Научная статья на тему 'Об индексе Шереги и возможностях количественного анализа социально-экономических процессов'

Об индексе Шереги и возможностях количественного анализа социально-экономических процессов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюрина Ирина Олеговна, Ключарёв Григорий Артурович

Представление о том, что социальное государство имеет перспективы только в той мере, в какой сам этот институт может эффективно контролировать экономическое развитие в пределах своей территории, получило широкое распространение в общественном сознании. Однако выход на авансцену транснациональных корпораций (ТНК) минимизирует такую возможность. Представление о ТНК как о силе, в конечном итоге определяющей тенденции развития не только социальной сферы, но и всего общества, экономики и политики парадоксальным образом кажется истинным и адептам, и критикам глобализации.Односторонность точки зрения, будто глобализация накладывает жёсткие границы для социальной деятельности государства, представляется автору достаточно очевидной. Он указывает на многочисленные позитивные перемены в социальной политике ТНК. Но главное заключается в том, что современные факторы изменчивости социальных государств, включая разнообразное воздействие глобализации, какой бы ни сокрушительной не представлялась их сила, отнюдь не одни, и не в первую очередь определяют контуры современной социальной модели в наиболее развитых странах Европы. Им противостоят долговременные факторы устойчивости, обеспечивающие экономическую эффективность и незаурядную стабильность социальных государств.К отказу от фундаментальных основ социального государства не готовы ни социально-демографические группы, ни социальные слои и классы, включая предпринимательство. По мере усложнения в условиях глобализации общественных процессов растут и обостряются социальные риски, которым невозможно противостоять в одиночку, что повышает актуальность проблематики социального государства. Причём тенденции развития социальной сферы заставляют предположить, что и в будущем круг проблем социальной политики, вызывающих в обществе сильный резонанс, будет только увеличиваться. А это означает, и это важнейший урок для России, что возможности подрыва основ социального государства сокращаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об индексе Шереги и возможностях количественного анализа социально-экономических процессов»

И. О. Тюрина, Г. А. Ключарёв

ОБ ИНДЕКСЕ ШЕРЕГИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ1

ТЮРИНА Ирина Олеговна — кандидат социологических наук, доцент, учёный секретарь ИС РАН, irina1-tiourina@isras.ru.

КЛЮЧАРЁВ Григорий Артурович — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры ИС РАН, Kliucharev@mail.ru.

Аннотация. Предложенный российским социологом Ф. Э. Шереги метод количественного анализа контингента учащихся дополнительного профессионального образования (ДПО) позволяет по-новому оценить характер происходящих изменений на рынке труда и, как следствие, в социально-профессиональной (квалификационной) структуре общества. «Индекс Шереги» представляет собой алгоритм количественного анализа соотношения числа лиц, повышающих профессиональную квалификацию в системе ДПО, числа лиц, осваивающих новую специальность в системе ДПО с рядом важных макроэкономических показателей. В статье на данных экспертных опросов показано, что наблюдаемое и прогнозируемое изменение соотношения численности продолжающих обучение по специальности и переучивающихся на новую специальность в системе ДПО способствует усилению диспропорций профессиональной структуры населения, порождает социальные напряжения и рост межпоко-ленческой конфликтности, с большой вероятностью создаёт дополнительные факторы для стагнации экономики.

В то же время, исходя из принципа непрерывности образования, ДПО становится основным инструментом, с помощью которого выравниваются шансы учащихся, повышаются доступность и качество профессионального образования. Главное то, что в результате обучения воспроизводится

1 Статья подготовлена на материалах исследования, выполненного при поддержке Российского научного фонда (РНФ) в Институте социологии РАН, проект № 14-18-01985 «Образование, рынок труда и социальное поведение молодёжи в современной экономической ситуации».

и трансформируется социально-профессиональная структура трудоспособной части населения, а значит и всего российского общества. В силу того, что ДПО доступно для всех без исключения возрастных и профессиональных групп общества, оно обладает исключительно высоким модернизаци-онным потенциалом.

