Научная статья на тему 'ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ АВАРИЙНЫМИ КОМИССАРАМИ'

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ АВАРИЙНЫМИ КОМИССАРАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
АВАРИЙНЫЕ КОМИССАРЫ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ИЗВЕЩЕНИЕ О ДТП / EMERGENCY COMMISSIONERS / TRAFFIC ACCIDENT / ACCIDENT NOTIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко К.А.

The article is devoted to the current problem of registration of road accidents, including the use of emergency commissioners. The expediency of carrying out a complex of research works on the development of methods aimed at the scientifically-based establishment and rationing of the procedure for the provision of services by emergency commissioners has been substantiated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE EFFICIENCY OF RENDERING SERVICES BY EMERGENCY COMMISSIONS

The article is devoted to the current problem of registration of road accidents, including the use of emergency commissioners. The expediency of carrying out a complex of research works on the development of methods aimed at the scientifically-based establishment and rationing of the procedure for the provision of services by emergency commissioners has been substantiated.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ АВАРИЙНЫМИ КОМИССАРАМИ»

УДК 65.0; 656.081; 658.518.3

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ АВАРИЙНЫМИ КОМИССАРАМИ

Шевченко К.А., студент группы 13СМ(б)ОП, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: ksusha19_95@mail.ru

Научный руководитель: Воробьев А.Л., канд. техн. наук., доцент, заведующий кафедрой метрологии, стандартизации и сертификации, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оформления дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с использованием услуг аварийных комиссаров. Обоснована целесообразность проведения комплекса научно-исследовательских работ по разработке методик, направленных на научно-обоснованное установление и нормирование порядка оказания услуг аварийными комиссарами.

Ключевые слова: аварийные комиссары, дорожно-транспортное происшествие, извещение о ДТП.

По сведениям ГИБДД за последние восемь лет количество автотранспорта в России увеличилось почти в полтора раза. Оренбургская область не стала исключением из общероссийской тенденции, и на 2013 г. в нашем регионе зарегистрирован свыше 734761 автомототранспортных средств. В условиях медленной модернизации организации дорожного движения и дорожной инфраструктуры крупные населенные пункты Оренбургской области и областной центр, где сосредоточена большая часть автомототранспортных средств, столкнулась с проблемой резкого увеличения количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и, как следствие, возникновению заторов и снижению пропускной способности дорог [5].

Процесс оформления дорожно-транспортного происшествия (ДТП) является технологически сложным и ответственным административным мероприятием, которое требует наличия специальных навыков и знаний в различных областях. Исполнитель данной процедуры должен обладать достаточной квалификацией, чтобы технически верно и максимально оперативно, при этом не нарушая рамок действующего нормативно-правового поля, оформить минимально необходимый пакет документов. Анализ действующей законодательной базы (ПДД, постановления) показал, что в настоящее время результаты совершенного ДТП могут быть оформлены сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения или непосредственно самими участниками ДТП. При этом, вступившее в силу с 1 июля 2015 года, постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Правила дорожного движения» и официальный информационный портал ГИБДД, четко регламентируют последовательность действий в конкретных ситуациях. Поэтому в ряде регионов России участники мелких дорожно-транспортных инцидентов(ДТИ), которые не смогли самостоятельно оформить «европротокол», помимо материального ущерба их транспортным средствам, получили протоколы об административном правонарушении за создание препятствий и затруднений движению автомобильного транспорта.

В сложившейся практике оформления ДТП, услуги аварийных комиссаров приобретают все большую актуальность [2], поскольку далеко не все водители в состоянии самостоятельно грамотно оформить результаты произошедшей аварии в силу либо своего незнания всей процедуры и нюансов оформления «европротокола», либо опасаясь автомошенников. В таких условиях аварийный комиссар выступает в роли связующего звена между участниками ДТП, страховых компаний и сотрудниками ГИБДД [4].

Так кто же он такой, аварийный комиссар (АК)? АК - это специалист в области ДТИ, к услугам которого прибегают страховщики и/или водители для защиты своих интересов при

наступлении страхового случая с застрахованным имуществом. Аварийный комиссар может помочь установить характер, причины, величину убытков в результате аварии и нанесения ущерба, консультирует водителей по правовым вопросам, порядке получения страховой выплаты, осуществляет фото- и видеосъемку места происшествия и поврежденных ТС, заполняет извещение о ДТП и т.д. По результатам проведенной работы аварийный комиссар помогает заполнить «европротакол».

В соответствии с [6] в задачи аварийного комиссара входят:

1. Прибытие на место происшествия и определение необходимости в медицинской помощи участникам ДТИ или вызова эвакуатора для транспортировки поврежденных транспортных средств (ТС).

