Научная статья на тему 'Об эффективности реализации губернатор­ ского проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием»'

Об эффективности реализации губернатор­ ского проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием» Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект “В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием” / участники проекта / показатели проекта / социальная поддержка / трудоустройство / project: “Every family has at least one child with higher education” / project participants / project indicators / social support / employment

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Сай-Суу А. Судер-Оол

В данной статье рассматривается эффективность губернаторского проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием», реализовывавшегося в 2014-2022 гг. в Республике Тыва. Основной целью проекта было выравнивание возможностей выпускников школ, проживающих в семьях, в которых члены семьи в трёх поколениях не имеют высшего образования, через государственную поддержку в виде педагогического и социального сопровождения в школе, при поступлении и обучении в вузе. Косвенно реализация проекта направлена на преодоление бедности населения в регионе. В работе анализируется динамика поступления в вузы выпускников организаций общего и среднего профессионального образования, трудоустройство выпускников высших учебных заведений – участников проекта и методы поддержки со стороны государства. На основе проведённого анализа были сформулированы выводы об эффективности губернаторского проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of the implementation of the governor's project "In every family at least one child with higher education"

This article examines the effectiveness of the Governor's project "In every family – at least one child with higher education", implemented in 2014-2022 in the Republic of Tuva. The main goal of the project was to equalize the opportunities of school graduates living in families in which family members in three generations do not have higher education, through state support in the form of pedagogical and social aid at school and university. Indirectly, the project is aimed at overcoming the poverty of the population in the region. The paper analyzes the dynamics of admission to universities of graduates of schools, colleges, employment of graduates of higher educational institutions, as well as project participants and methods of support from the state. Based on this analysis, a conclusion is formed about the effectiveness of the governor's project.

Текст научной работы на тему «Об эффективности реализации губернатор­ ского проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием»»

СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья

УДК 332.1

Об эффективности реализации губернаторского проекта «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием»

Сай-Суу А. Судер-оол

Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, Кызыл, Россия, sarapchyn@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается эффективность губернаторского проекта «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием», реализовывавшегося в 2014-2022 гг. в Республике Тыва. Основной целью проекта было выравнивание возможностей выпускников школ, проживающих в семьях, в которых члены семьи в трёх поколениях не имеют высшего образования, через государственную поддержку в виде педагогического и социального сопровождения в школе, при поступлении и обучении в вузе. Косвенно реализация проекта направлена на преодоление бедности населения в регионе. В работе анализируется динамика поступления в вузы выпускников организаций общего и среднего профессионального образования, трудоустройство выпускников высших учебных заведений - участников проекта и методы поддержки со стороны государства. На основе проведённого анализа были сформулированы выводы об эффективности губернаторского проекта.

Ключевые слова: проект "В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием", участники проекта, показатели проекта, социальная поддержка, трудоустройство

Для цитирования: Судер-оол С.А. «Об эффективности реализации Губернаторского проекта «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием» // Азиатские исследования: история и современность. 2023. №2-3 (6-7). С. 220-233. DOI: 24412/2782-6139-2023-6-7-220-233.

The effectiveness of the implementation of the governor's project "In every family - at least one child with higher education"

Sai-Suu A. Suder-ool

Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Social and Economic Research under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia, sarapchyn@yandex.ru.

Abstract. This article examines the effectiveness of the Governor's project "In every family - at least one child with higher education", implemented in 2014-2022 in the Republic of Tuva. The main goal of the project was to equalize the opportunities of school graduates living in families in which family members in three generations do not have higher education, through state support in the form of pedagogical and social aid at school and university. Indirectly, the project is aimed at overcoming the poverty of the population in the region. The paper analyzes the dynamics of admission to universities of graduates of schools, colleges, employment of graduates of higher educational institutions, as well as project participants and methods of support from the state. Based on this analysis, a conclusion is formed about the effectiveness of the governor's project.

