Научная статья на тему 'Об эффективности бюджетного стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований'

Об эффективности бюджетного стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
874
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / БЮДЖЕТНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EFFICIENCY / BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / FISCAL STIMULUS / BUDGET FUNDS OF THE MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Серяева Мария Геннадьевна

В статье рассматривается подход к оценке эффективности стимулирования развития муниципальных образований на основе анализа различных форм предоставления бюджетных средств вышестоящего бюджета. Проведенный на примере Оренбургской области анализ позволил дать общую оценку эффективности бюджетного стимулирования муниципальных образований области как не обеспечивающее их существенного социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE EFFECTIVENESS OF FISCAL STIMULUS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT MUNICIPALITIES

The article considers the approach to the estimation of efficiency of stimulation of development of municipal entities on the basis of the analysis of various forms of granting of budgetary funds the higher budget. Carried out on the example of Orenburg region the analysis made it possible to give an overall assessment of the effectiveness of fiscal incentives of municipalities of the area as not providing significant socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Об эффективности бюджетного стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований»

УДК 336.025

Серяева М.Г.

Оренбургский государственный университет E-mail: maria2479@mail.ru

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

В статье рассматривается подход к оценке эффективности стимулирования развития муниципальных образований на основе анализа различных форм предоставления бюджетных средств вышестоящего бюджета. Проведенный на примере Оренбургской области анализ позволил дать общую оценку эффективности бюджетного стимулирования муниципальных образований области как не обеспечивающее их существенного социально-экономического развития.

Ключевые слова: эффективность, органы местного самоуправления, бюджетное стимулирование, бюджетные средства, муниципальные образования.

Устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований может быть достигнуто за счет реализации мер, способствующих пополнению доходной части местного бюджета, и обеспечивающих эффективное использование бюджетных средств.

Комплекс мероприятий, реализуемых с целью финансовой поддержки и стимулирования развития местного самоуправления в настоящее время в России, нельзя назвать эффективными. Как отметил Президент РФ в Бюджетном послании Федеральному Собранию на 2014-2016 гг., по итогам 2012 года в 26 субъектах Российской Федерации, то есть практически в каждом третьем субъекте, соотношение государственного долга и собственных доходов превысило 50 процентов [1]. Полученные итоги свидетельствуют о недостаточном уровне финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за счёт собственных доходов, и подтверждают потребность в научных исследованиях об эффективности бюджетного стимулирования.

Вопросы эффективности бюджетного стимулирования развития муниципальных образований в настоящее время не достаточно изучены научным сообществом. Основной акцент в исследованиях экономистов поставлен на проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, особенности распределения грантов. Так, Сорокина Т.Ю. справедливо отмечает, что только в этом случае, когда объём межбюджетных трансфертов напрямую будет зависеть от результатов деятельности муниципальных органов власти, появится заинтересованность муниципалитетов в стремлении к увеличению доходов собствен-

ного бюджета и в эффективном использовании бюджетных средств [2, с. 56].

Согласно положениям «Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года», одной из важнейших ее задач является реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов [3, с. 7]. Данные меры одинаково актуальны для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, при этом местное самоуправление заслуживает особого внимания, поскольку призвано решать наиболее важные социальные и экономические вопросы развития муниципальных образований.

К средствам бюджетного стимулирования следует относить дотации, субсидии, налоговые доходы по дополнительным нормативам отчислений, гранты по итогам достижения показателей эффективности и др. бюджетные средства вышестоящего бюджета (за исключением субвенций), которые направлены на оказание финансовой поддержки муниципальных образований, реализующих мероприятия и программы социально-экономического развития.

Эффективность бюджетного стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований следует оценивать в совокупности итогов, достигнутых местными органами власти в динамике по следующим параметрам:

1. Доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений из бюджетов субъектов Российской Федерации и номер группы по доле межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам

отчислений. Поскольку изменение номера группы по доле межбюджетных трансфертов характеризуется, как правило, значительным изменением последнего показателя, при проведении анализа рекомендуется использовать первый параметр в качестве основного.

