Научная статья на тему 'Особенности современного этапа развития системы национальных счетов в России'

Особенности современного этапа развития системы национальных счетов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3358
694
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS / NATIONAL ACCOUNTS / FINANCIAL REPORTS / MACRO-ECONOMIC INDICES / SECTORS OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гирбасова Екатерина Михайловна

Исследуется история возникновения и развития системы национальных счетов в мировой практике и в экономике России. Рассмотрен вклад в ее создание и совершенствование выдающихся экономистов прошлого: У. Петти, Г. Кинга, Ф. Кенэ, Дж. М. Кейнса, К. Кларка, С. Кузнеца и В. Леонтьева, а также международных организаций, прежде всего ООН. Определены основные черты и закономерности современного ее этапа. Предлагается законодательно разделить внутреннюю экономику России на сектора в целях адресного регулирующего воздействия на отрасли национального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Present Stage of Development of the System of National Accounts in Russia

The system of national accounts’ history of occurrence and development in world practice and in the Russian economy are researched. General features and patterns of its present stage are determined.

Текст научной работы на тему «Особенности современного этапа развития системы национальных счетов в России»

УДК 330.53

Особенности современного этапа развития системы национальных счетов в России

Е. М. Гирбасова

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Исследуется история возникновения и развития системы национальных счетов в мировой практике и в экономике России. Рассмотрен вклад в ее создание и совершенствование выдающихся экономистов прошлого: У. Петти, Г. Кинга, Ф. Кенэ, Дж. М. Кейнса, К. Кларка, С. Кузнеца и В. Леонтьева, а также международных организаций, прежде всего ООН. Определены основные черты и закономерности современного ее этапа. Предлагается законодательно разделить внутреннюю экономику России на сектора в целях адресного регулирующего воздействия на отрасли национального хозяйства.

Ключевые слова: система национальных счетов; национальные счета; финансовая отчетность; макроэкономические показатели; сектора экономики.

Становление системы национальных счетов (СНС) связано с возникновением и развитием макроэкономического учета и национального счетоводства. Необходимость СНС как информационной базы для разработки экономической политики и принятия решений о мерах по регулированию рыночной экономики была ясно осознана после мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.

Одним из ученых, наиболее последовательно обосновавших идею и методы государственного регулирования, был выдающийся английский экономист Дж. М. Кейнс (1883—1946). Он разработал теоретическую схему причин возникновения Великой депрессии, предложил специальную программу действий правительства, нацеленную на противостояние спаду экономики, и тем самым придал макроэкономике ее современное направление. Его взгляды на проблемы регулирования рыночной экономики изложены в «Общей теории занятости, процента и денег» (1936) [1]. В 1938—1939 гг. Кейнс сформулировал важные теоретико-методологические положения национального счетоводства. В течение двух десятков послевоенных лет популярность его политических рекомендаций росла во всем мире. Крепла уверенность в том, что государство способно предотвратить экономические спады, активно используя бюджетно-денежные рычаги. Экономика большинства стран переживала период быстрого роста, не сталкиваясь со сколько-нибудь серьезными спадами или высоким уровнем безработицы. Однако в 70-е гг. XX в. картина экономической жизни стала иной и вера в учение Кейнса начала убывать.

Хотя Кейнс не был изобретателем СНС, его имя заслуженно упоминается в связи с историей ее возникновения и развития. Ученые, чьи работы имели макроэкономическую направленность и чьи обобщения, выводы и расчеты подготавливали почву для создания национального счетоводства, были и до него. Так, английские экономисты У. Петти и Г. Кинг более 300 лет назад впервые в мире оценили национальный доход Англии и Франции и тем самым положили начало длительной

© Гирбасова Е. М.

истории статистики национального дохода, впоследствии трансформировавшейся в СНС. Следует отметить, что первые оценки национального дохода Англии, сделанные Петти, преследовали вполне конкретные практические цели: определить, как влияют на экономику и распределение доходов меры по совершенствованию системы налогообложения страны. Другой экономист прошлого, чье имя заслуживает упоминания в связи с историей СНС, — это француз Ф. Кенэ, возглавлявший школу физиократов в середине XVIII в. Он составил «Экономическую таблицу» — сетку натуральных (товарных) и денежных потоков материальных ценностей, ставшую дальним прообразом СНС. Значительный вклад в развитие макроэкономического анализа внес К. Маркс: схемы простого и расширенного воспроизводства, предложенные им, были попыткой построить макроэкономическую модель, объясняющую действие механизма функционирования экономики.