Keywords: project: "Every family has at least one child with higher education", project participants, project indicators, social support, employment

For citation: Suder-ool, S.A. (2023) "On the effectiveness of the implementation of the Governor's project "In every family - at least one child with higher education" // Asian Studies: History and Modernity. no.2-3 (6-7) p. 220-233. DOI: 24412/27826139-2023-6-7-220-233.

Введение

Обеспечение доступности высшего образования для учащихся с разным социально-экономическим статусом является одной из важнейших задач современной образовательной политики. Доступность высшего образования в значительной степени определяется не только и не столько способностями, проявленными молодыми людьми на вступительных испытаниях, сколько ресурсным потенциалом их семей. Различия в ресурсном потенциале семей обусловливают существенное неравенство в доступности высшего образования.

С учётом совокупности социально-экономических факторов доступности высшего образования можно выделить следующие социальные группы, которые находятся в наиболее сложном социальном положении:

- дети из малообеспеченных семей, в том числе дети инвалидов, безработных;

- выпускники организаций среднего профессионального образования;

- дети с ограниченными возможностями здоровья.

Государственная политика выравнивания стартовых возможностей при поступлении в вуз должна развиваться в двух направлениях:

1. выравнивание качества среднего (общего) образования;

2. субсидирование обучения на платной основе одаренных представителей социально незащищённых групп населения [Шишкин 2005, с.86].

Для обеспечения доступности и выравнивания возможностей выпускников в получении высшего образования и укрепления института семьи, ее культуры, духовно-нравственного потенциала региона Правительство Республики Тыва инициировало губернаторский проект «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием» (далее - проект ОРВО). Проект реализовывался с 2014 по 2022 гг. по государственному заказу на ежегодное увеличение количества выпускников, поступивших в вузы по двум направлениям: увеличение до 78% выпускников школ и увеличение до 34% количества выпускников организаций среднего профессионального образования (СПО), поступивших в вузы, общее число которых должно достичь 3937 чел. [Харунова 2020, с. 55].

Ожидаемые общественно-значимые результаты проекта:

• будущее социальное благополучие семей;

• повышение общего культурного уровня населения;

• обеспечение экономики республики профессиональными кадрами по востребованным и приоритетным направлениям подготовки (инженерные, военно-инженерные, сельскохозяйственные специальности)1.

Цель статьи состоит в анализе основных показателей эффективности реализации проекта ОРВО. Анализируется динамика поступления участников проекта в вузы за годы реализации с 2014 по 2022 гг. и рассматриваются социальные поддержки (региональные и муниципальные меры) участникам проекта. Представлен анализ трудоустройства выпускников вузов, участников проекта.

При подготовке статьи помимо анализа документов автор

1 Паспорт губернаторского проекта «В каждой семье- не менее одного ребенка с высшим образованием». - URL: https://ipktuva.ru/sites/default/files/doc/project/ORVO/docs/prilozhenie_k_ prikazu_pasport_orvo.pdf_(дата общения: 8.09.2023 г.).

опирался на практический опыт по сопровождению данного проекта на региональной и муниципальной уровнях.

В 2017 году утверждено Постановление Республики Тыва №547 «Об утверждении Порядка реализации проекта Главы Республики Тыва «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием», где разработан порядок отбора и определения претендентов на участие в проекте. Одним из критериев для участия в проекте являлось отсутствие лиц с высшим образованием в трех поколениях, а также наличие у этих семей статуса малообеспеченных и многодетных2. В 2022 году всего участников в базе данных проекта числилось 4304 учащихся кожуунов и г. Кызыла, из них в 4-х классах - 419 чел., в 9-х классах - 434 чел., в 11-х классах - 243 чел., участники дошкольного возраста - 1272 чел.

Таблица 1

Количество участников проекта ОРВО3

№ Уровень образования Количество участников

2019-2020 2020-2021 2021-2022

уч.год уч.год уч.год

Дошкольное образование 1596 1355 1272

Общее образование, из 5339 4874 4304

них

выпускников 9 класса выпускников 11 класса 579 315 446 249 434 243

Среднее профессиональное образование, из них 346 407 806

выпускников 180

Высшее профессиональное образование 1761 563 1051

Всего 9042 7199 7433

Источник: данные Минобразования РТ.