2. Достигнутый ранг в комплексной оценке показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.

3. Гранты муниципальным образованиям по результатам комплексной оценки эффективности их деятельности или в других целях стимулирования.

Варианты результатов оценки эффективности бюджетного стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований приведены в таблице 1.

Условные обозначения параметров оценки эффективности бюджетного стимулирования муниципальных образований:

Дбаз - доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений из бюджета субъекта Российской Федерации в базисном году, в процентах;

Дтек.- доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений из бюджета субъекта Российской Федерации в текущем году, в процентах;

Дгр.баз - номер группы по доле межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций)

и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в базисном году;

Дгр.тек - номер группы по доле межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в текущем году;

Эф.баз - достигнутый ранг муниципального образования в комплексной оценке показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления в базисном году;

Эф.тек - достигнутый ранг муниципального образования в комплексной оценке показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления в отчетном году;

Гр.баз - предоставление гранта муниципальному образованию по итогам комплексной оценки показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления в базисном году.

Бюджетное стимулирование социально-экономического развития муниципальных образований считается эффективным, если доля муниципальных образований, параметры оценки которых соответствуют вариантам 1-4 в совокупности, составляет более 50%.

Важным этапом обеспечения условий для повышения эффективности деятельности муниципальных образований в России явилась разработка следующих мер законодательной инициативы:

1) Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местно-

Таблица 1. Оценочная таблица результатов эффективности бюджетного стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований

Вариант №1 Дбаз. > Дтек. и Дгр-баз. - Дгр-тек> 0 Эф.баз - Эф.тек>0 Гр.баз. Эффективное бюджетное стимулирование Рекомендовано предоставление грантов в отчетном году

Вариант №2 Дбаз. = Дтек. и Дгр-баз. -Дгр.тек.= 0 Эф.баз. - Эф.тек=0 Гр.баз. Эффективность следует оценивать с учетом необходимости сохранения достигнутых позиций муниципального образования Рекомендовано предоставление грантов в отчетном году, если сохраняются высокие позиции муниципального образования

Вариант №3 Дбаз. > Дтек. и Дгр-баз. - Дгр-тек> 0 Эф.баз. - Эф'тек=0 Гр.баз. Эффективное бюджетное стимулирование Рекомендовано предоставление грантов в отчетном году

Вариант №4 Дбаз. > Дтек. и Дгр.баз. - Дгр.тек> 0 Эф.баз. - Эф.тек<0 Гр.баз. Эффективное бюджетное стимулирование Рекомендовано предоставление грантов в отчетном году, если отмечается незначительная потеря достигнутых позиций муниципального образования

го самоуправления городских округов и муниципальных районов»;

2) статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с нормами указанных законодательных актов, в Оренбургской области были разработаны и приняты следующие правовые документы:

а) Приказ министерства финансов Оренбургской области от 30.09.2008 г. №50 «Об утверждении распределения муниципальных районов (городских округов) по группам в зависимости от доли межбюджетных трансфертов и установлении условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета»;

б) Постановление Правительства от 1 сентября 2009 г. №469-п «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»;

в) Постановление Правительства Оренбургской области от 23 мая 2013 года №397-п «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области»;

г) Указ Губернатора Оренбургской области от 24 апреля 2013 года №437-ук «О порядке выделения грантов городским округам и муниципальным районам Оренбургской области по результатам оценки показателей эффективности деятельности».

В Оренбургской области право на получение грантов имеют городские округа и муниципальные районы, достигшие наивысших значений комплексной оценки показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Проведение оценки эффективности мер бюджетного стимулирования муниципальных образований в настоящее время осложняется наличием некоторых несоответствий, которые были выявлены в результате анализа норм основных законодательных актов, отмеченных выше (таблица 2).

