УДК 65.0; 656.081; 658.518.3
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ АВАРИЙНЫМИ КОМИССАРАМИ
Шевченко К.А., студент группы 13СМ(б)ОП, Оренбургский государственный университет, Оренбург
e-mail: ksusha19_95@mail.ru
Научный руководитель: Воробьев А.Л., канд. техн. наук., доцент, заведующий кафедрой метрологии, стандартизации и сертификации, Оренбургский государственный университет, Оренбург
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оформления дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с использованием услуг аварийных комиссаров. Обоснована целесообразность проведения комплекса научно-исследовательских работ по разработке методик, направленных на научно-обоснованное установление и нормирование порядка оказания услуг аварийными комиссарами.
Ключевые слова: аварийные комиссары, дорожно-транспортное происшествие, извещение о ДТП.
По сведениям ГИБДД за последние восемь лет количество автотранспорта в России увеличилось почти в полтора раза. Оренбургская область не стала исключением из общероссийской тенденции, и на 2013 г. в нашем регионе зарегистрирован свыше 734761 автомототранспортных средств. В условиях медленной модернизации организации дорожного движения и дорожной инфраструктуры крупные населенные пункты Оренбургской области и областной центр, где сосредоточена большая часть автомототранспортных средств, столкнулась с проблемой резкого увеличения количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и, как следствие, возникновению заторов и снижению пропускной способности дорог [5].
Процесс оформления дорожно-транспортного происшествия (ДТП) является технологически сложным и ответственным административным мероприятием, которое требует наличия специальных навыков и знаний в различных областях. Исполнитель данной процедуры должен обладать достаточной квалификацией, чтобы технически верно и максимально оперативно, при этом не нарушая рамок действующего нормативно-правового поля, оформить минимально необходимый пакет документов. Анализ действующей законодательной базы (ПДД, постановления) показал, что в настоящее время результаты совершенного ДТП могут быть оформлены сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения или непосредственно самими участниками ДТП. При этом, вступившее в силу с 1 июля 2015 года, постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Правила дорожного движения» и официальный информационный портал ГИБДД, четко регламентируют последовательность действий в конкретных ситуациях. Поэтому в ряде регионов России участники мелких дорожно-транспортных инцидентов(ДТИ), которые не смогли самостоятельно оформить «европротокол», помимо материального ущерба их транспортным средствам, получили протоколы об административном правонарушении за создание препятствий и затруднений движению автомобильного транспорта.
В сложившейся практике оформления ДТП, услуги аварийных комиссаров приобретают все большую актуальность [2], поскольку далеко не все водители в состоянии самостоятельно грамотно оформить результаты произошедшей аварии в силу либо своего незнания всей процедуры и нюансов оформления «европротокола», либо опасаясь автомошенников. В таких условиях аварийный комиссар выступает в роли связующего звена между участниками ДТП, страховых компаний и сотрудниками ГИБДД [4].
Так кто же он такой, аварийный комиссар (АК)? АК - это специалист в области ДТИ, к услугам которого прибегают страховщики и/или водители для защиты своих интересов при
наступлении страхового случая с застрахованным имуществом. Аварийный комиссар может помочь установить характер, причины, величину убытков в результате аварии и нанесения ущерба, консультирует водителей по правовым вопросам, порядке получения страховой выплаты, осуществляет фото- и видеосъемку места происшествия и поврежденных ТС, заполняет извещение о ДТП и т.д. По результатам проведенной работы аварийный комиссар помогает заполнить «европротакол».
В соответствии с [6] в задачи аварийного комиссара входят:
1. Прибытие на место происшествия и определение необходимости в медицинской помощи участникам ДТИ или вызова эвакуатора для транспортировки поврежденных транспортных средств (ТС).
2. Ограждение места происшествия светоотражающими конусами для безопасного объезда места аварии другими участниками дорожного движения и снижения возможных убытков со стороны клиента, а также для сохранения следов ДТИ, осыпи стекла, тормозных следов.
З.Определение возможных очевидцев происшествия и фиксация их контактной информации.
4. Опрос каждого из участников ДТИ, которые, как правило, после происшествия проявляют агрессию по отношению друг к другу, и аварийный комиссар, как третья сторона, зачастую делает диалог участников ДТИ более конструктивными.
5. Проведение осмотра поврежденных ТС, установление и фиксация характера и перечня видимых повреждений деталей и элементов ТС, а также выполнение фото- и видеосъемки места происшествия.