База данных участников проекта обновлялась ежегодно, проводился мониторинг семей с учетом их социального положения и наличия в них детей с высшим образованием. Как показывает мониторинг, с каждым годом наблюдалось уменьшение количества участников проекта.

2 Постановление Правительства Республики Тыва от 18 декабря 2017 г. № 547 - URL: https:// ipktuva.ru/sites/default/files/doc/Programu/proekt/postanovlenie_pravitelstva_rt_no227.pdf (дата обращения: 11.09.23 г).

3 Отчёт за 1 полугодие 2022г. Официальный портал Республики Тыва. - URL: https://rtyva.ru/ natsionalnye-gubernatorskie-proekty/2746/ (дата обращения: 11.09.2023 г.).

Проект был направлен на достижение основного показателя -поступление выпускников школ, СПО в вузы. Всего в рамках проекта имелось 3 показателя:

- доля выпускников 11 классов - участников проекта, поступивших в организации высшего профессионального образования - план 47% в 2022 г. (основной показатель), факт - 34%;

- доля выпускников 9 классов - участников проекта, успешно преодолевших минимальный порог ОГЭ - план 91% в 2022 г. (дополнительный показатель), фактическое достижение 97,9%. Из 434 чел. не получили аттестат 9 выпускников;

- доля выпускников учреждений среднего профессионального образования - участников проекта, поступивших в организации высшего профессионального образования - план 46% в 2022 г. (дополнительный показатель), фактическое достижение - 40,32%. Из 180 выпускников СПО поступили в вузы 98 чел.4

В 2022 г. окончили школы республики 243 выпускника - участника проекта. Из них в вузы поступили - 81 выпускник - участник проекта (33,3%), что на 12% меньше, чем в 2021 г. В учреждения СПО поступили 119 выпускников - участников проекта.

В целом поступление участников проекта в вузы и учреждения СПО в 2022 г. составило 42,31% (179 чел.). В таблице 2 можно увидеть динамику поступления выпускников общеобразовательных организаций - участников проекта5.

Таблица 2

Поступление выпускников общеобразовательных организаций -

участников проекта в вузы по годам6

№ Год Доля участников проекта, поступивших в вуз, %

1 2014 55,6

2 2015 44,4

4 Паспорт Губернаторского проекта «В каждой семье- не менее одного ребенка с высшим образованием». - URL: https://ipktuva.ru/sites/default/files/doc/project/ORVO/docs/prilozhenie_k_ prikazu_pasport_orvo.pdf (дата общения: 8.09.2023 г.)

5 Итоговый отчёт за 2021 год и задачи на 2022г. Официальный портал Республики Тыва. - URL: https://rtyva.ru/natsionalnye-gubernatorskie-proekty/2746/ (дата обращения: 11.09.2023 г.).

6 Отчёты об итогах реализации губернаторских проектов по годам. Официальный портал Республики Тыва. - URL : https://rtyva.ru/natsionalnye-gubernatorskie-proekty/2746/ (дата обращения: 11.09.2023 г.).

3 2016 35,2

4 2017 33,8

5 2018 43,2

6 2019 41,8

7 2020 36,4

8 2021 45,8

9 2022 34

Итого 46,9

Источник: данные Минобразования РТ.

Сравнительный анализ поступления в вузы по годам показывает, что наибольший процент поступления в 2014 году - 55,6%, наименьший процент поступления в 2017 году - 33,8%. За время реализации проекта средний уровень поступления участников проекта составляет 46,9%.

Анализ поступления выпускников - участников проекта в сравнении с 2017-2018 годом показывает снижение на 9,2%.

Рис. 1.

Поступление выпускников - участников проекта с 2019 по 2022 гг.7

Источник: данные Минобразования РТ.

