УДК 625.096; 656.089.2
К ВОПРОСУ О РАССТАНОВКЕ ЭКИПАЖЕЙ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ ПО
ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА
Шиншина М.М., студент группы 13СМ(б)ОП, Оренбургский государственный университет, Оренбург
e-mail: shinshina_m@mail.ru
Научный руководитель: Воробьев А.Л., канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой метрологии, стандартизации и сертификации, Оренбургский государственный университет, Оренбург
В статье обоснована необходимость в организации оптимального размещения экипажей аварийных комиссаров (АК) на территории города и сформулированы принципы, позволяющие организовать работу аварийных комиссаров таким образом, чтобы время ликвидации последствий дорожно-транспортных инцидентов (ДТИ) в части прибытия к месту ДТИ экипажа АК было бы минимальным.
Ключевые слова: аварийный комиссар, дорожно-транспортный инцидент, безопасность дорожного движения, показатели деятельности служб, дорожный затор, принципы размещения, оформление документов, месторасположения организаций.
Развитие автомобильного транспорта и автомобильной промышленности за последнее десятилетие существенно ускорилось и последствия этого роста влияют не только на самих автовладельцев. Существующие на данный момент дороги, не рассчитаны на такой большой поток автомобилей, которые передвигаются по городским улицам. В связи с этим участились случаи аварий с последующим образованием заторов, снижающих пропускную способность и без того узких улиц, нарушая работу экстренных и оперативных служб. К тому же, последствия произошедших аварий оказывают негативное влияние на окружающую среду и самих участников дорожного движения.
В сложившейся ситуации, проблема организации и управления безопасностью дорожного движения является актуальной, особенно в части оперативного устранения последствий аварийных ситуаций, которые отрицательно влияют на дорожную безопасность в целом. Ранее автором уже было рассмотрено влияния дорожно-транспортных инцидентов (ДТИ) на общую дорожную безопасность [12] и была определена необходимость в оперативной ликвидации последствий ДТИ.
Данную проблему могли бы с успехом решить службы аварийных комиссаров, которые на сегодняшний день являются связующим звеном между страховыми компаниями и автовладельцами и одним из необходимых элементов в структуре обеспечения безопасности дорожного движения [2, 3].
Аварийные комиссары выполняют очень много функций: собирают и документируют фактическую информацию о случившемся ДТИ, оформляют необходимый пакет документов для подачи его в страховую компанию, помогают заполнить «европротокол», помогают зарегистрировать ДТИ в местных подразделениях ГИБДД и т.д. Все сильные стороны и положительные эффекты от деятельности служб аварийных комиссаров наглядно разобраны в работе [4].
В предыдущей статье автором были рассмотрены основные показатели деятельности служб аварийных комиссаров, которые способствуют оперативному устранению последствий дорожных происшествий [1, 5]. Самым важным моментом в работе аварийных комиссаров является время устранения последствий ДТИ, которое напрямую влияет на вероятность образования дорожных заторов. Следовательно, необходимо располагать
экипажи аварийных комиссаров по отношению к местам совершения ДТИ таким образом, чтобы время прибытия к ним было минимальным, тем самым сокращая общее время устранения последствий дорожного происшествия.
Временная модель ликвидации затора на проезжей части [7] также показала, каким немаловажным показателем является принцип оптимальной расстановки экипажей АК. При выборе места для размещения экипажа АК прежде всего следует установить, ряд факторов таких как интенсивность движения транспортных средств в определенный период времени, суток и время года [2].
В первом случае экипаж должен быть расположен на таком участке местности, который не препятствует и не затрудняет движение транспортным потокам, так и пешеходам. Во втором случае экипаж размещается в зоне максимальной концентрацией дорожного движения. На данный момент доступность служб определяется удобством месторасположения организации, оказывающей услуги аварийных комиссаров и оптимальной ценой этих услуг.
Ранее было определено [11], что на практике, местонахождение АК не содержит никакой закономерности - их расположение хаотично, и чаще всего, это те места, которые наиболее удобны для самих аваркомов в плане доступности, цены аренды платы за помещения и т.д.
Выбору местоположения дежурства экипажей должно предшествовать ознакомление с генеральным планом города, чтобы учесть планируемое размещение патрульных служб аварийных комиссаров. Число стационарных постов определяется в зависимости от численности населения в городе, площади населенного пункта и рассредоточенности общественных мест.
