Научная статья на тему 'ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ "ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС" В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ "ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС" В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШИЕ ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КУРСАНТЫ И СЛУШАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федюк Николай Сергеевич, Фадеев Александр Сергеевич, Частихин Алексей Александрович, Гайкалов Андрей Петрович, Саенко Денис Викторович

Авторы статьи особое внимание обратили на проблему необходимости использования в образовательном процессе педагогических технологий для повышения эффективности процесса обучения слушателей по дисциплине «Физическая подготовка», а именно, ее теоретической составляющей. Рассмотрены способы применения педагогической технологии «Перевёрнутый класс» на учебных занятиях по физической подготовке и проведена оценка ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федюк Николай Сергеевич, Фадеев Александр Сергеевич, Частихин Алексей Александрович, Гайкалов Андрей Петрович, Саенко Денис Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY "INVERTED CLASSROOM" IN THE PRACTICE OF PHYSICAL TRAINING OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The authors of the article paid special attention to the problem of the need to use pedagogical technologies in the educational process to improve the effectiveness of the process of teaching students in the discipline "Physical training", namely, its theoretical component. The ways of using the pedagogical technology "Inverted classroom" in physical training classes are considered and its effectiveness is evaluated.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ "ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС" В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

сделать неутешительные прогнозы: после перенесенного заболевания восстановление до исходного уровня физической подготовки, невозможно у 52-57%.

ВЫВОД

По результатам исследования, проведенного в ФГБОУ ВО «ТвГМУ» МЗ РФ, и анализа вторичных данных выявлены следующие последствия пандемии COVID-19 для спортсменов: кардинальное изменение образа жизни, графика и интенсивности тренировок, изменения физической формы спортсменов из-за осложнений перенесенной инфекции, выражающихся в нарушении функций дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. Данное исследование определяет перспективу для дальнейшего научного анализа, основываясь на нем можно лишь сделать неутешительные прогнозы, касательно спортсменов, перенесших заболевание в тяжелой форме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Контроль физического и функционального состояния игроков баскетбольной команды высокой квалификации в условиях пандемии COVID-19 / Р.И. Андрианова, Д.В. Федосеев, М.В. Леньшина, Е.А. Лубышев // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 9. - С. 11-12.

2. Жолинский А.В. Рекомендации по медико-биологическому и медицинскому обеспечению спортсменов в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 / А.В. Жолинский, И.В. Круглова, А.Н. Федоров, Е.В. Даткова, В.С. Фещенко, И.Т. Выходец. - Москва : Центр спортивной медицины ФМБА России, 2021. - 29 с.

3. Спорт в условиях COVID-19 - новый вызов или старые проблемы? / К.Р. Мехдиева, А.В. Захарова, В.Э. Тимохина, М.А. Владельщикова // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - №2. -С. 43-48.

4. Михайлова Т. А. Профессиональная и повседневная жизнь спортсменов в период пандемии COVID-19 (по итогам социологического опроса спортсменов Краснодарского края) / Т.А. Михайлова, Е.С. Студеникина // Теория и практика общественного развития. - 2021. - № 7. - С. 3943.

REFERENCES

1. Andrianova, R.I., Fedoseev, D.V., Lenshina, M.V. and Lubyshev, E.A. (2021), "Control of the physical and functional state of highly qualified basketball team players in the conditions of the COVID -19", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 11-12

2. Zholinsky, A.V., Kruglova, I.V., Fedorov, A.N., Datkova, E.V., Feshchenko, VS. and Vykhodets, I.T. (2021), Recommendations on medical, biological and medical support of athletes in the conditions of a pandemic of a new coronavirus infection COVID-19, Center for Sports Medicine of the FMBA of Russia, Moscow.

3. Mehdieva, K.R., Zakharova, A.V., Timokhina, V.E. and Vladelshchikova, M.A. (2020), "Sport in the conditions of COVID-19 - a new challenge or old problems?", Human. Sport. Medicine, No. 2, pp. 43-48.

4. Mikhailova, T.A. and Studenikina, E.S. (2021), "Professional and daily life of athletes during the COVID-19 pandemic (based on the results of a sociological survey of athletes of the Krasnodar Territory)", Theory and practice of social development, No. 7, pp. 39-43.