Из таблицы 2 видно, что имеет место несопоставимость периодов исследования по оценке доли межбюджетных трансфертов (ст. 136 БК РФ) и оценке эффективности деятельности местных органов власти в Российской Федерации и Оренбургской области. Применение разных периодов исследования затрудняет проведение комплексной оценки эффективности бюджетного стимулирования в настоящее время.

Проведем анализ эффективности мер бюджетного стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований Оренбургской области, условно принимая периоды исследования используемых показателей одинаковыми.

В соответствии с законодательством Оренбургской области, министерство финансов области ежегодно утверждает состав групп муниципальных образований по доле межбюджетных трансфертов из областного бюджета (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (таблица 3).

Таблица 2. Периоды оценки показателей эффективности бюджетного стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований, установленные законодательными актами

Российской Федерации и Оренбургской области [6]-[9]

Уровень управления Параметры оценки

Условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации Эффективность деятельности органов местного самоуправления

Российская Федерация Значение показателей оценивается в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет По каждому показателю приводятся: - фактические значения за год, предшествующий отчетному году; - фактические значения за год, предшествующий на 2 года отчетному году; - фактические значения за отчетный год; - планируемые значения на 3-летний период.

Оренбургская область Значение показателей оценивается в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет Оценка проводится по результатам достигнутых значений показателей за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период. Поощрение путем выделения грантов осуществляется по итогам работы за отчетный год.

По итогам 2010 года, во вторую группу муниципальных районов и городских округов Оренбургской области вошли г. Бузулук, г. Оренбург; в третью группу - 17 муниципальных образования; в четвертую группу - 25. Муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (кроме субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений менее 10%, в 2010-2013 гг. в Оренбургской области отсутствуют.

По итогам 2011 года ко второй группе отнесено 9 муниципалитетов, к третьей - 13, к четвертой - 22.

В 2012 году ко второй группе отнесено всего 5 муниципальных образований, к третьей -16, к четвертой - 23.

На 2013 год министерством финансов Оренбургской области также сформировано три группы муниципальных районов и городских округов, поскольку отсутствуют муниципальные образования, удовлетворяющие условиям первой группы. Во вторую группу включены два муниципалитета: г. Бузулук и г. Оренбург. К третьей группе отнесены 17 муниципальных образований, к четвертой - 25.

В динамике ситуация 2013 года в точном соответствии повторяет итоги 2010 года. За период 2010-2013 года ни одно муниципальное образование не перешло в первую группу с долей трансфертов не больше 10%. В 2011 году стало больше муниципальных образований во второй группе (на 7 ед.) за счет уменьшения их числа в других группах, что является наиболее эффективным результатом по итогам анализируемого периода. В 2012 году по сравнению с 2011 г. наблюдается обратная ситуация - сократилось количество муниципальных образований во второй группе, которые перешли в тре-

тью и четвертую группы соответственно. Данный результат нельзя назвать положительным, так как в общей совокупности местных бюджетов их зависимость от вышестоящего бюджета в данный период возросла. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. наблюдается ситуация, аналогичная предыдущему году - во второй группе сократилось число муниципальных образований на 3 ед., которые перешли в третью и четвертую группы. Особенно обращает на себя внимание динамика состава четвертой группы в этот период, а именно, прирост на два муниципальных образования, которые характеризуют максимальную степень зависимости от вышестоящего бюджета.

Ежегодно Правительство Оренбургской области выделяет средства из областного бюджета в виде грантов для муниципальных образований, достигших наилучших значений показателей эффективности деятельности по итогам отчетного года. Бюджетные средства, предоставляемые муниципалитетам в форме грантов, должны стимулировать их социально-экономическое развитие и, как следствие, способствовать наращиванию доходной базы местных бюджетов.

Как показывает проведенное исследование, достижение лучших позиций по результатам оценки эффективности не всегда отражается на бюджете данного муниципального образования в виде существенного прироста собственных доходов. Кроме этого, многие муниципалитеты не стремятся сохранять или улучшать достигнутые позиции в рейтинге эффективности, за которые были удостоены грантов.

