Научная статья на тему 'Система национальных счетов для сектора нефинансовых предприятий Российской Федерации'

Система национальных счетов для сектора нефинансовых предприятий Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
792
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СЕКТОР ЭКОНОМИКИ НЕФИНАНСОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбакова О.М., Гирбасова Е.М.

Статья посвящена исследованию методических подходов к построению системы национальных счетов (СНС) для отдельного сектора экономики сектора нефинансовых предприятий России на базе интеграции в нее показателей сводной финансовой отчетности организаций и данных статистической отчетности, а также дальнейшему совершенствованию финансовой отчетности для этих целей. Представлена характеристика нефинансового сектора экономики, его отличительные особенности и структура. Раскрываются основы преобразования действующих форм финансовых отчетов к трем специальным формам, необходимым для составления СНС. На базе финансовой и статистической отчетности за 2007 г. с помощью собственной методики авторами составлена система из десяти национальных счетов для рассматриваемого сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система национальных счетов для сектора нефинансовых предприятий Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

система национальных счетов для сектора нефинансовых предприятий российской федерации

О. М. РЫБАКОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерскогоучета, аудита и статистики

Тел. (495) 433-94-04 Российский университет дружбы народов Е. М. ГИРБАСОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов E-mail:girbasovaem@mail. ru Московский государственный институт электронной техники

Статья посвящена исследованию методических подходов к построению системы национальных счетов (СНС) для отдельного сектора экономики — сектора нефинансовых предприятий России на базе интеграции в нее показателей сводной финансовой отчетности организаций и данных статистической отчетности, а также дальнейшему совершенствованию финансовой отчетности для этих целей.

Представлена характеристика нефинансового сектора экономики, его отличительные особенности и структура. Раскрываются основы преобразования действующих форм финансовых отчетов к трем специальным формам, необходимым для составления СНС.

На базе финансовой и статистической отчетности за2007г. с помощью собственной методики авторами составлена система из десяти национальных счетов для рассматриваемого сектора.

Ключевые слова: система национальных счетов, национальные счета, финансовая отчетность, макроэкономические показатели, сектор экономики нефинансовых предприятий.

Сектор определяется в СНС как совокупность институциональных единиц, которыми являются физические лица (или их группы) в форме домашних хозяйств, и юридические лица. Сектор нефинансовых предприятий состоит в основном из юридических лиц. Основные виды юридических лиц — это корпорации, некоммерческие организации и государственные учреждения. Некоммерческие организации и государственные учреждения образуют самостоятельные секторы экономики. Корпорации же могут входить как в сектор нефинансовых предприятий, так и в сектор финансовых учреждений. В качестве корпораций в СНС рассматриваются и такие некорпоративные предприятия, которые ведут самостоятельный учет, реализуют свою продукцию на рынке по экономически значимым ценам, обладают определенной самостоятельностью в отношении управления процессом производства и использования средств. Такие предпри-

ятия в системе называются квазикорпорациями. Квазикорпорациями в СНС являются, например, государственные и совместные предприятия, филиалы иностранных фирм.

Нефинансовые предприятия, таким образом, — это предприятия (институциональные единицы или ИЕ), основной деятельностью которых является производство и реализация продуктов и нефинансовых услуг по ценам, возмещающим издержки производства. Сюда включаются и те предприятия, издержки производства которых частично покрываются за счет субсидий и дотаций из государственного бюджета. Поэтому можно сказать, что доходы (ресурсы) этих институциональных единиц формируются за счет поступлений от реализации продукции. В этот сектор экономики входят предприятия всех организационно-правовых форм: государственные, акционерные, арендные, совместные, кооперативные, частные, а также различные ассоциации предпринимателей. К указанному сектору условно относятся также предприятия, полностью финансируемые за счет государственного бюджета, но занятые производством продуктов (например, предприятия лесного и водного хозяйства). Кроме того, сюда же включаются те некоммерческие организации, которые созданы в виде предприятий и осуществляют финансирование некоммерческих организаций.

Внутри сектора «Нефинансовые предприятия» ИЕ группируются по отраслям производства. Отрасль определяется в СНС как совокупность заведений, т. е. предприятий или подразделений предприятия, расположенных в одном месте, занятых одним видом производственной (не вспомогательной) деятельности, или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть добавленной стоимости. Заведение не является ИЕ, способной владеть активами, самостоятельно получать и использовать доходы, принимать обязательства, заключать договоры. Предприятия, занимающиеся одновременно несколькими видами (не вспомогательной) производственной деятельности, для отнесения к соответствующим отраслям разделяются на заведения. На практике такое разделение осуществляется в зависимости от возможности получения информации об основных показателях деятельности заведения: об объеме производства и затрат, численности занятых и т. п. При невоз-

можности выделения какой-либо деятельности предприятия в качестве заведения она учитывается вместе с основной деятельностью.