Контактная информация: lassie1@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 27.04.2022

УДК 796.011.3

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС» В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Николай Сергеевич Федюк, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военная академия связи г. Санкт-Петербург; Александр Сергеевич Фадеев, кандидат

педагогических наук, доцент, Михайловская Военная артиллерийская академия г. Санкт-Петербург; Алексей Александрович Частихин, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Воронеж; Андрей Петрович Гайкалов, преподаватель, Михайловская Военная артиллерийская академия г. Санкт-Петербург; Денис Викторович Саенко, преподаватель, Военная академия связи г. Санкт-Петербург; Анастасия Евгеньевна Глинчикова, преподаватель, Военная академия связи г. Санкт-Петербург

Аннотация

Авторы статьи особое внимание обратили на проблему необходимости использования в образовательном процессе педагогических технологий для повышения эффективности процесса обучения слушателей по дисциплине «Физическая подготовка», а именно, ее теоретической составляющей. Рассмотрены способы применения педагогической технологии «Перевёрнутый класс» на учебных занятиях по физической подготовке и проведена оценка ее эффективности.

Ключевые слова: педагогические технологии, «перевернутый класс», физическая подготовка, высшие военно-учебные заведения, курсанты и слушатели.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p440-445

ON THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY "INVERTED CLASSROOM" IN THE PRACTICE OF PHYSICAL TRAINING OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Nikolay Sergeevich Fedyuk, the candidate of pedagogical sciences, docent, Military Academy of Communications, St. Petersburg; Alexander Sergeevich Fadeev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Mikhailovskaya military artillery academy, St. Petersburg; Alexey Ale-xandrovich Chastikhin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy, Voronezh; Andrey Petrovich Gaikalov, the teacher, Mikhailovskaya military artillery academy, St. Petersburg; Denis Viktorovich Saenko, the teacher, Military Academy of Communications, St. Petersburg; Anastasia Evgenievna Glinchikova, the teacher, Military Academy of Communications, St. Petersburg

Abstract

The authors of the article paid special attention to the problem of the need to use pedagogical technologies in the educational process to improve the effectiveness of the process of teaching students in the discipline "Physical training", namely, its theoretical component. The ways of using the pedagogical technology "Inverted classroom" in physical training classes are considered and its effectiveness is evaluated.

Keywords: pedagogical technologies, "inverted classroom", physical training, higher military educational institutions, cadets and students.

ВВЕДЕНИЕ

В сложившихся условиях модернизации системы высшей военной школы, которая подвергается систематическому реформированию, требуются новые современные подходы к освоению ключевых компетенций, теоретической грамотности военных специалистов. Так как страна, отстающая в подготовке высококвалифицированных кадров для армии и флота, всегда подвержена риску своей безопасности и суверенитета.

Сегодня концепция обучения состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а преподаватель - осуществлять мотивационное управление его обучением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность. Исходя из этого, преподавательскому составу приходится активно использовать в образовательном процессе педагогические технологии, которые позволяют с одной стороны уменьшить трудозатраты педагога, с другой стороны оптимизировать процесс обучения повысив при этом мотивационно-ценностное отношение к дисциплине, постоянному поиску способов, методов, средств, способствующих формированию познавательного интереса и воспита-

ние чувства ответственности и обязательности [1]. Современные реалии образовательного процесса сфокусированы главным образом на повышении эффективности и качестве образования, которое требует постоянного учета и внедрения инноваций в практику.

Актуальность. Автоматизация учебного процесса продиктована тем, что в высшей военной школе образовался существенный разрыв между темпами развития научных знаний и уровнем их внедрения в педагогическую практику. При этом одним из условий успешной реализации становится включение в процесс подготовки магистров новых методических подходов и технологий обучения, одной из которых является «перевёрнутый класс». В контексте настоящего исследования основным приоритетом образовательного процесса должны стать твердые теоретические знания, приобретаемые слушателями и способствующие их последующей успешной адаптации к быстро изменяющимся условиям профессиональной деятельности, обусловленные карьерным ростом и возлагаемой на них ответственности.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что применение методики «перевёрнутого класса» позволит оптимизировать объём изучаемого материала и повысить уровень теоретических знаний по дисциплине «физическая подготовка» у слушателей (магистрантов).