Экономист Эд Ван Клифф, которого считают изобретателем термина «национальное счетоводство», в своей работе по проблемам СНС, написанной в конце 30-х гг. ХХ в., обосновал возможность применения принципов бухгалтерского учета для описания экономики в целом.

После Второй мировой войны, в 1947 г., ученик и последователь Кейнса Р. Стоун в докладе, подготовленном для ООН, предложил принцип составления СНС, который коротко можно сформулировать так: хозяйствующий субъект — экономическая операция. Этот принцип означает: СНС представляет такую систему информации, где в компактной и удобной форме систематизируются сведения об ограниченном числе относительно однородных групп хозяйствующих субъектов (секторов) и некотором ограниченном числе относительно однородных групп экономических операций между ними. Регистрация этих операций на счетах для секторов экономики позволяет, с одной стороны, исследовать экономику каждого сектора и их взаимосвязи, а с другой — исчислить обобщающие макроэкономические показатели.

Такое понимание характера СНС требовало ответа на вопрос об источниках информации и возможностях использования данных бухгалтерского учета. Однако концепцию Стоуна не удалось реализовать в 50-е гг., потому что страны были не готовы к ней, и первый международный стандарт ООН в области национальных счетов 1952 г. не содержал рекомендаций по составлению секторных счетов. Он включал рекомендации по составлению ограниченного числа счетов для экономики в целом, которые позволяли получить наиболее важные макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт, национальный доход, сбережения, инвестиции и др. На практике в то время страны составляли эти счета на основе обработки информации, получаемой из самых разных и не всегда согласованных источников.

Известному экономисту А. Маршаллу принадлежит идея анализа поведения хозяйствующих субъектов, впоследствии реализованная в СНС. Маршалл одним из первых сформулировал принцип исчисления национального дохода. В работе «Принципы экономической науки» он пишет, что чистый годовой доход страны — это сумма произведенных товаров, за вычетом израсходованных в производстве и амортизации основных фондов, плюс чистый доход от зарубежных инвестиций [2]. Подобное определение национального дохода мало изменилось до нашего времени.

В более поздний период большой вклад в развитие статистики национального дохода и системы национального счетоводства (прояснение ряда теоретических принципов расчетов национального дохода и разработку национальных счетов) внесли

Организационно-экономические аспекты инновационного развития английский ученый К. Кларк и американский экономист С. Кузнец. В частности, Кларк обосновал включение в национальный доход условных оценок жилищных услуг, оказываемых владельцами квартир и домов, в которых они проживают, для собственного потребления. Главная заслуга Кузнеца в том, что он внедрил в практику статистики США расчеты национального продукта методом конечного использования. За разработки в этой области он впоследствии был удостоен Нобелевской премии. Важное направление экономической науки и экономической статистики, стимулировавшее развитие национальных счетов, связано с именем выдающегося ученого В. Леонтьева — основоположника метода межотраслевого баланса, с помощью которого исследуются связи между отраслями экономики и между такими переменными, как промежуточное потребление, конечный спрос и валовой выпуск. До Второй мировой войны разработки межотраслевого баланса не были органической частью национального счетоводства. Его интеграция в состав СНС произошла позднее и означала строгую координацию основных принципов составления межотраслевого баланса, а также его основных показателей с СНС. За свои разработки межотраслевого баланса Леонтьев был удостоен Нобелевской премии по экономике.

Таким образом, в истории развития СНС просматриваются два основных этапа. Первый — до Второй мировой войны, для него характерно усиление интереса органов государственного управления к статистике национального дохода. Второй этап — послевоенный: завершение войны стимулировало дальнейшее развитие национального счетоводства. Так, в СНС были интегрированы данные о национальном богатстве, о движении финансовых ресурсов, о внешнеэкономических связях, данные межотраслевого баланса и др.