Так, в 2011-2012 гг. не выделено ни одного муниципального образования Оренбургской области с положительной динамикой перехода

Таблица 3. Количество муниципальных образований Оренбургской области, распределенных по группам в 2010-2013 гг.*

Абсолютное

отклонение

Доля межбюджетных трансфертов из областного бюджета

№ (за исключением субвенций) и налоговых доходов по г г г

группы дополнительным нормативам отчислений в течение двух из 0 2

трех последних отчетных финансовых лет и и и и гч ГЧ гч

0 01 11 01 2 01 3 01 11 10 -2 10 -3 10

2 2 2 2 2 2 2

1 Не больше 10 % 0 0 0 0 0 0 0

2 Не больше 30 % 2 9 5 2 +7 -4 -3

3 Не больше 70 % 17 13 16 17 -4 +3 +1

4 Больше 70 % 25 22 23 25 -3 +1 +2

■"Информация предоставлена Министерством финансов Оренбургской области

из группы с большей долей межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в группу с меньшей долей. Большая часть муниципальных образований сохранили свое место в группах (89%), остальные 11% ухудшили свои позиции, осуществив переход в группу с большей долей трансфертов. Выборочные итоги анализа по муниципальным образованиям, которые ухудшили свои позиции в группе по доле трансфертов в динамике, а также достигнутые ими результаты эффективности деятельности представлены в таблице 4.

Представленные в таблице 4 муниципальные образования не получали гранты по итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в 2011-2012 гг. Три из пяти муниципальных образования (г. Бугуруслан, г. Новотро-ицк, г. Орск) при возрастающей доле трансфертов не обеспечили реализацию необходимых мер социально-экономического развития, которые позволили бы им удержать занятые в прошлом году позиции в рейтинге по итогам комплексной оценки показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. Первомайский и Пономаревский районы, напротив, улучшили свои позиции по оценке эффективности, хотя зависимость их бюджетов от вышестоящего также возросла.

Выборочные результаты анализа по муниципальным образованиям Оренбургской области, которые по итогам 2011 и 2012 гг. получили гранты в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления области, представлены в таблице 5.

Согласно Сводному докладу Оренбургской области об эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, средства гран-

тов направляются на финансирование мероприятий в рамках утвержденных муниципальных целевых программ, направленных на улучшение значения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления [11], [12]. Согласно результатам, представленным в таблице 5, г. Оренбург, г. Бузулук и Октябрьский район не ухудшили достигнутые позиции в рейтинге эффективности, и только Октябрьский район улучшил их.

Бузулукский район в 2011 году получил грант. Позиции данного района по группам муниципальных образований (Дгр.) остается неизменной, то есть район сохранил свое место в третьей группе. В 2011 году район занял третье место по результатам комплексной оценки показателей эффективности деятельности, за что и был удостоен гранта. При этом данные средства не позволили району улучшить свои показатели эффективности, а наоборот, его позиции существенно снизились (14 место в 2012 году после 3-го в 2011 г.). Таким образом, средства бюджетного стимулирования в форме гранта не позволили обеспечить социально-экономическое развитие Бузулукского района и удержать свои прежние позиции в оценке эффективности.

Результаты оценки г. Бузулука и г. Оренбурга характеризуют стабильные тенденции их развития, за что они были дважды удостоены грантов, и продолжают хоть и не улучшать, но сохранять достигнутые позиции.

Грачевский район обеспечил сохранение своей позиции в третьей группе по доле трансфертов, и существенно улучшил свое положение в комплексной оценке показателей эффективности деятельности, за что был удостоен гранта. Обеспечат ли органы власти Грачевс-кого района сохранение достигнутых тенденций за счет полученного в 2012 году гранта, выводы следует сделать по итогам 2013 года. Сохране-

Таблица 4. Результаты анализа по муниципальным образованиям, которые ухудшили свои позиции в группе по доле межбюджетных трансфертов в 2011-2012 гг.