Классификация отраслей в СНС основана на модифицированном варианте Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и включает следующие отрасли:

- промышленность;

- сельское хозяйство;

- лесное хозяйство;

- рыбное хозяйство;

- транспорт и связь;

- строительство;

- торговля и общественное питание;

- материально-техническое снабжение и сбыт;

- заготовки;

- информационно-вычислительное обслуживание;

- операции с недвижимым имуществом;

- общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка;

- геология и разведка недр, геологическая и гидрометеорологическая службы;

- прочие виды деятельности сферы материального производства;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- непроизводственные виды бытового обслуживания населения;

- здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;

- народное образование;

- культура и искусство;

- наука и научное обслуживание;

- финансы, кредит, страхование, пенсионное обслуживание;

- управление;

- общественные объединения.

Деление на отрасли относится не только к сектору «Нефинансовые предприятия». Оно касается всех других секторов экономики. Отрасль в СНС включает заведения, занимающиеся одним и тем же видом производственной деятельности, независимо от того, являются ли они рыночными или нерыночными производителями. Например, отрасли «Здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура и спорт», «Образование», «Культура и искусство» могут включать заведения, являющиеся производителями как рыночных, так и нерыночных услуг. В связи с

этим в показателях по отрасли выделяется выпуск товаров и услуг.

Немаловажной методологической проблемой в СНС для сектора «Нефинансовые предприятия» представляется учет и анализ показателей теневой экономики, которые, в принципе, должны быть включены в показатели системы. Теневая экономика охватывает следующую деятельность:

- выпуск товаров и услуг, запрещенных законом, например наркотиков (незаконное производство);

- выпуск товаров и услуг производителями, не имеющими права осуществлять данный вид экономической деятельности, например безлицензионный выпуск и продажа табачных изделий (подпольное производство);

- легальный выпуск товаров и услуг, намеренно скрываемый от государственных органов в целях утаивания доходов от обложения налогами (скрываемое производство), и т. п.

Определение показателей теневой экономики в системе возможно только методами статистики с последующими досчетами. В данной работе эти методы не рассматриваются.

Для того чтобы составить национальные счета для сектора нефинансовых предприятий за 2007 г., использованы статистические данные, которые авторами приведены в соответствие с требованиями СНС.

Финансовая отчетность организаций, входящих в сектор нефинансовых предприятий, включает в себя:

1. Бухгалтерский баланс — форма 1.

2. Отчет о прибылях и убытках — форма 2.

3. Отчет об изменениях капитала — форма 3.

4. Отчет о движении денежных средств — форма 4.

5. Приложения к балансу — форма 5.

6. Объяснительную записку, в которой анализируются основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности за истекший период.

Организующим началом годовой финансовой отчетности является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций Российской Федерации 2001 г.

Проведенное исследование по совершенствованию финансовой отчетности (формы 1—5) для расчета макроэкономических показателей и составления системы национальных счетов позволило представить ее в виде табл. 1—3.

При этом в сводный отчет о прибылях и убытках (табл. 2) включена выручка брутто от реализации продукции (код строки 000). Разность между выручкой брутто и выручкой нетто от реализации продукции представляет собой косвенные налоги в составе добавленной стоимости (код строки 270). Экономические показатели табл. 2 позволяют рассчитать валовой выпуск продукции, налоги на производство и импорт, балансовую прибыль, а также другие макроэкономические показатели, необходимые для составления системы национальных счетов.

Балансовая прибыль (табл. 2, код строки 140) окажется равной выручке нетто от реализации продукции минус себестоимость проданных товаров, коммерческие расходы, управленческие расходы, плюс проценты к получению, минус проценты к уплате, плюс доходы от участия в других организациях и прочие доходы, минус прочие расходы.

Поскольку для составления СНС требуется только изменение активов и пассивов баланса, графы 3 и 4 не заполняются. Такое преобразование сводного баланса позволяет рассчитать изменения нефинансовых, финансовых и неосязаемых активов; материальных запасов и затрат; источников собственных средств и финансовых обязательств. Эта информация используется для составления счета операций с капиталом, финансового и балансового национальных счетов на базе финансовой отчетности организаций за отчетный год.