Расстановка экипажей АК осуществляется с учетом фактора концентрации в местах, характеризующихся наиболее сложной дорожно-транспортной обстановкой и аварийностью, с учетом:
а) протяженности и эксплуатационного состояния автомобильных дорог;
б) технического оснащения;
в) численности личного состава АК;
г) интенсивности движения транспортных средств и пешеходов в различные периоды времени.
Расчет количества постов и маршрутов патрулирования осуществляется с учетом фактической штатной численности, учета рабочего времени и расчета численности сотрудников АК.
Месторасположение разрабатывается на основе приоритетной расстановки сил и средств:
- в местах концентрации дорожно-транспортных инцидентов, исходя из топографического анализа аварийности с учетом дней недели, времени суток их совершения;
- в местах пересечения интенсивных транспортных потоков, систематического возникновения заторов;
- местах эпизодического увеличения потоков транспортных средств и пешеходов в зависимости от режима работы различных объектов инфраструктуры.
Расстановка экипажей аварийных комиссаров на текущие сутки по постам и времени несения службы (по сменам) осуществляется по решению дежурного оператора, в непосредственном подчинении которого находится группа экипажей АК.
Анализ соответствующей источников [8, 9, 10] показал, что одним из главных критериев эффективного функционирования того или иного объекта являются принципы размещения. Автор попытался сформулировать научно-обоснованные принципы, необходимые для наиболее оптимального размещения экипажей аварийных комиссаров:
- месторасположение служб АК на территории города определяется исходя из условия, что время прибытия подразделения к месту вызова должно быть минимальным;
- расстановка экипажей не должна перекрывать, подъездные пути для экстренных служб к существующим зданиям, строениям и сооружениям;
- учет дислокации ближайших постов АК, нарядов полиции и систему связи с ними;
- учет сосредоточенности в местах с наибольшей вероятностью возникновения ДТИ;
- минимизация риска возникновения неблагоприятных последствий (нарушение экологии, создание препятствий, ухудшение видимости), вызванных ДТИ.
Соблюдение данных принципов, предложенные автором, позволит службам аварийных комиссаров максимально быстро среагировать на ДТИ, минимизировать время устранения и уменьшить риск возникновения неблагоприятных последствий, вызванных ДТИ.
Литература
1. Воробьев, А.Л. Время как основной показатель качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике: материалы I международной науч.-метод. конф. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 101-104.
2. Воробьев, А.Л. Один из путей решения проблемы заторов методами стандартизации / А.Л. Воробьев // Наука сегодня: вызовы и решения: материалы международной науч.-практ. конф. - Волгоград: ООО «Маркер», 2017. - С. 23-24.
3. Воробьев, А.Л. О необходимости нормативно-правового регулирования деятельности служб аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина // Проектирование и управление автомобильными дорогами: реформирование учебных программ в Российской Федерации: материалы международной науч.-практ. конф. - Оренбург: ООО «ИПК Университет», 2014. - С. 40-41.
4. Воробьев, А.Л. Оценка эффективности процесса оформления дорожно-транспортного происшествия методом SWOT-анализа / А.Л. Воробьев, В.И. Рассоха, В.А. Лукоянов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - №7. - С. 112-116.
5. Воробьев, А.Л. Показатели качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина // Наука, Техника, Инновации 2014: сборник статей Международной научно-технической конференции. Под общей редакцией А.Л. Сафонова. - Брянск: ООО «Надежные машины», 2014. - С. 302-307.
6. Воробьев, А.Л. Статистические методы анализа качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. -№12. - С. 44-48.
7. Колчина, И.В. Адресно-временная модель ликвидации затора на проезжей части в результате дорожно-транспортного происшествия / И.В. Колчина, А.Л. Воробьев // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2016. - № 79 (5-2). - С. 82-86.
8. Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (постатейный) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420272982 - (дата посещения: 19.02.2017).
9. О нормативах развития и принципах размещения аптек [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901801759 - (дата посещения: 20.02.2017).
10. Приказ МВД РФ от 2.03.09 года № 186 ДСП «О мерах по совершенствованию деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://refdb.ru/look/1857522.html - (дата посещения: 19.02.2017).
11. Шиншина, М.М. К вопросу об оптимизации структуры размещения служб аварийных комиссаров / М. М. Шиншина // Наука и инновации в современных условиях: сборник статей Международной научно - практической конференции - Екатеринбург: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2016. - С. 172-175.
12. Шиншина, М.М. Влияние дорожно-транспортных происшествий на общую дорожную безопасность / М. М. Шиншина // Сборник статей Международной научно -практической конференции. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016 - С. 78-82.