Ключевые слова: социальная структура, количественный анализ, профессиональное образование.

Среди экспертного сообщества нет единого понимания о том, что является критерием эффективности различных образовательных систем и институтов. Если оставить в стороне общее образование, в котором много внеэкономических составляющих, и сосредоточиться на профессиональном образовании, то открывается многомерное исследовательское поле. Оно в значительной степени отражает российскую специфику, особенности экономического состояния, характер складывающихся отношений между людьми.

Профессиональное образование, о котором пойдёт речь в статье, играет исключительно важную для страны роль, поскольку обеспечивает воспроизводство и наращивание рабочей силы, что является одним из основных условий экономического развития и социально-политической стабильности. Высокий уровень занятости населения квалифицированным трудом всегда считается показателем, свидетельствующим о благоприятной социально-экономической обстановке в стране.

Однако специалисты хорошо знают, что при внешне благоприятной картине — высоком численном значении выпускающегося контингента учащихся, широком освоении новых квалификаций и компетенций, расширении географии учебных заведений и многих других,— внутри такого сложного и многоуровневого, во многом консервативного социального института, каким является профессиональное образование, могут возникать неожиданные тенденции. Речь идёт о резком изменении в относительно короткий период соотношения числа лиц, повышающих квалификацию, и числа лиц, проходящих переподготовку по новой для них специальности в рамках дополнительного профессионального образования. Данный количественный показатель можно называть индексом Шереги, поскольку именно этот

российский социолог — Ф. Э. Шереги — одним из первых обратил внимание на указанное явление и дал его научную интерпретацию.

Существует ли нормативное значение индекса Шереги? Иначе говоря, каким должно быть в норме число обучающихся по новой специальности в рамках ДПО и повышающих квалификацию?

Естественно предположить, что в стабильных и развивающихся (догоняющих) экономиках значение индекса будет различным. Так, в стабильных экономических системах развитие преимущественно имеет интенсивный характер за счёт роста производительности труда, распространения ресурсосберегающих и наукоёмких технологий. Норма отдачи с единицы инвестиции устойчиво повышается, хотя в абсолютных значениях этот рост может быть и небольшим. Это и есть, собственно говоря, признак стабильности — устойчивый, но неспешный рост. Освоение новых технологий требует, прежде всего, постоянного повышения квалификации занятых и имеющих определённый опыт работников.

Другое дело — это развивающиеся (догоняющие) экономики. Здесь присутствует в основном экстенсивное развитие. Осваиваются новые виды деятельности, создаётся новая инфраструктура, норма отдачи с единицы инвестиции может достигать заметных абсолютных значений (по причине того, что сами эти значения невелики). Это та ситуация, которая хорошо описывается известной экономистам кривой Кузнеца в начальной её части [см.: 1]. Вся экономическая деятельность как бы на виду — возникают предприятия, создаются новые рабочие места, из провинций и ближних стран приезжают относительно дешёвые работники, готовые браться за любую (новую) специальность. «Обучение на рабочем месте» или «обучение за счёт предприятия» — типичные условия найма и профессиональной подготовки кадров в таких случаях. Понятно, что при этом число обучающихся по новой специальности будет существенно больше числа тех, кто повышает квалификацию.

Суть индекса Шереги заключается в динамическом подходе, изучении складывающихся тенденций, понимании причин и характера изменений в рамках как стабильных, так и развивающихся экономик. На примере воспроизводства социально-профессиональной структуры российского общества, социолог показывает наличие серьёзных системных диспропорций в существующем профессиональном образовании (например, появление так называемого «экономического

балласта»), которые имеют выраженный стагнирующий характер для экономики, а в социальной сфере порождают опасные напряжения и рост межпоколенческой конфликтности.

Для того чтобы разобраться, как работает индекс Шереги, остановимся подробнее на сегодняшнем состоянии системы ДПО, которая является одним из важнейших элементов современной системы образования.

