Научная статья на тему 'Роль дополнительного профессионального образования в системе Российской высшей школы'

Роль дополнительного профессионального образования в системе Российской высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Динер Александр Артурович, Стурова Ирина Сергеевна

В статье перечислены основные понятия системы дополнительного профессионального образования, задачи этого сектора образовательного процесса, а также даны его основные характеристики. Проанализирована роль дополнительного профессионального образования как фактора, способствующего социально-экономическому развитию страны и росту интеллектуального потенциала общества. Дается общий анализ подходов к организации самой системы дополнительного профессионального образования. Рассмотрены основные проблемы системы дополнительного профессионального образования, а также представлены пути и попытки их решения по созданию ее нормативно-правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Динер Александр Артурович, Стурова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дополнительного профессионального образования в системе Российской высшей школы»

УДК 378.046.4

Александр Артурович Динер

(кандидат юридических наук, доцент, директор Института дополнительного профессионального образования Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

Ирина Сергеевна Стурова (специалист по учебно-методической работе 1 категории Института дополнительного профессионального образования Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Ключевые слова: система дополнительного профессионального образования, повышение квалификации, высококвалифицированные кадры.

Социальные преобразования последних десятилетий внесли серьезные изменения в ранее сложившуюся систему профессионального образования. Меняется концепция образования, ведущей становится идея его непрерывности. Значимость непрерывного образования была подтверждена на международном уровне. Европарламент рассматривает непрерывное образование как ключ к обеспечению социальной интеграции и достижению равных возможностей (Меморандум). Представители государств - членов Большой восьмерки на саммитах неоднократно подчеркивали важность непрерывного образования в «новых экономиках эпохи знаний» [1].

От качества образования во многом зависит успех личности, как в профессии, так и в жизни в целом. Неразрывна связь качества образования и качества жизни. Так, согласно докладу «О человеческом развитии 2015 г.», подготовленному ООН, российский показатель индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) занял 50-е место. Среди слагаемых индекса - благосостояние, долголетие, образование. При этом образование можно рассматривать как силу, которая способна радикально повернуть тенденцию ухудшения человеческого потенциала России: основное профессиональное образование (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) может существенно изменить ситуацию. В условиях рыночной экономики резко возрастает роль дополнительного профессионального образования (ДНО), так как именно оно выполняет функции адаптации компетентности кадров.

Современное высшее образование достигает желаемого результата по обеспечению современной подготовки специалистов благодаря совместной работе с системой ДНО. Формирование наиболее благоприятных условий для дальнейшего развития ДНО зависит от участия государства в данном процессе и построения оптимальной ИТ-среды.

Отечественное ДНО является одной из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, включающее профессиональную подготовку и переподготовку специалистов, повышение квалификации, стажировку, самообразование и дополнительные образовательные программы, реализующиеся на всех уровнях образования.

История ДНО в России берет свое начало в первой половине ХХ в. Созданная еще в 70-80 гг., функционирующая в условиях самоокупаемости и самофинансирования, система ДНО сумела выстоять в непростых условиях и перейти на новые рубежи развития [2].

Цель образовательной политики в России, приоритеты которой определены федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации», «О высшем послевузовском образовании» и «Национальной доктриной образования в РФ до 2025 г.», состоит в существенной модернизации сферы образования, в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечение ее соответствия вызовам XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны. Система дополнительного образования требует постоянного обновления, осознания необходимости

постоянного совершенствования профессиональных умений и навыков [3].

Организация дополнительного образования предполагает рассмотрение возрастающего многообразия различных программ подготовки специалистов. Важная задача системы дополнительного профессионального образования - обеспечить обучающихся необходимыми знаниями для активной жизни в развивающемся обществе.

Согласно Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г. будут обеспечены следующие эффекты:

- повышение удовлетворенности взрослого населения качеством своей жизни за счет расширения возможностей профессиональной и личностной самореализации;

- укрепление социальной стабильности за счет обеспечения доступности и развития инфраструктуры непрерывного образования для взрослых;

- дополнительная инвестиционная привлекательность территорий за счет повышения уровня человеческого и социального капитала;

- повышение конкурентоспособности взрослого населения за счет формирования профессиональных компетенций с учетом требований рынка труда;

- формирование функциональной грамотности и развития личностных качеств [4].

