально задействован деятельностный аспект профессиональной подготовки будущих менеджеров, посредством активного привлечения потенциала разнообразных форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Результативность вышеизложенных педагогических условий имеет прямую взаимосвязь с мастерством преподавателей, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс подготовки будущих менеджеров. Поэтому параллельно обеспечивали следующее педагогическое условие, которое предусматривало содействие развитию профессионализма педагогических кадров в целях достижения эффективности процесса формирования культуры управления персоналом будущих менеджеров.

Данное педагогическое условие было реализовано в форме теоретико-практического семинара «Основы самосовершенствования преподавателя высшего учебного заведения», организованного при содействии кафедры педагогики высшей школы и непосредственном участии ее преподавателей. Тематическим планом семинара предусмотрены следующие аспекты профессионализма педагогической деятельности: достижение личностью «акме» в различных видах жизнедеятельности, в частности в образовании, самообразовании и профессиональной деятельности; развитие педагогических качеств; стимулирование творческого потенциала; профессиональное владение педагогическими техниками; выявление и плодотворное использование личностных ресурсов с целью предотвращения педагогических деформаций и достижения успеха в профессии; инновационные подходы к организации лекций, семинарских и практических занятий, организации самостоятельной и индивидуальной работы со студентами; активные и интерактивные технологии обучения. Занятия семинаров проходили в различных формах - это творческие семинары, практикумы, мастер-классы ведущих педагогов-практиков, разнообразные тренинги. Таким образом, это педагогические условие обеспечило необходимую мотивацию субъектов обучения к формированию культуры управления персоналом. Именно преподаватель, осознавший глубину собственной педагогической профессии, относящийся к саморазвитию личного профессионализма как самоценности, способен сформировать мотивацию будущих менеджеров к целенаправленной учебно-познавательной деятельности по овладению культурой управления персоналом, ее восприятию как профессиональной ценности.

Предложенные нами педагогические условия является целостным интегративным образованием, вследствие чего процесс формирования культуры управления персоналом в профессиональной подготовке будущих менеджеров становится логичным и целесообразным. Их комплексная реализация позволила обеспечить системное усвоение студентами профессиональных, культура-ориентированных знаний, овладение культурот-ворческими (информационными, исследовательскими, коммуникативными, технологическими) умениями, необходимыми в сфере управления персоналом, а также способствовала развитию профессионально значимых качеств личности.

На следующем этапе педагогического эксперимента проверялась объективность результатов реализации данных педагогических условий: выполнялось теоретическое осмысление данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы; определялась их результативность путем контрольной диагностики исследуемого явления; производилось сопоставление полученных результатов с теми, что засвидетельствовал констатирующий срез.

Вследствие сравнительного анализа констатирующего и контрольного срезов педагогического эксперимента мы наблюдали стремительную положительную динамику развития культуры управления персоналом в экспериментальной группе относительно контрольной. Статистическая значимость результатов опытно-экспериментальной работы подтверждена при помощи Ькритерия Стьюдента, который доказал достоверность педагогического эксперимента, а также подтвердил эффективность педагогических условий, реализованных в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, педагогический эксперимент по формированию культуры управления персоналом будущих менеджеров показал высокую результативность, вследствие обогащения содержания профессионального обучения дополнительной культуро-ориентированной тематикой, целесообразного отбора необходимых форм и методов обучения и воспитания, совершенного владения ими преподавателями высшей школы - мастерами педагогической профессии,

настоящими профессионалами.

В перспективе дальнейших исследований интересным направлением научного поиска является изучение особенностей развития культуры управления персоналом менеджера в условиях практической управленческой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ершова О. А. Формирование управленческой культуры как компонента профессиональной компетентности будущего менеджера: дис. канд. пед. наук. Киров, 2005.

2. Ефимова Е. В. Формирование предпринимательской культуры будущих менеджеров в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. Киров, 2010.

3. Нюшенкова М. Л. Методология формирования предпринимательской культуры менеджера социально-культурной деятельности в условиях высшей школы: дис. д-ра пед. наук. Тамбов, 2010.

4. Ситникова Ю. В. Формування професшно! куль-тури майбутшх менеджерiв на гендерних засадах: дис. канд. пед. наук. Харшв, 2013.

5. Остапенко О. М. Педагопчш умови формування професшно! культури майбутшх менеджерiв зовнiшньоекономiчно! дiяльностi // Вюник Луганського нацюнального ушверситету iменi Тараса Шевченка: педагопчш науки. 2011. №10. Ч. 1.

6. Ященко Е. М. Формування комушкативно! культури студенпв у навчально-виховному процесi вищих навчальних закладiв економiчного профiлю: дис. канд. пед. наук. Ки!в, 2010.

ANALYSIS OF THE PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON FORMATION OF THE PERSONNEL ADMINISTRATION'S CULTURE OF FUTURE MANAGERS

© 2015

A. V. Popova, Senior Lecturer, Department of Management

Donbass State Pedagogical University, Slovyansk (Ukraine)

Abstract. The article deals with the questions of experimental work to form the culture of the personnel administration that has been organized at Donbass State Pedagogical University during the process of the future managers' professional training. The results of the pedagogical experiment have confirmed the expediency of the introduction of the proposed pedagogical conditions in the process of forming the future managers' professional training to form the culture of the personnel administration.

Keywords: experiment, culture of personnel administration, professional training, manager, pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.