Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФАКТОРОВ БЕДНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФАКТОРОВ БЕДНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преемственность образования / доступность образования / качество образования / бедность / уязвимые группы / семьи / губернаторский проект / сопровождение / continuity of education / accessibility of education / quality of education / poverty / vulnerable groups / families / Governor's project / support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамба Н.Ч.

В данной статье сделана попытка раскрыть проблему обеспечения преемственности и непрерывности между разными уровнями образования для преодоления факторов бедности, как острых социальных проблем национального масштаба. Борьба с бедностью это неотъемлемая часть общей социальной и экономической политики любого региона. Повышение доступности в получении образования, реализация принципа преемственности будут способствовать сокращению уровня бедности. В работе более подробно рассмотрен губернаторский проект «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием на 2014-2020 годы», который является подпрограммой государственной программы «Развитие образования и науки на 2014-2020 годы». Проектом предусмотрено специальное педагогическое и финансовое сопровождение детей с дошкольного образовательного учреждения до поступления в вуз с последующим трудоустройством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SUCCESSION IN EDUCATION TO OVERCOME POVERTY FACTORS

This article is an attempt to reveal the problem of ensuring succession and continuity in different levels of education in order to overcome the factors of poverty as acute social problems on a national scale. The fight against poverty is an integral part of the overall social and economic policy of any region. Increasing access to education and implementing the principle of succession will contribute to reducing the level of poverty. The paper considers the governor's project "In each family-at least one child with higher education for 2014-2020", which is a sub-program of the state program "Development of Education and Science for 2014-2020". The project provides for special pedagogical and financial support for children from preschool educational institutions to university admission with subsequent employment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФАКТОРОВ БЕДНОСТИ»

УДК 37:364.22:338.23

doi 10.24411/2221-0458-2021-75-06-16

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ

ФАКТОРОВ БЕДНОСТИ

Дамба Н.Ч.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

PROBLEMS OF SUCCESSION IN EDUCATION TO OVERCOME POVERTY

FACTORS

N.СК Damba Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье сделана попытка раскрыть проблему обеспечения преемственности и непрерывности между разными уровнями образования для преодоления факторов бедности, как острых социальных проблем национального масштаба. Борьба с бедностью - это неотъемлемая часть общей социальной и экономической политики любого региона. Повышение доступности в получении образования, реализация принципа преемственности будут способствовать сокращению уровня бедности. В работе более подробно рассмотрен губернаторский проект «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием на 2014-2020 годы», который является подпрограммой государственной программы «Развитие образования и науки на 2014-2020 годы». Проектом предусмотрено специальное педагогическое и финансовое сопровождение детей с дошкольного образовательного учреждения до поступления в вуз с последующим трудоустройством.

Ключевые слова: преемственность образования; доступность образования; качество образования; бедность; уязвимые группы; семьи; губернаторский проект; сопровождение

This article is an attempt to reveal the problem of ensuring succession and continuity in different levels of education in order to overcome the factors of poverty as acute social problems on a national scale. The fight against poverty is an integral part of the overall social and economic policy of any region. Increasing access to education and implementing the principle of succession will contribute to reducing the level of poverty. The paper considers the governor's project "In each family-at least one child with higher education for 2014-2020", which is a sub-program of the state program "Development of Education and Science for 2014-2020". The project provides for special pedagogical and financial support for children from preschool educational institutions to university admission with subsequent employment.

Keywords: continuity of education; accessibility of education; quality of education; poverty; vulnerable groups; families; Governor's project; support

В педагогической науке проблема обеспечения преемственности и

непрерывности между разными уровнями образования считается вечно актуальной. Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания [1]. Диалектически отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение, дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытии, ни в познании. Следовательно, преемственность - основа поступательного развития. Проблемы преемственности содержания учебно-воспитательного процесса рассматривались в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Л.А. Венгера, С.М. Годника, Г.В. Дорофеева и др. В исследованиях по этой проблеме преемственность рассматривается как условие непрерывного образования. В соответствии с определением С.М. Годник, под преемственностью понимается последовательное развертывание вузовской системы учебно-воспитательного процесса в диалектической связи с системой деятельности общеобразовательной школы

с целью формирования студента как субъекта вузовского обучения и воспитания [2:151].

По ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных программах должен соблюдаться принцип

преемственности [3]. Цель образовательной политики - реализация права каждого человека на образование, обеспечивающееся созданием соответствующих социально-экономических условий и возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня в течение всей жизни.

