Научная статья на тему 'Критериальный комплекс оценки профессиональной культуры управления человеческими ресурсами у бакалавра по направлению подготовки «Менеджмент»'

Критериальный комплекс оценки профессиональной культуры управления человеческими ресурсами у бакалавра по направлению подготовки «Менеджмент» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОНИТОРИНГ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилюкова Светлана Николаевна

В статье представлена методология комплексного исследования результатов апробации модели формирования профессиональной культуры управления человеческими ресурсами менеджера, реализованной на базе Тульского института управления и бизнеса им Н.Д. Демидова. В целях исследования выделены критерии, показатели и индикаторы оценки уровня сформированности профессиональной культуры управления человеческими ресурсами менеджеров и определены соответствующие им методики диагностики результатов образовательного процесса. Разработанная система критериев и методик способствует объективной оценке степени сформированности всех компонентов профессиональной культуры управления человеческими ресурсами менеджера и позволяет оценить качество процесса профессиональной подготовки специалиста, обосновать эффективность разработанной модели формирования профессиональной культуры управления человеческими ресурсами менеджера в процессе профессиональной подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилюкова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA-BASED EVALUATION COMPLEX OF EVALUATION OF PROFESSIONAL CULTURE HUMAN RESOURCES MANAGEMENT THE BACHELOR ON A DIRECTION OF TRAINING «MANAGEMENT»

The article presents the methodology of comprehensive research results of approbation of the model of formation of professional culture of human resources management, implemented on the basis of the Tula Institute of management and business named N. Demidov. In order to examine the selected criteria, indicators and assessment of the level of development of professional culture of human resources management, managers and defined corresponding methods of diagnostics results of the educational process. The developed system of criteria and methods promotes the objective assessment of the degree of development of all components of professional culture of human resources management by manager and allows to estimate the quality of the training process of the expert, to justify the effectiveness of the developed model of development of professional culture of human resources management of the manager in the process of professional training at the university.

Текст научной работы на тему «Критериальный комплекс оценки профессиональной культуры управления человеческими ресурсами у бакалавра по направлению подготовки «Менеджмент»»

УДК 378

СН. Шлюкова КРИТЕРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ОЦЕНКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ У БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «МЕНЕДЖМЕНТ»

Аннотация. В статье представлена методология комплексного исследования результатов апробации модели формирования профессиональной культуры управления человеческими ресурсами менеджера, реализованной на базе Тульского института управления и бизнеса им Н.Д. Демидова. В целях исследования выделены критерии, показатели и индикаторы оценки уровня сформированности профессиональной культуры управления человеческими ресурсами менеджеров и определены соответствующие им методики диагностики результатов образовательного процесса. Разработанная система критериев и методик способствует объективной оценке степени сформированности всех компонентов профессиональной культуры управления человеческими ресурсами менеджера и позволяет оценить качество процесса профессиональной подготовки специалиста, обосновать эффективность разработанной модели формирования профессиональной культуры управления человеческими ресурсами менеджера в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Ключевые слова: профессиональная культура, управление человеческими ресурсами, профессиональная подготовка, мониторинг, качество образования, система высшего профессионального образования.

Sveüana Klyukova CRITERIA-BASED EVALUATION COMPLEX OF

EVALUATION OF PROFESSIONAL CULTURE HUMAN RESOURCES MANAGEMENT THE BACHELOR ON A DIRECTION OF TRAINING «MANAGEMENT»

Annotation. The article presents the methodology of comprehensive research results of approbation of the model offormation of professional culture of human resources management, implemented on the basis of the Tula Institute of management and business named N. Demidov. In order to examine the selected criteria, indicators and assessment of the level of development of professional culture of human resources management, managers and defined corresponding methods of diagnostics results of the educational process. The developed system of criteria and methods promotes the objective assessment of the degree of development of all components of professional culture of human resources management by manager and allows to estimate the quality of the training process of the expert, to justify the effectiveness of the developed model of development of professional culture of human resources management of the manager in the process of professional training at the university.

Keywords: professional culture, human resource management, training, monitoring, quality of education, system of higher professional education.