По основам поступления выпускников 2022 г. просматривается следующая картина: наибольшее количество выпускников поступили на общих основаниях 320 чел. (в 2021 г. -358 чел., 2020 г. - 425 чел., 2019 г.- 448 чел. 79,2%, 2018 г. -491 чел. 88,64%).

'Диаграмма построена на основе данных Министерства образования Республики Тыва. Отчёт за 1 полугодие 2022г. Официальный портал Республики Тыва. - URL : https://rtyva.ru/natsionalnye-gubernatorskie-proekty/2746/ (дата обращения: 11.09.2023 г).

Таблица 3

Основа поступления выпускников, участников проекта ОРВО8

Основа поступления Количество 2022г. Количество 2021 г. Количество 2020 г. Количество 2019 г. Количество 2018 г.

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

вне конкурса 16 4 24 5,1 19 3,4 21 3,7 7 1,26

на общих основаниях 320 82 358 76,9 425 78,3 448 79,2 491 88,6

целевой прием 56 14 83 17,8 100 18,3 97 17,1 56 10,1

Общий итог 392 465 544 566 554

Источник: данные Минобразования РТ.

За последние двадцать лет больше чем на треть выросла доля выпускников основной школы, выбирающих для продолжения образовательной траектории профессиональное обучение, а не академический трек старшей школы. В настоящий момент только половина выпускников основной школы переходят в старшую школу. При этом 70% старшеклассников поступают в вузы сразу после окончания 11-го класса [Малиновский, Шибанова 2022, с.15]. Наблюдается перераспределение спроса с высшего на среднее профессиональное образование [Ломтева, Бедарева 2021, с.20]. В целом по республике наблюдается такая же ситуация - снижение количества лиц, получающих высшее образование. Это связано, прежде всего, с тем, что рабочие профессии вновь в приоритете.

Что касается поступления выпускников СПО в вузы в рамках проекта, то с 2015 г. в вузы поступили 1048 выпускников СПО - участников проекта (69,9% от общего числа выпускников СПО - участников проекта - 1499 чел.).

8 Таблица составлена на основе данных Минобразования РТ. Итоговый отчёт за 2021 г. и задачи на 2022 г. Официальный портал Республики Тыва. - URL: https://rtyva.ru/natsionalnye-gubernatorskie-proekty/2746/ (дата обращения: 11.09.2023 г).

Таблица 4

Поступление выпускников СПО - участников проекта ОРВО в вуз9

Го д Количество выпускников -участников проекта поступили в вуз, %

2015 261 47,1

2016 168 50

2017 97 49,4

2018 178 53

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019 256 72,2

2020 311 72,3

2021 416 75,7

2022 123 84,6

Итого 1810 69,9

Источник: данные Минобразования РТ.

Анализ поступающих из числа выпускников школ и выпускников СПО показывает, что плановые значения по поступлению перевыполняются выпускниками СПО. Возможно, это связано с тем, что выпускники СПО, пройдя обучение в организации среднего профессионального образования, более целенаправленно готовятся к поступлению в вузы, проявляют самостоятельность, имеют социальный опыт обучения в новой образовательной среде, нежели выпускники школ [Харунова 2020, с. 55].

Рассмотрим основные направления государственной поддержки, которые повлияли на результаты и эффективность проекта. По мнению Шишкина, доступность высшего образования определяется возможностями не только поступить в вуз, но и успешно закончить весь курс обучения. Причиной, приводящей к отчислению студентов, после индивидуальных качеств - неспособности учиться, адаптироваться к нагрузкам и т.п. - является экономический фактор: необходимость зарабатывать на жизнь или изменение материального положения и невозможность оплаты обучения [Шишкин 2005, с. 85]. По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», определяющим финансовым фактором является не

9 Таблица составлена на основе данных Минобразования РТ. Отчёт деятельности ГБУ ДПО РТ «Республиканский центр профессионального образования» за 2022 год. - URL https://цпорт.рф/ docs/2023_01_24/Etb2sK2Te63d8AS3Y4n42fd4.pdf (11.09.2023 г.).