В республике действует система непрерывного образования, охватывающая дошкольное, начальное, основное общее и среднее общее образование, среднее профессиональное и высшее образование.

Действительно, образование - ключ к успеху. Образование обеспечивает уверенность, безопасность и повышает уровень жизни. Чтобы жить комфортно, человек должен понимать ценность образования. Где нет понимания ценности образования как блага для человека, его семьи, близких людей, общества, не будет и осознания необходимости получения высшего образования. В малообеспеченных семьях уровень академического успеха детей ниже, чем у детей из обеспеченных

семей. Чем беднее семья, тем ниже образовательные результаты ребенка. У того, кто родился в небогатой семье и образовательные притязания ниже, они реже получают высшее образование. Бедность может быть острейшей социальной проблемой национального масштаба [4: 105]. По традиционному определению, бедными считаются те, у кого доход меньше прожиточного уровня.

В соответствии с Постановлением Правительства РТ № 222 от 21.05.2020 года за I квартал 2020 года величина прожиточного минимума составляла 10 742 руб. (ранее 10 384 руб.), для трудоспособного населения 11 074 руб. (ранее 10 694 руб.), для пенсионеров 8 501 руб. (ранее 8 218 руб.), для детей 11 395 руб. (ранее 10 947 руб.).

Численность населения Тувы по данным 2020 года составляет 327 383 человек. Количество семей - 95165, из них многодетные - 31346 (32,94%), малообеспеченные - 27838 (29,25%), неполные семьи - 8143 (8,56%), в том числе семьи, находящиеся в социально-опасном положении - 588 (0,62%). Из 95165 семей, в социальной поддержке нуждаются- 4109, где воспитываются 10045 несовершеннолетних детей. На начало 2021 г. население республики составляет 330 368 чел.

Семей, нуждающихся в социальной поддержке, можно распределить по следующим категориям:

- семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, в связи с многодетностью;

- семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, из-за отсутствия работы и дохода;

- семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, из-за иждивенческого отношения к жизни, нежелания решать жизненные проблемы;

- семьи, находящиеся в социально-опасном положении (злоупотребляющие спиртными напитками, с наркотической (алкогольной) зависимостью, страдающими психическими расстройствами, испытывающие насилие).

Одним из приоритетных направлений работы в 2020 году являлась поддержка на основе социального контракта. Свыше 550 безработных граждан смогут получить профессию или пройти переподготовку на 3-месячных курсах. Важно, что во время обучения им выплачивалась ежемесячная материальная помощь. После обучения люди могут получить оплачиваемую 9-месячную стажировку. С 1 января 2020 года было предусмотрено повышение минимального размера оплаты труда в Туве с 21,432 до 23,047 тыс. рублей.

Свыше 600 семей смогут получать единовременную либо регулярную помощь. Эти средства направляются на оговоренные социальным контрактом цели. Более 100 незанятым гражданам из числа

малоимущих, которые желают заняться собственным делом, будет выплачена единовременная материальная поддержка в размере 250 тыс. руб. на приобретение оборудования, необходимой техники или поголовья скота.

В рамках данной программы также планировались мероприятия по

предоставлению образовательных услуг, включая устройство и пребывание детей в дошкольных образовательных организациях, социальных услуг, оздоровление детей и т.д.

Одно из направлений деятельности Министерства образования и науки Республики Тыва с 2014 года обозначена реализация губернаторского проекта «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием на 2014-2020 годы», который является подпрограммой государственной программы «Развитие образования и науки на 2014-2020 годы». Проект был предложен Главой Республики Тыва Ш.В. Кара-оол.

Цель данного проекта - открыть доступ к качественному образованию для детей из малообеспеченных и (или) многодетных семей, не имеющих лиц с высшим образованием в трех поколениях. Направлен он на достижение основного показателя - поступление в вузы выпускников образовательных организаций из участников губернаторского проекта. Проект предусматривает

специальное педагогическое и финансовое сопровождение детей с дошкольного образовательного учреждения до поступления в вуз и последующего трудоустройства.