6. Осуществление сбора оперативной информации и сведений обо всех участниках происшествия (наименование страховых компаний, период использования ТС, личные данные водителей и т.д.), проведение фотосъемки документов участников ДТИ, что в дальнейшем позволит сократить время для решения вопроса страховой выплаты.
7. Оказание помощи автовладельцам в грамотном и полном написании объяснения, поскольку этот документ очень важен и должен однозначно характеризовать поведение водителя на дороге, дорожную обстановку и обстоятельства происшествия (ГИБДД принимает к сведению эти изложенные обстоятельства при вынесении решения о данном ДТИ).
8. Участие в составлении схемы и извещения о ДТП и т.д.
На деле же, работа АК выполняется не в той мере и не в том объеме, как ее анонсируют всевозможные сайты и рекламные проспекты. К тому же, в настоящее время не существует нормативного документа, однозначно устанавливающего последовательность действий при оформлении ДТИ. Количество организованных исключительно в коммерческих целях служб аварийных комиссаров абсолютно не соответствует качеству оказываемых ими услуг.
Как уже было продемонстрировано в [1], одним из главных показателей работы аварийных комиссаров, является время оказания АК услуг по фиксации, оформлению и ликвидации последствий ДТИ. Это время зависит от грамотного построения последовательности действий АК и четкого его соблюдения. Проведенный анализ временных затрат на предоставление услуг аварийными комиссарами в работе [3] показал, что одним из самых трудоемких этапов этих услуг является «фиксация последствий ДТП и составление схемы». Об этом свидетельствует и адресно-временная модель ликвидации затора на проезжей части в результате ДТП [6].
В результате анализа нормативных документов было установлено, что услуги комиссаров не классифицируются ни в действующем в настоящее время общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), ни в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.
Данный вид деятельности, в реальности, пользуется определенным спросом, и имеют место быть услуги аварийных комиссаров, т.к. их деятельность определена в Налоговом кодексе.
Данную сферу деятельности необходимо урегулировать посредством подтверждения соответствия в форме добровольной сертификации.
Снижение пропускной способности дорог влечет за собой нарушение работы экстренных и оперативных служб, увеличение расхода топлива и выброса вредных веществ в окружающую среду и множество других проблем [5]. Поэтому вопросы управления безопасностью и грамотной организацией дорожного движения на сегодняшний момент являются особенно актуальными, а в частности, проблемы устранения последствий ДТП, которые образуют многокилометровые пробки. Как позывает практика, дорожно-постовые службы (ДПС) в срочном порядке выезжает только на ДТП, повлекшие за собой тяжелые последствия, а в случае незначительных повреждений двух автомобилей можно прождать несколько часов их приезда. По статистике большая часть ДТП не влечет за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, а, следовательно, может быть оформлена по упрощенном порядку. В соответствии с Правилами дорожного движения п. 2.6.1 (в соответствии с постановлением правительства РФ от 06.09.2014 № 907, которое вступит в силу с 1 июля 2015 года) «...Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию.».
Однако, как позывает практика, предоставленные гражданам права и самостоятельную фиксацию обстоятельств ДТП и его оформления по, так называемому, «европротоколу» редко применяются ими самостоятельно [1]. Зачастую, чтобы оформить ДТП в упрощенном порядке автовладельцы пользуются услугами аварийных комиссаров. На сегодняшний момент в условиях жесткой конкуренции только в городе Оренбурге работает около 20 коммерческих организаций, оказывающий услуги в этой области.
Институт аварийных комиссаров, де-факто сложившийся в действующий более чем в 30 регионах России, в настоящее время не имеет законодательного закрепления. Коммерческие организации, Осуществляющие консультирование владельцев по оформлению ДТП, действуют порой не только в интересах законопослушных граждан, но и оказывают содействие мошенникам, намеренным получить страховое возмещение. В соответствии со справкой общественного совета УМВД по Оренбургской области обзор состояния преступности за период с 2011 г. по 2013 г. свидетельствует об устойчивой динамике роста преступлений в сфере страхования. За указанный период количество мошеннических действий возросло вдвое [1]. В связи с этим увеличилась стоимость полиса ОСАГО более чем на 40 %, таким образом, из-за мошенников в области страхования страдают добросовестные автовладельцы.
Со 2 августа 2014 г. года вступили в силу поправки ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» о повышении лимита выплат по «европротоколу» с 25 000 р. до 50 000 р. только для ДТП, оба участника которого заключили договор после вступления в силу поправок в закон [5]. В связи с этим, планируется провести эксперимент по «безлимитному европротоколу» в таких регионах России как: Москва; Московская область; Санкт-Петербург; Ленинградская область.