Следует отметить, что ДПО - явление, характерное для высокоразвитых стран мира. В основе теории западноевропейского дополнительного профессионального образования лежит концепция обучения в течение всей жизни (lifelong learning), получившее развитие в научных теориях непрерывного образования, образования взрослых (adult education), продолженного образования (continuing education). В качестве обобщающего понятия ДПО было выделено понятие «продолженное профессиональное развитие» (continuing professional development), включающее непрерывность, профессионализм, компетентность и систематичность.

Образование взрослых как составная часть подъема культуры и просвещения опирается на определенные принципы, работа по ДПО строится на научной основе: на принципах ан-драгогики - науки об организации образования

взрослых людей в рамках жизнедеятельности как системообразующей профессионального знания. Мы определяем андрагогику как отрасль социально-педагогического знания, способствующую организации ДПО обучающихся, создающую целостное представление об образовании и самообразовании как особой сфере социокультурной практики и обеспечивающую трансляцию культуры от поколения к поколению как контекст становления личности.

Следует отметить, что мотивация взрослого обучающегося существенно отличается от мотивации при традиционном обучении. В традиционной школе (имеется в виду школа не только общеобразовательная, но и высшая) дело обстоит так: весь багаж накопленных знаний нужно стимулировать, разбудить в учащихся познавательный интерес, чтобы они могли осваивать знания и тем самым получить образование [5]. Так, в результате опроса 100 студентов Алтайского государственного университета при ответе на вопрос «Какие обстоятельства повлияли на выбор профессии?», 30% студентов ответили, что выбрали профессиональную деятельность по рекомендации родителей, учителей, знакомых. Иное дело в ДПО:

1. Мотивация и желание учиться присутствуют у слушателей изначально, знания нельзя навязать, но можно стимулировать дополнительно.

2. Сознательная постановка целей и задач, осознание мотивов обучения присутствуют у слушателей, которые ясно понимают цели и необходимость получения дополнительного образования. Они готовы объективно оценивать пробелы в своих знаниях и стремиться к их преодолению. 71% слушателей видят в получении ДПО возможность овладения новыми знаниями (в сравнении: только 8% студентов ответили подобным образом).

3. Слушатели видят практическую направленность на ближайшее будущее и отдаленные перспективы, 35% которых считают получение ДПО возможностью повышения конкурентоспособности на рынке труда.

4. Образование строится на реальных проблемах. Передача практических навыков происходит с использованием метода конкретных ситуаций.

Нетрудно заметить, что эти характеристики обучения предполагают иные требования к

получаемым знаниям и информации, а также организации обучения. Определение основных параметров ДНО связано с установками соответствия характеристик учебного процесса тем требованиям, которые предъявляют сами обучающиеся.

Преподаватель в ДНО несет персонально ответственность за каждого слушателя, он вникает в его жизненные проблемы, находит подход к их решению [6].

Таким образом, эффективность деятельности структур ДНО в образовательных учреждениях обеспечивается регулирующим и опережающим характером содержания обучения, формированием насущных профессиональных компетенций, ориентацией на развитие специалиста как личности, индивидуализацией учебного процесса.

Основные задачи ДНО - удовлетворение потребности работодателей в квалифицированных кадрах, насыщение рынка труда необходимыми в настоящий момент специальностями, обеспечение социальной защищенности граждан, развитие творческих способностей личности.

В настоящее время в целях реализации непрерывного профессионального образования уже создана широкая сеть организаций, предоставляющих населению дополнительные образовательные услуги и образующих институциональную и субъектную структуру ДНО. Эти учреждения можно разделить на 4 группы:

1) вузы и профессиональные учебные заведения;

2) профессиональные ассоциации;

3) производственные предприятия-работодатели;

4) независимые, неформальные организации.

Нрактически все современные модели ДНО отличаются нестандартностью, вариативностью предлагаемых программ, форм и методов обучения, высокой степенью гибкости. Все дополнительные образовательные учреждения выполняют роль компенсатора, помогающего процессу социальной адаптации [7].