Цель исследования заключалась в апробации и оценке педагогической технологии «перевёрнутый класс» в вопросах формирования теоретических знаний по дисциплине «Физическая подготовка» у слушателей магистрантов.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Само понятие «перевернутый класс» (англ. flipped classroom) представляет собой модель обучения, согласно которой основное усвоение нового материала слушателями происходит в рамках самостоятельной работы, а во время занятий под руководством преподавателя осуществляется выполнение заданий, упражнений, а также ответы на возникшие вопросы и их разбор. При этом цифровые материалы больше не играют вспомогательную роль, дополняя лекции преподавателей, так как они выступают в качестве базового источника информации. Данная модель была предложена в 2007 году учителями естественных наук в Вудландской школе в штате Колорадо (США). Вместе с тем, по мнению ученых, технология «перевёрнутый класс» берет свое начало именно с физической культуры. Посредством видеоподкаста была продемонстрирована игра в бейсбол, которая позволила ученикам из г. Детройта (США), понять и самостоятельно изучить ее правила [2, 3, 5].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методология исследования построена на совокупности теоретического анализа и педагогического наблюдения. Были подробно изучены действующие ФГОС и квалификационные требования, устанавливающие порядок подготовки выпускников, дополнительный интерес представляли рабочие программы и тематические планы, регламентирующие порядок обучения слушателей, по дисциплине «Физическая подготовка». Педагогическое наблюдение и оценка эффективности методики «перевёрнутого класса» осуществлялась в рамках практических занятий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В период с 2019 по 2020 гг. на кафедре физической подготовки в высшем военно-учебном заведении был организован эксперимент, продолжительностью (2 семестра обучения), который, исходя из гипотезы, предполагал:

- наблюдение за организацией учебно-воспитательного процесса по физической подготовке;

- проведение бесед со слушателями и преподавательским составом;

- анализ уровня теоретической подготовленности по дисциплине «Физическая подготовка» на зачетах и экзаменах;

- разработку структуры проведения практических занятий по дисциплине с учетом внедрения в нее методики «перевернутого класса» и проверку её эффективности.

К исследованию привлекались слушатели 1 курса, обучающиеся по программе магистратуры. Исходя из цели исследования были сформированы 2 группы по 30 человек: одна экспериментальная (ЭГ) и одна контрольная (КГ). Участники эксперимента занимались по действующей программе, однако, в экспериментальной группе, мы подвергли изменению структуру проведения занятия, добавив в неё методику «перевёрнутого класса» (рисунок).

Подготовительная часть

,0

20 мин

Организация обучающихся:

- построение, приём доклада;

- объявление темы и задач;

- проверка наличия личного состава и формы одежды

,0

Устный оперативный опрос и обсуждение по видеоматериалу, закрытие возражений, дискуссия (5-7 мин)

Доведение требований безопасности и подготовка организма к предстоящей нагрузке

/Л «Перевернутый класс» (задание на самостоятельную работу, видеоматериал)

Рисунок - Структура проведения практических занятий по дисциплине «Физическая подготовка» в экспериментальной группе

В соответствии с вышеуказанной структурой, приведенной на рисунке, в заключительной части каждого практического занятия применялась методика «перевернутого класса», которая заключалась в том, что слушателям выдавали теоретический материал или видео-урок, после которого в подготовительной части следующего занятия осуществлялся устный опрос, если материал вызвал трудности у слушателей, дискуссионным путем преподаватель закрывал вопросы вызвавшие затруднение.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

Теоретическая подготовленность испытуемых проверялась в соответствии с тематикой теоретических и методических занятий методом устного или письменного опроса и

3

подразумевала ответ на один вопрос [3, 5]. Однако, в соответствии с существующими не первое десятилетие кафедральными требованиями, оценивалась она письменно в соответствии с вытянутым билетом слушателя. Существующие критерии оценки теоретической подготовки осуществляются по 4-балльной шкале. Результаты зачета с оценкой и экзамена в конце первого года обучения по дисциплине «Физическая подготовка», а именно уровня теоретических знаний у КГ и ЭГ составили 4,5±0,2 и 4,6±0,3 соответственно. Однако при устном внезапном опросе, ранее пройденного теоретического материала, слушатели КГ демонстрировали низкое качество усвоения теоретического материала и оценивались преимущественно на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», а ЭГ на «отлично» и «хорошо».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Проведенные исследования показывают, что эффективность использования инновационной педагогической технологии «перевернутый класс» способствует повышению уровня теоретических знаний, формирует способность у слушателей последовательно и логично излагать свои мысли при устном ответе на поставленный вопрос. Кроме того, рассматриваемая нами технология, развивает навыки самостоятельной работы у слушателей, а обсуждение проблемных вопросов посредством дискуссии позволяет аргументированно отстаивать свою точку зрения с опорой на приобретенные знания, для разбора и решения конкретных задач предстоящей военно-профессиональной деятельности, сопряженной с руководством физической подготовки в звене «батальон - воинская часть - соединение».

