Научная статья на тему 'К вопросу о повышении качества организации и осуществления бюджетного процесса в Брянской области (субрегиональный уровень)'

К вопросу о повышении качества организации и осуществления бюджетного процесса в Брянской области (субрегиональный уровень) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / ИНДИКАТОРЫ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА / MONITORING / INDICATORS / QUALITY ASSESSMENT / ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF THE BUDGETARY PROCESS / INTERBUDGET ADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прудников С. П., Прудникова Е. П.

В статье представлен методологический подход к оценке качества организации и осуществления бюджетного процесса городских округов и муниципальных районов. Предлагается методика распределения средств дотации на стимулирование муниципальных образований по результатам мониторинга оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о повышении качества организации и осуществления бюджетного процесса в Брянской области (субрегиональный уровень)»

УДК 330.342.3

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (СУБРЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

С.П. Прудников, Е.П. Прудникова

В статье представлен методологический подход к оценке качества организации и осуществления бюджетного процесса городских округов и муниципальных районов. Предлагается методика распределения средств дотации на стимулирование муниципальных образований по результатам мониторинга оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса.

Ключевые слова: межбюджетное регулирование, мониторинг, индикаторы, оценка качества, организация и осуществление бюджетного процесса.

В ходе осуществления реформы бюджетного процесса в контексте реформирования местного самоуправления возрастает актуальность совершенствования организации межбюджетных отношений на субрегиональном уровне бюджетной системы государства. Осуществление межбюджетного регулирования, в том числе и на территории Брянской области, осуществляется в рамках утвержденной Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, а также в ходе реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов по направлениям государственной политики. Законодательная база в части реализации основных направлений бюджетной политики предполагает повышение качества финансового менеджмента через механизм совершенствования управления общественными финансами.

Необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств и создание стимулов к повышению качества управления бюджетным процессом субъектов бюджетного планирования в ходе осуществления экономических отношений является приоритетным направлением бюджетной политики на всех уровнях бюджетной системы страны. Управление общественными финансами, в основу которого положено данное направление развития системы финансового менеджмента в общественном секторе экономики, предполагает реализацию мер административно распорядительного характера по осуществлению правил и процедур, связанных с бюджетным планированием, исполнением бюджета, составлением финансовой и бюджетной отчетности, проведением мониторинга и оценки эффективности.

Для оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации предусматривается создание системы мониторинга показателей оценки качества бюджетного процесса. Показатели такой оценки должны содержать индикаторы использования в бюджетном процессе инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, и показателей состояния нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса.

В Брянской области данный процесс осуществляется через мероприятия по проведению мониторинга оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса городских округов и муниципальных районов.

Мониторинг включает в себя систему индикаторов на соответствие плановых и отчетных показателей местных бюджетов условиям качества организации и осуществления бюджетного процесса (проводится по итогам завершения финансового года на основе годового отчета об исполнении местных бюджетов).

Определение значений показателей, используемых для целей мониторинга, осуществляется на единой для всех муниципальных образований методологической основе согласно порядку осуществления мониторинга с применением системы индикаторов, включающих показатели состояния нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса и финансового состояния муниципальных образований. В качестве средств оценки используется бальная оценка с интервалами нормативных значений.

Если содержание индикатора не лежит в интервале нормативного значения, то по данному индикатору присваивается оценка равная 0. Суммарная оценка по индикаторам рассчитывается по формуле:

Р = , где

Р - комплексная оценка финансового положения (соблюдения требований бюджетного законодательства, качества управления финансами) муниципального образования;

W 1 - удельный вес ьго индикатора.

Индикаторы годовой оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса

отражают ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности, устойчивость по отношению к воздействию негативных внешних факторов.

Муниципальное образование считается соответствующим качеству организации и осуществления бюджетного процесса, если значения показателей соблюдения требований бюджетного законодательства и качества управления местными бюджетами по показателям, утвержденным решением о бюджете муниципального образования, данным отчета об исполнении бюджета муниципального образования и другой информации не превышают следующих значений (таблица 1):

Анализ показателей мониторинга свидетельствует о следующем.

Наличие решения о бюджете, утвержденного сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период, свидетельствует о расширении горизонта планирования и обеспечивает соблюдение одного из индикаторов.

