Научная статья на тему 'О ГУБЕРНАТОРСКОМ ПРОЕКТЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА «В КАЖДОЙ СЕМЬЕ НЕ МЕНЕЕ ОДНОГО РЕБЕНКА С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ»'

О ГУБЕРНАТОРСКОМ ПРОЕКТЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА «В КАЖДОЙ СЕМЬЕ НЕ МЕНЕЕ ОДНОГО РЕБЕНКА С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее профессиональное образование / факторы / ограничивающие доступ к получению высшего образования / проектный подход / губернаторский проект / банк данных выпускников / higher professional education / factors limiting access to higher education / project approach / Governor's project / alumni data

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иргит Е. Л., Манчелаева Д. О.

В статье актуализируется особая важность реализации проектного подхода доступности высшего образования. В числе факторов, ограничивающих доступ к получению высшего образования названы территориальные, статусные, адаптационные и материальные ограничения. Одним из путей решения получения высшего образования является необходимость государственной поддержки посредством образовательных проектов, в частности, губернаторские проекты, обеспечивающие равенство в условии получения высшего образования таким социальным группам, как дети из малообеспеченных и многодетных семей, в том числе дети людей с ограниченными возможностями здоровья и безработных. Авторы раскрывают разное понимание учеными проектного подхода решения данной проблемы. Названы проекты, осуществляющие в данный момент в системе образования Российской Федерации. Выделены основные особенности регионального губернаторского проекта в Республике Тыва «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием» как проекта, обеспечивающего равенство в условии получения высшего образования детьми из разных социальных групп, обозначены его цели и пути его реализации, приведены разработки систем методических сопровождений выпускников – участников проекта во время обучения в школе, в семье, и в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE GOVERNOR'S PROJECT AT LEAST ONE CHILD WITH HIGHER EDUCATION IN EACH FAMILY IMPLEMENTED IN THE REPUBLIC OF TUVA

The article highlights the special importance of implementing the project approach to accessibility of higher education. Among the factors limiting access to higher education are territorial, status, adaptation and material restrictions. One of the ways to achieve higher education is the need for state support through educational projects, in particular, government projects that ensure equality in terms of higher education for such social groups as children from low-income and large families, including children of people with disabilities and the unemployed. The authors reveal different understanding of the project approach of scientists to solve this problem. The list includes projects that are currently being implemented in the education system of the Russian Federation. The authors reveal the main features of the regional Governor's project in the Republic of Tuva At Least One Child With Higher Education In Every Family as a project that ensures equality in the condition of higher education for children from different social groups, identify its goals and ways of its implementation, and develop systems of methodological support for graduates participating in the project during their studies at school, in the family, and in higher education

Текст научной работы на тему «О ГУБЕРНАТОРСКОМ ПРОЕКТЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА «В КАЖДОЙ СЕМЬЕ НЕ МЕНЕЕ ОДНОГО РЕБЕНКА С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ»»

УДК 37.014(571.52)

doi 10.24411/2221-0458-2020-10050

О ГУБЕРНАТОРСКОМ ПРОЕКТЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА «В КАЖДОЙ СЕМЬЕ НЕ МЕНЕЕ ОДНОГО РЕБЕНКА С ВЫСШИМ

ОБРАЗОВАНИЕМ»

Иргит Е.Л., Манчелаева Д.О.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия

ON THE GOVERNOR'S PROJECT AT LEAST ONE CHILD WITH HIGHER EDUCATION IN EACH FAMILY IMPLEMENTED IN THE REPUBLIC OF TUVA

E.L. Irgit, D.O. Manchelaeva Tuvan State University, Kyzyl, Russia

В статье актуализируется особая важность реализации проектного подхода доступности высшего образования. В числе факторов, ограничивающих доступ к получению высшего образования названы территориальные, статусные, адаптационные и материальные ограничения. Одним из путей решения получения высшего образования является необходимость государственной поддержки посредством образовательных проектов, в частности, губернаторские проекты, обеспечивающие равенство в условии получения высшего образования таким социальным группам, как дети из малообеспеченных и многодетных семей, в том числе дети людей с ограниченными возможностями здоровья и безработных. Авторы раскрывают разное понимание учеными проектного подхода решения данной проблемы. Названы проекты, осуществляющие в данный момент в системе образования Российской Федерации. Выделены основные особенности регионального губернаторского проекта в Республике Тыва «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием» как проекта, обеспечивающего равенство в условии получения высшего образования детьми из разных социальных групп, обозначены его цели и пути его реализации, приведены разработки систем методических сопровождений выпускников -участников проекта во время обучения в школе, в семье, и в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование; факторы; ограничивающие доступ к получению высшего образования; проектный подход; губернаторский проект; банк данных выпускников

The article highlights the special importance of implementing the project approach to accessibility of higher education. Among the factors limiting access to higher education are territorial, status, adaptation and material restrictions. One of the ways to achieve higher education is the need for state support through educational projects, in particular, government projects that ensure equality in terms of higher education for such social groups as children from low-income and large families, including children of people with disabilities and the unemployed. The authors reveal different understanding of the project approach of scientists to solve this problem. The list includes projects that are currently being implemented in the education system of the Russian Federation. The authors reveal the main features of the regional Governor's project in the Republic of Tuva At Least One Child With Higher Education In Every Family as a project that ensures equality in the condition of higher education for children from different social groups, identify its goals and ways of its implementation, and develop systems of methodological support for graduates participating in the project during their studies at school, in the family, and in higher education.

Keywords: higher professional education; factors limiting access to higher education; project approach; Governor's project; alumni data

Получение высшего профессионального образования в наше время является необходимым условием успешного существования. Образованный человек, имеющий диплом о высшем образовании, более компетентно справляется с задачами и проблемами, которые встречаются у него на пути. А от количества образованных людей зависит социальное положение любого общества. Но существуют факторы, которые ограничивают доступ к получению высшего образования. Такими факторами, по мнению Логинова Д.М., являются следующие: 1) территориальные

ограничения (возможность получения высшего образования в зависимости от того, проживает ли поступающий в крупном (областном центре) или малом

городе); 2) статусные ограничения (желание сохранить достигнутый уровень общественного положения будет заставлять родительские поколения концентрировать усилия для обеспечения детям высшего образования и, наоборот, отсутствие статусных амбиций родителей снижает шансы получения высшего образования их детьми); 3) адаптационные ограничения (опыт социально-экономической адаптации родителей может рассматриваться как стимул или антистимул получения их детьми высшего образования); 4) материальные ограничения (порог доступности образования по доходам) [1].

Учет совокупности социально-экономических факторов доступности высшего образования выделяет следующие

социальные группы, где необходима государственная поддержка - дети из малообеспеченных, многодетных семей, в том числе дети людей с ограниченными возможностями здоровья, безработных. Если исходить из вышеперечисленных факторов, это является статусными и материальными ограничениями, которые можно решить путем проектного подхода.

Существенный вклад в изучение проблемы реализации образовательных проектов внесли труды таких авторов как С.В. Иванова, М.Д. Изгияева, Д.М. Логинова. Их работы в немалой мере способствовали изучению национальных проектов, как основного фактора формирования и развития единого образовательного пространства, и рассмотрению высшего образования как ресурса адаптации населения к социально-экономическим изменениям в современной России. Однако, в трудах этих ученых, не принимаются во внимание важность проектного подхода как одного из путей получения высшего образования.

Проектный подход понимается учеными по-разному:

- как возможная система организации работы для решения конкретных проблем в условиях ограничения различных ресурсов (финансов, времени и т.д.) [2];

- подход к управлению, подразумевающий образование проектов как метод

решения наиболее значимых для организации задач [3];

- методология деятельности, в основе которого лежит создание или преобразование объекта, обладающего уникальными, новыми свойствами [4].

Как предполагает С.В. Иванова, реализация образовательных проектов обеспечит качественный скачок в сфере образования в ближайшем десятилетии, однако следует иметь в виду, что российская образовательная система по многим параметрам уже отвечает международным стандартам [5].