Важная особенность послевоенного этапа в развитии СНС состоит и в том, что международные экономические организации (ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР и др.) активно включились в развитие методологии и практику разработки национальных счетов. Эти организации, прежде всего ООН, начали разрабатывать международные стандарты в области национальных счетов, что обусловлено необходимостью исчислять размер взносов государств — членов ООН, определяемый пропорционально объемам их национального дохода. В 1947 г. опубликован доклад ООН (большую часть его написал Стоун), в котором были сформулированы важные принципы национального счетоводства. В 1951 г. по просьбе Организации европейского экономического сотрудничества (предшественницы ОЭСР) Стоун подготовил доклад под названием «Упрощенная система национальных счетов». По сравнению с предложениями 1947 г. «Упрощенная СНС» принимала во внимание ограничения практического характера, связанные с получением данных, необходимых для составления национальных счетов. В 1952 г. она была заменена «Стандартной системой национальных счетов» (ОЕЭС). В 1953 г. в ООН под руководством Стоуна был подготовлен документ «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», обычно рассматриваемый как первый стандарт ООН в области национального счетоводства. Второй стандарт ООН в этой области был одобрен Статистической комиссией ООН в 1968 г. Документ, позднее ставший известным среди специалистов как «голубая книга» (по цвету обложки), был подготовлен Стоуном в сотрудничестве с американским экономистом Н. Айдиновым, работавшим в то время в Секретариате ООН. СНС ООН 1968 г. была значительным шагом вперед по сравнению с редакцией 1953 г. Прежде всего, она включала не только традиционные счета национального

дохода и национального продукта: в ее структуру были интегрированы новые блоки макроэкономической информации (в частности, баланс межотраслевых связей, национального богатства, система показателей движения финансовых ресурсов и др.). Кроме того, были предусмотрены счета не только для экономики в целом, но и для пяти ее секторов. Важная особенность СНС ООН 1968 г. в том, что она наиболее последовательно использовала принцип двойной записи каждой операции, позаимствованный из бухгалтерского учета. СНС ООН 1968 г. стимулировала развитие национального счетоводства как на национальном, так и на международном уровне. На основе ее концепций и определений ООН стала выпускать статистический ежегодник по национальным счетам, систематизирующий сравнимые в международном плане данные о важнейших макроэкономических показателях и их компонентах. Большинство стран мира начали внедрять положения СНС ООН 1968 г. в регулярную статистическую практику.

На базе этого документа Европейское сообщество в начале 1970-х гг. разработало европейский вариант СНС, представляющий собой адаптацию СНС к потребностям наиболее развитых европейских стран.

После распада СССР в 1991 г. Россия провозгласила переход от административно-командной, централизованно планируемой экономики к социально ориентированной рыночной, что, в свою очередь, обусловило объективную необходимость перехода в отечественной статистике от ранее составляемого баланса народного хозяйства (БНХ) к СНС, т. е. к системе взаимосвязанных макроэкономических показателей и их классификаций, используемой в большинстве развитых стран мира.

Началом этого процесса послужили два постановления Совета Министров и Правительства Российской Федерации: во-первых, от 12.02.1993 № 121, о мерах по реализации Государственной программы перехода к системе национальных счетов в соответствии с требованиями рыночной экономики [3], и во-вторых, от 06.03.1998 № 283, о проведении реформы бухгалтерского учета в направлении приближения к международным стандартам финансовой отчетности [4].

Впервые БНХ был разработан за 1923—1924 гг. и опубликован в 1926 г. На Западе только обсуждали возможные подходы к построению СНС, а в СССР уже регулярно строилась модель того же назначения, но по-иному выполненная. В 1960—1980 гг. обе модели строились одновременно: в странах с плановой экономикой — БНХ, с рыночной — СНС. ООН признавала обе концепции. Основная особенность БНХ состояла в том, что он моделировал не всю экономику, а только ее часть, занимающуюся выпуском осязаемых товаров, а также так называемых производственных услуг. Производственные услуги в трактовке БНХ — это услуги, непосредственно связанные с производством товаров и увеличивающие их стоимость, например торговля и грузовой транспорт. Эта часть экономики называлась производственной сферой, в противоположность непроизводственной (наука, культура, здравоохранение, пассажирский транспорт и т. д.). Считалось, что национальный доход создается в производственной сфере, а в непроизводственной — только потребляется. Несмотря на методологические различия в исчислении основных показателей БНХ и СНС, между ними много общего в подходах к описанию макроэкономики, поэтому опыт разработки БНХ облегчил России переход к составлению СНС. Наша страна стала использовать второй стандарт СНС ООН (1968 г.).

