Научная статья на тему 'Об информационном обеспечении анализа развития экономики РФ'

Об информационном обеспечении анализа развития экономики РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МАКРОЭКОНОМИКА / КЛАССИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабиб Марина Далхатовна

Статья посвящена оценке состояния современной системы информационного обеспечения анализа развития экономики. В ней рассматриваются методологические и организационные основы формирования системы показателей. Дается характеристика основных классификаций, применяемых для анализа структуры экономики, и раскрываются основные проблемы, решение которых позволит формировать более эффективную макроэкономическую и региональную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об информационном обеспечении анализа развития экономики РФ»

определяющих процесс организации управленческой экспертизы, что послужило основанием для написания автором настоящей статьи.

Литература

1. Абрамов Ю.А. В поисках баланса интересов и ресурсов. - М., 2002.

2. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методические и практические основы построения контроллинга в организациях. - М., 1998.

3. Кондратьев В.В. 7 нот менеджмента. - М., 2008.

4. Космачев П.К. Географическая экспертиза (методологические аспекты). -Новосибирск, 1981.

5. Латфулин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. - СПб., 2004.

6. Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении. - М., 2004.

7. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений. - М., 2011.

М.Д. Хабиб

ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИКИ РФ

Аннотация. Статья посвящена оценке состояния современной системы информационного обеспечения анализа развития экономики. В ней рассматриваются методологические и организационные основы формирования системы показателей. Дается характеристика основных классификаций, применяемых для анализа структуры экономики, и раскрываются основные проблемы, решение которых позволит формировать более эффективную макроэкономическую и региональную политику.

Ключевые слова. Анализ, информационная система, макроэкономика, классификации.

В настоящее время для оценки уровня развития экономики страны и ее структурных компонентов применяется методология, базирующаяся на положениях системы национальных счетов (СНС). СНС как международный стандарт представляет собой логически последовательную, гармоничную и целостную совокупность макроэкономических счетов, балансов активов и пассивов, а также таблиц, в основе которой лежит ряд согласованных на международном уровне понятий, определений и классификаций и правил учета результатов экономической деятельности. Эта комплексная система счетов дает возможность составлять и представлять экономические данные в форме, пригодной для целей экономического анализа, принятия решений и выработки макроэкономической политики. СНС может действовать на разных уровнях агрегирования: на уровне отдельных субъектов хозяйственной деятельности, именуемых в СНС институциональными единицами; на уровне групп таких единиц, составляющих институциональные сектора; или на уровне экономики в целом.

Чтобы получить представление о функционировании экономики, необходимо иметь возможность изучать и анализировать экономическое взаимодействие, осуществляемое между различными секторами экономики. В рамках Системы определяются некоторые основные статистические агрегаты, которые в настоящее время широко используются как показатели экономической активности на уровне

© Хабиб М.Д., 2013

макроэкономики, такие как валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный доход, фактическое конечное потребление (ФКП), валовое сбережение (ВС).

СНС как Система выполняет весьма важную функцию, выступая основой для координации экономической статистики в двух различных отношениях: во-первых, в качестве методологической основы, которая обеспечивает согласованность определений и классификаций, используемых в разных, но смежных областях статистики; во-вторых, в качестве основы учета, которая обеспечивает численную согласованность данных, полученных из таких различных источников, как опросы предприятий, обследования домашних хозяйств, статистика внешней торговли товарами и прочие административные источники.

СНС в ее сегодняшнем виде можно представить как единую информационную систему, состоящую из отдельных блоков, каждый из которых дает характеристику того или иного этапа экономического процесса. Центром этой системы является система основных макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт, валовой национальный доход. Впоследствии к этому центральному блоку были подключены другие блоки макроэкономической информации, описывающие различные аспекты экономического процесса:

- блок данных об активах и пассивах секторов экономики и национальном богатстве;

- блок данных о движении финансовых ресурсов;

- блок данных о доходах и расходах органов государственного управления, координированных с данными о государственном бюджете;

- блок данных о внешнеэкономических связях, координированных с платежным балансом;

- блок данных о межотраслевых связях.

Все эти блоки как составные части единой информационной системы связаны друг с другом через согласованные определения и классификации, что создает основу для проведения углубленного всестороннего анализа макроэкономических показателей.

Главная цель СНС состоит в том, чтобы обеспечить всестороннюю концептуальную основу и структуру учета, которые могли бы использоваться для создания базы макроэкономических данных, пригодных для анализа и оценки функционирования экономики в целом и отдельных ее элементов.