По данным специализированного государственного портала ДПО, экономическая ситуация в стране требует переподготовки и повышения квалификации примерно 20 млн чел. в год [см.: 2-3]. Это примерно треть работоспособного (занятого) населения. Отметим, что данный показатель находится в мировом тренде догоняющих экономик.

В действительности, по данным государственной статистики, в нашей стране ежегодно проходят профессиональную переподготовку по новой специальности или повышают профессиональную квалификацию лишь немногим более 1 млн чел.1 Заданный государством в виде федеральных целевых программ норматив контингента ДПО в пределах одного года превышает указанное количество в пять раз и должен составлять около 5 млн чел. Однако, если следовать данным массовых социологических опросов, то оказывается, что число ежегодно участвующих в ДПО порядка 5,5 млн чел.2 Такое расхождение показателей может означать только одно — лишь один из пяти респондентов обучается в рамках государственных (бюджетных) программ. Остальные четверо (около 4,5 млн чел.) получают дополнительное образование или повышают квалификацию в негосударственных (частных, корпоративных) учебных заведениях ДПО или самостоятельно.

Если говорить об экономической составляющей, то бюджетные затраты в секторах высшего и дополнительного образования существенно различаются. Так, из государственного бюджета разных уровней на высшее профессиональное образование (ВПО) ежегодно «идёт» около 16 % от всех расходов на образование, а на ДПО — лишь около 1 %о. При таком 16-кратном соотношении затрат (инвестиций) система ДПО уверенно демонстрирует свою высокую эффективность. Именно она в крайне сжатые сроки реагирует на изменяющуюся конъюнктуру

1 Для сравнения: ежегодный выпуск молодых специалистов высших учебных заведений (ВПО) чуть меньше 1 млн человек.

2 Здесь используются данные ежегодного общероссийского мониторинга Института социологии РАН, рук. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова.

рынка труда, производит «доводку» специалистов до требуемого уровня квалификации (компетенции), а в отдельных случаях обеспечивает выполнение социального заказа по снижению безработицы. При этом экономисты хорошо знают, что инвестиции в ДПО во многих случаях выгоднее, рентабельнее, более предсказуемы, надёжны и краткосрочны, чем в любую другую форму образования [см.: 4].

В настоящее время в системе ДПО свыше 1500 образовательных организаций, что на треть превышает число учреждений высшего профессионального образования, которых около 1100. Наиболее крупные из них (включая многочисленные филиалы) — академии государственной службы, академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов, институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, лечебных учреждений, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов по отраслям экономики. Кроме этого, программы дополнительного профессионального образования реализуют многие высшие и средние учебные заведения в качестве второй специальности, департаменты управления и развития персоналом крупных предприятий, корпораций и ведомств без государственного лицензирования (и, соответственно, трудно поддающиеся учёту).

Помимо учебных заведений для взрослых, где учредителями являются государственные структуры, а также крупные предприятия и корпорации, существует около 1500 зарегистрированных негосударственных образовательных учреждений (НОУ) или автономных некоммерческих организаций (АНО), основной уставной деятельностью которых является оказание образовательных услуг не только профессионального, но и досугового образования1 как взрослому населению так и молодёжи (культурно-досуговые учреждения, библиотеки, фит-нес-центры, спортивные клубы и т.д.), а также некоммерческие (общественные) организации по типу высших народных школ.

Попробуем понять, каким образом профессиональное образование обеспечивает воспроизводство социальной структуры общества. Это зависит в значительной степени от того, насколько система

1 Термин «досуговое образование» используется для обозначения учебной неформальной деятельности, которая обеспечивает приобретение компетенций, необходимых в повседневной жизни человека и не связана с деятельностью в сфере оплачиваемого труда.

