Научная статья на тему 'Вступление России в ВТО и ОЭСР: перспективы и роль российской статистики'

Вступление России в ВТО и ОЭСР: перспективы и роль российской статистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА / МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КООРДИНАЦИЯ / ОБЩЕРОССИЙСКИЕ КЛАССИФИКАТОРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кевеш Александр Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вступление России в ВТО и ОЭСР: перспективы и роль российской статистики»

больницы, особенно в сельской местности. На определенном этапе этого процесса стал очевиден возникший дефицит медицинских кадров, вызвавший у федеральной власти недоумение, ей же самой и организованное. Отдельно в этом ряду управления без умения стоят попытки осознанного (с точки зрения возможного сокращения дефицита пенсионного фонда) и предполагаемого повышения пенсионного возраста. Никто не считает нужным обращать внимание на цифры социально-демографический статистики. Если возраст выхода на пенсию поднять для мужчин и женщин до 65 лет, то станет ясно, что средний статистический российский мужчина опять-таки пока не доживает до возраста выхода на пенсию, а женщины в возрасте старше 55 лет, во-первых, мягко говоря, не пользуются популярностью на рынке труда и в своей значительной части могут пополнить армию безработных, а, во-вторых, при удачном трудоустройстве перестанут принимать участие в воспитании подрастающего поколения, что вынудит часть молодых женщин временно отказаться от участия в общественном производстве. Вот и получается, что даже по относительно небольшому кругу вопросов управление без статистики подобно маятнику. Сначала быстрое движение в одну сторону и принятие управленческих решений, ориентированных не на совершенствование, а на разрушение конкретного и сложившегося объекта. Затем частичный или даже полный откат назад, то есть в прямо противоположном направлении и принятие управленческих решений, но уже ориентированных на восстановление ранее разрушенного объекта.

Таким образом, управление, объективно невозможное без статистики, в современной России зачастую строится по канонам и принципам, не только лишенным здравого смысла, но и вызывающим недоумение во всем мире. Получается, что многие отечественные руководители самого высокого ранга бегут от компаса статистики как черт от ладана, так как иначе нельзя объяснить характер принимаемых ими решений, часто направленных против интересов своей страны. Тотальная статистическая неграмотность уже превратилась в визитную карточку российских чиновников, живущих по принципу после нас хоть потоп и строящих управление на основе политических пристрастий, лоббирования узких интересов олигархов и большого бизнеса, и тем самым все ближе приближающихся к коллапсу управления, который без спасательного круга статистики может наступить уже в ближайшей перспективе.

Литература

1. Карманов М.В. Статистика и власть в современной России // Вопросы статистики. 2011. № 2.

2. Карманов М.В. Статистика и политика в современной России // Вопросы статистики. 2011. № 4.

3. Карманов М.В. Статистика и коррупция в современной России // Вопросы статистики. 2013. № 2.

А.Л. Кевеш

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО И ОЭСР: ПЕРСПЕКТИВЫ И РОЛЬ РОССИЙСКОЙ СТАТИСТИКИ

Ключевые слова: статистические стандарты, национальные счета, Межведомственная координация, общероссийские классификаторы.

С начала 1990-х гг. основной задачей российской статистики становится приведение отечественной статистической методологии и практики в соответствии с международными стандартами. За истекший двадцатилетний период проделана

© А.Л. Кевеш, 2013

огромная работа по адаптации официальной статистики России к современным требованиям. В настоящее время наша статистика в целом соответствует требованиям международных организаций системы ООН. Это подтверждается результатами комплексных оценок, проведенных Всемирным банком, МВФ и Евросоюзом.

Вместе с тем, вступление в ВТО и ОЭСР ставит перед нами новые вызовы, связанные с обеспечением этой организации своевременными и гармонизированными данными. Мандат ОЭСР предусматривает довольно глубокий анализ экономик государств-членов, который служит основой для многосторонних переговоров по экономической проблематике.

Официальная статистика является неотъемлемой частью комплексного обзора российской экономики со стороны ОЭСР. Для оценки качества предоставляемой информации используются так называемые «Статистические требования к странам-кандидатам». Они предполагают проверку методологической сопоставимости и качества данных статистики по трем основным направлениям: нормативная база, методология и возможность интеграции в информационные системы ОЭСР.

