РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Н.П. Пархитько
Российский университет дружбы народов Москва, Россия
Аннотация. Современный мир характеризуется процессом глобализации, затрагивающим практически все сферы социально-экономического развития, включая информационную. Оперативность получения и качественной обработки информации в любой точке земного шара - явление, еще 15-20 лет назад считавшееся немыслимым, - сегодня является едва ли не ключевым условием, определяющим успех как отдельно взятой личности, так и целых государств. Во многом, именно благодаря осознанию наиболее экономически активной частью населения планеты этой данности, Интернет превратился в универсальный канал передачи информации и связи. В то же время развитие Интернета предоставило еще одну возможность, ранее недоступную для общества на той стадии развития, на которой оно находилось еще два десятилетия назад. В рамках предлагаемой статьи рассматриваются возможности реализации дистанционного обучения (это может быть как повышение навыков освоенной ранее профессии, так и получение дополнительных навыков в иной профессиональной области) практически всеми участниками международного сообщества. При этом, такие условия, как принадлежность к тому или иному государству (в плане гражданства) или нахождение на той или иной территории (в географическом смысле) если и не отошли полностью на второй план, то, во всяком случае, утратили традиционное критическое значение. Единственным реальным ограничением для реализации информационного потенциала в современном мире является разница в технологическом развитии государств, а говоря конкретнее -разные возможности в обеспечении беспрепятственного доступа к информации.
Ключевые слова: Образование, реформа, ДПО, модернизация, перспективы
DEVELOPMENT OF CONTINUOUS EDUCATION IN RUSSIA. PROBLEMS AND PROSPECTS
N.P. Parkhitko
RUDN University, Moscow
Abstract. The modern world is characterized by a process of globalization that affects almost all spheres of socio-economic development, including the information one. The efficiency of receiving and quality information processing anywhere in the world - a phenomenon that was considered unimaginable 15-20 years ago - is today almost the key condition determining the success of both an individual person and States. In many respects, precisely due to the awareness of the most economically active part of the world's population of this data, the Internet has turned into a universal channel of information transfer and communication.
At the same time, the development of the Internet has provided another unique opportunity, previously inaccessible to the society at that stage of socio-economic development, at which it was two decades ago. In the proposed article the possibilities of the implementation of distance learning (this can be both an increase in the skills acquired earlier in the profession, and the acquisition of additional skills in a different professional area) are considered by almost all members of the international community. At the same time, such conditions as belonging to a particular state (in terms of citizenship) or being in a particular territory (in a geographical sense), if not completely relegated to the background, then, in any case, they lost the traditional critical value. The only real restriction for the realization of the information potential in the modern world is the difference in the technological development of states, and more specifically, the different possibilities in ensuring unhindered access to information.
Key words: Education, reform, APE, modernization, prospects.
Привычные подходы к получению образования, основанные на академической передаче знаний от обучающего обучаемым, уже не так эффективны, как еще 1015 лет назад. Бурное развитие технологий
и совокупное повышение темпа жизненной активности требуют соответствующей адаптации. Представляется, что непрерывное образование, включающее в себя все ступени, дающее знания, умения, воспитывающее понимание, увеличивающее доступность и широко использующее новые телекоммуникационные средства и дистанционные методы, способно адаптировать человека к современному миру1.
Сегодня образование обретает черты многовекторного процесса
совершенствования человеческой
деятельности. Это продиктовано необходимостью перехода общества на инновационный путь развития с широким применением научных достижений в реальном секторе экономики. В свою очередь, реализация подобного подхода требует подготовки
высококвалифицированных специалистов, не только свободно владеющих своей профессией, но также и ориентирующихся в смежных областях знаний, что является непременным условием их высокой конкурентоспособности на рынке труда. Такие специалисты должны быть компетентными в своей профессиональной области, и, что не менее важно, демонстрировать готовность к
систематическому профессиональному росту, а если потребуется - и к переквалификации в условиях
изменяющегося спроса на рынке труда.
Трезвая оценка текущих общемировых тенденций побуждает искать новые подходы к качественной модернизации всей системы образования в России. Одной из задач подобной модернизации должно стать выстраивание системы, отвечающей современному развитию экономики и выпускающей специалистов,
ориентированных на инновационную деятельность. Исторически образование в России эволюционирует в зависимости от конкретного этапа развития общества. В соответствии с этими этапами периодически происходит переориентация их целей, функций, приоритетных
1 Состояние ДПО в России и мире // URL: http://iace-edu.com/iace/sostoyanie-dpo-v-rossii-i-mire (Дата обращения 19.04.2019).
направлений развития. Появляются новые образовательные структуры и
соответствующие социальные институты. Сам же процесс передачи исторического опыта переживает системную адаптацию в ходе эволюционных преобразований общества.