образования подконтрольна государству и влиятельным социальным группам. Наличие профессионального образования является основным условием занятия определённой статусной ячейки в иерархическом обществе при условии, что эта ячейка пока никем не занята. Наследование статусных ячеек по мотивам родственных отношений не может иметь массового характера и на социально-классовую структуру особого значения не оказывает. Исходя из этого, Ф. Шереги рассматривает нынешнюю классовую структуру российского общества, опираясь на официальные данные [см.: 5] (табл. 1).

Из приведённых данных следует, что для воспроизводства работников первых двух позиций (а точнее, только второй, поскольку руководителями после окончания вуза не становятся) требуется 19,1+7,4=26,5 % ежегодного общего выпуска системы профессионального образования (всех уровней, но исключая ДПО). Иначе говоря, лишь один из четырёх закончивших учебное заведение имеет шанс (при наличии вакансий естественного происхождения — выход на пенсию, увеличение числа рабочих мест и т.д.) занять позицию, которая требует уровня высшего профессионального образования (вуз, университет).

Уровень среднего профессионального образования будет востребован 30,3+13,4=43,7 % (квалифицированные рабочие + служащие средней квалификации) от ежегодного общего выпуска системы профессионального образования.

Таблица 1

Существующая классовая структура российского общества согласно официальным данным

Статусы Доля от общего трудоспособного населения в % Требуемый минимальный уровень профессионального образования

Государственные и промышленные руководители высшего и среднего уровня 7,4 Высшее

Техническая и гуманитарная интеллигенция (врачи, учителя, инженеры и т.д.) 19,1 Высшее

Квалифицированные рабочие 30,3 Среднее

Служащие средней квалификации 13,4 Среднее

Неквалифицированные рабочие 16,7 Начальное

Рабочие сельского хозяйства 4,4 Начальное

Работники сферы услуг 8,7 Начальное

Уровень начального профессионального образования будет востребован для неквалифицированных рабочих (16,7 %), рабочих сферы сельского хозяйства (4,4 %о) и работников сферы обслуживания (8,7 %о). В сумме это составляет 29,8 % общего квалификационного состава занятого населения.

Таким образом, молодёжи (выпускникам учреждений основного профессионального образования НПО+СПО+ВПО)1 предстоит заполнить квалификационные вакансии на рынке труда в следующей пропорции: высшее (ВПО) — 26,5 %о; среднее (СПО) — 43,7 %о; начальное (НПО) — 29,8 %.

Далее посмотрим, каким образом на данный «вызов» рынка труда (а точнее, объективной необходимости воспроизводства существующей социальной структуры) отвечает существующая система профессионального образования. По данным официальной статистики [см.: 3] ВПО «абсорбирует» 48,4 %о контингента, который получает профессиональное образование. Остальная часть проходит подготовку в учреждениях среднего и начального уровня (табл. 2).

Из приведённых данных следует, что совокупный запрос на специалистов начальной и средней квалификации (43,7 + 29,8) составляет 73,5 % от общего числа выпускников. Однако на практике он может быть удовлетворён (34,4 + 19,2) лишь на 53,6 %о.

Ситуация с выпускниками высшей квалификации выглядит более драматичной. Доля учащихся здесь почти втрое превышает

Таблица 2

Соотношение числа обучающихся в системе профессионального образования с квалификационными потребностями рынка труда (в % от общего числа учащихся)

Уровни профессионального образования Потребность рынка труда в выпускниках системы профессионального образования (в долях от общего числа учащихся) Фактическое число выпускников на 10 000 трудоспособного населения Доля от общего числа учащихся (%)

ВПО 26,5 514 (431 государственные +83 частные) 65,0

СПО 43,7 177 34,4

НПО 29,8 99 19,2

1 Система ДПО на данном этапе в расчёт не принимается.