Что собой представляют статистические стандарты ОЭСР? По большинству направлений Организация использует имеющиеся в системе ООН рекомендации и методологические справочники. Однако в части макроэкономической статистики, статистики предприятий, финансовой и ценовой статистики требования ОЭСР носят более продвинутый, детальный характер. Многие рекомендации являются совместными разработками с Евростатом и МВФ. Обязательная реализация этих требований видится нам одним из действенных рычагов дальнейшего развития российской статистики.

В течение последних четырех лет оценка российской статистики осуществлялась посредством миссий ОЭСР, совместных семинаров, заполнения пилотных вопросников. По итогам этой работы подготовлен обзор российской статистической системы в рамках процесса вступления России в ОЭСР, который охватывает все направления официальной статистики. Обзор был представлен на заседании Комитета ОЭСР по статистике в июне 2012 г.

Параллельно Росстат проводил внутреннюю оценку своего потенциала по заполнению вопросников, результаты которой во многом совпали с выводами, приведенными в обзоре ОЭСР. На основе проведенного анализа, можно сделать вывод, что в целом российская статистика уже сейчас удовлетворяет минимальным требованиям ОЭСР, однако отдельные положения нормативно-правовой базы отличаются от принятых в странах ОЭСР. Это негативно сказывается на расчете отдельных значимых для ОЭСР показателей. В частности, это касается отсутствия необходимого набора данных для оценки «демографии» предприятий, обязательности участия населения в переписи, применения новых классификаторов. В обзоре также содержатся замечания по межведомственной координации, а также по отдельным направлениям статистики в части охвата и своевременности предоставляемых данных.

Решение большинства методологических вопросов по отраслевой статистике уже предусмотрено в рамках текущих и среднесрочных планов Росстата. Однако существует целый ряд комплексных проблем, на которых хотелось бы остановиться особо. Решение большинства из них непосредственно связано с совершенствованием нормативно-правовой базы и межведомственного взаимодействия.

Национальные счета являются предметом пристального внимания ОЭСР, поскольку являются основой всей макроэкономической статистики.

Разработка национальных счетов в России ведется преимущественно Росстатом, за исключением финансового счета, разработка которого в соответствии с Федеральным законом поручена Центральному Банку. При этом за Росстатом остается координирующая роль в области методологии национальных счетов. Российские национальные счета удовлетворяют стандартным требованиям ОЭСР. Вместе с тем, с

точки зрения охвата данные Росстата по национальным счетам отвечают требованиям ОЭСР не в полной мере (рис. 1).

Полное сорт зетствие Неполное соответствие

Статистика населения

Платежный баланс

Статистика труда

Исследования деловой активности

Статистика образования

Региональная статистика

Статистика транспорта и туризма_

Межведомственное взаимодействие

Регистр предприятий

Национальные счета

Статистика предприятий

Статистика торговли

Статистика цен

Социальная статистика

Статистика окружающей среды

Несоответствие

Система классификаций Демография предприятий Статистика финансов

Рис. 1. Степень соответствия методологии и практики российской статистики

стандартам ОЭСР

В России не ведется финансовый счет. Это не дает возможность предоставлять в ОЭСР данные по финансовой статистике. Банк России планирует решить эту проблему к 2017 г. По учету жилищным услугам и условно исчисленной ренте домовладельцев Росстатом уже подготовлена соответствующая методика. ОЭСР также рекомендует улучшить охват активов, в особенности относящихся к природной окружающей среде, провести ретроспективные расчеты по годовым и квартальным данным, обеспечить разбивку квартальных счетов по институциональным секторам.

Одной из важнейших задач, стоящих перед российскими национальными счетами, является построение баланса активов и пассивов и оценка национального богатства страны на основе полного учета всех видов активов. С этой целью в 2012 г. проводилась организационная работа по формированию межведомственной системы оценки природных ресурсов. В результате было принято распоряжение Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым, начиная с 2016 г., заинтересованные ведомства обеспечат формирование показателей, позволяющих произвести оценку природных ресурсов.