Являясь участником процесса глобализации, Россия ощущает на себе те же тенденции, которые характерны и для других стран, включая страны, обладающие передовыми экономическим показателями. К примеру - по данным Международной ассоциации непрерывного образования (IACE), в США только 43% студентов вузов находятся в возрасте моложе 25 лет. Остальная часть студентов - люди взрослые, обремененные семейными и деловыми заботами. Для них актуальны формы образования с частичным отрывом от привычных забот, либо вообще без отрыва от них. Система непрерывного образования США отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обуче-ния2. Этим и обусловлен интерес к очному обучению с элементами дистанционных образовательных технологий. Развивается также и обучение полностью в дистанционном формате. В целом пример США иллюстрирует, что там характерен рост заинтересованности населения в инновационном подходе к процессу получения знаний, к самым различным его формам, необходимым на протяжении всей жизни человека.
Система образования в Российской Федерации неизбежно должна следовать общемировой тенденции. В то же время, проводимые изменения должны реализо-вываться с непременным учетом особенностей российского сектора экономики, нацеленного на перерабатывающие и наукоемкие производства.
Проводя параллели между экономическими системами России и стран Евросоюза, очевидным становится принципиальное отличие секторального плана. Даже учи-
2 Состояние ДПО в России и мире // URL: http://iace-edu.com/iace/sostoyanie-dpo-v-rossii-i-mire (Дата обращения 19.04.2019).
тывая проводимые в стране реформы в наукоемких отраслях и модернизацию производства в целом, основная доля ВВП России все еще приходится на добывающую промышленность и экспорт углеводородного сырья. Приоритетной задачей в настоящий момент является формирование прочного базиса для национальных отраслей экономики, производящих наукоемкую продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. Рост ВВП США и большинства стран Евросоюза связан именно с производством и реализацией на мировом рынке высокотехнологичной наукоемкой продукции.
Таким образом, становится очевидным, что высшая школа России должна готовить специалистов с высокими профессиональными навыками, ориентированными не только на сокращение технологического разрыва между Россией и ведущими экономиками мира, но и на преодоление структурного дисбаланса в самой российской экономике. Стратегическая задача состоит в постепенном отходе от привязки к сырьевому сектору и последовательной переориентации на наукоемкие отрасли отечественной экономики. Означает ли это, что следует полностью отказаться от существующей сегодня системы профессиональной подготовки кадров, сфера применения которых в настоящее время (и в краткосрочной экономической перспективе) все еще будет ориентирована на добычу энергоносителей? Отнюдь.
На завершающем этапе «перестройки» и, в особенности, в 90-е годы прошлого столетия Россия уже проводила глубокое структурное реформирование национальной экономики. Тогда это привело к сокращению или даже фактической ликвидации целых отраслей производства, признанных нерентабельными с точки зрения рыночной экономики. Производимая некогда отечественная продукция была быстро заменена на импортируемую из-за рубежа, что не требовало затрат на поддержание производства и подготовку кадров, оказавшихся невостребованными. В результате наступившего затяжного экономического и финансового кризиса государство в те годы оказалось не в состоянии обеспечить
профессиональную переподготовку кадрового потенциала, что привело к его фактической утрате. Потери от подобной недальновидной политики оказали столь негативное влияние на отечественную экономику, что во многом их последствия лежат в основе и сегодняшних кризисных явлений в отечественном производственном секторе. Таким образом, еще одна из основных задач, стоящих сегодня перед нами, заключается в недопущении повторения ошибок, имевших место в 90-е годы при проведении реформ без учета долгосрочной экономической перспективы. Грамотная реализация системы непрерывного образования в России позволит в значительной степени решить поставленную задачу.
Развитие системы непрерывного образования позволяет создать все необходимые условия для обеспечения адаптации системы образования к динамично изменяющимся потребностям личности, общества, экономики. Кроме того, многие ученые отмечают, что система непрерывного образования играет важную роль при формировании кадров для инновационного развития регионов нашей страны [Пере-жовская 2015: 38-41].