Сводный отчет о прибылях и убытках нефинансовых предприятий Российской Федерации за 2007 г. позволяет рассчитать косвенные налоги в составе добавленной стоимости, валовой выпуск продукции (сумма строк 000 + 060 + 080 + 090 + 120), промежуточное потребление (строки 020 + 030 + 040 + 040 + 070 + 100 + 130 минус оплата труда наемных работников и минус амортизация основных средств и нематериальных активов). Из показателей этого сводного отчета кроме валового выпуска продукции и промежуточного потребления рассчитываются также показатели оплаты труда наемных работников, налоги на производство и импорт, балансовая прибыль, амортизация основных средств и нематериальных активов.

Макроэкономические показатели, представленные в табл. 3, охватывают полный комплекс данных системы национальных счетов сектора нефинансовых предприятий.

Таблица 1

Сводный баланс нефинансовых предприятий Российской Федерации за 2007 г., млн руб.

А К Т И В Код строки На начало 200 г. На конец 200 г. Отклонение за 2007 г.

1 2 3 4 5

1. Долгосрочные активы 190 4 050 950

1.1.Нефинансовые активы 100 2 700 137

1.2. Финансовые активы 140 1 206 806

1.3. Неосязаемые активы 110 144 007

2. Ценности 160 —

2.1. Драгоценные металлы и камни 161

2.2. Антикварные изделия и другие предметы искусства 162

2.3. Прочие ценности 163

3. Текущие активы 290 3 792 585

3.1. Материальные запасы и затраты 210 1 156 059

3.2.Краткосрочные финансовые активы 250 2 636 526

БАЛАНС 300 7 843 535

П А С С И В

4. Источники собственных средств 490 4 799 661

5. Долгосрочные финансовые обязательства 590 152194

б.Краткосрочные финансовые обязательства 690 2 891 680

БАЛАНС 700 7 843 535

Таблица 2

Сводный отчет о прибылях и убытках нефинансовых предприятий Российской Федерации за 2007 г., млн руб.

Показатель Код строки Сумма

1 2 3

Выручка (брутто) от реализации продукции (товаров, работ и услуг) 000 43 732 084

Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров и услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 39 429 810

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. 020 32 131 014

Коммерческие расходы 030 288 493

Управленческие расходы 040 632 217

Прибыль (убыток) от продаж (строки 010 — 020 — 030 — 040) 050 6 378 086

Проценты к получению 060 17 494

Проценты к уплате 070 14 013

Доходы от участия в других организациях 080 30 612

Прочие операционные доходы 090 358 603

Прочие операционные расходы 100 276 849

Прочие внереализационные доходы 120 30 612

Прочие внереализационные расходы 130 4 017

Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050 + 060 — 070 + 080 + 090 — 100 + 120 — 130) 140 6 520 528

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 150 1 304 106

Прибыль (убыток) от обычной деятельности 160 5 216 422

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чрезвычайные доходы 170 -

Чрезвычайные расходы 180 -

Чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода (строки 160 + 170 — 180) 190 5 216 422

Косвенные налоги в составе добавленной стоимости (строки 000—010) В том числе: - налоги на добавленную стоимость - налоги из прибыли в составе добавленной стоимости 270 271 272 4 302 274 3 665 537 636 737

Таблица 3

Расчет основных макроэкономических показателей для СНС на базе данных федеральной службы государственной статистики и финансовой отчетности организаций Российской Федерации за 2007 г., млн руб.

№ п/п Показатель Сумма

1 2 3

1 Валовой выпуск продукции (товаров, работ и нефинансовых услуг) (ВВ) 43 732 084

2 Промежуточное потребление (ПП) 22 220 712

3 Валовая добавленная стоимость (ВДС) или ВВП 21 511 372

4 Оплата труда наемных работников (ОТНР) В том числе: затраты на оплату труда отчисления на социальные нужды 9 465 004

5 Налоги на производство и импорт (НПИ) 4 302 274

6 Валовая прибыль (ВП) 7 744 094

7 Передано другим секторам экономики 12 564 155

8 Доходы от собственности полученные (ДСП) 2 065 664

9 Доходы от собственности, выплаченные и переданные другим секторам экономики (ДСВ) 4 048 221

10 Сальдо первичных доходов (СПД) 19 528 815

11 Балансовая прибыль (БП) 7 744 094

12 Амортизация основных средств и нематериальных активов (АОС) 1 223 566

13 Текущие трансферты, полученные (ТТП) 600 525

14 Текущие трансферты выплаченные (ТТВ) В том числе: на платежи государству (ТТПГ) 2 968 380