только уровень платы за учёбу в вузах, но и другие не менее важные затраты - небольшая финансовая поддержка, недостаточное количество бюджетных мест, неразвитая инфраструктура учебных заведений. [Громов, Платонова 2016, с. 32]. Все вышеперечисленные факторы ограничивает возможности семей с низкими доходами к получению высшего образования. В рамках проекта, для поощрения и поддержки целеустремленных детей, участников проекта предусмотрены меры социальной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 18 декабря 2017 г. N 547 «Об утверждении Порядка реализации проекта Главы Республики Тыва «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием (с изменениями от 25.06.2021 N 294.)». Меры такой поддержки включали:

- оплата первого года обучения студентам, поступившим в вузы на внебюджетную форму обучения (согласно перечню ведущих ВУЗов: г. Москва, г. Санкт-Петербург, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»);

- единовременная выплата в размере 20 тыс. рублей участникам проекта, поступившим в вузы других регионов, из числа выпускников 11 классов;

- ежемесячная стипендия студентам, 30 участникам проекта в размере 4 тыс. рублей в течение 10 месяцев по итогам окончания курса10;

- оплата проезда во Всероссийские детские центры отличникам учебы11;

- оплата за обучение на подготовительных курсах в ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» и т. д.12

10 Постановление Республики Тыва от 22 мая 2020 г. №227 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Тыва от 18 декабря 2017 г. №547.

11 Приказ Министерства образования Республики Тыва «Об утверждении списка получателей государственной поддержки из числа участников губернаторского проекта «В каждой семье -не менее одного ребенка с высшим образованием» для организации отдыха во Всероссийском детском центре «Смена» от 22.04.2021 г. №510-д.

12 Приказ Министерства образования Республики Тыва «Об организации подготовительных курсов для учашцхся 11 классов - участников губернаторского проекта «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием» от 15.03.2021 г. №307-д.

Рис.2.

Объём финансирования проекта ОРВО по годам, тыс. рублей

13

Объем финансирования по годам, тыс. руб.

- 2014

■ 2015

- 2016

2017

■ 2018

- 2019

- 2020

■ 2021

- 2022

Источник: данные Минобразования РТ.

За все годы реализации проекта республика потратила на него более 23 млн. рублей. По государственной программе Республики Тыва «Развитие образования на 2014-2025 гг.»14 они были направлены на организацию подготовительных курсов для участников проекта, их материальную поддержку, которая выдается на основе конкурсов, на стипендии лучшим студентам. Помимо республиканской поддержки, муниципалитеты учредили свои виды помощи участвующим в нем детям. Например, по Постановлению Мэрии г. Кызыла № 54 от 17.02.2020 г. «О проведении конкурсного отбора на соискание гранта мэра города Кызыла в рамках реализации губернаторского проекта «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием» в целях поддержки участников проекта общеобразовательных организаций г. Кызыла, стремящихся к получению высшего образования, самореализации и формированию активной гражданской позиции 3 победителям по уровням образования предусмотрено выделение гранта в размере 15 тыс. рублей на одного победителя15.

13 Отчёт об итогах реализации губернаторских проектов в Республике Тыва за 2020 год. Официальный портал Республики Тыва. - URL: https://rtyva.ru/natsionalnye-gubernatorskie-proekty/2746/ (дата обращения: 11.09.2023 г.).

14 Постановление Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 г. N 632 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Развитие образования на 2014 - 2025 гг.» - URL: https://docs.cntd.ru/document/460209038 (дата обращения: 11.09.2023 г.).

15 Постановление Мэрии города Кызыла от 17.02.2020 года № 54. - URL: http://dpo17.ru/upload/ document/Postanovlenie_Merii_na_grant_no_54_ot_17_02_2020.pdf (дата обращения: 11.09.2023 г.).

Трудоустройство выпускников вузов - участников ОРВО является одним из приоритетных задач проекта. Первые участники проекта завершили обучение в учреждениях высшего образования в 2018 г. Всего за время реализации проекта ОРВО высшее образование получили 2129 чел.: в 2022 г. 392 чел. (2021 - 465 чел., 2020 г. - 544 чел., 2019 г. -566 чел., 2018 г. -554 чел.), в том числе 417 чел. (2022 г. - 95 чел., 2021 г. - 170 чел., 2020 г. - 152 чел.,) - выпускники ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»16.