Участниками данного проекта являются:

- дети дошкольного возраста (6-7 лет) из малообеспеченных, многодетных и (или) семей в трудной жизненной ситуации, не имеющих лиц с высшим образованием в трех поколениях;

- обучающиеся с 1 по 11 классы из малообеспеченных, многодетных и (или) семей в трудной жизненной ситуации, не имеющих лиц с высшим образованием в трех поколениях;

- учащиеся среднего профессионального образования из малообеспеченных, многодетных и (или) семей в трудной жизненной ситуации, не имеющих лиц с высшим образованием в трех поколениях (выпускников, начиная с 2014 года);

- студенты вузов по очной форме обучения из малообеспеченных, многодетных и (или) семей в трудной жизненной ситуации, не имеющих лиц с высшим образованием в трех поколениях (выпускников с 2014 года).

Предполагается, что участники проекта по окончании высшего учебного заведения, в свою очередь, смогут мотивировать своих братьев, сестёр на получение высшего образования. Дети, чьи

родители получили высшее образование, как правило, с большей долей вероятности, сами решают получить его.

Обеспечение доступности в получении высшего образования не менее одним ребенком в каждой семье укрепит социальный институт семьи, будет стимулирующей основой.

Следует всё же отметить, что в рамках обозначенной проблемы, имеются некоторые разногласия между педагогами разных ступеней образования.

Преподаватели вузов недовольны знаниями первокурсников, считают, что учителя в школе завышают оценки ученикам; выпускники школ упрекают высшую школу, что та предъявляет завышенные требования к ним, усложняя правила приёма, завышая баллы при поступлении в вуз и т.д. Практика показывает, что некоторые выпускники школ не умеют получать и перерабатывать учебную информацию, работать с учебным и научным материалом.

Одним из возможных решений проблемы преемственности между школой и вузом является открытие консультационных пунктов, где желающие ученики, родители смогут получить ответы на интересующиеся их вопросы у квалифицированных преподавателей с высоким профессиональным уровнем и имеющим опыт работы не только со студентами, но и с учащимися школ.

Практиковать можно и посещения учащимися занятий преподавателей университета, и не только в дни открытых дверей. При таком подходе, они привыкают к ведению занятий в вузе, легче подстраиваются к режиму высшей школы, успешнее и лучше пройдёт для них процесс адаптации на 1 курсе.

Университетом каждый год ведётся профориентационная работа всеми структурными подразделениями с выездом и в отдалённые кожууны. Не у всех желающих поступить в университет, есть возможность посещать занятия в каникулярное время. Во время мероприятий выпускники и их родители могут также получить консультации по востребованным направлениям подготовки кадров.

Среди безработных граждан имеются люди с высшим образованием юриста, экономиста, бухгалтера, социального работника и т.д. По данным Центра занятости населения РТ на учёте из 26430 человек 12, 4% т.е. 3276 человек имеют высшее образование. Немаловажное значение имеет для абитуриентов, поступающих в учебные заведения изучение рынка труда.

Хороший пример преемственности показывают Кызылский педагогический колледж и Кызылский педагогический институт. Выпускники педагогического колледжа имеют возможность учиться по

сокращённым программам по направлению «Педагогическое образование». Приём по двухуровневой системе высшего образования (бакалавриат и магистратура) проводится отдельно, в зависимости от уровня образования поступающих студентов. Например, для поступающих на базе среднего профессионального образования и на базе высшего образования можно выбрать форму вступительного испытания вуза (как на очное, так и на заочное обучение). При успешной сдаче вступительных испытаний, их зачисляют по конкурсу на первый курс, затем они могут претендовать на ускоренное обучение по индивидуальным планам. После окончания педагогического колледжа, число желающих поступить в Кызылский педагогический институт увеличивается в разы.

По глубокому убеждению известного психолога и педагога Д.Б. Эльконина, автора теории периодизации психического развития, дошкольный и младший школьный возраст - одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". По его мнению, дети 3 - 10 лет должны развиваться и обучаться в едином образовательном пространстве. Реализация общей цели и задач образования данной категории детей требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий. На дошкольной ступени: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых

с детьми; опора на игру при формировании учебной деятельности. На ступени начальной школы: опора на уровень достижений дошкольников; направленность обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития; сбалансированность репродуктивной, исследовательской и творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

В этом плане примечательна была инициатива руководства Кызылского педагогического училища (колледжа) в начале 1990 годов. В то время в педагогическом училище начался эксперимент по подготовке выпускников сразу по двум специальностям: «Преподавание в начальных классах» и «Дошкольное образование». Выпускники тех лет овладевали параллельно двумя квалификациями - учитель начальных классов и воспитатель дошкольных учреждений, и имели право работать как в дошкольных учреждениях, так и в начальных классах. Педагоги начального звена, сопровождали детей, начиная с детского сада до окончания начальной школы. При такой работе, чётко прослеживался принцип преемственности, педагоги знали психолого-педагогические особенности своих воспитанников и их родителей, те, в свою очередь, знали требования, предъявляемые к ним

педагогом. К сожалению, «экспериментальное обучение» в педучилище не получило дальнейшего развития из-за отсутствия опыта экспериментального исследования в среднем учебном заведении.

