Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ЕВРОПРОТОКОЛ / ОФОРМЛЕНИЕ ДТП / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ROAD THERE IS A TRANSPORT ACCIDENT / EUROPROTOCOL / FORMATION OF ROAD ACCIDENT / SAFETY OF TRAFFIC / INSURANCE COMPANY / MOBILE ANNEX / DIGITAL TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Крассовская Т.В.

Ктуальность исследования обуславливается переходом к цифровой трансформации во всех сферах жизнедеятельности общества. Современные технологии не стоят на месте, в результате чего происходит развитие цифровой трансформации и ее внедрение в социум. Цифровая трансформация также задаёт свои требования в сфере страхования, регистрации и оформления ДТП. Появляется возможность оформления ДТП при помощи мобильных приложений. К сожалению, массовому внедрению электронного Европротокола мешает отсутствие на многих автомобилях системы ГЛОНАСС. Впрочем, в ближайшем будущем данную проблему будут искоренять методом введения обязательного наличия системы ГЛОНАСС на всех ТС.Переход к цифровым технологиям способствует экономии времени, решению спорных ситуаций без сотрудников ГИБДД и уверенности в достоверности результатов оформления ДТП, а значит и в получении страховых выплат в полном объеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Крассовская Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF THE REGISTRATION AND REGISTRATION PROCEDURES FOR ROAD TRAFFIC ACCEPTANCE

Research relevance is caused by transition to digital transformation in all domains of vital activity of the society. Modern technologies do not stand in the place, therefore development of digital transformation and her implementation to society takes place. Digital transformation as well specifies its requirements in the domain of insurance, registration and road accident formation. Opportunity of formation of road accident through mobile annexes emerges. Unfortunately, mass implementation of electronic Europrotocol is hindered by absence on many motor cars of the system of the GLONASS. However, in the near future given problem will be eradicated by method of introduction of compulsory presence of the system of the GLONASS to all ТС.Transition to digital technologies promotes economy of the time, the decision of disputable situations without the employees of motor licensing and inspection department and reliance in the reliability of results of road accident formation, so and to receipt of insurances in full.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ»

УДК 65.011.56

НЕОБХОДИМОСТЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Крассовская Т.В., студент, направление подготовки 27.03.01 Стандартизация и метрология, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: krassovskaya@icloud.com

Научный руководитель: Колчина И.В., старший преподаватель кафедры метрологии, стандартизации и сертификации, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: kolchina78@yandex.ru

Аннотация. Актуальность исследования обуславливается переходом к цифровой трансформации во всех сферах жизнедеятельности общества. Современные технологии не стоят на месте, в результате чего происходит развитие цифровой трансформации и ее внедрение в социум. Цифровая трансформация также задаёт свои требования в сфере страхования, регистрации и оформления ДТП. Появляется возможность оформления ДТП при помощи мобильных приложений. К сожалению, массовому внедрению электронного Европротокола мешает отсутствие на многих автомобилях системы ГЛОНАСС. Впрочем, в ближайшем будущем данную проблему будут искоренять методом введения обязательного наличия системы ГЛОНАСС на всех ТС.

Переход к цифровым технологиям способствует экономии времени, решению спорных ситуаций без сотрудников ГИБДД и уверенности в достоверности результатов оформления ДТП, а значит и в получении страховых выплат в полном объеме.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, Европротокол, оформление ДТП, безопасность дорожного движения, страховая компания, мобильное приложение, цифровая трансформация.

THE NEED FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF THE REGISTRATION AND REGISTRATION PROCEDURES FOR ROAD TRAFFIC ACCEPTANCE

Krassovskaya T.V., student, training direction 27.03.01 Standardization and metrology, Orenburg State University, Orenburg

e-mail: krassovskaya@icloud.com

Scientific adviser: Kolchina I.V., Senior Lecturer, Department of metrology, standardization and certification, Orenburg State University, Orenburg e-mail: kolchina78@yandex.ru

Abstract. Research relevance is caused by transition to digital transformation in all domains of vital activity of the society. Modern technologies do not stand in the place, therefore development of digital transformation and her implementation to society takes place. Digital transformation as well specifies its requirements in the domain of insurance, registration and road accident formation. Opportunity offormation of road accident through mobile annexes emerges. Unfortunately, mass implementation of electronic Europrotocol is hindered by absence on many motor cars of the system of the GLONASS. However, in the near future given problem will be eradicated by method of introduction of compulsory presence of the system of the GLONASS to all ТС.