На данный момент в системе образования Российской Федерации запланированы и осуществляются несколько проектов («Современная школа», сосредоточенный на новых методах обучения и образовательных технологиях, «Успех каждого ребенка», призванный воспитывать «гармонично развитые и социально ответственные личности», «Современные родители», охватывающий психолого-педагогическую информационно-просветительскую поддержку для семей, «Цифровая образовательная среда», предусматривающий создание безопасной цифровой образовательной среды, «Учитель будущего», отвечающий за национальную систему учительского роста, «Молодые профессионалы» - для модернизации профобразования, «Новые возможности для каждого» - по

стимулированию самообразования граждан, «Социальная активность» - развивающий наставничество и волонтёрство и т.д.).

Региональный губернаторский проект «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием» в Республике Тыва (далее: РТ) начался в июне 2014 года. Данный проект разработан как мера социальной поддержки для малоимущих и малообеспеченных семей, в которых в трех поколениях нет ни одного члена семьи с высшим образованием. Актуальностью данного проекта, в данной ситуации, является особая важность, престиж высшего образования и обеспечение равенства в условии получения высшего образования.

Обозначены цели регионального губернаторского проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием»:

- решение проблемы бедности населения РТ через обеспечение семей республики, не имеющих в составе лиц с высшим образованием в 3-х поколениях, специалистом с высшим образованием;

- уменьшение количества семей, находящихся на пороге бедности через государственную поддержку в виде социального, педагогического сопровождения не менее одного ребенка в семье во время обучения в школе, при поступлении в вуз и обучения в вузе;

- преодоление бедности населения за счет выравнивания возможностей выпускников из семей разного социального положения при получении высшего образования детьми из семей, относящихся к фактору риска, с учетом скудных доходов семьи или в виду полного отсутствия доходов семьи;

- предотвращение роста преступности, снижение уровня безработицы среди граждан;

- обеспечение отраслей экономики РТ кадрами по востребованным и приоритетным направлениям подготовки [6];

- открытие доступа к качественному образованию для детей, из малообеспеченных, многодетных семей в трудной жизненной ситуации, не имеющих лиц с высшим образованием в трех поколениях;

- создание условий для получения высшего образования для детей из малообеспеченных и малоимущих семей республики;

- стратегическая цель - реализация права каждого ребенка на образование, обеспечивающееся путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня направленности в течение всей жизни [7].

Для достижения вышеперечисленных целей разработаны целые системы

методических сопровождении выпускников-участников проекта во время обучения в школе, в семье, далее и в высшем учебном заведении, такие как: психолого-педагогическое сопровождение; профориентация участников проекта, путем проведения тестирования и анкетирования по выбору будущеИ профессии; проведение диспансеризации и мониторинг состояния здоровья участников проекта, согласно приказу Минздрава России от 21.12.2012 №134н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских

осмотров, в том числе при поступлении в ОУ и в период обучения в них»; социальное сопровождение, проводимое центрами социальнои помощи семье и детям; научно-методическое сопровождение путем организации семинаров для учителеи-предметников; постоянныи

мониторинг успеваемости выпускников, как со стороны руководства школы, так и со стороны Министерства образования и науки РТ.

В республике проводится работа по формированию банка данных выпускников, нуждающихся в государственнои поддержке, разработанныи в виде подпрограммы Государственной программы РТ «Развитие образования и науки на 2014-2020 годы», которая утверждена постановлением Правительства РТ от 23 июня 2012 г. № 299 [8].

Министерством образования и науки РТ для реализации проекта ведется информационное сопутствие реализации проекта через официальный сайт министерства, информационные стенды, средства массовой информации, консультации работниками отдела профессионального образования и подготовки кадров министерства, также ежегодно организовывается Республиканская приемная комиссия, которая по результатам конкурсного отбора и по итогам единого государственного экзамена рекомендует к поступлению в образовательные организации высшего образования России, наделившие целевые бюджетные места для РТ по направлениям подготовки в рамках целевой подготовки кадров.

Так, в рамках реализации проекта в Улуг-Хемском районе Республики Тыва составлен социальный паспорт семей участников проекта (Таблица 1).