Муниципальные образования Дгр.2011 Дгр.2012 Дгр.2011-Дгр.2012 Эф.2011 Эф-2012 Эф*2011-Эф-2012 Гр.2011 Гр.2012

' 2' 3' 4 52 7

г. Бугуруслан 2 3 -1 3 5 -2 - -

г. Новотроицк 2 3 -1 7 8 -1 - -

г. Орск 2 3 -1 4 7 -3 - -

Первомайский район 2 3 -1 15 12 +3 - -

Пономаревский район 3 4 -1 32 7 +25 - -

1 Информация предоставлена Министерством финансов Оренбургской области

2 Источники [11], [12]

ние позиций района в третьей группе не стоит считать положительным фактом, поскольку диапазон от 30 до 70% является достаточно большим, и в этом случае рекомендуется оценивать конкретную величину и динамику данного показателя.

Илекский район стабильно занимает позицию в четвертой группе по доле трансфертов, что не может являться положительным фактом, поскольку характеризует самую высокую степень зависимости от вышестоящего бюджета. Тем не менее, место района в комплексной оценке показателей эффективности деятельности в 2012 году по сравнению с 2011 г. существенно улучшилось, что позволило району получить грант. Результаты оценки эффективности бюджетного стимулирования позволяют сделать вывод о том, что достигнутые итоги деятельности данного муниципального образования не способствовали развитию доходной базы местного бюджета.

Новоорский район по аналогии с Бузулук-ским районом сохранил свои позиции в группе 3, но существенно ухудшил достигнутые в 2011 году результаты, заняв 34 место в 2012 году после 3-го в 2011 году. Соответственно, грант, который был получен районом в 2011 году, не помог удержать, и тем более улучшить достигнутые позиции ни по одному из анализируемых показателей.

Октябрьский район сохранил свои позиции в третьей группе по доле трансфертов, и улучшил свое место в комплексной оценке показателей эффективности деятельности, подтвердив, таким образом, результативность использования средств предоставленного в 2011 году гранта.

Оренбургский район также сохранил достигнутые позиции по доле трансфертов в 2011-2012 гг. В комплексной оценке показателей эффективности деятельности в районе наблюдается существенная положительная динамика (+25 позиций). По результатам 2012 года район получил грант.

Сакмарский и Саракташский район имеют похожие ситуации: они стабильно занимают позиции в четвертой группе по доле трансфертов, в 2011 году получили гранты за наилучший результат комплексной оценки показателей эффективности деятельности, но данные средства не позволили им сохранить достигнутые позиции. Их результат по оценке эффективности в 2012 году значительно ухудшился: -16 позиций Сакмарский район и -22 позиции Саракташский район.

С одной стороны, можно считать положительным тот факт, что районы, имеющие в доходах больше 70% трансфертов (за исключением субвенций), тем не менее, стараются достигать наилучших показателей эффективности своей деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С другой стороны, гораздо важнее обеспечить эффективное бюджетного стимулирование развития муниципальных образований, которое будет выражаться в приросте доходов бюджета, сокращении зависимости от вышестоящего бюджета.

Ясненский район также в 2011-2012 гг. не меняет своего места в третьей группе по доле трансфертов, но динамика его места по комплексной оценке показателей эффективности является положительной (+5 позиций). По итогам 2012 года район получил грант, о направлении

Таблица 5. Результаты анализа по муниципальным образованиям, которые получили гранты в 2011-2012 гг.