Transition to digital technologies promotes economy of the time, the decision of disputable situations without the employees of motor licensing and inspection department and reliance in the reliability of results of road accident formation, so and to receipt of insurances in full.

Keywords: road there is a transport accident, Europrotocol, formation of road accident, safety of traffic, insurance company, mobile annex, digital transformation.

Перед каждым человеком ежедневно стоят миллионы задач, которые необходимо решать быстро и максимально качественно. В условиях современной глобализации и цифровизации стремительно меняется существующий мир. Внедрение цифровых технологий позволяет не только улучшить жизнеде-

ятельность человека, но и повысить экономический уровень страны, что уже определено национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» [1].

Не секрет, что в 21 веке существует определенное количество цифровых помощников на ту или

ШАГ В НАУКУ

3, 2019

иную предоставленную нам услугу. Этих помощников не нужно вызывать или ждать, достаточно иметь мобильное устройство с доступом в Интернет.

Безопасность дорожного движения тоже не осталась без внимания со стороны цифровизации. Регулярно происходящие дорожно-транспортные происшествия (ДТП), не влекущие за собой серьезных последствий, создают проблемы гораздо опаснее самого происшествия [2]. Поэтому решать их необходимо в максимально короткие сроки самостоятельно или при помощи сервисных служб по ликвидации ДТП [3]. Порядок самостоятельного оформления ДТП описан Правилами дорожного движения (ПДД) п. 2.6.1 [3]. Упрощенное оформление документов о ДТП без участия сотрудников полиции можно осуществить самостоятельно Евро-протоколом [4]. Он оформляется путем заполнения бланка извещения о ДТП участниками дорожного происшествия самостоятельно. Что позволяет не только существенно сократить временные затраты на оформление ДТП, но и быстро освободить проезжую часть. Тем самым обеспечить свободный проезд остальным участникам дорожного движения и минимизировать риск возникновения новых столкновений [5].

Европротокол можно оформить при соблюдении следующих условий, описанных в ФЗ - № 40 «Об ОСАГО»:

1) не причинен вред жизни или здоровью;

2) гражданская ответственность водителей в отношении транспортного средства (ТС), участвующих в ДТП, застрахована (действующие полисы ОСАГО, «Зеленая карта»);

3) ДТП произошло в результате столкновения двух ТС, другому имуществу вред не причинен;

4) у участников происшествия нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП, перечня и характера видимых повреждений [6].

Согласно вышесказанному, данные ДТП должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 11 ФЗ об ОСАГО, одним из следующих способов:

1) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов ГЛОНАСС Российской Федерации информации, позволяющей установить факт ДТП и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

2) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации

в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия [6].

Соблюдая закон, участники ДТП могут оформить Европротокол самостоятельно в течение 1015 минут. Для этого необходимо иметь мобильное приложение. В рамках работы был проведен мониторинг самых востребованных мобильных приложений:

- Е-протокол;

- Мосавтоюрист;

- Росгосстрах;

- АльфаСтрахование Мобайл;

- ДТП.Европротокол.

Анализ существующих приложений позволил выявить, что единственным официальным приложением является «ДТП.Европротокол», разработанный Российским союзом автостраховщиков (РСА). РСА является общероссийским профессиональным объединением страховщиков, занимающимся обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. РСА, как единственная независимая организация, которая занимается вопросами ОСАГО и следит за работой страховых компаний, заинтересована в разработке и внедрении новых цифровых технологий в обеспечение безопасности дорожного движения. Выбранное приложение «ДТП.Европротокол» позволяет передать информацию о возникшем страховом случае, участниках и повреждениях в единую систему в некорректируемом (подлинном) виде. Страховая компания сможет проверить достоверность этой информации. Когда пострадавший обратится за возмещением, у страховой компании не должно быть сомнений, что эта авария действительно случилась в конкретном указанном месте и времени.