В 2018 году школы Улуг-Хемского района республики закончили 22 выпускника - участников проекта, что составляет 23% от общего количества выпускников 11 классов (94 чел.). Из 22 выпускников из семей, не имеющих лиц с высшим образованием, в 2018 году в вузы поступили 9 участников проекта, что составляет 41%. Из 59% выпускников -участников проекта поступили в средние учебные заведения и/или успеваемость некоторых выпускников не позволила

поступить в учебные заведения, так как главный показатель эффективности проекта

В порядке реализации проекта указывается следующая пошаговая инструкция по выполнению действий в реализации губернаторского проекта «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием» на 2014-2020 годы (утв. приказом Министерства образования и науки РТ № 853-д от 04 июля 2014 г.):

1 шаг. Постановка цели проекта -создание условий, благоприятной социальной, психолого-педагогической среды в образовательных организациях в достижении высшего образования не менее одним ребенком в каждой семье: успешное окончание общеобразовательной организации - поступление в вуз - обучение в вузе - окончание вуза - получение диплома о высшем образовании.

2 шаг. Ожидаемый результат, поэтапное планирование сроков реализации проекта, планирование конкретных действий в достижении цели -обеспечение контроля за качеством

заключается в успеваемости, то есть в итогах ГИА в форме ЕГЭ [9].

образования на всех этапах образовательного процесса (мониторинг качества образования, контрольные срезы, повышение квалификации учителей), проведение профориентационной работы со старшеклассниками с личностно-ориенти-рованным подходом к выпускнику во взаимодействии с другими отраслевыми министерствами и ведомствами с учетом потребностей в кадрах.

3 шаг. Составление календарного плана проекта с обозначением конкретных исполнителей проекта, со списком заданий, которые необходимо выполнить для того, чтобы прийти к ожидаемым результатам, определенными на втором этапе.

4 шаг. Вспомогательные планы -планирование более мелких и более конкретных задач, выступающих непосредственно как составные части проектного плана. Кадровое планирование, то есть конкретное определение ответственных лиц от образовательных

Таблица 1

Социальный паспорт семей участников губернаторского проекта «В каждой семье - не менее

одного ребенка с высшим образованием»

Социальный статус С 1 по 11 классы Дошкольники Всего

Участники проекта всего: 735 172 907

Полные 355 127 482

Сироты 12 0 12

Полусироты 66 9 75

Благополучные 479 102 581

Малообеспеченные 121 53 174

Многодетные 146 64 210

Опекаемые 12 4 16

Из семей, находящихся в трудной 21 0 21

жизненной ситуации

организации, занимающих ведущее положение в проекте.

5 шаг. Планирование рисков - очень значимая часть в удачноИ реализации проекта (неполучение выпускником аттестата о среднем общем образовании, отчисление студента из вуза). Учет и профилактика факторов риска, сохраняет численность участников проекта [10].

"Соблюдение принципов

непрерывности образования позволяет сопровождать участников проекта на всех ступенях образования: дошкольное, среднее общее, высшее. Охват детеИ с дошкольного возраста означает планомерную поддержку и своевременную подготовку к обучению в школе, затем в вузе. Также очень важным является то, что содействие в поступлении в высшие учебные заведения оказывается и выпускникам СПО, которые, как показывает мониторинг, весьма успешно выдерживают вступительные испытания [11]."

Реализация губернаторского проекта обеспечит социально-экономический про-Библиографический список

1. Логинов, Д. М. Высшее образование как ресурс адаптации населения к социально-экономическим изменениям в современной России : 08.00.05 : диссертация кандидата экономических наук / Логинов Дмитрий Михайлович ; Институте социально -экономических проблем народонаселения Российской академии. - Москва, 2004. - С. 67-69. - URL: https://www.dissercat.com/content/vysshee-obrazovanie-kak-resurs-adaptatsii-naseleniya-k-

рыв в развитии не только в регионе, но и в России, формирует эффективное, стабильно функционирующее и динамично развивающееся единое научное и образовательное пространство страны и его гармоничную интеграцию в мировое образовательное пространство.