Понятие системы непрерывного образования и концепция ее развития в РФ отражены в ряде стратегических нормативных документов. К примеру, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г»., которая была утверждена Правительством Российской Федерации 17.11.2008 г. № 1662-р, стратегическая задача государственной политики в области образования обозначена как повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, задачами геополитической конкурентоспособности России в глобальном мире [Андреев 2013: 167]. Одной из ключевых задач, обеспечивающих реализацию указанной цели, является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Целью утверждённой Прави-
тельством РФ 8 декабря 2011 г. № 2227-р Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия - 2020» является перевод к 2020 г. экономики России на новый путь развития. В качестве одной из основных задач Стратегии обозначено развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, предполагающее формирование целостной системы непрерывного образования, отвечающей требованиям, предъявляемым инновационной экономикой, а также создание стимулов и условий для постоянной переподготовки и повышения квалификации всего экономически активного населения страны [Андреев 2013: 168]. Наконец, 30 октября 2013 г. было утверждено Положение о Департаменте государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации (документ был изменен и дополнен 11 апреля 2014
г.)1.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года «Развитие образования» предусматривает задачу сформировать систему непрерывного образования, ключевым элементом которой является повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
Таким образом, российская система непрерывного образования в настоящее время проходит стадию концептуального формирования. С системной точки зрения является частью общей системы образования и представляет собой совокупность дополнительных образовательных программ, государственных образовательных стандартов, образовательных учреждений и иных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, общественных организаций, основной уставной целью которых является образо-
I Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации (с изменениями на
II апреля 2014 года) // URL: http://docs.cntd.ru/document/499057798 (Дата обращения: 2.05.2019).
вательная деятельность в области дополнительного образования, объединений (ассоциаций и союзов) образовательных учреждений дополнительного образования, общественных и государственно-общественных объединений, научных и методических советов, органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений, организаций и др.
В систему непрерывного образования, курируемую только Министерством образования и науки Российской Федерации, входят свыше 1350 образовательных учреждений и структурных подразделений высших и средних специальных учебных заведений, реализующих дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов2.
Потенциальный объем рынка непрерывного образования в России оценивается очень высоко. Например, согласно данным «The Economist Intelligence Unit», граждане России тратят около $10 млрд. не непрерывное образование образования только в зарубежных образовательных ор-ганизациях3.
В целом основные тенденции развития рынка непрерывного образования в России схожи с мировыми, и в их основе лежат:
- повышение мобильности и доступности образования;
- возможность интеграции образовательного процесса с социальными сервисами;
- развитие технологий для дистанционного обучения.
В этой связи, в ближайшем будущем рынок непрерывного образования в России будет характеризоваться такими явлениями, как: появление новых участников на рынке образовательных услуг, которые будут активно использовать сочетание формального и неформального образова-
2 Состояние ДПО в России и мире // URL: http://iace-edu.com/iace/sostoyanie-dpo-v-rossii-i-mire (Дата обращения 12.04.2019).
3 Russia Economy, Politics and GDP Growth Summary - The Economist Intelligence Unit // URL: http://country.eiu.com/Russia (Дата обращения: 11.04.2019).
ния; рост числа участников профессиональных сообществ по электронному обучению; рост рынка вебинаров и вебконфе-ренций наряду с постепенным сокращением очных форм обучения.
Постараемся сделать предварительный прогноз относительно реализации проектов развития системы непрерывного образования в России. Прежде всего, необходимо помнить, что система непрерывного образования, как уже отмечалось, является частью глобальной тенденции, основу которой составляет развитие информационных технологий. Следовательно, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что в самое ближайшее время в России получит развитие т.н. «E-leammg» - электронное или цифровое обучение. Оно основывается на использовании технологичных устройств для удаленного изучения информации, чаще всего с передачей через Интернет, но в ряде случаев с возможностью обучаться и без подключения к сети. Уже сегодня в России в массовом порядке образовательные организации используют сочетание очных образовательных технологий с дистанционное и такое сочетание позволяет не только не потерять в качестве образования, но и в разы повысить его доступность для слушателя. Принимая во внимание обширные территории нашей страны, подобное технологическое решение обретает дополнительную актуальность.
В качестве дополнительного импульса развитию электронного компонента системы непрерывного образования следует упомянуть возросшие возможности обучения при помощи персональных компьютеров, планшетов и мобильных устройств. Современный этап развития общества предъявляет требование к владению навыками получения информации через высокотехнологичные устройства, коммуникаторы, смартфоны, планшеты и т.д. Образовательные организации обязаны адаптировать образовательный контент (начиная от сайтов образовательных учреждений и заканчивая отдельными программами) с учетом этого требования времени.
Наиболее эффективным с точки зрения образовательного процесса представляется
смешанное обучение. Оно подразумевает использование традиционного очного формата вместе с интерактивными инструментами и цифровыми материалами (виртуальные классы в средних образовательных учреждениях, онлайн-курсы - в учреждениях высшей шко-
лы). Преимущество подобного формата обусловлено тем, что в качестве дистанционного обучения он может использоваться на долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программах. Кроме того, предоставление цифровых материалов для обязательного и дополнительного изучения в дополнение к очным лекциям, а также проведение в очном формате отдельных модулей и дисциплин, освоение которых упрощается через очное общение, позволяют разнообразить образовательный процесс в целом, а значит - сделать его более привлекательным для обучающихся.