Наилучшее исполнение плана по расходам в разрезе статей укрупненной структуры расходов бюджета по основным отраслям говорит о соблюдении приоритетов, установленных бюджетной политикой муниципальных образований.

Результат выполнения индикатора, отражающего изменение темпов роста налоговых и неналоговых доходов местного бюджета к соответствующему периоду финансового года, предшествующего текущему, свидетельствует о соотношении темпов роста налоговых и неналоговых доходов местного бюджета с темпами роста по муниципальным образованиям области (таблица 2).

Индикатор, характеризующий отношение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями по муниципальным образованиям на конец отчетного периода к утвержденному решением о бюджете муниципального образования годовому объему расходов по оплате коммунальных услуг из местного бюджета отражает степень риска, обусловленного неоплатой задолженности ежемесячно по отношению к объему средств на исполнение расходных обязательств муниципалитета.

В ходе сопоставления размера оплаты труда муниципальных служащих к размеру оплаты труда государственных гражданских служащих устанавливается превышение/непревышение среднего объема расходов на оплату труда в расчете на одного муниципального служащего, финансируемого за счет средств местного бюджета, по отношению к среднему объему расходов на оплату труда в расчете на одного гражданского служащего, финансируемого за счет средств областного бюджета.

Установленные органами местного самоуправления тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения согласно индикатору PK8 должны соответствовать нормативному значению среднего уровня платежей граждан за содержание и ремонт жилого помещения и предоставленные коммунальные услуги.

Фактический уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг за отчетный период определяется соответствием нормативно установленному значению (свыше 95%).

Доля расходов местного бюджета, формируемых в рамках долгосрочных целевых программ, в общем объеме расходов местного бюджета (за исключением субвенций на исполнение делегируемых полномочий) на основании индикатора PK10 должна соответствовать установленному нормативному значению свыше 20%.

Таблица 1

Показатели, используемые для целей мониторинга оценки качества организации и

осуществления бюджетное процесса городских округов и муниципальных районов

Индикатор Содержание индикатора Формула расчета значения индикатора Нормативное значение Удельный вес индикатора

1 2 3 5 6

Условия качества управления местными бюджетами

Наличие бюджета, PK1 = да (нет),

утвержденного сроком где

PK1 на три года - очередной финансовый год и плановый период PK1i - значение индикатора по муниципальному образованию да 1,00

Исполнение плана по PK2 = MAX{(Af-Ap)/Ap;(Bf-Bp)/Bp;(Cf-

расходам в разрезе Cp)/Cp;(Df-Dp)/Dp},

PK2 статей укрупненной структуры расходов бюджета* где MAX - максимальное значение; A - расходы на образование; B - расходы на здравоохранение, <0,05 1,20

физическую культуру и спорт; С - расходы на жилищно-коммунальное хозяйство; Б - расходы на транспорт, связь и информатику; р - утверждено законом о бюджете муниципального образования; f - фактически израсходовано

РК3 Темп роста налоговых и неналоговых доходов местного бюджета к соответствующему периоду финансового года, предшествующего текущему* РК3 =А1/Б1, где А1 - объем налоговых и неналоговых доходов местного бюджета на конец отчетного периода текущего финансового года; Б1 - объем налоговых и неналоговых доходов местного бюджета на конец отчетного периода финансового года, предшествующего текущему >1,0 1,00

РК4 Кредиторская задолженность муниципального образования по выплате заработной платы* РК4 = А1, где А1 - кредиторская задолженность по выплате заработной платы по муниципальному образованию на конец отчетного периода 0,0 1,20

1 2 3 4 5

РК5 Кредиторская задолженность муниципального образования по начислениям на оплату труда* РК5 = А! где А1 - кредиторская задолженность по начислениям на оплату труда по муниципальному образованию на конец отчетного периода 0,0 1,20

РК6 Кредиторская задолженность муниципального образования по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями* РК6 = А1/Б1, где А1 - кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями по муниципальному образованию на конец отчетного периода; Б1 - утвержденный решением о бюджете муниципального образования годовой объем расходов по оплате коммунальных услуг из местного бюджета в расчете на месяц <1,00 1,20