При этом определенно важной задачей в ходе реализации проектов является создание действенной системы контроля и введение персональной ответственности по каждому разделу и пункту стратегических документов, чтобы благие планы не остались только на бумаге. Также необходима системная работа по подготовке участников реализации проекта, их обучение, особенно на начальном этапе, с последующим углублением с учетом корректировок и изменений проекта. Также не менее важна разъяснительная работа на региональном и исполнительском уровне, чтобы все включенные в эту огромную работу одинаково понимали не только значение и роль проектов, но и ясно представляли себе суть их воплощения в жизнь.

sotsialno-ekonomicheskim-izmeneniyam-/read (дата обращения: 16.04.2020). - Текст : электронный.

2. Долгих, А. А. Место и роль системы кадров в реализации национального проекта «Образование» / А. А. Долгих. - Текст : непосредственный // Socialsciences. - 2020. - № 43. - С. 62.

3. Аврамова, Е. М. Развитие дополнительного профессионального образования в новой экономической ситуации / Е. М. Аврамова, Д. М. Логинов. - Текст : непосредственный // Социологическая наука. - 2016. - №3. - С.97.

4. Изгияева, М. Д. Государственное управление приоритетными национальными проектами / М. Д. Изгияева. - Текст : непосредственный // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2017. - № 1(17). - С. 23.

5. Иванова, С. В. Национальные проекты -основной фактор формирования и развития единого образовательного пространства / С. В. Иванова, О. Б. Иванов. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики образования. - 2019. - С.107-120.

6. Паспорт регионального губернаторского проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием» (одобрен президиумом Совета при Главе Республики Тыва по стратегическому развитию и приоритетным проектам (программам) - протокол от 15 марта 2017 г. № 1-пп/17). - URL: http://monrt.ru/ (дата обращения: 10.05.2020). - Текст : электронный.

7. Методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), образовательных организаций Республики Тыва, 2017. - URL: http ://monrt.ru/images/proj ects/orvo/Metod_rek.pdf (дата обращения: 10.05.2020). - Текст: электронный.

8. Постановление Правительства Республики Тыва от 18.12.2017 № 547 "Об утверждении Порядка реализации проекта Главы Республики Тыва «В каждой семье-не менее одного ребенка с высшим образованием». - URL: http://www.npa.rtyva.ru/ (дата обращения: 10.05.2020). - Текст : электронный.

9. Трудоустройство участников губернаторского проекта «В каждой семье - не менее одного ребёнка с высшим образованием» в 2018 году. -URL: https://dzun-hemchikrtyva.ru/wp-content/uploads/2019/03/ (дата обращения: 10.05.2020). - Текст : электронный.

10. Порядок реализации губернаторского проекта «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием» (утвержден приказом Министерства образования и науки Республики Тыва № 853-д от 04 июля 2014 г.). - URL: http://www.uo-uh.lact.ru/ (дата обращения: 10.05.2020). - Текст: электронный.

11. Харунова, М. М.-Б. В каждой семье не менее

одного ребенка с высшим образованием / М.М.-Б.

Харунова. - Текст : непосредственный // Вестник

ТувГУ. - 2020. - №3 (64). - С. 53 - 64.

References

1. Loginov D. M. Vysshee obrazovanie kak resurs adaptacii naselenija k social'no-jekonomicheskim izmenenijam v sovremennoj Rossii : dissertacija kandidata jekonomicheskih nauk [Higher education as a resource of local population to adapt to socioeconomic changes in modern Rusiia: Cand.Eco.Sci.Diss.]. Institute for Socio-Economic Issues of Population of the Russian Academy. Moscow, 2004, p. 67-69. Available at: https://www.dissercat.com/content/vysshee-obrazovanie-kak-resurs-adaptatsii-naseleniya-k-sotsialno-ekonomicheskim-izmeneniyam-/read (access date: 16.04.2020). (In Russian)

2. Dolgikh A. A. Mesto i rol' sistemy kadrov v realizacii

nacional'nogo proekta «Obrazovanie» [Place and Role of the staff system in National Project of Education]. Social Sciences. 2020, no. 43, p. 62. (In Russian)