2. Ограждение места происшествия светоотражающими конусами для безопасного объезда места аварии другими участниками дорожного движения и снижения возможных убытков со стороны клиента, а также для сохранения следов ДТИ, осыпи стекла, тормозных следов.

З.Определение возможных очевидцев происшествия и фиксация их контактной информации.

4. Опрос каждого из участников ДТИ, которые, как правило, после происшествия проявляют агрессию по отношению друг к другу, и аварийный комиссар, как третья сторона, зачастую делает диалог участников ДТИ более конструктивными.

5. Проведение осмотра поврежденных ТС, установление и фиксация характера и перечня видимых повреждений деталей и элементов ТС, а также выполнение фото- и видеосъемки места происшествия.

6. Осуществление сбора оперативной информации и сведений обо всех участниках происшествия (наименование страховых компаний, период использования ТС, личные данные водителей и т.д.), проведение фотосъемки документов участников ДТИ, что в дальнейшем позволит сократить время для решения вопроса страховой выплаты.

7. Оказание помощи автовладельцам в грамотном и полном написании объяснения, поскольку этот документ очень важен и должен однозначно характеризовать поведение водителя на дороге, дорожную обстановку и обстоятельства происшествия (ГИБДД принимает к сведению эти изложенные обстоятельства при вынесении решения о данном ДТИ).

8. Участие в составлении схемы и извещения о ДТП и т.д.

На деле же, работа АК выполняется не в той мере и не в том объеме, как ее анонсируют всевозможные сайты и рекламные проспекты. К тому же, в настоящее время не существует нормативного документа, однозначно устанавливающего последовательность действий при оформлении ДТИ. Количество организованных исключительно в коммерческих целях служб аварийных комиссаров абсолютно не соответствует качеству оказываемых ими услуг.

Как уже было продемонстрировано в [1], одним из главных показателей работы аварийных комиссаров, является время оказания АК услуг по фиксации, оформлению и ликвидации последствий ДТИ. Это время зависит от грамотного построения последовательности действий АК и четкого его соблюдения. Проведенный анализ временных затрат на предоставление услуг аварийными комиссарами в работе [3] показал, что одним из самых трудоемких этапов этих услуг является «фиксация последствий ДТП и составление схемы». Об этом свидетельствует и адресно-временная модель ликвидации затора на проезжей части в результате ДТП [6].

В результате анализа нормативных документов было установлено, что услуги комиссаров не классифицируются ни в действующем в настоящее время общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), ни в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.

Данный вид деятельности, в реальности, пользуется определенным спросом, и имеют место быть услуги аварийных комиссаров, т.к. их деятельность определена в Налоговом кодексе.

Данную сферу деятельности необходимо урегулировать посредством подтверждения соответствия в форме добровольной сертификации.

Снижение пропускной способности дорог влечет за собой нарушение работы экстренных и оперативных служб, увеличение расхода топлива и выброса вредных веществ в окружающую среду и множество других проблем [5]. Поэтому вопросы управления безопасностью и грамотной организацией дорожного движения на сегодняшний момент являются особенно актуальными, а в частности, проблемы устранения последствий ДТП, которые образуют многокилометровые пробки. Как позывает практика, дорожно-постовые службы (ДПС) в срочном порядке выезжает только на ДТП, повлекшие за собой тяжелые последствия, а в случае незначительных повреждений двух автомобилей можно прождать несколько часов их приезда. По статистике большая часть ДТП не влечет за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, а, следовательно, может быть оформлена по упрощенном порядку. В соответствии с Правилами дорожного движения п. 2.6.1 (в соответствии с постановлением правительства РФ от 06.09.2014 № 907, которое вступит в силу с 1 июля 2015 года) «...Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию.».

Однако, как позывает практика, предоставленные гражданам права и самостоятельную фиксацию обстоятельств ДТП и его оформления по, так называемому, «европротоколу» редко применяются ими самостоятельно [1]. Зачастую, чтобы оформить ДТП в упрощенном порядке автовладельцы пользуются услугами аварийных комиссаров. На сегодняшний момент в условиях жесткой конкуренции только в городе Оренбурге работает около 20 коммерческих организаций, оказывающий услуги в этой области.

Институт аварийных комиссаров, де-факто сложившийся в действующий более чем в 30 регионах России, в настоящее время не имеет законодательного закрепления. Коммерческие организации, Осуществляющие консультирование владельцев по оформлению ДТП, действуют порой не только в интересах законопослушных граждан, но и оказывают содействие мошенникам, намеренным получить страховое возмещение. В соответствии со справкой общественного совета УМВД по Оренбургской области обзор состояния преступности за период с 2011 г. по 2013 г. свидетельствует об устойчивой динамике роста преступлений в сфере страхования. За указанный период количество мошеннических действий возросло вдвое [1]. В связи с этим увеличилась стоимость полиса ОСАГО более чем на 40 %, таким образом, из-за мошенников в области страхования страдают добросовестные автовладельцы.