РК7 Отношение размера оплаты труда муниципальных служащих к размеру оплаты труда государственных гражданских служащих РК7 = А1/Б1, где А1 - средний объем расходов на оплату труда в расчете на одного муниципального служащего, финансируемого за счет средств местного бюджета, за последний отчетный период; Б1 - средний объем расходов на оплату труда в расчете на одного гражданского служащего, финансируемого за счет средств областного бюджета, за последний отчетный период. <1,00 1,20

РК8 Средний уровень платежей граждан за содержание и ремонт жилого помещения и предоставленные коммунальные услуги, сложившийся из установленных органами местного самоуправления РК8 = А1, где А1 - установленный уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в среднем по муниципальному образованию в отчетном периоде >0,95 1,00

тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения

1 2 3 4 5

го Фактически сложившийся средний уровень платежей граждан за содержание и ремонт жилого помещения и предоставленные коммунальные услуги РК9 = А1, где А1 - фактический уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг по муниципальному образованию за отчетный период >0,95 1,00

РК10 Удельный вес расходов местного бюджета, формируемых в рамках программ (долгосрочных, ведомственных и других муниципальных целевых программ), в общем объеме расходов местного бюджета (за исключением субвенций) РК10 = А1/Б1 где А1 - утвержденный объем расходов местного бюджета, формируемых в рамках программ; Б1 - общий объем расходов местного бюджета (за исключением субвенций) >0,20 >0,20

РК11 Сумма просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам муниципального образования РК11 = А1 + Б1 + В1, где Л1 - просроченная задолженность по долговым обязательствам муниципального образования по предоставленным из областного бюджета бюджетным кредитам на конец отчетного периода; Б1 - обязательства муниципального образования (по номинальной стоимости), возникшие в результате размещения ценных бумаг, сроки погашения по которым истекли; В1 - просроченная задолженность по долговым обязательствам муниципального образования, возникшим в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), на конец отчетного периода 0 0

РК12 Отношение просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств и (или) бюджетных обязательств муниципального образования к объему собственных доходов местного бюджета за последний отчетный год РК12 = А1/Б1, где Л1 - просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств и (или) бюджетных обязательств муниципального образования; Б1 - объему собственных доходов местного бюджета за последний отчетный год <0,30 <0,30

Таблица 2

Индикатор РК3 мониторинга оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса за 2010 год, характеризующий темп роста налоговых и неналоговых доходов местного бюджета к соответствующему периоду финансового года, предшествующего текущему_

РК3 Объем налоговых и неналоговых доходов местного бюджета на конец отчетного периода текущего финансового года, тыс.руб. Объем налоговых и неналоговых доходов местного бюджета на конец отчетного периода финансового года, предшествующего текущему, тыс.руб. Темп роста налоговых и неналоговых доходов местного бюджета к соответствующему периоду финансового года, предшествующего текущему* Нормативное значение Удельный вес индикатора