Российские классификаторы, используемые в СНС, не в полной мере соответствуют требованиям ОЭСР. Это относится в первую очередь к классификаторам, необходимым для сбора данных по основному капиталу, финансовым активам, запасам, произведенных нефинансовых активов и анализа ценностей. Принятый в 2011 г. был План развития российских национальных счетов до 2017 г. призван нивелировать все имеющиеся расхождения. Этот план носит межведомственный характер и регулярно актуализируется с учетом новых потребностей. В соответствии с Планом к 2017 г. должен быть завершен переход к построению полного набора счетов СНС, а также внедрены классификации, предусмотренные международными стандартами.

План развития СНС до 2017 г. переводит национальные счета России на качественно новый уровень, который требует новых условий его реализации.

В этой связи представляется важным и своевременным нормативное закрепление стандартов системы национальных счетов в России. В настоящее время нет ни одного

законодательного акта, в котором система национальных счетов определялась бы в качестве стандартной методологии статистического описания экономических процессов.

В то же время, в Европейском Союзе принят ряд законодательных актов, позволяющих разрабатывать систему методологически согласованных макроэкономических показателей, используемых для анализа экономического состояния стран и принятия решений в области экономической политики.

Необходимо учитывать, что национальные счета строятся на основе информационных ресурсов, разрабатываемых различными субъектами официального статистического учета (Центральным Банком Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и другими министерствами и ведомствами). При этом для разработки национальных счетов требуются согласование форм статистического наблюдения, гармонизация данных по содержанию, единицам и срокам.

В настоящее время Росстатом разработана поправка к Закону о статистике, определяющая Росстат координатором составления статистики национальных счетов и ответственным за разработку методологии национальных счетов. Это позволит значительно повысить качество и оперативность разработки макроэкономических показателей (рис. 2).

СЧЕТА, ТАБЛИЦЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

Счет товаров и услуг Счет производства Счет образования доходов Счет первичного распределения доходов Счет вторичного распределения доходов Счет использования располагаемого дохода

Счет использования скорректированного располагаемого дохода

Счет операций с капиталом Счет переоценки

Счет других изменений в активах Финансовый счет Баланс активов и пассивов

Расчет ВВП тремя методами в текущих и постоянш ценах

Предполагается разрабатывать после 2017 г.

Рис. 2. Планы внедрения стандартов СНС на федеральном уровне

Межведомственная координация в области статистики является еще одним объектом критики со стороны ОЭСР. Следует признать, что доступ Росстата к административным базам данных является недостаточным, что приводит к пробелам в данных и несопоставимости показателей.

Закон о статистике 2007 г. создает правовую основу для использования административных источников данных для статистических целей. В этом законе, а также в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства» содержится норма, обязывающая федеральные органы государственной власти безвозмездно предоставлять Росстату административные данные, необходимые для формирования

официальной статистической информации. В том числе это относится и к сведениям о налогоплательщиках, доступ к которым ограничен федеральными законами. Вместе с тем, на практике правовые основы применения административных данных для целей статистики не реализуются. В частности, Росстат не может использовать данные Федеральной налоговой службы. По крайней мере, так, как делают статслужбы стран ОЭСР.

ФНС России, ссылаясь на налоговую тайну, отказывается предоставлять пообъектные данные о результатах деятельности налогоплательщиков. В результате Росстат не в состоянии формировать «демографию» предприятий, которая бы соответствовала требованиям и определениям ОЭСР. Недостаточная информационная база не позволяет определить быстро развивающиеся предприятия и, соответственно, перспективные направления экономической деятельности.

Опыт зарубежных стран показывает, что практика широкого использования данных налоговой службы способствует повышению качества и согласованности данных и позволяет уменьшить нагрузку на респондентов. Такая практика соответствует рекомендациям международных организаций и основывается на национальном законодательстве. В Европейском союзе это установлено соответствующим решением Европейского парламента. В США налоговый кодекс обязывает представлять для статистических целей информацию, содержащуюся в налоговых декларациях. А в скандинавских странах разработка налоговых деклараций осуществляется с учетом интересов официальных статистиков.

На основании административных источников национальные статистические службы формируют широкий спектр статистических показателей (оплата труда, выпуск, инвестиции, отдельные компоненты ВВП и ВРП и ряд др.).