Введение в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным

стандартом начального общего образования [5]. Воспитатели и учителя начальных классов, которые задействованы в проекте «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием...» должны хорошо понимать сущность преемственности стандартов дошкольного и начального общего образования, которая заключается в:

- едином структурно-организационном подходе (требования к структуре, к условиям реализации и к результатам освоения);

- ориентации на деятельностный подход, возрастные особенности детей;

- организации инклюзивного образования;

- направленность программ дошкольного и начального образования.

Образовательные области

дошкольного образования, в основном, соотносятся с предметами основной

образовательной программы начального общего образования.

В плане преемственности между дошкольным и начальным образованием, можно организовывать экскурсии в школу, составлять совместные игровые

программы, проекты, посещать с воспитанниками детского сада школы, проводить мастер-классы, открытые уроки в школе, тематические утренники и много другое.

Подготовку к школе педагоги дошкольных организаций часто сводят к формированию умений читать и писать. До школы работа должна быть направлена на формирование у дошкольников

инициативности, любознательности и способности к творчеству.

Знание модели выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС ДО поможет учителю начальных классов лучше узнать будущих первоклассников:

- физически развитый, имеющий культурно-гигиенические навыки, со сформированными основными физическими качествами и потребностью в двигательной активности;

- любознательный и активный;

- эмоционально-отзывчивый;

- овладевший средствами общения взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия;

- способный решать интеллектуальные, и личностные задачи, адекватные возрасту;

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе и природе;

- овладевший: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции;

- овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.

Ежегодно на базе дошкольных организаций проводится диагностика по определению готовности детей к школе.

Отдельного разговора заслуживают вопросы преемственности в работе начальной и средней школы [6]. Основными причинами возникновения стрессовых ситуаций при переходе из начальной в среднюю школу, является большое количество учителей-предметников, у которых разные требования, подходы и частичное неполное соответствие преемственности в программах и учебниках. Взаимопосещения уроков учителями 4 и 5 классов помогают решению данной проблемы. Учителя узнают особенности проведения уроков в начальной или средней школе, что будет способствовать решению приоритетных задач по освоению детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Подобная работа поможет выпускникам начальной школы успешно пройти адаптацию в средней школе.

Государственная поддержка

педагогического и социального

сопровождения обучения выпускников школ из семей, не имеющих детей с высшим образованием в трех поколениях, безусловно, даст положительную динамику. Образовательные возможности у современного поколения детей намного больше, школы с каждым годом оснащаются новым техническим оборудованием. По данным Министерства образования и науки нашей республики, около 5,5 тысяч единиц современной техники доставлено в школы региона и оборудовано свыше 60 центров "Точек роста", 214 кабинетов, которые оснащены 4070 ноутбуками и 214 интерактивными панелями, которые позволяют вести уроки в современном электронном формате.

В реализации губернаторского проекта «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием» (ОРВО) значительный вклад вносит и наш Тувинский государственный университет. Проучившись на подготовительных курсах в Институте довузовского образования ТувГУ в рамках проекта, многие выбирают наш университет. В 2020-2021 уч.г. по проекту на I курс поступили 31 человек.

Студентов, обучающихся по губернаторскому проекту "В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием" на разных факультетах, достаточно большое количество.