потребности рынка труда, который может принять лишь одного из четырёх выпускников вузов. Расчёты подтверждаются объективной статистикой и данными опросов: каждые трое из четырёх выпускников вузов не работают по полученной специальности или не могут по ней устроиться по причине отсутствия вакансии. Это и есть профессиональный и экономический балласт или избыточная квалификация, на существование которых одним из первых обратил внимание Ф. Шереги. По сути, данное явление — результат неправильно израсходованных с точки зрения экономики сил, времени и средств. Для системы профессионального образования это явная дисфункция, которая имеет не только негативный экономический эффект, но может приводить к постепенной люмпенизации выпускников, профессиональные ожидания которых не оправдались.

Данные различных источников показывают, что на протяжении последних 8-10 лет около 75 % выпускников вузов не работают по той специальности, которую получили. Драматизм ситуации несколько ослабевает за счёт введения двухуровневой системы подготовки ВПО

Таблица 3

Мнение руководителей служб подбора персонала предприятий о качестве подготовки в профессиональных образовательных учреждениях выпускников, устраивающихся на работу, %

Мнение Окончившие ПТУ, лицей Окончившие техникум, колледж Окончившие вуз

Качество подготовки высокое и по теории, и по практическим вопросам; после прихода на предприятие выпускники сразу начинают эффективно работать 13,6 13,4 18,6

Приходящие на предприятие выпускники подготовлены хорошо теоретически, однако практических навыков работы не имеют и, чтобы работать эффективно, должны дополнительно пройти практику на предприятии 52,2 63,0 62,2

Приходящие на предприятие выпускники теоретически подготовлены слабо, а также не имеют практических навыков работы, им приходится совершенствовать свои профессиональные навыки на предприятии 27,9 20,4 14,6

Приходящие на предприятие выпускники в профессиональном отношении совсем не подготовлены, поэтому их приходится переучивать 6,3 3,2 3,7

Итого подготовлены в профессиональном отношении неудовлетворительно («профессиональный балласт» — сумма строк 3 и 4) 34,2 23,7 18,3

(бакалавриат и магистратура), прикладного бакалавриата (сближение высшего и среднего уровней образования), повышения абсорбацион-ных возможностей контингента ВПО (увеличение продолжительности обучения), ряда других мер, предусмотренных недавними законодательными актами.

Несколько лучше обстоят дела на нижнем и среднем уровнях профессионального образования. Здесь около половины выпускников, как отмечалось выше, трудоустраиваются по своей специальности.

Стоит отметить, что внутри экономического балласта определённая часть выпускников имеет неплохую подготовку, и это позволяет говорить о возможности её обучения с минимальными затратами по другим специальностям.

Это очевидный резерв системы ДПО. По мнению руководителей служб подбора персонала учреждений, принявших участие в опросе (данные Ф. Шереги, 2011 г.), качество профессиональной подготовки

Таблица 4

Мнение руководителей служб подбора персонала предприятий о качестве подготовки в вузе выпускников, устраивающихся на работу, %

Мнение Профиль

Легкая промышленность Тяжелая промышленность Сфера услуг Строительство Учреждения

Качество подготовки высокое и по теории, и по практическим вопросам; и после прихода на предприятие выпускники сразу начинают эффективно работать 21,0 18,3 16,7 21,1 30,3

Приходящие на предприятие выпускники подготовлены хорошо теоретически, однако практических навыков работы не имеют и, чтобы работать эффективно, должны дополнительно пройти практику на предприятии 60,6 60,0 63,9 66,3 57,6

Приходящие на предприятие, учреждение выпускники теоретически подготовлены слабо, а также не имеют практических навыков работы, им приходится совершенствовать свои профессиональные навыки на предприятии 13,1 20,0 12,5 12,7 9,1

Приходящие на предприятие, учреждение выпускники в профессиональном отношении совсем не подготовлены, поэтому их приходится переучивать 5,3 1,7 6,9 0,1 3,0

Итого подготовлены в профессиональном отношении неудовлетворительно («профессиональный 18,4 21,7 19,4 12,8 12,1 балласт» сумма строк 3 и 4)

выпускников, приходящих после получения профессионального образования на предприятие или в учреждение по теоретическим знаниям хорошее. Однако, по профессиональным и практическим навыкам уровень подготовки оказывается не выше удовлетворительного.