В последние годы Росстат тесно взаимодействует с Банком России и Минфином России по вопросам информационного обеспечения расчетов национальных счетов. Наблюдается существенный прогресс и взаимная заинтересованность. Но есть и другие примеры. Налоговая служба, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования располагают информационными ресурсами для построения национальных счетов, но отказываются представлять ее в Росстат, ссылаясь на обеспечение конфиденциальности или отсутствие поручений Правительства Российской Федерации.

В 2008 г. ООН принят новый стандарт национальных счетов, учитывающий новые экономические реалии. Внедрение этого стандарта возможно только при условии четкого межведомственного взаимодействия и радикальной перестройки межведомственных информационных потоков (рис. 3). Росстат предпринимает попытки наладить взаимоотношения с ФНС России и другими владельцами административных источников. Параллельно ведется работа в рамках законодательной деятельности, связанной с вступлением в ОЭСР.

С точки зрения ОЭСР существенный пробел в законодательной базе - отсутствие нормы, устанавливающей обязательность участия в переписи населения. В странах-членах ОЭСР такая норма закреплена законодательно. В России же участие в переписи населения является общественной обязанностью. Слабую действенность такого правового регулирования подтвердили результаты Всероссийских переписей 2002 и 2010 гг. Наблюдается существенное увеличение числа лиц, не ответивших на отдельные вопросы переписного листа. Во многом это связано с отсутствием обязанности предоставления сведений. В этой связи Росстатом подготовлены соответствующие предложения о внесении изменений в Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения».

Рис. 3. Межведомственное взаимодействие ФСГС «Росстат»

При оценке правовых и институциональных аспектов деятельности российской статистической системы ОЭСР использовал в качестве эталона 10 Основополагающих принципов официальной статистики, утвержденных ООН 20 лет назад. Это своеобразный кодекс поведения как для всей глобальной статистической системы, так и для официальных статистиков в отдельных странах. Приверженность принципам - одна из фундаментальных основ деятельности российской статистической системы. Тем не менее, реализация одного ключевых принципов - принципа конфиденциальности первичных данных - вызывает некоторые опасения.

Опыт применения соответствующей статьи федерального закона о статистике показывает необходимость более детальной проработки норм ее применения. Органы прокуратуры, судебные приставы, органы внутренних дел регулярно направляют в территориальные органы Росстата запросы о предоставлении им первичных статистических данных. Эти данные содержатся в формах федерального статистического наблюдения. Основание этих органов для подобного рода запросов - обеспечение выполнения контрольных и надзорных функций. Позиция Росстата, основанная на правовых нормах, установленных законом о статистике, а также на международных рекомендациях, заключается в недопустимости разглашения или распространения первичных данных и первичные статистические данные респондентов органами государственной статистики правоохранительным органам не предоставляются.

Таким образом, возникает правовая коллизия, когда правоохранительные органы в соответствии с законами об их деятельности наделены правом получения необходимых данных при совершении исполнительных действий, а за Росстатом не закреплена обязанность предоставления им таких данных и, более того, установлена ответственность за разглашение первичных статистических данных.

На практике отсутствие надлежащего правового регулирования взаимодействия приводят к неоднозначным и противоречивым решениям судебных инстанций. Генеральная прокуратура Российской Федерации считает, что данная спорная ситуация может быть разрешена путем внесения изменений в законодательство. Полагаем необходимым оперативно внести в Правительство Российской Федерации необходимые

изменения в Закон о статистике, однозначно устанавливающие приоритет данного закона при наличии разногласий, связанных с предоставлением первичных данных.

С точки зрения инфраструктурных вопросов ОЭСР рекомендует скорейшее решение проблем по разработке и применению новых общероссийских классификаторов, гармонизированных с международными. Задачи по развитию системы классификаций представлены в табл. 1.