Модернизация высшего профессионального образования предопределяет реализацию новых стратегических задач в сфере образования, в том числе и пересмотр концептуальных подходов к профессиональной подготовке менеджеров, призванных повысить качество подготовки будущего специалиста в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Перед системой высшего образования встает задача переориентации образования на подготовку специалистов, владеющих основами профессиональной культуры, позволяющими осуществлять управление человеческими ресурсами, максимально используя человеческий потенциал и тем самым во многом предопределяя результат работы. С 2010 г. в Тульском институте управления и бизнеса им Н.Д. Демидова ведется экспериментальная работа по созданию и апробации эффективной модели формирования профессиональной культуры управления человеческими ресурсами у бакалавра по направлению подготовки «Менеджмент». В ходе экспериментальной работы апробирована технология реализации разработанной модели. На протяжении всех этапов педагогического процесса с целью обобщения полу© Пилюкова С.Н., 2014

ченных результатов и выявления качества процесса профессиональной подготовки в системе высшего профессионального образования (ВПО) большое внимание уделяется диагностике результатов образовательного процесса по формированию компонентов профессиональной культуры и профессионально-личностного развития будущих специалистов. В процессе проводимого исследования выделены критерии, показатели и индикаторы оценки уровня сформированности профессиональной культуры управления человеческими ресурсами у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент», и определены соответствующие им методики диагностики. Это позволяет осуществлять мониторинг качества процесса профессиональной подготовки в системе ВПО, а применение предложенных методик способствует объективной оценке степени сформированности всех компонентов профессиональной культуры управления человеческими ресурсами студентов.

Алгоритм оценки профессиональной культуры управления человеческими ресурсами представлен на рисунке 1.

Способы оценки

1 1

Оценка наличия и степени сформированности профессиональных умений и способностей

Оценка личностных и профессионально важных качеств

Оценка уровня ключевых квалификаций

общие

специальные

мотивация к профессиональной деятельности

профессиональная направленность

Заданный уровень сформированности профессиональной культуры управления человеческими ресурсами студента (информационно -ситуативный, организационно-дискретный, устойчиво-управленческий)

Рис. 1. Алгоритм оценки профессиональной культуры управления человеческими ресурсами у бакалавра

по направлению подготовки «Менеджмент»

Такого рода оценка необходима для определения соответствия реального уровня профессиональной культуры управления человеческими ресурсами обучающегося по направлению «Менеджмент» требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), позволяющим эффективно применять ценности профессиональной культуры для успешной реализации профессиональных задач.

Результатом изучения профессиональной культуры управления человеческими ресурсами должно стать решение трех взаимосвязанных задач:

- ясно осознать (сформулировать) ведущие ценности, приоритеты, установки, призванные отображать уровень сформированности профессиональной культуры управления человеческими ресурсами;

прояснить, какие культурные ценности будут помогать (или мешать) реализации стратегии формирования профессиональной культуры управления человеческими ресурсами;

- оценить имеющийся разрыв, т.е. степень соответствия реального уровня сформированно-сти профессиональной культуры управления человеческими ресурсами у бакалавра, обучающегося по направлению подготовки «Менеджмент», заданному уровню [3, с. 57].

Сформированность профессиональной культуры управления человеческими ресурсами бакалавра определяет его готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Исходя из этого в качестве критериев оценки уровня сформированности профессиональной культуры управления человеческими ресурсами в исследовании выбраны качественные характеристики, отображающие профессионально обусловленные требования к личности менеджера, его профессионализму (профессионально важные личностные качества характеризуют индивидуальные качества и отношение к самому себе; профессионально важные социально-личностные качества характеризуют отношение к окружающему социуму; профессиональные способности и умения; ключевые квалификации). Наличие у специалиста указанных профессионально значимых качественных характеристик определяет его высокий уровень профессиональной культуры управления человеческими ресурсами и обуславливает способность к обеспечению оптимальных моделей профессиональной деятельности, к эффективному использованию и развитию внутреннего потенциала, адаптируемости к изменяющимся условиям, способность работать в коллективе и с коллективом, психологическую способность влиять на людей.

Мониторинг проводился на протяжении всех этапов педагогического процесса, что позволило своевременно обнаружить отрицательные тенденции, проблемы в образовательной деятельности и найти пути их разрешения, скорректировать свою работу и методические материалы. В ходе эксперимента при проведении мониторинга использовались два подхода: первый подход включал экспертную оценку сформированности профессиональной культуры управления человеческими ресурсами менеджеров в процессе подготовки в вузе к профессиональной деятельности преподавателями и руководителем практики, а также самооценку студентом имеющихся у него профессиональных умений и качеств (свойств) личности. Второй подход заключался в диагностировании определенных программой исследования критериальных показателей с помощью специально подобранных психолого-педагогических тестов и анкет [1; 2]. Также соблюдались следующие условия:

уровень оценки определялся с помощью качественных и количественных критериев; при оценке любого показателя в целях получения достоверных результатов использовалось не менее двух методик;

- для повышения объективности показателей применялись усредненные экспертные оценки;

- замеры достигнутого уровня каждого показателя производились несколько раз на протяжении всего педагогического процесса, что позволяет увидеть динамику формирования у студента профессиональной культуры управления человеческими ресурсами, его готовности к профессиональной деятельности.