Данные национальных счетов обеспечивают информацию, охватывающую различные виды экономической деятельности, так и различные сектора экономики. Это дает возможность наблюдать за динамикой таких основных экономических потоков, как производство, потребление домашних хозяйств, потребление органов государственного управления, накопление, экспорт, импорт, заработная плата, прибыли, налоги, кредитование, заимствование и т.д., причем потоки товаров и услуг учитываются как в текущих, так и в постоянных ценах. Кроме того, обеспечивается информация о ряде важных макроэкономических соотношений, определение и вычисление которых возможно только в рамках структуры учета - о превышении доходов над расходами, о доле дохода, которая сберегается или инвестируется отдельными секторами экономики, о внешнеторговом балансе и т.д.

Национальные счета используются также для изучения причинных механизмов, действующих в экономике стране, путем применения эконометрических методов к временным рядам данных, составляемых в рамках структуры национальных счетов, как в текущих, так и в постоянных ценах

СНС концептуально гармонизирована с платежным и межотраслевым балансами и рядом других разделов макроэкономической статистики. Ее данные широко используются как на национальном уровне, и в первую очередь органами государственного управления для выработки макроэкономической и денежно-кредитной политики и разработки различных программ социально-экономического

развития, так и международными организациями, в том числе соответствующими комитетами ООН, Международным валютным фондом, Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития, которые систематизируют и используют полученные от национальных статистических служб данные для анализа тенденций развития региональной и мировой экономики.

Методология анализа развития экономики СНС согласуется с современной методологией комплексного экономико-статистического анализа макроэкономики, т.к. имеет место органическое соединение экономического и социального аспектов изучения процессов производства, распределения, перераспределения и использования полученных доходов. Неотъемлемой частью методологии такого анализа является типологизация структурных компонентов национальной экономики. В связи с этим оценка и анализ экономического развития осуществляются в соответствии с классификацией видов экономической деятельности и классификацией секторов экономики.

В рамках выполнения «Комплексного плана мероприятий по внедрению общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) в практику российской экономики», а также приведения расчетов макроэкономических показателей к международным стандартам, результаты оценки валового внутреннего продукта (ВВП) производственным методом и методом формирования по источникам доходов, начиная с данных за 2002 год, публикуются в статистических сборниках Росстата в структуре Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Данный классификатор гармонизирован с Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности (МСОК) и со Статистической классификацией видов экономической деятельности Европейского союза (КДЕС/КАСЕ Ред. 1). Особенности, отражающие потребности национальной экономики по детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными кодами. Расчеты ВВП в структуре Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) завершены оценками за 2004 год.

Структура экономики в соответствии с ОКВЭД предполагает выделение 15 видов экономической деятельности. Применение данного классификатора для аналитических целей позволяет получить данные о динамике макроэкономических показателей в разрезе видов экономической деятельности.

В 2011 году Федеральная служба государственной статистики начала публиковать данные с детализированной разработкой по всем видам экономической деятельности в разрезе 79 позиций.

Так же как и в МСОК, в ОКВЭД заложен принцип распределения хозяйствующих субъектов по признаку добывающих, обрабатывающих и предоставляющих услуги. В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, технологию производства и прочие. В качестве дополнительного в пределах одной и той же технологии может выделяться признак «используемые сырье и материалы».

Основной вид деятельности определяется по состоянию на 1 января отчетного года по результатам деятельности институциональной единицы или заведения за предыдущий год. Основной вид деятельности, как правило, не меняется в течение всего отчетного года в целях соблюдения правила «стабильности».

В Российской Федерации для увязки ОКВЭД и классификатора продукции используется Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), который согласуется со Статистической классификацией продукции по видам деятельности Европейского сообщества (СРА/КПЕС) и Перечнем продукции Европейского Союза (Продком/PRODKOM), а также с Международной

центральной классификацией продуктов, одобренной Статистической комиссией ОНН в 1993 году.

В соответствии с рекомендациями СНС-93 национальные счета разрабатываются в разрезе институциональных секторов. Приказом Федеральной службы государственной статистики №110 от 02.08.2004 г. утвержден и внедрен в информационную систему государственной статистики отраслевой статистический классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС), разработанный на основе адаптации общих принципов и критериев секторальной классификации СНС-93 к особенностям организации экономики России. В классификаторе учтены конкретные формы организации экономики, отраженные в Гражданском кодексе Российской Федерации и в общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации.

Гармонизация КИЕС с международными стандартами классификации институциональных секторов обеспечивает сопоставимость статистической информации на национальном и международном уровнях.