3. Avramova E. M. and Loginov D.M. Razvitie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija v novoj jekonomicheskoj situacii [Development of additional professional education in modern economic situation]. Sociologicheskaja nauka [Sociological Science]. 2016, no. 3, p.97. (In Russian)

4. Izgidzhaeva M. D. Gosudarstvennoe upravlenie prioritetnymi nacional'nymi proektami [State management of priority national projects]. Vestnik of Russian Economic University named after G.V. Plekhanov. Introduction. Way of science. 2017, no. 1(17), p. 23. (In Russian)

5. Ivanova S. V. and Ivanov O.B. Nacional'nye proekty - osnovnoj faktor formirovanija i razvitija edinogo obrazovatel'nogo prostranstva [National projects as a main factor of formation and development of the united educational space]. Aktual'nye voprosy jekonomiki obrazovanija [Relevant issues of educational economy]. 2019, p.107-120. (In Russian)

6. Pasport regional'nogo gubernatorskogo proekta «V kazhdoj sem'e ne menee odnogo rebenka s vysshim obrazovaniem» (odobren prezidiumom Soveta pri Glave Respubliki Tyva po strategicheskomu razvitiju i prioritetnym proektam (programmam) -protokol ot 15 marta 2017 g. № 1-pp/17). Available at: http://monrt.ru/ (access date: 10.05.2020). (In Russian)

7. Metodicheskie rekomendacii dlja organov mestnogo samoupravlenija municipal'nyh rajonov (gorodskih okrugov), obrazovatel'nyh organizacij Respubliki Tyva [Methodical recommendations for local self-government bodies of municipal districts (urban districts), educational organizations of the Republic of Tyva]. 2017. Available at: http://monrt.ru/images/projects/orvo/Metod_rek.pdf (access date: 10.05.2020). (In Russian)

8. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Tyva ot 18.12.2017 № 547 "Ob utverzhdenii Porjadka realizacii proekta Glavy Respubliki Tyva «V kazhdoj sem'e-ne menee odnogo rebenka s vysshim obrazovaniem» [Decree of the government of the Republic of Tuva by 18.12.2017 No.547 On approval of the Procedure for the implementation of the project of the Head of the Republic of Tuva At least one child with higher education in every family]. Available at: http://www.npa.rtyva.ru/ (access date 10.05.2020). (In Russian)

9. Trudoustrojstvo uchastnikov gubernatorskogo proekta «V kazhdoj sem'e - ne menee odnogo

rebjonka s vysshim obrazovaniem» v 2018 godu [Employment of participants in the governor's project "In every family - at least one child with higher education" in 2018]. Available at: https://dzun-hemchik.rtyva.ru/wp-content/uploads/2019/03/ (access date: 10.05.2020). (In Russian)

10. Porjadok realizacii gubernatorskogo proekta «V kazhdoj sem'e - ne menee odnogo rebenka s vysshim obrazovaniem» (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Respubliki Tyva № 853-d ot 04 ijulja 2014 g.) [the Procedure for the implementation of the project of the Head of the Republic of Tuva At least one child with higher education in every family]. Available at: http://www.uo-uh.lact.ru/ (access date 10.05.2020). (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kharunova M.M.-B. V kazhdoj sem'e ne menee odnogo rebenka s vysshim obrazovaniem [No less than one child with univeristy degree in each family]. Vestnik of Tuvan State University, 2020, no.3 (64), p. 53 - 64. (In Russian)

Иргит Елена Ломбуевна - доцент кафедры педагогики Кызылского педагогического института Тувинского государственного универститета, г. Кызыл, е-mail: irgitel@mail.ru

Манчелаева Долума Орлановна - магистрант 2 курса «Педагогическое образование», Тувинский государственный университет, Кызыл, е-mail: erenchin94@mail.ru

Elena L. Irgit - Associate Professor at the Department of Pedagogy, Kyzyl Pedagogical Institute, Tuvan State University, Kyzyl, е-mail: irgitel@mail.ru

Doluma O. Manchelaeva - second year student of the master's program on Pedagogical education, Tuvan State University, Kyzyl, е-mail: erenchin94@mail.ru

Статья поступила в редакцию 2.11.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.