Показатель неудовлетворительно подготовленных в профессиональном отношении выпускников учреждений НПО, СПО и вузов по специальностям (профессиям) требует отдельного исследования. Однако предварительные расчёты показывают, что этот показатель особенно высок в тяжёлой промышленности, лёгкой промышленности и сфере услуг (табл. 4).

Таблица 5

Структура контингента слушателей учреждений ДПО различной ведомственной подчинённости, %

Состав слушателей Учреждения

Минобразования Муниципальные Ведомственные, отраслевые Частные, негосударственные

Преподаватели вузов 27,7 5,9 23,1 21,1

Педагоги СПО 27,7 5,9 15,4 26,3

Педагоги НПО 12,3 17,6 ,0 15,8

Учителя средних школ 24,6 35,3 7,7 15,8

Государственные служащие федерального уровня 10,8 0,0 11,5 15,8

Государственные служащие территориального или муниципального уровня 27,7 21,2 28,5 21,1

Специалисты предприятий 61,5 64,7 92,3 42,1

Слушатели, направленные службой занятости (в т.ч. безработные) 46,2 41,2 57,7 10,5

Лица, желающие повысить квалификацию 66,2 58,8 61,5 68,4

Лица, желающие освоить новую профессию 58,5 41,2 65,4 47,4

Выпускники вузов 26,9 17,6 30,0 32,6

Уволенные из рядов Вооружённых сил и члены их семей 24,6 17,6 19,2 21,1

Мигранты 3,1 5,9 3,8 1,5

Другие 2,3 17,6 11,5 5,8

Таким образом, имеются все основания считать систему ДПО важнейшим институциональным регулятором ситуации на рынке труда и воспроизводимой социальной структуры общества.

В этой связи привлекают внимание следующие данные.

Во-первых, две трети учреждений ДПО сегодня осуществляют переподготовку преимущественно трёх категорий слушателей: специалистов предприятий, граждан для получения дополнительной квалификации; граждан, желающих пройти профессиональную подготовку для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Доминирование подобного состава слушателей является естественным следствием изменения профессиональной структуры населения в годы реформ, когда в отечественной экономике резко увеличилась доля сферы услуг и сократился высокотехнологический сектор.

Во-вторых, в формировании состава слушателей большую роль стали играть службы занятости. Это следствие нового для России явления — безработицы, когда часть населения не теряет надежды и готова обучаться новой специальности, чтобы трудоустроиться по окончании обучения, а другая — довольствуется небольшим пособием, за которое ничего не надо делать, кроме как регулярно отмечаться на учебных курсах или бирже труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, оказывается относительно высокой доля государственных служащих в составе слушателей учреждений ДПО. В определённой степени, это — государственный заказ, свидетельствующий о необходимости сохранения существующей социально-профессиональной структуры общества (табл. 5).

Особенно важным показателем, свидетельствующим об интенсивности трансформационных процессов в экономике, является, как уже отмечалось в начале статьи, соотношение лиц, которые повышают квалификацию (по имеющейся уже специальности) и осваивают новую профессию. Существенно, что этот показатель свидетельствует об устойчивости профессиональной структуры общества. Согласно расчётам Ф. Шереги, в диапазоне, соответствующем стабильно развивающейся экономике, это значение должно быть порядка 4,5:1. Эмпирические данные свидетельствуют, что сейчас он составляет 1,4. Иначе говоря, если один из четырёх или пяти специалистов переучивается на новую специальность, а остальные работают по прежней специальности, периодически повышая свою квалификацию, то это свидетельствует о благоприятном экономическом развитии в условиях

сохранения существующей социальной структуры. Данное значение индекса обосновывается тем, что даже в устойчивых экономических системах ситуация на рынке труда может изменяться, а профессиональная структура общества всегда подвержена, пусть и незначительным, изменениям.