№ Факультет (институт) ТувГУ Количество студентов

1 Филологический факультет 57

2 Естественно-географический факультет 56

3 Кызылский педагогический институт 46

4 Физико-математический факультет 45

5 Сельско-хозяйственный факультет 40

6 Инженерно-технический факультет 38

7 Исторический факультет 34

8 Экономический факультет 15

9 Факультет физической культуры и спорта 9

10 Юридический факультет 6

Всего 346

Следует отметить ответственность, инициативность и самостоятельность многих студентов, охваченных проектом. Есть среди них и студенты-отличники с Кызылского педагогического института, которые обучаются по разным направлениям («Педагогическое

образование», «Специальное дефектоло-

Отрадно, что проект предусматривает не только специальное педагогическое и финансовое сопровождение детей с дошкольного образовательного учреждения до поступления в вуз, но и последующее трудоустройство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы разорвать порочный круг наследственной бедности, безусловно, нужны соответствующие меры и по

гическое образование», «Психолого-педагогическое образование»): Самбуу Б.К., 1 к. Сагалакова М.Е., 4 к. и Тюлюш Х.Б., 4 к., малый директор КПИ, которая обладает лидерскими качествами.

В рамках данного проекта, студенты учатся не только по очной, но и заочной и очно-заочной формам обучения.

профессиональной ориентации молодежи (чтобы по окончании учебных заведений не пополняли ряды безработных), и по развитию программ переподготовки (по востребованным на рынке труда направлениям подготовки кадров), меры для привлечения безработных сезонной занятостью и развитию самозанятости населения.

Год обучения (курс) Очная форма Очно-заочная форма Заочная форма

1 курс 25 1

2 курс 57 13

3 курс 94 8

4 курс 93 6 4

5 курс 44 1 0

Всего 313 7 26

Библиографический список

1. Философский словарь. - URL: http://gufo.me/content_fU/preemstvennost-21147.html (дата обращения: 21.02.2021). - Текст : электронный.

2. Годник, С. М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования / С. М. Годник. - Текст : непосредственный // Перспективы развития системы непрерывного образования : сборник научных трудов. -Москва : Педагогика, 1990. - С. 148-169.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanied ok.html (дата обращения: 21.02.2021). -Текст : электронный.

4. Богомолова, Т. Ю. Бедность в современной России: измерение и анализ / Т. Ю. Богомолова, В. С. Тапилина. -Текст : непосредственный // Социология : методология, методы и математическое моделирование. - 2006. - № 22. - С. 90113.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). - URL:

http://standart.edu.ru/catalog.aspx (дата обращения: 26.08. 2020). - Текст : электронный.

6. Федеральный государственный

образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx (дата обращения: 26.08.2020). - Текст : электронный.

References

1. Filosofskij slovar' [Philosophical dictionary]. Available at: http://gufo.me/content_fi l/preemstvennost-21147.html. (access date: 26.08.2020) (In Russian)

2. Godnik S. M. Preemstvennost' vospitatel'no-obrazovatel'noj dejatel'nosti v uslovijah nepreryvnogo obrazovanija [Continuity of educational activity in the conditions of continuous education]. Perspektivy razvitija sistemy nepreryvnogo obrazovanija : sbornik nauchnyh trudov [Prospects for the development of the system of continuing education: collection of scientific works]. Moscow, Pedagogy Publ., 1990. Pp. 148169. (In Russian)

3. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2012 g. N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal law of the Russian Federation of December 29, 2012 N 273-FZ "On

education in the Russian Federation"]. Available at: http://www.rg.ru/ 2012/12/30/obrazovaniedok.html (access date: 26.08.2020 ) (In Russian)

4. Bogomolova T. Yu. and Tapilina V. S. Bednost' v sovremennoj Rossii: izmerenie i analiz [Poverty in modern Russia: measurement and analysis]. Sociology: methodology, methods and mathematical modeling. 2006. No. 22. P. 90-113. (In Russian)

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija (utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 06 oktjabrja 2009 g. № 373, v red. prikazov ot 26 nojabrja 2010 g. № 1241, ot 22 sentjabrja 2011 g. № 2357) [Federal state educational standard of primary General education (approved by order of

the Ministry of education and science on 06 October 2009, No. 373, as amended by the orders dated 26 November 2010 No. 1241 of 22 September 2011 No. 2357)]. Available at: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx (access date: 26.08.2020).

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija (Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrja 2010 g. № 1897) [Federal state educational standard of basic General education (Approved by order No. 1897 of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated December 17, 2010)]. Available at:

http://standart.edu.ru/catalog.aspx (access date: 26.08.2020). (In Russian)

Дамба Наталья Чоодуевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Тувинского государственного университета, г. Кызыл, e-mail: natalyadamba1@mail.tu

Natalia Ch. Damba - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy of Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: natalyadamba1@mail.tu

Статья поступила в редакцию 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.