Со 2 августа 2014 г. года вступили в силу поправки ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» о повышении лимита выплат по «европротоколу» с 25 000 р. до 50 000 р. только для ДТП, оба участника которого заключили договор после вступления в силу поправок в закон [5]. В связи с этим, планируется провести эксперимент по «безлимитному европротоколу» в таких регионах России как: Москва; Московская область; Санкт-Петербург; Ленинградская область.

В данных регионах предполагается, что ДПС перестанет выезжать на место ДТП, если в результате нет пострадавших и не причинен вред жизни и здоровью, этот факт заставляет водителей оформлять «европротокол» самостоятельно или вызывать сотрудников службы аварийных комиссаров.

Сложившаяся ситуация определяет как плюсы, так и минусы. К плюсам можно

отнести:

-сотрудника ГИБДД не придется выезжать на место ДТП и тратить время на оформление протоколов;

-снизится время оформления ДТП, т.к. не нужно будет ждать приезда ДПС.

Минусы:

-рост случаев мошенничества в инициировании ДТП;

-рост мошенничества с «подставами на дорогах» в случае отказа выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП без пострадавших;

-рост числа отказов в страховых выплатах из-за неправильного оформления «европротокола» в результате недостаточной грамотности участников ДТП;

-рост числа судебных споров, как результат неправильного оформления «европротокола», в случаях, когда виновник ДТП уже после оформления захочет его оспорить.

Однако, реализация данного проекта возможна только в комплексе с другими изменениями [5].

-ужесточение ответственности виновника ДТП за несвоевременное уведомление своего страховщика в факте ДТП;

-применение «европротокола» по договорам КАСКО;

- выплаты без справок из ГИБДД в случае оформления «европротокола»;

- обучение водителей порядку оформления «европротокола»;

Из вышесказанного можно сделать вывод, что служба аварийных комиссаров в рамках реализации нового положения ФЗ «Об ОСАГО» является необходимым элементов в структуре обеспечения безопасности дорожного движения и связующим звеном между страховыми компаниями и автовладельцами. Таким образом, аварийные комиссары обеспечивают качественно новый подход к урегулированию последствий ДТП и функционированию транспортных систем в целом [5] и поэтому требуется законодательное закрепление их деятельности на уровне субъекта Федерации для всех регионов Российской Федерации.

Своевременность и необходимость создания законодательной базы в области деятельности служб аварийных комиссаров обусловлена:

-динамичным развитием дорожной сети;

- ежегодным увеличением количества автомототранспортных средств и, как следствие, увеличение дорожно-транспортных происшествий;

-рост мошенничества и злоупотребление в области автострахования.

Законопроект обеспечит механизм правового регулирования нового института -службы аварийных комиссаров, и модернизацию действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и страхования имущества и гражданской ответственности владельце транспортных средств, а также позволит создание правовых условий для развития важного института гражданского общества - страхования [7].

В виду всех признаков, перечисленных выше, эффективность услуг аварийных комиссаров будет повышена, если будет разработано нормативно-правовое обеспечение их деятельности, т.к. только это поможет более четко скорректировать и обосновать требования к более качественному выполнению услуг.

Литература

1. Воробьев, А.Л. Время как основной показатель качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // I Международная научно-методическая конференция «Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике». - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 101-104.

2. Воробьев, А.Л. О необходимости нормативно-правового регулирования деятельности служб аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина // Международная научно-практическая конференция «Проектирование и управление автомобильными дорогами: реформирование учебных программ в Российской Федерации». - Оренбург: ФГБОУ ВПО ОГУ, 2014. - С. 40-41.

3. Воробьев, А.Л. Оптимизация процесса оказания услуг аварийными комиссарами методом стандартизации на основе анализа процессной модели / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов, И.В. Колчина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 4. - С. 1823.

4. Воробьев, А.Л. Оценка эффективности процесса оформления дорожно-транспортного происшествия методом SWOT-анализа / А.Л. Воробьев, В.И. Рассоха, В.А. Лукоянов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 7. - С. 112-116.

5. Воробьев, А.Л. Показатели качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина // Сборник статей Международной научно-технической конференции «Наука, Техника, Инновации 2014» - Брянск: НДМ, 2014. - С. 302-307.

6. Колчина, И.В. Адресно-временная модель ликвидации затора на проезжей части в результате дорожно-транспортного происшествия / И.В. Колчина, А.Л. Воробьев //Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2016. - № 5-2 (79). - С. 82-86.

7. Магнат страхование. Задачи аварийных комиссаров [Электронный документ]. -Режим доступа: http://magnatcentr.ru/dtp/zadachi-avarijnyix-komisarov - (дата обращения: 29.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.