Таблица 5.

Занятость выпускников вузов - участников проекта ОРВО17

Каналы занятости 2022г. 2021г. 2020г. 2019 г

Трудоустроен/а 98 75 147 132

из них по специальности 74 88 85

Продолжение обучения на магистратуре 174 181 195 197

Служат в вооруженных силах РФ 59 48 31 15

По уходу за ребенком 61 76 58 32

Нет сведений 0 85 113 190

Общий итог 392 465 544 566

Источник: данные Минобразования РТ.

Исходя из данных, представленных в таблице 5 можно сказать, что с 2019 года показатели трудоустройства остаются очень низкими (из 2129 выпускника вузов, устроились на работу 1199 человек (56,3%), из которых только 54,6 % трудоустроены по специальности.

Наибольшее количество выпускников заняты в двух основных отраслях: культура, искусство и образование, которые характеризуются зарплатами ниже средних в экономике18. Наибольшее количество

16 Итоговый отчёт за 2021 год и задачи на 2022г. Официальный портал Республики Тыва. - URL: https://rtyva.ru/natsionalnye-gubernatorskie-proekty/2746/ (дата обращения: 11.09.2023 г.).

17 Отчёт о ходе реализации губернаторских проектов в Республике Тыва за 9 месяцев 2021 года. Официальный портал Республики Тыва. - URL: https://rtyva.ru/natsionalnye-gubernatorskie-

proekty/2746/ (дата обращения: 11.09.2023 г.).

18 Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда работников социальной сферы и науки за январь-сентябрь 2022 года. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/itog-monitor_03-2022.htm (дата обращения: 04.12.2023 г.).

нетрудоустроенных выпускников - участников проекта наблюдается по направлению сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки.

Можно предположить, что существуют определенные проблемы, препятствующиеэффективномутрудоустройству молодых специалистов:

- столкновение с определенными сложностями в процессе трудоустройства по специальности;

- определенная часть девушек создает семьи и находится в декретном отпуске;

- отсутствует желание заниматься трудовой деятельностью.

Заключение

Проект ОРВО был уникальной возможностью для выпускников школ республики, представляющий собой «социальный лифт», который позволил сопровождать участников проекта на всех уровнях образования (дошкольное, среднее общее, высшее) и, самое главное, помощь в трудоустройстве после окончания университета.

Социальная значимость данного проекта заключалась в том, что всего за время реализации проекта «ОРВО» высшее образование получили 2129 чел. из семей, в которых не было ни одного члена семьи с высшим образованием в трёх поколениях, и 1199 чел. из них имеют работу. 500 участников проекта получили адресную социальную помощь из бюджета республики.

Рассмотрев достигнутые результаты проекта «ОРВО» приходим к выводу о том, что с 2017 г. участники проекта в большей степени стали ориентироваться на получение рабочих профессий, чем на получение высшего профессионального образования. Основной причиной такой ситуации явилось трудное материальное положение семей, которое вынудило значительную часть выпускников школ выбирать обучение в организациях среднего профессионального образования с целью быстрого выхода на рынок труда, скорейшего трудоустройства и получения дохода от заработной платы.

Литература:

1. Громов 2016 — Громов А. Д., Платонова Д. П., Семенов Д. С., Пырова Т. Л.; Доступность высшего образования в регионах России // Современная аналитика образования. № 8. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2016. 32 с. DOL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/ folder/kyg42vmi4j/direct/201217137 (дата обращения: 8.09.2023 г.).

2. Малиновский, Шибанова 2022 — Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство // Современная аналитика образования № 7 (67). М.: Национальный

исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2022. 78 с. DOL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/803809235.pdf (дата обращения: 8.09.2023 г.).