Институт ДНО АлтГУ относится к первой группе учреждений. Система ДНО начала формироваться в университете более 40 лет назад. В настоящий момент в АлтГУ функционирует Институт дополнительного профессио-

нального образования, созданный 1 сентября 2013 г., который занимается реализацией дополнительных образовательных программ. В состав ИДНО входят 12 центров, среди которых: Региональный центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений (ЦННКН), Центр переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, Центр повышения квалификации юридического факультета. Они предлагают наиболее востребованные на рынке программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

ИДНО реализует повышение квалификации и профессиональную переподготовку физических и юридических лиц, а также обучение по государственным контрактам на оказание образовательных услуг. Деятельность института направлена на непрерывное повышение квалификации, способствует развитию деловых и творческих способностей, повышает культурный уровень.

Среди выпускников 2015 г. 72% женщин, 63% - в возрасте от 30 до 50 лет, 8% - старше 60 лет. Всего за 2015 г. в структурах ИДНО обучилось 4108 человек, 544 из которых - сотрудники АлтГУ.

Уникальной особенностью ДНО является способность моделировать и конструировать обучающие курсы, достигая, таким образом, максимальной специализации и наиболее полного соответствия желаниям потребителя. С целью же выявления потребностей в новых образовательных программах, услугах, корректировки неудачных моментов процесса обучения в ИДНО и во всех структурах используются маркетинговые исследования образовательных программ конкурентов, проводится предварительное и сопровождающее обучение анкетирование слушателей для выяснения того, что именно они ожидают от программы, довольны ли они работой преподавателей и учебным процессом в целом [8].

Таким образом, становится очевидным, что ИДНО необходимо постоянно совершенствовать свои программы, которые должны быть направлены на обучение работников, адаптированных к новым условиям и технологиям, мобильных, легкообучаемых, нацеленных на результат.

В настоящее время Институтом ДПО реализуется ряд программ, востребованных на рынке труда, среди которых программа повышения квалификации «Развитие управленческих навыков», направленная на поддержание уровня компетенций действующих руководителей, а также получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня управленцев. Целью реализации программы «Бережливое производство» является повышение уровня квалификации руководителей компании, способствующее развитию профессиональных компетенций в сфере бережливого производства. Программа «Школа социального предпринимательства» ориентирована на людей, желающих пройти качественное обучение и получить полезные знания и навыки для применения их на практике. На обучение приглашаются слушатели, которые уже рассматривают создание собственного проекта в рамках социального предпринимательства. Одним из результатов программы является разработка собственного бизнес-плана. В результате обучения, проводившегося в декабре 2015 г. - январе 2016 г., из 50 слушателей на защиту социальных бизнес-проектов вышел 31 человек - это результат двухмесячного обучения, в ходе которого предприниматели попытались реализовать свой творческий потенциал и навыки организационной работы.

В заключение отметим, что важнейшими факторами дальнейшего развития повышения квалификации и профессиональной переподготовки становится взаимосвязь ДПО с работодателями, их объединениями, представите-

лями профсоюзов и органов государственной службы занятости при активной поддержке государства.

Участие работодателей в разработке и сертификации учебных программ позволит вывести систему ДПО на качественно новый уровень: во-первых, слушатели программ, созданных при сотрудничестве с представителями бизнеса, получают знания и навыки, востребованные на практике, во-вторых, система образования становится мобильной, легко адаптируемой к рыночным условиям и потребностям работодателя, в-третьих, учебное заведение будет включено в процесс создания корпоративных институтов бизнеса, обеспечивающих консультационную, методическую и другие виды поддержки [9]. Кроме того, эффективное сотрудничество бизнеса и образовательных учреждений позволит разрабатывать профессиональные стандарты и методы оценки эффективности [10].

В настоящий момент ДПО характеризуется внедрением моделей качества в свою деятельность, разнообразием сроков и программ обучения, их многоуровневостью, гибкостью и ориентированностью на клиента, что, несомненно, повышает его качество, однако главным залогом обеспечения качества ДПО является преподавательский состав. Независимо от того, какую модель качества применяет учреждение, она не будет способствовать улучшению качества обучения и самой организации в целом, если сотрудники недостаточно информированы, мотивированы и вовлечены в планирование, реализацию, оценку и анализ процесса управления качеством [11].