Разработан комплексный метод оценки профессиональных способностей и умений с использованием тестовых методик и экспертных оценок. Комплексный метод состоит из трех блоков, в каждом блоке предлагаются определенные методы и свойства оценки: оценка личностных и профессионально важных качеств, оценка наличия и степени сформированности профессиональных способностей и умений, оценка уровня ключевых квалификаций - мотивации к профессиональной деятельности и профессиональная направленность.

Для отслеживания изменений в профессионально-личностном развитии будущих менеджеров на протяжении всех лет обучения в институте ведется «Карта сформированности профессионально важных качеств», в которую после каждого этапа образовательного процесса (мотивационно-профессионального, операционно-технологического, практико-ориентированного этапа) заносятся оценки в соответствии с трехуровневой шкалой: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень развития качества у конкретного студента. Особое внимание педагогов обращается на тех студентов, у которых отмечается низкий уровень развития того или иного профессионально важного качества. С ними проводится дополнительная работа. В результате уровень развития профессионально важных качеств к завершению обучения в институте - не ниже среднего. Также на протяжении всего процесса обучения преподавателями и самим студентом оценивался уровень сформированности профессиональных умений и навыков по четырем структурным компонентам профессиональной культуры управления человеческими ресурсами (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, регулятивный).

В качестве основного критерия сформированности мотивационно-ценностностного компонента профессиональной культуры управления человеческими ресурсами мы рассматривали наличие у студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент», позитивного отношения к ценностям профессиональной культуры, осознание их значимости для профессионального становления, для успешного осуществления профессиональной деятельности, когнитивного компонента - наличие знаний о профессиональной культуре управления человеческими ресурсами, ее ценностях и стремление реализовать их в профессиональной деятельности, деятельностного - умение осуществлять деятельность по реализации освоенных ценностей профессиональной культуры управления человеческими ресурсами в профессиональной деятельности, регулятивного компонента - сформированность коммуникативных умений (умений легко вступать во взаимодействие с другими участниками общения, быстро завоевывать инициативу в общении, использовать различные коммуникативные средства и технологии в процессе общения). Количественная оценка уровней сформированности профессиональной культуры управления человеческими ресурсами студентов производилась с помощью четырехбалльной шкалы. Сравнение количественных оценок позволило с достаточной достоверностью охарактеризовать уровень сформированности профессиональной культуры управления человеческими ресурсами по всем компонентам (мотивационно-ценностному, когнитивному, деятельностному, регулятивному) на всех этапах образовательного процесса.

Свод учета сформированности профессиональных умений приведен на рисунке 2.

s н о о и

« о

а о -е о Л

и

(D «

О £

4

3,5 3

2,5 2 1,5 1

0,5 0

.........Мотивационно-

ценностный компонент

Когнитивный компонент

-Деятельностный

компонент

---Регулятивный

компонент

Этапы образовательного процесса

Рис. 2. Динамика сформированности умений по структурным компонентам профессиональной культуры управления человеческими ресурсами студентов в процессе их профессиональной подготовки

Разработанный алгоритм оценки результатов образовательного процесса позволил всесторонне, целостно оценить уровень сформированности всех компонентов профессиональной культуры управления человеческими ресурсами будущих специалистов, обучающихся по направлению «Менеджмент». При разработке алгоритма учтены требования ФГОС ВПО по данному направлению, а так же предъявляемые требования к личности менеджера, его профессионализму. Соответствие подготовки специалиста данным требованиям обеспечивает эффективность его профессиональной деятельности и определяет способность и готовность специалиста к решению профессиональных задач по планированию, организации мотивации и контролю человеческих ресурсов на предприятии.

Статистические данные, полученные в ходе опроса и анкетирования преподавательского состава, а также студентов, участвующих в эксперименте, позволяют констатировать:

- повышение мотивации к совершенствованию собственной профессиональной культуры управления человеческими ресурсами студентов в результате внедрения частных моделей и целевых программ;

повышение позитивного отношения студентов к занятиям и самостоятельной исследовательской работе, интенсивности занятий, способствующих эффективному усвоению умений и навы-

действенность экспериментальной модели формирования профессиональной культуры управления человеческими ресурсами у бакалавра по направлению подготовки «Менеджмент», взаимосвязанность и преемственность материала, более высокую собственную результативность в формировании и развитии профессиональной культуры управления человеческими ресурсами.

Библиографический список

1. Афанасьев В.В. Диагностика и оценка качества обучения в вузе / В.В. Афанасьев. - М.: МГОПИ, 2005. -172 с.

2. Болотов В.А. Система оценки качества образования: учеб. пособ. / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова. - М.: Университетская книга, Логос, 2007. - 192 с.

3. Праворотов В.А., Меркулов А.А. К вопросу об измерении профессиональной культуры молодого специалиста // Вестник Харьковского университета. - 1985. - № 271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.