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила новую СНС, работа над которой продолжалась около десяти лет. Следует отметить, что пересмотру СНС 1968 г. предшествовала дискуссия в западной специальной литературе по вопросам национального счетоводства и дальнейших направлений развития СНС. Некоторые американские ученые (Н. Раглс, Р. Айзнер и др.) выдвигали весьма радикальные предложения об изменении методологии расчетов ВВП: в частности, включить в ВВП условные оценки ряда статей, ранее никогда в него не входивших (например, условную оценку оказываемых домашними хозяйствами услуг по приготовлению пищи, воспитанию детей и т. д.; стоимость услуг по эксплуатации домашними хозяйствами предметов длительного пользования (холодильники, телевизоры и т. д.); услуг, создаваемых студентами в процессе обучения; прироста непроизводственных активов (земля, природные ископаемые и др.) в результате изменения рыночной цены и т. д.), а также внести некоторые корректировки в классификацию расходов на конечные и промежуточные. Если бы их предложения были реализованы, это привело бы к значительным изменениям в размерах ВВП. Однако Статистическая комиссия ООН при определении целей пересмотра СНС 1968 г. заняла осторожную и прагматическую позицию.

Целью пересмотра СНС 1993 г. была дальнейшая гармонизация системы с такими смежными разделами экономической статистики, как платежный баланс, статистика государственных финансов и др., означавшая строгую координацию определений и классификаций между отдельными блоками СНС и упомянутыми разделами экономической статистики.

Ныне действующая СНС появилась в 2008 г. Она касается всех сфер производства, за исключением разве что некоторых бытовых услуг, учитывать которые практически невозможно. Появились новые определения и классификации компонентов ВВП и национального дохода:

— учет интеллектуальной собственности;

— производные финансовые инструменты;

— расходы на НИОКР и вооружение;

— согласованность статистики (СНС, госфинансов, денежно-кредитной и финансовой) и бухгалтерского учета;

— поэтапность внедрения СНС;

— анализ инфляции;

— международные сопоставления ВВП.

Такую систему национальных счетов сегодня используют более 100 стран, входящих в ООН. 21 августа 2013 г. глава Росстата Александр Суринов анонсировал внедрение СНС-2008 и в России. Для этих целей распоряжением Правительства РФ от 02.12.2013 № 2242-р [5] Росстату поручено до 1 октября 2014 г. обеспечить в установленном порядке разработку приложения к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм, содержащего классификацию институциональных секторов экономики. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст приняты два Общероссийских классификатора:

1) видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);

2) продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ [6] в Гражданский кодекс РФ внесены изменения, касающиеся состава и определения организационно-правовых форм предприятий.

Автор статьи определяет СНС как адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроэкономическом уровне системой взаимосвязанных показателей наиболее общих результатов и пропорций социально-экономического развития, построенный в виде определенного набора национальных счетов и балансовых таблиц, отражающих движение ВВП, валового располагаемого дохода (ВРД) и валового национального дохода (ВНД), которые характеризуют результаты экономической деятельности, структуру экономики по секторам и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве.

Национальные счета, отражающие все фазы экономического процесса (производство, образование и распределение доходов, потребление и накопление, операции с финансовыми инструментами, трансфертами полученными и выплаченными и т. д.), дают обобщенное представление о функционировании национального хозяйства в определенный период. При этом СНС — более развитая модель экономического оборота, так как позволяет проследить его от производства продуктов и услуг, от образования, перераспределения и использования доходов до получения конечных финансовых результатов — изменения активов и пассивов в балансе национального богатства и характеристике их состава — как в целом, так и в разрезе отдельных секторов экономики.

Валовой внутренний продукт — результат производственной деятельности предприятий, организаций и учреждений — резидентов данной страны. Это центральный показатель СНС, характеризующий вновь созданную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за определенный период. Термин «конечные товары и услуги» означает, что в состав ВВП входят товары и услуги, использованные на конечное потребление, накопление и экспорт, и не входят промежуточные, израсходованные в процессе производства в качестве сырья, топлива, материалов, энергии и др. Включение в ВВП промежуточных продуктов означало бы повторный счет, поскольку их стоимость входит в состав стоимости конечных.