Аi Бi РК3 =А1/Б1 >1,0 1,0

на 01.01.2011 на 01.01.2010

1. г.Брянск 3 270 288 2 735 684 1,2 1,0 1,0

2. Дятьковский р-н 147 594 136 421 1,1 1,0 1,0

3. г.Клинцы 348 906 243 914 1,4 1,0 1,0

4. г.Новозыбков 157 125 125 826 1,2 1,0 1,0

5. г.Сельцо 51 821 100 721 0,5 - 0,0

6. Брасовский р-н 57 834 49 314 1,2 1,0 1,0

7. Брянский р-н 228 037 142 638 1,6 1,0 1,0

8. Выгоничский р-н 54 056 48 738 1,1 1,0 1,0

9. Гордеевский р-н 17 977 13 968 1,3 1,0 1,0

10. Дубровский р-н 57 997 55 401 1,0 1,0 1,0

11. Жирятинский р-н 16 454 12 807 1,3 1,0 1,0

12. Жуковский р-н 111 413 91 461 1,2 1,0 1,0

13. Злынковский р-н 29 133 25 793 1,1 1,0 1,0

14. Карачевский р-н 89 986 79 436 1,1 1,0 1,0

15. Клетнянский р-н 33 175 31 419 1,1 1,0 1,0

16. Климовский р-н 64 584 52 333 1,2 1,0 1,0

17. Клинцовский р-н 26 526 23 809 1,1 1,0 1,0

18. Комаричский р-н 38 246 33 613 1,1 1,0 1,0

19. Красногорский р-н 23 508 21 786 1,1 1,0 1,0

20. Мглинский р-н 30 206 27 156 1,1 1,0 1,0

21. Навлинский р-н 60 066 53 484 1,1 1,0 1,0

22. Новозыбковский р-н 12 968 10 332 1,3 1,0 1,0

23. Погарский р-н 71 979 59 049 1,2 1,0 1,0

24. Почепский р-н 114 066 97 677 1,2 1,0 1,0

25. Рогнединский р-н 13 766 12 643 1,1 1,0 1,0

26. Севский р-н 46 591 38 504 1,2 1,0 1,0

27. Стародубский р-н 32 339 28 220 1,1 1,0 1,0

28. Суземский р-н 39 233 36 823 1,1 1,0 1,0

29. Суражский р-н 69 179 58 643 1,2 1,0 1,0

30. Трубчевский р-н 89 532 67 249 1,3 1,0 1,0

31. Унечский р-н 148 119 134 747 1,1 1,0 1,0

34. г.Фокино 48 998 43 920 1,1 1,0 1,0

36. г.Стародуб 73 754 66 375 1,1 1,0 1,0

ИТОГО 5 675 457 4 759 904

*консолидированный бюджет муниципального образования

Одним из индикаторов, отслеживающим практику обслуживания и погашения долговых обязательств муниципального образования, служит показатель отсутствия просроченных долговых обязательств. Отсутствие просроченного долга перед областным бюджетом по бюджетным кредитам свидетельствует об умеренном финансовом риске по индикатору долговой нагрузки.

Результат сложившегося отношения просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств и (или) бюджетным обязательствам муниципального образования к

объему собственных доходов местного бюджета по всем муниципальным образованиям области не должен превышать предельного значения - 30%.

В целях стимулирования муниципальных образований на уровне муниципальных районов и городских округов по улучшению качества организации и осуществления бюджетного процесса при формировании областного бюджета могут быть предусмотрены средства дотации на стимулирование по результатам мониторинга организации и осуществления бюджетного процесса муниципальными образованиями.

В рамках предусмотренных средств целесообразно распределять дотации между не более 10 муниципальными районами и городскими округами, полностью обеспечившими выполнение требований действующего законодательства, у которых суммарные оценки показателей из общего числа муниципалитетов наибольшие.

Методика распределения указанных средств между муниципальными районами и городскими округами предполагает производить расчет по следующей формуле:

Да - объем дотации бюджетам муниципальных образований на стимулирование по результатам мониторинга оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов;

С - общий объем дотации на стимулирование муниципальных районов и городских округов, предусмотренный областным бюджетом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бi - суммарная балльная оценка i-го муниципального района и городского округа по всем индикаторам мониторинга;

^Bi - общая суммарная балльная оценка муниципальных районов и городских округов по всем индикаторам мониторинга;

n - число муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, качество организации и осуществления бюджетного процесса является инструментом повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, обеспечивая направление общественных финансов на достижение целей в рамках стратегии социально-экономического развития территории в соответствии с потребностями общества и экономики муниципальных образований. Важный аспект в этой связи отводится выбору методологического подхода при установлении методических основ, определении критериев оценки качества управления общественными финансами и создании стимулов повышения качества управления бюджетным процессом.

In article the methodical approach to an assessment of quality of the organization and implementation of the budgetary process of municipalities is presented. The design procedure of the grant for encouragement of municipalities by results of monitoring of an assessment of quality of the organization and implementation of the budgetary process is offered. The key words: Interbudget adjustment, monitoring, indicators, quality assessment, organization and implementation of the budgetary process

1. Постановление администрации Брянской области от 25 декабря 2009 года № 1472 «О мониторинге соблюдения органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области требований бюджетного законодательства и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса»

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. № 1123-р «Об утверждении Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года»

Об авторах:

Прудников С.П. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

Прудникова Е.П. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

n

Список литературы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.