КИЕС разработан с целью подразделения отечественной экономики на некоторое число хозяйствующих субъектов - резидентов страны, однородных с точки зрения функций, осуществляемых ими в экономике, а также источников финансирования их затрат. Эта классификация обеспечивает институциональный подход при формировании макроэкономических показателей.

В соответствии с Классификатором выделяются следующие институциональные сектора экономики:

- нефинансовые корпорации;

- финансовые корпорации;

- государственное управление;

- домашние хозяйства;

- некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

- остальной мир.

Применение данной классификации позволяет получать характеристику организационной структуры рыночной экономики.

Для оценки уровня развития и анализа результатов функционирования экономики в настоящее время применяется система показателей, включающая:

- объем ВВП в текущих ценах;

- объем ВВП в текущих ценах в расчете на душу населения;

- фактическое конечное потребление домашних хозяйств;

- инвестиции в основной капитал;

- индексы физического объема в % к предыдущему году по ВВП, КПДХ, инвестициям в основной капитал.

Кроме того, публикуются значения в процентах к предыдущему периоду реального валового национального дохода, реального валового располагаемого дохода, индекса потребительских цен и индекса цен производителей промышленных товаров.

В последние годы усиливается внимание к региональному аспекту развития экономики. В настоящее время для оценки развития региональных экономик в соответствии с концепцией СНС применяется валовой региональный продукт (ВРП), рассчитываемый производственным методом как сумма валовой добавленной стоимости региона. ВРП по своему экономическому содержанию является показателем, идентичным ВВП. В принципе сумма ВРП регионов должна равняться ВВП. Оба показателя должны исчисляться в рыночных ценах. Но в связи с тем, что при расчете ВРП возникают проблемы с отнесением некоторых экономических единиц и их операций к конкретным регионам существуют расхождения в их значениях и в настоящее время данные о ВРП по субъектам РФ публикуются в основных ценах. Эти расхождения вызваны следующими обстоятельствами. Во-первых, существует

определенный объем экономических операций, осуществляемых органами государственного управления (оборона, часть услуг государственного управления и услуги, оказываемые обществу в целом за счет средств федерального бюджета), учитывается только на макроуровне и включается в объем ВВП. Во-вторых, существует проблема распределения между регионами созданной добавленной стоимости корпораций, построенных на принципах вертикальной и горизонтальной интеграции. В третьих, существуют проблемы, связанные с определением величины налогов на продукты. Порядок сбора и обработки информации о налогах на продукты, установленный Федеральной налоговой службой, не позволяет получить информацию о начисленных и подлежащих уплате в бюджет налогах за отчетный период, как это требует концепция СНС.

Решение указанных проблем позволит совершенствовать имеющуюся информационно-аналитическую систему и получать согласованные на региональном и макроэкономическом уровнях данные для анализа развития экономики и формирования эффективной макроэкономической и региональной политики.

Литература

1. Иванов Ю.Н., Хоменко Т.А. Обзор основных положений пересмотренной системы национальных счетов 1993 года (СНС 2008 года) и перспективы их поэтапного применения в статистике стран СНГ // Вопросы статистики. - 2009. - №3.

2. Косарев А.Е. Современное состояние методологии национальных счетов -обновление СНС-93 // Вопросы статистики. - 2007. - №8.

3. Методологические положения по статистике. Вып. 1-5. - М.: Госкомстат России, 1996-2006.

4. Рябушкин Б.Т. Методология формирования интегрированной системы данных для исследования ресурсов товаров и услуг. - Брянск: Дельта, 2009.

С.С. Харитонов

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ

Аннотация. В статье отражены вопросы определения и оценки финансовых рисков при управлении финансовой деятельностью организации. При этом представлен современный методический инструментарий количественной оценки уровня финансового риска, а также методический инструментарий формирования необходимого уровня доходности финансовых операций с учетом уровня риска. Изложенный в работе методический подход к формированию необходимого уровня доходности финансовых операций с учетом фактора риска позволяет обеспечить взаимосвязь показателей в процессе управления финансовой деятельностью организации.

Ключевые слова. Финансовые риски, методический инструментарий, риск -менеджмент, методы оценки.

В теории и практике финансового менеджмента и риск-менеджмента существует несколько методов оценки финансовых рисков. Прежде, чем перейти непосредственно к методам оценки финансовых рисков, необходимо отметить, что важнейшим показателем, характеризующим меру финансового риска предприятия, является его уровень.

© Харитонов С.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.