Таким образом, СНС служит информационным обеспечением на макроэкономическом уровне решений управления социально ориентированной рыночной экономикой. В этом единодушны все специалисты по СНС, вне зависимости от того, статистики они, бухгалтеры или финансисты. Однако их взгляды на методы составления (построения) СНС и источники данных для нее расходятся.

Здесь четко определяется два основных направления. Согласно первому, СНС можно построить только на базе статистической информации и статистических методов расчета, поскольку данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности не подходят для построения СНС в силу их специфики. Сторонники второго направления считают, что различия в определении показателей СНС и бухгалтерского учета и отчетности носят методологический и временный характер, а составить СНС без интегрирования в нее данных финансовой отчетности организаций и физических лиц просто невозможно из-за отсутствия какой-либо другой информации. Более того, исходя из минимизации затрат на внедрение СНС, можно с уверенностью утверждать, что только бухгалтерский учет институциональных единиц располагает

Организационно-экономические аспекты инновационного развития всеми необходимыми данными для расчета макроэкономических показателей СНС и ее составления путем совершенствования финансовой отчетности, интеграции ее в систему национального счетоводства по мере приближения ее к МСФО. Вместе с тем автор публикации полагает, что финансовая отчетность не может служить единственным источником информации для СНС, следует практиковать различные статистические методы привлечения данных для нее.

Цели счетоводства в обоих случаях совпадают. Следовательно, взаимодействие национальных счетов, как и систематических счетов в бухгалтерском учете, может и должно быть подчинено определенной логической последовательности и выражаться строгой математической зависимостью.

При переориентации Российской Федерации от плановой системы управления народным хозяйством к рыночной экономике выявляются новые подходы к управлению национальным хозяйством. Прежде всего, понадобилось изменить определение валового национального продукта, национального дохода, капитальных вложений и других макроэкономических величин по западной методологии, принять классификацию экономики по видам деятельности с признанием услуг, ранее не включавшихся в объем национального дохода. Новым для наших экономистов оказалось приоритетное положение секторов экономики перед ее отраслями. Все это подтвердило неприемлемость методологии составления БНХ для анализа макроэкономических процессов без использования ряда новых инструментов, применяемых по рекомендациям ООН в западной статистике. Это и определило отказ от установившихся за десятилетия экономических показателей «материального производства» в пользу экономических показателей финансовой деятельности.

Таким образом, переход народного хозяйства Российской Федерации на рыночные отношения и внедрение в связи с этим СНС как инструмента анализа и регулирования экономики в основу государственного статистического учета потребовали учитывать экономические показатели по секторам экономики, а отраслевая статистика должна быть подчинена посекторной.

Под сектором экономики в СНС будем понимать часть национального хозяйства, состоящую из однородных институциональных единиц, характеризуемых специфическими признаками, обусловленными экономическими и социальными задачами, которые они выполняют в условиях рыночной экономики.

В соответствии с типами экономического поведения, по способу получения доходов институциональные единицы (организации, акционерные общества) объединяются в шесть секторов экономики:

1) нефинансовых предприятий;

2) финансовых учреждений;

3) государственного управления;

4) домашних хозяйств;

5) некоммерческих организаций (НКО);

6) внешнеэкономических связей, или остального мира.

Сектор нефинансовых предприятий охватывает институциональные единицы, чья основная функция — производство и реализация продукции и нефинансовых услуг по ценам, возмещающим издержки производства. Сюда включаются и те предприятия, издержки производства которых частично покрываются за счет субсидий

и дотаций из государственного бюджета. В этот сектор входят предприятия всех организационно-правовых форм: государственные, акционерные, арендные, совместные, кооперативные, частные, а также различные ассоциации предпринимателей.

К указанному сектору экономики условно относятся также предприятия, полностью финансируемые за счет государственного бюджета, но занятые производством продукции (например, лесного и водного хозяйства). Сюда включаются и НКО, создаваемые предприятиями и находящиеся на их финансировании.

В сектор финансовых учреждений входят институциональные единицы, занятые финансовыми операциями на коммерческой основе и операциями по страхованию. Это, во-первых, коммерческие кредитные учреждения (основная функция — выпуск, приобретение, хранение и распределение финансовых средств: выпуск ценных бумаг, хранение денежных средств и предоставление кредитов институциональным единицам; ресурсы формируются из фондов, образующихся в результате принятых обязательств (депозиты, сертификаты, облигации и т. п.) и полученных процентов), во-вторых, страховые учреждения (их ресурсы образуются за счет платежей по контрактам страхования).