В данных регионах предполагается, что ДПС перестанет выезжать на место ДТП, если в результате нет пострадавших и не причинен вред жизни и здоровью, этот факт заставляет водителей оформлять «европротокол» самостоятельно или вызывать сотрудников службы аварийных комиссаров.
Сложившаяся ситуация определяет как плюсы, так и минусы. К плюсам можно
отнести:
-сотрудника ГИБДД не придется выезжать на место ДТП и тратить время на оформление протоколов;
-снизится время оформления ДТП, т.к. не нужно будет ждать приезда ДПС.
Минусы:
-рост случаев мошенничества в инициировании ДТП;
-рост мошенничества с «подставами на дорогах» в случае отказа выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП без пострадавших;
-рост числа отказов в страховых выплатах из-за неправильного оформления «европротокола» в результате недостаточной грамотности участников ДТП;
-рост числа судебных споров, как результат неправильного оформления «европротокола», в случаях, когда виновник ДТП уже после оформления захочет его оспорить.
Однако, реализация данного проекта возможна только в комплексе с другими изменениями [5].
-ужесточение ответственности виновника ДТП за несвоевременное уведомление своего страховщика в факте ДТП;
-применение «европротокола» по договорам КАСКО;
- выплаты без справок из ГИБДД в случае оформления «европротокола»;
- обучение водителей порядку оформления «европротокола»;
Из вышесказанного можно сделать вывод, что служба аварийных комиссаров в рамках реализации нового положения ФЗ «Об ОСАГО» является необходимым элементов в структуре обеспечения безопасности дорожного движения и связующим звеном между страховыми компаниями и автовладельцами. Таким образом, аварийные комиссары обеспечивают качественно новый подход к урегулированию последствий ДТП и функционированию транспортных систем в целом [5] и поэтому требуется законодательное закрепление их деятельности на уровне субъекта Федерации для всех регионов Российской Федерации.
Своевременность и необходимость создания законодательной базы в области деятельности служб аварийных комиссаров обусловлена:
-динамичным развитием дорожной сети;
- ежегодным увеличением количества автомототранспортных средств и, как следствие, увеличение дорожно-транспортных происшествий;
-рост мошенничества и злоупотребление в области автострахования.
Законопроект обеспечит механизм правового регулирования нового института -службы аварийных комиссаров, и модернизацию действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и страхования имущества и гражданской ответственности владельце транспортных средств, а также позволит создание правовых условий для развития важного института гражданского общества - страхования [7].
В виду всех признаков, перечисленных выше, эффективность услуг аварийных комиссаров будет повышена, если будет разработано нормативно-правовое обеспечение их деятельности, т.к. только это поможет более четко скорректировать и обосновать требования к более качественному выполнению услуг.
Литература
1. Воробьев, А.Л. Время как основной показатель качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // I Международная научно-методическая конференция «Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике». - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 101-104.
2. Воробьев, А.Л. О необходимости нормативно-правового регулирования деятельности служб аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина // Международная научно-практическая конференция «Проектирование и управление автомобильными дорогами: реформирование учебных программ в Российской Федерации». - Оренбург: ФГБОУ ВПО ОГУ, 2014. - С. 40-41.
3. Воробьев, А.Л. Оптимизация процесса оказания услуг аварийными комиссарами методом стандартизации на основе анализа процессной модели / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов, И.В. Колчина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 4. - С. 1823.
4. Воробьев, А.Л. Оценка эффективности процесса оформления дорожно-транспортного происшествия методом SWOT-анализа / А.Л. Воробьев, В.И. Рассоха, В.А. Лукоянов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 7. - С. 112-116.
5. Воробьев, А.Л. Показатели качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина // Сборник статей Международной научно-технической конференции «Наука, Техника, Инновации 2014» - Брянск: НДМ, 2014. - С. 302-307.
6. Колчина, И.В. Адресно-временная модель ликвидации затора на проезжей части в результате дорожно-транспортного происшествия / И.В. Колчина, А.Л. Воробьев //Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2016. - № 5-2 (79). - С. 82-86.
7. Магнат страхование. Задачи аварийных комиссаров [Электронный документ]. -Режим доступа: http://magnatcentr.ru/dtp/zadachi-avarijnyix-komisarov - (дата обращения: 29.11.2016).