Библиографический список

1. Кёльнская хартия - Цели и задачи учебы через всю жизнь. - URL : http://ext.spb.ru/faq/132-2011-03-29-18-16-16.pdf.

2. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (проект). - URL : http://www.dpo-edu.ru/wordpress/?page_id=13095.

3. Сженов, Е.С. Социальные факторы организации системы дополнительного профессионального образования в вузе (на примере Российского университета дружбы народов) : автореф. дис. ... канд. соц. наук / Е.С. Сженов. - М., 2009. - 24 с.

4. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации... - URL : http://www.dpo-edu.ru/wordpress/?page_id= 13095.

5. Тюрин, Э.И. Особенности мотивации получения дополнительного профессионального образования / Э.И. Тюрин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - №3 (23). - С. 77-83.

6. Луобикене, И. Мотивы обучения взрослых / И. Луобикене, Э. Буткявичуне // Социологические исследования. - 2006. - №5. - С. 140-143.

7. Вторина, Е.В. Инновационные подходы к развитию системы дополнительного профессионального образования в вузе / Е.В. Вторина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - №7. - С. 56-6i.

В. Вапнярская, О.И. Особенности мониторинга дополнительного профессионального образования на международном уровне / О.И. Вапнярская // Сервис plus. - 200В. - №4. - С. 46-50.

9. Кряклина, Т.Ф. Актуальные проблемы модернизации российской системы образования / Т.Ф. Кря-клина // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 20i3. - Спецвып. (32). - Т. 3. - С. 73-75.

10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от В декабря 20ii г. №2227-р. - URL : http://www. rg.ru/20i2/0i/03/innov-razvitie-site-dok.html.

11. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 20i2 г. №273-ФЗ. - URL : http://www.rg.ru/20i2/i2/30/obrazovanie-dok.html.

References

1. ^lnskaya hartiya - TSeli i zadachi uchebyi cherez vsyu jizn. - URL : http://ext.spb.ru/faq/132-20ii-03-29-1В-16-16^£

2. Kontseptsiya razvitiya nepreryivnogo obrazovaniya vzroslyih v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda (proekt). - URL : http://www.dpo-edu.ru/wordpress/?page_id=13095.

3. Sjenov, E.S. Sotsialnyie faktoryi organizatsii sistemyi dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya v vuze (na primere Rossiyskogo universiteta drujbyi narodov) : avtoref. dis. ... kand. sots. nauk / E.S. Sjenov. -M., 2009. - 24 s.

4. Kontseptsiya razvitiya nepreryivnogo obrazovaniya vzroslyih v Rossiyskoy Federatsii... - URL : http:// www.dpo-edu.ru/wordpress/?page_id=13095.

5. Tyurin, E.I. Osobennosti motivatsii polucheniya dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya / E.I. Tyurin // Izvestiya vyisshih uchebnyih zavedeniy. Povoljskiy region. Obschestvennyie nauki. - 2012. - №3 (23). - S. 77-В3.

6. Luobikene, I. Motivyi obucheniya vzroslyih / I. Luobikene, E. Butkyavichune // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2006. - №5. - S. 140-143.

7. Vtorina, E.V. Innovatsionnyie podhodyi k razvitiyu sistemyi dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya v vuze / E.V. Vtorina // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. -2007. - №7. - S. 56-61.

В. Vapnyarskaya, O.I. Osobennosti monitoringa dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya na mejdunarodnom urovne / O.I. Vapnyarskaya // Servis plus. - 200В. - №4. - S. 46-50.

9. Kryaklina, T.F. Aktualnyie problemyi modernizatsii rossiyskoy sistemyi obrazovaniya / T.F. Kryaklina // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. - 2013. - Spetsvyip. (32). - T. 3. - S. 73-75.

10. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 g. : utv. rasporyajeniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot В dekabrya 2011 g. №2227-r. - URL : http://www.rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.html.

11. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : federalnyiy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. №273-FZ. -URL : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.