Данное программное обеспечение уже сейчас действует для безлимитного Европротокола в Москве и Петербурге. А с сентября 2019 года оно будет реализовано для любого региона Российской Федерации. Так как РСА реализует эксперимент по введению электронной процедуры оформления убытков через мобильное приложение «ДТП.Евро-протокол», то запуск «пилота» начнется в сентябре 2019 года. Эксперимент будет реализован на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Ленинградской.

В перспективе после завершения эксперимента по удаленному урегулированию убытков мо-

бильные приложения РСА планируется соединить в единую систему. Согласно расчетам автостраховщиков, оформление убытка на месте ДТП с помощью приложения займет порядка 15 минут.

Помимо оформления Европротокола в данном приложении можно проверить оригинальность полиса ОСАГО. Это очень удобно и своевременно при распространении фальшивых полисов ОСАГО.

Для лучшего понимания на рисунке 1 представлена поэтапная схема работы с данным приложением.

Рисунок 1 - Схема действий при регистрации ДТП

Результат мониторинга показывает, что приложение поможет определить, стоит ли оформлять

Европротокол, как именно сфотографировать место дорожного происшествия и грамотно заполнить «Извещения о ДТП». Использование приложения от РСА позволяет зафиксировать и географические координаты места происшествия, конечно, если на смартфоне включена геолокация. После получения всех необходимых сведений «ДТП.Европротокол» отправляет их в базу АИС РСА.

На этом этапе оформления участники могут освободить проезжую часть. Обращаться за выплатой по Европротоколу нужно в свою страховую компанию. Срок обращения за возмещением - пять рабочих дней с момента аварии, также нужно подать извещение о ДТП и заявление на прямое возмещение убытков [5].

В заключение хотелось бы сказать, необходимость перехода к цифровым технологиям обусловлена национальным проектом «Цифровая экономика», который устанавливает главными целями устойчивое развитие и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступных для всех, и использование преимущественно отечественного программного обеспечения в различных областях деятельности [6].

Цифровой формат различных видов документов позволяет упростить поиск информации, минимизировать затраты, сократить время на оформление документов и исключить человеческий фактор.

Литература

1. Воробьев А. Л., Колчина И. В., Лукоянов В. А. Типизация как способ минимизации временных затрат на оформление схемы места совершения дорожно-транспортного происшествия аварийными комиссарами // Известия тульского государственного университета, технические науки. - 2015. - № 6-1. -С. 18-24.

2. Воробьев А. Л. Управление качеством и стандартизация услуг аварийных комиссаров // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (Оренбург, 23-25 января 2019 г.) - Оренбург, 2019. - С. 1602-1505.

3. Фролов В. С., Воробьев А. Л., Колчина И. В. Стандартизация условных обозначений на схеме места совершения дорожно-транспортного происшествия // Прогрессивные технологии в транспортных системах. Двенадцатая международная научно-практическая конференция, посвящается 60-летию Оренбургского государственного университета (Оренбург, 22-24 апреля 2015 г.). - Оренбург, 2015. - С. 4904494Колчина И. В., Крассовская Т. В. К вопросу о профессиональной компетентности аварийных комиссаров // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (Оренбург, 23-25 января 2019 г.). - Оренбург, 2019. - С. 1521-1526.

5. Колчина И. В. Проблемы и особенности подготовки специалистов в области оказания услуг аварийных комиссаров // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции, 2018. - С. 1429-1432.

6. Лукоянов В. А., Гарельский В. А., Воробьев А. Л., Дрючин Д. А. Разработка номенклатуры показателей качества услуг аварийных комиссаров // Прогрессивные технологии в транспортных системах. Двенадцатая международная научно-практическая конференция, посвящается 60-летию Оренбургского государственного университета (Оренбург, 22-24 апреля 2015 г.). - Оренбург, 2015. - С. 410-414.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.