В России ситуация следующая: соотношение «совершенствующихся» и «переучивающихся» оказывается почти равным (1,4). Это, определённо свидетельствует о высокой степени неустойчивости профессиональной структуры экономически активного населения. Наблюдается массовая переподготовка (переучивание) для ряда отраслей и исход работников из сферы материального и интеллектуального производства. Это следует считать весьма неблагоприятной тенденцией.

Пока же в большинстве федеральных округов наблюдается лишь небольшое превышение числа учащихся над переучивающимися. В ЦФО эти значения сравнялись, что может свидетельствовать о режиме насыщения роста экономики и наступлении стагнации (рис. 1).

ОКРУГА И МЕГАПОЛИСЫ

МОСКВА 40 60

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 43 57

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ 55 1

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ 00 55

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ 40 60

ПРИВОЛЖСКИЙ 35 65

УРАЛЬСКИЙ 35 65

СИБИРСКИЙ 55 1

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ 54 1

переподготовка по новой специальности повышение квалификации

Рис. 1. Соотношение долей слушателей, проходящих повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в учреждениях ДПО разных федеральных округов и мегаполисов, %

В учреждениях разной подчинённости соотношение доли слушателей, проходящих повышение квалификации, и слушателей, проходящих профессиональную переподготовку, следующее: в государственных — 1,3, в муниципальных — 1,7, в ведомственных (отраслевых) — 2,0, в частных — 1,3. Здесь легко рассчитать среднее значение индекса Шереги, которое составляет 1,4.

Таблица 6

Экспертная оценка динамики роста контингента слушателей учреждений ДПО за прошедшие 2-3 года, %

Контингент слушателей Имеется тенденция увеличения численности Численность не меняется, оставаясь высокой Численность не меняется, оставаясь низкой Имеется тенденция снижения численности

Преподаватели вузов (+0,2) 29,6 27,0 35,2 8,2

Педагоги СПО (+0,2) 36,2 16,5 36,2 11,1

Педагоги НПО (+0,2) 43,1 9,2 33,1 14,6

Учителя общеобразовательных школ (+0,4) 45,4 30,2 15,1 9,3

Государственные служащие федерального уровня (+0,4) 42,2 31,1 19,3 7,4

Государственные служащие территориального или муниципального уровня (+0,4) 50,9 20,6 22,7 5,8

Специалисты предприятий 61,4 19,3 12,3 7,0

Слушатели, направленные службой занятости (в т.ч. безработные) (+0,1) 41,1 12,4 17,9 28,6

Выпускники вузов, получающие вторую специальность (+0,5) 57,3 20,6 11,8 10,3

Уволенные из рядов Вооруженных сил и члены их семей (-0,0) 26,2 21,1 31,6 21,1

Мигранты (-0,3) 13,0 11,3 23,6 17,9

Другие (+0,2) 47,2 11,3 23,6 17,9

Лица, желающие повысить квалификацию с„. .„. „„ с „„ (+0,5) 58,4 21,2 11,5 8,9 Лица, желающие освоить новую специальность (+0,6) 56,4 26,6 П7 5,3

Экспертные оценки свидетельствуют, что, несмотря на большую непредсказуемость в формировании состава слушателей, конъюнктура для учреждений ДПО достаточно благоприятная. Во всяком случае на это указывает оценка руководителями учреждений ДПО тенденций, сложившихся за прошедшие два-три года. Так, прогноз роста числа «плановых» слушателей благоприятен почти по всем целевым группам и в равной степени по обоим основным видам деятельности ДПО (табл. 6). Ф. Шереги даёт количественную оценку этой тенденции. Для этого строится «наглядный» индекс конъюнктуры формирования контингента слушателей, имеющий следующие значения: «+1» — во всех учреждениях ДПО по данной категории слушателей ожидается только рост, «-1» — только снижение численности, «0» — не предвидится изменений.