ЛИТЕРАТУРА

1. Ценностный потенциал физической культуры в системе высшего образования / Я. С. Козиков, Н. С. Федюк, Е. В. Климова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -

2020. - № 6 (184). - С. 147-151.

2. "Перевернутый урок" в физической подготовке магистрантов / В. П. Сорокин, Н. С. Федюк, Я. С. Козиков, П. С. Петрова // Перспективные направления научных исследований в области физической культуры и спорта (теория и практика): сборник статей Итоговой научно-практической конференции за 2018 г., посвященной 65-ой годовщине образования Научно-исследовательского центра (по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта в ВС РФ. В 2-х частях, Санкт-Петербург, 26-27 февраля 2019 года. - Санкт-Петербург: Военный институт физической культуры, 2019. - С. 159-163.

3. Сорокин В.П. Значение теоретических знаний по физической подготовке для слушателей военных академий Министерства Обороны Российской Федерации / В. П. Сорокин, А. М. Андросов, Н. С. Федюк, А. Г Павлов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4(146). - С. 223-227.

4. Перевернутый урок в физической подготовке магистрантов Военной академии связи / В. П. Сорокин, Н. С. Федюк, Д. Е. Иващенко, П. С. Петрова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 330-333.

5. Тестирование знаний по физической подготовке магистрантов военных академий / В. П. Сорокин, Н. С. Федюк, П. С. Петрова [и др.] // Научно--спортивный вестник Урала и Сибири. -

2021. - № 1(29). - С. 59-63.

REFERENSES

1. Kozikov, Ya.S., Fedyuk, N.S., Klimova, O.V, Mazenkov, A.A. and Tikhonchuk, A.A. (2020), "Value potential of physical culture in higher education", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F.

Lesgafta, No. 6 (184), pp. 147-151.

2. Sorokin, V.P., Fedyuk, N. S., Kozikov, Ya. S. and Petrova P. S. (2019), "Inverted lesson" in physical training of undergraduates ", Promising areas of scientific research in the field ofphysical culture and sports (theory and practice): A collection of articles of the Final scientific and practical conference for 2018, dedicated to the 65th anniversary of the establishment of the Research Center (for physical training and military-applied sports in the Armed Forces of the Russian Federation. In 2 parts, St. Petersburg, February 26-27, St. Petersburg: Military Institute of Physical Training, pp. 159-163.

3. Sorokin, VP., Androsov, A.M., Fedyuk, N.S. and Pavlov, A.G (2017), "The value of theoretical knowledge of physical training for students of military academies of the Ministry of Defense of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), pp. 223-227.

4. Sorokin, VP., Fedyuk, N.S., Ivashchenko, D. E. and Petrova, P. S. (2019), "Inverted lesson in physical training of undergraduates of the Military Academy of Communications", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 330-333.

5. Sorokin, VP., Fedyuk, N.S., Petrova, P. S., Fadeev A.S. and Kozikov, Ya.S. (2021), "Testing of knowledge on physical training of undergraduates of military academies", Scientific and Sports Bulletin of the Urals and Siberia. No. 1(29), pp. 59-63.

Контактная информация: vifk.sila@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2022

УДК 796.015.58

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ

АСПЕКТЫ

Александр Александрович Федякин, доктор педагогических наук, профессор, Сочинский

государственный университет, Сочи

Аннотация

В статье рассматриваются проблемные аспекты организации и построения занятий по физической культуре в вузе. Анализируется содержательное понятие компетенций, обусловленных требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО). Показано, что разделение одной дисциплины «физическая культура» на две имеет негативные последствия и привело к снижению объема двигательной активности студентов в рамках академических занятий. Акцентируя внимание на проблемных аспектах физического воспитания студентов, предлагаются пути оптимизации построения регламентированных занятий по физической культуре в вузе, которые должны найти свое отражение в содержательной части ФГОС ВО последующих поколений.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, федеральные государственных образовательные стандарты, компетенции по физической культуре.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p445-448

PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS: SOME PROBLEMATIC ASPECTS

Alexander Alexandrovich Fedyakin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sochi State

University

Abstract

The article discusses the problematic aspects of the organization and construction of physical education classes at the university. The substantial concept of competencies conditioned by the requirements of federal state educational standards of higher education is analyzed. It is shown that the division of one discipline "physical culture" into two has negative consequences and has led to a decrease in the volume of motor activity of students in the framework of academic classes. Focusing on the problematic aspects of physical education of students, the ways of optimizing the construction of regulated physical education classes at the university are proposed, which should be reflected in the content of the FGOS of subsequent generations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.