В сектор государственного управления входят институциональные единицы, функциями которых являются предоставление нерыночных услуг для коллективного пользования, а также перераспределение национального дохода и богатства. Это государственные учреждения в области общего управления, финансов, регулирования экономики, обороны, поддержания общественного порядка, финансируемые из государственного бюджета. К этому же сектору относятся учреждения, осуществляющие бесплатное или льготное обслуживание населения в области образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, социального обеспечения (их ресурсы также образуются за счет отчислений из государственного бюджета), и НКО, ресурсы которых формируются за счет обязательных платежей, производимых институциональными единицами других секторов экономики.

Сектор домашних хозяйств охватывает группы населения, ведущие домашнее хозяйство, как потребителей продукции и услуг и ту предпринимательскую деятельность отдельных лиц, которую ни с юридической, ни с экономической точки зрения невозможно отделить от домашнего хозяйства. Сюда включаются подсобные хозяйства рабочих и служащих, индивидуальные крестьянские хозяйства некооперированных кустарей и ремесленников и т. п. Особенность этого сектора экономики — то, что в нем не ведется полный набор бухгалтерских счетов, нет самостоятельного баланса, но всегда есть самостоятельное распоряжение своими ресурсами, поэтому субъекты данного сектора считаются институциональными единицами.

В сектор НКО входят не субъекты хозяйствования, а институциональные единицы, призванные обслуживать домашние хозяйства (в том числе профессиональные, творческие и другие союзы, партии, религиозные учреждения, общества, ассоциации, фонды и прочие), т. е. такие, целью деятельности которых не является извлечение прибыли. Этот сектор существует за счет членских взносов, пожертвований, субсидий и других целевых средств, полученных из других секторов экономики, а также из доходов от собственности.

Сектор внешнеэкономических связей, или остального мира, охватывает зарубежные институциональные единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны, а национальные счета этого сектора характеризуют экономические связи России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Сегодня финансовая (бухгалтерская) отчетность не группируется по секторам экономики, поэтому автор считает целесообразным и необходимым законодательно разделить внутреннюю экономику страны на пять секторов:

1) нефинансовых предприятий;

2) финансовых учреждений;

3) общего государственного управления;

4) домашних хозяйств;

5) НКО, обслуживающих домашние хозяйства.

Такое деление делает сектора экономики главными компонентами национального хозяйства по отношению к отраслям, а отрасли — вторичными подразделениями по каждому из секторов. Только после законодательного разделения экономики страны на сектора можно составлять систему национального счетоводства для них на базе финансовой отчетности организаций и адресно решать проблему регулирующих воздействий на ту или иную отрасль национального хозяйства в целях оптимизации темпов и пропорций экономического развития. Таким образом, законодательное разделение внутренней экономики на пять секторов имеет смысл только при организации свода финансовой отчетности институциональных единиц в СНС. Альтернативы интеграции финансовой отчетности институциональных единиц в СНС нет.

С 2008 г. Федеральная служба государственной статистики разработала, утвердила и внедрила в информационную систему государственной статистики классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС), обеспечивающий установление причастности каждой институциональной единицы к конкретному сектору экономики с учетом особенностей организации национального хозяйства России. Наличие в финансовой отчетности организаций Российской Федерации кода КИЕС даст возможность сводить ее в разрезе секторов экономики.

По мнению автора статьи, примирение двух направлений в развитии СНС будет происходить по мере приведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствие с МСФО. Кроме того, без применения статистических методов пересчета отдельных показателей финансовой отчетности и приведения ее в сопоставимый с СНС вид не обойтись как сегодня, так и в будущем, поэтому нужно третье — смешанное — направление, при котором широкая интеграция финансовой отчетности в СНС должна дополняться использованием статистики. Как исторически, так и по экономическому содержанию СНС основана на принципах бухгалтерского учета и финансовой отчетности, вести же ее призваны органы государственной статистики.