Итак, в целом ожидаемый прирост численности контингента ДПО примерно равный (в соотношении 1,2:1) для повышающих квалификацию и переучивающихся на новую специальность.

Согласно средним значениям индекса (в скобках в первом столбце таблицы), устойчивый рост численности сегодня характерен для следующих категорий слушателей: 1) специалисты предприятий; 2) выпускники вузов, получающие вторую специальность; 3) государственные служащие территориальных или муниципальных учреждений; 4) учителя общеобразовательных учебных учреждений; 5) государственные служащие федерального уровня.

Имеются группы слушателей, тенденция роста численности которых «умеренная». К ним относятся: 1) преподаватели вузов; 2) педагоги средних профессиональных учебных заведений; 3) педагоги начальных профессиональных учебных учреждений; 4)«прочие» категории специальностей; 5) лица, направляемые службами занятости.

По двум группам слушателей наметилось снижение численности: это уволенные из рядов Вооружённых сил и члены их семей (что, связано с передачей части функции ДПО ведомственным учебным заведениям Минобороны) и мигранты.

Таким образом, прогнозируемый рост численности слушателей системы ДПО по основным рассматриваемым группам свидетельствует в основном о сохранении неблагоприятной ситуации в структуре профессиональной активности взрослого населения. Индекс Шереги (соотношение лиц, желающих освоить новую специальность, и лиц, намеренных повысить квалификацию по уже имеющейся профессии)

на основании экспертных оценок по основным видам ДПО ожидается равным 1,2 (на основании соотношения коэффициентов роста численности +0,6 и +0,5) против нынешнего значения 1,4. Это означает дальнейшее «ухудшение» соотношения численности продолжающих обучение и переучивающихся и, как следствие, сохранение или даже усиление имеющихся диспропорций социально-профессиональной структуры российского общества. Всё это с большой вероятностью создаёт дополнительные причины стагнации экономики, а в социальной сфере порождает опасные напряжения и рост межпоколенческой конфликтности.

Рассмотренные выше количественные данные наводят на размышления о статусе дополнительного образования. Есть мнение, что специфика ДПО заключается в его неразборчивости, «всеядности», его ориентации «на аутсайдеров» — лиц, пострадавших в профессиональном отношении от экономических перемен. При таком подходе, дополнительное образование исправляет ошибки и недочёты, которые допустили при подготовке кадров предыдущие ступени профессионального образования.

Однако такой подход в современной ситуации является лишь отчасти верным. Если исходить из принципа непрерывности образования, то ДПО становится основным инструментом, с помощью которого выравниваются шансы учащихся, повышается доступность и качество профессионального образования. Главное то, что в результате воспроизводится и трансформируется социально-профессиональная структура трудоспособной части населения, а значит и всего российского общества. В силу того, что ДПО доступно для всех без исключения возрастных и профессиональных групп общества, оно обладает исключительно высоким модернизационным потенциалом. При этом, предложенный Ф. Шереги показатель становится одним из эффективных средств количественного анализа происходящих в сегодняшнем обществе социально-экономических процессов.

Литература

1. Ордин О. Неравенство и экономический рост. Подходит ли кривая Кузнеца для российской экономики? // Библиотека учебной и научной литературы. 2002. URL: http://sbiblio.com/BIBLЮ/archive/ordin_ neravenstvo/ (13.05.2014).

2. Дополнительное профессиональное образование // Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей. и^: http://www.dpo-edu.ru/ DPO_system/Index_dpo.htm (13.05.2014).

3. Социально-экономические показатели образования // Статистика российского образования. и^: http://stat.edu.ru/stat/tabl.php (13.05.2014).

4. Диденко Д. В. Финансирование российского образования и науки: роль институциональных секторов экономики // Финансовый журнал. 2014. № 1. С. 111-122.

5. Шереги Ф. Э. Факторы противодействия модернизации российского профессионального образования // Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Ред. М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М.: ЦСП, 2010. С. 212-217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.