15 Валовой располагаемый доход (ВРД) 17 160 960

16 Социальные трансферты в натуральной форме полученные (СТНФП) —

17 Социальные трансферты в натуральной форме выплаченные (СТНФВ) —

18 Скорректированный располагаемый доход (СРД) 17 160 960

19 Капитальные трансферты полученные (КТП) 433 039

20 Капитальные трансферты выплаченные (КТВ) 6 319

21 Валовые сбережения (ВСб) 4 596 805

22 Суммарное изменение нефинансовых активов (СИНФА) 4 000 203

23 Чистое кредитование (ЧКр) 1 023 322

24 Суммарное изменение финансовых активов (СИФА) 3 843 332

25 Статистическое расхождение при составлении финансового счета (СРФС) 223 864

26 Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО) 3 043 874

27 Изменение источников собственных средств (ИИСС) 4 799 661

28 Изменение в балансе активов и пассивов (ИБАП) 7 843 535

Далее перейдем к составлению СНС за 2007 г. для выбранного нами сектора экономики. При расчете макроэкономических показателей по секторам экономики авторами использованы данные статистических органов Российской Федерации. Для составления СНС пришлось аналитически распределить сводные данные по корпорациям и некоммерческим организациям на три сектора: сектор «Нефинансовые предприятия», сектор «Финансовые учреждения» и сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства». Без законодательного закрепления за организациями их принадлежности к тому или

иному сектору экономики (этого в России в настоящее время не сделано) иного пути авторы не видят.

На базе трех таблиц, разработанных и представленных ранее, составлены десять национальных счетов (см. табл. 4—13) для сектора нефинансовых предприятий.

В СНС используются два метода балансирования национальных счетов: метод балансирующей статьи и метод балансирования по определению соответствия между ресурсами и их использованием. Подавляющее большинство счетов в СНС уравновешивается с помощью оп-

Таблица 4

1. Счет производства за 2007 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

2. Промежуточное потребление (ПП) 3. Валовая добавленная стоимость (ВДС) 22 220 712 21 511 372 1. Валовой выпуск продукции (товаров, работ и нефинансовых услуг) (ВВ) 43 732 084

БАЛАНС 43 732 084 БАЛАНС 43 732 084

Таблица 5

2. Счет образования доходов за 2007 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

1 2 3 4

2. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 3. Налоги на производство и импорт (НПИ) 4. Валовая прибыль (ВП) 9 465 004 4 302 274 7 744 094 1. Валовая добавленная стоимость (ВДС) 21 511 372

БАЛАНС 21 511 372 БАЛАНС 21 511 372

ределения балансирующей статьи, которая становится затем исходной статьей следующего счета. Таков, например, счет производства, в котором валовая добавленная стоимость является балансирующей статьей.

Методом «по определению» уравновешивание статей ресурсов и статей использования ресурсов в счете достигается благодаря существованию баланса между ресурсами и их исполь-

зованием, который не имеет балансирующей статьи. Здесь баланс очевиден, если нет ошибок при составлении счета. Таковы, например, балансовый счет и счет товаров и услуг. В этих счетах балансирующая статья отсутствует.

Скорректированный располагаемый доход выводится из располагаемого дохода сектора экономики путем прибавления стоимости социальных трансфертов в натуре, получаемых данным

Таблица 6

3. Счет распределения первичных доходов за 2007 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

1 2 3 4

6. Доходы от собственн., выплаченные (ДСВ) 4 048 221 1. Валовая прибыль (ВП) 7 744 094

7. Сальдо первичных доходов (СПД) 19 528 815 2. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 9 465 004

3. Налоги на производство и импорт (НПИ) 4 302 274

4. Субсидии на производство и импорт (СПИ) 0

5. Доходы от собственности, полученные (ДСП) 2 065 664

БАЛАНС 23 577036 БАЛАНС 23 577 036

4. Счет распределения первичных доходов за 2007 г., составленный сразу после счета производства, млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

1 2 3 4

2. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 3. Налог на производство и импорт (НПИ) 4. Балансовая прибыль (БП) 5. Амортизация основных средств и нематериальных активов (АОС) 9 465 004 4 302 274 6 520 528 1 223 566 1. Валовая добавленная стоимость (ВДС) 21 511 372

БАЛАНС 21 511 372 БАЛАНС 21 511 372

Таблица 7

Таблица 8

5. Счет вторичного распределения доходов за 2007 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

1 2 3 4

3. Текущие трансферты, выплаченные (ТТВ) В том числе: в бюджет 4. Валовой располагаемый доход (ВРД) 2 968 380 2 968 380 17 160 960 1. Сальдо первичных доходов на валовой основе (СПД) 2. Текущие трансферты, полученные (ТТП) 19 528 815 600 525

БАЛАНС 20 129 340 БАЛАНС 20 129 340

сектором экономики, и вычитания стоимости социальных трансфертов в натуре, передаваемых данным сектором экономики (табл. 9).