Национальные счета отражают наиболее важные стадии экономического процесса — от производства до потребления и накопления. Сегодня Росстат составляет основные счета СНС и исчисляет основные ее показатели, прежде всего для экономики страны в целом (ВВП, ВНД, конечное потребление, сбережение, валовое накопление и др.). Одновременно одним из направлений современного этапа создания СНС в России является развитие этих расчетов на региональном уровне, учитывая размеры ее территории и различия в степени экономического и социального

развития отдельных регионов. Не только территориальные органы управления, но и государство в целом заинтересовано в информации, комплексно характеризующей экономику регионов, позволяющей вырабатывать экономическую политику и оценивать эффективность принятых решений на региональном уровне.

В силу особенностей, присущих региональной экономике, ограниченности информационных ресурсов и трудности решения ряда методологических проблем система показателей национальных счетов для регионов не может быть построена полностью. Территориальные комитеты государственной статистики рассчитывают такие показатели СНС, как валовой региональный продукт, фактическое конечное потребление домашних хозяйств, валовое накопление. Количество показателей СНС, рассчитываемых на региональном уровне, растет поэтапно.

В России принята следующая схема расчета региональных показателей СНС: первоначально они рассчитываются территориальными органами статистики по единому плану и единой методологии, разрабатываемой Росстатом, затем направляются в Росстат, где проверяются, сравниваются с данными территориальных комитетов, полученными по формам федерального государственного статистического наблюдения, и при необходимости подвергаются досчету по тем показателям, по которым нет информации на региональном уровне.

Все перечисленные показатели СНС, разрабатываемые территориальными комитетами государственной статистики, — важные индикаторы социально-экономического развития регионов, однако базовым показателем в этой системе является валовой региональный продукт (валовая добавленная стоимость). По своему экономическому содержанию он аналогичен ВВП, рассчитываемому для экономики страны в целом. Однако сумма валовых региональных продуктов по всем субъектам Российской Федерации не составляет общенациональный ВВП. Между ними есть методологические различия, в основном связанные с включением в состав ВВП элементов, которые не могут быть распределены по регионам. Так, технически невозможно распределять между отдельными регионами нерыночные коллективные услуги, оказываемые государственными учреждениями обществу в целом (оборона, государственное управление и др.). Деятельность финансовых посредников, особенно банков, редко ограничивается отдельными регионами. Данные о внешней торговле во многих случаях можно получить только на федеральном уровне. В силу специфики учета налогов на экспорт и на импорт их общую величину также невозможно полностью распределить между отдельными регионами. Перечисленные показатели рассчитываются на федеральном уровне для всей России. В перспективе, по мере расширения устойчивой информационной базы расчетов показателей СНС на региональном уровне, расхождение между величиной ВВП и суммой валовых региональных продуктов по субъектам Российской Федерации будет постепенно сокращаться содержательно и количественно.

Литература

1. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. проф. Н. Н. Любимова. М.: Гос. изд-во иностр. лит., 1948. 399 с.

2. Маршалл А. Принципы экономической науки: пер. с англ.: в 3 т. М.: Прогресс, 1983. (Экономическая мысль Запада).

3. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. № 121 «О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» // ГАРАНТ: Информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/10103609/ (дата обращения: 09.10.2014).

4. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_18125/ (дата обращения: 09.10.2014).

5. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2013 № 2242-р «О разработке приложения к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм» // ГАРАНТ: Информационно-правовой портал. ПРАЙМ [Электронный ресурс ограниченной доступности]. URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70426314/ (дата обращения: 09.10.2014).

6. Федеральный закон Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный вып. 2014. № 6373 (7 мая). С. 17—19.

7. Башкатов Б. И., Рябушкин Б. Т. Практикум по национальному счетоводству. М.: Финансы и статистика, 2004. 320 с.

8. Основы национального счетоводства (международный стандарт): Учебник / Под ред. проф. Ю. Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 2005. 480 с.

9. Рыбакова О. М., Гирбасова Е. М. Методика построения системы национальных счетов Российской Федерации. М.: Изд-во РУДН, 2008. 182 с.

10. Рыбакова О. М., Гирбасова Е. М. Система национального счетоводства как информационная база управления экономикой Российской Федерации. М.: Изд-во РУДН, 2008. 159 с.

Гирбасова Екатерина Михайловна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов (ЭТиФ) МИЭТ. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.