Развитие российских и междуна

Таблица 1

родных социально-экономических классификаций

№ п/п Наименование российской классификации Наименование международной классификации Дальнейшее развитие

1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД ред. 1.1) Классификация видов экономической деятельности в Евросоюзе (NACE Rev 1.1) Обеспечить переход на новую версию NACE Rev.2 (ISIC rev.4)

2. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) Классификация продукции по видам деятельности Евросоюза (СРА-2002) Обеспечить переход на новую версию CPA-2008

3. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) Гармонизированная система описания и кодирования товаров (HS-2004) Обеспечить дальнейшую гармонизацию с HS-2005

4. Классификатор индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ) Классификация индивидуального потребления по целям (COICOP-93) Обеспечить гармонизацию с СНС-2008

5. Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС) Классификация секторов экономики (CIS-93) Обеспечить гармонизацию с СНС-2008

6. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) Международная стандартная классификация занятий (ISCO-88) Обеспечить гармонизацию с ISC0-2008

7. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) Международная стандартная классификация образования (ISCED-1997) Обеспечить гармонизацию с ISCED-2011

8. Российская версия Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МСКБ) Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (ICD-2010) Обеспечить гармонизацию с ICD-2011

Росстатом применяются общероссийские классификаторы: видов экономической деятельности (ОКВЭД-2007) и продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2007). Они соответствуют международным аналогам, хотя и не самым последним версиям. Объективно, имеет место некоторое запаздывание с внедрением международных классификаций в России, но это делается сознательно. Переход на новые классификаторы по видам экономической деятельности взамен классификаторов

по отраслям проходил в 00-е годы весьма тяжело и болезненно для респондентов и пользователей статистической информации, что потребовало больших затрат, проведения разъяснительной работы. С учетом этого и принимая во внимание европейские и международные правила, которые устанавливают, что корректировка классификаций должна через разумные промежутки в 5-6 лет, а пересмотр - в 12-13 лет.

Большой проблемой стало и то, что ряд ведомств в своей практике применяют не последние версии классификаторов ОКВЭД-2007 и ОКПД-2007, а старые, формально не отмененные Росстандартом. Так, прежние версии классификаторов применяют ФНС России (для государственной регистрации налоговыми органами юридических лиц) и Федеральное Казначейство (для проведения госзакупок товаров и услуг бюджетными учреждениями). «Отраслевые» министерства также используют устаревшие версии при разработке технических регламентов и стандартов на выпускаемую продукцию.

В результате сложилась неоднозначная ситуация с идентификацией видов экономической деятельности и продукции, не в полной мере обеспечивается сопряжение государственных информационных систем и ресурсов. Отсюда дополнительная нагрузка на бизнес-сообщество, когда предприятия вынуждены применять для каждого случая разные классификаторы.

В декабре 2012 г. Правительством Российской Федерации на период 2013-2015 гг. утвержден План по систематизации и кодированию информации, совершенствованию классификаторов, реестров и информационных ресурсов. Росстат принимал непосредственное участие в разработке этого документа. Планом предусмотрен комплекс мероприятия, направленных на сопряжение государственных информационных систем и ресурсов, включая систематизацию и актуализацию применяемых классификаций.

Решена проблема дальнейшего использования общероссийских классификаторов видов экономической деятельности 2007 г. и продукции по видам деятельности (ОКВЭД и ОКПД), приказом Росстандарта продлено их действие до 2015 г. В течение 2013-2014 гг. Росстатом будет выполнен комплекс работ по переходу российской статистики на ОКВЭД-2 и ОКПД-2 с учетом переходного периода до 1 января 2015 г.

Новые версии этих классификаторов отличаются значительными структурными изменениями, что потребует масштабной работы по перекодированию всех хозяйствующих субъектов и проведения пересчетов ретроспективных динамических рядов статистических показателей. С 2015 г. предусматривается переход всех ведомств на новые версии ОКВЭД-2 и ОКПД-2.

Н.В. Ковтун О.Я. Долиновская В.В. Игнатюк

МОДЕЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Ключевые слова: внешний государственный долг, смешанная модель авторегрессии, факторное шкалирование, ЛЯ-процесс, МА-процесс, сезонность.

Постановка проблемы

В условиях мировой глобализации развитие международной финансовой системы характеризуется значительным ростом объемов внешней государственной задолженности стран, что по оценкам превысили 30 трлн. дол. США [1]. Государственные заимствования сегодня являются неотъемлемой составляющей

© Н.В. Ковтун, О.Я. Долиновская, В.В. Игнатюк, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.