Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАССТАНОВКЕ ЭКИПАЖЕЙ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ ПО ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА'

К ВОПРОСУ О РАССТАНОВКЕ ЭКИПАЖЕЙ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ ПО ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
АВАРИЙНЫЙ КОМИССАР / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ИНЦИДЕНТ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ / ДОРОЖНЫЙ ЗАТОР / ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ / ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ / МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ / EMERGENCY COMMISSIONER / TRAFFIC ACCIDENT / ROAD SAFETY / SERVICE ACTIVITY INDICATORS / TRAFFIC CONGESTION / PRINCIPLES OF LOCATION / PAPERWORK / LOCATION OF ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шиншина М.М.

В статье обоснована необходимость в организации оптимального размещения экипажей аварийных комиссаров (АК) на территории города и сформулированы принципы, позволяющие организовать работу аварийных комиссаров таким образом, чтобы время ликвидации последствий дорожно-транспортных инцидентов (ДТИ) в части прибытия к месту ДТИ экипажа АК было бы минимальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE INSTALLATION OF CREWS OF EMERGENCY COMMISSIONS ON THE TERRITORY OF THE CITY

The article substantiates the need for organizing the optimal placement of emergency commissioners (AK) crews in the city and formulates principles allowing to organize the work of emergency commissioners in such a way that the response time of traffic accidents (DTI) in terms of arriving to the DTI site of the AK crew would be minimal

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАССТАНОВКЕ ЭКИПАЖЕЙ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ ПО ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА»

УДК 625.096; 656.089.2

К ВОПРОСУ О РАССТАНОВКЕ ЭКИПАЖЕЙ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ ПО

ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА

Шиншина М.М., студент группы 13СМ(б)ОП, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: shinshina_m@mail.ru

Научный руководитель: Воробьев А.Л., канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой метрологии, стандартизации и сертификации, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье обоснована необходимость в организации оптимального размещения экипажей аварийных комиссаров (АК) на территории города и сформулированы принципы, позволяющие организовать работу аварийных комиссаров таким образом, чтобы время ликвидации последствий дорожно-транспортных инцидентов (ДТИ) в части прибытия к месту ДТИ экипажа АК было бы минимальным.

Ключевые слова: аварийный комиссар, дорожно-транспортный инцидент, безопасность дорожного движения, показатели деятельности служб, дорожный затор, принципы размещения, оформление документов, месторасположения организаций.

Развитие автомобильного транспорта и автомобильной промышленности за последнее десятилетие существенно ускорилось и последствия этого роста влияют не только на самих автовладельцев. Существующие на данный момент дороги, не рассчитаны на такой большой поток автомобилей, которые передвигаются по городским улицам. В связи с этим участились случаи аварий с последующим образованием заторов, снижающих пропускную способность и без того узких улиц, нарушая работу экстренных и оперативных служб. К тому же, последствия произошедших аварий оказывают негативное влияние на окружающую среду и самих участников дорожного движения.

В сложившейся ситуации, проблема организации и управления безопасностью дорожного движения является актуальной, особенно в части оперативного устранения последствий аварийных ситуаций, которые отрицательно влияют на дорожную безопасность в целом. Ранее автором уже было рассмотрено влияния дорожно-транспортных инцидентов (ДТИ) на общую дорожную безопасность [12] и была определена необходимость в оперативной ликвидации последствий ДТИ.

Данную проблему могли бы с успехом решить службы аварийных комиссаров, которые на сегодняшний день являются связующим звеном между страховыми компаниями и автовладельцами и одним из необходимых элементов в структуре обеспечения безопасности дорожного движения [2, 3].

Аварийные комиссары выполняют очень много функций: собирают и документируют фактическую информацию о случившемся ДТИ, оформляют необходимый пакет документов для подачи его в страховую компанию, помогают заполнить «европротокол», помогают зарегистрировать ДТИ в местных подразделениях ГИБДД и т.д. Все сильные стороны и положительные эффекты от деятельности служб аварийных комиссаров наглядно разобраны в работе [4].

В предыдущей статье автором были рассмотрены основные показатели деятельности служб аварийных комиссаров, которые способствуют оперативному устранению последствий дорожных происшествий [1, 5]. Самым важным моментом в работе аварийных комиссаров является время устранения последствий ДТИ, которое напрямую влияет на вероятность образования дорожных заторов. Следовательно, необходимо располагать

экипажи аварийных комиссаров по отношению к местам совершения ДТИ таким образом, чтобы время прибытия к ним было минимальным, тем самым сокращая общее время устранения последствий дорожного происшествия.

Временная модель ликвидации затора на проезжей части [7] также показала, каким немаловажным показателем является принцип оптимальной расстановки экипажей АК. При выборе места для размещения экипажа АК прежде всего следует установить, ряд факторов таких как интенсивность движения транспортных средств в определенный период времени, суток и время года [2].

В первом случае экипаж должен быть расположен на таком участке местности, который не препятствует и не затрудняет движение транспортным потокам, так и пешеходам. Во втором случае экипаж размещается в зоне максимальной концентрацией дорожного движения. На данный момент доступность служб определяется удобством месторасположения организации, оказывающей услуги аварийных комиссаров и оптимальной ценой этих услуг.