Муниципальные образования Дгр.2011 Дгр.2012 Дгр.2011-Дгр.2012 Эф.2011 Эф.2012 Эф.2011-Эф.2012 Гр.2011 Гр.2012

1 2' 3' 4 52 62 7 82 92

Бузулукский район 3 3 0 3 14 -11 + -

г. Бузулук 2 2 0 1 1 0 + +

г. Оренбург 2 2 0 2 2 0 + +

Грачевский район 3 3 0 14 1 +13 - +

Илекский район 4 4 0 10 3 +7 - +

Новоорский район 3 3 0 4 34 -30 + -

Октябрьский район 3 3 0 5 4 +1 + +

Оренбургский район 2 2 0 27 2 +25 - +

Сакмарский район 4 4 0 1 17 -16 + -

Саракташский район 4 4 0 2 24 -22 + -

Ясненский район 3 3 0 13 5 +8 - +

1 Информация предоставлена Министерством финансов Оренбургской области

2 Источники [10], [11]

средств которого на цели поддержания и улучшения достигнутых позиций выводы следует сделать по данным Сводного доклада 2013 года.

Показатель эффективности бюджетного стимулирования муниципальных районов и городских округов Оренбургской области, рассчитанный по данным четырех из шести пара-

метров оценки за период 2011-2012 гг., составил 7%. На основании полученных результатов, бюджетное стимулирование муниципальных образований Оренбургской области можно охарактеризовать как не обеспечивающее существенного социально-экономического развития муниципальных образований.

30.05.2014

Статья публикуется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №13-32-01011/14

Список литературы:

1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах» [Электронный ресурс] / Консультант Плюс [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_147552/ (дата обращения: 16.04.2014)

2. Сорокина, Т.Ю. Механизм межбюджетного стимулирования муниципальных районов и городских округов по результатам эффективности деятельности органов местного самоуправления / Т.Ю. Сорокина // Известия высших учебных заведений. Серия: экономика, финансы и управление производством. - 2011. - №2. - С. 55-60.

3. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 №2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» [Электронный ресурс] / Консультант Плюс [web-сайт]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc:base=LAW:n=156759 (дата обращения: 16.04.2014)

4. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [Электронный ресурс] / Консультант Плюс [web-сайт]. - Режим доступа: http://base.garant.ra/193208/ (дата обращения: 16.04.2014)

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ [Электронный ресурс] / Консультант Плюс [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/budget/56_20.html#p3642 (дата обращения: 16.04.2014)

6. Приказ министерства финансов Оренбургской области от 30.09.2008 года №50 «Об утверждении распределения муниципальных районов (городских округов) по группам в зависимости от доли межбюджетных трансфертов и установлении условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета» [Электронный ресурс] / Консультант Плюс [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.minfin.orb.ru/news/one_news?id=41 (дата обращения: 16.04.2014)

7. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс] / Консультант Плюс [web-сайт]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70286210/#block_3000 (дата обращения: 16.04.2014)

8. Постановление Правительства Оренбургской области от 23 мая 2013 года №397-п «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области» [Электронный ресурс] / Правительство Оренбургской области [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/ magnoliaPublic/regportal/Info/areas/oceffect.html (дата обращения: 16.04.2014)

9. Указ Губернатора Оренбургской области от 24 апреля 2013 года №437-ук «О порядке выделения грантов городским округам и муниципальным районам Оренбургской области по результатам оценки показателей эффективности деятельности» [Электронный ресурс] / Правительство Оренбургской области [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/Info/areas/oceffect.html (дата обращения: 16.04.2014)

10. Сводный доклад Оренбургской области об эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам 2010 года [Электронный ресурс] / Правительство Оренбургской области [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/Info/areas/oceffect.html (дата обращения: 16.04.2014)

11. Сводный доклад Оренбургской области об эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам 2011 года [Электронный ресурс] / Правительство Оренбургской области [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/Info/areas/oceffect.html (дата обращения: 16.04.2014)

12. Сводный доклад Оренбургской области об эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам 2012 года [Электронный ресурс] / Правительство Оренбургской области [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/Info/areas/oceffect.html (дата обращения: 16.04.2014)

Сведения об авторе:

Серяева Мария Геннадьевна, доцент кафедры финансов Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: maria2479@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.