Система национальных счетов, включающая в себя десять национальных счетов, составлена в стоимостном выражении. При этом взаимодействие национальных счетов в системе может и должно выражаться математическими зависимостями. В основу этих зависимостей в национальных счетах положены зависимости между отдельными макроэкономическими показателями и между национальными счетами системы через изменения в них финансовых и нефинансовых активов.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы по сектору нефинансовых предприятий в национальном хозяйстве.

1. В этот сектор экономики входят предприятия всех форм собственности, производящие товары и нефинансовые услуги для продажи их на рынке по ценам, которые в той или иной мере возмещают издержки производства и обеспечивают прибыль.

2. Сводный финансовый отчет за 2007 г. (формы 1—5) для расчета макроэкономических показателей и составления системы национальных счетов целесообразно представить в виде

Таблица 9

6. Счет перераспределения доходов в натуральной форме за 2007 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

1 2 3 4

3. Социальные трансферты в натуральной форме выплаченные (СТНФВ) 4. Скорректированный располагаемый доход (СРД) 17 160 960 1. Валовой располагаемый доход (ВРД) 2. Социальные трансферты в натуральной форме полученные (СТНФП) 17 160 960

БАЛАНС 17 160 960 БАЛАНС 17 160 960

Таблица 10

7. Счет использования скорректированного располагаемого дохода за 2007 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

1 2 3 4

2. Передано в сектор домашних хозяйств на фактическое конечное потребление (ФКП) 12 564 155 1. Скорректированный располагаемый доход (СНРД) 17 160 960

3. Валовое сбережение (ВСб) 4 596 805

БАЛАНС 17 160 960 БАЛАНС 17 160 960

8. Счет операций с капиталом за 2007 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

1 2 3 4

3. Капитальные трансферты выплаченные (КТВ) 4. Суммарное изменение нефинансовых активов (СИНФА) 5. Чистое кредитование (ЧКр) 6 319 4 000 203 1 023 322 1. Валовое сбережение (ВСб) 2. Капитальные трансферты полученные (КТП) 4 596 805 433039

БАЛАНС 5 029 844 БАЛАНС 5 029 844

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 11

Таблица 12

9. Финансовый счет за 2007 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

1 2 3 4

3. Суммарное изменение финансовых активов (СИФА) 3 843 332 1. Чистое кредитование (ЧКр) 1 023 322

4. Балансирующая статья финансового счета: 4.1. Статистическое расхождение со счетом операций с капиталом при составлении финансового счета (СРФС) 4.2. Увязка финансового счета со счетом операций с капиталом (УФК) 223 864 2. Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО): — долгосрочных финансовых обязательств — краткосрочных финансовых обязательств 3 043 874 122 299 2 921 575

БАЛАНС 4 067 196 БАЛАНС 4 067 196

Таблица 13

10. Cчет изменений в балансе активов и пассивов за 2007 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

1 2 3 4

АКТИВЫ ПАССИВЫ

АМ. Суммарное изменение нефинансовых активов (СИНФА) АЕ Суммарное изменение финансовых активов (СИФА) 4 000 203 3 843 332 В. 90. Изменение источников собственных средств (ИИСС) АЕ. Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО) В том числе: — изменение долгосрочных финансовых обязательств — изменение краткосрочных финансовых обязательств 4 799 661 3 043 874 122 299 2 921 575

Всего изменений активов за отчетный период 78 433 535 Всего изменений пассивов за отчетный период 7 843 535

табл. 1—3. В активе сводного баланса (табл. 1) добавить раздел «Ценности», в сводный отчет о прибылях и убытках (табл. 2) включить выручку брутто от реализации продукции (код строки 000) и косвенные налоги (код строки 270). Все остальные экономические показатели, необходимые для составления системы национальных счетов, включить в табл. 3.

3. Составлена система из десяти национальных счетов для сектора нефинансовых предприятий за 2007 г. Такого количества национальных счетов в настоящее время статистическим органам на базе собранных ими данных составить не

удается. Авторы статьи это осуществили на базе данных финансовой отчетности, модифицированной соответствующим образом, для целей СНС.

Список литературы

1. Рыбакова О. М., Гирбасова Е. М. Методика построения системы национальных счетов Российской Федерации. М.: Изд-во РУДН, 2008.

2. Рыбакова О. М, Гирбасова Е. М. Система национального счетоводства как информационная база управления экономикой Российской Федерации. М.: Изд-во РУДН, 2008.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации — 2950 рублей (в том числе НДС 18%) за две журнальные страницы формата А4.

Тел./факс: (495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.