Развитее непрерывного образования в России требует также и определенных усилий организационного плана. Для эффективной организации такого образования нужно задействовать два приоритетных направления. С одной стороны, необходимо создать необходимые условия для того, чтобы все, кто способен работать в режиме инновационного развития (это могут быть отдельные педагоги, и отдельные учреждения, и целые системы, например муниципальные, региональные), получили эту возможность. Такая система, открыв возможность появлению талантливых педагогов и ученых, успешно работающих учреждений и систем, даст возможность не только повысить качество образования, но и отработать многие элементы новой системы образования.
С другой стороны, необходимо создание государственной системы научно-исследовательских центров, ориентированных на создание и внедрение инновационных проектов развития образования, то есть центров, непосредственно занятых решением задач инновационного развития образования. При этом вовсе не обязательно создавать подобные центры «с нуля» -они вполне успешно могут быть основаны на базе существующих ведущих ВУЗов страны, либо могут создаваться при них.
Поэтому, определяя концепцию и социально-педагогические условия развития инновационной модели образования, ведущим его принципом нужно избрать принцип приоритетного развития существующего образования, за исключением тех случаев, когда нужно действительно создавать новые образовательные институты, те или иные компоненты образования, либо потому, что их надо создавать заново, либо потому, что уже существующие не отвечают требованиям времени1.
В этой связи хотелось бы привести пример Российского университета дружбы народов, являющегося одним из наиболее активных поставщиков услуг ДПО на рынке образования в России, а также участвующего в проекте повышения конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (проект 5-100). РУДН, являясь одним из признанных лидеров российской высшей школы, последние несколько лет активно развивает широкий спектр программ дополнительного профессионального образования. 29 подразделений ДПО: учебные центры, институты и факультеты повышения квалификации РУДН готовят специалистов в соответствии с быстро меняющимися потребностями рынка труда.
Университет предлагает более 1500 программ повышения квалификации и переподготовки различной направленности и продолжительности от 72 до 1000 часов2. Ряд программ реализуются с помощью методов дистанционного обучения. Используя уникальный опыт (более 65 тыс. выпускников из 160 стран мира), РУДН совместно с зарубежными партнерами разрабатывает и реализует международные программы дополнительного образования, в том числе на иностранных языках.
Все программы дополнительного образования направлены на практическое при-
1 Почему Россия может создать лучшую систему образования в мире? // URL: http://ruskline.ru/analitika/2015/04/09/pochemu_rossiy a_mozhet_sozdat_luchshuyu_sistemu_obrazovaniya_v _mire (Дата обращения: 2.05.2019).
2 О системе непрерывного образования в РУДН // URL: http://www.dporudn.ru/ (Дата обращения: 2.05.2019).
менение полученных знаний. Занятия ведут опытные преподаватели и высококвалифицированные специалисты из ведущих компаний - партнеров РУДН. Университет сотрудничает с бизнес-структурами и государственными ведомствами по вопросам организации практики и трудоустройства учащихся.
Таковы основные направления развития системы непрерывного образования в России на текущий момент. Изменения глобальной социально-экономической конъюнктуры в ближайшие годы, безусловно, внесет определенные коррективы. Но основные принципы непрерывного образования, предполагающие многообразие и гибкость применяемых видов обучения, его гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию, по-прежнему будут лежать в его основе. Главная особенность непрерывного образования - его устремленность в будущее, ориентированность на решение проблем развития общества на основе использования полученных профессиональных знаний до получения высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии -является основным мотиватором реализации всей концепции непрерывного образования в Российской Федерации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреев В. Н. Система непрерывного образования как ключевая составляющая обеспечения инновационного развития региона / В. Н. Андреев // Псковский региональный журнал. - 2013. - № 15
2. Пережовская А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015.
Сведения об авторе: Пархитько Николай Петрович - к.и.н., доцент кафедры Теории и истории журналистики, РУДН (email: [email protected]);
REFERENCES
nocTCOBeTCKHe HCcnegoBaHHa. T.2. № 4 (2019)
1. Andreev V. N. Sistema nepreryvnogo obrazovanija kak kljuchevaja sostavljaju-shhaja obespechenija innovacionnogo raz-vitija regiona / V. N. Andreev // Pskov-skij regional'nyj zhurnal. - 2013. - № 15
2. Perezhovskaja A. N. Nepreryvnoe obra-zovanie: celi, zadachi, soderzhanie, funkcii, perspektivy razvitija [Tekst] // Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija: materialy VI mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', ap-rel' 2015 g.). - Perm': Merkurij, 2015.
About the author: Parkhitko Nikolay P. - PhD in History, Assistant Professor, Theory and History of Journalism Department, RUDN University (e-mail: [email protected]).