3. Ломтева, Бедарева 2021 — Ломтева Е. В., Бедарева Л. Ю. Особенности мотивации молодежи к обучению: перераспределение спроса с высшего на среднее профессиональное образование // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2021. № 13 (145). С. 20-24. DOL: https://www.iep.ru/rupublikatcn/publication/monitoring-ekonomi-cheskoy-situatsii-v-rossii-13-145-iyul-2021-g.html (дата обращения: 11.09.2023 г.).

4. Харунова 2020 — Харунова М. М.-Б. В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием // Вестник Тувинского государственного университета Выпуск 1. Социальные и гуманитарные науки. 2020. №3 (64). С. 53 - 64. DOL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-kazhdoy-semie-ne-menee-odnogo-rebenka-s-vysshim-obrazovaniem/viewer (дата обращения: 6.09.2023 г.).

5. Шишкин 2005 — Шишкин С. В. Доступность высшего образования для населения России: что показывают результаты исследований // Университетское управление: практика и анализ. 2005. С. 80 - 88. DOL: https://cyberleninka.ru/article/n/ dostupnost-vysshego-obrazovaniya-dlya-naseleniya-rossii-chto-pokazyvayut-rezultaty-issledovaniy (дата обращения: 11.09.2023 г.).

References:

1. Gromov, A. D. (2016) Gromov, A. D., Platonova, D. P., Semenov, D. S., Pyrova, T. L. "Dostupnost' vysshego obrazovanija v regionah Rossii" [Accessibility of higher education in the regions of Russia], Sovremennaja analitika obrazovanija, no. 8, Moscow, Nacional'nyj issledovatel'skij universitet "Vysshaja shkola jekonomiki". 32 p. DOL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/kyg42vmi4j/direct/201217137 (In Russ.).

2. Malinovskij, S.S., Shibanova, E.Ju. (2022) "Dostupnost' vysshego obrazovanija v Rossii: kak prevratit' jekspansiju v ravenstvo" [Accessibility of higher education in Russia: how to turn expansion into equality], Sovremennaja analitika obrazovanija, no. 7 (67), Moscow, Nacional'nyj issledovatel'skij universitet "Vysshaja shkola jekonomiki". 78 p. DOL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/803809235.pdf (In Russ.).

3. Lomteva, E. V., Bedareva, L. Ju. (2021) "Osobennosti motivacii molodezhi k obucheniju: pereraspredelenie sprosa s vysshego na srednee professional'noe obrazovanie" [Features of motivation of young people to study: redistribution of demand from higher to secondary vocational education], Monitoring jekonomicheskoj situacii v Rossii. Tendencii i vyzovy social'no-jekonomicheskogo razvitija, no.13 (145), p. 20-24. (In Russ.).

4. Harunova, M. M.-B. (2020) "V kazhdoj sem'e - ne menee odnogo rebenka s vysshim obrazovaniem" [Each family has at least one child with a higher education], Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta Vypusk 1. Social'nye i gumanitarnye nauki, no. 3 (64), p. 53 - 64. DOL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-kazhdoy-semie-ne-menee-odnogo-rebenka-s-vysshim-obrazovaniem/viewer (In Russ.).

5. Shishkin, S. V. (2005) "Dostupnost' vysshego obrazovanija dlja naselenija Rossii: chto pokazyvajut rezul'taty issledovanij" [Accessibility of higher education for the population of Russia: what the research results show], Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, p. 80 - 88. (In Russ.).

Информация об авторе:

Сай-Суу А. Судер-оол, главный специалист Центра экономических исследований и организации образовательного процесса Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, Кызыл, Россия; Россия, Республика Тыва, 667000, ул. Кочетова, д.4.

Information about the author:

Sai-Suu A. Suder-ool, Chief Specialist, the Center for Economic Research and Organization of the Educational Process, Tuvan Institute of Humanities and Applied Socio and Economic Research under the Government of the Republic of Tyva, Kyzyl, Russia; 4 Kochetova str., 667000, the Republic of Tyva, Russia.

@ Судер-оол C. А. 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.