Ранее было определено [11], что на практике, местонахождение АК не содержит никакой закономерности - их расположение хаотично, и чаще всего, это те места, которые наиболее удобны для самих аваркомов в плане доступности, цены аренды платы за помещения и т.д.

Выбору местоположения дежурства экипажей должно предшествовать ознакомление с генеральным планом города, чтобы учесть планируемое размещение патрульных служб аварийных комиссаров. Число стационарных постов определяется в зависимости от численности населения в городе, площади населенного пункта и рассредоточенности общественных мест.

Расстановка экипажей АК осуществляется с учетом фактора концентрации в местах, характеризующихся наиболее сложной дорожно-транспортной обстановкой и аварийностью, с учетом:

а) протяженности и эксплуатационного состояния автомобильных дорог;

б) технического оснащения;

в) численности личного состава АК;

г) интенсивности движения транспортных средств и пешеходов в различные периоды времени.

Расчет количества постов и маршрутов патрулирования осуществляется с учетом фактической штатной численности, учета рабочего времени и расчета численности сотрудников АК.

Месторасположение разрабатывается на основе приоритетной расстановки сил и средств:

- в местах концентрации дорожно-транспортных инцидентов, исходя из топографического анализа аварийности с учетом дней недели, времени суток их совершения;

- в местах пересечения интенсивных транспортных потоков, систематического возникновения заторов;

- местах эпизодического увеличения потоков транспортных средств и пешеходов в зависимости от режима работы различных объектов инфраструктуры.

Расстановка экипажей аварийных комиссаров на текущие сутки по постам и времени несения службы (по сменам) осуществляется по решению дежурного оператора, в непосредственном подчинении которого находится группа экипажей АК.

Анализ соответствующей источников [8, 9, 10] показал, что одним из главных критериев эффективного функционирования того или иного объекта являются принципы размещения. Автор попытался сформулировать научно-обоснованные принципы, необходимые для наиболее оптимального размещения экипажей аварийных комиссаров:

- месторасположение служб АК на территории города определяется исходя из условия, что время прибытия подразделения к месту вызова должно быть минимальным;

- расстановка экипажей не должна перекрывать, подъездные пути для экстренных служб к существующим зданиям, строениям и сооружениям;

- учет дислокации ближайших постов АК, нарядов полиции и систему связи с ними;

- учет сосредоточенности в местах с наибольшей вероятностью возникновения ДТИ;

- минимизация риска возникновения неблагоприятных последствий (нарушение экологии, создание препятствий, ухудшение видимости), вызванных ДТИ.

Соблюдение данных принципов, предложенные автором, позволит службам аварийных комиссаров максимально быстро среагировать на ДТИ, минимизировать время устранения и уменьшить риск возникновения неблагоприятных последствий, вызванных ДТИ.

Литература

1. Воробьев, А.Л. Время как основной показатель качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике: материалы I международной науч.-метод. конф. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 101-104.

2. Воробьев, А.Л. Один из путей решения проблемы заторов методами стандартизации / А.Л. Воробьев // Наука сегодня: вызовы и решения: материалы международной науч.-практ. конф. - Волгоград: ООО «Маркер», 2017. - С. 23-24.

3. Воробьев, А.Л. О необходимости нормативно-правового регулирования деятельности служб аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина // Проектирование и управление автомобильными дорогами: реформирование учебных программ в Российской Федерации: материалы международной науч.-практ. конф. - Оренбург: ООО «ИПК Университет», 2014. - С. 40-41.

4. Воробьев, А.Л. Оценка эффективности процесса оформления дорожно-транспортного происшествия методом SWOT-анализа / А.Л. Воробьев, В.И. Рассоха, В.А. Лукоянов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - №7. - С. 112-116.

5. Воробьев, А.Л. Показатели качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина // Наука, Техника, Инновации 2014: сборник статей Международной научно-технической конференции. Под общей редакцией А.Л. Сафонова. - Брянск: ООО «Надежные машины», 2014. - С. 302-307.

6. Воробьев, А.Л. Статистические методы анализа качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. -№12. - С. 44-48.

7. Колчина, И.В. Адресно-временная модель ликвидации затора на проезжей части в результате дорожно-транспортного происшествия / И.В. Колчина, А.Л. Воробьев // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2016. - № 79 (5-2). - С. 82-86.

8. Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (постатейный) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420272982 - (дата посещения: 19.02.2017).

9. О нормативах развития и принципах размещения аптек [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901801759 - (дата посещения: 20.02.2017).

10. Приказ МВД РФ от 2.03.09 года № 186 ДСП «О мерах по совершенствованию деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://refdb.ru/look/1857522.html - (дата посещения: 19.02.2017).

11. Шиншина, М.М. К вопросу об оптимизации структуры размещения служб аварийных комиссаров / М. М. Шиншина // Наука и инновации в современных условиях: сборник статей Международной научно - практической конференции - Екатеринбург: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2016. - С. 172-175.

12. Шиншина, М.М. Влияние дорожно-транспортных происшествий на общую дорожную безопасность / М. М. Шиншина // Сборник статей Международной научно -практической конференции. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016 - С. 78-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.